страница 1
|
|
Похожие работы
|
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Зоопсихология - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» студент 2 курса 4 группы направления подготовки 030300.62 Психология Петров П.П. Адрес: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 151, кв. 17 Саратов-2013 ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА/желтым выделены поля для заполнения студентом КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» Контрольная работа – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами заочной формы обучения. Выполненная студентом контрольная работа служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение контрольной работы предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески применять полученные знания на практике. При выполнении контрольной работы студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и, по возможности, подобрать дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы. Контрольная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, план, развернутые ответы на все задания, список используемой литературы (обязательно наличие ссылок на литературный источник). Работа оценивается в зависимости от правильности, полноты ясности ответов на поставленные вопросы. Каждый студент выполняет одну контрольную работу по каждому обозначенному разделу курса. Вариант контрольной работы (если таковой имеется) соответствует начальной букве его фамилии: 1-й вариант – от «А» до «И» включительно; 2-й вариант - от «К» до «С» включительно; 3-й вариант – от «Т» до «Я» включительно. Задание 1. Стадия элементарной сенсорной психики (по А.Н. Леонтьеву): провести сравнительный анализ описания данной стадии А.Н. Леонтьевым и К.Э. Фабри. 2. Облигатное и факультативное научение: общая и сравнительная характеристика. 3. Сравнительная характеристика понятий «инстинкт», «рефлекс» и «разум» в работе А.И. Северцова «Эволюция психики». 4. Развитие общения животных в филогенезе и онтогенезе. 5. Прочитайте и проанализируйте приведенный ниже пример наблюдения. Объясните действия животного, опишите их психологические механизмы. При этом важно иметь в виду, что такими механизмами могут быть ориентировочно-исследовательская деятельность животных, игра, подражание и элементы рассудочной деятельности (у психически высокоорганизованных животных). Сделайте вывод об адаптационных возможностях психики данного вида животных в урбанизированной среде. Н а б л ю д е н и е способности к экстраполяции как один из способов адаптации в ситуации обитания в городе (К. Янишевская). Москва, Б. Пироговская ул., двор жилого дома. Внимание наблюдателя привлекла ворона, возившаяся с каким-то длинным предметом недалеко от контейнеров с мусором. Приблизившись на 5–6 м (ворона, поглощенная своим занятием, внимания на это не обратила), наблюдатель смог рассмотреть предмет, заинтересовавший птицу. Это была целлофановая обертка (длиной 35–40 см) от импортной колбасы, открытая с одной стороны и запаянная с другой, выглядевшая как чулок. Внутри этого «чулка», у запаянного конца, лежал какой-то небольшой кусок (как потом выяснилось – засохшая колбаса). Ворона, пригнувшись, заглянула внутрь с открытого конца обертки. Прыгнула, прошлась к другому концу. Попыталась взять колбасу клювом через обертку – не получилось: диаметр великоват и обертка скользкая, она просто выскальзывала у вороны из клюва. Таких попыток было две. Ворона переступила с ноги на ногу, стукнула клювом по «чулку», потом еще и еще. Разобравшись, что она делает, наблюдатель был потрясен. Птица ударяла клювом не в кусок колбасы, а рядом, по целлофану, причем с той стороны от куска, которая ближе к запаянному концу. С каждым ударом кусок продвигался к открытому концу. Ворона помогала себе, придерживая лапой целлофан. Колбаса продвигалась легко и очень скоро выскочила из обертки. Ворона сразу же наступила на кусок лапой и стала долбить его клювом. ВАРИАНТ 2. 1. Стадия перцептивной психики (по А.