20 ч (1 ч/нед.). 8-й класс - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа раскрывает содержание обучения химии учащимися в 8-9 классах... 1 190.38kb.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари... 1 106.67kb.
Фамилия, имя класс Тест №10 Окружающий мир 2 класс 1 11.84kb.
Пособия для уч-ся из 4 в 5 класс 1 39.45kb.
8 класс Учебник «Алгебра» 8 класс под редакцией Теляковского С. 1 117.72kb.
24 ноября окружной тур Всероссийской олимпиады по литературе. 1 37.6kb.
Конкурс презентаций по теме " герои отечественной войны"-8 класс 1 10.38kb.
Программа образовательного учреждения. Сборник рабочих программ "Школа... 4 680.92kb.
5 класс, 6 класс Что означает выражение «ум за разум заходит» 1 105.14kb.
Домашние задания для учащихся за 22 декабря 2012 года. 1 класс: 2... 1 15.93kb.
Золотое руно 2013 класс 9 11 класс 1 51.88kb.
Мирча Элиаде Мифы современного мира 1 201.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

20 ч (1 ч/нед.). 8-й класс - страница №1/1

С.В. Фесенко,

МОУ СОШ № 2 с углублённым изучением английского языка и математики, г. Аксай, Ростовская обл.

Содержание предпрофильного курса «Физика для всех»

20 ч (1 ч/нед.). 8-й класс

Тема 1. Введение – 1 ч.

Теория познания и её основные проблемы. Формы и методы современного научного познания. Знакомство со структурой курса. «Мозговой штурм». Погружение в проектную деятельность. Этапы работы методом проекта. Входной тест.


Тема 2. Рождение Вселенной – 2 ч.

Сингулярность. Большой взрыв. Календарь всеобщей эволюции. История Вселенной. Геохронологическая шкала. Образование элементарных частиц, вещества, галактик, планет. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Возможные сценарии развития Вселенной.



Проблемный вопрос: «Какими должны быть параметры мира для того, в нём

появилась жизнь и разумное существо – человек?»



Творческое задание: Предложите наш Вселенский адрес для гипотетических

братьев по разуму.



Домашнее задание: Мини – проект «Мифы о сотворении мира».

Презентация – ролевая игра.


Тема 3. Вещество и поля – 2 ч.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Философское понятие материи. Виды и форма существования материи. Основные свойства видов материи. Механическая картина мира. Моделирование объектов и явлений природы.



Практическая работа: Моделирование явлений и объектов природы с

применением анимационных роликов и интерполяции.



Домашнее задание: Мини – проект «Действие ветра разной силы»,

«Зарождение торнадо».

Презентация – импровизация мультфильма.
Тема 4. Пространство и время – 2 ч.

Понятия пространства и времени. Симметрия пространства и времени. Абсолютные и относительные величины в классической механике. Принцип относительности Галилея. Геоцентризм Птолемея и гелиоцентризм Н.Коперника.



Проблемный вопрос: Совпадают ли мнения наблюдателей, находящихся в

разных системах отсчёта, по поводу протекания того или

иного механического явления.

Демонстрация: фрагмент видеофильма «Астрономия», часть I.

Лабораторная работа: Измерение времени реакции человека при помощи

линейки.



Домашнее задание: Мини – проект «В чём заключается революционность

взглядов в геоцентрической теории Гиппарха – Птолемея

и в гелиоцентрической теории Н.Коперника?»

Презентация – инсценировка диалога.



Тема 5. Звук – 3 ч.

Источники звука. Причины возникновения звуковых волн. Распространение звука в различных средах. Отражение звука – эхо. Характеристики звука. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Шум моря в раковине. Галереи шёпота.



Проблемный вопрос: Какое отношение имеет метод акустической

термометрии к проблеме глобального потепления?



Лабораторная работа: Наблюдения колебаний звучащих тел.

Творческие задания: Проведение опытов с опорой на фиксацию фактов,

установлением эмпирических закономерностей.



Решение качественных и расчётных задач. Свистит ли рак на горе? Зачем зайцу длинные уши? Где у кузнечика уши? Инфразвуки в мире живой природы. Кто может излучать и воспринимать звуки с частотой до 20*104 Гц, с частотой до 10*104 Гц? Ультразвук – помощник человека.

