Похожие работы
|
Методика исследования интернет-ресурсов технология составления обобщенной характеристики - страница №1/1
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1.Технология составления обобщенной характеристики объекта исследования
Наименование этапа
|
Вид результата
|
Требования к представлению результата
|
Примечания
|
1.1. Изучение понятийного аппарата, отражающего объект исследования в первичном документальном потоке
|
Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования, его виды и свойства (атрибуты).
|
Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде иерархической схемы терминов и понятий и двух матриц. Первая матрица должна характеризовать виды объекта исследования, при этом ее строки должны содержать сведения о видах объекта исследования, а столбцы - источники выявления этих сведений. Вторая матрица должна характеризовать свойства (атрибуты) объекты, при этом строки ее должны содержать сведения о выявленных атрибутах, а столбцы – источники выявления этих сведений.
|
Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются нормативно-технические, методические, учебные, справочные издания. Для изучения современного состояния и тенденций развития объекта, а также изучения инновационных объектов, не нашедших отражение в вышеприведенных видах изданий, необходимо использовать периодическую печать по данной предметной области, которая является источником новейшей информации.
|
-
Изучение лексики, характеризующей объекта исследования в ИПЯ
|
Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования, его виды и свойства (атрибуты).
|
Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде фрагментов ИПЯ и двух матриц. Первая матрица должна характеризовать виды объекта исследования, при этом ее строки должны содержать сведения о видах объекта исследования, а столбцы - источники выявления этих сведений. Вторая матрица должна характеризовать свойства (атрибуты) объекты, при этом строки ее должны содержать сведения о выявленных атрибутах, а столбцы – источники выявления этих сведений.
|
Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются ИПЯ различных типов, включая классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ДКД, ГРНТИ, классификаторы ТЭСИ), дескрипторные ИПЯ (дескрипторные словари, информационно-поисковые тезаурусы).
|
1.3. Изучение лексики, отражающей объект исследования в отраслевых нормативных документах
|
Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования и его свойства (атрибуты).
|
Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде иерархической схемы, например:
1.
1.1.
1.1.1.
2.
|
Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются отраслевые нормативные документы, например, «Паспорт культурной жизни региона», разработанный ГИВЦ МК РФ для учреждений социально-культурной сферы. (см. Интернет- сайты соответствующих Министерств)
|
1.4. Изучение лексики, отражающей объект исследования в методических рекомендациях окрытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубикон»
|
Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования и его свойства (атрибуты).
|
Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде иерархической схемы, например:
1.
1.1.
1.1.1.
2.
|
Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются методические рекомендации открытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубикон» (www.rubicon.ru)
|
1.5. Составление обобщенной характеристики объекта исследования
|
Обобщенные иерархические схемы видов и свойств (атрибутов) объекта исследования
|
Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде обобщенных иерархических схем: видов и свойств (атрибутов) объекта исследования; таблицы, характеризующей частоту встречаемости в различных документах и ранг выявленных свойств (атрибутов) объекта исследования; таблицы, характеризующей состав блоков свойств (атрибутов) объекта исследования.
|
Источниками составления обобщающих документов являются результаты изучения объекта исследования на этапах 1.1. – 1.4.; а так же сведения отраженные в приложениях 1,2. В иерархических схемах нижний уровень иерархии должен быть представлен лексическими единицами, характеризующими логически неделимые элементы иерархии (реквизитами- признаками, реквизитами-основаниями). При этом в составе иерархической схемы должны быть выделены (цветом, пунктирной линией, курсивом) узлы, в которых размещены атрибуты, которые могут быть оценены количественно.
|
-
Технология изучения Интернет-ресурсов
Наименование этапа
|
Вид результата
|
Требования к представлению результата
|
Примечания
|
2.1. Выявление Интернет-сайтов в соответствии с заданным объектом исследования
|
Перечень Интернет-сайтов, расположенных по алфавиту названий объектов и пронумерованных сквозной нумерацией
|
Результаты должны быть представлены в виде таблиц, характеризующих, состав сайтов в разрезе региона, России, зарубежных стран с указанием наименования предприятия и организации – обладателя сайта, URL – адреса, дата регистрации (дата последнего обновления или периодичность), количество суточных посещений на момент изучения сайта. Каждому выявленному сайту должен быть присвоен порядковый номер. Приложение 1.
|
Источниками составления являются Интернет-сайты Министерств и ведомств, а также предприятий и организаций- объектов исследования.
|
2.2. Определение количественных параметров сайтостроения в соответствии с заданным объектом исследования
|
Таблицы и гистограммы
|
Результаты должны быть представлены абсолютными и относительными показателями, характеризующими количество предприятий (организаций) - объектов исследования в регионе, России, за рубежом и количество объектов исследования, имеющих Интернет-сайты.
