Изучить теоретический материал. Выполнить в тетради все предложенные задания – 4 - страница №1/1
Домашнее задание для 9 классов
-
Изучить теоретический материал.
-
Выполнить в тетради все предложенные задания – 4 балла
-
Выполнить дополнительное задание – 5 баллов
-
Подготовиться к опросу.
2. Структура программы
В программе могут быть разделы, каждый из которых, кроме последнего, завершаются точкой с запятой:
-
заголовок программы;
-
раздел меток;
-
раздел объявления констант;
-
раздел объявления типов;
-
раздел объявления переменных;
-
раздел объявления процедур и функций;
-
раздел операторов (тело программы).
Рассмотрим разделы.
-
Заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Однако, лучше писать имя программы, сохраняя смысловую нагрузку задачи. Имя начинается с латинской буквы, не более 8 знаков. Конец обозначается точкой с запятой: PROGRAM ONE;
-
Раздел объявления меток может быть опущен, если программа не содержит обращения к меткам. Данный раздел начинается со слова LABEL, за которым следует список меток. Завершается список с точкой с запятой: Label 4, 77, 90; Сама метка ставится в теле программы перед оператором и отделяется от него двоеточием.
-
Раздел объявления констант вводится для того, чтобы приписать некоторым константам идентификаторы. Константы не меняют своего значения во время выполнения программы
Const
A=250;
B=”ABBA”;
-
Раздел объявления типов используется для обозначения стандартных типов данных:
Type
YEAR=1900…2002;
DAY=1…31;
-
Раздел объявления переменных.
Объявление различных переменных всегда начинается с зарезервированного слова VAR, за которым следует список переменных.
VAR I, J: Integer;
L: Real;
STR: String;
-
Раздел объявления процедур и функций используется до начала входа в основную программу;
-
Тело программы заключается в операторные скобки, т. е. между Begin и End. (с точкой). В нем указывается последовательность действий, которые должны выполняться ЭВМ.
Все остальные разделы носят описательный характер.
Примечание: Любой раздел, кроме последнего, может отсутствовать. Разделителем между разделами и операторами служит точка с запятой. В конце программы должна стоять точка.
В любое место программы могут быть включены комментарии, при этом смысл программы не изменится. Комментарии заключаются в фигурные скобки, либо между звездочками.
Стандартные математические и логические функции
Простые типы данных (рассмотренные на предыдущей лекции) определяют упорядоченные значения переменной. К простым типам относятся:
-
Целые типы;
-
Логические типы;
-
Перечисляемые типы;
-
Тип-диапазон;
-
Символьный тип;
-
Вещественные типы.
Наиболее важными являются
числовые типы данных. Яркими представителями числовых типов являются:
-
тип INTEGER – целые числа; например, 25; -35; 0.
-
тип REAL – вещественные числа; например, 7,8; -3,33333; 789,561.
Для величин целого и вещественного типа кроме операций умножения, деления, сложения и вычитания можно использовать следующие
стандартные математические функции:
Математические стандартные функции Турбо – Паскаля
Таблица 1
Обращение
|
Тип
Аргумента
|
Тип
Результата
|
Функция
|
Abs(x)
|
I,R
|
I,R
|
Модуль аргумента
|
Arctan(x)
|
I,R
|
R
|
Арктангенс (радианы)
|
Cos(x)
|
I,R
|
R
|
Косинус (х в радианах)
|
Sin(x)
|
I,R
|
R
|
Синус (х в радианах)
|
Exp(x)
|
I,R
|
R
|
ex – экспонента
|
Frac(x)
|
I,R
|
R
|
Дробная часть х
|
Int(x)
|
I,R
|
R
|
Целая часть х
|
Ln(x)
|
I,R
|
R
|
Натуральных логарифм
|
Random
|
|
R
|
Псевдослучайное число в интервале [0,1]
|
Random(x)
|
I
|
I
|
Псевдослучайное число в интервале [0,х)
|
Round(x)
|
R
|
I
|
Округление до ближайшего целого
|
Sqr(x)
|
I,R
|
I, R
|
Квадрат х
|
Sqrt(x)
|
I,R
|
R
|
Корень квадратный
|
Trunc(x)
|
|
I
|
Ближайшее целое, не превышающее х по модулю, т.е. вычисляет целую часть аргумента
|
Стандартные функции преобразования
Таблица 2
Ord(x)
|
Определяет порядковый номер аргумента Х в упорядоченном множестве значений, определяемом типом Х; тип Х может быть любым скалярным типом, кроме вещественного; результат имеет целый тип
|
Chr(x)
|
Определяет литеру (символ), порядковый номер которой равен аргументу Х (если она существует); тип Х должен быть целым; результат имеет символьный (литерный) тип
|
Succ(x)
|
Выдает значение (если оно существует), следующее за аргументом Х в списке значений, определяемом для типа Х; аргумент Х может быть любым скалярным типом, кроме вещественного; тип результата совпадает с типом аргумента
|
Pred(x)
|
Выдает значение (если оно существует), предшествующее аргументу Х в списке значений, определяемом для Х; аргумент Х может быть любым скалярным типом, кроме вещественного; тип результата совпадает с типом аргумента
|
Арифметическое выражение задает порядок выполнения действий над числовыми величинами. Для того чтобы правильно записать арифметические выражения, нужно соблюдать следующие правила:
-
все символы пишутся в строчку на одном уровне. Проставляются все знаки операций (нельзя пропускать *);
-
не допускаются два следующих подряд знака операций;
-
операции с более высоким приоритетом выполняются раньше операций с меньшим приоритетом. Порядок убывания приоритетов:
-
вычисление функций;
-
унарная операция смены знака;
-
*, /, div, mod;
-
+, –.