Домашнее задание: Мини – проект «Общение без слов».

Презентация – разработка своего «языка» общения.


Тема 6. Свет – 3 ч.

Источники света: естественные, искусственные. Условия видимости света. Прямолинейность распространения света в однородной среде. Отражение и преломление света. Научное представление света. Образование тени полутени. Выключающее зеркало. Объяснение природных явлений: радуги, миражей (фата - Моргана), цвета зорь и закатов. Цвета тел. Всегда ли зелёнка зелёного цвета? Почему небо на Земле голубого цвета? Какого цвета небо на Венере?



Проблемный вопрос: Мог ли видеть окружающий мир человек – невидимка,

герой знаменитого романа Г. Уэллса?



Демонстрации: прямолинейное распространение света в воздухе, люминесцен-

тной жидкости, образование теней и полутеней, имитация

солнечных и лунных затмений с помощью теллурия, отражение

предметов в плоском зеркале.



Лабораторная работа: Изучение явлений отражения и преломления света.

Решение качественных и расчётных (экспериментальных) задач.

Домашнее задание: Мини – проект «Изготовление действующей модели

калейдоскопа и перископа.

Презентация – инструкция по изготовлению моделей.
Тема 7. Теплота – 3 ч.

Дискретность вещества. Тепловое движение. Явление диффузии и броуновского движения. Сравнительный анализ явлений диффузии и броуновского движения.

Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

Термометр и градусник – сходство и отличие. Температурные шкалы: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Получение низких температур. Температура в космосе. Расширение тел при нагревании. Кто делает круги на полях?



Проблемные вопросы: В чём секрет хождения по огню факиров? Почему на

Марсе никогда не будут цвести яблони?



Демонстрации: газовый термометр, объёмное и линейное расширение твёрдых тел, нагревание тел при трении, ударе, деформации, принцип работы зажигалки, возгорание бумаги при фокусировки солнечных лучей, наблюдение броуновского движения под микроскопом, анимационные ролики с интерполяцией.

Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими шкалами: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.

Домашнее задание: Мини – проект «Одежда для марсопроходцев».

Презентация – отчёт испытателя.


Тема 8. Электричество и магнетизм – 3 ч.

Электризация. Электрический заряд. Существование в природе двух видов электрических зарядов. Работа ксерокса. Электризация в криминалистике. Статическое электричество. Электрический ток. Проводники электрического тока.

Действия электрического тока. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий, дуговой, коронный, искровой. Плазма. Шаровая молния. Магниты. Магнитное поле. Источник магнитного поля. Магнитное поле Земли и его защитная функция.

Магнитная левитация. SAR – что это?



Проблемный вопрос: Казалось бы, какую связь можно обнаружить между

электрическим током, магнитным полем и здоровьем

человека?

Демонстрации: взаимодействие заряженных тел, магнитное действие электри-

ческого тока, движение лёгких фигур в электростатическом

поле. Фрагменты видеофильма « Грозные силы природы».

Информационные сообщения учащихся: Симфония полярных сияний.

Насколько опасно находиться человеку рядом в высоковольтной ЛЭП? Практические советы по приобретению и использованию сотовых телефонов.



Лабораторная работа: «Волшебный гвоздик».

Домашнее задание: Исследовательский мини – проект «Эволюция

электрической лампочки».

Презентация – реклама электрической лампочки.
Научно – практическая конференция «Это вы можете!» - учащиеся представляют и защищают продукты своей проектной деятельности.
Входной тест


  1. Как я познаю мир?

А) наблюдаю

В) читаю книги

С) использую информацию с сайтов Internet


  1. Что является критерием истины?

А) слово В) опыт С) обобщение


  1. Попробуйте своими словами описать «модель» своего соседа по парте.

Проверьте, узнают ли одноклассники «объект» по вашей «модели».


  1. Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы

«по смыслу», основываясь на своём личном восприятии:

длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объём, метр, вода.



  1. Какие животные издают самый громкий звук?

А) львы В) слоны С) голубые киты


  1. В детстве я любил (а) и это у меня хорошо получалось

А) выкладывать мозаику

В) конструировать

С) раскрашивать картинки


  1. Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,

нужно:

А) копать колодец В) строить дом С) собирать целебные травы




  1. В книге Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о неком мальчике,

который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по профессии был:

А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком




  1. Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:

А) очки В) микроскоп С) подзорная труба


  1. Лёд плавает в воде. Вода и лёд состоят из одних и тех же молекул.

