1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние, содержание, предмет, задачи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по дисциплине «клиническая психология» 1 62.67kb.
Про курс в целом 1 56.23kb.
Клиническая психология 1 145.04kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
1. Предмет и задачи общей психофизиологии 1 313.72kb.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности... 17 1860.08kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «клиническая психология» блоку «патопсихология»... 1 46.74kb.
История развития и современное состояние биотехнологии. Классификация... 1 11.58kb.
Темы рефератов для медсестер (бакалавриат) 1 16.21kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
История и современное состояние исследований 1 186.58kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 2 676.71kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние - страница №1/1

1.Клиническая психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние, содержание, предмет, задачи.

Клиническая психология – прикладная область между медициной и психологией, использует теоретические основы психологии и применяет психологические методы.

Задачи клинической психологии:

-Изучение психических проявлений различных болезней;

-Изучение роли психики в возникновении, течении и предупреждении болезни;

-Изучение влияния различных болезней на психику;

-Изучение нарушений развития психики;

-Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

-Разработка психических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клиническая психология имеет теоретическое значение для общей психологии:

-Мозг и психика;

-Психические нормы и патология;

-Соотношение биологического и социального в человепке;

-Проблема сознательного и бессознательного;

-Проблема развития и распада психики.

Разделы клинической психологии:

Клиническая психология развивалась на стыке различных областей знаний:



  • На стыке психометрии и психологии – патопсихологии;

  • На стыке неврологии и нейрохирургии – нейропсихология;

  • Среди соматических заболеваний сформировалась область знаний, где существенную роль играют психологические факторы – психосоматические заболевания;

  • Психокоррекционное направление – психологическая помощь человеку;

  • Медико-психологическая экспертиза;

  • Психологическое консультирование.

2.Методы клинической психологии

1. Метод наблюдений. Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необ-мо: наличие четкой целевой установки и плановость и системность набл-я.

2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях.

3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.(ЭЭГ, полиграф)

4.Проективные методы.

5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.

Схема: Ранние этапы развития ребенка. Какой по счету, братья, сестры, отнош. с родителями. Наличие психотравмир. факторов. Привязанности в раннем детстве, подростковом возрасте.

6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.

7.Аналитический метод.

3.Методы медико-психологического исследования личности
См.2 + принципы.

1. Необходимость сочетания качественного и количественного анализа при интерпретации полученных данных. Качественный анализ существенно дополняет количественные показатели исследования. Он показывает как распадаются сформированные знания, как затрудняется приобретение новых.

2.При проведении эк-та следует помнить, что псих. процессы явл. Не врожденными, а прижизненно формируются видами деят-ти.

3. Психологический экс-т д. представлять собой модель жизненной ситуации.

4. Психологический экс-т обнаруживает как структуру нарушенных функций, так и оставшихся сохранными.
4.Расстройства восприятия.

1. Иллюзии – (не являются патологией) в-ие действительно существующих предметов или явлений не в полном соответствии с реальным содержанием. Возникают при дефиците информации. Становятся патологией, когда возникают у лиц с нервными и психическими патологиями; тогда могут сочетаться с более сложными расстройствами. И. всегда имеют свой объект, но при выраженных эмоц-ых или y-их расстройствах в-тся неверно. Галлюцинации – сложные в-ия, к-ые не имеют своим источником внешний предмет. Г.- это чувст-ное переживание прежних в-ий без наличия соответ-их им новых внешних раздражителей. В-ся как реальные, проецируются вовне, возникают непроизвольно. Павлов: г. возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы. Клинические факты подтвердили наличие при г. торм. состояния в коре г.м.® г. усиливаются при засыпании или пробуждении. По структуре:

1.Элементарные (шум, стук, грохот, световые пятна)

2.Сложные (фонемы, речь, диалоги). По органам чувств: слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. Псевдогаллюцинации – (описаны Кандинским и Клерамбо) проецируются во внутрен. пр-во человека. Не идентифиц. с реальными предметами, в-ся навязанными. Х-но: насильственность, симптом воздействия, сделанность. Синдром Кандиниского: чув-во «сделанности» в-ия, мыслей, утрата их принадлежности собст. личности, чув-во воздействия со стороны. 3 компонента : идеамоторный (раскрытость мыслей), сенсорный (сделанность ощ-ий), моторный (сдел-ть движений).

2. Агнозии – затрудненность узнавания предметов и звуков. М.б. связаны с расс-ом зрит., слух., кинестетич. в-ий при локал. поражениях коры г.м.

Различают: 1. оптическая - глядя не предмет не узнают его. Связано с поражением затылочных и нижнезадних отделов теменной зоны коры г.м.

– предметная – не узнают предметов, нарис. предметы+на лица.

-симультанная– не узнают происхождение действия, связь м/у предметами

-литеральная – на буквы; - вербальная – на слова.

2.слуховая – предметы по звуку, мелодии.

3. тактильная – поражение … отделов. Больной не осознает формы при осязании предметов+частей тела. Анозогнозия – больной при ясном сознании не осознает, что рука парализована.

3. Психосенсорные рас-ва. Возникают вследствие нарушения сенсорного синтеза. При этом искажается в-ие внеш. мира и собственного тела, при сохранности ощ-ий, идущих от органов чув-в. Отл-ся от др. видов рас-ва вос-ия:

1. от гал. тем, присут-ет реальный объект, но искажается его отражение

2. от агнозии тем, что не нарушено узнавании.

