Методические разработки практических занятий по курсу: «психология, педагогика, медицинская психология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Новикова М. А., Федоров И. В. Планы практических занятий по курсу... 1 329.3kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Преподаватель – к пс н. Мухрыгина О. И. Аттестации по дисциплине... 1 52.08kb.
Литература по курсу «Психология и педагогика» 1 101.39kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Пушкина Т. П. Медицинская психология Т. П. Пушкина Медицинская психология. 3 910.42kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 21.38kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
Педагогика и психология 1 56.88kb.
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. 1 317.32kb.
Программы профессиональной переподготовки 1 19.97kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические разработки практических занятий по курсу: «психология, педагогика, медицинская - страница №1/1


Нижегородская государственная медицинская академия


Кафедра психиатрии и медицинской психологии

Методические разработки практических занятий по курсу: «ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»




МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


2 курс

2006

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ.

  1. Предмет психологии. Методы психологии. История психологии (психология сознания).

  2. История психологии (бихевиоризм, психология неосознаваемых психических процессов).

  3. Общая психология. Ощущение и восприятие.

  4. Общая психология. Внимание и память.

  5. Общая психология. Мышление и интеллект.

  6. Общая психология. Эмоции и воля.

  7. Общая психология. Мотивация и деятельность.

  8. Дифференциальная психология. Способности. Темперамент.

  9. Характер. Акцентуации характера.

  10. Личность. Механизмы формирования личности.

  11. Возрастная психология. Психология детского и раннего школьного возраста.

  12. Возрастная психология. Подростковый возраст, юность, зрелость.

  13. Возрастная психология. Психология пожилого возраста. Танатопсихология.

  14. Социальная психология. Общение.

  15. Социальная психология. Психология малой группы.

  16. Социальная психология. Психология семьи.

  17. Современные теории личности. Психоанализ (З.Фрейд).

  18. Современные теории личности. Неофрейдизм (А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни).

  19. Современные теории личности. Диспозициональное направление (Г.Олпорт, Дж.Кэттелл, Г.Айзенк).

  20. Современные теории личности. Когнитивное и гуманистическое направления.

  21. Медицинская психология. Общая медицинская психология.Психология лечебного процесса.

  22. Медицинская психология. Психология общения врача и больного.

  23. Частные вопросы медицинской психологии. Особенности психики пациентов с различными заболеваниями.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: Предмет и методы психологии. История психологии.

Цель занятия: знакомство с предметом изучения и методами науки психологии. Закрепление полученных на лекции знаний по истории психологии. Знакомство с организацией учебного процесса, требованиями к студентам.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

1-й час: знакомство с группой, ознакомление студентов с кафедрой, со структурой предстоящего цикла, основными требованиями к студентам. Выбор темы реферата. Ознакомление со списком основной и дополнительной литературы по предмету.

2-й час: Опрос студентов по истории психологии (лекционный материал). Дидактическая игра «Таблица направлений психологии». Решение ситуационных задач. Ознакомление учащихся со стратегическими направлениями современной психологии. Обсуждение роли психологических знаний в работе врача.


ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: Познавательные психические процессы. Внимание.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования внимания и работоспособности.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов в течение 30 минут.

Вопросы:


  1. Понятие познавательных психических процессов.

  2. Определение внимания. Произвольное и непроизвольное внимание.

  3. Характеристики внимания (устойчивость, колебание, переключение, распределение, объём внимания).

  4. Физиологические механизмы внимания.

  5. Наиболее общие причины изменения внимания.

Знакомство с методами исследования внимания – 60 минут. Отсчёт по Крепелину, корректурная проба (с зарисовкой наиболее типичных кривых устойчивости внимания). Самодиагностика внимания и работоспособности по таблицам Шульте.

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: Познавательные психические процессы. Память.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования памяти.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

1-й час: опрос студентов.

Вопросы:


  1. Определение памяти.

  2. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная).

  3. Индивидуальные особенности памяти.

  4. Факторы, определяющие эффективность запоминания.

  5. Наиболее частые причины изменения памяти в норме и при заболеваниях.

2-й час: знакомство с методами исследования памяти. Самодиагностика: запоминание 10 слов (по А.Р.Лурия). Ознакомление с методикой пиктограмм. Заслушивание реферата «Развитие памяти. Приёмы мнемотехники».

ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: Познавательные психические процессы. Ощущение и восприятие.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования восприятия.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

1-й час: опрос студентов.

Вопросы:


  1. Понятие ощущения и восприятия.

  2. Характеристика и классификация ощущений.

  3. Восприятие, его свойства, иллюзии восприятия.

  4. Значение восприятия во врачебной деятельности.

2-й час: самодиагностика восприятия (методика Мюнстерберга). Знакомство с методами выявления скрытых расстройств восприятия в клинике психических болезней (пробы Ашафенбурга, Липмана, Рейхарда). Знакомство с Тематическим апперцептивным тестом (ТАТ), его применением в клинике психических заболеваний.

