страница 1
|
|
Похожие работы
|
Методические указания к лабораторной работе №1 по курсу " Основы алгоритмизации и - страница №1/1
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Программирование под Windows. Интегрированная среда Borland С++ Builder и основные приёмы разработки программ под Windows. Методические указания к лабораторной работе №1 по курсу " Основы алгоритмизации и языки программирования " для студентов 1-го курса специальности ДИП Выполнил: Петров А.В. Группа ДИП-15 Принял: Веселов А.А. "__"___________2000г.
Методическое указание обсуждено на заседании кафедры ЭВМ (протокол № 2 от 6 января 2000 года) и рекомендовано к печати. Составитель: Веселов А.А. Содержание 1. Содержание отчета по лабораторной работе. 2. Описание интегрированной среды разработчика. 2.1. Общий состав и свойства основных составных частей интегрированной среды разработки. 2.1.1. Основное (главное) окно. 2.1.2. Редактор форм. 2.1.3. Редактор кода. 2.1.4. Инспектор объектов. 2.1.5. Администратор проекта. 2.2. Понятие о проектах в С++ Builder. 2.3. Как выполняются Windows - программы. 3. Создание приложений в С++ Builder. 4. Создание простейшего приложения. 4.1. Создание базового варианта приложения. 4.2. Создание модифицированного приложения. 5. Задание на лабораторную работу. 6. Вопросы для самопроверки. 7. Литература. 8. Приложение: Титульный лист отчёта по лабораторной работе. 1. Содержание отчета по лабораторной работе. Отчет по лабораторной работе должен содержать:
2. Описание интегрированной среды разработчика. 2.1. Общий состав и свойства основных составных частей интегрированной среды разработки. С++ Builder - Это новейшая система объектно-ориентированного программирования производства корпорации Borland, предназначенная для разработки приложений для операционных систем Windows-95 и NT. Интегрированная среда (IDE) С++ Builder обеспечивает высокую скорость визуальной разработки, продуктивность повторно используемых компонент в сочетании с мощностью языковых средств С++, современными инструментами и разномасштабными средствами доступа к базам данных. В основном, интегрированная среда разработки объединяет в себе: Главное окно IDE, Редактор форм, Инспектор объектов, Администратор проекта и полностью интегрированные Редактор кода и Отладчик - инструменты быстрой разработки программных приложений, обеспечивающих полный контроль над кодом и ресурсами. Рис1. Внешний вид интегрированной среды разработки приложений. Кроме этого, в составе IDE имеются дополнительные инструментальные средства, основными из которых являются Окно Управления проектом и Окно инспектора классов. Быстрая разработка приложений (RAD) подразумевает поддержку работы с такими понятиями как свойства, методы и события компонент в рамках объектно-ориентированного программирования. Методы (Metods) - производят определённые операции над компонентным объектом, в том числе и такие сложные как воспроизведение или перемотка устройства мультимедиа. События (Events) - Это метод, вызываемый в компоненте в результате взаимодействия этого компонента с пользователем. События связывают такие воздействия пользователя на компоненты, как активизация, нажатие кнопок или редактируемый ввод - с вашими кодами реакции на эти воздействия. Кроме этого, события могут возникать в результате изменения состояния компонент при обновлении данных и т.д.. Работая совместно свойства, методы и события образуют среду RAD интуитивного программирования надёжных приложений под Windows. 2.1.1. Основное (главное) окно интегрированной среды (IDE) C++ Builder условно разделено на три части. Оно содержит область меню, оперативную панель (speed bar) слева и палитру компонентов (Component Palette) справа (рис.2).
