страница 1страница 2
|
|
Похожие работы
|
Конспект лекций по психологии для иностранного студента. (13 лекций) - страница №1/2
Конспект лекций по психологии для иностранного студента. (13 лекций) Лекция №1. В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. 1879 г. – «рождение» психологии как науки, в Лейпцигском университете была открыта психологическая лаборатория, которую возглавил Вильгельм Вундт (1832-1920). Объект и предмет научной психологии. Объекты – человек и животное, а предмет – конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно, психологические законы, закономерности, механизм психической деятельности. Рефлекторная природа психики. Вклад и изучение работы мозга был внесён Сеченовым («Рефлексы головного мозга», 1863 г.). Психические явления имеют рефлекторную природу. Воздействие раздражителя -> ответ на него. На физиологическом уровне это отражает НС (нервная система), состоящая из ЦНС (центральной НС) – головной и спинной мозг, и ПНС (периферической НС) – нервные волокна. Функциональная симметрия – деление на левую/правую половины. Левая – аналитические функции, отвечает за хронологический порядок, чтение, запоминание, речевую активность, настроение - весёлое. Правая – целостность отражения мира, восприятие текущего времени, образ, восприятие мира мрачным. 1. Совокупность знаний об окружающем мире, все познавательные процессы, при помощи которых человек получает знания. Познавательные процессы: ощущение, воображение, восприятие, мышление. 2. Различение субъекта и объекта. 3. Самопознание, самооценка. 4. Целеполагание (мотивы, принятие решений). 5. Эмоциональное отношение к миру. 6. Фиксация и передача опыта с помощью языка. Условия формирования сознания:
Бессознательное – совокупность психических явлений, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдаёт себе отчёта. К бессознательному относятся: сновидения, бред, галлюцинации, автоматизированные действия и т.п. Методы психологии. Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности. Самонаблюдение (интроспекция) – это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Самый объективный метод психологии – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Плюс лабораторного исследования – высокая точность, возможность изучить факты специальными приборами. Существует и формирующий эксперимент при анализе. Анкеты в психологии используются для получения данных у большой группы испытуемых (открытые – ответ на вопрос самим испытуемым; и закрытые типы анкет – есть варианты ответов). Интервью (беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно. Существуют также различные тесты (опросники, задания и т.п.). Отрасли психологии. Психология труда. Изучает особенности трудовой деятельности человека. Цель психологии труда – исследовать профессиональные особенности, закономерности развития трудовых навыков. Педагогическая психология. Цель – изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приёмов и навыков интеллектуальной деятельности. Медицинская психология. Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Юридическая психология. Цель – рассмотрение вопросов, связанных с системой прав. Военная психология. Цель – исследование поведения человека в условиях боевых действий. Психология спорта. Изучает психологические особенности личности спортсменов, условия и средства их подготовки. Психология торговли. Выясняет психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса Возрастная психология. Изучает возрастные особенности психических процессов. Лекция №2. Основные направления зарубежной психологии XX в. 3 этапа развития: 1) философско-литературный (античность – нач. 19 в.) 2) клинический (нач. 19 в. – нач. 20 в.) – исследования в области проблемы личности 3) экспериментальный (нач. 20 в.) 70-е гг. 19 в. – появление направлений: 1. Структурализм. В.Вундт: предмет психологии – опыт, метод интроспекции (самонаблюдения). 2. Функционализм. У.Джемс. Предмет изучения – психические функции. 1. Бихевиоризм (поведенческая психология). Основоположник – Д.Б. Уотсон, Э. Торндайк. Возникло под влиянием идей Павлова, Сеченова. В основе теории – поведение человека (от behavior – поведение). Бихевиористы считали, что нужно изучать целостные реакции организма как функции, которые направлены на обеспечение какого-то процесса. Поведение они рассматривали как совокупность реакций организма на стимулы среды. Основные методы исследований: методы наблюдения и эксперимента. Они отвергли интроспекцию. Эксперименты ставились на животных (немного – на людях). Они отвергали врождённые достатки. Воспитание рассматривали как образование условных реакций. Эксперимент «маленький Альберт»: мальчику показывали белого кролика - ударяли в гонг. Постепенно ребёнок стал бояться кролика. Когда перестали бить в гонг – всё равно остался страх. Этим экспериментом бехевиористы доказали, что можно выработать такую реакцию. Торндайк стремился контролировать и предсказывать поведение. Полагал, что можно контролировать реакции только на входе и на выходе: Необихевиористы: Э.