Зам начальника отдела по связям с общественностью - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Зам начальника отдела по связям с общественностью - страница №1/1

И.Н. Ефимова,

к.соц.н.,

зам. начальника отдела по связям с общественностью

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Национальный исследовательский университет
Механизм инновационного взаимодействия власти, ВУЗов и бизнеса как фактор социально-экономического развития региона
Население постоянно ждет решения социальных проблем общества, как от власти, так и бизнеса. Однако действующая система отношений власти, бизнеса и общества не всегда оправдывают эти ожидания. Функция властных структур, заключающаяся в национальных преобразованиях сферы бизнеса, используется не достаточно эффективно и не обеспечивает формирование благоприятной организационной и экономической среды, определяющей правила функционирования бизнеса, хотя такие условия способствуют обеспечению достойной жизни народа и завоеванию Россией места среди сильных мировых держав.

Для нашего общества использование социального партнерства стало актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. В стране в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Таким образом, социальное партнерство рассматривается как эффективная технология взаимодействия власти, бизнеса и общества, отражающая интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития.

Однако сейчас в экономике практика такого рода институционализированного взаимодействия и разрешения, возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления. Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сотрудничества. Отсутствие опыта в осуществлении институциональных реформ, сопровождаются отсутствием четкости исполнения правовых и законодательных норм и, как следствие, значительным преобладанием неформальных отношений, что ведет к резкой криминализации экономики и коррупционному поведению на всех уровнях государственной власти и управления.

На современном этапе экономического развития РФ одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества. При этом, образование является одной из сфер общественной жизни, от  которой во многом зависит развитие общества,  страны.  

Государственная инициатива по стимулированию процессов модернизации и инноваций не могла пройти мимо подавляющего числа сильных университетов. Вузы рассматриваются в качестве основных участников модернизационных процессов, результатом которых должно стать рождение новой, несырьевой экономики страны и возврат конкурентных позиций стране, ее образовательной и инновационной системе и, возможно, даже повышение качества жизни населения.

Конкурентные преимущества обеспечивают себе те ВУЗы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы. Целью нашего исследования является выявление системы эффективного взаимодействия государственной власти и ВУЗов, предприятий и бизнеса, различных научных центров и зон роста, основных направлений этого взаимодействия в условиях модернизации и развития инновационной деятельности региона.

Инновационное развитие подразумевает третий путь, в отличие от административного и полностью рыночного, то есть такую управленческую модель – кластер, в которой предусмотрено обязательное участие ключевых кластеров - государства, предприятия, ВУЗа, возможно бизнеса с возможностью лидерства каждого из них на определенном этапе развития, и при этом – формирование общего кластерного пространства согласия.

Источником развития в этой модели выступает ВУЗ. В условиях инновационного развития кластерные ВУЗы должны служить не только источником знаний, но и формировать кадры управленцев, которые смогут полученными знаниями управлять. Именно такая кластерная модель имеет право на жизнь и в нашей стране, если только роль лидеров в формировании и развитии новой инновационной системы возьмут на себя сильные ВУЗы, и главным образом, национальные исследовательские. Именно сейчас, когда обсуждается новая Стратегия инновационного развития России до 2020 года, необходимо укрепить роль в ее реализации сильнейших университетов России.

При этом инновации рассматриваются как совершенно новый продукт, технологии, технические средства, новые знания и являются продуктом деятельности сразу нескольких кластеров - администрации региона, ВУЗов, частных фирм, НИИ, промышленности и др. и распространяются по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве региона, которые в дальнейшем создают условия для эффективной комбинации факторов производства и продуцирования инноваций.

Формированию сетей в регионе способствует территориальная близость входящих кластеров, единая инфраструктура, общие социокультурные и другие условия. Именно сети как система устойчивого взаимодействия кластеров инновационного процесса обеспечивают движение новейших технологий и развитие научно-технического потенциала региона.

Перед правительством Нижегородской области стоит важнейшая задача – изменить структуру ВУЗов и малого бизнеса с помощью кластерной политики.

Востребованность кластерных программ должна отражать приоритетную позицию кластеров в развитии того или иного региона. Кластеры смогут в дальнейшем обеспечить конкурентоспособность и процветание любого региона.