Приложение 2
|
Источниками выполнения данного этапа являются сведения, представленные на Интернет-сайтах Министерств, ведомств, Администраций краев и областей, отечественных и зарубежных предприятий и организаций; а также сведения, отраженные в справочных документах. При затруднении получить необходимые сведения об изучаемом объекте при осуществлении поиска по выделенным ключевым словам рекомендуется использовать ссылки на другие сайты, представленные в составе выявленных сайтов.
|
2.3. Определение количества вложений в составе сайта
|
Таблицы и гистограммы
|
Результаты должны быть представлены абсолютными и относительными показателями, характеризующими количество сайтов с определенным уровнем вложений, выявленных на сайтах региона, России, мира. Приложение 3
|
Источником сведений об уровнях вложения являются гиперссылки на всех рубриках выявленных сайтов.
|
2.4. Определение состава рубрик и подрубрик, выделенных в составе Интернет-сайтов объекта исследования
|
Матрицы, таблицы и диаграммы
|
Результаты должны быть представлены в виде матриц, строки которых содержат названия рубрик и подрубрик сайтов в соответствии с уровнями вложения, а столбцы наименования сайтов; таблиц в которых указана частота встречаемости каждой рубрики и подрубрики в абсолютных и относительных показателях; а также таблиц, в которых рубрики представлены в соответствии с убыванием присвоенного им по частоте встречаемости ранга. Диаграммы должны характеризовать состав рубрик и подрубрик выявленных сайтов в относительных показателях. Все матрицы, таблицы и диаграммы должны быть выполнены в разрезе сайтов региона, России, мира. Приложение 4, 5.
|
Источником сведений о составе рубрик и подрубрик являются как главная, так и другие страницы Интернет-сайта
|
2.5. Установление зависимости между типом рубрики и уровнем вложения
|
Таблица
|
Результаты должны быть представлены в виде таблиц, строки которых содержат названия рубрик и подрубрик сайтов, а колонки – уровни вложения. Данные в таблице, должны быть представлены в абсолютных и относительных показателях. Приложение 6
|
Источником сведений о составе рубрик и подрубрик являются как главная, так и другие страницы Интернет-сайта
|
2.6. Определение типа рубрики в зависимости от методологических подходов к описанию объекта материального мира
|
Матрица
|
Результаты должны быть представлены в виде матрицы, строки которой характеризуют объект с различных точек зрения его описания (структурного, исторического, функционального системного подходов и его связей в окружающем мире), а столбцы выявленные рубрики и подрубрики по уровням вложения информации на сайтах Интернет. Приложение 7.
|
Источником сведений являются обобщенные иерархические схемы, полученные в результате первого этапа исследования, приложения 4,5,6
|
|
|
|
|
2.6. Поиск сайтов в заданной предметной области
|
Список сайтов в заданной предметной области (не менее 30 наименований)
|
Список должен включать следующие разделы:
1. Отечественные сайты:
1.1. Сайты учреждений и организаций федерального уровня
1.2. Сайты учреждений и организаций регионального уровня (кроме Кузбасса)
1.3. Сайты учреждений и организаций Кузбасса
2. Зарубежные сайты.
