страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Модели и методы поддержки принятия решений по согласованию показателей социально-экономического - страница №1/2
На правах рукописи Бондаренко Юлия Валентиновна МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Специальность 05.13.10 – управление в социальных и экономических системах диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук Москва – 2013 Работа выполнена в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Академия управления МВД Российской Федерации»
Защита состоится «31» октября 2013 г. в 14.30 ч. на заседании диссертационного совета Д 203.002.04, созданном на базе Академии управления МВД России по адресу: 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в ауд. 415. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России. Автореферат разослан «19» июля 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат технических наук Б.А. Торопов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1 Формирование этих условий является одной из важнейших современных задач на региональном уровне и предполагает решение целого комплекса социальных проблем, определяющими среди которых являются: высокий уровень безработицы, преступности, неравенства и бедности, низкий показатель коэффициента рождаемости и т.п. Подчеркнем, что значительная часть перечисленных проблем имеет экономическую основу, поэтому представляется целесообразным для их решения активно задействовать возможности и ресурсы хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона. Оказывая целенаправленное воздействие на такие субъекты, администрация конкретных регионов, используя различные формы и методы регулирования, может мотивировать их в процессе осуществления экономической деятельности на такие ее результаты, достижение которых обеспечит уровень социального развития, приемлемый для данного региона (или, другими словами, используя различные формы и методы управления, мотивировать на согласование значений актуальных для региона показателей социального развития со значениями экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов). Попытки такого воздействия предпринимались и ранее, однако их низкая эффективность свидетельствует о необходимости детальной проработки существа проблемы, использования научного подхода к ее анализу. Сложность решения данной задачи во многом определяется значимыми характеристиками, особенностями социально-экономической системы (СЭС) региона такими, как крупномасштабность, иерархичность, динамичность. Его хозяйствующие субъекты обладают достаточно высокой степенью самостоятельности и активности, способствующей свободной реализации собственных интересов. В этой связи эффективность согласования социальных и экономических показателей развития такой системы в значительной степени зависит от способности региональных органов управления правильно оценивать и использовать весь спектр ее особенностей в направлении построения единой системы, обеспечивающей решение социальных задач не только в текущий период, но и в длительной перспективе. Поиск подходов к согласованию показателей социально-экономического развития региона может быть осуществлен с использованием моделей и методов поддержки принятия решений, базирующихся на комплексном исследовании его системных связей, особенностей функционирования и взаимодействия не только хозяйствующих субъектов, но и субъектов управления. Кроме того, названные модели и методы позволяют, на основе анализа состояния социально-экономической системы региона, формализации структуры, обосновать использование тех или иных форм и методов регулирования, обеспечивающих его поступательное развитие. Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования определяется необходимостью разработки теоретически обоснованных и методически подготовленных к практическому внедрению математических моделей, методов, процедур и алгоритмов, обеспечивающих поддержку процесса принятия решений по согласованию социальных и экономических показателей развития, направленных на преодоление проблем современного региона и повышение качества жизни его населения. Степень научной разработанности проблемы. Научный поиск модельного инструментария поддержки принятия решений по согласованию показателей социально-экономического развития опирается, прежде всего, на исследования сущности данного процесса, раскрываемую в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: А.Г. Гранберг, К.А. Багриновский, А.А. Богданов, Л.В. Канторович, Н.Д. Кондратьев, С.П. Курдюмов, В.И. Маевский, В.Л. Макаров, В.С. Немчинов, В.М. Полтерович, О.С. Пчелинцев, С.П. Курдюмов, А.И. Татаркин, С.С. Шаталин, Н.П. Федоренко, М. Месарович, П. Ромер, Р.Солоу и мн. др. В теоретическое обоснование методов и механизмов управления, в том числе и на региональном уровне, внесли большой вклад Ф.Т. Алескеров, В.Н. Бурков, Ю.Б. Гермейер, В.А. Ириков, В.В. Кульба, В.В. Кондратьев, А.Ф. Кононенко, Н.Н. Моисеев, Д.А. Новиков, Р.М. Нижегородцев, Г.А. Туманов, С.Л. Чернышев, А.