К психосенс. рас-ам относят:

- нарушение в-ия схемы тела

-нарушение в-ия формы предметов

-нарушение в-ия пр-ва

-м.б. в-ия связи во времени (дежа вю и жема вю)

-нарушение в-ия изменчивости окр-го – все кажется мертвым, неподвижным, чуждым
Все эти виды м.б. сведены к 2-ум основным синдромам:

1) деперсонализации – нарушение в-ия своей личности и самого себя

2) дереализации – нарушение в-ия окруж.

Психосенсорные рас-ва набл-ся при поражении нижнетеменных и теменных полей г.м. Нарушение схемы тела связано в поражением зрительного бугра и задне- нижнетеменных полей г.м.



5. Расстройства памяти.

П-ть чув-на к общему состоянию организма (к органической патологии мозга и др.). Рас-во памяти на опред. период – амнезия. М.б. в 2-ух видах:



1) антероградная – нарушение непосредственной п-ти (на текущ. события). При этом п-ть на прошлые события сохраняется

2)ретроградная – рас-во п-ти на отдельные события до момента заболевания. Текущие события помнит.

П-ть м проявляться:



1) Гипермнезия – повыш. Способ-ть к репродукции; чаще мех-ая п-ть в связи м а\оживлением ассоциаций по сходству и смежности в пр-ве и времени.

2)Гипомнезия – нарушение способности запоминания и п-ти на текущие события недавнего прошлого. При вопалении мозга, атеросклерозе, старческом слабоумии.

Этапы нарушения п-ти:

- чел-к вдруг замечает, что он не надеется на п-ть

-страдает п-ть на события текущей жизни

-с трудом вспоминает старые сведения



- амнезия охватывает весь инф-ый багаж – амнестическая дезор-ка.

Конфовуляция – выдумки, к-ми больный пытается компенсировать провалы в памяти. Криптомнезия – чел-к забывает, что к-т опред. факты, с чем-то связаны или кем-то (приписывает себе).

Корсаковский синдром – при тяжелой алк. интоксикации, сочет. С конфобуляцией + дезориен-ка в пр-ве и времени.

Синдром фантастической псевдологии- рас-во п-ти, к-ое касается главным образом биографии больного, забывают моменты, где они выглядят «не героями». Часто у истероидных личностей.
6.Расстройства мышления.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей.

1. Нарушение операционной стороны мышления

- понижение уровня обобщенности (при орг. поражении г.м.) закл. в том, что больной не м. обобщить конкрет. признаки или явления. Оперирование общими признаками затруднено. Мыш. характеризуется медлительностью, затруднен переход от одной мысли к другой вследствие длит-ной фиксации на предшест-ей ассоциации.

- искажение процесса обощения – суждения больных отражают случайную сторону явлений, исп-ют случайные ассоциации часто оторванные от реальных явление.

Резонерство - (особое рас-во при шизе) – патологическое мыш. лишенное фактическ. и логич. док-ва; пустое рассуждательство, бесплодное по своим выводам и рез-ам. Аутистическое мышл. – выступает на фоне псих. отчужденности, мышл., лишенное инф-ых адекватных связей с объективной дейст-тью. Мысли оторваны от внешнего мира и замкнуты в субъективном мире больного. Мысли рождаются и приобретают ирреальное символическое содержание. Мышл. больных шиз-ей ещё наз-ют паралогическим.

2.Нарушение динамики мышления:

- Лабильность (при маниакальной фазе МДП) – на фоне общего психомот. возбуждения – быстрое течение ассоциаций→ суждения и умозаключения поверхностны. Трудно сосредоточиться. Логика заменяется случайными ассоциациями по смежности и созвучию. М. дойти до вихря ассоциаций, слова не успевают за мыслью, переоценка собст. личности.

-Заторможенное м. – (депрес. Фаза МДП) на фоне психомот. заторм-ти – мысли замедлены, затруднено возн-ие образов, предст-ий. Отвечают медленно. Жалуются на потерю размышления.

- Инертность м. – не могут менять избранного способа работа, изм-ть ход суждений, переключиться на др. вид деят-ти, вязкость мышл. У больных эпилепсией, при травмах, олигоф. (деб). М. дойти до персометрации – застой мысли, доминир. одних и тех мыслей, монотонное повторение
7.Патология интеллектуальной деятельности. По-моему, то же самое что и 6.
8.Психический дизонтогенез.

Формы дезонтогенеза:

I. Олигофрения (психическое недоразвитие) имеет 3 уровня:

II. Задержанное психическое развитие.

III. Дефицитарное развитие. Повреждение анализаторных систем.

IV. Искаженное психическое развитие.

V. Поврежденное психическое развитие.

I… 1. Идиотия. Самая тяжела форма. Отсутствует познавательная деятельность. При глубокой идиотии снижается чувствительность всех видов. В период нервных вспышек больные могут нанести себе вред. Нет навыков самообслуживания. Эмоциональные реакции крайне примитивны, не умеют смеяться и плакать. Одни одержимы постоянной злобой, другие полностью безразличны. Движения слабо координированы. Речь полностью отсутствует. При средней тяжести идиотии больные запоминают отдельные слова, но, как правило, их не выговаривают. Не понимают смысла слов. Нет хватательного рефлекса. Не отличают холодного от горячего, съедобное от несъедобного.

2. Имбецильность. Познавательная деятельность нарушена. Способны приобретать несложные навыки. Понимают простую речь. Могут усвоить небольшое количество слов. Навыки самообслуживания на уровне подражательных действий. Интересы сводятся к удовлетворению физиологических потребностей. Страдающие средней и легкой степенью имбецильности могут обучаться в школе. Адаптируются к окружающей среде только в привычной обстановке. Интересы внушаемы и примитивны. Делятся по поведению на 1) живых, бодрых; 2) апатичных. По характеру: 1) общительных, добродушных; 2) злобных, агрессивных.