Для реализации кластерной политики нашего региона, считаем необходимо бозначить основные цели создания и принципы организации кластера, субъекты, типы и стадии развития кластера; сформулировать принципы и направления кластерной политики, меры по ее реализации; провести разграничение полномочий при реализации кластерной политики между федеральным и региональным уровнем власти; проработать механизмы поддержки правительством Нижегородской области и Правительством РФ (целевая направленность выделенных средств); обеспечить информационное сопровождение деятельности кластера.

Основной положительной составляющей для участников кластера будет получение государственной поддержки на реализацию проектов. ВУЗы получат возможность адаптации к потребностям руководства региона и бизнес-структур как участников кластера в сфере подготовки специалистов с нужными профессиональными компетенциями, а также при планировании исследовательских программ научных школ с учетом регионального кластера.

Правительство региона сможет обеспечить проведение работ по развитию инфраструктуры в регионе, расширить потенциал международной кооперации, модернизировать производства, ускорить нововведения, провести обмен знаниями, стимулировать сбыт инновационных продуктов при помощи информационных и коммуникационных услуг, снизить зависимость от отдельных бизнес-групп и т.д.

Участие в региональном кластере позволит предприятиям, малому и среднему бизнесу существенно снизить барьеры выхода на рынок за счет специализации требований в рамках самого кластера, повысить эффективность закупки информационных рекламных продуктов, развить собственный имидж за счет положительной репутации участников кластера, улучшить кадровую инфраструктуру, иметь возможность выхода на международные рынки.

В создании инновационных региональных кластеров участвуют три института – академический, корпоративный и государственный. Их инновационная политика направлена, в первую очередь, на генерирование предпринимательства и нового бизнеса. Принцип Тройной спирали – совместная деятельность ВУЗов, промышленности, бизнеса, а также власти используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития.

При этом основная роль отводится ВУЗам. У кластерных Вузов должен быть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. ВУЗы, входящие в кластер должны создать такой механизм, который будет отвечать за технологическое внедрение фундаментальных исследований, проводить анализ рынков для будущей инновационной продукции, заниматься продвижением инновационных продуктов.

В условиях стремительного развития технологий, становления постиндустриальной экономики знаний, актуальным для любого ВУЗа становится формирование эффективной, инновационной и гибкой организационной структуры, основу которой составляют также высококвалифицированные кадры.

Решением сложившейся ситуации должно стать осознание необходимости изменения подходов к управлению инновационной деятельностью, которая отличается от функциональной своей нестабильностью, высокой степенью риска конечного результата, высокой значимостью роли персонала организации. Для накопления знаний, творческих навыков, снижения сопротивления персонала новшествам необходимо разрабатывать и реализовывать в организации, которая проводит частые качественные изменения, новые подходы к управлению всей деятельностью и к управлению персоналом.

Традиционные службы управления персоналом не предназначены для работы в инновационных организациях, имеющих свои особенности и отличительные черты. Это обстоятельство требует реорганизации всей системы управления персоналом – можно сказать, что управление персоналом в научно-инновационном кластере требует инновационных и подходов. Переход от модели традиционного ВУЗа к модели инновационного кластерного ВУЗа предполагает изменения не только в системе управления посредством включения в нее, в частности, проектно-ориентированной подсистемы, но и в содержании профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Такой ВУЗ должен работать в среде, где высоко развиты и предпринимательство, и изобретательство. Именно в такой среде происходит замена простой линейной модели инноваций на более сложную. Задача взаимосвязи ВУЗа и бизнеса состоит в том, чтобы систематизировать процесс коммерциализации результатов исследований. Необходим рабочий диалог между ВУЗом и бизнесом, чтобы исследования были ориентированы на нужды промышленности.

Считаем, что Нижегородская область является одной из ведущих по инновационности, имеет высокий показатель коммерциализации разработок, использует большое число передовых технологий, производит инновационную продукцию, и региональная власть способна создать инновационный кластер в нашем регионе.

И создание регионально научно-инновационного кластера как одного из российских центров компетенции на базе Национального исследовательского университета (ННГУ им. Н. И. Лобачевского) полностью соответствует сути концепции долгосрочного развития, как нашего региона, так и в целом России. ННГУ на протяжении нескольких лет взаимодействует, как с Правительством федерации и региона, так и промышленным сектором, бизнесом, исследовательскими центрами и НИИ, коммерческими и общественными организациями и т.д. Коллективом университета ведётся исследовательская работа по важнейшим направлениям точных, естественных и гуманитарных наук.

