Методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения всех специальностей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 272.62kb.
Методические указания разработаны на основании гос впо 653500 «Строительство» 2 404.4kb.
Методические указания по решению типовых задач, а также задания на... 3 1082.21kb.
Методические указания для выполнения практических заданий 6 1357.53kb.
Методические указания и задания к выполнению лабораторных работ для... 1 918.56kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов факультета... 1 242.1kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм... 3 462.82kb.
Программа курса, методические указания к самостоятельной работе и... 1 192.38kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Данный... 3 1143.79kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 74.49kb.
«отношение «мир-человек» как прблема философии» 1 277.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения всех - страница №1/1

Темы контрольных работ и методические указания
по их выполнению для студентов заочной формы обучения
всех специальностей

Освоение курса философии студентами-заочниками связано с определенными трудностями. Это объясняется спецификой философии, которую можно рассматривать и как вид науки, и как вид идеологии, род художественного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания. Главное отличие философии заключается в том, что она является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением веками накопленных человечеством знаний. Если наука призвана дать конкретные ответы на поставленные вопросы, располагая общезначимыми результатами, то философия никогда не была собранием готовых знаний. Ее проблемы решаются философами по-разному, поэтому в философии невозможно единомыслие, она создает лишь предпосылки для самостоятельного поиска ответов на вечные вопросы жизни.

Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения философии приобретает самостоятельная работа студентов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой курса, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления философской мысли, поскольку в развитии и смене философских учений и идей формируется многообразие общих подходов к любым видам человеческой деятельности; понимать структуру и основное содержание философского знания: проблем бытия, природы и сущности сознания, развития, особенностей познавательной деятельности, философского анализа общества (его структуры и динамики), основных подходов к проблеме человека, условий формирования личности, ее свободе и ответственности, проблем и перспектив развития современной цивилизации.

В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 20 листов в рукописном варианте или 15–17 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).


Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы

После определения темы и знакомства с планом работы необходимо:

1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса.

2. Ознакомиться с произведениями философов, писавших по данной проблематике.

Для решения этой задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая дается непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену) можно получить в разного рода справочных изданиях: философских словарях, энциклопедиях (где, как правило, даются тематические и авторские сведения) и периодических изданиях. Это прежде всего журналы «Вопросы философии» и «Социально-гуманитарные знания».

Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по философии в читальный зал университета. Следует сказать и о том, что в настоящее время издается огромное количество историко-философской и философской литературы, до недавнего времени недоступной для широкого круга читателей. Поэтому список рекомендованной литературы не является законченным, он постоянно дополняется новыми источниками. И в этом плане студентам предоставляется возможность самостоятельного и творческого подхода к работе.

Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему контрольной работы, а также фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде), страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, а в конце библиография. На цитируемую литературу необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты либо внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись.

Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание соответствующих разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение вопросов темы.

Контрольную работу следует сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если она не будет зачтена, то студенту необходимо представить работу повторно, где были бы учтены замечания рецензента или изложены мотивы несогласия с ними.

Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:



А, Я – 1

Е, И – 6

О – 11

У, Ф – 16

Б, Э – 2

К, Ж – 7

П – 12

Х, Ц – 17

В, Ю – 3

Л – 8

Р – 13

Ч, Ш – 18

Г, Щ – 4

М – 9

С – 14




Д, З – 5

Н – 10

Т – 15




В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем.


Тематика контрольных работ

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.

3. Социальные функции философии.

4. Философия и наука. Специфика философского знания.

Литература: основная [1 (Раздел 1), 2 (Введение), 3 (Введение), 5 (Вводное слово); 6 (Введение)]; дополнительная [12].
Тема 2. Философия Античности

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.

2. Философия Сократа.

3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля.



Литература: основная [2 (Глава 1), 3 (Глава 1.1), 5 (Глава 1)]; дополнительная [13 (Лекция № 1), 20 (Глава 2), 24 (Книга 1), 25 (Античность), 42].
Тема 3. Средневековая философия

Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.

Основные черты средневековой философии.

Августин Блаженный – выразитель идей патристики.

Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

Литература: основная [2 (Глава 3), 3 (Глава 1.2), 5 (Глава 2)]; дополнительная [19, 20 (Глава 3), 24 (Книга 1), 25 (Т. 2. Средневековье)].
Тема 4. Философия Нового времени

1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени.

2. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового времени.

3. Философия французского Просвещения XVIII века.



Литература: основная [2 (Глава 5), 3 (Глава 1.4), 5 (Главы 4–5)]; дополнительная [13 (Лекция № 3), 20 (Глава 5), 24 (Книга 1), 25 (Т.3. Новое время)].
Тема 5. Немецкая классическая философия

1. Критическая философия И. Канта.

2. Объективный идеализм Гегеля.

3. Разработка Гегелем диалектического метода.



Литература: основная [2 (Глава 8); 5 (Глава 6)]; дополнительная [10 (Глава 2.6); 13 (Лекция № 3), 20 (Глава 7); 25 (Т. 4. От романтизма до наших дней. Часть II)].
Тема 6. Постклассическая философия XIX – начала XX веков

1. Философия марксизма.

2. Классический позитивизм.

3. Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.



Литература: основная [2 (Главы 10–12), 3 (Главы 1.7, 1.8), 5 (Главы 7,
1–4, 15)]; дополнительная [20 (Главы 8–10), 24 (Книга 1), 25 (Т. 4. Главы 4.5, 5.2, 5.5, 7.1–7.3), 35, 44].
Тема 7. История русской философии

1. Философские идеи П. Чаадаева.

2. Славянофильство и западничество о путях развития России.

3. Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.



Литература: основная [5 (Глава 8)]; дополнительная [11, 14, 15 (Раздел «Россия»), 17, 26].
Тема 8. Западная философия XX века

1. От логического позитивизма к философии науки.

2. Философия экзистенциализма.

Литература: основная [2 (Глава 14), 5 (Глава 7)]; дополнительная [12, 13 (Лекция № 5), 15 (Книга 3. Ч. 1. Глава 7; Ч. 2. Глава 6; Книга 4. Главы 1, 10), 22, 25 (Т. 3. Ч. 7. Глава 9; Ч. 10. Главы 21–23; Ч. 11. Главы 25–27; Ч. 15. Главы
38–39)].
Тема 9. Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи

1. Историко-философское изменение представлений о бытии.

2. Уровни бытия.

3. Философская категория материи.

4. Атрибутивные свойства материи.

Литература: основная [1 (Раздел IV), 2 (Часть II. Глава 2), 3 (Глава 2.1), 5 (Глава 9), 6 (Раздел IV, Главы 1–2)]; дополнительная [39 (С. 391–406)].
Тема 10. Системность и самоорганизация

1. Понятие системы, элемента, структуры. Форма и содержание, сущность и явление.

2. Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

3. Развитие и его законы. Диалектика как система.



Литература: основная [1 (Раздел IV), 2 (Часть II. Главы 4–5)].
Тема 11. Сознание

1. Генезис форм отражения в живой природе.

2. Проблема сознания в истории философии.

3. Структура сознания. Проблема идеального.

4. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания.

Литература: основная [1 (Глава 9), 2 (Часть II. Глава 3), 3 (Глава 2.1), 5 (Глава 11)]; дополнительная [9 (Очерки 1–2)].
Тема 12. Познание

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека.

2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание.

3. Философское учение об истине.

4. Практика и ее роль в познании.

Литература: основная [1 (Раздел III), 2 (Часть II. Глава 6), 3 (Глава 2.2), 5 (Глава 12)]; дополнительная [21 (Глава 1), 29 (Глава 2)].
Тема 13. Природа как предмет философского осмысления

1. Исторические формы отношения человека к природе.

2. Жизнь как ценность.

3. Экологическая проблема: научный, социальный и этико-гуманистичес­кий аспекты.

4. Идея ноосферы в концепции устойчивого развития человечества.

Литература: основная [3 (Глава 2.5), 6 (Раздел VII)]; дополнительная [8 (Глава 9), 23, 28 (Лекция 1), 34, 43 (Ч. 2. Глава XXI)].
Тема 14. Общество как саморазвивающаяся система

1. Генезис историко-философских воззрений на общество.

2. Структура общества.

3. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы.

4. Субъекты и движущие силы исторического развития.

Литература: основная [2 (Часть II. Главы 9–10), 3 (Глава 2.4), 5 (Главы 13–15)]; дополнительная [8 (Разделы 1–2), 28 (Лекции 2–3), 32 (Часть I), 33 (Разделы I–II), 40 (Главы 2, 8, 11)].
Тема 15. Личность. Проблемы свободы и ответственность

1. Общефилософская концепция человека как теоретико-методологичес­кая основа наук о Homo Sapiens.

2. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке.

3. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

4. Структура личности.

5. Отчуждение личности и ее свобода.



Литература: основная [2 (Часть II. Глава 1), 5 (Глава 10)]; дополнительная [16 (Раздел «Так называемое зло. К естественной истории агрессии»)].
Тема 16. Запад, Восток, Россия в диалоге культур

1. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры.

2. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе.

3. Культура и цивилизация.

4. В поисках «русской идеи».

Литература: дополнительная [8 (Глава X), 33 (Раздел 1), 37 (Главы 4, 19, 25)].
Тема 17. Человек в информационно-технологическом мире

1. «Информационное общество» как результат развития постиндустриального общества.

2. Влияние информационных технологий на все сферы жизни современного общества.

3. Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации».



Литература: основная [2 (Заключение), 3 (Главы 2.6–2.8)]; дополнительная [31 (Главы 13–24), 32].
Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Человечество перед лицом глобальных проблем

1. Общественный прогресс и его критерии.



2. Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения.

Литература: основная [2 (Часть II. Глава 10), 3 (Глава 2.7)]; дополнительная [8 (Глава 13); 27 (С. 427–504), 37 (Часть V), 38 (Часть V), 40 (Часть V)].
9. Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

  2. Основной вопрос философии.

  3. Специфика философского знания.

  4. Предназначение и основные функции философии.

  5. Роль философии в развитии экономической (юридической) науки.

  6. Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, пифагорейский союз).

  7. Атомизм Демокрита.

  8. Вклад элеатов в развитие философии.

  9. Философские воззрения Сократа.

  10. Философское учение Платона.

  11. Философия Аристотеля.

  12. Основные характеристики средневековой философии.

  13. Августин Блаженный – выразитель идей средневековой патристики.

  14. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

  15. Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени.

  16. Философия рационализма Нового времени.

  17. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

  18. Трансцендентальная философия Канта.

  19. Этика Канта.

  20. Система философии Гегеля.

  21. Метод и система в философии Гегеля.

  22. Философские идеи П. Я. Чаадаева.

  23. Философия славянофилов и западников.

  24. Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова.

  25. Философские взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

  26. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

  27. «Философия свободы» Н. А. Бердяева.

  28. Иррационализм философии А. Шопенгауэра.

  29. Философия нигилизма Ф. Ницше.

  30. Философия марксизма.

  31. От позитивизма к философии науки.

  32. Экзистенциализм – философия существования.

  33. Философия постмодернизма.

  34. Бытие. Уровни бытия.

  35. Материя как философская категория.

  36. Движение, пространство, время – основные атрибуты материи.

  37. Проблема возникновения человеческого сознания.

  38. Структура сознания. Проблема бессознательного.

  39. Историко-философское становление диалектики.

  40. Структура диалектики. Законы диалектического развития.

  41. Диалектика и синергетика.

  42. Познание как философская проблема.

  43. Чувственное познание и его основные формы.

  44. Рациональное познание и его основные формы.

  45. Формы и методы научного познания. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

  46. Философское учение об истине. Объективность истины.

  47. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины.

  48. Экономическая сфера общества.

  49. Социальная сфера общества.

  50. Политическая сфера общества.

  51. Духовная сфера общества.

  52. Проблема движущих сил развития истории.

  53. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы.

  54. Структура личности. Отчуждение личности и ее свобода.

  55. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

  56. Человек как философская проблема.

  57. Природа как объект философского осмысления. Современные экологические проблемы.

  58. «Информационное общество»: его сущность и черты.

  59. Общественный прогресс и его критерии.

  60. Глобальные проблемы современности: их сущность, причины и возможные пути разрешения.