Толмен, К.Халл. Толмен дополнил учение понятием о промежуточных переменных (факторы, которые служат опосредующим звеном между стимулом и реакцией), недоступные прямому наблюдению: установки, знания, влияющие на реакцию. Эксперименты с крысами в лабиринте. Толмен также ввёл понятие когнитивной карты, когнитивный бихевиоризм. К.Халл ввёл др. среднее звено – потребность организма – пищевая, сексуальная. Потребность создаёт потенциал реакции, который разрушается при определённом подкреплении. Современный бихевиорист – Ф. Скиннер, который сохранил биологизаторский подход к человеку. Условные рефлексы назвал оперантными реакциями. Теория оперантного бихевиоризма. Изобрёл серию обучающих машин, отсюда - концепция программированного обучения. 2. Психоанализ (З. Фрейд) – основатель, австрийский психиатр (1856-1939). Предложил свою трактовку личности, наблюдал за неврологическими больными. Активность человека определяется инстинктами: либидо, инстинкт самосохранения, инстинкт смерти (мортидо). Считал, что общество подвергается жёсткой цензуре, следов., наши инстинкты подавляются и вытесняются в сферу бессознательного. Предложил структуру личности: оно я сверх-я бессознательное сознание моральные нормы
1/7 часть, как полагал Фрейд, - самосознание, всё остальное – бессознательное. Неофрейдизм. Э.Фромм, К.Хорни пытались преодолеть недостаток этого направления, предлагали свои подходы. К.Юнг «Коллективное бессознательное» - это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребёнок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Также Юнг разделил людей на 2 типа: экстраверты и интроверты. Ф.Адлер ввёл понятие комплекса неполноценности. Чувство лежит в основе стремления к компенсации, стремления к превосходству над другими. Э.Фромм является создателем гуманистического психоанализа. Методы: гипноз, метод свободных ассоциаций. 3. Гуманистическая психология. Возникла как альтернатива 2-м другим. Считали, что источники активности личности лежат в его устремлённости в будущее. Человек по своей природе добр. В дальнейшем – формируются типы личности. Основатель этого направления – А.Маслоу (Роджерс), предложил свою пирамиду потребностей: 1 уровень – физиологические потребности (в еде, во сне). 2 уровень – потребности в безопасности (дом, обеспечение) 3 уровень – потребности в любви и принадлежности (надо иметь друзей и т.п.) 4 уровень – потребность в самоуважении 5 уровень – самоактуализация – стремление достичь максимума своего потенциала Лекция №3. Научные школы и направления российской психологии. В Москве был создан Институт Экспериментальной психологии. Возглавил его Челпанов. Открытие – 1914 г. Там проводились исследования на экспериментальной основе. 1. Школа И.М.Сеченова. В нач. 60-х гг. 19 века в «Медицинском вестнике» появилась статья Сеченова «Рефлексы головного мозга». Считали, что существует 3 основных составляющих рефлекса: 1) – внешний толчок (раздражение центростремительного нерва, который передаётся в мозг) 2) – мозг (оттуда обратный сигнал поступает в мышцы) 3) – мышцы Сеченов добавил 4-ый блок. Схема Сеченова:
Внешний сигнал складывается в психический образ. 2. Школа И.П.Павлова. Павлов выделил безусловный и условный рефлексы. Отмечал в своих работах безусловные реакции (рефлексы), которые возникают в результате безусловных раздражителей. Существуют раздражители, к действию которых организм не остаётся равнодушным, если это действие значимо (нужен не только раздражитель, но и подкрепление). Выработка условных рефлексов – основа изучений Павлова. Павлов также описал сигнальные системы, которые регулируют наше поведение. Павлов описал законы высшей нервной деятельности, которые позволяли объяснить причинность нашего поведения. Позднее экспериментально начал изучать неврозы, познакомился с трудами Фрейда. Полагал, что невроз возникает, когда соединяются раздражительный и тормозной рефлексы. Учение Павлова легло в основу создания нового учения – психофизиологию. Создатель – Теплов Б.М. в 50-е гг. 20 века. 3. Бехтерев В.