Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей заочной формы обучения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 212.23kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 3 1121.77kb.
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... 1 408.61kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 1 240.01kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 1 319.42kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 2 378.1kb.
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... 1 267.8kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Данный... 3 1143.79kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов... 2 449.12kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 4 937.94kb.
Методические рекомендации по организации выполнения и защиты контрольных... 1 51.64kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей заочной формы обучения - страница №1/2



Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет

Кафедра теории и истории права и государства

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

теории и истории права и государства

полковник полиции

_________________А.С. Палазян

«___» ________________ 2013 г.


История органов внутренних дел
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по изучению дисциплины

для слушателей заочной формы обучения
Специальность: 030901.65 – Правовое обеспечение

национальной безопасности




Обсуждены и одобрены на заседании

кафедры теории и истории

права и государства

протокол № 19

от «3» июня 2013 г.


Подготовил:

Старший преподаватель кафедры,

к.и.н., майор полиции

___________ И.В. Яблонский






Краснодар

КрУ МВД России

2013

Рекомендовано

редакционно-издательским советом

Краснодарского университета МВД России

Составитель И.В. Яблонский, кандидат исторических наук (кафедра теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России).

Рецензенты:

А.Ю. Звягольский, доктор исторических наук, профессор (Краснодарский университет МВД России).

Г.А. Городенцев, кандидат юридических наук (Краснодарский университет МВД России);


История органов внутренних дел: методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения (030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности) / сост. И.В. Яблонский. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 31с.

Методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения раскрывают содержание и последовательность прохождения учебной дисциплины История органов внутренних дел. Предлагаемые рекомендации по изучению дисциплины составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности.

Для слушателей ФЗО Краснодарского университета МВД России.

© Краснодарский университет МВД России, 2013

© Яблонский И.В., составление, 2013

Пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины определяют методику освоения и последовательность прохождения учебной дисциплины «История органов внутренних дел» и предназначены для обучения слушателей факультета заочного обучения Краснодарского университета МВД.

Цели дисциплины изучение тенденций развития и функционирования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его исторических предшественников – регулярной полиции, Министерства внутренних дел Российской империи, Наркоматов и Министерств внутренних дел РСФСР, СССР, а также их структурных подразделений; формирование у курсантов и слушателей мировоззренческого потенциала для анализа задач, итогов и перспектив своей профессиональной деятельности на основе учета исторического опыта, накопленного органами внутренних дел. Задачами курса являются:



  • изучение основных этапов развития, направлений и особенностей деятельности отечественных органов внутренних дел, в том числе, служб, осуществляющих правоохранительную деятельность;

  • осмысление курсантами и слушателями опыта, накопленного различными структурными подразделениями ОВД в анализе разнообразных криминогенных факторов и противодействия им;

  • выявление структурных и организационных форм деятельности ОВД, исторически подтвердивших свою эффективность в противостоянии угрозам внутренней безопасности и общественному порядку, в том числе форм правоохранительной деятельности.

Проблемы, рассматриваемые в рамках курса, взаимосвязаны с такими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «История», «Конституционное право РФ» и др.

Примерный тематический план для заочной формы

обучения на базе среднего (полного) общего образования,

срок обучения 6 лет



№ п

/

п



НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО

ЧАСЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Ауд.

СР

ЛЗ

СЗ

ПЗ

ГК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Становление и развитие правоохранительных структур в IX-XVII вв. Полиция в системе ОВД в XVIII в. Образование и основные направления деятельности МВД Российской империи. Развитие органов внутренних дел в XIX в.

22

4

18

2

2







2.
Особенности становления и развития органов внутренних дел советского времени

20

2

18




2







3.

Органы внутренних дел на современном этапе развития российского общества

22

2

20




2










Зачет и подготовка к зачету

8




8
















Всего

72

8

64

2

6








Планы семинарских занятий и методические рекомендации

для слушателей, обучающихся на базе среднего (полного)

общего образования
Тема 1. Становление и развитие правоохранительных структур в IX-XVII вв. Полиция в системе ОВД в XVIII в. Образование и основные направления деятельности МВД Российской империи.