3. Дебильность. Мышление конкретно. Встречаются одаренные люди, например, с абсолютным слухом, хорошей памятью. По типам поведения и характеров делятся на те же группы, что и имбецилы. Могут учиться в школе, освоить элементарные виды труда. Дебильность порождается различными расстройствами.

II. ЗПР Встречается чаще олигофрении. ЗПР – это замедленный темп психического развития. Ярко проявляется, когда ребенок идет в школу: малый запас знаний, незрелость мышления, малая интел-ная направ-ть. Такие дети не любят читать, предпочитают игры. При этом достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний.

Виды ЗПР.

1.  Задержка конституционального происхождения. Инфантилизм.

2.  ЗПР соматогенного происхождения. Соматичес­кие забол-я → нервно-психическая астения. Слабеет память и внимание, ребенку трудно сосредоточиться на интел­лектуаль­ных занятиях.

3.  ЗПР психического происхождения. Психические травмы.

4.  ЗПР церебрально-органического происхождения. Поражения и травмы головного мозга. После сотрясений мозга или менингитов → астения.

III. ..Нарушение зрения, слуха, речи. Изменения психики при нарушении одного или нескольких анализаторов.

IV… Синдром РДА (ранний детский аутизм). Причины неизвестны. Ребенок неконтактен ни с кем, в т. ч. с матерью. Постоянная боязнь яркого, громкого. Избегают прямого взгляда. Страхи.

Однообразное поведение с элементами одержимости. Игры манипулятивны. Бедная мимика. Речь обращена в пространство, о себе говорят во втором или в третьем лице. Речь вычурна, тембр неестественный. В ответ на вопрос всего лишь его повторяет. Склонны к словотворчеству, изменениям речи (скандированная речь). Неловкость произвольных движений, так как мышцы в гипертонии. Трудности в самообслуживании.

V. Органическая деменция. возникает в 2-3 года. Причиной может являться недостаток кислорода при родах (напр., пуповина на шее). Ранние энцефалиты. Нервная истощенность. Слабая память, мышление инертно, недостаток лабильности. Такой человек обычно быстро бросает начатое дело.


9.Приобретенное слабоумие (деменция).

Д.- тотальное слабоумие, к-ое захватывает все психические функции и имеет относительно стабильный характер, это необратимый или почти необратимое состояние. Развитие Д. сопровождается снижением памяти не текущие события, сужением круга интересов, ¯ эмоц. – волевой сферы, утратой навыков и проф-ых знаний, невозм-ть самообслуживания, дезориетировка в окружающем.

Классифицируют по типам заболеваний:



1. старческая – в результате выраженного атеросклероза сосудов г.м.

Развивается медленно. Нач-ся с изменения личности, заострения и утрирования прежних черт хар-ра. Постепенно личность оскудевает, утрачивается связь с окр-щим миром, нарастает эгоцентризм, подозр-ть, черствость, бестактность.



2.органическая – в рез-те б. Альцгеймера и б. Пика и др. пораж г.м.

б. Альцгеймера описана в 1906 (8-10 лет). Связана с атрофией клеток коры г.м. в височно-темено-затылочной областях. Начинается с амнезии, прогрессирует как при старчес., но более ускоренно. Нар-ся в-ие, вним-е, осмысление. Потом локал. рас-ва, оптическая агнозия, нарушение ориентировки, праксиса, смысла действий. Рас-во речи – не понимают речь, наруш-ся называние, счет, чтение®тотальный распад психики и речи.

Б. Пика 1898г. (в 45-50 л. 6л)возн-ет в рез-те атрофических процессов коры и подкорковых образований в лобно-височных обл-ях. Изменение личности, снижение продуктов мышления, ¯ критика. Пассивность, бездеят-ть, эмоц. тупость+ наруш. нравст-ых установок и расторможенность влечений. В двиг-ой сфере стереотипия, эхолалия, не понимают смысла речи®полная утрата речи. Рас-во чтения, письма, счета®полный распад психики.

+ травмы.

.3.Эпилиптическая – рез-т эпилепсии. Изменение личности и снижение интел. сферы. Псих-ие процессы замедленны, тугоподвижны. Мышление обстоятельно, вязко, застревание на деталях, снижение уровня обощения, невозм-ть выделения главных признаков, ¯ п-ти на текущие события®затрудненность нового опыта. Самое глав. эмоции – вязкость аффекта – долго помнят обиду, даже незначительную. Взрывчатость, эксплаивность, ненасыщаемость аффекта. Моторика замедлена. Лицо амимично, педантичны, слащавы. Чиж описал хар-ый взгляд «стальной холодный блеск» - симптом Чижа.

4. Шизофреническая – у лиц с эмоц-ми, волевым эффектом расщепления личности, ранне слабоумие.

- в основе эмоц-но волевой дефект – на первый план эмоц. вол., эмоц. тупость, совместно с овулией®снижение всех псих-их функ-ий – слабоумие, безининциативность.

- когда в клинической картине – бред, галлюцинации –дольше интел-ая сохранность. Суть шизофренического мышления в рассогласовании эмоций и мышления – Блёйер. Бред развивается от одной бредовой идеи. Когда она ещё одна, мышление сохранно. По мере генерализации – распад мышления + галлюцинации. Вместе с распадом бреда, распадается психика, нелепые стереотипные высказывания, не сопровождается аффектами.


