страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей заочной формы обучения - страница №1/2
Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Кафедра теории и истории права и государства УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры теории и истории права и государства полковник полиции _________________А.С. Палазян «___» ________________ 2013 г. национальной безопасности
Краснодар КрУ МВД России 2013 Рекомендовано редакционно-издательским советом Краснодарского университета МВД России Составитель И.В. Яблонский, кандидат исторических наук (кафедра теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России). Рецензенты: А.Ю. Звягольский, доктор исторических наук, профессор (Краснодарский университет МВД России). Г.А. Городенцев, кандидат юридических наук (Краснодарский университет МВД России); История органов внутренних дел: методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения (030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности) / сост. И.В. Яблонский. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 31с. Методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения раскрывают содержание и последовательность прохождения учебной дисциплины История органов внутренних дел. Предлагаемые рекомендации по изучению дисциплины составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности. Для слушателей ФЗО Краснодарского университета МВД России. © Краснодарский университет МВД России, 2013 © Яблонский И.В., составление, 2013 Цели дисциплины – изучение тенденций развития и функционирования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его исторических предшественников – регулярной полиции, Министерства внутренних дел Российской империи, Наркоматов и Министерств внутренних дел РСФСР, СССР, а также их структурных подразделений; формирование у курсантов и слушателей мировоззренческого потенциала для анализа задач, итогов и перспектив своей профессиональной деятельности на основе учета исторического опыта, накопленного органами внутренних дел. Задачами курса являются:
Проблемы, рассматриваемые в рамках курса, взаимосвязаны с такими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «История», «Конституционное право РФ» и др. Примерный тематический план для заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования, срок обучения 6 лет
Планы семинарских занятий и методические рекомендации для слушателей, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования Тема 1. Становление и развитие правоохранительных структур в IX-XVII вв. Полиция в системе ОВД в XVIII в. Образование и основные направления деятельности МВД Российской империи. Развитие органов внутренних дел в XIX в. Семинарское занятие Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа. Место проведения: согласно расписанию. Методы проведения: развернутые ответы слушателей по вопросам семинара, творческое обсуждение учебного материала с элементами дискуссии, дополнения. Материальное обеспечение занятия: мультимедийный проектор, переносной экран, лазерная указка, учебная литература. Цели занятия: дидактическая: закрепление и углубление теоретических знаний об основных этапах развития, направлениях и особенностях деятельности отечественных органов внутренних дел, в том числе, о службах, осуществлявших правоохранительную деятельность; методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки слушателей к семинару; воспитательная: убеждение слушателей в практической значимости опыта, накопленного различными подразделениями ОВД за весь период их функционирования, а также выработанных ранее структурных и организационных форм деятельности ОВД, исторически подтвердивших свою эффективность в противостоянии угрозам внутренней безопасности. План семинара
Методические рекомендации для слушателей В ходе изучения настоящей темы слушателям при подготовке к занятию необходимо взять за основу следующие наиболее важные положения о развитии отечественных органов внутренних дел в период с IX до XIX века, разработанные российской исторической наукой.