Значение времени в концепции живописца №1(название) Работая над темой «Значение времени в концепции живописца» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона в пространстве, во времени и по кругу лиц. Система уголовного... 1 44.72kb.
«Проект Концепции семейной политики Санкт-Петербурга 2012-2022: продолжение... 1 56.51kb.
Докладе Ф. Тернера «Значение границы для американской истории» 1 70.7kb.
Учебное пособие «Переход от средневековья к новому времени: теории... 5 1410.22kb.
Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции... 1 146.77kb.
23. Обоснование концепции бд (причины, вызвавшие переход к концепции бд) 1 373.39kb.
Концепции времени в лирических циклах р. М. Рильке и б. Пастернака... 2 383.78kb.
Отображения времени при возвращении близнеца 1 69.97kb.
Десять советов студентам для успешной работы над задачами 5 1168.05kb.
Задача №3 а Решить задачу Штурма-Лиувилля с краевыми условиями, указанными в 1 98.81kb.
Терминология, структура, значение позитивной «Я концепции». 1 57.45kb.
Козельцева М. В. учитель мхк гоу сош №958 свао г. Москвы 1 128.72kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Значение времени в концепции живописца №1(название) Работая над темой «Значение времени - страница №1/1



Значение времени в концепции живописца

1(название)

Работая над темой «Значение времени в концепции живописца» я выявила взаимосвязь между представлениями о времени в философии и живописи.

2 (проблема)

Я поэтапно проследила эволюцию представлений о времени, их усложнение и углубление. Категория времени становится своего рода ключом, помогающим понять своеобразие художественных средств той или иной эпохи. Изменяющиеся художественные образы (Древний Египет, античная Греция, средние века, Ренессанс XVII, XVIII, XIX, частично ХХ век западноевропейского искусства) дали возможность реально увидеть как напряженно человеческая мысль познает окружающий мир.

3 (объект)

Подобранный материал позволил мне овладеть некоторыми методами анализа произведений живописи, позволил взглянуть на живопись как на высокоинтеллектуальное искусство, как на философию в красках.

4 (Гипотеза)

Сочетание философии и живописи не пугало, а помогло осознать, что всему начало – идея, которая находит себе самое разное воплощение.

5 (Цель)

Можно ли говорить о категории времени применительно к произведениям скульптуры, живописи, ведь образы живописи и скульптуры не меняются и не развиваются во времени, подобно музыкальной мелодии или ритму танца. Дыхание времени, его ощущение, исходящее от картин, придает подлинную жизнь образом живописи, графики, хотя в действительности они неподвижны.

6 (Египет, Пахота)

Египетская живопись и рельеф ещё не знают единства места и единства действия. Изобразить фигуру на плоскости, а именно эта задача стояла перед египетскими художниками, было весьма не просто.

В данной фреске работа крестьян изображена очень интересно: в одном ряду сев, в другом жатва. Т.е. можно сказать, что поток времени египетский художник мыслит в виде разрозненных этапов действия .№7 (Египет, Атон)

8 (Мирон. Дискобол)

Начало классической эпохе в Древней Греции было положено в работах скульптора Мирона, работавшего в середине пятого века в Афинах. Его бронзовый Дискобол, в котором мастер сумел передать стремительность движения прекрасного юноши в момент между замахом и броском диска. Таким образом, для классического искусства античности характерен принцип единства действия. №9(Лаокоон)

10,11 (Апостол Павел, «Нимфы»)

Новый этап в развитии понятия времени развёртывается в средневековом мировоззрении. Античный принцип единства действия оказывается утерянным. Ему на смену приходит новое понимание времени как эмоционального потока, в котором происходит развитие образа, т. е. фактически время понимается как жизнь души, которая переживает одно событие за другим, устремляясь к совершенству. Используется принцип рассказа, т.е на одной и той же плоскости изображается не одно, а несколько событий или действий.



Фактически средневековый мастер изображает не один момент события, а последовательность его развития во времени.

12 (готика)

В готической архитектуре господствует та же идея становления во времени, которая выражается в устремлении ввысь. Так же готическая статуя, все тело которой насыщено неудержимым стремлением вверх, словно отрывающим статую от земли.

13 (Мадонна, чета Арнольфини)

Художники Ренессанса изобрели целый ряд приемов, не знакомых средневековому искусству. Стали использовать прямую перспективу, а от сюда следует: 1) единство масштаба, чуждое готике; 2) созвучие пропорций; 3) завоевание глубины пространства.



Принцип единого места действия - Это когда на картине воплощалось только одно событие, происходившее в одном пространстве.

14(Тайная вечеря , Леонардо)

Самое страстное, драматическое произведение Леонардо да Винчи – фреска «Тайная вечеря», выполненная в 1495-1497гг. для монастыря Санта Мария дела Грацие в Милане.

Фреска дошла до на с в сильно повреждённом виде. Отчасти повинен в этом и сам художник, экспериментировавший с материалами во время работы.

Фреску «Тайная вечеря» можно считать классическим образцом произведения, в котором соединяется единство места и единство действия: 1) воплощено только одно событие; 2) событие происходит в одном пространстве. Художник сумел разрешить сложнейшую задачу: показать 12 эмоциональных откликов на слова Иисуса: «Один из вас предаст меня». Он суммирует отдельные изолированные действия апостолов, их индивидуальные движения, вызванные единой причиной – словами Христа, и как бы останавливает время.

Можно сказать, что для художников Высокого Ренессанса движение есть не что иное, как смена неподвижных положений. На картинах изображены не столько сами движения, сколько выхваченные из потока времени остановки, перерывы между движениями.