1. При распаде уходит в первую очередь самое сложное, диф-ое то, что сформировалось рпижизненно. Врож. псих. недоразвитие отличается тем, что имеют тенденцию к развитию

2.Распад психики идёт по биол. з-нам, а психическое недоразвитие и возм-ти развития обусловлено психо-социал. Разные формы слабоумия идут по-разному. Умственно отсталый ребенок всегда обучаем, а дементный больной не обучаем.


10. Расстройства эмоционально-волевой сферы.

1. Аффект – кратковременный и бурно протекающая эмоция, к-ая сопровождается выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в связи с волнующими и значимыми событиями. Физиологический (а) и патологический (б).

а) и у здорового, и у больного. Действия чел-у подотчетны, контролируют поступки за совершенные им действия отвечают.

б)… при псих-их заболеваниях. Часто на фоне неблагоприятных факторов, при этом слабый раздр-ль м. вызвать неадекватную бурную реакцию . Помрачение сознания, сужается круг представлений. Возн-ет внезапно, длится от неск. сек. до мин. и заканчивается глубоким сном. Затем псих. и физ-ое истощение.

2.Эмоции, возн-ие эндогенные, т.е. эмоции обуслов. внут. факторами.


  • Депрессия (а) в рамках МДП

  • маниакальное состояние (б)

а… меланхолическая фаза МДП. Пониженное настроение, грусть, пессимист. Взгляд на будущее. М. возникнуть психическая анестезия – чув-во утраты чув-в. Тяготятся своим равнодушием ко всему.

б… повышенное, радостное настроение. Переоценивает свои способности, много говорят, возбудимы.

3. Эмоциональная тупость. Снижение эмоц-ти, отсут-ие реакции на разл. раздражители. Безразличен, свое состояние не осознает, утрачивает интерес к окр-му→ шизофрения.

4. Апатия - состояние эмоционального притупления, к-ое набл-ся при разл. заболеваниях. М.б. сост-е амбивалентности – выраж-ся в ощ-ие 2-х противоположных чув-в.

5. Аутизм - замкнутость, отгороженность от внешнего мира, уход в себя. Безразличие и даже негативное отношение к миру.

Патология воли. Воля – активная сторона психической жизни. Волевой акт – включает в себя: побуждение, инициатаву, мотивацию, послед-ть выполняемых действий, завершение действия. Рас-ва воли проявляются:



  1. понижение волевой активности

  2. ↑ волевой активности

  3. извращение волевой активности

1.. м. сопровождать разл. заболевания, м. служить началом псих. заболевания. Виды:

- заторможенность: при депрессии. Имеется побуждение и способ-ть к действию (интенция), но дальнейш. развитие волевого акта заторможено.

- обулия: ↓ все компоненты волевой активности. При выраж. орг. заболеваниях г.м., эпилепсии, шизофрении.

- повышенная внушаемость : легкая подчиняемость чужой воле: алк., психопатия, нек0ые истероидные личности.

2… на фоне психомот. возбуждения, к-ое проявл. в двигат. беспок-ве, ↑ речевой продукции. Сужение сознания, дезориентировка.

3.. катанические состояния:

- катанический ступор – обездвиженность, амимия, отказ от пищи. Не подлежит псих. воздействию. Часто лежит в позе эмбриона.

- катаническое возбуждение – действие возникает непроизвольно, движения стереотипны, манерны. Одно и то же положение тела, голова приподнята над подушкой – «воздушная подушка»

- каталепсия – автоматическая подчиняемость «восковая гибкость». Ему м. придать любую позу. Дезинтеграция коры и подкорки. Повторение слов – эхолалия, действий – эхопраксия. Негативизм – сопротивление всякому возд. (противоп.) М.б. активными и пассивными. Мутизм – полное молчание (тоже негативизм).
11. Патопсихология как раздел психологической науки. Задачи, проблемы.

Предмет – нарушение психики, нарушение адекватного отражения мира в результате болезни мозга.

Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов, а также сохранные стороны психики.



Задачи:

1.Анализ структуры психических расстройств;

2.Установление степени снижения психических функций;

3.Дифференциальная диагностика проводится, когда в клинической картине больного есть признаки различных заболеваний. Патоморфоз – патологическое строение болезни, т.е. болезнь течет атипично.

4.Изучение особенностей личности больного. Можно вскрыть таким образом патогенез (важно при неврозах)

Учет эффективности терапевтических воздействий. (Это ещё не все – будет добавлено).


12. Нейропсихология. Значения нейропсихологии для неврологии, нейрохирургии и общей психологии.
Область клинической психологии, которая изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
Объект исследования: поврежденный мозг человека.

Предмет: причинно-следственные отношения между повреждениями мозга и его локализации и изменениями со стороны психических процессов.

Изучает: системы головного мозга, которые участвуют в построении восприятия, действия, речи, мышления и целенаправленной деятельности. С помощью психологических методов нейропсихология изучает локальные поражения, т.е. по проявлениям психических процессов нейропсихолог делает выводы какие мозговые структуры повреждены – топическая диагностика.

С развитием техники еще больше усилилось значение нейропсихологии. Техника диагностирует на 30%.



Задачи:

1.Изучение локализации очага поражения

2.Изучение нарушений психических функций, в результате поражения мозга

3.Восстановление нарушенных функций

4.Разработка теоретических и методологических проблем в психологии

Причины нарушения мозга:

1.Органические поражения – черепно-мозговые травмы

2.Опухоли

3.Сосудистые – инсульт, закупорка сосудов

4.Воспалительные заболевания – менингит, энцефалит. Восстановление: Идет за счет того, что близлежащие клетки к пораженным, возьмут на себя роль выпавших клеток.