Развитие органов внутренних дел в XIX в.
Семинарское занятие
Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа.

Место проведения: согласно расписанию.

Методы проведения: развернутые ответы слушателей по вопросам семинара, творческое обсуждение учебного материала с элементами дискуссии, дополнения.

Материальное обеспечение занятия: мультимедийный проектор, переносной экран, лазерная указка, учебная литература.


Цели занятия:

дидактическая: закрепление и углубление теоретических знаний об основных этапах развития, направлениях и особенностях деятельности отечественных органов внутренних дел, в том числе, о службах, осуществлявших правоохранительную деятельность;

методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки слушателей к семинару;

воспитательная: убеждение слушателей в практической значимости опыта, накопленного различными подразделениями ОВД за весь период их функционирования, а также выработанных ранее структурных и организационных форм деятельности ОВД, исторически подтвердивших свою эффективность в противостоянии угрозам внутренней безопасности.

План семинара


  1. Становление и развитие правоохранительных структур в IX-XVII вв.

  2. Полиция в системе ОВД в XVIII в.

  3. Образование и основные направления деятельности МВД Российской империи. Развитие органов внутренних дел в XIX в.


Методические рекомендации для слушателей

В ходе изучения настоящей темы слушателям при подготовке к занятию необходимо взять за основу следующие наиболее важные положения о развитии отечественных органов внутренних дел в период с IX до XIX века, разработанные российской исторической наукой.


Рассмотрение данной темы необходимо начинать с характеристики Древнерусского государства, которое, как и любая другая раннефеодальная монархия, возникшая из недр первобытнообщинного строя, характе­ризуется сравнительно небольшим и слабо дифференцированным государственным аппаратом. В силу этого одни и те же государствен­ные органы были многофункциональными, осуществлявшими, наряду с другими, работу по охране общественного порядка. В рамках изу­чаемого периода поддержание порядка осуществлялось, с одной сто­роны, государственным аппаратом, с другой стороны, органом само­управления - вервью (общиной). Последняя несла ответственность за состояние спокойствия и была обязана организовывать поиск и за­держание преступника на своей территории.

Что касается полицейских функций государства, то они осуществлялись, прежде всего, княжескими дружинами (великого и мест­ных князей). С этого времени полицейские функции приобрели военизированный характер, так как осуществлялись с помощью военных.

По мере некоторого усложнения структуры государственного ап­парата можно установить государственные органы, которые осуще­ствляли полицейские функции. Ими были посадники (осуществляли управление городами), волостели (управляли волостью - сельской территориальной единицей).

Следует заметить, что с появлением дворцовой системы управления полицейские функции стали осуществляться также должностными лицами этой администрации. Ими являлись дворский (управитель дворца), ко­нюший, чашничий, ловчий и др. Иногда должностное лицо дворцо­вого управления именовалось тиуном.

Наступление феодальной раздробленности вызвало немалые перемены в осуществлении полицейских функций государства. Следует констатировать, с одной стороны, общий рост их объема в связи с ростом населения и преступности. С другой стороны, нужно отметить некоторое сокращение полицейской деятельности княже­ской администрации (центральной и местной) и появление функций по охране порядка у вотчинника.

В процессе преодоления феодальной раздробленности и созда­ния единой Русской державы государственный аппарат разрастал­ся и значительно укреплялся. Активизировалась его деятельность по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью. Появилась новая форма процесса - розыскной процесс, характери­зующийся доминирующим участием государства в борьбе с пре­ступностью и в разрешении гражданско-правовых споров. Поэтому полицейские функции государства получили свое дальнейшее раз­витие. По-прежнему их носителями были органы местного управ­ления - наместники (управители уездов) и волостели (управители волостей), опиравшиеся на различных подчиненных им должност­ных лиц (тиунов, доводчиков и др.), учреждения дворцового управ­ления и пути, а также общинное самоуправление.

