Зарубежная литература XIX века. Реализм - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа Международной конференции 5 8 апреля 2011 «Зарубежная литература... 1 264.66kb.
Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX... 1 27.49kb.
Урок в 8 «А» классе по теме: «Культура XIX века в странах Европы» 1 15.29kb.
Литература для среднего возраста Русская классическая литература... 1 113.77kb.
Реферат Символика образа портрета в романе О. Уайльда «Портрет Дориана... 1 18.45kb.
Творчество Л. Н. Толстого 1 11.1kb.
Литература I четверть XIX века Периодизация:(1801-1825) «Начало века»... 1 212.18kb.
Грибоедов а с. Система персонажей в комедии а с. грибоедова «горе... 1 121.37kb.
С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII в в. М., 1988. 1 26.24kb.
Тематическое планирование курса литературы в 11 классе 4 часа в неделю... 1 199.49kb.
Зарубежная литература № Название Год издания 1 1 37.76kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 460.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Зарубежная литература XIX века. Реализм - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»


Кафедра всемирной литературы

Программа дисциплины
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. РЕАЛИЗМ

ШИФР ДПП Ф 12

Составитель:
профессор Н.М.ИЛЬЧЕНКО
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры всемирной литературы

протокол № 6 от 14 сентября 2012 года

Нижний Новгород

2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х. На формирование реалистической художественной системы оказали влияние как индустрилизация, так сочинения экономистов, историков и естествоиспытателей XVIII-XIX вв. Классический реализм (в отличие от просветительского реализма и романтизма) исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и динамику. Принцип построения материала – историко-хронологический, позволяющий сформировать у студентов представление о развитии литературы как закономерном процессе. Важнейшим принципом программы является рассмотрение литературного процесса в историко-культурном контексте. Реализация этого потребовала введения сведений из смежных областей (живопись, музыка, кинематограф). Студенты должны понять особенности формирования реалистической художественной системы в целом, специфику развития реализма в разных странах, представить своеобразие художественного мира самых значительных писателей данной эпохи.

Основные задачи курса «Зарубежная литература XIX века. Реализм» следующие:

- раскрыть своеобразие конкретно-исторических условий эпохи;

- показать наиболее важные общие закономерности развития зарубежных литератур;

- усвоить эстетику и динамику западноевропейского романтизма и романтизма США;

- выявить национальную специфику литературы различных стран в соотношении с живописью и музыкой;

- определить своеобразие художественного мастерства значительных писателей-романтиков данной эпохи;

- уметь представить эпоху-автора-произведение в единстве и через творчество и личность художника воссоздать неповторимый облик времени, определявшие проблематику, основные художественные идеи и др.

Существенное внимание уделяется русско-зарубежным литературным связям: особенностям восприятия русскими писателями, критиками, читателями основных явлений зарубежной литературы этого периода, творчества отдельных писателей, выявлению некоторых общих закономерностей в развитии литературы России и странах Западной Европы. Литературный процесс должен рассматриваться в широком культурном контексте эпохи.

На практических занятиях углубляются и совершенствуются навыки конкретно-исторического изучения закономерностей развития зарубежной литературы XIX века, а также навыков литературоведческого анализа отдельного художественного произведения.

Задания к каждой теме предусматривают разнообразные виды самостоятельной работы с художественным текстом и критической литературой: индивидуальные задания реферативного характера, составление аннотаций, рецензии на главы монографий, обзор литературы по частному вопросу, спецвопросы и др.
ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


  1. Классический реализм. Временные границы и периодизация. Исторические и культурные истоки явления. Концепция личности у реалистов.




  1. Особенности классического реализма во Франции. Творчество Ф.Стендаля.




  1. О.Бальзак как автор «Человеческой комедии». Поэтика бальзаковского романа.




  1. Французская реалистическая новелла. Мастерство П.Мериме-новеллиста.




  1. Художественный мир Ч.Диккенса. Романтическое и реалистическое в творчестве Ч.Диккенса.




  1. Творческий путь У.Теккерея. Ч.Диккенс и У.Теккерей: сходство и различие.




  1. Особенности развития реализма в английской литературе XIX века. Место Д.Остен в литературном процессе Англии, особенности художественной манеры. Смысл названия романа «Гордость и предубеждение».