13.Патология личности и характера.

Деградация и распад личности в результате болезни. К примеру, при инсульте утрируются прежние черты характера. Черты, которые соответствовали особенностям личности до болезни – преморбидные. Приобретенные во время болезни или после – морбидные. Патологичная реакция личности на общество, жизнь (в частности на болезнь) – неврозы. Патологическое развитие личности – психопатия.

1.Акцентуация х. - крайние вар-ты нормы, при кот-ых отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опред. ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Степени А.: скрытая и явная.

2.Патологическое развитие личности проявляется в патол. чертах хар-ра, неур-ти, дисгармонии л-ти. Психопатия(см. 16) длит-ное, стойкое патол. состояние, всю жизнь. Отл-ие от вар-тов нормы:

1. П. хар-но выраженность патол. особ-ей хар-ра до такой степени, когда нарушается адаптация л. к соц. среде. Нарушается норм. взаимоот-ие с окружающими.

2.Тотальность психопат. особ-ей л., когда патол. явл-ся не отдел. черты л., а весь псих. склад.

3. Относительная стабильность псих. особ-ей человека, их малая обратимость.

Патология при психопатии в основном касается эмоц.-волевых сторон, интеллект сохранен, к деменции не приводит, хотя случаются сочетания.

3.Невроз (см. 14) - психогенное нервно-психическое рас-во, к-ое возникает в рез-те нарушения особо значимых жизненных отношений чел-а, прояв-ся в специф. клин. феноменах при отсутствии психотит. явл-ий

14.Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса.

Невроз - психогенное нервно-психическое рас-во, к-ое возникает в рез-те нарушения особо значимых жизненных отношений чел-а, прояв-ся в специф. клин. феноменах при отсутствии психотит. явл-ий.

Этиологические факторы н-ов:

1.Биолог. природы: наслед-ть, конституция, тип ВНД

2.Психол. природы: преморбидные св-ва, псих. травмы детского возраста, психотравмир. ситуации и усл-ия их патогенности.

3.Социал. природы: родит. семья, особ-ти сексуального воспитания, семейное положение, образование, профессия, трудовая деят-ть.



Физиолог. мех-мы неврозов: По Павлову: Н. – хроническое, длит. нарушение ВНД, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действованием неадекватных по силе и длит-ти внешних разд-лей. Общепсих. факторы личности невротика: нереш-ть, скл-ть к рефлексии, поиск одобрения, стремление к нормативности, низкая самооценка, неудовлет. собой, собст. малоценностью, противоречие Я-реал. и Я-идеал., эмоц. неблагополучие, несколько конфликтных ситуаций.

Общеневротическая симптоматика:

1.Астения – состояние нерв.-псих. слабости, повыш. утомляемость.

2.Нарушение сна – наруш. засыпания, сон поверх-ый, кошмары.

3.Головная боль – тупая, пост., сжимающего хар-ра.

4.Боли в сердце – р-ция сильнее истинной боли

5.Снижение работоспособности

6.Лабильность эмоций, нетерпение

7. Вегетативные нарушения: лабильность Ps, АД, наклонность к гипо- или гипертонии, холодная влажная ладонь, дисфункция кишечно-желуд. тракта.

Формы неврозов:

1. Неврастения – «слабость нервов» - раздра-ть и ↑ возбудимость. Носит хар-р постоянного чув-ва усталости, психофизическое единство, когда трудно отделить психическую усталость от физической. Больной словно после тяжелой работы. Мышечные боли вегетативного хар-ра. Отсутствие концентрации внимания, ослаблена память, чув-во рассеяности, отсутствие интереса к окруж-му, всё удручает, не понимает читаемого. Усталость сразу после пробуждения. Личностные тенденции: патогенность в неумении правильно соотнести свою активность во внутр. и внеш. среде выполняемой задачи и поставленной цели. Снижение волевых кач-в. Физиолог. основы: у людей со слабым или сильным неур-ым типом н.с. и повышенным тормозным типом. Средне в отношении сиг. системы. Тип конфликта: «не имею достаточно сил, но хочу» - притязания выше возможностей.

2.Истерический невроз – общеневрот. картина + след. рас-ва:

- в двигат. сфере(при сохранение опорно-двиг. аппарата) парезы, параличи, гиперкинезы, писчий спазм

- нарушение речи: афония, астазия, абазия

- сенсорные нарушения – нечув-ть, пониж-ая или повыш. чув-ть, не соот-ет з-нам иннервации, истерическая слепота, глухота.

-вегетативные нарушения: чувство сжимания горла, кишечная непроходимость, вздутие живота. истер. рвота, анорексия

Псих. нарушения: психогенная амнезия, повышенная внушаемость, эгоизм, самолюбие, обидчивость, ранимость, конфликтность. Физиол. основы: слабый тип н.с., преобл. 1 сиг. системы.

3. Невроз навязчивых состояний:- навяз-ые мысли, действия, страхи.



Хар-но: робость, неувер-ть, низкая самооценка→ гиперопека. Выбор в значимой ситуации затруднен, т.к. противоречия м/у долгом и желанием, морал. принципами и привязанностями; они раздирают личность. Физиол. основы: патол-ая инертность нервных процессов, преобладание 2 сиг. системы.
15.Понятие психогении и ее значение для медицины.
ПСИХОГЕНИИ (от греч psy che — душа и gemao — порождаю)-расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. П. возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении П. существенную роль играет определенная готовность к “психическому срыву”, развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт. В клинике психических болезней П. разделяются на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные или реактивные психозы) и неврозы. К П. относятся ятрогении — психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением врача с больным.