На рубеже XV - XVI вв. появляются своеобразные сыскные орга­ны. Это так называемые особые обыщики, которые приезжали из Москвы на места «в случае умножения в какой-либо местности разбоев и татев».

В начале XVI века в городах были учреждены должности городо­вых приказчиков, которые в некоторых пределах осуществляли также полицейские функции. Пристав и его помощники осуществ­ляли вызов в суд, а праветчик, в частности, выступал в качестве судебного исполнителя.

В период сословно-представительной монархии в системе уч­реждений, поддерживающих государственную безопасность и общественный порядок, произошла коренная реорганизация. Она выразилась, во-первых, в отмене кормления и введении губного и земского самоуправления; во-вторых, в ликвидации дворцового управления и учреждения приказной системы; в-третьих, в созда­нии воеводского управления. Данные мероприятия привели к повсеместному упразднению многих старых должностей и образова­нию новых учреждений, осуществляющих полицейские функции.

Изучение темы продолжает время самостоятельного правления царя Петра I (правил в 1689-1725 гг.), которое стало периодом значительных преобразований во всех сферах жизни общества. Реформы коснулись и правоохрани­тельных органов России: постепенно создается полиция, т. е. ис­полнительный орган государственного управления, повседневно и профессионально занимавшийся охраной правопорядка.

В 1701 г. был ликвидирован Сыскной приказ, а в 1702 г. указом Петра I были ликвидированы должности губных старост.

В 1710 г. после образования губерний функции по охране пра­вопорядка перешли к губернаторам. С учреждением в 1719 г. про­винций полицейские функции были переданы воеводам, в помощь которым создаются выборные советы из местных дворян.

В Санкт-Петербурге, основанном в 1703 г., в отличие от других территорий России, охраной правопорядка занимались губернская канцелярия во главе с губернатором Ингерманландии А. Д. Меньшиковым и подчинявшие­ся ей Городовая канцелярия, а с 1705 г. - и Адмиралтейская канце­лярия. Правоохранительные функции осуществлялись как непосредст­венно сотрудниками канцелярий, так и через воинские команды и назначенных для этого офицеров – надсмотрщиков. В 1715 г. в Петербурге решением Петра I создается полицейская канцелярия, которая руководила деятельностью солдат и унтер-офицеров по охране правопорядка, следила за соблюдением пра­вил строительства в городе. Таким образом, в России впервые воз­никает термин «полиция», постепенно вытеснивший старорусское понятие «благочиние». Используя зарубежный опыт, Петр присту­пает к созданию профессиональной полиции.

В 1721 г. Петром I был издан Регламент Главного Магистрата, которым определялись функции, полномочия и порядок деятельно­сти основных государственных учреждений, в том числе полиции.

В 1722 г. указом Петра I в Москве учреждается должность обер-полицмейстера и полицмейстерская канцелярия, а Петербургская полицмейстерская канцелярия становится Главной, которой подчи­няется Московская. Руководство Московской и Главной полицмей­стерских канцелярий осуществлялось на коллегиальных основах. Для несения службы по охране правопорядка в распоряжение по­лицмейстерских канцелярий поступали воинские команды на опре­деленное время. Полицейские органы в первой четверти XVIII в. имели значительные полномочия по расследованию уголовных дел. Они вели дознание по всем обнаруженным полицией преступлени­ям, приводили в исполнение приговоры.

В 1730 г. был воссоздан Сыскной приказ, который, опираясь на местные административные и полицейские органы, проводил ро­зыск подозреваемых и преступников. В этом же году создается Должный приказ для производства полицейских действий в отно­шении злостных неплательщиков и банкротов.

В 1733 г. был издан законодательный акт «Об учреждении поли­ции в городах», который стал правовой основой строительства регу­лярных полицейских органов в масштабе всей страны. В соответст­вии с ним создавалась полиция в губернских и других городах.