  1. «Тайна семьи» П.Бронте. Жанровое своеобразие романа «Джен Эйр» Ш.Бронте. Проблематика и поэтика романа Э.Бронте «Грозовой перевал».




  1. Творчество Р.Браунинга в контексте английской поэзия 40-70-х годов XIX века. Братство прерафаэлитов, их место в английской культуре и литературе. Поэтические сборники Д.Г.Россети.




  1. Французская поэзия середины XIX века. Группа «Парнас». Место Ш.Бодлера в истории французской поэзии.




  1. Новые черты французского реализма 50-60-х годов XIX века. Эстетика Г.Флобера. Новый тип героя и новое истолкование темы утраченных иллюзий в романе «Мадам Бовари».




  1. Немецкая литература эпохи Реставрации. Бидермейер как переходное направление в немецкоязычной литературе. Повесть Ф.Грильпарцера «Бедный музыкант» и романтическая традиция.




  1. Особенности немецкой поэзии эпохи Реставрации. Основные этапы творчества Г.Гейне.




  1. Особенности американской литературы середины XIX века. Достижения в жанре романа и новеллы.


ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Французский реализм, его особенности. Своеобразие новеллистики Ф. Стендаля. Анализ новеллы Стендаля «Ванина Ванини».


2. Бальзак как автор «Человеческой комедии». Идейно-художественный анализ произведений Бальзака «Гобсек» и «Отец Горио».
3. Тема утраченных иллюзий в литературе XIX века. Особенности её воплощения в творчестве О. Бальзака и Ф. Стендаля.
4. Своеобразие новеллистики Проспера Мериме.
5. Художественный мир Чарльза Диккенса. «Жизнь Дэвида Коперфильда» -- роман автобиографического характера.
6. Роман У.Теккерея «Ярмарка тщеславия», жанровое своеобразие и образная система.
7. Теория «соответствий» Шарля Бодлера и её отражение в сборнике «Цветы зла».

П Р О Г Р А М М А
Реализм. Временные границы и периодизация развития реализма. Исторические и культурные истоки явления. Развитие науки как основа метода. Историческая школа во Франции. Экономисты в Англии. Связь с романтизмом и реализмом XVIII века. Изменение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Принципы отражения и типизации. Причинно-следственные связи явлений в реализме. Роман как основной жанр реализма. Реалистический хронотоп. Концепция личности у реалистов.
Реализм во Франции 1830-1840-х годов
Время появления. Политическая обстановка. Роль романтических исторических и психологических романов в формировании реалистического искусства Франции. Связи с романтизмом, изменение хронотопа по сравнению с романтизмом. Основные темы и писатели.

Ф.Стендаль. Этическая и эстетическая программа Стендаля («Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская», «Расин и Шекспир»). Условия формирования творческой личности. Политические воззрения писателя. Жанр новеллы-хроники в творчестве Стендаля:«Ванина Ванини»- концепция мира и человека связь с сюжетами и героями романов, романтические и реалистические черты в новелле. Итальянские хроники. «Красное и черное» как социально-психологический реалистический роман. Специфика художественного осмысления утраты личности в романе. «Пармская обитель» - современная Франция под маской Пармы; характер изображения Наполеона и войны; этические законы; причины неизбежности гибели главного героя. Стендаль и Россия.

Оноре де Бальзак. Условия формирования творческой личности. Философские, исторические, естественнонаучные и экономические основы эстетики Бальзака. «Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле» как фундамент творчества писателя. Философские этюды («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр») как социально-этическая, эстетическая и психологическая основа романов «Человеческой комедии». Реалистическое мастерство Бальзака в создании художественного образа современного мира в романе «Отец Горио». Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в романе «Утраченные иллюзии». Роль сквозных образов в романах Бальзака, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировосприятия автора. Бальзак в России.

