Занятие Полугруппы и группы «Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник задач по высшей математике 6 Кузнецов А. В., Сакович В. 1 209.25kb.
Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 100400. 1 11.85kb.
Вопросы к экзамену по алгебре и дискретной математике 1 26.59kb.
Занятие Множества (Устно) Справедливы ли утверждения а) {1; 1 151.42kb.
Справочник по обыкновенным дифференциальным уравнениям камке 1965... 1 19kb.
Занятие Линейное пространство Является ли линейным пространством... 1 117.22kb.
Сборник задач по математике: Учебное пособие / А. А. Дадаян. 1 53.17kb.
Сборник задач для практических занятий по физике 2 407.19kb.
Тестовые вопросы по Дискретной математике 1 114.21kb.
Комбинаторные методы и алгоритмы решения задач дискретной оптимизации... 1 41.22kb.
Сборник типовых ситуационных задач 11 3518.25kb.
Теория колец Множества с двумя алгебраическими операциями. Кольца... 1 145.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Занятие Полугруппы и группы «Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике» - страница №1/1

Алгебра, 3 семестр

Занятие 1. Полугруппы и группы

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 1.1.1 (а, б, в, ж, з, и, к)

2. 1.1.2 (а, в, д, ж, п, р); в пункте п) опечатка – матрица должна выглядеть так:

3. 1.1.4


4. 1.1.9

5. 1.1.17 (а, б)

6. 2.1.5

7. 2.1.6; в пункте а) первая группа – это (Q, +)

8. Положим Z(i) = {a + bia, bZ, i — мнимая единица}, Z() = {a + ba, bZ}, Z() = {a + ba, bZ}. Доказать, что каждое из этих множеств является полугруппой относительно умножения, и выяснить, имеются ли среди них изоморфные.
Домашнее задание

1. 1.1.1 (остальные пункты)

2. 1.1.2 (остальные пункты)

3. 1.1.3


4. 1.1.10

5. 1.1.11

6. 1.1.19

7. 2.1.1 (в, г)

8. 2.1.16

9. Положим Q(i) = {a + bia, bQ, i — мнимая единица, a2 + b2  0 }, Q() = {a + ba, bQ, a2 + b2  0 }, Q() = {a + ba, b Q, a2 + b2  0}. Доказать, что каждое из этих множеств является группой относительно умножения, и выяснить, имеются ли среди них изоморфные.

Алгебра, 3 семестр

Занятие 2. Кольца и поля. Группа автоморфизмов

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 3.1.1 (а, д, е, ж, л, м); в пункте л) дополнительно cQ

2. 3.1.2 (а, в, д, з)

3. 3.1.9


4. 3.1.12

5. 4.1.2 (б)



Определение. Изоморфизм универсальной алгебры на себя называется ее автоморфизмом.

6. Доказать, что множество автоморфизмов любой фиксированной универсальной алгебры является группой относительно операции композиции отображений.



Обозначение. Если U — универсальная алгебра, то через Aut U обозначают группу всех автоморфизмов алгебры U.

7. Сколько элементов содержит

а) Aut (Z), где Z — группа по сложению;

б) Aut (N), где N — полугруппа по умножению.

8. 4.1.8 (а)

9. Пусть Cn — группа корней из 1 степени n. Доказать, что Aut Cn изоморфна Zn*.


Домашнее задание

1. 3.1.1 (б, з, и)

2. 3.1.2 (г, е, и) – в е) ответ неверный.

3. 3.1.10

4. 3.1.13 (в) – при решении иметь в виду, что утверждение в а) неверно.

5. 4.1.2 (а)

6. 4.1.7 (а)

7. 4.1.8 (б)

8. Пусть Q(i) = {a + bia, b Q, i — мнимая единица}. Проверить, что Q(i) является кольцом и найти Aut (Q(i)).

9. Изоморфны ли группы Aut (Q()) и Aut (Q())? (Определение Q() и Q() см. в задании 4.1.7.)

Алгебра, 3 семестр

Занятие 3. Подалгебры и порождающие множества

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. Найти все подполугруппы полугруппы В2 (см. задание 1.1.4).

2. Найти все подгруппы аддитивной группы Z.

3. В аддитивной полугруппе N найти подполугруппу, порожденную множеством {3; 5}.

4. 2.2.21 (б)

Порождающее множество универсальной алгебры называется базисом, если любое его собственное подмножество уже не является порождающим.