16.Понятие об акцентуации характера и основные типы психопатий

Акцентуация х. - крайние вар-ты нормы, при кот-ых отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опред. ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Степени А.: скрытая и явная. Отличие от психопатий: (Личко)

1. А. проявляется не всегда и не везде, лишь тогда, когда трудные жизн. ситуации предъявляют повыш. требования к месту наим. сопротивления в хар-ре данной л-ти.

2.А. не препятствует удовлет-ой соц-ой адаптации л-ти. или нарушение носит временный хар-р.

3. в опред. жизненной ситуации А. могут способствовать адаптации.



Психопатия .Патологическое развитие личности проявляется в патол. чертах хар-ра, неур-ти, дисгармонии л-ти. Психопатия длит-ное, стойкое патол. состояние, всю жизнь. Виды:

1. Возбудимые психопаты характеризуются вспыльчивостью, эмоциональной возбудимостью, эксплозивностью. Неуживчивы, конфликтны им свойственны настойчивость, эгоизм. Для них характерно искание «предвзято понимаемой справедливости»; отсюда стремление к тяжбам, сутяжничеству.

2. Тормозимые психопаты. Психопаты астенического круга. Находятся в состоянии психической слабости со склонностью к пассивно-тормозным реакциям. Заниженная самооценка, уязвимы, тонко реагируют на малейшие изменения в поведении окр., болез-но воспринимают нетактичность. Плохо переносят шум, яркий свет. Неуютно чувствуют себя в новой обстановке, замкнуты. К продуктивной деят-ти способны только в привычной обстановке. Педантич­ны. Легко склоняются к мысли, что о них плохо думают. Склонны к навязчивым страхам. Раздраж-ны, но их раздражение не стойко. Потом раскаиваются в своих вспышках раздр-ия. Почти всегда пребывают в состоянии эмоц. напряж. и пониж.настроения. Склонны к нервному истощению.

3.Психастеники. Имеют много общего с астениками. Впечатлительны, застенчивы, робки, заниженная самооценка, наклонны к сомнениям и болезненным мудрствованиям. Беспрерывно заняты бесполезной умственной работой – умственной жвачкой. Редко бывают довольны собой. Тревожно мнительны. С трудом делают какой-либо выбор. Находятся в постоянном эмоциональном напряжении.



4. Истерические психопаты. Главная роль – эмоции. Яркие, бурные, неустойчивые. Такие психопаты ведут себя демонст., манерно. Характерная черта – эгоцентризм, постоянное желание быть в центре внимания. Все действия совершаются из расчета на внешний эффект. Склонны к яркой фантазии, чтобы привлечь внимание, лживы. Нет чувства стыда за ложь. Если человек не дарит истерическому психопату внимание и обожание, то последний становится злобным и мстительным.

5.Эпилептоидные психопаты. эмоциональная вязкость, напряж-ть эмоции, склонность к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории (злобно-агрессивное состояние). Кроме того, склонны к угодливости и слащавости. Агрессивность сопряжена со злопамятностью, вспыльчивостью, упрямством. В стационаре – одни из самых опасных пациентов.

6.Паранойяльные психопаты. Склонны к образ-ю сверхценных идей, например, идеи изобретательства, ипохондричес­кие идеи. Это сутяги, патологические ревнивцы. Хар-ны: эгоцентризм, завышенная самооценка, подозритель­ность, узость интересов, односторонность мышл., упрямство и настойчивость. Угрюмы, злопамятны, грубы, бестактны. Все это является результатом малой пластичности психики. Отсюда же застревание на одних и тех же мыслях.

7.Неустойчивые психопаты. Отсутствуют пост. интересы, привязанности; лишены иниц-ти, самост-ти. Всегда под чьим-то влиянием. Неуст. А.

8. Шизоидные личности Малообщительны, замкнуты. Малая эмоц-ть. К эмпатии неспособны. Одиночеством не тяготятся. Деят-ть м.б. продуктивной. Слабо развита интуиция, пережив-я на себя.
17.Понятие личности и ее значение для медицины
Наверно, это примерно то же самое, что и 13.
18.Патогенетическая концепция невроза В.Н. Мясищева.

Л-ть Мясищев понимал как систему отношений. Отношения представляют собой сознательную, основ-ую на опыте избир-ую ψ-ую связь чел-а с разл-ми сторонами жизни. Она выражается в его действиях, р-циях, переживаниях. Отношения хар-ют степень интереса, силу эмоций, желание и потребности и поэтому отношения выступают в качестве движущей силы л-ти. 3 момента:


  1. Хар-р отношений л-ти с внешними условияи

  2. особ-ти л-ти и хар-ра

  3. нейрофизиолог. особ-ти чел-а, тип ВНД.

Если в значимой для личности системе отношений возникает поломка, то это путь к возникновению невроза. Само противоречие невроза не создает, невроз возникает при непродуктивном решении поломки отношений (конфликта). Само разрешение конфликта производно от л-ти. Неврозы, в основном, у людей со слабым типом н.с.

19.Групповая патогенетическая терапия
20.Психологие основы реабилитации больных. Принципы реабилитации.

Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.

Принципы:

1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.

2.принцип партнерства. Апелляция к личности.

3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.

Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.

4.принцип ступенчатости


Этапы реабилитации.

1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.

2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.

3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой. Ведущими являются

21. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья; это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена адресована здоровому человеку.