Проспер Мериме. Условия формирования личности. Периодизация творчества. Идеи Предисловия к роману «Хроника времен Карла IX» и VIII главы романа. Концепция истории и нравственности в романе и ее отражение в композиции, системе образов и финале романа, реальные и вымышленные персонажи. Мистификации П.Мериме («Театр Клары Газюль», «Гюзла»). Новеллистика 30-40-х годов Типы новелл. Специфика экзотических новелл – герой и среда, нравственность («Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго»). Своеобразие психологических новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка») – хронотоп, система образов, композиция, способы создания характеров, лейтмотивы, символы. Мериме – мастер лейтмотива, композиции и введения неоднозначных ситуаций («Венера Илльская», «Локис»). Мериме и Пушкин , Мериме и русская литература.

Ж.П.Беранже. Своеобразие проблематики и поэтики, стиль, связь с народным творчеством. Беранже в России.
Английский реализм
Англия как первая классическая буржуазная страна. Понятие «Викторианская Англия». Напряженная идеологическая борьба. Защитники капиталистической цивилизации (Мальтус, Бентам, Маколей). Полемика писателей-реалистов с защитниками буржуазной Англии. Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Основной конфликт эпохи и его художественное воплощение в творчестве Диккенса, сестер Бронте, Э.Гаскел. Место действия произведений. Образ Лондона. Основной жанр – роман, его жанровая специфика. 1848 год как рубежный. Новые черты реалистического романа. Появление жанра «сенсационного» романа. Связь английского реалистического романа с просветительской традицией и романтической художественной системой. Живопись раннего Тёрнера и Констебля.

Джейн Остен в литературном процессе Англии, ее полемика с сентиментализмом, романтизмом, готикой. Остен как создатель «нового реализма», жанр нравоописательного психологического романа в творчестве. Своеобразие художественного мира. Смысл названия романа «Гордость и предубеждения». Три кинематографических версии романа, особенности режиссерской работы и актерского исполнения. Особенности художественной манеры: лаконизм и сдержанность, несобственно-прямая речь, различные средства психологической характеристики персонажей, специфика повествовательной техники, функция иронии и др.

Чарльз Диккенс как крупнейший писатель-урбанист и тонкий психолог. Представление о неразрывности связи всех людей как основа творчества. Периодизация творчества. Диккенс как создатель детской темы в мировой литературе. Романы 1830-40-х годов. «Оливер Твист» - тема преступления и преступников, концепция личности, нравственная проблематика, проблема воспитания. «Рождественская философия» и специфика ее воплощения в «Рождественской песне в прозе». «Домби и сын» как значительное явление первого этапа творчества: смысл названия, проблематика и композиция, своеобразие связей человека и предметного мира, лейтмотивы, символика, особенности анализа внутреннего мира личности, способы создания гиперболы, связь со сказкой. Творчество 1850-60-х годов: причины перехода юмора в сатиру. «Дэвид Копперфилд» - проблема формирования творческой личности, конфликт творческой личности и общества, изменение концепции личности. Соединение романа воспитания с романом о творческой личности. «Большие ожидания» как соединение жанра романа воспитания с жанром романа социально-психологического; проблематика и символика романа. Специфика решения темы утраченных иллюзий в английской литературе. Наличие тайн, предчувствий, совпадений, узнаваний, счастливых концовок как воплощение авторской концепции мира и человека. Диккенс в России.

Уильям Теккерей. Политические воззрения. Видение мира живописцем и литератором. Предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса» как отражение концепции искусства и истории. Концепция добра и зла. Своеобразие творческой манеры Ч.Диккенса и У.Теккерея: сходство и различие. Ранние романы и рассказы, «Книга снобов» как этапы формирования метода писателя. Роман «Ярмарка тщеславия» - хронотоп, проблематика, жанр, система образов, композиция, своеобразие объективности повествования, роль автора и Кукольника. Связь концепции истории и исторической личности в романе «История Генри Эсмонда» с концепцией В.Скотта. Теккерей в России.

Сестры Бронте. Тайна семьи Патрика Бронте. Черты социально-психологического и автобиографического типов романа в «Джен Эйр» Ш.Бронте. Романтическая традиция при создании образов Джен и Рочестера. Готические мотивы в романе. Роль пейзажа. Ш.Бронте как мастер реалистических бытовых зарисовок. Актуальные проблемы времени в романе. «Магический реализм» Э.Бронте. Мифологизация реального жизненного конфликта. Главные темы романа. Особенности композиции. Система персонажей. Переплетение реалистического и фантастического. Новое содержание традиционного викторианского романа с хронотопом дома. Особенности современных экранизаций романов сестер Бронте.

