страница 1страница 2
|
|
Похожие работы
|
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по охране труда - страница №1/2
Утверждаю Начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е.КОВШИЛО 15 ноября 1984 года Заведующий Отделом охраны труда ВЦСПС А.П.СЕМЕНОВ 26 ноября 1984 года МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЫПУСКУ ПЛАКАТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В Методических рекомендациях изложены требования к порядку разработки и согласования плакатов по охране труда и здоровья работающих, а также к их содержанию, композиции, изображению и тексту. министерств, издательств, домов санитарного просвещения и других организаций, принимающих участие в создании плакатов. распространенных средств пропаганды, способствуют формированию безопасного поведения на производстве и в быту. В нашей стране ежегодно издается около 1500 плакатов по охране труда и укреплению здоровья работающих общим тиражом более 30 млн. экземпляров. Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. Плакат как средство массовой информации должен обладать следующими свойствами: актуальностью тематики, новизной информации, эмоциональностью ее изложения, оригинальностью решения темы, интенсивностью и контрастностью цветов и др. Однако часть выпускаемых плакатов имеет низкое не только художественное и техническое, но и "психологическое" качество, т.е. такое качество, которое обеспечивает их эмоциональное воздействие и практическую действенность, способность мобилизовать работающих на действия, отвечающие требованиям безопасности. Настоящие рекомендации не регламентируют художественно-графические и творческие приемы оформления плакатов, которые решаются в каждом конкретном случае художником самостоятельно или совместно с издательством, учитывая возможности полиграфического исполнения. Методические рекомендации распространяются на такие параметры плаката, как тематика, содержание, художественная форма изображения и текст плакатов. В них даются эмпирические и научно обоснованные требования к плакатам с целью обеспечения наибольшей эффективности воздействия их на работающих. В рекомендациях устанавливаются требования к порядку разработки и согласования плакатов по охране труда. Наиболее полное определение плаката дано в отраслевом стандарте Госкомиздата СССР ОСТ 29.28.78 "Плакаты. Полиграфическое оформление. Общие технические требования": "Плакат является произведением печатной графики, изображение и текст которого выражают его общую идею. Плакат является одним из основных видов наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения. Как полиграфическое издание плакат представляет собой листовое издание, отпечатанное, как правило, на одной стороне печатного листа, удобное для расклейки; предназначен для экспонирования в помещениях и на улицах. Шрифтовые афиши, таблицы, диаграммы, не являющиеся произведением графического искусства, но выполняющие сходные с плакатами задачи, относятся также к плакатам". человека правильную оценку опасных и вредных производственных ситуаций путем информационного и эмоционального воздействия, сориентировать его поведение в нужном направлении, способствовать формированию умений и навыков безопасной работы. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАКАТОВ В процессе работы по проектированию и выпуску плакатов следует учитывать их основные виды и характерные особенности. С этой целью ниже приведены классификации плакатов по безопасности труда и охране здоровья работающих: характер; применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда; их цель - представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения; запрещающие опасные приемы работы; их цель - сформировать у работающих готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда; пропагандирующие передовой опыт в области охраны труда; их цель - сформировать у работающих общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда; (о проведении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т.д.); использованы в ряде отраслей народного хозяйства; специфические (отраслевого применения) - плакаты, которые предполагается использовать только в какой-либо одной отрасли народного хозяйства; по количеству плакатов, связанных одной тематикой: единичные - тематика отражена в одном плакате; серийные - тематика отражена в серии плакатов; по художественному оформлению: шрифтовые - плакаты, содержащие в основном текст (с изображением или без изображения); изобразительные - плакаты, содержащие в основном изображение (с текстом или без текста); среди них различают: рисованные, фотографические, фотомонтажные, типографические; по степени детализации: детализированные - изображение подробное, с деталями; как правило, изображаются не только необходимые объекты, но и фон; обобщенные - детали в изображении отсутствуют, изображены только необходимые объекты в обобщенном виде; по изобразительному решению: реалистические - плакаты с конкретным, близким к жизни изображением; пиктографические - плакаты, на которых человек и другие объекты изображены с помощью пиктограммы; символические - плакаты, на которых основное место занимает изображение-символ; карикатурные - плакаты, где основное место занимает изображение человека в карикатурном виде; нейтральные - плакаты сообщают о чем-либо, констатируют определенные факты; драматические - акцент в плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий; сатирические, юмористические - плакаты, где в изображении отдельных объектов или ситуации в целом присутствуют сатира, юмор; по количеству красок: Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. однокрасочные; двухкрасочные; трехкрасочные; четырехкрасочные и более; по размеру: в 1/16 долю стандартного листа (микроплакаты); в 1/8 долю стандартного листа (микроплакаты); в 1/4 долю стандартного листа; в 1/2 долю стандартного листа; в один стандартный лист; в два и более стандартных листа; по тиражам: многотиражные (более 50000 экз.); средней тиражности (10000 - 50000 экз.); малотиражные (1000 - 10000 экз.); микротиражные (50 - 1000 экз.). Приведенные классификации помогут разработчикам плакатов по охране труда быстро и легко выделить желаемые характеристики будущего плаката на самых ранних этапах его проектирования. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАКАТОВ Работа по проектированию плакатов по охране труда начинается с планирования тематики и тиражей плакатов (таблица). Таблица ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАКАТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ----------------T--------------T----------------------T-------------- -----¬ ¦ Этапы ¦ Разрабатывает ¦ Согласует ¦ Утверждает ¦ ¦ проектирования ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+----------------------+-------------- -----+ редакция ¦ технической ¦ ¦ планов выпуска ¦ министерств и ¦ ¦ литературы ¦ ¦ плакатов на ¦ ЦК профсоюзов, ¦ ¦ Госкомиздата СССР ¦ республиканских ¦ ¦ госкомиздатов ¦ ¦ Составление ¦ Автор плаката ¦ Зав. плакатной редак- ¦ Отделы охраны труда ¦ или ¦ ¦ ВЦСПС ¦ ¦ Разработка ¦ Художник ¦ Зав. плакатной редак- ¦ Редакционно- ¦ и ¦ художественный ¦ ¦ совет ¦ ¦ ¦ ¦ автор плаката ¦ ¦ ¦ Создание ¦ Художник ¦ Отделы охраны труда ЦК ¦ Редакционно- ¦ ¦ художественный ¦ ¦ совет ¦ L---------------+--------------+----------------------+-------------- ------ В соответствии с Постановлением Секретариата ВЦСПС и Комитета по печати при Совете Министров СССР от 21 мая 1970 г. "О мерах по дальнейшему улучшению выпуска плакатов по технике безопасности" центральные комитеты профсоюзов совместно с министерствами должны представлять отраслевым научно-техническим издательствам до 1 июля каждого года тематику плакатов по охране труда и принимать участие в составлении издательствами тематических планов выпуска плакатов по охране труда на пятилетку и на год. Планирование тематики и тиражей плакатов должно быть научно и практически обосновано с тем, чтобы обеспечить в достаточном количестве выпуск плакатов актуальной тематики и исключить дублирование тем в плакатах. При разработке тематического плана следует опираться на анализ: потенциальных опасностей и вредностей); профессиональной и страховой заболеваемости работающих; травматизма, который предполагает систематическое изучение причин несчастных случаев на отраслевом уровне; планируемого изменения технического оборудования и технологических процессов на предприятиях отрасли; профессионального состава лиц, работающих на предприятиях отрасли, особенно травмированных. Готовые тематические планы выпуска плакатов по охране труда рассматриваются и согласовываются в Редакционном совете издательства, а затем утверждаются Главной редакцией научно-технической литературы Госкомиздата СССР (республиканские издательства утверждают тематические планы в госкомиздатах соответствующих республик). На основе этих планов издательствам следует ежегодно выпускать иллюстрированные или аннотированные проспекты издания плакатов по охране труда и рассылать их вместе с бланками заказов министерствам, центральным, республиканским, краевым и областным комитетам и советам профсоюзов и книготоргам. Начальный этап проектирования отдельного плаката или серии плакатов - составление разработки на этот плакат или серию. Для проведения этой работы издательства по рекомендации служб охраны труда министерства и ЦК профсоюза подбирают автора плаката или серии плакатов из числа наиболее квалифицированных специалистов по охране труда министерства, ЦК профсоюза, НИИ или предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства. плакат учебным, инструктивным, агитационно-пропагандистским или информационным. В соответствии с назначением определяется и конкретная задача плаката, например, убедить рабочего в необходимости выполнения определенного правила безопасности труда или показать как правильно должен выполняться тот или иной прием безопасной работы и т.