Вероятно, лёд имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.

Данное умозаключение является результатом:

А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого явления


Рекомендации по проведению лабораторных работ
Тема 4. Пространство и время.

Лабораторная работа. Измерение времени реакции человека при помощи

линейки.

Время реакции (в психологии ) – это протяжённость от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал, Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека.Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 – 0,14 с,

а на зрительный – около 0,13 – 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов, летчиков и космонавтов.

Оборудование: линейка деревянная.

Ход работы.

1. Изготовление прибора для измерения времени реакции человека.

Используем формулу для вычисления пути, пройденного телом при свободном падении без начальной скорости h0 =,отсюда выражаем время t=

Пояснения: если позволить вертикально расположенной линейке падать свободно

( например, разжав державшие её за конец пальцы), то она будет двигаться вниз равноускоренно, с ускорением свободного падения. Если сразу после начала падения линейку поймать, то по её участку « между пальцами» - отметкой, где мы её держали вначале, и отметкой у которой её поймали, можем судить о том, сколько времени она падала. Это время и будет равно времени реакции человека.

Согласуем значения h на линейке и значение времени, вычисленного по формуле.

2. Используя данный прибор, определите своё время реакции.

3. Составьте диаграмму скорости реакции учеников класса.

4. Можно определить своё время реакции утром, вечером и сравнить, а также определить время реакции своих близких.


Тема 5. Звук.

Лабораторная работа. Наблюдение колебаний звучащих тел.

Оборудование: расчёска, лист толстой бумаги, стул, струна, иголка на нитке, пустая бутылка.

Ход работы.

1. Возьмите расчёску и проведите по её зубцам листком толстой бумаги.

Ответьте на вопрос. Почему извлекается звук?

Сравните звучание при медленном и быстром движении листа бумаги.

2. Натяните между ножками стула струну и заставьте её звучать. Поднесите к колеблющейся струне иголку на нитке.

Ответьте на вопрос. Что происходит с иголкой? Почему?

Поднесите также, к колеблющейся струне пустую бутылку. Какое явление вы наблюдаете?

Оформите отчёт о проделанной работе в виде ответов на вопросы. Сделайте обобщающий вывод.



Творческие задания: проведение опытов с опорой на фиксацию фактов, установлением эмпирических закономерностей.

1.Возьмите будильник, поставьте его на конец стола. Приложите ухо к другому концу стола. Слышно ли тиканье будильника? Повторите опыт в других условиях.

Поставьте будильник на вату. Одинаково ли слышно тиканье часов? Почему?

2.Возьмите колокольчик и кастрюлю. Позвоните колокольчиком в пустой кастрюле, а затем в заполненной водой. Одинаково ли звучание в этих случаях? 3.Возьмите небольшой кусок папиросной бумаги и положите его вдоль расчёски. Плотно прижмите бумагу вместе с расчёской к губам так, как будто собираетесь засвистеть. Если при этом вы запоёте мелодию, не произнося слова, бумага будет дребезжать. Почему? Звучание, какого инструмента напоминает вам дребезжание папиросной бумаги?

4. Возьмите стеклянные бутылки разного размера и поставьте их рядом друг с другом на стол. Осторожно «поиграйте» на получившемся « инструменте» карандашом. Одинаковое ли звучание стеклянных бутылок?

5. Сравните остроту слуха правого и левого уха. Предложите способ определения остроты слуха (если затрудняетесь, проконсультируйтесь у учителя).

6. Закройте плотно рот и зажмите пальцами нос, сделайте глотательное движение.

Что вы чувствуете?

7. Чтобы точнее определить, где находиться источник звука, мы поворачиваем голову. Как вы думаете, почему?

8. Почему нужно открывать рот и одновременно осуществлять глотательные движения при воздействии очень сильного звука? (так поступают артиллеристы при выстреле из орудия).


Тема 6. Свет.

Лабораторная работа. Изучение явлений отражения и преломления света.

Оборудование: лист картона, булавки, чашка, монетка, собирающая линза, свеча.

Ход работы.