В. Щепкин. Приложения математических моделей и методов к решению задач управления и согласования показателей социально-экономического развития региона в нашей стране долгое время детерминировались определением нормативных потребностей его населения в дефицитных благах и поиском путей их удовлетворения. Здесь отметим работы А.Г. Аганбегяна, В.А.Волконского, Ю.Н. Гаврильца, Н.М. Римашевской, А.А. Шананина. Смена социально-экономического уклада, переход к рыночной экономике привели к появлению новых актуальных задач, связанных с формированием и выбором приоритетных целевых программ социально-экономического развития; управлением устойчивым развитием; проведением модернизации экономической системы; управлением инновациями; согласованием интересов на различных уровнях иерархии управления и т.п. В развитие представленных направлений большой вклад внесли труды С.А. Айвазяна, М.М. Албегова, С.А. Баженова, С.А. Баркалова, В.П. Васильева, Н.И. Ведуты, О.Г. Голиченко, В.А. Горелика, И.В. Горошко, В.Г. Гребенникова, М.Г. Завельского, Г.Б. Клейнера, В.Н. Кузнецова, П.Н. Курочки, С.П. Мишина, А.А. Мясникова, Т.И. Овчинниковой, С.Н. Петракова, А.А. Петрова, А.К. Погодаева, В.Я. Райцина, Н.Н. Тренева, В.Н. Тренева, Г.А. Угольницкого, В.В. Цыганова и мн. др. Однако, несмотря на несомненную значимость проанализированных нами работ, следует отметить их ориентированность на изучение экономических аспектов СЭС, конкретизированных в выбранных показателях. Социальная компонента, как правило, выходила за рамки исследования. Вместе с тем, повышения эффективности СЭС (в том числе и регионального уровня), роста качества жизни населения невозможно достичь без динамичного, согласованного развития обеих составляющих – и экономической, и социальной (и, соответственно, их изучения). В этой связи, необходимость обеспечения поддержки принятия решений по согласованию показателей социально-экономического развития региона на основе математических моделей и методов является крупной научной проблемой, имеющей важное хозяйственное значение. Объект исследования. Процесс подготовки и принятия решений, направленных на согласование показателей социально-экономического развития региона. Предмет исследования. Математические модели и методы поддержки принятия решений, обеспечивающие согласование показателей социально-экономического развития региона. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка и теоретическое обоснование новых походов к совершенствованию процесса поддержки принятия решений по согласованию показателей социально-экономического развития региона, основанных на математических моделях и методах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – провести анализ социально-экономической системы региона (СЭСР), выявить проблемы развития и на этой основе сформулировать актуальные направления поддержки принятия решений по согласованию социальных и экономических показателей; – разработать подход к формальному описанию социально-экономической системы региона как сложной, многоуровневой, динамической, активной системы; – сформулировать основные положения и принципы авторской Концепции моделирования развития СЭСР; – опираясь на Концепцию, разработать формальные схемы описания процессов функционирования, развития и взаимодействия элементов социально-экономической системы региона; – разработать теоретическое обоснование типов регулирования хозяйствующих субъектов региона в целях обеспечения согласования показателей социально-экономического развития; – разработать механизмы согласования показателей социально-экономического развития региона; – сформировать модели и методы поддержки принятия решений по достижению требуемого значения уровня безработицы; – разработать математический модельный инструментарий поддержки принятия решений по достижению требуемой величины средней заработной платы в регионе; – разработать модели и алгоритмы поддержки принятия решений по согласованию потребительских цен и доходов населения региона. Научная новизна. В диссертации получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется вкладом в развитие теории принятия решений и практики управления социально-экономическими системами регионального уровня. На основании проведенного исследования сформулированы теоретические положения и выводы, развивающие познания в науке принятия решений, моделирования и управления сложными социально-экономическими системами и процессами. Предложенные формальные конструкции, модели и алгоритмы определяют направление дальнейшего совершенствования процесса принятия эффективных решений по согласованию показателей социально-экономического развития региона на основе применения математического и модельного инструментария, специфика которого обусловлена достижением высокого качества жизни населения. Практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование процесса поддержки принятия управленческих решений в регионе на основе разработанных механизмов согласования показателей социально-экономического развития. Представленные в работе модели принятия решений субъектами экономической системы, на основании которых формируются механизмы согласования показателей, имеют самостоятельную практическую ценность как математический инструментарий поддержки управления развитием хозяйствующих субъектов региона, что позволяет