Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар по философии №15 Немецкая классическая философия как продолжение... 1 42kb.
Вопросы к экзамену по философии для выпускников естественнонаучных... 1 43.16kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.37kb.
Контрольная работа по учебной дисциплине «Основы философии» 1 54.04kb.
Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии... 1 193.68kb.
Направления и проблемы Западной философии ХХ века 1 205.19kb.
Реферат по теме «Предмет философии. Философия и мировоззрение. 1 257.59kb.
"Немецкая классическая философия и философия революционных демократов" 1 10.36kb.
Лекции по истории философии. Т м.: Наука, 1993 349с. Гегель Ф. 1 16.56kb.
Семинар №17 Современная западная философия План семинара Культурно-исторические... 1 47.33kb.
Дворкин Р. О правах всерьез 1 19.52kb.
Философия диалога: М. Бубер 1 83.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники - страница №1/1

Зимняя школа по иудаике «Сэфер» 2013

Илья Дворкин

Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука.

Философия диалога многими оценивается как одно из важнейших направлений мышления 20-го века. Между тем, содержание, исторические источники и, особенно, отношение философии диалога с современными науками нуждаются в уточнении.

Настоящий курс представляет философию диалога как фундаментальное философское и научное направление. Мы рассмотрим путь, который прошла философия от классической онтологии к философии диалога, проанализируем диалогические идеи в еврейской и мусульманской мистике, рассмотрим возможности применения философии диалога в естественных, гуманитарных и социальных науках.

Силлабус:

Илья Дворкин

Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука.

Философия диалога представляет собой целостную философскую систему, которая рассматривает реальность не как отношение мышления и бытия, наподобие онтологии, а как динамическую реальность диалога лиц. Философия диалога сочетает достоинства феноменологии и неокантианства, но в отличие от них она формирует собственную аналитику, которая позволяет заново исследовать проблемы естественных, гуманитарных и социальных наук.



План курса:

  1. Введение в философию диалога.

Диалог лиц и его отношение к классической онтологии.

«Я» и его отношение к субъективности; «Он/Она/Оно» и его отношение к объективности; «Ты» и переход от онтологии к диалогу.

Описание реальности в формулах диалога. Формализм I-T-Hотношений.

Логика диалога и ее отношение к математике и лингвистике.



  1. Исторические источники философии диалога.

Концепция диалогизма у софистов, Платона и Аристотеля.

Библейско-талмудические основания диалогизма.

Концепция лиц в еврейской и мусульманской мистике.

«Egocogito»между диалогом и онтологией.

Диалогизм в трансцендентальной философии Э.Канта.

От чистого к практическому разуму – от трансцендентальной онтологии к диалогической этике.

Открытие Г.Когеном коррелятивных межличностных отношений.

Диалогическая философия Ф.Розенцвейга.

Лица в философии М.Бубера.

Фундаментальная онтология и диалог: М.Хайдеггер и Э.Левинас.



  1. Философия диалога как методологическая основа науки

Проблема различимости и основания математики.

Арифмология и ее роль в гуманитарных науках.

Контуры диалогического подхода к теоретической физике.

Диалог и энлогия в теоретической биологии.

Философия диалога теория языка.

Философия диалога и литературоведение: М.Бахтин и постструктурализм.

Философия диалога культур В.Библера.

Диалог и коммуникативное действие. От М.Бубера и Ф.Розенцвейга к Ю.Хабермасу.

Социология творческих сообществ и политическая теория.

Библиография:

Источники:

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1 . М., 1989; Аристотель: Герменевтика, Поэтика; Фрагменты из Талмуда, Зогара, хасидских текстов; Р.Декарт. Медитации о первой философии; И.Кант. Критика чистого разума, Критика практического разума; Г.Коген. Этика чистой воли, Религия разума из источников иудаизма; Ф.Розенцвег Звезда избавления; М.Бубер.Я и Ты, Диалог, Проблема человека, История диалогического принципа;М.Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности; Проблемы поэтики Достоевского;М.Хайдеггер. Бытие и время; Р.Карнап. Преодоление метафизики логическим анализом языка, Философские основания физики; Материалы давосского диспута –Семинар: Мартин Хайдеггер — Эрнст Кассирер; Левинас. Время и другой; Тотальность и Бесконечность; В. Библер. Мышление как творчество; Ю.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. СПб.: Наука, 2000.



Исследования:

Махлин В. Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. «Лабиринт». М., 1997.

Дворкин И.С. Ты и Оно. По следам Бубера и Фрейда. – Вопросы философии, 2002, 2.

Massignon L. La passion d`al-Halladj, martyr mystique de l`islam, Paris 1922.

Nicholson, R.A., The mystics of Islam. London : Routledge and Kegan Paul, 1970.

Gordon P.E. Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German Philosophy. UniversityofCaliforniaPress.Berkeley-Los-Angeles-London, 2003.

Katsur, I., The Davos dispute: new aspects: the philosophy of Cassirer in light of his dispute with Heidegger. Jerusalem: EuropeanForumatthe Hebrew University: Center for GermanStudies, 2009.

А.Пома. Критическая философия Германа Когена. Пер. с итал. О.А. Поповой. М.: Академический Проект, 2012

З.А.Сокулер. Герман Коген и философия диалога. – М., Прогресс, 2008.

Белов В. Н. Неокантианство. Ч. I: Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген. Саратов, 2000.

Gordon, J. Der Ichbegriff bei Hegel, bei Cohen und in der sudwestdeutschen Schule hinsichtlich der Kategorienlehre untersucht, Teil I: Der begriff des Denkens bei Hegel und Cohen, Diss. Hamburg, 1926.

Рубинштейн С. Л. О философской системе Г. Когена. – Историко-философский ежегодник. 92. — М., 1994.

Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999.

Franz Rosenzweig`s Critique of Buber’s I and Thou - Modern Judaism 13,2 (1993) , - p.109-118.

Каган М.И. О ходе истории. М., 2004. 

Ямпольская А. В. ЭмманюэльЛевинас: философия и биография. — К.: Дух і літера, 2011.



Дополнительная литература:

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. — М.: Наука, 1965.

Френкель А.А., Бар-Хиллел И. Жанр: Монография Издательство: М., 1966. Хофштадтер, Д.Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. — Издательство: Бахрах-М, 2001.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. Издательство «Прогресс». Москва, 1974.



Чебанов С.В. Форма, стерезис и энлогия кристаллов. – Теория минералогии. Л., 1988