№
|
Тема / Тема урока
|
К-во час.
|
Дата
|
Стандарт/ содержание
|
Оснащение
|
Тип урока
|
Тип и форма контроля
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
|
ИАД, ММП, ПК
|
Вводная лекция
|
Задания со свободным кратким и развёрнутым ответом.
|
|
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.
|
21+ 2
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
|
2
|
|
Единство химического состава живой материи. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Уровни организации живых организмов.
|
|
|
|
2.
|
Признаки живых организмов.
|
1
|
|
Единство химического состава живой материи. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Биологические ритмы, их значение. Энергозависимость живых организмов. Формы потребления энергии.
|
ИАД, ММП, ПК
|
Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
|
Конспект, составление синквейнов «Клетка» «Организм»
«Жизнь»
|
3.
|
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.
|
1
|
|
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Уровни организации живых организмов.
|
ЭУП
|
Комбинированный урок.
|
Фронтальная беседа
|
|
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период
|
2
|
|
Представления об эволюции органического мира К.Линнея, Ж.Б.Ламарка.
|
|
|
|
4.
|
Становление систематики.
|
1
|
|
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы Карла Линнея по систематике растений и животных.
|
ММП
|
Урок - лекция.
|
Составление систематики лисицы обыкновенной.
|
5.
|
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
|
1
|
|
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
|
ММП
|
Интерактивный урок.
|
Сообщения о К.Линнее, Ж.Б.Ламарке, диктант «Найдите соответствие»
|
|
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.
|
5
|
|
Учение Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе. Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции.
|
|
|
|
6.
|
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
|
1
|
|
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.
|
|
Работа с учебником.
|
Сообщение о Ч.Дарвине
Таблица
|
7.
|
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
|
1
|
|
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
|
ЭУП
|
Интерактивная лекция
|
|
8.
|
Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе.
|
1
|
|
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
|
ПК
|
Работа с учебником.
|
Таблица «Сравнение форм отбора»
|
9.
|
Формы естественного отбора.
|
1
|
|
Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды.
|
ИАД
|
Работа с ЭУП.
|
Таблица «Сравнительная характеристика форм естественного отбора»
|
10.
|
Урок тематического контроля
|
1
|
|
|
ММП
|
|
тестирование
|
|
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
|
2
1пр.р
|
|
Физиологические адаптации.
|
|
|
|
11.
|
Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания.
|
1
|
|
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве.
|
ММП, ЭУП
|
Интерактивная лекция
|
Конспект
|
12.
|
Физиологические адаптации.
|
1
|
|
Физиологические адаптации.
|
Раздаточный материал
|
Практическая работа № 1 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»
|
Выполнение практической работы и выводы к ней.
|
|
Тема 1.5. Микроэволюция
|
2+1
1 пр.р
|
|
Микроэволюция – процесс образования новых видов в природе.
Популяция – элементарная эволюционная единица.
|
|
|
|
13.
|
Вид, его критерии и структура.
|
1
|
|
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический, исторический. Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида.
|
Раздаточный материал
|
Работа с учебником.
Практическаяработа № 2
«Вид, его критерии и структура»
|
План-конспект.
Выполнение практической работы и выводы к ней.
|
14.
|
Популяции.
|
1
|
|
Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица.
|
ММП, ЭУП
|
Работа с ЭУП.
|
Конспект, словарный диктант
|
15.
|
Эволюционная роль мутаций.
|
1
|
|
Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщённость, разное поведение, молекулярные изменения белков.
|
ММП
|
Лекция, работа с учебником.
|
Умение интерпретиро-вать модель «Хищник-жертва»
|
|
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
|
3+ 1
|
|
Биологический прогресс и биологический регресс. Закономерности биологической эволюции.
|
|
|
|
16.
|
Биологические последствия адаптации.
|
1
|
|
Главные направление эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
|
ПК
|
Работа с текстом учебника.
|
Заполнение таблицы «Сравнение видов эволюции»
|
17.
|
Главные направления эволюции.
|
1
|
|
Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.
|
ММП
|
Работа с ЭУП, текстом учебника.
|
Выполнение проверочной работы «Главные направления эволюции»
|
18.
|
Общие закономерности биологической эволюции.
|
1
|
|
Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции – многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организмов.
|
|
Организация работы в парах с учебником.
|
|
19.
|
Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»
|
1
|
|
Этапы становления эволюционного учения, современное состояние эволюционного учения. Факторы эволюции. Результаты эволюции.