М. разработал теорию «психология поведения», которая основана на изучении рефлекторной природы человеческой психики. Он не отвергал сознание как предмет изучения. Признавал самонаблюдение. Внёс большой вклад в проблему изучения мозга. Книга «Основы общей рефлексологии» 1923 г. – о биологических механизмах рефлекторной деятельности, доказывал, что не существует врождённого рефлекса рабства и свободы. Не отрицал влияния наследственности, а наследственность считал источником развития человека, основой формирования личности. Психоневрологический институт – проводились исследования детей. Основатель науки – рефлексологии. 1907 г. – Педологический институт. Бехтерев считал проблему личности центральной в психологии. Он первым ввёл понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Изучал взаимоотношения личности и коллектива и считал, что коллектив не всегда играет главную роль. Доминанта – системное образование с определёнными признаками, постоянное образование, которое включает в себя какие-то силы, которые могут привести к какой-то реакции. Также доминанта может быть инертной. 5. Теория деятельности. Леонтьев, Басов, Рубинштейн. Басов предложил считать деятельность – особой структурой, которая состоит из отдельных механизмов. Леонтьев предложил структуру деятельности: - цели - мотивы - действия. 6. Л.С.Выготский изучал мышление, познавательные процессы, детскую психологию. В центре исследований – культурное развитие ребёнка. Описал теорию высших психических функций. Основатель науки дефектологии – науки, изучающей отклонения в развитии ребёнка. Описал значение речевого знака и речи. Описывал взаимосвязь различных познавательных функций. У школьников ведущая функцию – мышление. Описал зону ближайшего развития – это уровень знаний, уровень трудности, с которыми может справиться ребёнок с помощью взрослого. Развитие и обучение – в тесной связи. Лекция №4. Личность, понятие о личности. Это один из самых сложных вопросов психологии, т.к. не существует единой типологии. Ананьев Б.Г., Платонов К.К., Мерлин В.С. – говорили, что личность – не весь человек, а его социальные качества, а социальные качества во многом зависят от биологических. Рубинштейн исходит из того, что личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Индивид – данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями, как представитель вида homo sapiens. Человек рождается индивидом, а личность формируется в обществе. Леонтьев: «Личность – это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». Личность – это вершина психического развития, высшая ступень самореализации. Для формирования личности необходимо наличие сознания. Личность – это человек как носитель сознания, субъект познания и общественно-исторической деятельности. Личность – это качество индивида, приобретаемое в обществе. Если индивид с момента рождения не включён в человеческое общество – как личность он не формируется (дети Маугли). В личности человека можно выделить те или иные присущие ему черты, они составляют индивидуальность. Индивидуальность – сочетание психологических, личностных и индивидных особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Ананьев: «Личность – вершинный уровень развития человека, а индивидуальность – его глубинное измерение». Структура личности: (группы свойств)
Свойство личности – это устойчивая особенность, проявляющаяся в разных видах деятельности. Основа структуры личности – направленность. Направленность – иерархически построенная система побуждений или мотивов, организующая деятельность личности и относительно независимая от ситуации. Функции направленности:
Типология направленности (Юнг):
Деление по направленности:
1. Мотивация – система факторов, определяющих поведение. Включает в себя:
2. Потребность – это особое психическое состояние, ощущаемое (осознаваемое) как напряжение, дискомфорт, вызванный нуждой организма или личности в чём-то. 2 вида потребностей: 1) естественные, врождённые (в пище и т.п.) 2) социальные, духовные (усваиваются в ходе воспитания) – в общении, в понимании, в признании.
3. Мотив – побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Мотивы бывают 2-х видов: - осознанные – желания (опредмечивание влечения), намерения, стремления – процесс, достижение желаемого - неосознанные – инстинкты, влечения, установки (готовность действовать определённым образом). Распространён на внешнюю мотивацию (количественная характеристика). Внутренняя мотивация (самосознание, самоактуализация) – качественная характеристика. - положительная (диплом, звание) - отрицательная (получить зарплату).
