страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Лекция 03. 04. 07 Принятие решений как функция менеджмента - страница №1/1
Лекция 03.04.07 Принятие решений как функция менеджмента. В процессном подходе принятие решений выступает как связующий процесс: Минцберг: среди ролей менеджмента выделял в т.ч. и принятие решений. Менеджер выполняет эту функцию, когда он: - ведет переговоры - выступает в роли предпринимателя - распределяет ресурсы - устраняет проблемы в организации Принятие решений – это выбор по возможности оптимального варианта действий по устранению проблемы из имеющихся альтернативных. Подходы: 1. Кибернетическая (рациональная) модель принятия решений. В этой модели принятие решений рассматривается как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов. Этап 1. идентификация проблемы. Этап 2. ограничения и критерия для принятия решения. Этап 3. альтернативные варианты решения проблемы. Этап 4. оценка альтернатив. Этап 5. Окончательный выбор по возможности оптимального варианта. 2. Модель ограниченной рациональности. Г. Саймон. В организации менеджмент может иметь дело с
В современной организации менеджмент чаще сталкивается с незапрограммированными решениями. В реальной ситуации менеджеры пытаются найти оптимальное решение, однако сталкиваются с определенными ограничениями:
+ субъективные ограничения:
Поэтому выбирается не лучший (оптимальный), а удовлетворительный вариант. Удовлетворительный вариант - это тот вариант, который устраивает менеджера с учетом всех ограничений. 3. позже Саймоном и коллегами была разработана и предложена модель Карнеги, которая дополняет предыдущий подход. Она учитывает организационный и социальный контекст принятия решений. Ограничения: информационные, личные, плюс необходимость достижения согласия между менеджерами или менеджментом и сотрудниками. Организация рассматривается как поле интриг и конфликтов. Решение должно удовлетворять интересам всех сторон. 4. Инкрементальная модель принятия решений. Г.Минцберг. Согласно Минцбергу принятие решений не линейный процесс “проблема => решение” Он имеет сложный характер. Иногда проблема решается пошагово. Разные коалиции настаивают на своем варианте, сталкиваются, иногда происходит возврат назад. (Такой возврат называется прерывание. В процессе прерывания происходит организационной обучение, т.к. оно, как правило, бывает вызвано изменением внешней среды.) - либо на основе переговоров между различными коалициями - либо путем нахождения поддержки со стороны руководства Процесс принятия решения, который практикуется в организациях с новыми видами деятельности – анархических организациях без четких ролей и структуры. При этом подходе отсутствует четкая связь между проблемой и решением. В одну “корзину” сваливаются и перемешиваются обстоятельства внешней среды, проблемы, идеи, методы анализа и т.д. Иногда в “корзине” возникают взаимосвязи, но чаще нет. Выделяют следующие разновидности решений:
Этапы:
Проблема – это расхождение между нормативным функционирования и реальным (при этом реальное хуже). – или упущенная возможность. - Выделить симптомы проблемы - Оценить возможные источники возникновения (построить рабочие гипотезы) - Собрать относящуюся к проблеме информацию (анализ официальной документации, опрос сотрудников, анализ бухгалтерской отчетности, наблюдение и т.д.)
Ограничение – объективное обстоятельство, мешающее реализации оптимального варианта (недостаток средств, информации, квалифицированных специалистов, этические ограничения и т.п.) Критерии – стандарты, по которым будут оцениваться альтернативы (основными критериями являются показатели, приводимые в стратегических целях компании)
м.б. оптимистические, пессимистические, наиболее вероятные и т.д. Для каждой альтернативы рассматриваются ограничения и критерии.
Все варианты рассматриваются по критериям.
2 пути: 1) централизованный - вариант принимается на основе выбора высшего руководства 2) децентрализованный - на основе переговоров между всеми заинтересованными сторонами Факторы, влияющие на процесс принятия решений: Состояние среды:
Организации все чаще сталкиваются с ситуациями неопределенности. Основные подходы к принятию решений: Разработаны в рамках Новой школы науки и управления (или системного подхода к исследованию операций). Основные характеристики НШНиУ:
Основные этапы построения модели:
Основные разновидности моделей: 1. модель теории игр. 40-е гг. фон Нейман, Маринштерн. Исследование возможных реакций конкурентов на те или иные стратегические действия. 2. модель теории очередей. Определение оптимального количества каналов обслуживания клиентов с учетом неравномерности прохождения. 3. модель управления запасами. Если запасов много фирма терпит издержки на их хранение, если мало – возникают переборы с производством. Поэтому необходимо контролировать и количество. Для этого существует модель с фиксированным временем и модель с фиксированным объемом. 4. модель линейного программирования Разработана для поиска оптимального варианта распределения ограниченных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. 5. модель анализа точки безубыточности. 1. определяется величина условно-постоянных (постоянных в исследуемом периоде) издержек 2. определяется величина переменных издержек 3. определяются суммарные издержки 4. определяется продажная цена продукции. Точка безубыточности – пересечение линий суммарных издержек и “продажной цены – выпуска” (это по сути одно и то же, но дерево это граф, а матрица – это матрица )
Применимы только когда можно оценить вероятность наступления природного фактора. Основные подходы к прогнозированию:
|
|