5. 1.2.4

6. 2.2.1


Универсальная алгебра называется конечно порожденной, если для нее существует конечное порождающее множество.

7. 8.1.3


8. Является ли конечно порожденной мультипликативная полугруппа N?

9. Является ли конечно порожденной аддитивная группа матриц второго порядка с целочисленными элементами?

10. Может ли полугруппа быть изоморфной собственной подполугруппе?
Домашнее задание

1. Найти все подгруппы группы из задания 1.1.2 (р).

2. Доказать, что подгруппа любой циклической группы сама является циклической.

3. 1.2.5 – ответ в б) и г) неверен

4. 2.2.3

5. 1.2.3


6. Может ли группа быть изоморфной собственной подгруппе?

7. а) Может ли конечно порожденная полугруппа содержать подполугруппу, которая не является конечно порожденной?

б) Ответьте на аналогичный вопрос для групп.

8. 1.2.21

Алгебра, 3 семестр

Занятие 4. Конгруэнции и гомоморфизмы полугрупп и групп

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 2.3.1


2. 2.3.2 (а, д, е)

3. Найти End (U), если а) U = <N; +>; б) U = <Z; +, –, 0>. Проверить, что для а) End (U)  <N; >, для б) End (U)  < Z; >.

4. Найти все конгруэнции полугруппы В2 (см. задание 1.1.4).

5. 2.3.6 (а, в, д)

6. 2.3.8

7. 2.3.13 (а, д, е)


Домашнее задание

1. 1.3.5


2. 1.3.8 (а)

3. 2.3.2 (остальные)

4. 2.3.6 (остальные)

5. 2.3.9


6. 2.3.13 (остальные).

Алгебра, 3 семестр

Занятие 5. Идеалы и гомоморфизмы колец. Факторкольца

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 3.3.2

2. 3.2.20 (а, б). В случае положительного ответа найти факторкольцо по этому идеалу.

3. 3.2.25 (в). Найти факторкольцо по этому идеалу.

4. Верно ли, что кольцо Z[x] является областью главных идеалов?

5. Найти в кольце Z[x] максимальные идеалы и описать факторкольца по ним.

6. Пусть K – ассоциативно-коммутативное кольцо, J – его идеал.

а) Доказать, что J[x] – идеал кольца K[x].

б) Пусть K обладает единицей. Доказать, что если J – максимальный идеал кольца K, то J[x] – простой идеал кольца K[x].


Домашнее задание

1. а) 3.3.3; б) 3.3.4

2. 3.2.20 (в)

3. Пусть K – ассоциативно-коммутативное кольцо с 1, Х – произвольное непустое множество, F(X, K) – соответствующее кольцо функций (см. 3.1.9). Пусть Y – подмножество Х. Положим



J(Y) = { fF(X , K) yY f(y) = 0 }.

a) Доказать, что J(Y) – идеал кольца F(X , K).

б) Доказать, что J(Y) – главный идеал.

в)* Верно ли, что в F(X , K) каждый идеал главный?

г) Доказать, что J(Y) – максимальный идеал тогда и только тогда, когда  Y  = 1.

4. Через С[0, 1] обозначено кольцо функций, непрерывных на отрезке [0, 1]. Пусть Y – подмножество отрезка [0, 1], а J(Y) определен так же, как в задании 3.

а) Какие из пунктов а)–г) задания 3 оказываются справедливыми и для кольца С[0, 1]?

б)* Доказать, что идеал кольца С[0, 1] максимален тогда и только тогда, когда для подходящего Y он совпадает с J(Y).

Алгебра, 3 семестр

Занятие 6. Конечные поля

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1.4.2.2.


2. 4.2.4 (б)

3. 4.2.5 (а)

4. 4.2.8 (а)

5. 4.2.9
Домашнее задание

1. 4.2.4 (а, в)

2. 4.2.5 (б, в)

3. 4.2.8 (б)

4. 4.2.10

Алгебра, 3 семестр

Занятие 7. Коды

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»


  1. 5.1.3, 5.1.8 (а, в).

Порождающей матрицей линейного кода называется матрица, составленная из базисных векторов этого кода.

2. 5.2.3 для G1

3. 5.2.6 (а)

Пусть С – линейный код с проверочной матрицей Н. Кодом, дуальным к коду С, называется линейный код, для которого порождающей матрицей является матрица, транспонированная к Н.

Код, дуальный к коду Хэмминга, называется симплексным.

4. Найти проверочную матрицу симплексного (7, 3)-кода. Декодировать слова 1001010 и 1101011.