Образ Я – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представления индивида о себе, на основе которой он строит отношения с окружающими. Образ Я включает в себя 3 компонента:
Образ Я – нестатичен, динамичен, изменяем. Я – образ: 1 – я – реальное (представление о себе в момент самого переживания) 2 – я – идеальное (идеал, к которому мы стремимся) 3 – я – фантастическое (то, кем человек мог бы стать, если бы жизнь сложилась иначе). Степень адекватности Я – образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка – проекция реального Я на идеальное. Лекция №5. Темперамент. Темперамент – один из компонентов структуры личности. Это биологически обусловленное качество личности, определяющее динамику нашего поведения. Свойства темперамента врождённые. Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону протекания психических процессов и деятельности. Темперамент – основа для формирования характера, связующее звено между характером и познавательными процессами. Существуют 3 направления (теории) темперамента: 1. Гуморальные теории (смешение жидкостей в организме) Теория Гиппократа и Галена. Гиппократ сделал древнейшее описание темпераментов: выделил 4 типа. Гален во 2-м веке до н.э. немного переработал теорию Гиппократа: - холерик («жёлтая желчь») - сангвиник («кровь») - флегматик («слизь») - меланхолик («чёрная желчь»)
Теории Кречмера и Шелдона. Кречмер обобщил наблюдения врачей и предположил, что между конституцией тела и темперамента есть связь (из-за химического состава крови и его влияния на гормональный уровень). Типы:
Астеник – человек астенического телосложения. Высокий, худой, длинные руки и ноги, узкая грудная клетка, тонкий нос. Шизотамический темперамент. Замкнутый, необщительный, сдержанный, бережливый, колебания эмоций, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Пикник – невысокий человек с богатой жировой тканью, с мягкими чертами лица, короткая шея. Циклотимический темперамент. Колебание эмоций, общительный, реалистичен во взглядах, любит комфорт и поесть. Переключение внимания. Атлетик – атлетическое телосложение, высокий/среднего роста, пропорциональное телосложение, хорошо развитая грудная клетка. Иксотимический темперамент – спокойный, сдержанная мимика и жесты, косность мышления, с трудом приспосабливается к перемене обстановки, склонны к риску. Диспластик – человек с неправильно сформировавшейся фигурой. Не до конца сформировавшийся тип. Смешанный темперамент. Шелдон предложил соматотипическую концепцию. Основа названия типов –название зародышевых листков плода. Предложил 3 типа:
3. Психологические/ описательные концепции. Концепция И.Канта. 2 большие группы:
Темпераменты чувств:
Темпераменты действия:
4. Нейрофизиологические концепции. Теория Павлова И.П. Описал свойства нервной системы. Выделил 3 основных:
На основе сочетания этих свойств описаны 4 типа: Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный. Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный (инвалидный тип). Сангвиник – быстрая реакция, высокая сопротивляемость, общительность. Холерик – быстрая реакция, необдуманность, цикличность деятельности. Истощение нервной системы ведёт к раздражительности. Флегматик – неэмоциональность, трудно менять привычки. Меланхолик – инвалид. Типы высшей нервной деятельности (на основе соотношения 1 и 2 сигнальных систем):
80% - смешанный тип. Лекция №6. Характер. Характер – те свойства личности, которые накладывают отпечаток на поведение (одна из составляющих личности). Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения при определённых жизненных обстоятельствах. Хорошо развитая, сформированная личность может управлять своим характером. Направленности в личности определяются характером и во многом зависят от того, какие мотивы лежат в основе деятельности личности. Вопрос о национальном характере очень часто обсуждается. Этот вопрос неоднозначен. Сюда относят различные стереотипы. Общественное мнение влияет на стереотипы. Стереотипы отражают и реальные черты, могут меняться в зависимости от того, как складываются отношения между группами. Культура и религия тоже откладывают отпечаток на стереотипы. Социальный характер – характеристики, общие для определённой социальной группы. На основе одного и того же типа темперамента могут формироваться разные типы характера. Темперамент у взрослого человека сложно проявляется, заметен характер. Характер проявляется в деятельности, в общении, речи, поступках, внешнем облике. 2. Черты характера, которые выражают отношение к делу: ответственность, добросовестность, трудолюбие, работоспособность. 3. Отношение к себе: самоуверенность, самокритичность, скромность и самовлюблённость, гордость или её отсутствие. 4. Отношение к вещам: жадность и щедрость, бережливость и расточительность, аккуратность и неряшливость. II Считают, что эти 4 группы объединяются в одну группу, которая выражает систему комплексов человека к действительности. Первой считают 4 группу. 2 группа – волевые качества, которые помогают нам регулировать своё поведение: целеустремлённость, настойчивость, решительность. III 3 группы черт характера:
Формирование характера. Характер формируется в обществе, деятельности. Основы характера закладываются в детстве (воспитание оказывает большое влияние на формирование характера). Сензитивные периоды – периоды, когда человек наиболее восприимчив к тем или иным внешним воздействиям. Один из периодов (2-3 года до 9-10 лет) – ребёнок наиболее восприимчив, закладываются черты характера. Раньше других закладываются: доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, чёрствость (в первые месяцы жизни). В младшем школьном возрасте – трудолюбие, добросовестность, аккуратность, настойчивость, ответственность. В подростковом возрасте формируются волевые черты характера. В ранней юности – базовые мировоззренческие основы. Характер можно считать в основном сложившимся. Периоды ситуативной сензитивности – периоды наибольшего восприятия извне: начало учёбы (в школе, в ВУЗе), смена трудовой деятельности, появление семьи, появление детей. Акцентуация черт характера – гипертрофированная выраженность черт характера. Наиболее часто проявляется в подростковом возрасте, одна из составляющих переходного периода. Термин «акцентуация» ввёл К.Леонгард – немецкий психиатр. Выделил 10 типов личностей и разделил на 2 группы: 1 группа – акцентуация характера: демонстративный тип, педантичный тип, возбудимый тип, застревающий тип. 2 группа – акцентуация темперамента: гипертимический тип, дистимический тип, циклотимический тип, тревожный тип и т.д. Кречнер считал, что в зависимости от телосложения человек может быть подвержен заболевания. Гипертимический тип – быстрое протекание психических процессов, наличие большого количества физической и психической энергии. Быстро продуцирует цели, не может их организовать в определённую иерархию, может совершать ассоциальные поступки, общителен, может лгать и обманывать, чтобы произвести впечатление. Плохо переносит одиночество, монотонную работу, жёсткий контроль. Дистимический тип – обратная сторона гипертимического типа. Люди - индивидуалисты, необщительны, домоседы, сконцентрированы на мрачных чертах жизни, заниженная самооценка, очень добросовестны. Прекрасно переносят одиночество. Циклотимический тип – (циклоидный) – неуправляемый, часто происходит смена настроения, меняется манера общения. Тревожный тип – депрессивный. Уровень тревожности гораздо выше среднего, завышен стандарт исполнения, не выделяют фигуру из общего фона, люди, которые постоянно в себе сомневаются. У них много ритуалов, похвала может снизить их тревогу. Демонстративный тип – (стероидный) – люди, которые всегда любят находиться в центре внимания, активны, эмоциональны, очень любят, чтобы их хранили, всю негативную информацию удаляют из мозгов, артистичны, люди, не делающие выводов из своего опыта, эгоистичны, очень часто действуют с точки зрения личной выгоды, основа – удовлетворение их желаний, хорошо умеют манипулировать людьми, любят приврать, очень внушаемы и восприимчивы. Травмирующая ситуация – когда на них не обращают внимания. Застревающий тип – не существует механизма затухания негативного эффекта; очень злопамятны; считают себя высокоморальными; часть используют механизм проекции; любят всех выводить на чистую воду. Травмируются, если покушаются на их авторитет. Могут быть мстительными и жестокими. Лекция №7. Способности. Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Например, способность к прямохождению. Способность – готовность к тому или иному виду деятельности. Способность бывает врождённой (например, поколения музыкантов). Врождёнными являются задатки, на основе которых формируются способности. Существует метод близнецов: если один набор генов – то одни способности; сравнивали взрослых близнецов, которые были разлучены.
Если какая-то способность не сформируется в благоприятный период, то это затруднит формирование социальных навыков. 2 этапа, важных для дальнейшего формирования способностей: 1. созревание необходимых органических структур, формирование нужных функциональных органов. От рождения и до 6-7 лет. Окончательно формируется мозг, связи между анализатором и мозгом. 2. становление специальных способностей. 4-5 лет и до 8-9 лет. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны. Передаются по наследству. Формируются в результате воспитания. Виды способностей.