15 (время)

Время привыкли мыслить движущимся в одном направлении, т. е. как прямую линию, на которую нанизываются события. Но мы можем одновременно говорить об одном, думать о другом, способны одновременно воспринимать зрительные, слуховые впечатления. Таким образом, получается, что у времени есть не только протяженность, которую можно представить в виде линии, протянувшейся из прошлого в будущее, но у времени есть и объем. Именно это понимание многомерности времени отличает искусство барокко от искусства Ренессанса.

16(Веласкес, Пряхи)

Сложной по композиции картиной являются «Пряхи» (1657) Веласкиса. На ней шпалерная мастерская, куда заглянули придворные дамы, чтобы посмотреть на готовый гобелен. Пряхи предстают на переднем, неожиданно и необычно затенённом плане. Весь второй, дальний план залит солнцем, в свете которого наряды придворных дам сливаются с изображением мифологической сцены, вытканной на висячем ковре-картине.

В картине «Пряхи» мы видим одновременность разного, многомерность: темнота и свет, и это не только оптический, но и социальный контраст изображённого явления.

17 (Рембрандт «Ночной дозор»)



Понимание времени момента действия в картине Рембрандта «Ночной дозор» невероятно многостороннее, многомернее. Рембрандт представил зрителю одновременно и многообразие характеров в портрете, и невидимую, но ощущаемую причину их возбуждённой реакции - предстоящий военный поход.

Чрезвычайно утонченный анализ нюансов времени можно найти в философии и искусстве начала XVIII века. Мы сравним некоторые идеи философии Лейбница, одного из самых острых мыслителей позднего барокко, с особенностями творческой манеры Ватто, тончайшего мастера эмоциональных и красочных оттенков.

18 (Лейбниц)

Теорию бессознательных представлений Лейбниц, иллюстрирует на примере морского прибоя: шум моря возникает от отдалённых ударов волн, ничтожных для слуха, хотя мы и воспринимаем их, но не осознаём в виде отдельных, отчётливых представлений. Точно так же и в нашей душевной жизни существует много неясных, скрытых представлений, которые Лейбниц

называет «малыми представлениями».

19(Ватто)

Эта идея Лейбница оказывается воплощённой в картинах Ватто.

Художник не любит ни чистого профиля, ни прямого фаса. Во всех картинах художника головы изображены в неощутимых полуповоротах, чуть уловимых, «уходящих» профилях, в тех тончайших нюансах немного снизу, немного сверху или сбоку, которые в обычной жизни ускользают от сознания даже очень острого наблюдателя.

20 (Кант)

Новый перелом в понимании времени совершается в начале XIX века, по-новому понимается оно в философии. Кант, например, считал, что время – это категория созерцания, а не рассудка, и связана она только с миром явлений

Первые симптомы нового понимания времени можно наблюдать у Теодора Жерико (1791-1824). Художник отказался от канонов классицизма. Он ищет вдохновение в образах окружающего мира. Самая значительная из его картин «Плот Медузы».

21(Жерико, Медуза, Офицер)

Картина целиком проникнута чувством острого ожидания спасательного брига и стремления человека его ускорить, соответственно ускоряется и темп восприятия зрителя. Так же время – ожидание показано и в картине «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

Одним из самых ярких представителей импрессионистов 19 век стал Огюст Ренуар. Его особенно привлекали образы женщин и детей.

22 (Ренуар, Девушка на гитаре)

В картине «Девушка, играющая на гитаре» она сыграла уже не один аккорд и сейчас будет следующий. События, собственно, никакого нет. Мимолётность, мгновение. Ренуару удалось его ухватить и заставить зрителя пережить эту мимолётность.

Другой путь, ведущий к длительному переживанию времени, был избран русской живописью.

23 ( Иванов, «Явление Христа народу»)

Александр Иванов не случайно показывает приближение Мессии издали: оно наполнено напряжённым чувством ожидания и страха, предчувствием и отчаянием. Это не место действия, а время переживания.

24 ( Суриков, Репин)

И Суриков и Репин в своих работах избирают– путь длительного переживания времени, но картина «Утро стрелецкой казни» позволяет зрителю ощутить широкую волну социального времени, а картина «Иван Грозный», позволяет нам прикоснуться к остроиндивидуальному переживанию времени.

25 (Ренуар, дети, архангел)

Культ времени наивысшего расцвета достигает на рубеже XIX-XX веков. Достаточно прислушаться к словам европейских философа Шпенглера, явно оценивающего время выше пространства.

Стремление к «антипространственному» методу ярко проявляется в движении Югендстиль (в России – модерн) и в концепции символистов.

26(Платон)

В основе эстетики символистов лежит учение Платона о двоемирии: мире видимом (реальном) и невидимом (идеальном).

27 (Ницше и Шопенгауэр)

Из западных философов XIX века на символистов оказали влияние Ницше и Шопенгауэр. Символисты обратились к внутреннему миру человека, рассматривая его как единственно верный путь познания.

28(Ф.Ходлер, «День»)

Картина «День» Фердинанда Ходлера воплощает главную ценность времени – его внутреннюю динамику. Лишая зрителя возможности получить пространственные впечатления, художник стремится создать целостность внутреннего переживания во времени.



29(титул)

В заключении хочу сказать, что проделанная работа помогла мне овладеть некоторыми методами анализа произведений живописи и их идейных основ. Позволила сформировать целостное представление об эволюции европейской живописи и ощутить художественную культуру как процесс, различные стадии которого наглядно представлены в произведениях искусства, созданных великими художниками прошлого.