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема: Познавательные психические процессы. Мышление и интеллект.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования мышления.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов в течение 15 минут.

Вопросы:


  1. Понятие мышления и интеллекта.

  2. Логические формы мышления. Операции мышления.

  3. Взаимосвязь познавательных психических процессов.

  4. Знакомство с основными нарушениями мышления (конкретность, склонность к детализации, опора на слабые признаки).

Методы исследования мышления – 1 час.

  1. Методика классификации понятий – знакомство, применение в клинике.

  2. Самодиагностика, обсуждение использования в клинике следующих методик:

    1. исключение понятий,

    2. выделение существенных признаков,

    3. простые аналогии,

    4. сложные аналогии,

    5. вербальный синкретизм.

  3. Возможности метода пиктограмм для исследования нарушений мышления.

  4. Знакомство с методами исследования интеллекта – 15 минут. Методики Векслера, Кэттелла, Равена.



ЗАНЯТИЕ 6.

Тема: Эмоциональные процессы.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования эмоционального состояния.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Психотехническое упражнение «Какой ты сейчас?» - 15 минут.

Опрос студентов – 30 минут.

Вопросы:


  1. Определение эмоций. Эмоции как регулятор поведения.

  2. Виды эмоциональных состояний.

  3. Психологическая характеристика и внешние проявления фундаментальных эмоций.

  4. Значение определения эмоционального состояния пациента в работе врача.

Знакомство с методами диагностики эмоциональных состояний – 40 минут.

  1. Методика определения фундаментальных эмоций К.Изарда – самодиагностика.

  2. Метод цветовых выборов М.Люшера – ознакомление.

Методы саморегуляции эмоционального состояния – 5 минут.

ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: Эмоционально-поведенческие реакции на фрустрацию.

Цель занятия: ознакомление с различными типами эмоционально-поведенческих реакций на фрустрацию Самодиагностика.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 20 минут Вопросы:



  1. Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности.

  2. Агрессия как реакция на фрустрирующее событие: её направленность.

  3. Способы реагирования во фрустрирующей ситуации: упорстовование в достижении цели, самозащита, препятственно-доминантный тип.

Самодиагностика: тест Розенцвейга. Обработка и обсуждение результатов – 65 минут.

ЗАНЯТИЕ 8.

Тема: Семинар по общей психологии: ощущение, восприятие, внимание, память.

Цель занятия: контроль усвоения студентами лекционного материала.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Защита и обсуждение рефератов – 45 минут.

Тест-контроль знаний студентов, обсуждение результатов – 45 минут.

ЗАНЯТИЕ 9.

Тема: Темперамент.

Цель занятия: Ознакомление с методами исследования темперамента. Самодиагностика темперамента.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 минут. Вопросы:



  1. Темперамент как природная основа личности: понятие и основные свойства.

  2. Связь темперамента с соматотипом и типом высшей нервной деятельности человека.

  3. Роль темперамента в общении и организации стиля учебной и профессиональной (врачебной) деятельности.

Самодиагностика типа темперамента (опросник Айзенка), обсуждение результатов, рекомендации – 75 минут.


ЗАНЯТИЕ 10.

Тема: Характер.

Цель занятия: Ознакомление с методиками исследования характера.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 минут. Вопросы:



  1. Ценностные ориентации, отношения личности, направленность и характер человека.

  2. Акцентуации характера (по А.Е.Личко и К.Леонгарду), значение в практической деятельности врача.

Самодиагностика характера (методика К.Леонгарда), обработка, обсуждение результатов, практические рекомендации – 75 минут.

ЗАНЯТИЕ 11.

Тема: Личность.

Цель занятия: Ознакомление с методами исследования личности.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 30 минут. Вопросы:



  1. Отношение понятий: «темперамент», «характер», «личность».

  2. Психологическая структура личности.

Самодиагностика личностных качеств (16-факторный опросник Р.Кэттелла). Ответы на вопросы опросника – 60 минут.


ЗАНЯТИЕ 12.

Тема: Личность (продолжение).

План занятия:

Обработка опросника Кэттелла – 60 минут.

Подведение итогов, рекомендации по совершенствованию личности – 10 минут.

ЗАНЯТИЕ 13-14.

Тема: Целостный подход к изучению личности.

Цель занятия: Ознакомление с проективными (рисуночными) методиками иссследования личности.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 4 часа.

План занятия:


Представление о проективных методиках, возможностях их применения в клинике – 10 минут.

Самодиагностика: рисуночные тесты «Нарисуй человека», «Несуществующее животное» и «Человек под дождём» - 60 минут.

Ознакомление с методикой интерпретации рисунка, выявление личностных особенностей по рисункам – 90 минут.