Общие – индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении различными видами деятельности: умственные способности, развитая память, совершенная речь, хорошая координация. Часто это способности сводят к интеллекту. Специальные – помогают достичь высоких результатов в каком-то определённом виде деятельности: литературные способности, математические способности и т.п. Обычно общие и специальные способности сосуществуют, друг друга дополняют. Каждая способность имеет свою структуру. 4) Теоретические и практические способности. Способности человека к теоретическим размышлениям, либо к прямолинейным действиям. Сочетаются только у одарённых людей. Успешность деятельности определяет сочетание различных способностей, следовательно, недостающая способность может быть компенсирована за счёт других способностей. Сочетание различных высокоразвитых способностей – одарённость. Высшая ступень развития способностей – талант: сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять сложную деятельность. Мастерство – реальное воплощение таланта в деятельности. Лекция №8. Воля. Это понятие ввёл в обиход Аристотель: то, каким образом поведение реализуется в соответствии со знаниями, которое не имеет побудительной силы. Воля создаёт необходимые условия для решения проблемы, если не хватает мотивации. Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности/поведения, направленная на преодоление внутренних и внешних препятствий при достижении цели. Благодаря воле человек проявляет инициативу, может организовать психическую деятельность, сдерживать нежелательные проявления. Функции воли:
Личность способна тормозить побуждения и действия, противоречащие мировоззрению. Иерархия мотивов: сдерживание одних мотивов в пользу других (как правило низших в пользу высших). Единица волевого поведения – волевой акт. Основные признаки волевого акта:
Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизует внутренние ресурсы, создаёт дополнительные мотивы, переживаются дополнительные усилия. Структура волевого акта: Основа воли – потребности, которые порождают систему мотивации. На первом этапе – намерения. В случае систематического невыполнения, говорит о слабоволии. Заключительный этап – претворение в жизнь. 1 этап – осознание цели и стремление её достичь. 2 этап – осознание ряда возможностей для достижения целей 3 этап – появление мотивов, подкрепляющих/опровергающих эти возможности. 4 этап – борьба мотивов и выбор в пользу мотива. 5 этап – принятие одной из возможностей. Заключительный этап – осуществление принятого решения. Личность – функция выборов. - внешние: время, пространство, противодействие других людей - внутренние: отношения и интересы личности, болезнь, усталость, лень. Эти препятствия приводят к применению волевого усилия. Locus контроля – локализация контроля за своими действиями. Понятие Дж.Роттера. 2 группы людей: 1) люди, которые воспринимают свою жизнь, как контролируемую извне 2) люди, которые воспринимают свою жизнь, как контролируемую изнутри, благодаря собственным усилиям. - настойчивость (умение мобилизовать силы для длительной борьбы с трудностями); - целеустремлённость (умение подчинить действия поставленной цели); - решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения); - организованность (разумное планирование и упорядоченная организация деятельности). - смелость, - самообладание, - уверенность в себе. Воля регулируется лобными долями мозга. Лекция №9. Эмоции. Эмоции – эмоциональные процессы, переживания; особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношение человека к миру, к другим людям, процесс и результат его практической деятельности. Эмоции обусловлены мотивацией, потребностями, с другой стороны – внешним воздействием. Направления: 1. Эмоции – вторичные состояния, которые зависят от познавательной деятельности. 2. Эмоции – первичны, самостоятельны, связаны с биологическими функциями организма. 1872 г. – книга «Выражение эмоций у человека и животных». Отметил одинаково проявление эмоций у человека и животных. Одна основа происхождения эмоций, появление их в процессе эволюции, адаптации к окружающей среде.
Внешние проявления организма не столь разнообразны, как эмоциональные переживания.