5. 5.2.10 (а)
Домашнее задание

1. 5.1.8 (б, г).

2. 5.2.3 для G2,

3. 5.2.4.

4. 5.2.6 (б).

5. 5.2.7 (а –г, е)

6. Код, дуальный к расширенному коду Хэмминга, называется кодом Рида-Малера.

а) Найти проверочную матрицу (4, 4)-кода Рида-Малера.

б) Найти кодовое расстояние для этого кода.

в) Декодировать слова 11001101 и 11010110.

5. 5.2.10 (б)

Алгебра, 3 семестр

Занятие 8. Упорядоченные множества и решетки

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 6.1.1 (б)

2. 6.1.4 (а)

3. 6.1.8

4. 6.1.11

5. 6.1.13 (б), 6.1.14 (б)
Домашнее задание

1. 6.1.1 (в).

2. 6.1.5; 6.1.6.

3. 6.1.9


4. 6.1.12

5. 6.1.13 (а, в), 6.1.14 (а, в)

6. 6.1.6 — ответ для а) в задачнике неверный

Алгебра, 3 семестр

Занятие 9. Булевы функции

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 9.1.1 (в)

2. Выразите X через А и В, если имеет место равенство = В.



  1. Запишите в дизъюнктивной нормальной форме функции F, G и H от аргументов х, y и z в соответствии со следующей таблицей значений.

x

y

z

F

G

H

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

б) Запишите выражения F G, G , и преобразуйте их в равносильные выражения, не содержащие скобок.

  1. а) Известно, что булева функция F, зависящая от трех булевых аргументов x, y и z, принимает то значение для каждого данного набора значений x, y и z, которое принимает большинство из этих трех высказываний. Функцию F поэтому называют функцией голосования. Составьте для F логическую формулу.

б) Составьте логическую формулу для функции голосования от четырех переменных.

  1. Для цепей, изображенных на рис. 1 а) и 1 б), построить эквивалентные им более простые цепи:

а) б) в)


Рис. 1

  1. Для мостовой схемы, изображенной на рис. 2 а), построить эквивалентную ей последовательно-параллельную схему.

Рис. 2


  1. Выясните, существует ли такая булева функция F, зависящая от А и В, чтобы выполнялось тождественное равенство.

а) А & F  (ВF) = (АF) & ØВ.

б) FАВ = АВ & F.

в) (АF) & (FА & В) = ØА & F → (FА & В).


  1. Построить многочлен Жегалкина для функции

а) ((x  y)  z) | x; б) (x  y)  (y  z).

  1. 9.1.9 (в).

  2. 9.1.10 (д, е)

  3. Доказать, что линейная функция самодвойственна тогда и только тогда, когда она зависит от нечётного числа переменных.

  4. Выяснить, образуют ли полный класс следующее множество функций:

{(xy) (yz), (y | x)  (z  y)}.
Домашнее задание

  1. Для функций F, G и H, найденных при выполнении задания 3, запишите выражения F G, G , и преобразуйте их в равносильные выражения, не содержащие скобок.

  2. Составьте контактную схему для функций голосования, построенных при выполнении задания 4.

  3. Выполнить задание 5 для схемы, изображенной на рис. 1 в).

  4. Выполнить задание 6 для схемы, изображенной на рис. 2 б).

  5. 9.1.8 (б, в)

  6. Выяснить, самодвойственна ли функция (xz)  (y | x)  (zy).

  7. Выяснить, монотонна ли функция (xz)  (y | x)  (zy).

  8. Выяснить, образуют ли полный класс следующие множества функций:

а) {(x  z)  (y  z), (x  y)  z}; б) {(xy) | (z  y); (x  y)  z}.

  1. Пусть S1 и S2 – замкнутые классы булевых функций, не содержащиеся друг в друге.

а) Всегда ли их объединение является замкнутым классом?

б) Обязательно ли их объединение будет полным классом?

в) Может ли их объединение быть замкнутым классом?

Алгебра, 3 семестр

Занятие 10. Конечные автоматы

«Сборник задач по общей алгебре и дискретной математике»

1. 10.2.1

2. 10.2.3 (а, г)

3. 10.2.5 (б)

4. 10.2.7

5. 10.2.17 (а)
Домашнее задание

1. 10.2.2

2. 10.2.3 (остальные)

3. 10.2.4 (а, г); 10.2.5 (в)



4. 10.2.17 (б)