Рассмотрение данной темы необходимо начинать с характеристики Древнерусского государства, которое, как и любая другая раннефеодальная монархия, возникшая из недр первобытнообщинного строя, характеризуется сравнительно небольшим и слабо дифференцированным государственным аппаратом. В силу этого одни и те же государственные органы были многофункциональными, осуществлявшими, наряду с другими, работу по охране общественного порядка. В рамках изучаемого периода поддержание порядка осуществлялось, с одной стороны, государственным аппаратом, с другой стороны, органом самоуправления - вервью (общиной). Последняя несла ответственность за состояние спокойствия и была обязана организовывать поиск и задержание преступника на своей территории. Что касается полицейских функций государства, то они осуществлялись, прежде всего, княжескими дружинами (великого и местных князей). С этого времени полицейские функции приобрели военизированный характер, так как осуществлялись с помощью военных. По мере некоторого усложнения структуры государственного аппарата можно установить государственные органы, которые осуществляли полицейские функции. Ими были посадники (осуществляли управление городами), волостели (управляли волостью - сельской территориальной единицей). Следует заметить, что с появлением дворцовой системы управления полицейские функции стали осуществляться также должностными лицами этой администрации. Ими являлись дворский (управитель дворца), конюший, чашничий, ловчий и др. Иногда должностное лицо дворцового управления именовалось тиуном. Наступление феодальной раздробленности вызвало немалые перемены в осуществлении полицейских функций государства. Следует констатировать, с одной стороны, общий рост их объема в связи с ростом населения и преступности. С другой стороны, нужно отметить некоторое сокращение полицейской деятельности княжеской администрации (центральной и местной) и появление функций по охране порядка у вотчинника. В процессе преодоления феодальной раздробленности и создания единой Русской державы государственный аппарат разрастался и значительно укреплялся. Активизировалась его деятельность по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью. Появилась новая форма процесса - розыскной процесс, характеризующийся доминирующим участием государства в борьбе с преступностью и в разрешении гражданско-правовых споров. Поэтому полицейские функции государства получили свое дальнейшее развитие. По-прежнему их носителями были органы местного управления - наместники (управители уездов) и волостели (управители волостей), опиравшиеся на различных подчиненных им должностных лиц (тиунов, доводчиков и др.), учреждения дворцового управления и пути, а также общинное самоуправление. На рубеже XV - XVI вв. появляются своеобразные сыскные органы. Это так называемые особые обыщики, которые приезжали из Москвы на места «в случае умножения в какой-либо местности разбоев и татев». В начале XVI века в городах были учреждены должности городовых приказчиков, которые в некоторых пределах осуществляли также полицейские функции. Пристав и его помощники осуществляли вызов в суд, а праветчик, в частности, выступал в качестве судебного исполнителя. В период сословно-представительной монархии в системе учреждений, поддерживающих государственную безопасность и общественный порядок, произошла коренная реорганизация. Она выразилась, во-первых, в отмене кормления и введении губного и земского самоуправления; во-вторых, в ликвидации дворцового управления и учреждения приказной системы; в-третьих, в создании воеводского управления. Данные мероприятия привели к повсеместному упразднению многих старых должностей и образованию новых учреждений, осуществляющих полицейские функции. Изучение темы продолжает время самостоятельного правления царя Петра I (правил в 1689-1725 гг.), которое стало периодом значительных преобразований во всех сферах жизни общества. Реформы коснулись и правоохранительных органов России: постепенно создается полиция, т. е. исполнительный орган государственного управления, повседневно и профессионально занимавшийся охраной правопорядка. В 1701 г. был ликвидирован Сыскной приказ, а в 1702 г. указом Петра I были ликвидированы должности губных старост. В 1710 г. после образования губерний функции по охране правопорядка перешли к губернаторам. С учреждением в 1719 г. провинций полицейские функции были переданы воеводам, в помощь которым создаются выборные советы из местных дворян. В Санкт-Петербурге, основанном в 1703 г., в отличие от других территорий России, охраной правопорядка занимались губернская канцелярия во главе с губернатором Ингерманландии А. Д. Меньшиковым и подчинявшиеся ей Городовая канцелярия, а с 1705 г. - и Адмиралтейская канцелярия. Правоохранительные функции осуществлялись как непосредственно сотрудниками канцелярий, так и через воинские команды и назначенных для этого офицеров – надсмотрщиков. В 1715 г. в Петербурге решением Петра I создается полицейская канцелярия, которая руководила деятельностью солдат и унтер-офицеров по охране правопорядка, следила за соблюдением правил строительства в городе. Таким образом, в России впервые возникает термин «полиция», постепенно вытеснивший старорусское понятие «благочиние». Используя зарубежный опыт, Петр приступает к созданию профессиональной полиции. В 1721 г. Петром I был издан Регламент Главного Магистрата, которым определялись функции, полномочия и порядок деятельности основных