Образец представления списка см. таблицу 1.
|
Наполнение разделов списка (в количественном отношении) должно быть пропорциональным. С учетом специфики объекта исследования допускаются перераспределения в составе разделов с обязательной аргументацией.
|
2.7. Анализ сайтов по формальным признакам
|
|
|
|
2.7.1. Определение типа сайта по различным признакам
|
Список сайтов с указанием их типов
|
Тип сайта определяется на основе приложения 1 и записывается в колонках 3- 9 таблицы 1. На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных типов сайтов по всем типообразующим признакам в абсолютном и процентном соотношениях. Результаты анализа данных таблицы 1 представить в виде текста, таблиц и диаграмм.
|
|
2.7.2. Определение функциональных характеристик сайта
|
Список сайтов с указанием их функциональных характеристик сайта
|
Функциональные характеристики сайта отражаются в колонках 2-10 таблицы 2.
|
При наличии у сайта других функциональных характеристик (кроме указанных в колонках 2-9), следует отразить их в колонках 10 и далее, озаглавив их соответственно содержанию записи.
|
2.8. Анализ сайтов по содержательным признакам
|
|
|
|
2.8.1. Формирование массива распечаток главных страниц сайтов
|
Массив распечаток главных страниц сайтов
|
Каждая главная страница сайта должна быть распечатана на отдельной странице формата А4.
|
|
2.8.2. Анализ содержательной структуры сайта
|
|
|
|
2.8.2.1. Анализ содержательной структуры главной страницы сайта
|
Перечень разделов контента сайта, представленных на главной странице сайта
|
Результаты представить в виде матрицы (см. табл. 3). На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных разделов сайтов в абсолютном и процентном соотношениях. Результаты анализа данных таблицы 4 представить в виде текста и диаграмм.
|
|
2.8.2.2. Анализ содержательной структуры разделов сайта
|
Перечень подразделов (пунктов, подпунктов и т.п.) сайта, представленных в структуре конкретных разделов сайта
|
Результаты представить в виде матрицы (см. табл. 4). На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных подразделов сайтов в абсолютном и процентном соотношениях. Данные представить в виде текста и диаграмм.
|
|
2.9. Анализ форм представления информации на сайте
|
Состав форм представления информации на сайте в разрезе разделов главной страницы сайта
|
Результаты представить в виде таблицы 5. На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных форм представления информации для каждого раздела сайта в абсолютном и процентном соотношениях. Результаты анализа данных таблицы 5 представить в виде текста и гистограмм.
|
|
2.10. Анализ видов и подвидов документов, представленных на сайте
|
Состав видов и подвидов документов, представленных на сайте, в разрезе разделов
|
Результаты представить в виде таблицы 6.
|
В каждой колонке, отражающей конкретный раздел, указывается вид документа, а подвиды приводятся в скобках.
|
2.11. Анализ аспектной структуры текстовой информации в составе разделов сайта.
|
Аспектно-маркерные модели текстов по каждому разделу сайта
|
Результаты представить в виде таблицы 7.
|
Примеры аспектов и маркеров см. в методике формализованного реферирования. При необходимости состав аспектов и маркеров может быть расширен.
|
Приложение 1
-
№
|
Наименование объекта
|
УРЛ адрес
|
Дата регистрации
|
Дата последнего обновления
|
Количество суточных посещений на момент изучения сайта
|
Приложение 2
-
№
|
Количество объектов в регионе, стране, за рубежом.
|
Количество объектов в регионе, стране, имеющих сайт в сети ИНТЕРНЕТ
|
Приложение 3
Соотношение сайтов по уровням вложения
-
№
|
Уровни вложения
|
Количество сайтов
|
Процентное соотношение сайтов от общего количества (%)
|
1
|
1-го уровня
|
6
|
20
|
Приложение 4
Частота встречаемости рубрик, подрубрик страницы сайта.
-
№
|
Рубрика. подрубрика
|
Порядковые номера сайтов
|
Частота встречаемости
|
абс
|
%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Ранжированная частота встречаемости рубрик, подрубрик сайта
-
Ранг
|
Рубрика
|
Частота встречаемости
|
|
|
|
Приложение 6
-
№
|
Рубрики
|
Уровень вложения
|
абс
|
%
|
|
|
|
Приложение 7
Структура содержания сайта по уровням вложения информации.