Джордж Элиот. Реализм и черты натурализма в творчестве. Теория романа Д.Элиот. Поэтика романа «Мельница на Флоссе».

«Сенсационный роман» в Англии, его особенности (У.Коллинз и М.Рид).



Английская поэзия 40-70-х годов. Статья Р.Браунинга «О поэте объективном и субъективном, о целях последнего, о Шелли, человеке и поэте» как программная. Три периода творчества Р.Браунинга, их особенности, проблематика и поэтика. «Прерафаэлитское братство»: имена, периодизация, эстетическая концепция. Картины У.Х.Ханта, Д.Э.Миллеса, Д.Г.Россети, особенности их восприятия и соотношение с поэтическими текстами. Участие в полемике Ч.Диккенса и Д.Рескина, особенности их позиции. Средневековье в оксфордском обществе прерафаэлитов. Поэтические сборники Д.Г.Россети, их особенности. Основные мотивы сонетов «Дома жизни» Россети.
Французская литература середины XIX века
Возникновение литературного термина «реализм». Полотна Г.Курбе. Новые черты реализма 50-60-х годов. Создание своей теории романа. Изменение политической ситуации. Вторая Империя.

Г.Флобер. Концепция искусства. Флобер и писатели-реалисты предшествующего периода. Черты нового реализма в романе «Мадам Бовари». Смысл названия романа. Особенности создания образа Эммы. Типы людей в романе. Серый цвет как преобладающий. Вне личное изображение. Новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. Флобер как «мученик слова». Роман «Саламбо»: флоберовская концепция истории. Тема любви, роль экзотики и «эстетики безобразного». Особенности манеры повествования: соблюдение принципа исторической точности, колорит времени, цветовая символика (красный, пурпурный как преобладающие), использование новых стилистических средств и др. «Простая душа» - иронический итог размышлений о человеке и его призвании. Флобер в России.

Ж. и Э.Гонкур. Эстетика братьев Гонкур. Роман «Жермини Ласерте»: проблематика и поэтика.

«Парнасцы»: их отношение к социальным событиям, принципы эстетики. Т.Готье об искусстве. Сборник «Эмали и камеи»: античность и Средневековье, особенности поэтики. Ш.Л.де Лиль – философия, поэтика, проблематика стихов. Сущность и истоки поэтики «безобразного».



Шарль Бодлер. Политические и эстетические воззрения. «Цветы зла» - смысл названия, композиция, тематика циклов, человек и мир. Необычность образной системы, двоемирие. «Теория соответствий» и ее отражение в сборнике «Цветы зла». Бодлер в России.
Немецкая литература середины XIX века
Хронологические рамки эпохи Реставрации. Два направления в зависимости от отношения к официально провозглашенным общественным ценностям. Бидермейер как жизненная философия. Основные категории литературы бидермейера. Бидермейер и романтическая традиция. Бидермейер и реализм. Региональная тематическая ориентация бидермейера. Творчество А. фон Дросте-Хюльсхофф и Э.Мерике. Повесть «Бедный музыкант» Ф.Грильпарцера и романтичекая музыкальная новелла. Предмартовская литература. Политическая ситуация в стране. «Молодая Германия» и ее роль в социальных битвах. Романтизм как непременная составляющая немецкого реализма. Причины преобладания поэзии и драмы в литературе данного периода. Эстетика Гегеля: этапы развития искусства, определение прекрасного, представление о творческом акте, предмет искусства, определение типического, отношение к романтизму и романтикам.

К.Гуцков. «Уриэль Акоста»: конфликт, романтическая напряженность в развитии сюжета и силе воспроизводимых страстей, исторические источники и прототипы. Тема сомнений в творчестве К.Гуцкова. «Уриэль Акоста» на русской сцене.

Г.Гейне. Периодизация творчества. Общественные и литературные связи. Художественные и идейные задачи «Книги песен», их реализация. Тема человека и природы, любви; ирония и способы ее создания. «Лирическое интермеццо» - темы и формы народной поэзии. «Возвращение на родину» - усложнение проблематики, изменение тональности, появление зарисовок быта, философских размышлений. Статьи 1830-х годов. Политические мотивы в лирике 1840-х годов. Поэма «Германия. Зимняя сказка». Двойственность в восприятии революции и религии. Стихи последних лет и «Романцеро» - ирония и жизнеутверждающие мотивы.