использовать результаты исследования в практике управления предприятиями. Теоретические и практические результаты диссертационной работы внедряются в деятельность структурных подразделений Управы Советского городского округа г. Воронеж, Управы Ленинского городского округа г. Воронеж, администрации Россошанского муниципального района Воронежской области, администрации Борисоглебского района Воронежской области, администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области, а также ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Полученные в исследовании результаты включены в программы учебных курсов: «Теория игр», «Принятие решений», «Основы моделирования макро – и микроэкономических процессов», преподаваемых на факультете прикладной математики, информатики и механики и экономическом факультете в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»; «Исследование операций при моделировании социально-экономических систем» в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»; «Методы принятия управленческих решений», «Методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений в социальных и экономических системах», «Методы и модели оптимального управления в социальных и экономических системах», читаемых в АНОО ВПО «Воронежский институт высоких технологий». Теоретической базой исследования послужили общие положения системного анализа, теории управления активными и организационными системами, социологии, региональной экономики и регионального управления, а также работы по государственному регулированию экономики. Основные результаты работы получены с использованием методов системного анализа, теории управления, теории активных систем, исследования операций, теории игр, оптимизации, теории выбора и принятия решений, математического моделирования, экспертного оценивания, эконометрики. Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения и результаты:
Степень достоверности исследования обусловлена применением современного научно-методического аппарата; использованием широкой эмпирической базы, основу которой составила статистическая информация по социально-экономическим показателям более 80 регионов и муниципальных образований Российской Федерации за период 1995–2013 годы, а также статистическая и бухгалтерская отчетность ряда предприятий г. Воронежа и Воронежской области; анализом официальных отчетов по итогам социально-экономического развития 34 муниципальных образований Воронежской области за период 2000–2013 годы и докладов Министерства регионального развития о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации. Нормативная правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации 1993 года, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации», законом Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу». Научные положения, теоретические выводы, включенные в диссертацию, обоснованы математическими выкладками и доказательствами. Разработанные модели и алгоритмы прошли проверку при внедрении в практику управления. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце автореферата, соискателем разработана формализация экономической системы региона и взаимодействия ее элементов [6, 10], сформирована динамическая модель согласованного управления траекторией развития СЭСР [11], сформирована общая двухуровневая модель согласованного управления сбалансированным развитием СЭСР, предложены оптимизационные модели взаимодействия субъектов экономической системы и алгоритмы их решения [8, 9], разработан алгоритм решения задачи управления социально-экономической системой [7], предложена многоуровневая модель управления поведением субъектов экономической системы [13], сформирован алгоритм решения задачи управления развитием экономической системы [12], предложены механизмы регулирования процессов самоорганизации СЭСР [1]. Структура работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, 4 раздела, заключение, список литературы и 5 приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень ее разработанности, сформулированы объект, предмет, цели и задачи работы, выделена научная новизна, обоснована теоретическая и практическая значимость, приведены методология и методы исследования, а также основные положения, выносимые на защиту, определена степень достоверности результатов, приведены сведения об апробации и практическом внедрении. В первом разделе раскрываются понятие и содержание социально-экономической системы и социально-экономического развития региона, соответствующие современным представлениям о высокой значимости социума. Социально-экономическая система региона рассматривается как управляемая система, а администрация региона обозначена в исследовании как Управляющий Центр СЭСР. Основными элементами СЭСР являются социальная и экономическая системы. Социальная система региона определяется как общность индивидуумов, классов, национальных сообществ и других групп граждан, проживающих на территории региона, объединенных формами совместной жизнедеятельности, а также общими интересами и потребностями, заключающимися в достойных условиях и высоком качестве жизни в регионе. Экономическая система региона представляется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих хозяйствующих субъектов (ХС), расположенных на территории региона и реализующих экономические интересы и цели посредством осуществления экономической деятельности. Социально-экономическую систему региона предлагается описывать как сложную, динамическую, развивающуюся, активную систему: , где – системное время, принимаемое как дискретное; – многоуровневая структура системы; – множество состояний системы; – совокупность или структура целей, включающая цели развития элементов системы; – условия существования СЭСР; – входной и выходной потоки; – совокупность технологий (методов, операций, приемов, этапов, алгоритмов и т.