|
ИАД
|
Урок творческой деятельности
|
Подготовка выступления по заданной теме.
|
|
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.
|
2
|
|
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.
|
|
|
|
20.
|
Современные представления о возникновении жизни.
|
1
|
|
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиолологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
|
ИАД
|
Урок – лекция.
|
Конспект.
|
21.
|
Начальные этапы развития жизни.
|
1
|
|
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
|
|
Работа с учебником.
|
Составление схемы образования многоклеточных организмов.
|
|
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле.
|
3
|
|
Основные этапы развития жизни на Земле.
|
|
|
|
22.
|
Современные представления о возникновении жизни и её развитие в эрах древней жизни.
|
1
|
|
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
|
ИАД
|
Урок творческой деятельности.
|
Заслушивание сообщений.
|
23.
|
Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры.
|
1
|
|
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
|
ММП
|
Работа с текстом учебника, обсуждение проблемы.
|
Выписать основные ароморфозы растений и животных.
|
24.
|
Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека.
|
1
|
|
Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в системе живой природы. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Популяционная структура вида Homo sapiens. Человеческие расы, расообразование.
|
ММП
ЭУП
|
Интерактивная лекция.
|
Выполнение теста «Верные утверждения»
|
|
Раздел 2. Структурная организация живых организмов.
|
10 + 1
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.1. Химическая организация клетки.
|
2
1 л.р.
|
|
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества в составе клетки.
|
|
|
|
25.
|
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
|
1
|
|
Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли. Их химические свойства и биологическая роль. Роль анионов и катионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление.
|
ММП
|
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта.
|
Закрепление изученного материала по опорному конспекту.
|
26.
|
Органические вещества, входящие в состав клетки.
|
1
|
|
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму транскрипция.
|
Раздаточный материал
|
Работа с учебником.
Лабораторная работа № 1
«Каталитическая активность ферментов в живых клетках»
|
Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.
|
|
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
|
3
|
|
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Биосинтез белка. Фотосинтез.
|
|
|
|
27.
|
Пластический обмен. Биосинтез белка.
|
1
|
|
Биосинтез белка. Генетический код. Матричный принцип в биосинтезе белка. Правило комплементарности. Значение биосинтеза белка. Факторы, влияющие на него.
|
ММП
ЭВ
|
Интерактивный урок.
|
Составление опорной схемы «Биосинтез белка»
|
28.
|
Энергетический обмен.
|
1
|
|
Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный, кислородное расщепление. Брожение, его значение.
|
ПК
|
Урок – лекция.
|
Составление опорного конспекта по ходу лекции.
|
29.
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
|
1
|
|
Способы получения энергии организмами. Фотосинтез. Роль хлорофилла и хлоропластов в преобразовании световой энергии в химическую.
|
|
Работа с материалом учебника.
|
Выполнение проверочной работы.
|
|
Тема 2.3. Строение и функции клеток.
|
5 + 1
1 л.р.
|
|
Строение и функции клеток. Клеточная теория. Способы деления клеток.
|
|
|
|
30.
|
Прокариотическая клетка.
|
1
|
|
Прокариотические клетки: форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
|
|
Интерактивный урок.
|
Составление синквейна на тему «Бактерия»
|
31.
|
Эукариотическая клетка. Цитоплазма.
|
1
|
|
Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
|
ММП
|
Интерактивный урок с элементами лекции.
|
План - конспект в тетради.
|
32.
|
Эукариотическая клетка. Ядро.
|
1
|
|
Клеточное ядро – цент управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
|
ММП
|
Эвристическая беседа с использованием материала учебника.
Лабораторная работа № 2 «Изучение клеток бакте-рий, растений и животных на готовых мик-ропрепаратах»
|
Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.
|
33.
|
Деление клетки.
|
1
|
|
Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза.
|
ММП
ИАД
|
Интерактивный урок
|
Рисунки фаз митоза в тетрадях.
|
34.
|
Клеточная теория строения организмов.
|
1
|
|
Клеточная теория строения организмов. Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
|
ПК
|
Организация работы в парах с учебником.
|
Обсуждение изученного материала.
|
35.
|
Урок тематического контроля.
|
|
|
|
ПК
|
Тематический контроль.
|
Тестирование
|
|
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Размножение организмов.
|
2
1 пр.р.
|
|
Размножение – основное свойство живого. Способы размножения организмов.
|
|
|
|
36.
|
Бесполое размножение организмов.
|
1
|
|
Сущность и формы размножения организмов. Размножение – основное свойство живого. Бесполое размножение растений и животных, его способы. Гермафродиты. Партеногенез.
|
ЭУП
|
Организация работы с учебником в парах.
