Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. — М.: ИНФРА-М, 2003. — XXII, 908 с.
ISBN 5-16-001548-5 (т. 1)
Уникальное в мировой науке издание — 15-томный курс «Фундаментальная социология» — обобщает и развивает достижения отечественной и зарубежной социологии более чем за 150 лет.
Первый том посвящен вопросам теории и методологии, изучение которых позволит читателю не только ориентироваться в сложнейшей архитектонике научного знания, прояснить особенности институциализации зарубежной и отечественной социологии, принципы построения социологической теории, основные школы, отрасли, парадигмы и перспективы мировой социологии, но сформировать социологическое мышление и социологическое видение мира, без которых не может состояться ни один ученый или профессионал.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области социологии, а также для представителей родственных отраслей социальной науки.
оглавление
|
Предисловие
|
V
|
Раздел I Природа социологического знания
|
1. Донаучные формы социологического знания
|
3
|
Общественное мнение и обыденное сознание
|
3
|
Здравый смысл
|
6
|
Здравый смысл и обыденное сознание
|
6
|
Здравый смысл и научное познание
|
10
|
Неустранимость здравого смысла
|
13
|
Приемы здравого смысла
|
16
|
Социальная типологизация
|
17
|
Социальная категоризация и стереотипы
|
19
|
Социальное ранжирование
|
24
|
Анализ и разрушение повседневности
|
25
|
ролевая и персональная реальность
|
28
|
Идолы и парадоксы нашего мышления
|
33
|
Обыденное мышление и проблемы преподавания
|
35
|
Социологическое мышление, социологическое воображение
|
36
|
Социологическое исследование — ценности и оценки
|
40
|
2. Философия и социология: партнерство или соперничество?
|
44
|
Философское ядро познания
|
44
|
Нужна ли социологу и социологии философия?
|
48
|
Реализм и номинализм в социологии
|
54
|
На что похожа социальная реальность
|
62
|
Социальная реальность и социальные отношения
|
70
|
3. Элементы, формы и приемы научного познания
|
73
|
Информация, знание, данные
|
73
|
Ступени и формы познания
|
77
|
Чувственное познание
|
80
|
Восприятие и «perception management»
|
82
|
Роль и значение чувственного познания
|
85
|
Социальный контекст чувственного познания
|
86
|
Рациональное познание
|
88
|
Общие контуры проблемы
|
90
|
Формы рационального познания
|
90
|
Мышление
|
94
|
Методы познания: индукция и дедукция
|
96
|
Интуиция
|
100
|
Научное исследование
|
101
|
Истина и ложь
|
104
|
Верификация и фальсификация
|
108
|
принцип дополнительности
|
112
|
4. Социология в плену иллюзий и парадоксов
|
116
|
Место социологии в обществе
|
116
|
Ученые и публика
|
117
|
Социолог и рынок
|
118
|
Профессиональный кодекс
|
118
|
Популярная социология
|
119
|
Общественные социологи
|
122
|
Наука для науки
|
123
|
Социология и Поп-социология
|
125
|
Социолог как политик
|
127
|
Социальный и политический активизм
|
132
|
Социология случайного мира
|
135
|
Наука несостоявшихся знаний
|
140
|
Утопии и иллюзии советской социологии
|
145
|
Возвращение к утопии Фурье и Сен-Симона
|
148
|
5. Исторические траектории социологии
|
154
|
Начальный этап развития социологической мысли
|
154
|
Становление и развитие социологии как науки
|
157
|
Религиозные идеи и утопии в социологии
|
165
|
Как сегодня понимать классику
|
172
|
Академическая строгость или политический активизм
|
180
|
6. Система социологического знания
|
183
|
Предмет и объект социологии
|
183
|
В чем важность определения предмета науки?
|
186
|
Уровни и типы определения предмета социологии
|
188
|
Исторический интерес и предмет социологии
|
194
|
Основные категории социологии
|
197
|
Социальное пространство и время
|
205
|
Дополнительное чтение
|
210
|
Р. Миллс. Интеллектуальное мастерство
|
210
|
В.А. Ядов. Размышления о предмете социологии
|
220
|
Дж. Бизанц, М. Бизанц. Социология
|
225
|
И. Бестужев-Лада. Что может социология?