Другим часто используемым типом является
логический тип. Переменные логического типа наиболее часто встречаются в операторах ветвления. В Паскале этот тип описывается как BOOLEAN.
К величинам логического (или булевого) типа применимы стандартные логические функции.
Функция
|
Формат записи функции
|
Определение функции
|
not
|
not(X)
|
отрицание X, функция возвращает значение, противоположное Х
|
or
|
X or Y
|
X ИЛИ Y, функция принимает истинное значение, когда хотя бы одна из переменных X и Y является истиной
|
and
|
X and Y
|
X И Y, функция принимает истинное значение, когда обе переменные X и Y являются истиной
|
xor
|
X xor Y
|
исключение ИЛИ, функция является истиной, когда переменные X и Y имеют различные значения
|
Знание логических функций и умение вычислять истинность сложных логических выражений является неотъемлемой частью создания качественной, правильной программы.
Следующим важным типом данных является символьный тип – тип CHAR, это любой символ, например, ‘d’, ‘g’, ‘п’, ‘1’.
Все рассмотренные типы называются простыми или стандартными.
2. Решение задач
Задача № 1. Записать в таблицу тип данных значений переменных приведенных в первом столбце:
Значение переменной
|
Тип данных
|
X:=3
|
Например -BYTE (целый тип)
|
Y:=’3’
|
…
|
Z:=-28.7
|
…
|
A:=false
|
…
|
B:=’true’
|
…
|
C:=-456
|
…
|
Задание № 2. Записать в строку следующие арифметические выражения, используя стандартные арифметические операции языка Паскаль:
1) ; 2); .
Теперь, познакомившись с основными типами данных, можно приступать к созданию простейших программ.
Задача № 3. По двум катетам
a=23.65,
b=45.21 прямоугольного треугольника вычислить его гипотенузу.
Примечание: Гипотенуза треугольника вычисляется по формуле: . На языке Паскаль это выражение примет вид:
c:=SQRT(SQR(a)+SQR(b)). Катеты задаются вещественными числами, гипотенуза по определению стандартной функции
SQRT также будет вещественным числом. Следовательно, в разделе описания переменных нужно описать три вещественные переменные
a, b, c.
Var a, b, c: real;
Begin
a:= 23.65;
b:= 45.21;
c:= SQRT(SQR(a)+SQR(b))
end.
Задача № 4. Составить программу для сложения двух произвольных действительных чисел.
Задача № 5. Составить программу, вычисляющую среднее арифметическое трех чисел.
Примечание:
Обратите внимание на то, что после каждого оператора стоит символ “;”. Этот символ является составной частью синтаксиса программы на Паскале. Если после какого-то оператора не поставить этот символ, то программа будет характеризоваться как ошибочная. Точку с запятой не нужно ставить сразу после слова Begin и перед словом end. Существуют случаи, когда точку с запятой ставить просто нельзя, но эти случаи будут рассмотрены нами в дальнейшем.
Дополнительное задание на 5 баллов:
-
Какие значения примут переменные с и d после выполнения следующего фрагмента программы:
c:=0; d:=10;
while d>=0 do
begin
c:=c+1;
d:=d-3
end;
-
Какое значение примет переменная А после выполнения следующего фрагмента программы:
А:=0; x:=1;
repeat
А:=А+x*x;
x:=х+1
until x>=4;
-
Какое значение примет переменная А после выполнения следующего фрагмента программы:
А:=0; b:=true;
while b do
begin
А:=А+5;
if A>20 then b:=false;
end;
-
Задача. Составьте программу для решения следующей задачи: Даны две стороны треугольника a=25, b=51 и угол между ними = 1. Найти третью сторону треугольника.