-
№ п/п
|
|
1-й уровень вложения
(рубрики)
|
2-й уровень вложения
(подрубрики)
|
3-й уровень вложения
(подрубрики
|
1
|
Системные
Атрибуты объекта
|
|
|
|
2
|
Структурные атрибуты объекта
|
|
|
|
3
|
Деятельност
ные функциональные атрибуты объекта
|
|
|
|
4
|
Внешние связи объекта
|
|
|
|
5
|
Исторические атрибуты
|
|
|
|
Таблица 1
Характеристика сайтов в области (сфере) …
Наименование объекта
|
Сетевой адрес
|
Тип сайта
|
по целевому назначению
|
по тематике
|
по форме организации информации
|
по принадлежности
|
по форме собственности
|
по условиям доступа
|
по функциональному назначению
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Таблица 2
Состав функциональных характеристик сайтов в области (сфере) …
Наименование объекта
|
Функциональные характеристики
|
Копирайт
|
Ссылки
|
Поисковые системы
|
Обратная связь
|
Обновление
|
Иноязычная версия
|
Счетчик
|
Редакция
|
… (другое)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Таблица 3
Состав разделов сайтов в области (сфере) ….
Наименование объекта
|
Наименования разделов сайта
|
…
|
…
|
…
|
..
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Таблица 4
Состав подраздела … сайтов области (сфере) ….
Наименование объекта
|
Наименования подразделов сайта
|
…
|
…
|
…
|
..
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Таблица 5
Состав форм представления информации на сайтах в области (сфере) ….
Наименование объекта
|
Наименования разделов сайта
|
…
|
…
|
…
|
..
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Таблица 6
Состав видов и подвидов документов, представленных на сайтах в области (сфере) ….
Наименование объекта
|
Наименования разделов сайта
|
…
|
…
|
…
|
..
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Таблица 7
Аспектно-маркерная модель текстов раздела … сайтов области (сфере) ….
Наименование аспекта
|
Маркер
|
|
|
Приложение 1
ТИПЫ САЙТОВ
Типообразующий признак
|
Наименование типа
|
Характеристика типа
|
1. Целевое назначение
|
1.1. Официальные
|
Содержит материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций.
|
1.2. Научные
|
Содержит материалы, характеризующие научную деятельность организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера.
|
1.3. Справочные
|
Содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Характеризуется обязательным наличием поисковых систем.
|
1.4. Производственно-практические
|
Содержит сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. Приводится характеристика объекта описания или отрасли знания, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации.
|
1.5. Учебные
|
Содержит сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном к данному типу относятся web-сайты учебных заведений.
|
1.6. Рекламные
|
Содержит сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения.
|
1.7. Научно-справочные
|
Содержит сведения научного характера (отдельные публикации, главы из монографий и т.п.), которые сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками и т.п.)
|
1.8. Научные производственно-практические
|
Содержит сведения о разработке и внедрении технологий, техники и организации производства. Приводится характеристика объекта описания или отрасли знания, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации.
|
1.9. Научно-рекламные
|
Содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте внедрения результатов.
|
1.10.Нормативные производственно-практические
|
Содержит сведения нормативного или директивного характера, правила, требования к технологии, технике и организации производства. Приводится характеристика объекта описания или отрасли знания, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации.
|
1.11. Справочные производственно-практические
|
Содержит сведения о технологии, технике и организации производства, которые сочетаются с материалами справочного характера.
|
1.12. Учебно-научные
|
Содержит сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных лиц.
|
1.13. Рекламные производственно-практические
|
Содержит сведения об изделиях, услугах промышленного назначения в аспекте их продвижения.
|
1.14. Рекламно-массовые
|
Содержит сведения об изделиях, услугах массового спроса в аспекте их продвижения.
|
1.15. Рекламно-справочные
|
Содержит сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочную информацию. Характеризуется наличием рекламы продукции (услуг).
|
1.16. Рекламно-торговые
|
Содержит сведения об изделиях, распространяемых для их продвижения и прямой продажи.
|
1.17. Научно-популярные
|
Содержит сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных в форме, доступной пользователю-неспециалисту.
|
1.18. Для досуга
|
Содержит сведения о различных увлечениях, организации быта и т.п.