Практическая работа № 3 «Способы бесполого размножения организмов»
|
Выполнение практической работы и выводы к ней.
|
37.
|
Половое размножение организмов. Развитие половых клеток.
|
1
|
|
Половое размножение растений и животных; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
|
ММП
|
Интерактивный урок
|
Заполнение таблицы «Сравнение яйцеклеток и сперматозоидов»
Словарный диктант.
|
|
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов.
|
3
|
|
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Биогенетический закон.
|
|
|
|
38.
|
Эмбриональный период развития организма.
|
1
|
|
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция. Первичный органогенез и дальнейшая дифференциация тканей, органов и систем.
|
ММП
|
Эвристическая беседа с использованием муляжей и рисунков учебника.
Интерактивный урок.
|
Схема эмбриогенеза в тетради.
|
39.
|
Постэмбриональный период развития организма.
|
1
|
|
Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
|
ИАД
|
Эвристическая беседа, повторение основных понятий предыдущего урока.
|
Схема видов постэмбрионального развития организмов. Выделение ароморфозов и идиоадаптаций.
|
40.
|
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
|
1
|
|
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
|
ПК, ИАД
|
Работа с текстом учебника, поиск информации в интернете.
|
Обсуждение проблем, актуальных для современной науки и общества.
|
|
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.
|
20
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков.
|
10 +1
1 пр.р.
|
|
Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости. Законы Г.Менделя. Изучение наследования признаков у человека. Свойства гена. Генотип как система.
|
|
|
|
41.
|
Генетика как наука. Методы её изучения.
|
1
|
|
Предмет генетики. Основные понятия генетики. Грегор Мендель – основоположник генетики. Методы изучения наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
|
ПК
|
Работа в группах с использованием материала учебника.
|
Запись основных понятий и терминов в тетради.
|
42.
|
Моногибридное скрещивание.
|
1
|
|
Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.
|
|
Эвристическая беседа.
|
Запись скрещивания в тетради
|
43.
|
Неполное доминирование.
Закон чистоты гамет.
|
1
|
|
Неполное доминирование, его механизм. Сущность закона чистоты гамет.
|
ММП
ЭУП
|
Урок - лекция
|
Запись механизма скрещивания в тетради, словарный диктант.
|
44.
|
Дигибридное скрещивание.
|
1
|
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цитологические основы дигибридного скрещивания.
|
ИАД, ЭУП
|
Интерактивная лекция.
|
Запись механизма скрещивания в тетради
|
45.
|
Решение генетических задач. Составление родословных.
|
1
|
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цитологические основы дигибридного скрещивания.
|
Раздаточный материал
|
Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословных»
|
Решение генетической задачи в тетради.
|
46.
|
Анализирующее скрещивание.
|
1
|
|
Анализирующее скрещивание, его сущность. Значение анализирующего скрещивания для выяснения генотипов родительских особей.
|
ПК
ЭУП
|
Урок – лекция.
|
Решение задач на анализирующее скрещивание.
|
47.
|
Изучение наследования признаков у человека.
|
1
|
|
Генеалогический метод. Анализ родословных. Близнецовый, цитогенетический и биохимический методы изучения генетики человека. Значение этих методов для предупреждения наследственных заболеваний и получения здорового потомства.
|
ИАД.
|
Интерактивный урок.
|
|
48.
|
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
1
|
|
Генетическое определение пола. Половые хромосомы. Факторы, определяющие пол человека и влияющие на его проявление. Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
ПК
|
Пресс – конференция.
|
Запись в тетради хода наследования пола у дрозофилы и человека.
|
49.
|
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
|
1
|
|
Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
ИАД, ЭУП
|
Интерактивный урок.
|
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
|
50.
|
Свойства гена. Генотип как система.
|
1
|
|
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков организмов.
|
|
Работа в группах.
|
Проверка решения задач на гемофилию.
|
51.
|
Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»
|
1
|
|
|
|
|
Решение тематических задач.
|
|
Тема 4.2. Закономерности изменчивости.
|
5
1 пр.р.
|
|
Изменчивость – свойство организ-мов. Модификационная и генотипическая изменчивость.
|
|
|
|
52.
|
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
1
|
|
Изменчивость – свойство организ-мов. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Ком-бинативная изменчивость. Эволю-ционное значение комбинативной изменчивости.
|
ММП
|
Интерактивная лекция.