|
228
|
Раздел II организация социологического знания
|
1. Междисциплинарная матрица социологии
|
237
|
«Дисциплинарная матрица» Т. Куна
|
237
|
Понятие «междисциплинарная матрица»
|
239
|
Место социологии среди наук
|
240
|
Границы социологии и других наук
|
244
|
Борьба с «родственницами»
|
256
|
2. Родственный круг: антропологические дисциплины
|
258
|
Что такое антропология
|
258
|
Культурная и социальная антропология
|
265
|
Этнография
|
270
|
Этнология
|
274
|
Археология
|
278
|
Психологическая антропология
|
282
|
Прикладная антропология
|
286
|
Новые отрасли антропологии
|
289
|
3. Внутридисциплинарная матрица социологии
|
296
|
Дифференциация социологического знания
|
296
|
Особенности российской социологии
|
305
|
Примеры отраслей социологии
|
310
|
Социология знания
|
310
|
Социология труда и экономическая социология
|
312
|
Социология культуры
|
314
|
Жизненный цикл научной дисциплины
|
317
|
4. Родной круг: социологические отрасли, школы
|
321
|
Отрасль, специальная теория, дисциплина, научная школа
|
321
|
Французская социологическая школа
|
327
|
Марксистская школа социологии
|
332
|
Немецкая школа социологии
|
334
|
Чикагская социологическая школа
|
339
|
Франкфуртская школа социологии
|
342
|
5. Основные парадигмы и перспективы в социологии
|
345
|
Парадигма в социологии: методология вопроса
|
345
|
Эмпирические исследования парадигмы
|
351
|
Социология contra психология
|
351
|
Россия contra Запад
|
354
|
Российское contra советское
|
356
|
«Социс» contra ИНИОН
|
359
|
Перспектива в науке: постановка проблемы
|
362
|
Прямая и обратная перспектива в искусстве
|
364
|
Прямая и обратная перспектива в социологии
|
368
|
Сциентистская и гуманистическая перспективы: различные идеологии исследования
|
373
|
Развитие сциентистской перспективы
|
376
|
Варианты гуманистической перспективы
|
383
|
Понимающая социология
|
384
|
Символический интеракционизм
|
386
|
Феноменологическая социология
|
389
|
Драматургическая социология
|
390
|
Этнометодология
|
391
|
Новая волна: ультрадетальные эмпирические исследования
|
393
|
Критика американской академической социологии
|
394
|
Манифест радикальной социологии
|
395
|
Абстрактный эмпиризм
|
395
|
Бюрократический этос
|
397
|
Социологическая классика
|
398
|
6. Новые отрасли социологии
|
402
|
Визуальная социология
|
402
|
Киберсоциология
|
406
|
Социология глобализации
|
412
|
Дополнительное чтение
|
414
|
П. Сорокин. Квантофрения
|
414
|
И. Валлерштайн. Дисциплинарное разделение науки
|
421
|
Т. Парсонс. Развитие социологии как научной дисциплины
|
425
|
Раздел III Структура теоретического знания в социологии
|
1. Иерархия социологического знания
|
433
|
Что такое методология
|
433
|
Трехуровневая концепция социологии
|
436
|
Пятиуровневая иерархия социологического знания
|
441
|
2. Научные картины и философское знание
|
447
|
Что такое картина мира?
|
447
|
Картина мира и мировоззрение
|
450
|
Научная картина как онтологическая схема реальности
|
452
|
Обыденная и научная картины мира
|
457
|
Дисциплинарные картины мира
|
461
|
3. Категориальное знание социологии
|
462
|
Происхождение и история воззрений на категории
|
462
|
Категории, понятия и термины
|
469
|
Генезис социологического знания: восхождение от абстрактного к конкретному
|
476
|
Структура социологического знания и система категорий
|
480
|
4. Социологическая теория
|
484
|
Природа и функции научной теории
|
484
|
Особенности научной теории
|
488
|
Язык теоретических конструктов
|
492
|
Кванторы всеобщности и существования
|
497
|
Своеобразие социологической теории
|
502
|
Статистический портрет социальной группы
|
508
|
Социологическая теория и социальные явления
|
512
|
Теория и опыт
|
515
|
Теория и исторический контекст науки
|
522
|
5. Типы социологической теории
|
526
|
Основные виды социологической теории
|
526
|
Номотетические и идеографические теории
|
528
|
Специальные социологические теории
|
532
|
История вопроса
|
532
|
Определение специальной теории
|
536
|
Типология специальных теорий
|
537
|
Критика трехуровневой модели
|
539
|
Гранд-теория
|
544
|
Граф-теория
|
546
|
6. Качественная социология: граунд-теория
|
557
|
Семантика граунд-теории
|
557
|