п. Необходимость указания назначения и конкретной задачи плаката диктуется тем, что эти характеристики определяют Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. и его содержание, и подход к художественному оформлению, и особенности текста, а также служат одним из критериев при оценке плаката и позволяют определить место его использования; г - указание адресата плаката (указать профессию, по возможности, пол, возраст, образование) и отрасли (или отраслей), в которой предполагается использовать плакат (серию плакатов). Бывают плакаты самого общего содержания, например: "Береги спецодежду"; большинство же плакатов обращены к конкретной профессиональной группе работающих какой-либо одной отрасли или нескольких отраслей. Исследования показали, что плакат всегда приобретает большую действенность в тех случаях, когда он как можно точнее обращается к определенному кругу лиц (по полу, возрасту, профессии, образованию). Поэтому в разработке следует указывать, для какой группы работающих предназначен плакат, чтобы обеспечить принцип дифференцированности в пропаганде. Для этого автор должен определить профессиональную группу, которой адресован плакат и ознакомиться с социально-демографической структурой этой группы работающих в определенной отрасли (если плакат отраслевой) или в ряде отраслей (если плакат межотраслевой): процентным соотношением мужчин и женщин, молодежи и лиц старшего возраста, лиц с незаконченным и законченным средним и средним специальным образованием. Точное указание той социально-демографической группы, которой адресуется плакат, поможет художнику учесть особенности этой группы в процессе работы над эскизом. использования и тиража плаката: чем больше широта использования и тираж плаката, тем менее применим в этом случае принцип дифференцированного подхода; рекомендации, приведенные ниже в настоящих Методических рекомендациях. Разработку на плакат (серию плакатов) автор согласовывает с заведующим плакатной редакцией, художественным и научным редакторами и утверждает в отделе охраны труда соответствующего ЦК профсоюза или ВЦСПС. справочные материалы, которые могут потребоваться для разработки эскиза: чертежи, фотоснимки производственного оборудования и рабочих мест, справочники и другую специальную литературу. темы. Для этого художник должен подробно ознакомиться с разработкой на плакат и необходимыми справочными и иллюстративными материалами, консультироваться с автором или другими специалистами по охране труда. Если тема плаката является для художника новой, желательно посетить какое-нибудь предприятие по рекомендации технического консультанта, где он может сделать необходимые зарисовки. Это поможет избежать возможных неточностей в изображении производственной обстановки. рассматривается заведующим плакатной редакцией, художественным и научным редакторами совместно с автором плаката. Одобренные плакатной редакцией эскизы обсуждаются затем на Редакционно-художественном совете издательства. В состав Редакционно-художественных советов должны быть включены представители издательства, художники-плакатисты и представители служб охраны труда министерств и ЦК профсоюзов. При обсуждении эскиза каждый член Редакционно- художественного совета оценивает его с точки зрения своей специальности. Художественные редакторы и художники оценивают эскиз плаката с художественной точки зрения, и их мнение Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. является решающим при определении художественно-эстетических качеств представленного эскиза. Специалисты по охране труда оценивают эскиз сеточки зрения его соответствия нормам и правилам охраны труда и целевому назначению. После обсуждения эскиза в Редакционно-художественном совете автор и художник, при необходимости, дорабатывают его, учитывая замечания членов Редакционно-художественного совета. удовлетворять требованиям, изложенным в ОСТ 29.28-78. Оригиналы плаката выполняются художником на основе утвержденного Редакционно-художественным советом эскиза плаката. Кроме того, все отраслевые плакаты должны согласовываться с соответствующими ЦК профсоюзов, а межотраслевые - с Отделом охраны труда ВЦСПС. профсоюзов совместно с издательствами рекомендуется проводить 1 - 2 раза в год выборочную оценку оригиналов или изданных плакатов теми группами рабочих, которым адресуются плакаты. Это необходимо для того, чтобы при создании плакатов можно было учесть особенности восприятия и художественных вкусов той категории работающих, которой плакат