государственных учреждений, в том числе полиции. В 1722 г. указом Петра I в Москве учреждается должность обер-полицмейстера и полицмейстерская канцелярия, а Петербургская полицмейстерская канцелярия становится Главной, которой подчиняется Московская. Руководство Московской и Главной полицмейстерских канцелярий осуществлялось на коллегиальных основах. Для несения службы по охране правопорядка в распоряжение полицмейстерских канцелярий поступали воинские команды на определенное время. Полицейские органы в первой четверти XVIII в. имели значительные полномочия по расследованию уголовных дел. Они вели дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, приводили в исполнение приговоры. В 1730 г. был воссоздан Сыскной приказ, который, опираясь на местные административные и полицейские органы, проводил розыск подозреваемых и преступников. В этом же году создается Должный приказ для производства полицейских действий в отношении злостных неплательщиков и банкротов. В 1733 г. был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах», который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. В соответствии с ним создавалась полиция в губернских и других городах. Значительные изменения в развитии российской полиции произошли в 70-80-х гг. XVIII в. 7 ноября 1775 г. императрицей Екатериной II (правила в 1762-1796 гг.) было утверждено «Учреждения для управления губерний Российской Империи», по которому производилось новое административно-территориальное деление страны. Основой для создания губерний и уездов стало число проживавшего на их территориях податного населения: в губернии (во главе с губернатором) от 300 до 400 тыс. крестьян мужского пола, в уезде (во главе с земским капитаном-исправником) - 20-30 тыс. Две-три губернии могли быть объединены в наместничество, которые (а также отдельные губернии) возглавляли наместники (генерал-губернаторы), назначаемые монархом. На наместнические (губернские) правления возлагалось руководство местной полицией. При проведении реформы создается специальный полицейский орган в уезде - нижний земский суд. Одновременно была создана регулярная полиция в большинстве уездных городов во главе с городничим, должностным лицом с функциями полицмейстера. Городничий назначался по представлению наместника Сенатом и единолично руководил охраной правопорядка в городе. В обязанности городничего вменялось: подавлять массовые беспорядки, проводить следствие по правонарушениям, надзирать за местами, дорогами и переправами, размещать воинские части, не допускать пожаров, поощрять трудолюбие, заботиться о нищих и пр. Таким образом, несмотря на сокращение общеадминистративных функций полицейских органов, до полной специализации было еще далеко. В 1780 г. указом императрицы Екатерины I ликвидируется Главная полицмейстерская канцелярия (в связи с передачей дел существовала до 1 января 1783 г.). В Санкт-Петербурге и Москве полицией стал руководить обер-полицмейстер, подчиненный соответствующему генерал-губернатору. Несмотря на проведение губернской реформы, положение полицейских органов оставалось не совсем определенным, прежде всего в вопросе их компетенции. В связи с этим через некоторое время началась подготовка к полицейской реформе. Она завершилась 8 апреля 1782 г., когда Екатериной II был подписан Устав благочиния или полицейский. Этим законом во всех городах создавались единые правоохранительные учреждения - управы благочиния или полицейские как коллегиальные органы административно-полицейского управления. В XVIII в. происходило дальнейшее развитие органов политического сыска России. Еще в 1689 г. Петром I был создан Преображенский приказ для борьбы с противниками усиления единоличной власти монарха. В 1718 г. в качестве специализированного органа политического сыска была образована Тайная канцелярия во главе с П. А. Толстым. Целью создания Тайной канцелярии было расследование дела царевича Алексея Петровича, который подозревался в государственной измене. Однако и после завершения этого дела она продолжала функционировать. После смерти Петра I и воцарения императрицы Екатерины I Тайная канцелярия в 1725 г. была упразднена, а Преображенский приказ в 1726 г. - подчинен Верховному Тайному Совету, созданному императрицей в качестве высшего органа государственного управления. В 1731 г. взошедшая на трон императрица Анна Ивановна учредила новый орган политической полиции - Канцелярию Тайных розыскных дел. Она должна была вести расследование антигосударственных преступлений (подпадавших под общую формулу «слово и дело государево») на всей территории Российской Империи. Во время правления Екатерины II органом политического сыска стала созданная в 1762 г. Тайная экспедиция Сената во главе с генерал-прокурором С. И. Шешковским. Он мог вмешиваться в деятельность любых государственных органов, давать им указания, оставаясь при этом полностью независимым, так как подчинялся исключительно императрице. Таким образом, были обеспечены максимальная централизация и независимость от других органов, сохранение необходимой секретности. XIX столетием, когда в Российской Империи проводятся крупные реформы в системе органов государственного управления. Наиболее значительным преобразованием императора Александра I явилось создание министерств в качестве органов центрального управления. Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано восемь министерств, в том числе и внутренних дел. В январе 1803 г. утвержден штат Канцелярии МВД, получивший название Департамента внутренних дел. Первоначально Департамент состоял из четырех экспедиций: народного продовольствия и соляной части; спокойствия и благочиния; государственного хозяйства (совершенствование земледелия, руководство государственными фабриками и заводами, добыча полезных ископаемых, контроль за состоянием дорог); общественного призрения (приказы общественного призрения, больницы, богоугодные заведения, тюрьмы). Одной из первых инициатив МВД было включение в сметы расходов городов и уездов, специальных статей на содержание полиции, что позволило существенно улучшить материальное положение полицейских чиновников. В 1807 г. создается особый Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В 1831 г. министром внутренних дел был назначен статс-секретарь Д. Н. Блудов, имевший большой опыт административной работы. С его приходом значительно усилился контроль МВД над местными органами охраны правопорядка. В 1842 г. новый министр внутренних дел граф Л. В. Перовский расширил систему личного контроля, ввел должность вице-директора Департамента полиции исполнительной и сделал обязательными длительные командировки для руководства Департамента. Одновременно было создано отделение для обозрения присутственных мест МВД. занимавшееся инспектированием местных органов Министерства. Вместо канцелярии министра учреждается Департамент общих дел; вновь образуется Особенная канцелярия министра внутренних дел для ведения секретного делопроизводства, анализа данных негласных ревизий, борьбы со злоупотреблениями чиновников полиции. В 1810-1811 гг. в России по предложению М. М. Сперанского был преобразован механизм управления государством. В том числе, по инициативе генерал-адъютанта А. Д. Балашова было создано Министерство полиции. 25 июля 1811 г. были опубликованы подписанные императором Александром I Общее учреждение министерств, а также Учреждение и Наказ министру полиции. В первом акте предусматривалось усиление единоначалия и персональной ответственности министров; создавался совет министра, куда входили высшие чиновники Министерства. Второй документ регламентировал функции и компетенцию нового Министерства полиции. В Министерство полиции входили: Департамент хозяйственной полиции, Департамент исполнительной полиции, Медицинский департамент, а также Медицинский совет, Общая и Особенная канцелярии. В 1819 г. умер министр полиции С. К. Вязмитинов, однако, его пост остался вакантным. В этом же году министром внутренних дел был вновь назначен В. П. Кочубей, который добился ликвидации Министерства полиции и включения его департаментов в структуру МВД. Следует обратить внимание, что после восстания 14 декабря 1825 г. стало ясно, что организация политической полиции, которой руководила Особенная канцелярия МВД, оставляет желать много лучшего. Генерал А. X. Бенкендорф подготовил и представил императору Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», в котором намечались общие принципы построения такого органа: строгая централизация и организация всех его звеньев на местах, использование только самых проверенных кадров. В результате тщательного изучения проекта императором в 1826 г. было учреждено Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, начальником которого стал А. X. Бенкендорф. Вначале в Третье отделение входило 4 экспедиции. Первая из них ведала политическими делами, осуществляла наблюдение за революционными организациями, следила за общественным мнением, составляла отчеты, обзоры и т. п. Вторая осуществляла наблюдение за существующими сектами и расколами, занималась должностными преступлениями, делами, связанными с фальшивомонетничеством и подделкой документов. Третья экспедиция следила за проживавшими в России иностранцами. Четвертая вела учет всех происшествий в государстве и ведала личным составом Третьего отделения. Однако строгого разграничения функций между экспедициями на тот момент не существовало. В 1842 г. в Третьем отделении была учреждена пятая экспедиция, осуществлявшая контроль и цензуру периодических