|
Словарный диктант, конспект.
|
53.
|
Мутации, виды мутаций.
|
1
|
|
Мутации, виды мутаций по степени изменения генома: генные, хромосомные, геномные. Мутагены. Значений мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
|
ИАД
|
Урок – лекция.
|
Схема в тетради «Типы мутаций»
|
54.
|
Фенотипическая изменчивость
|
1
|
|
Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств
|
|
Эвристическая беседа, работа с учебником.
|
Заполнение таблицы «Сравнение мутационной и модификационной изменчивости»
|
55.
|
Выявление изменчивости организмов.
|
1
|
|
Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.
|
Раздаточный материал
|
Практическая работа № 5
«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)»
|
Выполнение практической работы и выводы к ней.
|
56.
|
Урок тематического контроля.
|
1
|
|
|
|
Урок тематического контроля.
|
Задания на соответствие и незаконченные предложения.
|
|
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.
|
4
|
|
Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.
|
|
|
|
57.
|
Предмет и задачи селекции.
|
1
|
|
Одомашнивание диких животных и возделывание растений. Выведение разнообразных пород животных и сортов растений.
|
ММП
|
Эвристическая беседа.
|
Основные этапы жизни и научной деятельности Н.И.Вавилова.
|
58.
|
Методы селекции растений и животных.
|
1
|
|
Сорт, порода, штамм.
|
ИАД
|
Урок – лекция.
|
Составление таблицы «Методы селекции»
|
59.
|
Селекция микроорганизмов.
|
1
|
|
Микроорганизмы – группа прокариотических и одноклеточных эукариотических организмов. Микробиология, направления исследований.
|
ИАД
|
Интерактивный урок
|
Конспект
|
60.
|
Достижения и основные направления современной селекции.
|
1
|
|
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
|
|
Семинар
|
Конспекты, презентации
|
|
Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии.
|
5 + 3
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции.
|
4 + 2
|
|
Биосфера – живая оболочка планеты.
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты.
|
|
|
|
61.
|
Структура биосферы.
|
1
|
|
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в био-массу, биокосное и косное вещество биосферы (В,И.Вернадский).
|
ММП
|
Работа с текстом учебника.
|
Синквейн на тему «Оболочка биосферы»
|
62.
|
Круговорот веществ в природе.
|
1
|
|
Круговорот веществ в природе. Круговорот углерода, воды, серы, фосфора и азота. Значение круго-ворота веществ для поддержания постоянства структуры биосферы.
|
ИАД
|
Интерактивный урок.
Работа в группах.
|
Схемы круговоротов в тетради.
|
63.
|
История формирования сообществ живых организмов.
|
1
|
|
Факторы, оказывающие влияние на формирование сообществ живых организмов: геологическая история материков, различие климата в широтном направлении, изоляция.
|
Учебник
|
Работа с учебником
|
Контроль работы в малых группах
|
64.
|
Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.
|
1
|
|
Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.
|
ИАД
|
Интерактивный урок.
|
Схема строения биоценоза в тетради.
|
65.
|
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды.
|
1
|
|
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия факторов среды. Ограничивающий фактор. Пределы выносливости.
|
Раздаточный материал ИАД, ЭУП
|
Работа с текстом учебника.
|
Таблица «Влияние абиотических факторов на организмы»
|
66.
|
Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.
|
1
|
|
Биотические факторы среды. Формы взаимоотношения между организмами: биотические и антибиотические. Цепи питания и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.
|
Учебный фильм
|
Киноурок.
|
Схема форм взаимоотношения между организмами, составление цепей питания.
|
|
Тема 5.2. Биосфера и человек.
|
3
|
|
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
|
|
|
|
67.
|
Природные ресурсы и их использование.
|
1
|
|
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Учение Вернадского о ноосфере. Неисчерпаемые ресурсы. Невозбновляемые ресурсы - полезные ископаемые. Возобновляемые ресурсы: растительный и животный мир, плодородие почвы.
|
ИАД
|
Лекция
|
Конспект
|
68.
|
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
|
1
|
|
Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздуха, Мирового океана, почв.
|
ММП
|
Семинар
|
Презентации
|
69.
|
Охрана природы и основы рационального природопользования.
|
1
|
|
Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты
|
Учебный фильм
|
Киноурок
|
|
70.
|
Повторение.
|
1
|
|
|
ПК
|
|
|
|
Всего по программе
|
70
|
|
|
|
Пр. работ – 5
Лаб. работ - 2
|
|