предназначается. Для разработки методики и процедуры оценки можно привлечь психологов, социологов и других специалистов, работающих в аппаратах министерств, отраслевых НИИ или непосредственно на предприятиях. Активное участие рабочих в оценке оригиналов плакатов позволит исключить выпуск плакатов, которые отклоняются большинством рабочих, как не привлекающие внимания, непонятные, не вызывающие эмоций, и в значительной мере гарантировать высокое качество издаваемых плакатов. социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Тема плаката должна раскрываться через знакомые человеку содержательные образы, для создания которых следует использовать правдивые и типичные жизненные факты и ситуации. Следует учитывать, что инструктивные и агитационно-пропагандистские плакаты в отличие от учебных не предназначены для подробного изучения, передачи обширной информации. Они используются как средство, в задачи которого входит: привлечь внимание - возбудить интерес к предмету сообщения - заставить задуматься и дать оценку полученной информации - активизировать соответствующие установки, готовность к действию в желаемом для автора направлении. воедино все элементы плаката. Основная идея должна быть конкретна и выражена таким образом, чтобы исключить многозначное, не соответствующее замыслу автора ее понимание. При определении основной идеи следует учитывать социально-психологические факторы и главным образом мотивы поведения людей. Так, например, раскрывая тему снижения уровня травматизма и профессиональных заболеваний, можно сформулировать основную идею, учитывая такие мотивы, как сохранение здоровья, повышение производительности труда, борьба за звание "Лучший по профессии", семейное благополучие и др. Четкая формулировка основной идеи еще на этапе подготовки к созданию плаката - важнейшее условие эффективной работы художника и автора плаката. Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. Содержание (тема и идея) конкретного плаката может быть решена в различных типах сюжета. По способу воплощения идеи выделяются три основных типа сюжета: 1. Положительный сюжет. В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызвать к себе положительное отношение. Упор в таких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость и необходимость пропагандируемого действия. Тема имеет, как правило, оптимистическое, мажорное "звучание". 2. Отрицательный сюжет. Строится на показе в реалистической или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и часто его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя через пробуждение негативного отношения к изображаемому, через осознание опасных последствий несоблюдения тех или иных норм и правил. Тема звучит драматически или сатирически. 3. Двойной сюжет. Строится на показе двух действий: положительного и отрицательного или их последствий. Основная идея выражается в противопоставлении положительного и отрицательного действий или фактов. Тема характеризуется напряженностью и динамичностью. зависимости от социально-демографических характеристик предполагаемой аудитории плаката. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ПЛАКАТА Плакат - средство пропаганды и обучения, поэтому текст в нем одновременно выполняет две функции: коммуникативную (функцию сообщения) и экспрессивную (функцию воздействия). В связи с этим важнейшими требованиями, определяющими эффективность текста плаката, являются его доходчивость и выразительность. 1. Доходчивость текста зависит от его краткости, степени легкости лексико-синтаксической структуры, смысловой точности употребляемых слов и выражений, связи текста и изображения в выражении идеи плаката: человеком оптимально воспринимается и запоминается 7 (+/- 2) слов. Следует учитывать, что текст легче запоминается в виде краткого призывного лозунга, например: "После работы - под душ", "Осторожно: переезд". Наиболее доходчив текст, ритмически построенный, поэтому тексты, основанные на употреблении пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, отрывков из популярных песен и известных стихов в прямом или перефразированном виде, запоминаются и воспроизводятся наиболее легко. Например: "Не в бровь, а в глаз... попадает стружка, если на Вас нет защитных очков". Плакат не должен быть перегружен словами, не несущими конкретной смысловой нагрузки. Например, в тексте: "Береги свою спецодежду" - слово "свою" лишнее, так как нельзя беречь одежду другого; избегать употребления узкоспециальной терминологии, оборотов официально-делового характера, а также фраз, состоящих из слов родительного падежа или из нескольких однородных членов предложения. Например: "Долг каждого рабочего человека - строгое соблюдение правил техники безопасности". Часть существительных в такого рода предложениях нужно заменять глаголами, которые делают текст более динамичным. Текст плаката лучше давать в утвердительной форме, поскольку призывы в отрицательной форме (с употреблением отрицания "не") психологически вызывают у человека противодействие. Текст плаката должен быть конкретным, целенаправленным, поэтому такие общие слова, как "запрещается", "необходимо", "опасно" и т.