Рис.2. Главное окно приложения. Поскольку программирование в С++ Builder является в значительной степени визуальным, то главное меню можно использовать с меньшей интенсивностью по сравнении с другими средствами программирования. Оперативная панель управления предоставляет более удобный способ выполнения часто повторяющихся действий и позволяет выполнять такие операции как открытие, сохранение и компиляцию проектов. Палитра компонентов предназначена для выбора компонентов или других элементов управления (таких как ActiveX), размещаемых на форме и содержит большой набор компонентов, которые можно использовать в своих приложениях. Для удобства все компоненты разделены на группы. Размещение компонент на форме представляет собой двуступенчатый процесс. Вначале необходимо выбрать в палитре компонентов кнопку, соответствующую нужному компоненту. Затем щёлкнуть мышью на форме. В результате компонент появится на форме, причём его верхний-левый угол будет там, где находился курсор в момент щелчка. 2.1.2. Редактор форм. Предназначен для создания интерфейса программы с пользователем. Форма представляет собой окно с управляющими компонентами, которые переносятся программистом на стадии проектирования или создаются динамически (в процессе работы создаваемого приложения). Формы являются основными составляющими, из которых строится приложение C++ Builder. Каждое приложение имеет по крайней мере одну форму, которая служит главным окном. Форма главного окна может быть просто пустым окном, содержать элементы управления или растровое изображение. В типичной Windows-программе главное окно обычно имеет меню. Окно может также содержать дополнительные элементы, например, панель инструментов или строку состояния. Таким образом, форма (Рис3.) - это любое окно программы: простое окно, форма ввода или диалоговая панель. Сам файл формы представляет собой файл с расширением ".dfm", в котором в виде ресурсов хранится изображение формы и ее свойства. Модуль (Unit)- это файл с исходным текстом на языке Cи++. Когда создается форма, к ней автоматически добавляется свой модуль, управляющий поведением и отображением формы. Правда, модули могут создаваться и без привязанных к ним форм. 2.1.4. Инспектор объектов. Работает совместно с редактором форм. Инспектор объектов предназначен для установки доступных на этапе разработки свойств, которые определяют характеристики и поведение компонентов как во время проетирования, так и во время выполнения программы. Позволяет визуально устанавливать свойства объектов (самих форм и размещаемых на них компонентов) без необходимости рутинного программирования и содержит события, которые можно связывать с кодами реакции объектов на их возникновение. Рис.6. Окно инспектора объектов. Инспектор объектов (рис.6) состоит из трёх основных частей: Селектора Компонентов, вкладки Свойства (Property) и вкладки События (Events). Селектор объектов представляет собой выпадающий комбинированный список в верхней части инспектора объектов. Он позволяет выбирать объект для просмотра и редактирования. Компонент, выбранный в селекторе будет выделен и на форме. 2.1.5. Администратор проекта. Предназначен для манипуляций с текущим проектным файлом с расширением ".cpp". Окно (рис.7) содержит список всех составляющих фалов, ассоциированных с текущим проектом. Рис.7. Окно администратора проекта. Кроме этого С++ Builder располагает возможностью одновременной компиляции нескольких проектов. Сложный проект в нем называется группой проектов и может сочетать самые разнообразные узлы. Так, в мире Windows создание приложения и нескольких динамически загружаемых библиотек DLL - обычное дело. И здесь могут оказаться весьма кстати многоузловые группы проектов. Компиляцию и сборку проектов можно вести либо по одному выбранному узлу из группы проектов, либо обрабатывать всю группу целиком. Для этого в меню Project появились две дополнительные команды Compile all projects и Build all projects. Внешний вид окна самого администратора проектов представляется достаточно простым и интуитивно понятным, но в то же время мощным и удобным. Кнопка New администратора проектов привязана к мастерам создания разнообразных приложений. А кнопкой Activate активизируется проект и его подгрузка. Добавим, что с помощью контекстного меню администратора проектов пользователь может добавлять любые файлы к выбранному узлу проекта и даже разделять один и тот же файл между разными узлами одной группы проектов. Важным дополнением к администратора проектов является администратора версий, формирующий специальный ресурс VERSON, контролирующий правильность замены старых версий продукта новыми. Удобная диалоговая панель настройки позволяет интерактивно, без ручного редактирования формировать номер версии и некоторые другие специальные флажки. 