Виды:


-возрастная

-профессиональная

-Психогигиена семьи

-Психогигиена труда

-Психогигиена быта

Психопрофилактика адресована больному человеку, включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний:

-первичная – возникновение болезни и ее причины

-вторичная – лечение

-третичная – реабилитация



22.Психологические проблемы алкоголизма и наркомании.
23.Проблема взаимоотношения врача и больного
24.Медико-психологические аспекты формирования здорового образа жизни
25.Расстройства сознания. В ψ сознание рассм-ся как высшая, связанная с речью, функция мозга, отражающая дейст-ть и регулирующая деят-ть чел-а.Рубинштейн: сознание – это процессы осознания субъектом объективной реальности. О сознании с клинической точки зрения сказал Снежневский: понятие сознания заключается в том, что при всяком психическом заболевании нарушается высшая форма отражения мира.

Свойства сознания: 1. Динам. хар-ки психики в состоянии бодрствования. 2.Способ-ть правильно ориентир-ся в пр-ве, месте и конкр. сит.3.Умение управлять своими обычными автоматизмами в сенсомоторной и мыслительной областях.4. Наличие привыч. навыков к логически прав. осмыслению и осознанию окр. среды. 5.Постоянная готовность отдавать себе отчет в мыслях, деятельности, отношению к миру и людям. 6.Умение регул-ть эмоции и чувства. 7.Ориентировка в своей личности.

Расстройства соз.: 1. сумеречные рас-ва: дезориентировка в окружающем; наплыв устрашающих зрит. гал-ций; аффект злобы, страха. Сумеречное расстройство сознания без изменения эмоц-го фона наз-ся амбулаторным автоматизмом или сомнамбулизмом. Просоночное состояние. Только что проснувшийся человек несколько секунд может не осознавать, где он находится, кто он такой. 2.Помраченность сознания:

Отрешенность от мира. Дезориентировка во времени, месте. Бессвязность мышления. Воспоминания о периоде помрачения отрывочны или вообще отсутствуют. 3. Оглушенность. ↑ порога возбудимости. Слабые стимулы не воспринимаются. Б. малоподвижны, растерянны, безучастны к окружающему, суждения замедлены. Эмоции однообразны. Не набл-ся ни бреда, ни галлюцинаций. М. нарастать и привести к сопору или усиливаясь к коме – глубокое рас-во с., когда Б. не реагирует на внешние возд-ия. 3. Делирий - рас-во С., к-ое хар-ся наплывом ярких чувст-ых галлюцинаторных видений. Стадии: 1. ↑ настроение, 2. иллюзорные рас-ва, 3. галлюц-ые переживания. Заканчивается глубоким сном. 4. Онейроид – состояние, в к-ом имеется сочетание отрывочного окр. отражения и обильных, ярких предст-ий. Б. наблюдатель, а при 3) в центре переживания.



26.Типы неправильного воспитания в семье и из влияние на формирование личности

Гиперопека. Властные родители подавляют инициативу ребенка. Воспитание основывается на принципе: «Я лучше знаю, чего ты хочешь». У ребенка формируется робость, нерешительность, застенчивость, низкая самооценка; в какой-то степени безынициативность, боязливость, тревожность.

Вседозволенность. Преувеличение успехов ребенка, чрезмер­ное подчеркивание его достоинств. «Ты самый лучший». Потакание. Это приводит к формированию эгоизма, эгоцентризма.

Эмоциональное отвержение. В этом случае формируется комплекс неполноценности, который базируется на повышении чувствительности и неустойчивости эмоциональных реакций. У таких детей бывают ночные страхи, энурез. Повышенная чувствительность, раздражительность, ипохондричность. Ослабление социального контакта.

Жестокое воспитание. Физические наказания, лишение ребенка необходимого. Игнорирование ребенка. Это приводит к лживости, трусости ребенка. Перед сильными людьми робеют, а со слабыми ведут себя жестоко. Не откликаются на ласку и доброту.

Противоречивое воспитание. Один родитель запрещает действие, другой это же действие допускает. Не формируется целеустремленность, что хорошо и что плохо.

Гипоопека. Безнадзорность. У ребенка не формируются нормы социального поведения.

Повышенная моральная активность. Формируется при повышенных требованиях к ребенку и невысоком внимании к нему. Это приводит к развитию тревожно-мнительного поведения, в результате чего формируются психастенические черты характера.

Культ болезни. Формируется тревожность, ипохондрия

27.Психологическая коррекция в клинике, ее основные задачи, направления и этапы

1Изучение особенности личности больного человека при разных нервно-психических и соматических заболеваниях;

2Разработка псих-их основ психотерапии для лечения душевнобольных;

-разработка патогенетических личностноориетированной психотерапии для различных заболеваний;

-разработка других видов психотерапии.

3Разработка психологических основ реабилитации больных.

Психологическая реабилитация – системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного, путем различных мероприятий – медицинских, психологических, социальных, педагогических и других. Эти мероприятия направлены на предупреждение развития патологических процессов и ранее возвращение в общество и к труду.

4.Психогигиена и психопрофилактика:

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья; это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена адресована здоровому человеку.

Виды: возрастная, профессиональная, Психогигиена семьи, пг труда, пг быта.

Психопрофилактика адресована больному человеку, включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний:

- первичная – возникновение болезни и ее причины



  • вторичная – лечение

  • третичная – реабилитация

5.Помощь людям, находящимся в кризисной ситуации – травмирующие условия, когда личность доведена до отчаянного состояния и не может найти выхода и на грани суицида: конфликты, внутриличностные, насилие

28.Предмет и задачи медико-психологической экспертизы, основные направления

1.  Трудовая экспертиза (или медико-социальноя экспертиза). Установление трудоспособности больных и инвалидов.