п.), реализующих функционирование и развитие системы. В ракурсе решения социальных задач проводится оценка современного состояния, выявляются проблемы и обозначаются тенденции социально-экономического развития региона. На основании проведенного анализа формируется множество экономических и социальных показателей, согласование которых является необходимым условием повышения качества жизни в регионе. В качестве социальных показателей развития региона в работе рассматриваются: показатели качества жизни населения; среднемесячная номинальная заработная плата в регионе, число зарегистрированных преступлений; уровень безработицы; численность и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности); стоимость минимальной потребительской корзины и фиксированного набора потребительских товаров и услуг; коэффициент рождаемости и т.п. Среди экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов в работе выделяются: величина среднемесячной номинальной заработной платы, а также количество свободных рабочих мест, численность работников на предприятиях и индексы их изменения, цены на продукцию региональных производителей (в частности, на включенные в минимальную потребительскую корзину товары). При этом согласование показателей социально-экономического развития региона понимается как процесс обеспечения значений социальных показателей развития на заданном (установленном администрацией региона) уровне посредством целенаправленного воздействия на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поддержку согласования показателей социально-экономического развития региона предлагается осуществлять на основе разработанной процедуры, отражающей основные этапы этого процесса и представленной на рисунке 1. Количественное измерение параметра лояльности каждого ХС предлагается осуществлять на основе его представления как степени, с которой совокупность показателей (параметров, характеристик) хозяйствующего субъекта отвечает социальным и экономическим требованиям (задачам, установкам), формируемым Управляющим Центром СЭСР. В этом случае параметр лояльности предлагается рассматривать как комплексную оценку следующего вида: где – интегральная оценка соответствия показателей муниципального образования, на территории которого функционирует хозяйствующий субъект, социальным требованиям, ; – интегральная оценка соответствия показателей хозяйствующего субъекта экономическим требованиям, . В работе приведены возможные типы интегральных оценок и , а при проведении практических расчетов обоснованно мультипликативное представление каждой из них на основе значений частных показателей:, где , , – соответственно оценка соответствия го частного показателя предъявляемым требованиям ; нормированное значения показателя; нормированное значение требования к показателю. Основное содержание Концепции составляют разработанные специальные принципы, на основе которых осуществляется учет социальных аспектов в моделях развития СЭСР. Среди них: принцип представления экономической системы как способной оказать поддержку в решении социальных задач; принцип учета саморазвития и самоорганизации социально-экономической системы в направлении повышения социальной эффективности; принцип ориентации на перспективные потребности социума; принцип социальной оценки не только результата, но и способов его достижения; принцип учета взаимодействия и взаимного влияния социальной и экономической систем. Опираясь на предложенную Концепцию, в исследовании разработана общая основа модельного представления процессов развития, функционирования и взаимодействия элементов СЭСР – хозяйствующих субъектов (предприятий, групп предприятий) и социальных субъектов (индивидуумов, групп населения). Обозначенные процессы предлагается формализовать в виде гибких схем модельных конструкций унифицированной структуры – преобразователей, а именно: управляемый преобразователь хозяйствующего субъекта; преобразователь «Выбор» социального субъекта. I. Управляющий элемент. II. Производственный элемент, содержащий: 1) звено обработки входного потока; 2) звено распределения входного потока; 3) звено производства; 4) звено развития и расширения производства; 5) звено распределения выходного потока. Формальный описатель управляемого преобразователя -того хозяйствующего субъекта представлен в работе следующей совокупностью: где – вектор входного потока управляющего элемента; – вектор управлений производством; – вектор обратной связи субъекта управления