Значительные изменения в развитии российской полиции про­изошли в 70-80-х гг. XVIII в. 7 ноября 1775 г. императрицей Екатери­ной II (правила в 1762-1796 гг.) было утверждено «Учреждения для управления губерний Российской Империи», по которому производи­лось новое административно-территориальное деление страны. Основой для создания губерний и уездов стало число проживавшего на их территориях податного населения: в губернии (во главе с гу­бернатором) от 300 до 400 тыс. крестьян мужского пола, в уезде (во главе с земским капитаном-исправником) - 20-30 тыс. Две-три губернии могли быть объединены в наместничество, которые (а также отдель­ные губернии) возглавляли наместники (генерал-губернаторы), на­значаемые монархом. На наместнические (губернские) правления возлагалось руководство местной полицией.

При проведении реформы создается специальный полицейский орган в уезде - нижний земский суд.

Одновременно была создана регулярная полиция в большинст­ве уездных городов во главе с городничим, должностным лицом с функциями полицмейстера. Городничий назначался по представ­лению наместника Сенатом и единолично руководил охраной пра­вопорядка в городе.

В обязанности городничего вменялось: подавлять массовые бес­порядки, проводить следствие по правонарушениям, надзирать за местами, дорогами и переправами, размещать воинские части, не допускать пожаров, поощрять трудолюбие, заботиться о нищих и пр. Таким образом, несмотря на сокращение общеадминистративных функций полицейских органов, до полной специализации было еще далеко.

В 1780 г. указом императрицы Екатерины I ликвидируется Главная полицмейстерская канцелярия (в связи с передачей дел существовала до 1 января 1783 г.). В Санкт-Петербурге и Москве полицией стал руководить обер-полицмейстер, подчиненный соответствующему генерал-губернатору.

Несмотря на проведение губернской реформы, положение полицейских органов оставалось не совсем определенным, прежде всего в вопросе их компетенции. В связи с этим через некоторое время началась подготовка к полицейской реформе. Она завершилась 8 апреля 1782 г., когда Екатериной II был подписан Устав благочиния или полицейский. Этим законом во всех городах создавались единые правоохранительные учреждения - управы благочиния или полицейские как коллегиальные органы административно-полицейского управления.

В XVIII в. происходило дальнейшее развитие органов политиче­ского сыска России. Еще в 1689 г. Петром I был создан Преображенский приказ для борьбы с противниками усиления единоличной власти монарха.

В 1718 г. в качестве специализированного органа политического сыска была образована Тайная канцелярия во главе с П. А. Тол­стым. Целью создания Тайной канцелярии было расследование дела царевича Алексея Петровича, который подозревался в госу­дарственной измене. Однако и после завершения этого дела она продолжала функционировать.

После смерти Петра I и воцарения императрицы Екатерины I Тайная канцелярия в 1725 г. была упразднена, а Преображенский приказ в 1726 г. - подчинен Верховному Тайному Совету, создан­ному императрицей в качестве высшего органа государственного управления.

В 1731 г. взошедшая на трон императрица Анна Ивановна учре­дила новый орган политической полиции - Канцелярию Тайных розыскных дел. Она должна была вести расследование антигосу­дарственных преступлений (подпадавших под общую формулу «слово и дело государево») на всей территории Российской Импе­рии.

Во время правления Екатерины II органом политического сыска стала созданная в 1762 г. Тайная экспедиция Сената во главе с генерал-прокурором С. И. Шешковским. Он мог вмешиваться в дея­тельность любых государственных органов, давать им указания, оставаясь при этом полностью независимым, так как подчинялся исключительно императрице. Таким образом, были обеспечены максимальная централизация и независимость от других органов, сохранение необходимой секретности.

XIX столетием, когда в Российской Империи проводятся крупные реформы в системе органов государственного управ­ления. Наиболее значительным преобразованием императора Александра I явилось создание министерств в качестве органов центрального управления. Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано восемь министерств, в том числе и внутренних дел.