2.  Судебно-психологическая экспертиза.

    Применяется, когда неясны мотивы преступления.

    Объективация уровня психических способностей, особенностей в норме и патологии.

    Соответствие умственного возраста физическому.

3.  Военно-психологическая экспертиза. Выявляет:

    Особенности психической деятельности в связи с современной военной техникой.

    Неуставные отношения.

    Установление риска заболеть психическими заболевания



29.Проблемы психической нормы и патологии

Эта проблема имеет 2 аспекта: проблема развития психики, проблемы личности. В уставе ВОЗ дается точное определение здоровья -это отсутствие болезни, физических дефектов, а так же полное физическое, психическое и социальное благополучие. Понятие здоровья включает :

1.Структурную и функциональную сохранность систем и органов человека.

2.Инд-ую приспособленность к физической и общественной среде.

3.Сохранность привычного самочувствия.

Болезнь – жизнь, нарушенная в своем течении, повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Характеризуется общим или частичным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного. Всякое заболевание приводит к одному из 3 возможных исходов: полное выздоровление, остаточные явления, летальный исход.

Патол-е психические состояния обусловлены этиологией и патогенезом, имеют патологическое течение, но, в отличие от болезней, не имеют вышеописанных исходов. Относят психическое недоразвитие, психическую дисгармонию (психопатию).

Психическая норма предполагает адекватное отражение окружающего мира и адекватное поведение индивида в социальной среде.

Критерии психической нормы. 1. Детерм-ть псих-их явл-ий, их необ-ть и упоряд-ть. 2. Зрелость чувств.3.Пост-во местообитания. 4.Max приближены субъективные образы, отражаемым субъектам дейст-ти.5.     Гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней.6.Соотв-е р-ций как физич. так и психич. силе и частоте внеш. раздр-ей.7.Умение уживаться с иными лицами, самим собой, гармония взаимоот-й. 8.Критич. подход к обс-ам жизни.9.    Способ-ть к самокоррекции поведения в соот. с нормами, типич. для разл. ситуаций. 10.  Адекв-ть р-ций на соц. среду. 11. Чув-во ответ-ти за потомство и близких членов семьи. 12. Чув-во пост-ва и идентичности переживаний в однотипных обст-ах. 13. Способ-ть изменять поведение в соответствии с жизненной ситуацией.14.  Способность планировать и осуществлять планы относительно своей жизни (целеустремленность).

Критерии патологического состояния

(По Велокольскому).

1.    Неадекватность, которая проявляется в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом.

2.    Некритичность, которая может быть снижена или отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам и психофизическому состоянию, поведению или деятельности. По мере развития заболевания критика снижается.

3.    Непродуктивность деятельности человека.
30.Нарушения психического развития у детей см. 8.

31.Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни.

Внутренняя картина болезни – отношение и осознание болезни, неадекватна пониманию субъективных жалоб. Этот термин в России был Р. Лурия. Он выделял уровни: 1) сенситивный – совокупность ощущений, являющиеся следствием болезни. 2)интеллектуальный – надстройка над ощущениями, психическая реакция на болезнь, размышления больного о физическом состоянии.

(по Вассерману). Компоненты: 1) когнитивный, 2) эмоциональный, 3) поведенческий.

На формирование отношения к болезни влияют:

1.      Преморбидные особенности

2.      Природа заболевания

3.      Социально-психологические факторы.

Тип отношения к болезни определяет особенности социальной адаптации.

Типы отношения к болезни.

1. гармонический – трезвая оценка состояния; 2 эгопатический (Эргонотический) – пренебрежение болезнью, желание сохранить работоспособность; 3.Анозогностический – активное отбрасывание мыслей о болезни. 4. Тревожный – беспрерывное беспокойство о здоровье. 5. Ипохонрический. 6. Невростенический – нетерпеливость, раздражительность, потом раскаяние. 7. Меланхолический – неверие в выздоровление. 8. Апатический – безразличие к судьбе.

9.Сенситивный – боязнь стать обузой для близких.

10.Эгоцентрический – уход в болезнь, требование к себе особого внимания. К адаптации склоны 1,2,3; социальная адапатция сущ-но не меняется и не нарушается. При остальных пдезадаптация и треб-ся псих-ие и врачебные усилия


32.Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищев.

Личностно ориентирована, реконструктивная психотерапия создана как альтернатива психоанализу.

1.max глубокое, всестороннее изучение больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формировании и функционирования его системы отношений; диагностика личности пациента.

2.выявл. и изуч. этиопатогенетич. мех-ов (способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния и симптоматики).

3. в процессе психотерапии у больного возникает осознание и понимание причинно-следственной связи между системой отношений больного и его заболеванием. Больной должен уловить условия взаимосвязи истории жизни, отношений с неадекватными реакциями на сложившуюся ситуацию и проявление болезни, которую он осознавал очень болезненно. Больным часто становится хуже. (Психоанализ на этом основан).

4. изменение нарушенной системы отношений больного. Нельзя изменить ситуацию, но можно изменить отношение к ней. Значимую ситуацию перевести в нейтральную. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Работа с личностью, а не с поведением. Посредством этого вскрывается патогенез, что ведет к осознанию больным его проблемы.

В процессе психотерапии возникают изменения личности:

1.  приобретается состояние внутренней гармонии, больной больше открывается опыту.

2.      восприятие становится более реалистичным.

3.больной приобретает способ-ть решать свои проб. самост-но.

4. повышается самооценка.

5. увеличивается согласие между Я реальным и Я идеальным.



6.улучшается психологическое функционирование