и производства; – оператор формирования управления; – входной поток производственного элемента, не включающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления; – параметры производства системы; – выходной поток производственного элемента (валовой выпуск), распределяемый на собственное производственное потребление в объеме ; воспроизводство, расширение производства и развитие ; функционирование и развитие остальных элементов экономической системы региона ; конечное потребление ; во внешнюю среду ; – оператор предварительного преобразования входного потока; - оператор распределения ресурса на производство и развитие; – оператор производственного преобразования, так, что ; , – оператор изменения параметров производственного звена; – распределитель выходного потока. Схема управляемого преобразователя представлена на рисунке 2. Оценку взаимного влияния субъектов СЭСР в процессе развития, его характера и последствий, предлагается осуществлять на основе введения специальной функции – технологии выбора «состояние-выход». Разработанный инструментарий позволил произвести классификацию воздействий элементов, которая принимается как основа поддержки принятия решений о необходимости принятия мер по согласованию показателей развития региона. Третий раздел исследования посвящен вопросам разработки методов и механизмов согласования показателей социально-экономического развития региона с учетом параметра лояльности хозяйствующих субъектов. В настоящем разделе предложена схема системы согласования, приведена постановка общей математической задачи согласования, уточнены методы и теоретически обоснованы типы регулирования хозяйствующих субъектов, на основе которых формируются механизмы согласования показателей, предложено правило выбора типа регулирования субъекта в зависимости от параметра лояльности. Процесс согласования показателей социально-экономического развития рассматривается на дискретном временном интервале , а в основу его формального описания положено многоуровневое представление структуры СЭСР, включающее: Управляющий Центр СЭСР, как субъект управления верхнего уровня; социальная система региона или его муниципального образования; хозяйствующих субъектов, каждый из которых модельно представлен как субъект управления экономической системы (субъект нижнего уровня) и объект его управления – производство; – порядковый индекс ХС. Для постановки задачи согласования введем следующие обозначения: – вектор значений K социальных показателей (параметров) в момент времени , выбранных для оценки развития региона; – вектор значений M экономических показателей i-того хозяйствующего субъекта; – совокупный вектор значений M экономических показателей ХС региона, где , . При этом считаем, что динамика изменения социальных показателей и их зависимость от экономических показателей ХС описывается соотношением: , где , или в векторной форме: . В работе предполагается, что Управляющим Центром СЭСР определены: 1) «идеальное» значение вектора социальных показателей , а также область его допустимых значений, которая получила название области социального императива: , . 2) «идеальные» с позиции социальных требований значения экономических показателей каждого хозяйствующего субъекта , а также область их допустимых значений (область социального императива ХС): , ; 3) параметры лояльности хозяйствующих субъектов , . Согласование показателей социально-экономического развития осуществляется посредством целенаправленного воздействия Управляющего Центра СЭСР на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов – регулирования . Каждая компонента данного вектора представляет собой вектор регулирований хозяйствующих субъектов в момент времени , определенный на допустимом множестве : В зависимости от регулирования Управляющего Центра СЭСР , i-ый субъект управления экономической системы в каждый момент времени формирует управление , направленное на изменение параметров своего объекта. При этом, опираясь на положения Концепции моделирования, полагаем, что хозяйствующий субъект, обладающий экономическими интересами и характеризующийся определенным значением параметра лояльности, ведет себя рационально и преследует как экономические цели – получение наибольшей прибыли, так и социальные, проявляющиеся в поддержке Управляющего Центра региона в достижении установленных («идеальных») значений социальных показателей. Приоритет каждой из описанных целей определяется на основе параметра лояльности как и соответственно. Схема системы согласования показателей представлена на рисунке 3. Рисунок 3 – Схема системы согласования показателей социально-экономического развития региона В соответствии с введенными обозначениями будем говорить, что показатели социально-экономического развития региона в момент времени t согласованы, если экономические показатели , формируемые в результате деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивают изменение социальных показателей развития в пределах области социального императива: . На основе представленной схемы рисунка 3 в работе сформулирована общая математическая задача согласования показателей социально-экономического развития