п., которые можно с одинаковой вероятностью отнести к различным темам, являются малоконкретными, не несут ценной информации. Лучше употреблять в тексте плаката не безличную ("Запрещается оставаться в кабине при погрузочно-разгрузочных работах"), а личную форму обращения ("Водитель! Выходи из кабины при погрузочно-разгрузочных работах"). Текст плаката может быть разнообразен по синтаксической структуре: побуждение с использованием повелительного наклонения глагола или пропуском его ("Соблюдайте осторожность на стройке", "На работе - ни капли спиртного"); вопросительная форма (чаше риторический вопрос, например: "Куришь?"); суждения в повествовательной форме (например: "Днем видит только сова", "Он тоже ездил ночью"); цитаты, афоризмы, пословицы. Во всех случаях при построении текста надо стремиться к возможному облегчению его синтаксической структуры, не употреблять сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Следует учитывать, что наиболее доходчив текст, приближенный к разговорной речи. Однако в нем недопустимо употреблять просторечные слова и выражения. контекста ("С баллоном - как с ребенком", "Прыжок - травма"); при этом на плакате должно быть изображено последствие опасного действия; слов и выражений, литературная грамотность речи, т.е. отсутствие в тексте стилистических ошибок, а также слов и выражений, которые могут быть поняты двусмысленно. Например, плакат с лозунгом: "Надевай противогаз в чистом воздухе" - толкуется двусмысленно: незачем надевать противогаз, если воздух чистый. Это происходит потому, что текст не содержит указания на адресат данного сообщения, которым являются газоспасатели. Автор текста должен ясно представлять себе значение употребляемого слова. Например, в плакате "Травматизм - спутник пьянства" слово "спутник" (т.е. что-то сопутствующее чему-то) употреблено правильно, а в плакате "Пьянство - спутник травматизма" - неверно. Следовало бы написать: "Пьянство - основная причина травматизма" или "Пьянство приводит к травматизму"; г - смысловая связь изображения и текста. Доходчивость текста плаката значительно снижается, если нет смысловой связи между текстом и изображением. Говоря о смысловой связи изображения и текста, следует иметь в виду, что она вовсе не обязательно обеспечивается полным совпадением заключенной в них информации. Информационная нагрузка на текст и изображение может варьироваться. Но основная мысль плаката должна быть выражена в смысловом единстве текста и изображения. Это особенно необходимо, когда и текст, и изображение решены образно. Так, например, текст плаката "Пьянство - преступление против здоровья" построен на использовании метафоры ("преступление против здоровья"). Рисунок к этому тексту также метафоричен: на черном фоне изображен ящик с водкой, над ним - тюремное окно. Здесь хорошо выражен образ преступления, однако, никакой связи со здоровьем образ не вызывает. К этому плакату более Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. подходит текст о том, что пьянство ведет к преступлениям. 2. Выразительность плакатного текста обеспечивается эмоциональностью его окраски и активным употреблением изобразительно-выразительных средств языка: а - эмоциональность может создаваться с помощью употребления эмоционально окрашенной лексики (слова типа "хорошо", "плохо", "полезный", "вредный", "опасный"). Рекомендуется применять такое эффективное средство повышения эмоциональности текста, как ссылка на авторитетные источники информации, престижность пропагандируемого явления или образа жизни и др.; б - изобразительно-выразительные средства языка обязательно должны применяться в тексте плаката. аудитории их следует применять с осторожностью. предусматривает возможность различных способов синтаксического выделения наиболее важных слов в предложении, а также придания всей фразе динамичности. котором главный смысловой элемент выносится на первое или последнее место в предложении ("Хочешь бросить пить - посмотри на пьяного"). предложений или двух частей одного предложения. В этих случаях одновременно с параллелизмом часто используется анафора - повторение одного и того же слова в начале двух или нескольких отрезков речи ("Научился сам - научи другого") или антитеза - противопоставление отдельных понятий ("Минимум затрат - максимум эффекта"). использовать восклицательные и вопросительные предложения, особенно риторические вопросы. Большой динамикой обладают эллиптические предложения, которые характеризуются пропуском какого-либо слова, не обязательного для понимания смысла фразы. Например: "После работы - душ", "Стой - опасная зона" (слова "принимайте", "впереди" здесь сами собой разумеются). собой придаточную часть сложноподчиненного предложения и начинаются со слов: "если", "когда", "чтобы" - в том случае, если созданный в плакате образ достаточно выразительно рекомендует, что делать в том или ином случае. Например, "Если Вы работаете на высоте..." - рисунок на этом плакате показывает необходимость регулярного осмотра врачом. побудительные предложения, особенно, если используются глаголы второго лица единственного числа с отрицанием ("Не ходи", "Не делай" и т.