Г.Ф.Фрейлиграт как авторы революционной поэзии 40-х годов.
Американская литература в 1850-1860- годы.
Американский Ренессанс. Особенности позднего этапа романтизма в американской литературе. Изменение общественной ситуации в стране, проявление хищнической сущности цивилизации. Критическое отношение к окружающему, трагизм, пессимизм, отчужденность. Основные положения трансцендентализма в представлении поздних романтиков. Интерес к человеку индивидуальному. Сосредоточенность на внутренних противоречиях личности. Тяготение к иррациональному Изменение отношения к собственной истории. Повышенное внимание к эстетическим проблемам. Движение к реалистической поэтике.

Н.Готорн. Достижения в жанре романа и новеллы. Н.Готорн как основатель психологического направления в литературе Америки. Концепция истории в романе «Алая буква». Стилизация повествования под исторический документ. Особенности конфликта. Система персонажей. Глубина психологического анализа. Роль символов.

Г.Мелвилл представитель философского направления в американской литературе. Жанровое своеобразие романа «Моби Дик, или Белый кит». Соединение жанра путешествий с жанром психологического и аллегорического повествования. Соединение романтического и реалистического начал. Автобиографизм, публицистичность, социальные мотвы, научные факты, бытовые детали, шекспировские аллюзии, философские рассуждения, символы. Влияние творчества Мелвилла на американских писателей.

Аболиционистская тема в творчестве Г.Бичер-Стоу. Роман «Хижина дяди Тома» и его роль в борьбе против рабства.



У.Уитмен. Демократический пафос поэтического и публицистического творчества. История создания и композиция сборника «Листья травы». Эстетическое новаторство Уитмена: особенности поэтического стиля, переход к свободному стиху, связь с устным народным творчеством, с романтизмом. Трансцендентализм – философская основа творчества. Уитмен и мировая литература. Уитмен и Маяковский.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

XIX век (II часть)

(обязательные)
Остен Д. Гордость и предубеждение.

Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. Дэвид Копперфилд. Рождественская песнь в прозе. Домби и сын. Большие надежды.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Бронте Ш. Джен Эйр.

Бронте Э. Грозовой перевал.

Элиот Дж. Мельница на Флоссе.

Браунинг Р. Стихотворения (3-4 – по выбору).

Теннисон А. Поэмы (1-2 – по выбору).

Россети Д.Г. Стихотворения (2-3 – по выбору).

Коллинз У. Женщина в белом.

Беранже Ж.П. Стихотворения (5-6 – по выбору).

Стендаль Ф. Ванина Ванини. Красное и черное. Расин и Шекспир. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская».

Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии». Неведомый шедевр. Гобсек. Отец Горио. Утраченные иллюзии.

Мериме П. Маттео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Венера Илльская. Локис.

Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа.

Леконт де Лиль. Стихотворения (2-3 – по выбору).

Готье Т. Стихотворения (3-4 – по выбору)

Бодлер Ш. Цветы зла (9-10 стихотворений – см. 6 практическое занятие).

Грильпарцер Ф. Бедный музыкант.

Гейне Г. Стихотворения (9-10 – по выбору). Поэма «Германия. Зимняя сказка».

Фрейлиграт Г.Ф. Стихотворения (3-5 – по выбору).

Шторм Т. Тихий музыкант. Всадник на белом коне.

Готорн Н. Алая буква.

Уитмен У. Листья травы (9-10 стихотворений – см. 7 практическое занятие)

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.

Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит.

Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.
Дополнительные художественные тексты

Стендаль Ф. Пармская обитель. Итальянские хроники (2 – по выбору).

Бальзак О. Шагреневая кожа. Блеск и нищета куртизанок.

Мериме П. Хроника времен Карла IX.

Сю Э. Парижские тайны.

Гонкур де Э. и Ж. Жермени Ласерте.

Флобер Г. Саламбо. Иродиада.

Дюма-сын А. Дама с камелиями.

Диккенс Ч. Очерки Боза. Сверчок за очагом. Холодный дом.