1.Положите на стол лист картона размером 20 на 15 см. Начертите на нём отрезок прямой линии. Воткните вдоль этого отрезка несколько булавок. Поднимите картон на уровень глаз и посмотрите на булавки вдоль отрезка. Сколько булавок вы увидите: одну или несколько? Воткните одну из булавок в стороне от отрезка прямой линии. Что вы наблюдаете в этом случае? Какой закон для света подтверждает этот опыт?

2. Возьмите чайную чашку и положите на дно монету. Расположите чашку так, чтобы вам монету было видно. Отодвигайте чашку до тех пор, пока её край не закроет от вас монету. Теперь, не меняя положения головы и чашки, наливайте в чашку воду. Через некоторое время вы опять увидите монету. Объясните этот опыт на основании закона преломления. Используйте схематический рисунок.

3.Возьмите собирающую линзу и попробуйте прочесть текст сквозь неё. Что вы наблюдаете? Ваш вывод. Такую двояковыпуклую линзу называют - лупой.

Зажгите свечу, и расположите линзу между экраном и свечой. Перемещая линзу и экран, добейтесь того, чтобы на экране появилось увеличенное изображение свечи. Обратите внимание на вид изображения: перевёрнутое или прямое. Измерьте расстояние между свечой и линзой.

Опять, перемещая линзу и экран, получите уменьшенное изображение свечи.

Запомните вид изображения. Сравните с первым изображением мысленно.

Измерьте расстояние между свечой и линзой. Сравните, в каком случае расстояние больше. Выводы опытов оформите в отчёте.


Тема 8. Электричество и магнетизм.

Лабораторная работа. « Волшебный гвоздик»

Приборы и материалы: батарейка, электрическая лампочка, ключ, соединительные провода, штатив, проволочная катушка с ферромагнитным сердечником, мелкие железные гвоздики и один большой железный гвоздь(100 мм), медная проволока.

Ход работы.

1.Соберите электрическую цепь при последовательном соединении: батарейка, лампочка, ключ. Замкните ключ. Что вы наблюдаете?

Начертите схему данной электрической цепи.

2.Разомкните ключ. Замените лампочку проволочной катушкой с сердечником.

3.Замкните цепь и поднесите к концу катушки мелкие гвоздики. Какое действие электрического тока вы наблюдаете?

4.Замените катушку большим железным гвоздём. Замкните цепь. Поднесите к

гвоздю мелкие гвоздики. Что наблюдаете?

5.Намотайте несколько витков (10 – 15) медной проволоки на большой гвоздь. Включите полученную «катушку» в электрическую цепь. Поднесите мелкие гвоздики. Что наблюдаете?

Поздравляем Вас! Вы сделали своими руками электромагнит.

Результаты обучения по предпрофильному курсу

«Физика для всех»
Учащиеся определяют коэффициент личностных достижений, используя «формулу успеха». Успех в любом деле – это уравнение со многими неизвестными, решить которые, можно разобравшись в этих неизвестных – поняв, что скрывается в каждом из них.

Формула успеха (секрет пяти «У»)
У5 =

Все эти величины взаимосвязаны и взаимозависимы, они позволяют определить, насколько велик успех в данной деятельности. Предложим учащимся, определить по десятибалльной шкале содержание каждого из четырёх «У», затем подставить числовые значения в формулу и получить значение «У5» - успех – это и будет коэффициентом личностных достижений.

Все составляющие формулы начинаются на букву «У» русского алфавита.

У1 – учеба

У2 – ученик

У3 – условия

У4 – упущения

У5 – успех

Что должен определить ученик в каждом «У» ?

У1 – новизну, познавательность, актуальность учебной программы.

У2 - рефлексию своих достижений: активность, самореализацию, коммуникативность, самостоятельность, развитие критического мышления и творческого потенциала.

У3 – созданы ли условия для развития личности на уроках: использование исследовательских методов, экспериментальных заданий, определение проблемы, выдвижение гипотез, анализ результатов, сравнения, практическое применение.



У4 – рефлексия своих упущений: неудач, недоработок, нереализации, возможная корректировка учебной деятельности для дальнейшего продвижения.

Оценка успеха
От 30 до 20 – вы очень успешны. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

От 19 до 11 – вы успешны, но достичь этого вам было нелегко.

Ниже 10 – вам следует провести коррекцию своей учебной деятельности.