п.). непосредственного, личностно-направленного общения, чего можно достичь использованием различных форм обращения. Обращение выражается, как правило, при помощи местоимения "Вы" (вежливая форма обращения ко второму лицу единственного числа) или местоимения "ты" (такая форма воспринимается человеком как обращение к нему лично). Нельзя также забывать об эффективности обращения к той группе, к которой адресуется плакат. Обращение - действенное средство повышения внимания ("Каменщик! Осторожно: свежая кладка!"). Можно использовать в стройку пьяный", "Хороший рабочий никогда не забывает о чистоте рабочего места". Обращение может быть усилено путем замены местоимения "Вы" местоимением "Я". В этом случае текст пишется от лица того, кто соблюдает необходимые нормы поведения: "Мое рабочее место - всегда в чистоте и порядке". плакате обычно выполняют сигнальную функцию: они привлекают внимание к тексту. Умело употребленная пунктуация способна повысить выразительность и усилить динамизм фразы. Особенно большие возможности в этом отношении имеет тире. С помощью этого знака можно передавать различные оттенки мысли и сконцентрировать внимание на тех частях высказывания, которые этого требуют. Тире следует обязательно использовать в неполных и эллиптических предложениях: "Травматизм - спутник неосторожности", "Активный отдых - в спортзале". ставиться не только в конце восклицательных, но и в конце побудительных предложений, а также после обращений. Таким образом могут сосуществовать варианты: "Не стой под грузом" и "Не стой под грузом!" или "Доярки, следите за чистотой рук" и "Доярки! Следите за чистотой рук". Нетрудно заметить, что вторые варианты звучат более призывно. Особенно следует подчеркнуть эмоциональный характер употребления восклицательного знака в тех предложениях, которые содержат указания на полезность выполнения рекомендаций. Например: "Активный отдых - залог долголетия!". Авторы и редакторы должны постоянно стремиться к поиску таких языковых средств, которые обеспечат доходчивость и выразительность текста плаката. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ ПЛАКАТА Основой изобразительного решения плаката является композиция. Задача автора и художника при построении композиции - найти такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов в единое целое, которое позволило бы наглядно выявить смысловой центр композиции, а также создать ощущение уравновешенности и гармонии элементов. Основные типы изобразительных композиций Известно несколько типов композиции, простейшим из них является ритмическое построение в ряд, при котором отдельные элементы выстраиваются через неравные интервалы, что дает возможность акцентировать внимание на главном смысловом элементе. При симметричной композиции необходимо осуществить расстановку элементов вокруг оси симметрии. Асимметричная композиция характеризуется такой расстановкой элементов, при которой взгляд человека проходит по сложной кривой, что обусловливает эффект выразительности плаката. Принцип радиально- симметричной группировки используется в тех вариантах композиции, где центр изображения находится не в середине плоскости, а в правом или левом верхнем углу. В композициях плакатов, сюжет которых построен на противопоставлении положительного и Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. отрицательного, используется принцип равновесия, при котором отдельные части плаката, разделенные осью симметрии, неодинаковы по изображению, но занимают на плакатном листе одинаковую площадь. обратить внимание (смысловой центр композиции). Центральный по смыслу элемент должен быть выделен размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Все элементы композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе "стремились" к смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему. быть главным, а другие - дополнительными, при этом необходимо сохранять единство всего построения. Изолированность элементов может привести к раздвоенности внимания. пропорций. В этом случае отдельные детали выделяются увеличением или уменьшением реальных пропорций, необычностью ракурса, размытостью изображения и др. что все элементы должны группироваться вокруг него и создавать ощущение уравновешенности и гармонии. зрительного восприятия. Восприятие веса элементов композиции зависит от их местоположения на плакатном листе. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, зрительно воспринимается как более легкий, чем элемент, находящийся ближе к какому-либо краю плаката. Элемент в верхней части композиции кажется тяжелее того, который помещен внизу. восприятие: чем ярче окрашен элемент, тем более объемным он кажется и тем больше пространства требуется для восстановления равновесия его пропорций с другими элементами. формате листа элементы и линии должны иметь вертикальную направленность. Тогда взгляд зрителя полностью пройдет через лист. Горизонтальная же ориентация только разделит лист на несколько самостоятельных частей и (если это не сделано по какой-либо причине намеренно) никак не будет гармонировать с общим решением. При горизонтальном формате хорошим проводником взгляда зрителя по листу служат горизонтальные линии. Шрифтовые композиции Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. Шрифтовые плакатные композиции должны быть тесно связаны с изобразительным решением плаката и смыслом текста. Композиционно шрифт располагается на плакате либо симметрично, либо асимметрично. Симметричная композиция характеризуется зеркальной расположенностью текста относительно вертикальной оси симметрии, что производит впечатление уравновешенности, устойчивости. Подобная композиция рекомендуется для текстов спокойного информационного характера. В асимметричной композиции равновесие создается за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Такая композиция производит впечатление живости, подвижности. Она может быть целесообразно использована в текстах динамичных, призывного содержания. больших усилий, чем текста, расположенного к центру плаката. Поэтому желательно оставлять края плаката чистыми. Соотношение полей и текста по величине может варьироваться, но, как правило, ширина полей немного превосходит высоту букв. Не следует допускать чрезмерного заполнения площади плакатного листа текстом в ущерб изображению. В подобных случаях изображение переходит в иллюстрацию к тексту, между тем, как в плакате должно доминировать изображение. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛАКАТА Ведущая роль в плакате принадлежит изобразительным средствам, которые в плакате служат не только для передачи сообщения, но прежде всего для создания художественного образа, воплощающего основную идею. явление, вызывает определенные чувства, которые могут в нужном направлении повлиять на поведение зрителя. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы он вызывал социально- желательную оценку пропагандируемого явления или действия. символ, пиктограмма, коллаж и др. Но во всех случаях поиск новых художественных решений, оригинальная образная трактовка темы - это главные требования, которые предъявляются к плакату. нагляднее, реалистичнее, документальнее убеждают в достоверности изображаемого. Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. Большой выразительности можно достичь с помощью символических образов, которые более лаконичны и обобщены. В то же время нельзя забывать, что в символическом решении образа плаката есть и некоторая опасность отрыва от жизни. Слишком частое использование однообразных символов, если они к тому же дополнены стандартными фразами, приводит к тому, что символ разрушается, превращается в штамп. Это снижает эмоциональное воздействие и тем самым эффективность плаката. Символы, метафоры, аллегории не должны носить и слишком ярко выраженный индивидуально-авторский характер, так как в случае большой индивидуализированности символа однозначная интерпретация образа, а через него и содержания плаката, не будет достигнута, и плакат может оказаться непонятным для массовой аудитории. законченные формы и замкнутые линии (круг, квадрат, прямоугольник, эллипс и т.д.) создают впечатление удовлетворенности, завершенности, а незаконченные - человек автоматически "дорисовывает". В сознании при этом у него остается чувство неудовлетворенности, беспокойства, тревоги. То же относится и к линиям. Со спокойствием, ясностью ассоциируются у людей прямые горизонтальные и вертикальные линии. Диагональные вызывают ассоциации с движением (вверх и вниз). Тонкие и изогнутые линии ассоциируются с изяществом, гибкостью, непринужденностью, толстые - с тяжеловесностью, массивностью. чем изображения неодушевленных предметов, а при восприятии изображения человека обращается внимание на выражение лица. Эти данные следует учитывать при поиске средств выразительности. поэтому их нужно избегать. ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТУ ПЛАКАТА Большое значение имеет графическое оформление шрифта в плакате. Начертание буквы в силу закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональностью и образностью. Органически связанный с содержанием текста шрифт на плакате является одним из изобразительно- выразительных средств. При выборе шрифта необходимо обратить особое внимание на его четкость, удобочитаемость, выразительность, а также на соотношение цвета, шрифта и фона: а - четкость и удобочитаемость шрифта подразумевают быструю узнаваемость букв и достаточно оправданную простоту их графики. Для выбора оптимального шрифта следует учитывать имеющиеся классификации шрифтов. По способу воспроизведения различают шрифты наборные, рисованные и декоративные; по плотности - Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд. широкие (соотношение ширины к высоте равно 1:1), нормальные (указанное соотношение - 3:4 или 4:5), узкие или плотные (соотношение - 1:2); по контрастности - светлые (соотношение толщины штриха и внутрибуквенного просвета равно 1:4 - 8), полужирные (1:2) и жирные (1:1); по наклону - прямые и курсивные. Используя различные варианты плотности и толщины букв, следует помнить, что сверхширокие и сверхузкие, а также сверхжирные и сверхсветлые начертания букв затрудняют чтение. Известно, что с большого расстояния лучше читаются шрифты, состоящие из прямых линий и острых углов. Обладают хорошей видимостью знаки с соотношением высоты к ширине 1:1 и толщины к высоте 1:5. Следует иметь в виду, что зрительное впечатление насыщенности шрифта может изменяться в зависимости от расстояния между буквами: чем больше это расстояние, тем светлее кажется шрифт. Оптимальным расстоянием между буквами в плакате считается расстояние, равное половине средней ширины буквы. Если этот просвет увеличить, то слово имеет тенденцию распадаться. Чрезмерная близость букв также мешает восприятию слов. Однако для короткой надписи прием сближения букв вполне пригоден, так как придает строке выразительность. Расстояние между словами обычно равняется ширине буквы. шрифтах, где вертикальные и горизонтальные штрихи равны, горизонтальные всегда кажутся толще, что придает шрифту некоторое "беспокойство", "неуравновешенность". Умеренный контраст штрихов создает хорошие условия для быстрого чтения. В длинном тексте слишком сложный контраст штрихов утомляет зрение, в коротком же - напротив, способен облегчить чтение (при трафаретном варианте в этом случае штрихи вообще можно не делать). На удобочитаемость также влияет характер засечек и концевых элементов штриха. Для чтения с большого расстояния рекомендуется использовать буквы с засечками, поскольку шрифты без засечек начинают в этих условиях расплываться. Желательно также, чтобы наклон букв к линии строки составлял не менее 75 - 80 градусов. Удобочитаемость в большой мере зависит от начертания букв. Так, если сравнить три начертания буквы "К" (не приводятся), то легко заметить, что наилучшей различимостью обладает начертание первой буквы, а две другие с дальнего расстояния можно принять за "Н". Поэтому необходимо следить за тем, чтобы форма каждой буквы сочетала простоту графики с максимальной читаемостью. 2 - 4 м. Наименьшая высота шрифта, читающегося с этого расстояния, - 12 - 16 мм; б - выразительность шрифта. Следует иметь в виду, что шрифт обладает и большими выразительными возможностями. Это позволяет в ряде случаев обыграть тему текста в шрифте, т.е. связать шрифт с изображением и текстом плаката. В зависимости от содержания плаката шрифт может быть спокойным или напряженным, статичным или динамичным, строгим или веселым, монументальным или декоративным, может иметь исторические и национальные черты. на плакате по антиалкогольной тематике слово "алкоголь" было нарисовано волнистыми буквами, а на плакате о вреде вибрации было использовано горизонтальное смешение контуров букв. Эти примеры показывают, как тема плаката может быть удачно обыграна с помощью шрифта. Однако использование столь сложных приемов для написания всего текста затруднило бы его прочтение. Их целесообразно применять, когда текст требует выделения отдельных ключевых слов. Для этой же цели можно использовать и шрифты разной окраски; раскрытию темы плаката. Не рекомендуется употреблять на одном плакате более двух видов шрифтовой цветов, причем выбранные шрифты должны быть близки по стилю. Наилучшее для восприятия цветовое решение является тонально-контрастным: светлое на темном или темное на светлом. При использовании контрастных цветов следует учитывать, что интенсивного цвета должно быть меньше, чем более "спокойного". Для решения вопроса об удачном цветовом сочетании шрифта и фона можно руководствоваться следующими данными о наилучшей различимости и читаемости шрифтов на цветовых фонах (при одинаковой интенсивности цветов): ОСТ 29.28-78. следующая страница >> |
|