2.2. Понятие о проектах в С++ Builder. Проект (Project) - это набор файлов, которые используются при создании отдельно исполняемого файла или динамически компонуемой библиотеки. Другими словами файлы, образующие приложение - формы и модули - собраны в проект. Администратор проектов показывает списки файлов и модулей приложения и позволяет осуществлять навигацию между ними. Можно вызвать администратора проектов, выбрав пункт меню View/Project Manager. По умолчанию вновь созданный проект получает имя Project1.cpp. По умолчанию проект первоначально содержит файлы для одной формы и исходного кода одного модуля. Однако большинство проектов содержат несколько форм и модулей. Чтобы добавить модуль или форму к проекту, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт New Form из контекстного меню. Можно также добавлять существующие формы и модули к проекту, используя кнопку Add контекстного меню администратора проектов и выбирая модуль или форму, которую нужно добавить. Формы и модули можно удалить в любой момент в течение разработки проекта. Однако, из-за того, что форма связаны всегда с модулем, нельзя удалить одно без удаления другого, за исключением случая, когда модуль не имеет связи с формой. Удалить модуль из проекта можно, используя кнопку Remove администратора проектов. Если выбрать кнопку Options в администратор проектов, откроется диалоговая панель опций проекта, в которой можно выбрать главную форму приложения, определить, какие формы будут создаваться динамически, каковы параметры компиляции модулей (в том числе созданных в Delphi, так как C++ Builder может включать их в свои проекты) и компоновки. Файлы, используемые в проектах C++ Builder. Для каждого нового проекта C++ Builder создаёт как минимум шесть файлов:
Исходный файл проекта (project file project) содержит функцию WinMain() и прочий стартовый код C++ Builder. Исходный файл главной формы (main form source file) и заголовочный файл главной формы (main form header file)содержат объявления и определения классов главной формы. С++ Builder будет создавать дополнительные исходные и заголовочные файлы для каждой новой формы данного проекта. Файл ресурсов главной формы (main form resource file) и файл ресурсов приложения (application resource file) представляют собой двоичные файлы, описывающие главную форму и значок приложения. C++ Builder создаёт также информационный файл проекта (project make file). Он представляет собой текстовый файл, содержащий установленные опции компилятора, имена исходных файлов и форм, входящих в проект, а также имена необходимых библиотечных файлов. 2.3. Как выполняются Windows - программы. Чем отличается выполнение DOS-приложений от выполнения приложений, управляемых событиями, каковыми являются все приложения для Windows? Непредсказуемостью! В DOS программа выполнялась от инструкции к инструкции, периодически обращаясь за помощью к операционной системе: где буковку на дисплей вывести, где клавишу считать, где прерывание какое-нибудь вызвать. В Windows все иначе: ваше приложение запускает себя, создает окошко (а может быть, и не одно) и отдает себя в руки Windows, которая становится главным распорядителем. С этого момента все команды, связанные с действиями пользователя, обрабатывает операционная система, и уже она решает, отдать или нет управление вашей программе. Это и является причиной непредсказуемости, называемой системными программистами асинхронностью. Выполняемое приложение просто не может знать, когда его "позовут к столу" и по какому поводу. Возможно, пользователь выберет пункт из меню, а может быть, сработает системный таймер или передвинется мышь... Если событие все-таки возникает, Windows ищет в вашей программе соответствующий обработчик этого события (про обработчики мы уже с вами говорили на предыдущем занятии). Если таковой имеется, то управление передается ему. Последний делает свое дело и возвращает управление Windows. Если управление не вернуть, то в окне менеджера задач напротив названия вашей программы возникнет строчка Not responding ("Не отвечает"). 3. Создание приложений в С++ Builder Первым шагом в разработке приложения C++ Builder является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст, который становится частью приложения, когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы создать новый проект, нужно выбрать пункт меню File/New Application. C++ Builder создает файл проекта с именем по умолчанию Project1.cpp, а также make-файл с именем по умолчанию Project1.mak. При внесении изменений в проект, таких, как добавление новой формы, C++ Builder обновляет файл проекта. Проект или приложение обычно имеют несколько форм. Добавление формы к проекту создает следующие дополнительные файлы:
Когда вы добавляете новую форму, файл проекта автоматически обновляется. Для того чтобы добавить одну или более форм к проекту , выберите пункт меню File/New Form. Появится пустая форма, которая будет добавлена к проекту. Можно воспользоваться пунктом меню File/New, выбрать страницу Forms и выбрать подходящий шаблон из репозитория объектов. Рис.9. Шаблоны форм Для того, чтобы просто откомпилировать текущий проект, из меню Compile нужно выбрать пункт меню Compile. Для того, чтобы откомпилировать проект и создать исполняемый файл для текущего проекта, из меню Run нужно выбрать пункт меню Run. Компоновка проекта является инкрементной (перекомпилируются только изменившиеся модули).Если при выполнении приложения возникает ошибка времени выполнения, C++ Builder делает паузу в выполнении программы и показывает редактор кода с курсором, установленным на операторе, являющемся источником ошибки. Прежде чем делать необходимую коррекцию, следует перезапустить приложение, выбирая пункт меню Run из контекстного меню или из меню Run, закрыть приложение и лишь затем вносить изменения в проект. В этом случае уменьшится вероятность потери ресурсов Windows. После этого выберем на форме компонент Edit и удалим текущее значение свойства Text. Затем установим свойство Caption для Button1 равным "Добавить". Чтобы добавить обработчик события OnClick для кнопки "Добавить", нужно выбрать эту кнопку на форме, открыть страницу событий в инспекторе объектов и дважды щелкнуть мышью на колонке справа от события OnClick. В соответствующей строке ввода появится имя функции. C++ Builder сгенерирует прототип обработчика событий и покажет его в редакторе кода. После этого следует ввести следующий код в операторные скобки { ... } тела функции: Для компиляции приложения в меню Run выберем пункт Run. Теперь можно что-нибудь ввести в редактируемое поле, нажать мышью на кнопку Добавить и убедиться, что вводимые строки добавляются к списку. Рис.11. Так выглядит готовое приложение. 4.2. Создание модифицированного приложения. Теперь немного модифицируем приложение, добавив кнопки Удалить и Выход. Для этого добавим еще две кнопки, изменим их свойство Caption и создадим обработчики событий, связанных с нажатием на эти кнопки: Рис.12. Модифицированное приложение Для кнопки Удалить: void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender) { if (!(ListBox1->ItemIndex == -1)) ListBox1->Items->Delete(ListBox1->ItemIndex); } Для кнопки Выход: Close(); Сохраним и скомпилируем приложение, а затем протестируем его. 5. Задание на лабораторную работу. I. Интегрированная среда разработки приложений. I.1. Создать проект нового приложения с пустой формой и сохранить его в отдельном каталоге. I.2. С помощью программы "Проводник" просмотреть содержимое каталога, в котором хранится созданный проект и определить назначение каждого из содержащегося в нём файлов. I.3. Открыть страницу "Standard" палитры компонентов и поочерёдно располагая содержащиеся в ней компоненты ознакомится с особенностями каждой из них. При этом следует отметить следующее:
I.4. Повторить задание изложенное в п.3 со страницами компонент "Additional" и "Win32". II. Разработка приложений. II.1. Создание базового варианта приложения в соответствии с разделом 4.1. II.2. Создание модифицированного приложения в соответствии с разделом 4.2. II.3. Описание работы программ базового и модифицированного вариантов созданных приложений.
Литература:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Отчёт о лабораторной работе №1 Программирование под Windows. Интегрированная среда Borland С++ Builder и основные приёмы разработки программ под Windows. По дисциплине "Основы алгоритмизации и языки программирования" Выполнил: Петров А.В. Группа ДИП-15 Принял: Веселов А.А. "__"___________2000г. Тверь 2000 |
|