|
2. Тематика
|
2.1. Универсальные
|
|
2.2. Многоотраслевые
|
|
2.3. Отраслевые
|
|
2.4. Тематические
|
|
2.5. Узкотематические
|
|
3. Форма организации информации
|
3.1. Сайты-визитки
|
|
3.2. Сайты-буклеты
|
|
3.3. Сайты бизнес-решения
|
|
3.4. Внешние коммуникационные каналы-сайты
|
|
4. Принадлежность
|
4.1. Сайт организации
|
|
4.2. Авторский
|
|
4.3. Коллективный
|
|
5. Форма собственности
|
5.1. Государственной собственности
|
|
5.2. Муниципальной собственности
|
|
5.3. Частной собственности
|
|
5.4. Собственности общественных, благотворительных, религиозных и иных организаций (объединений)
|
|
5.5. Иностранной собственности
|
|
5.6. Совместной российской и иностранной собственности
|
|
6. Условия доступа
|
6.1. Платные
|
|
6.2. Бесплатные
|
|
7. Функциональное назначение
|
7.1. Навигационные
|
|
7.2. Конечные
|
|
Приложение 2
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ
Наименование вида
|
Наименование подвида
|
1. Официальные
|
Закон
Указ
Постановление
Общегосударственные и региональные программы
Устав
Инструкция
|
2. Научные
|
Монография
Автореферат диссертации
Препринт
Статья
Тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума)
Материалы научной конференции (съезда, симпозиума)
Сборник научных трудов
Аналитический обзор
|
3. Научно-популярные
|
Статья
Очерк
Правила проведения спортивных, компьютерных и т.п. игр
Сборники песен (песенники), музыкальных произведений
|
4. Производственно-практические
|
Практическое пособие
Практическое руководство
Технический проект (проектная и чертежно-конструкторская документация)
Описание технологических процессов
Методика
Инновационное предложение
|
5. Нормативные производственно-практические
|
Стандарт
Описание изобретения
Описания промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков
Инструкция (инструкции по эксплуатации)
Правила безопасности
Правила использования продукции
Правила упаковки, транспортировки и хранения продукции
Строительные нормы и правила
Паспорт технического изделия
Сертификат качества
Прейскурант
Каталог
|
6. Учебные
|
Учебник
Учебное пособие
Хрестоматия
Учебное наглядное пособие
Учебно-методическое пособие
Учебная программа
Практикум
Тест
Синхронистическая таблица
Вопросы зачетов, экзаменов
Расписание занятий
|
7. Массово-политические
|
Новости
Интервью
|
8. Справочные
|
Словарь
Энциклопедия
Энциклопедический словарь
Языковый словарь
Толковый словарь
Терминологический словарь
Разговорник
Справочник (справочник-каталог, адресный организационно-фирменный справочник, справочник по профессиям, справочник-определитель, справочник-хронограф)
Биографический справочник (словарь)
Биобиблиографический справочник (словарь)
Путеводитель
Проспект
Прейскурант
Каталог
Афиша
|
9. Для досуга
|
Кроссворд
Гороскоп
Сонник
Гадание
Сборник чертежей моделей, выкроек и т.п.
|
10. Рекламные
|
Каталог
Афиша
Проспект
Буклет
Рекламное сообщение
Прайс-лист
|
11. Литературно-художественные
|
|
Сообщение о гранте на НИР
Письма
Вопросы и ответы
Обращения
Обращения за помощью
Объявления
Отклики
Замечания
Благодарности
Советы
Рекомендации
Отчет о деятельности
Обзор
Результаты опросов
Рейтинг
Цель исследования:
Задачи исследования:
Объекты исследования
Требования к отбору объектов исследования:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(классификация сайтов)
-
Елманова Н. Web-порталы: классификация и назначение/ Н. Елманова// Компьютер пресс. – 2001. - № 6. – С. 37-41.
-
Куликов А. Российский бизнес в Internet/ А. Куликов// Мир Internet. – 2000. - № 6-7. – С. 42-46.
-
Орлов С. Вертикальные и горизонтальные порталы/ С. Орлов// http://www.icb.ru.- 02/02/2002
-
Успенский И. Энциклопедия Internet –бизнеса/ И.Успенский. – СПб.: Питер, 2000. – С. 67-211
-
Черный С. Корпоративный портал по-русски/ Черный С.// Мир Internet. – 2001. - № 11. – С. 34-36.
|