изданий и театральных постановок. В штате каждой экспедиции было по 3-4 чиновника, возглавляемых экспедитором, который подчинялся непосредственно управляющему, а через него начальнику Отделения. Таким образом штат Третьего отделения был немногочисленным и в разные годы в нем было от 16 до 72 чиновников. К функциям этого государственного ведомства были отнесены следующие: все распоряжения и известия по всем случаям, имеющим отношение к отделению; сбор сведений о числе существующих в государстве сект и расколов; известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам; подробные сведения о всех людях, под надзором полиции состоящих, и все распоряжения по ним; высылка и размещение подозрительных людей; руководство всеми местами заточения государственных преступников; издание и контроль за исполнением постановлений и распоряжений об иностранцах, выезжающих и проживающих в России; сбор статистических сведений, имеющих отношение к делам полиции. Для более полного уяснения учебного материала по данной теме следует заметить, что по инициативе императора Александра II в 60-70-х гг. XIX в. в России были проведены крупнейшие преобразования, обеспечившие переход от феодального государства к буржуазному. Было ликвидировано крепостное право, введено местное самоуправление, создана новая судебная система, проведена военная реформа. Уже в ходе подготовки столь крупных изменений стала ясна необходимость в проведении преобразований органов охраны право порядка, и прежде всего на уровне уезда. В 1862 г. император утвердил «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний», по которым были реорганизованы полицейские учреждения в губерниях Европейской России, кроме Царства Польского и Области Войска Донского. Согласно Временным правилам сельские (земские) и городские органы охраны правопорядка были объединены в единое, уездное полицейское управление во главе с уездным исправником, который отныне назначался правительством, а не избирался. Уезды по-прежнему подразделялись в полицейском отношении на станы во главе со становыми приставами, которые руководили работой сотских и десятских. В губернских и столичных городах Временные правила 1862 г. сохранили прежний порядок организации полиции. Во главе полицейского управления находился полицмейстер, который назначался губернатором и был независим от уездного управления. В каждое управление входили канцелярия, секретарь и рассыльные. При полицейских управлениях состояли пожарные команды. Города делились на части со своими приставами. Участки, в свою очередь, - на околотки, возглавляемые околоточными надзирателями. Приставы руководили деятельностью помощников пристава и околоточных надзирателей. Околоточным надзирателям подчинялись городовые, дворники, которые следили за внешним порядком, освещением улиц, чистотой дворов и улиц, соблюдением паспортного режима, правильным ведением торговли и т. д. Городовые несли постовую службу на улицах по охране правопорядка. Посты были стационарные и подвижные, суточные, ночные или дневные. В 1867 г. прошла реорганизация корпуса жандармов, было утверждено Положение о Корпусе жандармов. Согласно Положению Корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 561 губернских управлений, 50 уездных управлений Северо-западного края, Наблюдательного состава, Петербургского и Московского дивизионов, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах. Вопросы для самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки (самоконтроля)
Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Особенности становления и развития органов внутренних дел советского времени Семинарское занятие Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа. Место проведения: согласно расписанию. Методы проведения: развернутые ответы слушателей по вопросам семинара, творческое обсуждение учебного материала с элементами дискуссии, дополнения. Материальное обеспечение занятия: мультимедийный проектор, переносной экран, лазерная указка, учебная литература. Цели занятия: дидактическая: закрепление и углубление теоретических знаний об основных этапах развития, направлениях и особенностях деятельности отечественных органов внутренних дел, в том числе, о службах, осуществлявших правоохранительную деятельность; методическая: проверка уровня самостоятельной подготовки слушателей к семинару; воспитательная: убеждение слушателей в практической значимости опыта, накопленного различными подразделениями ОВД за весь период их функционирования, а также выработанных ранее структурных и организационных форм деятельности ОВД, исторически подтвердивших свою эффективность в противостоянии угрозам внутренней безопасности. План семинара
Методические рекомендации для слушателей следующая страница >> |
|