Сущность и структура граунд-теории
|
563
|
Граунд-теория и научная картина мира
|
570
|
7. Идеальный тип и идеальная модель
|
572
|
Научная модель
|
572
|
Понятие идеального типа
|
574
|
Методология идеальных типов
|
578
|
Чистые и средние типы
|
581
|
8. Научная гипотеза
|
584
|
Роль и сущность гипотезы
|
584
|
Разработка гипотез
|
586
|
Количество гипотез
|
588
|
Сфера действия, свойства и виды гипотез
|
590
|
Истинность и проверка гипотез
|
592
|
Правила формулировки гипотез
|
594
|
Дополнительное чтение
|
597
|
П. Бурдье. Социолог под вопросом
|
597
|
Джордж А. Келли. Плодотворность научной теории
|
599
|
М. Уотерс. Прошлое и будущее социологической теории
|
602
|
Н.А. Шматко. Бурдье-методолог
|
612
|
Г. Зиммель. К теории познания социальной науки
|
617
|
Раздел IV социологическая наука и образование: особенности институциализации
|
1. Институциализация науки: сущность и предпосылки
|
629
|
Концептуальные подходы к институциализации
|
629
|
Институциализация социологии: общеисторические тенденции
|
637
|
2. Институциализация социологии за рубежом
|
644
|
Институциализация социологии в Европе
|
644
|
Институциализация социологии в США
|
647
|
Институциализация прикладной и академической социологии
|
653
|
Социальный статус прикладников
|
654
|
Функциональный статус социолога-практика
|
661
|
Социокультурный статус социолога-практика
|
662
|
Хоторнский эффект
|
663
|
3. Институциализация социологии в России
|
664
|
Общие тенденции институциализации социологии в России
|
664
|
Дореволюционный этап развития социологии
|
667
|
Послереволюционный этап развития социологии
|
676
|
Социологический институт
|
677
|
Кафедра социологии
|
679
|
Социологическое образование в средних школах
|
681
|
Кадровый вопрос
|
683
|
Идеологические дискуссии
|
685
|
Разгром социологии
|
685
|
Послевоенный этап развития социологии
|
692
|
4. Социологические журналы и публикации
|
713
|
Институт научных публикаций
|
713
|
«Центральное ядро» и «исследовательская периферия»
|
715
|
Уровень кодификации науки
|
719
|
Задачи и функции научного журнала
|
721
|
Зарубежные журналы
|
730
|
Национальные социологические журналы
|
732
|
Социологические журналы в России
|
733
|
Журнал «Социологические исследования» («Социс»)
|
734
|
Тенденции в академической журналистике
|
742
|
Место России и социологии в мировой науке
|
746
|
5. Университетская социология
|
752
|
Университет: академическое учреждение
|
752
|
Академическая наука и преподавание
|
759
|
Учебники Социологии
|
765
|
Роль учебников в образовательном процессе
|
765
|
Функции учебного курса
|
767
|
Стилистика и методическое обеспечение учебника
|
767
|
Тpебования к учебному куpсу и учебнику
|
769
|
Вопросы для повторения
|
770
|
Типология учебников
|
770
|
Научно-методическая экспертиза
|
771
|
Университетские факультеты и центры
|
776
|
Русская высшая школа общественных наук
|
776
|
Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
|
781
|
Факультет социологии СПбГУ
|
788
|
Европейский университет в Санкт-Петербурге
|
792
|
Факультет социологии Московской школы социальных и экономических наук
(Российско-британский поствузовский университет)
|
795
|
Институт социологии ГУГН
|
796
|
Факультет социологии Алтайского Государственного университета
|
799
|
6. Социологические институты и ассоциации
|
804
|
Международный институт социологии
|
804
|
Международная социологическая ассоциация (International Sociological Association — ISA)
|
805
|
Лондонское социологическое общество
|
808
|
Американская социологическая ассоциация (АСА)
|
810
|
Советская социологическая ассоциация (ССА)
|
812
|
Исследовательские центры
|
817
|
Институт социологии РАH
|
818
|
ИСПИ РАН
|
832
|
Система научных фондов и грантов
|
841
|
Дополнительное чтение
|
850
|
Г.С. Батыгин. Дисциплинарная организация социологической науки
|
850
|
С.С. Рапопорт. Социология времен тоталитаризма
|
852
|
Р.В. Рывкина. Парадоксы российской социологии
|
853
|
В. Шляпентох. Американская социология и эмпирические исследования
|
860
|
Словарь трудных терминов
|
866
|
Литература
|
874
|
История социологии
|
874
|
Методология
|
877
|
Теория
|
887
|
Словари и справочники
|
891
|
Учебники и учебные пособия
|
893
|