Демонстрация и обсуждение рисунков пациентов – 30 минут.



ЗАНЯТИЕ 15.

Тема: Итоговое занятие по самодиагностике личностных черт.

Цель занятия: Обучение студентов написанию итогового протокола психологического исследования.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа

План занятия:

Обсуждение итогов самодиагностики – 15 минут.

Знакомство с принципами написания итогового протокола психологического исследования – 30 минут.

Самостоятельная работа студентов (написание итогового протокола самодиагностики «Психологический портрет собственной личности» с указанием направлений психологической работы по её совершенствованию – 45 минут.



ЗАНЯТИЕ 16.

Тема: Психология общения.

Цель занятия: знакомство с вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Психотехническая игра «испорченный телефон» (передача устного сообщения от одного члена группы к другому) – 10 минут.

Общегрупповая дискуссия на тему общения. Вопросы для обсуждения:


  1. Умение слушать партнёра как элемент эффективной коммуникации.

  2. Понятие об активном слушании как об обязательном коммуникативном навыке врача.

  3. виды невербальных средств коммуникации, их значение в общении и практической работе врача.


ЗАНЯТИЕ 17.

Тема: Семинар: Роль психологических знаний в работе врача.

Цель занятия: Определение роли психологических знаний в работе врача.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 30 минут. Вопросы:



  1. Холистический (целостный) подход к изучению человека.

  2. Влияние психики больного на течение болезни и возможность обратного влияния.

  3. Ятрогенные заболевания.

  4. Понятие о психосоматических болезнях.

  5. Личность врача как фактор доверия к нему пациента.

Защита рефератов, обсуждение – 60 минут.


ЗАНЯТИЕ 18.

Тема: Семинар: сложные ситуации в работе врача. Проблема эвтаназии, танатопсихологии.

Цель занятия: развитие самостоятельного профессионального мышления на основе нравственно-этических норм.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Защита рефератов по теме занятия – 45 минут.

Дискуссия по спорным вопросам современной медицины – 45 минут. Вопросы:


  1. Имеет ли право человек знать всё о своей болезни (онкология, психическое заболевание и т.п.)?

  2. Эвтаназия – «лёгкая смерть»?



ЗАНЯТИЕ 19.

Тема: Семинар: Частная медицинская психология.

Цель занятия: Ознакомление с психологией лечебного процесса при различных заболеваниях.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Защита рефератов по теме занятия - 45 минут.

Дискуссия – 45 минут. Вопросы:


  1. Особенности психики больных при различных заболеваниях.

  2. Ребёнок, болезнь, больница – психологические аспекты педиатрии.

  3. Психическая депривация в детском возрасте – причины, виды, последствия.



ЗАНЯТИЕ 20.

Тема: Конфликты.

Цель занятия: ознакомление с типами поведения в конфликтных ситуациях.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.
План занятия:

Опрос студентов – 30 минут. Вопросы:



  1. Виды конфликтов.

  2. Конфликты в повседневной деятельности врача.

  3. Типы поведения в конфликтных ситуациях.

Самодиагностика: опросник Томаса (поведение в конфликтных ситуациях). Обработка, обсуждение результатов – 60 минут.

ЗАНЯТИЕ 21.

Тема: Социальная психология.

Цель занятия: ознакомление с понятиями и категориями социальной психологии.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Защита рефератов по теме занятия – 30 минут.

Опрос студентов – 20 минут. Вопросы:


  1. Взаимоотношения личности и общества.

  2. Социальный интерес – понятие и содержание.

Самодиагностика – «Шкала социального интереса». Обработка и обсуждение результатов – 40 минут.

ЗАНЯТИЕ 22.

Тема: Психология малых групп.

Цель занятия: ознакомление с методикой социометрии.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 20 минут.

Вопросы:


  1. Понятие группы, малой группы.

  2. Социальные роли в группе.

  3. Внутригрупповые процессы и динамика развития отношений.

Самодиагностика – построение социограммы (методика Морено с 1-2 выборами), обработка результатов – 60 минут.

Подведение итогов, выявление деловых лидеров и «социально-эмоциональных специалистов» в группе.




ЗАНЯТИЕ 23.

Тема: Возрастная психология. Психология семейных отношений.

Цель занятия: Ознакомление с возможностями прективных методик при исследовании семейных отношений.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 минут. Вопросы:



  1. Понятие о кризисных этапах в различные периоды жизни человека.

  2. Психологические периоды в пожилом и старческом возрасте.

  3. Психология внутрисемейных отношений.

Самодиагностика – рисуночный тест «Семья», интерпретация результатов – 75 минут.

ЗАНЯТИЕ 24.

Тема: Зачёт.

Цель занятия: Контроль знаний по всему курсу с учётом результатов самостоятельной работы (составления психологического портрета собственной личности).

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.