Другие теории: 1. Теория когнитивного диссонанса (Фестнигер). Положительные эмоции возникают тогда, когда его желания оправдываются. Отрицательные: в случае диссонанса между положенной целью и результатом. 2. Информационная теория (Симонов). Сила и качество эмоций определяются силой потребностей. Уровень эмоционального напряжения зависит от силы потребности. Функции эмоций:
Эмоции – ситуативные, непосредственные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением/ неудовлетворением биологически значимых потребностей. Первичные по отношению к чувствам. Чувства – всегда предметны, эмоции – не всегда. К. Изард предложил классификацию эмоций: 1. Фундаментальные эмоции (те, которые появляются раньше других). а) интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков, умений, приобретению знаний. Проявляется в замедлении сердечного ритма и активации левого полушария мозга. б) радость – положительное эмоциональное состояние, связано с возможностью полно удовлетворить активные потребности. Повышение частоты сердечных сокращений. в) удивление – противоречивое эмоциональное состояние, реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Тормозит всё предыдущее. г) грусть – отрицательное эмоционально состояние, вызвано внезапным возникновением серьёзных препятствий на пути удовлетворения потребностей. д) отвращение – соприкосновение с объектом, выступает в резкое противоречие с субъектом. е) презрение – межличностные отношения; рассогласование взглядов и позиций субъекта и объекта. ж) страх – возникает при получении информации субъектом о возможном ущербе его благополучию. з) стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности, ожиданиями окружающих и собственным. Чувства – одна из основных форм переживаний человеком своего отношения в внешнему миру; отличается устойчивостью, связанной с удовлетворением/ неудовлетворение потребностей. Чувства воспитываются с детства. Группы чувств:
Лекция №10. Деятельность. Этой проблемой занимались Рубинштейн, Леонтьев, Выготский, Лурий. Активность – всеобщая характеристика живых существ, источник осуществления жизненно-значимых связей с окружающим миром. Активность животных включает элементы поведения и познания (связаны с поведением). Активность человека – деятельность. Деятельность – специальный вид человеческой активности, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия существования. Деятельность целенаправленна; нацелена на создание продукта; и также всегда организованна и носит продуктивный характер. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью. Поведение не всегда целенаправленно и не предполагает создание конечного продукта. Поведение - активность, направленная на других. Источник активности потребности. Человек может видоизменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями. Активность человека отличается от животного. Когда ребёнок начинает осваивать предметы – предметная деятельность, которая подчиняется правилам. Позже – деятельность теоретическая. Деятельность человека носит созидательный характер, а активность животных имеет потребительский характер. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком в качестве инструмента. Деятельность человека преобразует его самого. Деятельность человека является продуктом истории, активность животных - результат эволюции. Предметная деятельность есть только у людей. Активность животных задана генетически, деятельность человека – нет. Характеристики деятельности:
В структуре деятельности выделяют: 1. Виды деятельности. 2. Действия. 3. Операции. Цель и мотив обычно не совпадают, и они не связаны друг с другом. Отдельное действие имеет свою задачу, иногда цель становится мотивом (сдвиг мотива на цель). Действия складываются из определённого движения. Анализ движений показывает, что есть 3 элемента движения:
+ вспомогательные движения. В начале операции выполняются как определённые действия, потом они автоматизируются. Внутренняя (психическая) и внешняя деятельность связаны, но психическая может контролировать другую и наоборот. - изменения на сенсорном уровне - изменения приёмов центрального регулирования действий. Взаимодействие навыков: имеющиеся навыки помогают формированию новых. Цели человек воспринимает как похожие, хотя в действительности они различны. Интерференция – перенос (отрицательный). Темперамент, способности, характер, мотивы входят в индивидуальный стиль деятельности. Задача: индивидуальный стиль деятельности, который является максимально эффективным. Гальперин разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Практическое действие проходит этапы:
Действие обобщается и сворачивается, следовательно – формирование умений и навыков. Основные виды деятельности:
Предпосылки к овладению разными видами деятельности: 1) Игра – вид деятельности, целью которого является сама деятельность. Игра для ребёнка – форма реализации его активности. Игровая деятельность связана с развитием речи (в игровую деятельность включаются слова). 5 лет – ролевые игры. Цель перемещается на результат, значит, игра приближается к труду. 2) Учёба постепенно становится ведущим. Учение связано с усвоением информации, с усвоением приёмов и операций, из которых складывается деятельность, с овладением способами использования информации. Т.о., учение – деятельность, которая управляется сознательно поставленной целью и цель заключается в усвоении знаниями умений и навыков. У животных возможно лишь научение. Специфическое видовое поведение человека. Труд – общественная деятельность, отличительная черта – изучение/ применение орудий труда. Лекция №11. следующая страница >> |
|