региона, имеющая двухуровневую структуру. Задача управляющего Центра СЭСР (верхнего уровня): найти регулирование хозяйствующих субъектов экономической системы региона , обеспечивающее в процессе развития региона изменение значений социальных показателей в пределах заданной области социального императива: , . При этом , а экономические показатели формируется на основе решения n задач рационального выбора субъектов управления нижнего уровня с учетом параметра лояльности. Задача субъектов управления экономической системы (нижнего уровня): при данном векторе регулирования найти управление , являющееся решением задачи: , В задаче приняты следующие обозначения: – вектор экономических параметров того хозяйствующего субъекта; – суммарная прибыль того хозяйствующего субъекта; – оценка суммарного отклонения значений экономических показателей того хозяйствующего субъекта от «идеальных»; – оператор, описывающий динамику изменения экономических показателей ХС; – начальные значения соответствующих параметров. Решение поставленной задачи в диссертационном исследовании осуществляется на основе декомпозиции общей математической задачи согласования показателей социально-экономического развития региона на задач регулирования хозяйствующего субъекта в целях обеспечения согласования показателей социально-экономического развития региона. Каждую задачу представим в динамическом и статическом варианте, а индекс хозяйствующего субъекта для удобства будем опускать. Задача управляющего Центра СЭСР (верхнего уровня): Найти регулирование хозяйствующего субъекта региона , обеспечивающее изменение значений показателей экономической деятельности в пределах области социального императива ХС: , . При этом формируется в результате решения задачи нижнего уровня. Задача субъекта управления экономической системы (нижнего уровня): при данном регулировании найти управление , являющееся решением задачи: , 2. Статический вариант Задача управляющего Центра СЭСР (верхнего уровня): найти регулирование такое, что . Задача субъекта управления экономической системы (нижнего уровня): при данном регулировании найти управление , являющееся решением задачи: Здесь – множество допустимых регулирований Управляющего Центра СЭСР; – множество управлений субъекта экономической системы, обеспечивающее за счет соответствующих параметров достижение социального императива ХС; – решение задачи нижнего уровня; – функция, оценивающая степень выполнения социальных требований хозяйствующим субъектом; – функция, отражающая экономические интересы хозяйствующего субъекта в виде максимизации прибыли. Полагая, что и , для статического варианта задачи в работе доказано утверждение, распространенное на динамический случай. Здесь , – оптимальные значения функции цели субъекта нижнего уровня на множестве управлений, не удовлетворяющих и удовлетворяющих условию социального императива. Особые свойства социально-экономической системы региона делают необходимым уточнение классификации регулирующих воздействий, в качестве оснований которой положены методы и предмет регулирования. В работе выделены следующие типы регулирования СЭСР:
В соответствии с выделенными типами, регулирующее воздействие Управляющего Центра СЭСР предлагается представить как вектор , компонентами которого являются побуждение , принуждение , поддержка и регулирование , а допустимое множество регулирований как прямое произведение: . Для выделенных типов регулирования статическая задача субъектов управления нижнего уровня принимает одну из следующих форм: 1. Побуждение: (1) где – множество допустимых управлений субъектов экономической системы при отсутствии регулирования. 2. Принуждение: (2) где - множество допустимых управлений, удовлетворяющих условиям принуждения. 3. Поддержка: (3) где – множество допустимых управлений, расширенное за счет поддержки. 4. Убеждение: , где - достаточно большая константа. 4. Регулирование лояльности: На основании проведенных исследований свойств и особенностей задач (1)–(4) в работе обоснован вывод о том, что эффективность применения каждого типа регулирования связана со значением параметра лояльности субъекта управления экономической системы, что отражено на шкале рисунка 4. Рисунок 4 – Шкала выбора типа регулирования Представленная шкала принимается как инструмент поддержки выбора типа регулирования каждого хозяйствующего субъекта. Более того, параметру обоснованно предписывается роль параметра «настройки» социально-экономической системы региона на решение социальных задач, что учитывается в работе при формировании механизмов согласования показателей социально-экономического развития. Разработанные механизмы согласования представлены в исследовании как комплекс процедур, включающий: механизмы режимов согласования (текущий, программный, скользящий); алгоритмы формирования регулирования (типа побуждение, принуждение, поддержки); механизмы регулирования лояльности (регулирования). Механизмы режимов согласования определяют общую схему процедуры согласования показателей социально-экономического развития региона. На основе алгоритмов осуществляется формирование непосредственно регулирующих воздействий различных типов. Механизмы