Теккерей У. История Генри Эсмонда.

Коллинз У. Лунный камень.

Рид М. Всадник без головы.

Брет-Гарт Ф. Калифорнийские рассказы (2-3- по выбору).


СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. СПЕЦВОПРОСЫ


  1. Итальянский характер в представлении Ф.Стендаля и способы его раскрытия в «Итальянских хрониках».

  2. П.Мериме – мастер лейтмотива.

  3. Роль предметного мира в романе О.Бальзака «Отец Горио» и авторская позиция в его воспроизведении.

  4. Романтические черты в романе Ф.Стендаля «Красное и черное».

  5. Вотрен – Карлос Эррера. Роль постоянных героев О.Бальзака.

  6. Символика в романе Ч.Диккенса «Большие надежды» и ее роль в раскрытии идейного содержания .

  7. Рождественские повести Ч.Диккенса и жанр святочного рассказа в русской литературе.

  8. Специфика создания образа Эдит Домби. Эдит и Настасья Филипповна.

  9. Типы лейтмотивов в романе Ч.Диккеса «Домби и сын» и способы их создания.

  10. Ш.Бодлер и Э.А.По. Близость художественных миров.

  11. У.Уитмен и В.Маяковский.

  12. Художественный мир Э.Дикенсон.


Учебники и учебные пособия
История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов /А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева и др. - М., 2000..

История зарубежной литературы XIX века. Учебник /Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. – М., 2001.

История зарубежной литературы XIX века: Учебн для филол. спец. вузов /В.Н.Богословский и др. – М., 1991.

История зарубежной литературы XIX века. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.»: В 2 ч./Н.П.Михалская и др. – М., 1991. – Ч.2.

История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие /Н.А.Соловьева, В.И.Грешных и др. - М., 2007.

История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария: Учебн. для вузов /А.В.Белобратов, А.Г.Березина и др. – М., 2003.

Пронин В.А. История немецкой литературы. Учебное пособие. – М., 2007.

История западноевропейской литературы. XIX век. Англия: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учебн. завед. /Л.В.Сидорченко, И.И.Бурова и др. – СПб, 2004.

История западноевропейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия: Учебн. для вузов /Т.В.Соколова и др. – М., 2003.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х т.т. - М., 1997.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1998.

Храповицкая Г.Н. Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.)? Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М., 2005.

Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия, Германия, Норвегия, США). Практикум. – М., 2006.

Зарубежная литература XIX века. Практикум. – М., 2002.

История всемирной литературы. - М., 1989. – Т.6.

История немецкой литературы. - М.. 1968. – Т.4.

История литературы США. - М., 2000. – Т.3.
Рекомендуемая литература
Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи конца XVIII-нач.XIX вв. - Л., 1982.

Анализ художественного произведения мировой литературы в школе и вузе. Выпуски I-XVI. - Нижний Новгород, 1991- 2008.

Андрие Р. Стендал, или бал-маскарад. – М., 1985.

Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. - М., 1996.

Бибиков В. Три портрета. Стендаль. Флобер. Бодлер. – СПб, 1890.

Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. - Саратов, 1984.

Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. – М., 1972.

Дейч А.Н. Поэтический мир Г.Гейне. – М., 1963.

Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871 /Под ред. Ю.Д.Колпинского и др. – М., 1975.

Европейская поэзия XIX века. - М., 1977.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. - Ростов-на-Дону, 1982.

Засурский Я.Н. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1955.

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший». Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. - М.. 1990.

Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. – М., 1966.

Историческая поэтика. - М., 1994.

Карельский А.В. От героя к человеку. - М., 1992.

Катарский И.М. Диккенс в России. Середина XIX века. – М., 1966.

Лугайс А.Л. Проблемы реализма и натурализма в творчестве Джордж Элиот (Ранний период. 1851-1861). – Таллин, 1987.

Луков В.А. Проспер Мериме. - М., 1983.

Мастера мировой живописи XIX – XX веков /Под ред. Е.Д.Федотовой. – М., 2002.

Михайлова И.Н., Петраш Е.Г. Искусство и литература Франции с дрквних времен до XX века. – М., 2005.

Михальская Н.П. Образ России в английской литературе XII-XIX вв. - М., 1996.