Н. Леонтьеву): дать общую характеристику и провести сравнительный анализ с характеристикой этой стадии К.Э. Фабри. 2. Характеристика видов имитационного научения (К.Э. Фабри). 3. Содержание и методика экспериментов по обучению высших обезьян элементам языка. Виды языков – посредников. 4. Сравнительная характеристика игр животных и детей. 5. Прочитайте и проанализируйте приведенный ниже пример наблюдения. Объясните действия животного, опишите их психологические механизмы. При этом важно иметь в виду, что такими механизмами могут быть ориентировочно-исследовательская деятельность животных, игра, подражание и элементы рассудочной деятельности (у психически высокоорганизованных животных). Сделайте вывод об адаптационных возможностях психики данного вида животных в урбанизированной среде. Н а б л ю д е н и е адаптации серой крысы к добыванию пищи в среде города (О. Евдокимова). Красноярск, окраина города, продуктовый ларек возле автобусной остановки. Наблюдатель, стоя на остановке в ожидании автобуса и заглянув внутрь застекленного ларька (закрытого на обед), увидел там серую крысу. Она сидела на краю ящика с бутылками кефира и облизывала свой хвост, держа его обеими передними лапками. Повернувшись, она опустила хвост в открытую бутылку кефира и, вытащив его обратно, проворно провела ртом по всей длине хвоста (от корня до кончика), слизывая кефир. Потом снова опустила хвост в бутылку. Действовала крыса быстро, и уровень кефира в бутылке понижался на глазах. На происходящее в ларьке обратили внимание и другие пассажиры, стали стучать по стеклу, чтобы прогнать крысу. С ее стороны никакой реакции не было – крыса продолжала поглощать кефир. ВАРИАНТ 3. 1. Стадия интеллекта: рассмотреть критерии, предпосылки и биологические ограничения интеллектуальной деятельности у животных (по А.Н. Леонтьеву, К.Э. Фабри). Найти сильные и слабые стороны взглядов на интеллект этих авторов (сравнение в виде таблицы приветствуется), изучив результаты последних экспериментов по исследованию элементарной рассудочной деятельности у животных (Л.В. Крушинский, Л.А. Фирсов, Э. Визальберги, В. Келер и др.). 2. Виды сигналов, используемых в коммуникации животных и их функции. 3. Орудийная деятельность животных и человека: сравнительная характеристика. 4. Сравнительная характеристика зачатков мышления животных и мышления человека. 5. Прочитайте и проанализируйте приведенный ниже пример наблюдения. Объясните действия животного, опишите их психологические механизмы. При этом важно иметь в виду, что такими механизмами могут быть ориентировочно-исследовательская деятельность животных, игра, подражание и элементы рассудочной деятельности (у психически высокоорганизованных животных). Сделайте вывод об адаптационных возможностях психики данного вида животных в урбанизированной среде. Н а б л ю д е н и е способности серой вороны к отражению причинно-следственных связей (В. Крутова). Москва, Черемушки, трамвайная остановка. Наблюдателя, ожидавшего трамвая, заинтересовало поведение вороны, которая, стоя возле рельса, собирала кусочки сушки, рассыпанные на самом рельсе и рядом. Съев наиболее крупные кусочки, ворона отошла к павильону для ожидания, где на асфальте было разбросано несколько сушек. Взяв одну сушку в клюв, она шагом направилась к трамвайным путям. Приближающийся трамвай и люди, направившиеся к нему, спугнули птицу, и она, не выпуская сушку из клюва, отлетела на несколько метров в сторону. Наблюдатель, желая увидеть дальнейшее поведение вороны, остался стоять на остановке. Когда трамвай уехал, ворона тут же подлетела к рельсу и положила на него сушку. Сама осталась стоять вблизи. Очень скоро очередной трамвай стал подъезжать к остановке. Ворона не отлетела в сторону от грохочущего вагона, она стояла буквально в полуметре от него. Колесо вагона раздавило сушку. Когда трамвай уехал, ворона подошла к рельсу и стала собирать и есть кусочки сушки. Список рекомендуемой литературы:
Автор-составитель: доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы ФГБОУ ВПО «СГЮА», к.ю.н. Е.В. Стрельцова |
|