страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники - страница №1/1
Зимняя школа по иудаике «Сэфер» 2013 Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука. Философия диалога многими оценивается как одно из важнейших направлений мышления 20-го века. Между тем, содержание, исторические источники и, особенно, отношение философии диалога с современными науками нуждаются в уточнении. Настоящий курс представляет философию диалога как фундаментальное философское и научное направление. Мы рассмотрим путь, который прошла философия от классической онтологии к философии диалога, проанализируем диалогические идеи в еврейской и мусульманской мистике, рассмотрим возможности применения философии диалога в естественных, гуманитарных и социальных науках. Философия диалога представляет собой целостную философскую систему, которая рассматривает реальность не как отношение мышления и бытия, наподобие онтологии, а как динамическую реальность диалога лиц. Философия диалога сочетает достоинства феноменологии и неокантианства, но в отличие от них она формирует собственную аналитику, которая позволяет заново исследовать проблемы естественных, гуманитарных и социальных наук. План курса:
Диалог лиц и его отношение к классической онтологии. «Я» и его отношение к субъективности; «Он/Она/Оно» и его отношение к объективности; «Ты» и переход от онтологии к диалогу. Описание реальности в формулах диалога. Формализм I-T-Hотношений. Логика диалога и ее отношение к математике и лингвистике.
Концепция диалогизма у софистов, Платона и Аристотеля. Библейско-талмудические основания диалогизма. Концепция лиц в еврейской и мусульманской мистике. «Egocogito»между диалогом и онтологией. Диалогизм в трансцендентальной философии Э.Канта. От чистого к практическому разуму – от трансцендентальной онтологии к диалогической этике. Открытие Г.Когеном коррелятивных межличностных отношений. Диалогическая философия Ф.Розенцвейга. Лица в философии М.Бубера. Фундаментальная онтология и диалог: М.Хайдеггер и Э.Левинас.
Проблема различимости и основания математики. Арифмология и ее роль в гуманитарных науках. Контуры диалогического подхода к теоретической физике. Диалог и энлогия в теоретической биологии. Философия диалога теория языка. Философия диалога и литературоведение: М.Бахтин и постструктурализм. Философия диалога культур В.Библера. Диалог и коммуникативное действие. От М.Бубера и Ф.Розенцвейга к Ю.Хабермасу. Социология творческих сообществ и политическая теория. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1 . М., 1989; Аристотель: Герменевтика, Поэтика; Фрагменты из Талмуда, Зогара, хасидских текстов; Р.Декарт. Медитации о первой философии; И.Кант. Критика чистого разума, Критика практического разума; Г.Коген. Этика чистой воли, Религия разума из источников иудаизма; Ф.Розенцвег Звезда избавления; М.Бубер.Я и Ты, Диалог, Проблема человека, История диалогического принципа;М.Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности; Проблемы поэтики Достоевского;М.Хайдеггер. Бытие и время; Р.Карнап. Преодоление метафизики логическим анализом языка, Философские основания физики; Материалы давосского диспута –Семинар: Мартин Хайдеггер — Эрнст Кассирер; Левинас. Время и другой; Тотальность и Бесконечность; В. Библер. Мышление как творчество; Ю.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. СПб.: Наука, 2000. Исследования: Махлин В. Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. «Лабиринт». М., 1997. Дворкин И.С. Ты и Оно. По следам Бубера и Фрейда. – Вопросы философии, 2002, 2. Massignon L. La passion d`al-Halladj, martyr mystique de l`islam, Paris 1922. Nicholson, R.A., The mystics of Islam. London : Routledge and Kegan Paul, 1970. Gordon P.E. Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German Philosophy. UniversityofCaliforniaPress.Berkeley-Los-Angeles-London, 2003. Katsur, I., The Davos dispute: new aspects: the philosophy of Cassirer in light of his dispute with Heidegger. Jerusalem: EuropeanForumatthe Hebrew University: Center for GermanStudies, 2009. А.Пома. Критическая философия Германа Когена. Пер. с итал. О.А. Поповой. М.: Академический Проект, 2012 З.А.Сокулер. Герман Коген и философия диалога. – М., Прогресс, 2008. Белов В. Н. Неокантианство. Ч. I: Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген. Саратов, 2000. Gordon, J. Der Ichbegriff bei Hegel, bei Cohen und in der sudwestdeutschen Schule hinsichtlich der Kategorienlehre untersucht, Teil I: Der begriff des Denkens bei Hegel und Cohen, Diss. Hamburg, 1926. Рубинштейн С. Л. О философской системе Г. Когена. – Историко-философский ежегодник. 92. — М., 1994. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999. Franz Rosenzweig`s Critique of Buber’s I and Thou - Modern Judaism 13,2 (1993) , - p.109-118. Каган М.И. О ходе истории. М., 2004. Ямпольская А. В. ЭмманюэльЛевинас: философия и биография. — К.: Дух і літера, 2011. Дополнительная литература: Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. — М.: Наука, 1965. Френкель А.А., Бар-Хиллел И. Жанр: Монография Издательство: М., 1966. Хофштадтер, Д.Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. — Издательство: Бахрах-М, 2001. Бенвенист Э. Общая лингвистика. Издательство «Прогресс». Москва, 1974. Чебанов С.В. Форма, стерезис и энлогия кристаллов. – Теория минералогии. Л., 1988 |
|