Михальская Н.П. Ч.Диккенс. - М., 1987.

Мюллер-Кочеткова Т.В. Стендаль. - Рига, 1989.

Нольман М.Л. Щарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. – М., 1979.

Обломиевский Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М., 1957.

Обломиевский Д.Д.Французский символизм. – М., 1973.

От романтизма к реализму: Сб. статей. - М., 1978.

Потанина Н.Л. Игровое начало в художественном мире Ч.Диккенса. - М., 1998.

Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. Из истории зарубежной литературы 1830-1870- х годов. Западноевропейский реализм после 1848 года. – Пермь, 1996.

Пронин В. «Стихи достойные запрета…»Судьба поэмы Г.Гене «Германия. Зимняя сказка. – М., 1986.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века.- М., 1969.

Реизов Б.Г. Из истории западноевропейских литератур. - Л., 1973.

Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество.- М., 1978.

Соколова Н.И. Творчество Данте Габриэля Россетт в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии. – М., 1995.

Стадников Г.В. Литературная критика в системе Генриха Гейне. – Л., 1986.

Тайна Ч.Диккенса: Библиографические разыскания. - М., 1990.

Тимашева О.В. Стендаль. - М., 1983.

Форстер М. Записки викторианского джентльмена. – М., 1985.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. - М., 1987.

Чичерин А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». - М., 1982.

Чуковский К.И. Мой Уитмен. – М., 1969.

Швинглхурст Э. Прерафаэлиты. – М., 1995.

Уилсон Э. Мир Ч.Диккенса.- М., 1975.

Урнов М.В. Вехи творчества. Традиции в английской литературе. - М., 1986.

Шайтанов И.О. Вначале была пародия//Теккерей У. Ярмарка тщеславия. - М., 1986.



Аттестационные педагогические измерительные

материалы по дисциплине

«История зарубежной литературы:

Зарубежная литература XIX века. Романтизм»,

ГОС 2000, специальность 032900 – «Русская литература»,

Дисциплины предметной подготовки.

Цель: проверить «остаточные знания» студентов 3 курса очной формы обучения по дисциплине «Зарубежная литература Х1Х века. Романтизм».
Краткое описание заданий. Задания отражают материал основных проблем курса, к числу которых относятся понимание сущности изучаемого периода, понимание специфики, характерной для этого времени.
Задания проверяют:

- знание художественных текстов (1 уровень);

- умение выявлять своеобразие художественного мастерства

отдельных писателей (2 уровень);

- умение выявлять специфику развития реалистических жанров

в отдельных странах (2 уровень);

- умение анализировать философскую, эстетическую и научную

мысль эпохи в их сопоставлении на примере творчества

отдельных писателей и их произведений (3 уровень);

- умение дать сопоставительный анализ различных

художественных явлений (3 уровень).


Задания 1 уровня


  1. Перечислите произведения с указанием автора западноевропейской литературы XIX в., в которых центральное место занимает тема «утраченных иллюзий».

  2. Перечислите произведения западноевропейской литературы с указанием автора, в название которых вынесено имя главного героя/ героини.

  3. Соотнесите героя и произведения:

Давид Сешар «Джен Эйр»»

Максим де Трай «Ванина Ванини»

Каркер «Гордость и предубеждение»

Хосе «Мадам Бовари»

Пьетро Миссирилли «Утраченные иллюзии»

Рочестер «Гобсек»

Хитклиф «Домби и сын»

Родолф «Кармен»



Дарси «Грозовой перевал»

Задания 2 уровня
1. Сопоставьте художественное решение проблемы выбора молодым человеком жизненного пути Ч.Диккенсом и Ф.Стендалем.

  1. Проанализируйте соотношение реалистической и романтической традиции в романе Ш.Бронте «Джен Эйр».

  2. Проблема сущности и видимости в романе О.де Бальзака «Утраченные иллюзии».


Задания 3 уровня


  1. Эстетическая концепция Г.Флобера и ее реализация в романе «Мадам Бовари».

  2. Анализ современной кинематографической версии воплощения одного из произведений изучаемого периода.

  3. Поэтика готики и функционирование готической традиции в творчестве сестер Бронте и Ч.Диккенса.