Изучение нового материала
|
Беседа
Самостоятельная работа с учебником
Объяснение
Демонстрация
Самостоятельная работа с учебником
Демонстрация
Самостоятельная работа с учебником
|
«Итак, темой сегодняшнего нашего урока является «Дисперсные системы». Запишите эту тему себе в тетрадь.
Ребята вы знаете из ранее изучаемого материала, что большинство веществ в природе являются смесями. Вспомните, как можно описать чистое вещество?
Абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: их температуру кипения, электро- и теплопроводность, реакционную способность и т.д. В современной прикладной химии получение чистых задач является одной из важнейших задач.
В природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы, т.е. гетерогенные системы, состоящие из двух и более фаз с сильно развитой поверхностью раздела между ними. Запишите это определение себе в тетрадь
По крайней мере, одна из фаз распределена в виде мелких частиц и называется дисперсной фазой, а другая, сплошная фаза - дисперсионной средой
И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. Подумайте, а сколько всего типов таких сочетаний можно предложить
Правильно. Рассмотрите возможные сочетания фазы и среды. Для этого самостоятельно рассмотрите табл.9 на стр. 66 вашего учебника и запишите себе в тетрадь примеры каждой дисперсной системы
По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм и тонкодисперсные (коллоидные растворы или коллоидные системы) с размерами частиц от 100 до 1 нм. Если же вещество раздроблено до молекл или ионов размером менее 1 нм, образуется гомогенная система - раствор. Она однородна, гомогенна, поверхности раздела между частицами и средой нет (на доске зарисовываю данную классификацию).
Давайте начнем рассмотрение дисперсных систем с грубодисперсных систем.
Взвеси - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным взглядом. Такие системы разделяю на:
-
Эмульсии (среда и фаза нерастворимые друг в друге жидкости). Например, известные вам молоко, лимфа, водоэмульсионные краски. Давайте приготовим эмульсию самостоятельно. Для этого просто добавим растительное масло в воду
-
Суспензии (среда - жидкость, фаза - нерастворимое в ней твердое вещество). Например, строительные растворы, взвешенный в воде морской и речной ил, живая смесь микроскопических живых организмов в морской воде - планктон (демонстрирую «известковое молоко» как пример суспензии)
-
Аэрозоли - взвеси в газе (наприме, в воздухе) мелких частиц твердых веществ и жидкостей. Например, пыли, туманы, дымы. Аэрозоли играют важную роль в природе, быту и производственной деятельности человека. А в чем же выражается это значение? Для ответа на этот вопрос самостоятельно прочитайте текст учебника на стр. 68
Следующим видом дисперсной системы являются коллоидные растворы, которые представляют собой системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом.
Коллоидные растворы подразделяют на золи и гели (студни).
Золи - это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма, ядерный сок, содержимое вакуолей и органоидов) и живого организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки, гуморальные жидкости и т.д.
Сейчас мы с вами приготовим золь. (демонстрирую приготовление золя «гидролиз хлорида железа горячей водой). После этого объясняю эффект Тиндаля
А теперь самостоятельно ответьте на вопрос: «Что такое явление коагуляции и при каких условиях оно возникает?
Вторая подгруппа коллоидных систем - это гель. Гели представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. К ним относиться большое количество полимерных гелей, столь хорошо известные вам кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец, желе, мармелад) и конечно же большинство природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи, сухожилия и т.д. История развития жизни на Земле можно одновременно читать историей эволюции коллоидного состояния вещества. Со временем структура гелей нарушается - из них выделяется вода. Это явление называют синерезисом.
Ну что же мы с вами закончили рассмотрение дисперсных систем.
Данные по истинным растворам вы уже неоднократно изучали и для того чтобы систематизировать все имеющиеся у вас знания предлагаю вам самостоятельно дома составить краткий конспект пункта «Растворы» по учебнику (стр. 70-71)
|
Записывают тему урока в тетрадь
Отвечают: можно описать твердое, жидкое или газообразное это вещество
Записывают определение в тетрадь
Отвечают: 9
Выполняют задание
Отвечают на вопрос с использованием текста учебника на стр. 68
|
На доске тема «Дисперсные системы»
Карта-инструкция см. приложение
|