В январе 1803 г. утвержден штат Канцелярии МВД, получивший название Департамента внутренних дел. Первоначально Департа­мент состоял из четырех экспедиций: народного продовольствия и соляной части; спокойствия и благочиния; государственного хозяй­ства (совершенствование земледелия, руководство государствен­ными фабриками и заводами, добыча полезных ископаемых, кон­троль за состоянием дорог); общественного призрения (приказы общественного призрения, больницы, богоугодные заведения, тюрьмы).

Одной из первых инициатив МВД было включение в сметы рас­ходов городов и уездов, специальных статей на содержание поли­ции, что позволило существенно улучшить материальное положе­ние полицейских чиновников.

В 1807 г. создается особый Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия.

В 1831 г. министром внутренних дел был назначен статс-секретарь Д. Н. Блудов, имевший большой опыт административной работы. С его приходом значительно усилился контроль МВД над местными органами охраны правопорядка. В 1842 г. новый министр внутренних дел граф Л. В. Перовский расширил систему личного контроля, ввел должность вице-директора Департамента полиции исполнительной и сделал обязательными длительные командировки для руководства Департамента. Одновре­менно было создано отделение для обозрения присутственных мест МВД. занимавшееся инспектированием местных органов Министерст­ва. Вместо канцелярии министра учреждается Департамент общих дел; вновь образуется Особенная канцелярия министра внутренних дел для ведения секретного делопроизводства, анализа данных не­гласных ревизий, борьбы со злоупотреблениями чиновников полиции.

В 1810-1811 гг. в России по предложению М. М. Сперанского был преобразован механизм управления государством. В том чис­ле, по инициативе генерал-адъютанта А. Д. Балашова было созда­но Министерство полиции. 25 июля 1811 г. были опубликованы подписанные императором Александром I Общее учреждение ми­нистерств, а также Учреждение и Наказ министру полиции. В пер­вом акте предусматривалось усиление единоначалия и персональ­ной ответственности министров; создавался совет министра, куда входили высшие чиновники Министерства. Второй документ регла­ментировал функции и компетенцию нового Министерства полиции.

В Министерство полиции входили: Департамент хозяйственной полиции, Департамент исполнительной полиции, Медицинский де­партамент, а также Медицинский совет, Общая и Особенная кан­целярии.

В 1819 г. умер министр полиции С. К. Вязмитинов, однако, его пост остался вакантным. В этом же году министром внутренних дел был вновь назначен В. П. Кочубей, который добился ликвидации Министерства полиции и включения его департаментов в структуру МВД.

Следует обратить внимание, что после восстания 14 декабря 1825 г. стало ясно, что организация политической полиции, которой руководила Особенная канцелярия МВД, оставляет желать много лучшего. Генерал А. X. Бенкендорф подготовил и представил императору Николаю I проект «Об уст­ройстве высшей полиции», в котором намечались общие принципы построения такого органа: строгая централизация и организация всех его звеньев на местах, использование только самых прове­ренных кадров. В результате тщательного изучения проекта импе­ратором в 1826 г. было учреждено Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, начальником которого стал А. X. Бенкендорф.

Вначале в Третье отделение входило 4 экспедиции. Первая из них ведала политическими делами, осуществляла наблюдение за революционными организациями, следила за общественным мне­нием, составляла отчеты, обзоры и т. п. Вторая осуществляла на­блюдение за существующими сектами и расколами, занималась должностными преступлениями, делами, связанными с фальшиво­монетничеством и подделкой документов. Третья экспедиция сле­дила за проживавшими в России иностранцами. Четвертая вела учет всех происшествий в государстве и ведала личным составом Третьего отделения. Однако строгого разграничения функций меж­ду экспедициями на тот момент не существовало. В 1842 г. в Третьем отделении была учреждена пятая экспедиция, осуществ­лявшая контроль и цензуру периодических изданий и театральных постановок.

В штате каждой экспедиции было по 3-4 чиновника, возглавляе­мых экспедитором, который подчинялся непосредственно управ­ляющему, а через него начальнику Отделения. Таким образом штат Третьего отделения был немногочисленным и в разные годы в нем было от 16 до 72 чиновников.

