16. Вопросы по курсу «Концепции современного естествознания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Концепции современного естествознания» 1 167.27kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «концепции современного естествознания» 1 64.48kb.
Концепции современного естествознания 16 7261.56kb.
Вопросы по дисциплине «Концепции современного естествознания» 1 259.31kb.
Концепции современного естествознания 2 713.81kb.
Концепции современного естествознания 3 769.08kb.
Программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» 1 193.5kb.
Вопросы для подготовки к практическому занятию №12 «Эволюция живой... 1 24.25kb.
А. В. Миронов кандидат философских наук, доцент 1 15.64kb.
Реферат по курсу концепций современного естествознания на тему "Есть... 1 291.4kb.
Концепции современного естествознания 4 1321.35kb.
Предмет и цели ксе. Место естествознания в духовной культуре общества 2 458.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

16. Вопросы по курсу «Концепции современного естествознания - страница №1/5



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

Московский международный институт эконометрики,

информатики, финансов и права

Алексеев С.И.

Концепции современного

естествознания

Москва 2002

УДК 5


ББК 20

А 474

Алексеев С.И. «Концепции современного естествознания » - М., Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2002. – 53 с.

Ó Алексеев С.И., 2002

Ó Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2002

Содержание


Введение 5

1. Единство науки и научный метод. 6

2. Естественнонаучный подход к изучению природы. 6

3. Дифференциация и интеграция знаний. 11

4. Механистическая картина мира . 12

5. Электромагнитная картина мира 14

6. Революция в естествознании XIX-XXв.в. 16

7. Концепция относительности пространства и времени. 17

8. Концепция необратимости и термодинамика. 19

9. Концепция синергетики 22

10. Концепция атомизма. 23

11. Концепции биологических систем. 28

12. Концепции экологии 42

13. Концепции химических структур 48

14. Основные физические постоянные 49

15. Приставки для образования кратных и дольных единиц. 49

16. Вопросы по курсу «Концепции современного естествознания». 49

17. Словарь терминов. 52

18. Литература. 54

18.1 Основная литература 54

18.2 Дополнительная литература 54


Введение


Курс «Концепции современного естесвознания» имеет важное значение для формирования научного мировоззрения и общей куль­туры студентов. Современное представление об окружающей среде, фундаментальные законы, объясняющие гармоничность картины мира, различные подходы к пониманию явлений природы в их исто­рическом развитии, современный системный метод анализа дейст­вительности являются предметом курса.

Системный подход, получивший широкое распространение в последнее время, предполагает целостный охват изучаемых процес­сов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явле­ниями. Такой подход «стирает» грани между различными науками, способствуя сближению различных точек зрения гуманитариев и естествоиспытателей на одни и те же явления; позволяет сделать естественнонаучные методы общенаучными.

Основой системного метода являются концепции эволюции и самоорганизации, позволяющих с единых позиций объяснить принципы организации всего сущего на Земле, строение и динамику поведения различных систем.


Ключевые термины

Картина мира



Системный подход

1.Единство науки и научный метод.

Научный метод представляет собой воплощение единства всех форм знаний. Познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам и правилам.Это свидетельствует, во-первых, о единстве всех наук, а во-вторых - об общем, едином источнике познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.



 Аналитические Моделирования

 Синтетические  Генерализации

 Идеализации  Типологизации

 Логические  Классификации


Ключевые термины

Научный метод

Единство науки

2.Естественнонаучный подход к изучению природы.

Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.


Основные особенности этого подхода:

  1. разработано большое количество измерительных средств, позволяющих оценить состояние окружающей среды;




  1. найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;




  1. разработан математический аппарат обработки результатов измерений, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов.

Естественнонаучный подход основан на следующихсвойствах измеряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:



  1. воспроизводимости измеряемых величин;




  1. правильности математических моделей и использования статистических методов;




  1. избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.

К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений ( объектов ). Ценность подхода во многом зависит от выбора признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежащих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второстепенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелированности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых ( стандартных ) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.














В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэтому многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, деятельности людей.

Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а важен метод понимания, позволяющий раскрыть смысл события, особенно, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание основывается на интерпретации то есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологическим объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к раскрытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако, если бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени.

С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упорством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной проработке материала, малой информационной емкости событий.

В целом, понимание- более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение.Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание- к интерпретации.И если объяснение относится к событиям прошедшим и настоящим, то к будущим событиям относится предвидение ( предсказание, прогноз ).

Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод ( умозаключение ). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.


Пример 3. Простой категорический силлогизм

( дедуктивное умозаключение ).



Посылка 1


Суждение 1

С1 + П1

Посылка 2


Суждение 2

С2 + П2

 Вывод

Суждение 3

С3 + П3


Здесь С- субъект, П- предикат суждения.


Так из посылки: «Все студенты первого курса изучают КСЕ» и посылки:«Иванов учится на первом курсе» cледует логический вывод: «Иванов изучает КСЕ».

Предвидение как способ отражения действительности имеет огромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозирования событий и явлений. Статистические выводы ( заключения ) имеют вероятностный характер ( а не достоверный ), в них используются интервальные ( а не точечные ) оценки, что прежде всего объясняется отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных науках ( подобных законам Ньютона в механике ), а также влиянием субъективного фактора на исследуемые процессы.
Ключевые термины

Эталон  Множество

Воспроизводимость  Суждение

Измерение  Субъект

Вероятность  Предикат

Cтатистика  Существенный признак

Оценка  Общий признак

 Распределение величин  Силлогизм

Оценивание  Телеология

Эффективность  Понимание

Состоятельность  Объяснение

Несмещенность  Предвидение

 Точечная оценка  Прогноз

 Интервальная оценка  Смысл



3.Дифференциация и интеграция знаний.

В прошлом считалось, что развитие некоторой научной дисциплины идет путем непрерывного накопления все новых и новых научных истин ( такой процесс называется кумуляцией ). При этом возрастают точность и глубина знаний в этой дисциплине. Однако, одновременно ослабевают связи с другими научными дисциплинами и дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же науки нередко не понимают ни постановок задач, ни методов исследований, ни конечных результатов друг друга.


Дифференциация знаний- это процесс, связанный с более тщательным и глубоким изучением определенной области действительности (так называемый дисциплинарный подход). Однако необходим и междисциплинарный интегративный подход, обеспечивающий единство и целостность представлений.

Интеграция знаний- это процесс, связанный с использованием понятий, теорий и методов одной науки в смежных науках.

В результате интеграции возникают новые научные направления (например, биофизика, геохимия и пр.). Из смежных наук могут быть заимствованы тактика ( приемы и методы ) и стратегия (общие принципы) исследований, методология (способы получения новых знаний, анализа и оценки результатов исследований), порядок выполнения измерений и проведения экспериментов, математические модели и методы оценки их параметров.

Особое значение приобретает системный метод, позволяющий рассматривать с единых позиций предметы и явления в их взаимосвязи и целостности. Смежные науки позволяют в этом случае выделить элементы исследуемой системы, определить ее структуру. Поэтому системный метод является эффективным средством интегративных исследований.
Ключевые термины
Дифференциация знаний

Интеграция знаний

 Кумуляция знаний

следующая страница >>