регулирования лояльности позволяют организовать процесс выбора типов регулирования, соответствующих параметру лояльности, и мотивирующий хозяйствующих субъектов в перспективе к повышению значения этого параметра. Режим согласования напрямую связан с последовательностью и частотой формирования и сообщения регулирующих воздействий. Особенность текущего режима заключается в формировании регулирующего воздействия на данный момент времени, а его механизм представлен в работе в виде шагов следующего алгоритма. В цикле по осуществляется: Шаг 1. Идентификация начальных данных, в том числе и области социального императива каждого хозяйствующего субъекта . Шаг 2. Для каждого хозяйствующего субъекта () решается задача: , (5) Здесь - фиксированные значения соответствующих параметров. Обозначим через - решение задачи (5); . В работе представлена схема программного механизма согласования, когда в начале периода регулирующее воздействие формируется на весь временной интервал, а также обоснован подход к построению алгоритма скользящего режима, связанный с разбиением временного интервала на промежутки. Одной из центральных задач практической реализации предложенных механизмов является формирование правила регулирования на заключительном шаге схемы механизмов режима согласования. Решение поставленной задачи предлагается осуществлять на основе разработки вычислительно реализуемых алгоритмов формирования регулирования типа побуждения, принуждения и поддержки. В качестве одного из инструментов побуждения в исследовании рассмотрено изменение ставки налога на прибыль. В этом случае целевая функция задачи (5) записывается в следующей форме: , где – прибыль субъекта, действующая ставка налога на прибыль. Обозначим через – оптимальное значение задачи (5) с представленной функцией цели, и приведем алгоритм для текущего режима регулирования, учитывающий полномочия Управляющего Центра СЭСР уменьшения ставки налога до обусловленного уровня и опирающийся на предложенный и обоснованный в работе подход к формированию правила поощрения/наказания. Решение оптимизационной задачи: , Если задача не имеет решения – изменение начальных условий посредством допустимого уменьшения констант и , переход к Шагу 1. Иначе – обозначим через – оптимальное значение функции цели, переход к Шагу 2. Шаг 2. Формирование налоговой шкалы: . Останов. В качестве инструмента поддержки в работе рассмотрено распределение дополнительных финансовых средств региональных и федеральных программ развития, а также резервного фонда региона. Построение алгоритма формирования регулирования на основе финансовой поддержки хозяйствующего субъекта предлагается осуществлять на основе следующей формы представления задачи нижнего уровня: ,, (6) где – непрерывные функции, – параметры функций. Поддержка Управляющего Центра СЭСР в размере может привести к изменению параметров системы ограничений, что отразится на допустимом множестве (6): , где задают правила преобразования параметров ограничений. Если задача не имеет решения – изменение начальных условий, переход к Шагу 0. Иначе – – оптимальное значение функции цели, переход к Шагу 3. Шаг 3. Субъект верхнего уровня выделяет средства в размере , но при этом сообщает субъекту нижнего уровня систему денежного штрафа, назначаемую за отклонение от обязательства выполнения требований императива. Таким образом: Здесь – размер кредитной ставки. Останов. Формирование регулирования принуждения в исследовании предлагается осуществлять на основе ограничений деятельности хозяйствующего субъекта, а особенностью разработанного алгоритма является предусмотренное расширение множества ограничений без потери свойства согласования, основанное на следующем доказанном в работе утверждении. Здесь – оптимальное значение функции цели субъекта нижнего уровня на множестве управлений, удовлетворяющих условию социального императива; – множество управлений, не удовлетворяющих условиям императива и при которых значение функции цели субъекта нижнего уровня меньше константы . Обозначенные механизмы режимов согласования и алгоритмы формирования регулирующих воздействий представляют собой гибкую формальную основу поддержки принятия решений по согласованию показателей развития региона. Поддержку выбора типа регулирования предлагается осуществлять на основе механизмов регулирования лояльности. Механизмы (системы) регулирования лояльности (регулирования) понимаются как процедуры, позволяющие организовать процесс выбора типов регулирования хозяйствующих субъектов региона – соответствующих параметру лояльности и мотивирующих в перспективе к его повышению. В основу разработанного в исследовании механизма положена шкала рисунка 4, позволяющая рассматривать параметр лояльности хозяйствующего субъекта как коэффициент предпочтительности выбора каждого из типов. Система -регулирования отражена в таблице 1 и представлена в виде совокупности следующих пар: , где - показатель предпочтительности выбора типа регулирования в зависимости от параметра хозяйствующего субъекта. При этом считается, что – достаточно высокое значение данного параметра. Таблица 1 – Система регулирования лояльности
следующая страница >> |
|