К функциям этого государственного ведомства были отнесены следующие: все распоряжения и известия по всем случаям, имею­щим отношение к отделению; сбор сведений о числе существую­щих в государстве сект и расколов; известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам; под­робные сведения о всех людях, под надзором полиции состоящих, и все распоряжения по ним; высылка и размещение подозритель­ных людей; руководство всеми местами заточения государствен­ных преступников; издание и контроль за исполнением постанов­лений и распоряжений об иностранцах, выезжающих и проживаю­щих в России; сбор статистических сведений, имеющих отношение к делам полиции.

Для более полного уяснения учебного материала по данной теме следует заметить, что по инициативе императора Александра II в 60-70-х гг. XIX в. в России были проведены крупнейшие преобразования, обеспечившие переход от феодального государства к буржуазному. Было лик­видировано крепостное право, введено местное самоуправление, создана новая судебная система, проведена военная реформа.

Уже в ходе подготовки столь крупных изменений стала ясна не­обходимость в проведении преобразований органов охраны право порядка, и прежде всего на уровне уезда. В 1862 г. император ут­вердил «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний», по которым были реорганизованы полицейские учреждения в губерниях Европейской России, кроме Царства Поль­ского и Области Войска Донского.

Согласно Временным правилам сельские (земские) и городские органы охраны правопорядка были объединены в единое, уездное полицейское управление во главе с уездным исправником, который отныне назначался правительством, а не избирался. Уезды по-прежнему подразделялись в полицейском отношении на станы во главе со становыми приставами, которые руководили работой сот­ских и десятских.

В губернских и столичных городах Временные правила 1862 г. сохранили прежний порядок организации полиции. Во главе поли­цейского управления находился полицмейстер, который назначал­ся губернатором и был независим от уездного управления. В каж­дое управление входили канцелярия, секретарь и рассыльные. При полицейских управлениях состояли пожарные команды. Города делились на части со своими приставами. Участки, в свою очередь, - на околотки, возглавляемые околоточными надзирателями. При­ставы руководили деятельностью помощников пристава и около­точных надзирателей. Околоточным надзирателям подчинялись городовые, дворники, которые следили за внешним порядком, ос­вещением улиц, чистотой дворов и улиц, соблюдением паспортного режима, правильным ведением торговли и т. д. Городовые несли постовую службу на улицах по охране правопорядка. Посты были стационарные и подвижные, суточные, ночные или дневные.

В 1867 г. прошла реорганизация корпуса жандармов, было утверждено Положение о Корпусе жандармов.

Согласно Положению Корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 561 губернских управлений, 50 уездных управлений Северо-западного края, Наблюдательного состава, Петербургского и Московского дивизионов, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах.


Вопросы для самостоятельной работы


  1. Привлечение населения к правоохранительной деятельности: сотские, десятские, межевые обходчики, праветчики.

  2. Особенности поддержания порядка после образования Древнерусского государства.

  3. «Свод» и «гонение следа» как формы досудебной стадии древнерусского состязательно-обвинительного судебного процесса.

  4. Система органов и должностных лиц, выполнявших функции охраны порядка и безопасности в центре и на местах в период сословно-представительной монархии.

  5. Приказы как органы центрального отраслевого управления, досудебного расследования и суда.

  6. Учреждение губных изб и их задачи.

  7. Государственный институт особых обыщиков и недельщиков.

  8. Законодательное закрепление понятия государственного преступления в Судебниках 1497  и 1550 гг. и зарождение органов политического сыска.

  9. Приказ тайных дел при Алексее Михайловиче.

  10. Абсолютная монархия и создание регулярной полиции.

  11. Создании нижних земских судов - специальных аппаратов общей полиции в уездах.

  12. Структура полиции по «Уставу благочиния».

  13. Преображенский приказ.

  14. Тайная канцелярия.

  15. Верховный Тайный совет.

  16. Канцелярия Тайных розыскных дел.

  17. Тайная экспедиция сената.

  18. Образование Министерства внутренних дел (МВД) Российской империи: структура, функции, компетенции.



Вопросы для самопроверки (самоконтроля)


  1. Экспедиция государственного благоустройства.

  2. Первый министр внутренних дел граф В. П. Кочубей.

  3. Приоритет МВД в системе государственного управления.

  4. Учреждение Министерства полиции.

  5. Централизация политической полиции при Николае I. III Отделение.

  6. Первый начальник III Отделения А.Х. Бенкендорф.

  7. Полицейская реформа Александра II.

  8. «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний» 1862 г.

  9. Учреждение должностей полицейских урядников.

  10. Учреждение сыскного отделения в Санкт-Петербурге.

  11. Участие III Отделения и Департамента полиции в международном сотрудничестве.

  12. Ликвидация III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

  13. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 г.

  14. «Положение об устройстве секретной полиции в империи» 1883 г.

  15. Создание единой общегосударственной тюремной системы.

  16. Просветительские взгляды М.М.Сперанского на роль и место МВД в системе органов государства.

  17. Экспедиция «спокойствия и благочиния» и ее задачи.

Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

  2. Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции».

  3. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».


Основная литература


  1. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: Nota Bene, 2005.

  2. История полиции России. Исторический очерк и основные документы. Учебное пособие / Под ред. Курицына В.М. - М., 2001.

  3. История правоохранительных органов Отечества: Учебное пособие / Под ред. В.В. Рыбникова. – М.: Щит-М, 2008.

  4. История органов внутренних дел России: Курс лекций / Под ред. В.Г. Казакова. – М.: Московская академия МВД России, 2001.

  5. История ОВД: Учебное наглядное пособие. - М., 2008.

  6. И.А. Андреева. История органов внутренних дел России. Учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2007.


Дополнительная литература


  1. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел, ч. 1-4. СПб. 1858-1863, репринт.

  2. Полиция: от прошлого до настоящего. Сборник статусных нормативных документов: научно-практическое пособие / Р.С. Мулукаев, В.В. Черников. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

  3. Полиция России. История, законы, реформы. (Составление и редакция В.С. Чижевский) – М.: Книжный мир, 2011.

  4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2001.

  5. Малыгин А.Я., Лукьянов С.А. История органов внутренних дел: основные этапы развития полиции-милиции России. М., 2010.

  6. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах : учебно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. / Д. В. Меняйло. - Белгород : БЮИ МВД России, 2009.

  7. Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов. М., 1995.

  8. Некрасов В.Ф. МВД в лицах. М., 2000.

  9. Органы и войска МВД России. М., 1996.

  10. Полиция и милиция России. Страницы истории. М., 1995.

  11. МВД России. Энциклопедия. М., 2002.

Тема 2. Особенности становления и развития

органов внутренних дел советского времени
Семинарское занятие
Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа.

Место проведения: согласно расписанию.

Методы проведения: развернутые ответы слушателей по вопросам семинара, творческое обсуждение учебного материала с элементами дискуссии, дополнения.

Материальное обеспечение занятия: мультимедийный проектор, переносной экран, лазерная указка, учебная литература.


Цели занятия:

дидактическая: закрепление и углубление теоретических знаний об основных этапах развития, направлениях и особенностях деятельности отечественных органов внутренних дел, в том числе, о службах, осуществлявших правоохранительную деятельность;

методическая: проверка уровня самостоятельной подготовки слушателей к семинару;

воспитательная: убеждение слушателей в практической значимости опыта, накопленного различными подразделениями ОВД за весь период их функционирования, а также выработанных ранее структурных и организационных форм деятельности ОВД, исторически подтвердивших свою эффективность в противостоянии угрозам внутренней безопасности.
План семинара


  1. Становления органов внутренних дел советского времени.

  2. Органы внутренних дел в годы Великой Отечественной войны.

  3. Советские органы внутренних дел в послевоенный период развития государства.


Методические рекомендации для слушателей
следующая страница >>