В университете сложились десятки всемирно известных научных школ. Имена основателей научных школ ННГУ входят в золотой фонд российской науки. ННГУ является базовым университетом нижегородского научного центра РАН.

В 2010 – 2011 г.г. ННГУ выиграл четыре проекта по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования. К основным задачам проектов, в том числе формирования условий для создания региональных кластеров, отнесены: создание в ВУЗе исследовательской лаборатории международного класса, получение инновационных научных результатов мирового уровня, подготовка высококлассных специалистов, трансфер в экономику перспективных разработок.

В ННГУ им Н.И. Лобачевского, Национальном исследовательском университете в настоящее время разработаны следующие проекты:

1. «Экстремальные световые поля и их приложения» - соруководитель проекта проф. М.И.Бакунов, предполагает приглашение известного французско-американского ученого в области лазерной физики, директора Института экстремальных световых полей в Париже профессора Жерара Муру (Gerard Mourou) и создание лазерной лаборатории мирового класса, где будут развернуты широкие экспериментальные и теоретические исследования по генерации световых полей с экстремально высокой мощностью и экстремально малой длительностью импульса, по взаимодействию таких полей с веществом, а также по разработке компактных источников терагерцового, мягкого рентгеновского и ультрафиолетового излучений для биомедицины и создание новых систем безопасности.

2. «Внеклеточный матрикс в мозге» - соруководитель проекта доктор физ.-мат. наук В.Б.Казанцев, будет осуществляться под руководством ученого в области науки о мозге, создателем нового направления в нейронауке по изучению синаптических функций внеклеточного матрикса в головном мозге млекопитающих проф. Итальянского Института Технологий (Генуя, Италия) А.Э.Дитятева. Решение поставленных в проекте научных задач позволит в кратчайшие сроки создать на базе ННГУ научно-образовательный центр в области науки о мозге и вывести исследования на уровень современных научных стандартов.

3. «Радиофизические принципы биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики» - соруководитель проекта проф. С.Н. Гурбатов, будет выполняться под руководством известного ученого в области нелинейной акустики, заведующего кафедрой акустики МГУ академика О.В. Руденко и создание лаборатории «биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики» - (MedLab), которая обеспечит выполнение исследований и координацию работ подразделений университета по следующим направлениям: акустическая диагностика и высокоинтенсивный ультразвук; лазерные и СВЧ медицинские приборы.

4. «Взаимодействие атмосферы, гидросферы и поверхности суши: физические механизмы, методы мониторинга и контроля планетарных пограничных слоев и качества окружающей среды» - соруководитель – проф. А.В.Кудрин, будет выполняться под руководством ученого в области физики атмосферы проф. С.С. Зилитинкевича и предусматривает создание лаборатории, деятельность которой будет нацелена на проведение исследований физических процессов в планетарных пограничных слоях в атмосфере и гидросфере, а также создание оборудования для мониторинга и контроля окружающей среды.

Решение поставленных в проекте задач откроет новые возможности для проведения в ННГУ передовых исследований и разработок в области наук о Земле и радиофизических методов исследования природных сред.

В 2010 году ННГУ стал победителем конкурса по Постановлению Правительства РФ №218 «О государственной поддержке создания высокотехнологичных производств», в рамках которого ННГУ и ЗАО «Волгостальконструкция» реализуют проект «Создание мобильной высокотехнологичной установки по переработке и утилизации отходов нефтеперерабатывающих предприятий (кислых гудронов). Производство нового поколения связующих для асфальтобетонных смесей (битумов)» -руководитель проекта проф. Зорин А.Д., разработан Центром сетевой интеграции ННГУ (руководитель проф. Орлов И.Я.).

Одним из первых в России в ННГУ в 1998 году был создан научно-образовательный центр по нанотехнологиям «Физика твердотельных наноструктур». НОЦ оснащен уникальным оборудованием, сосредоточенным в 4 лабораториях центра. В 2007 году в создан еще один научно-образовательный центр «Нанотехнологии». НОЦы являются центрами развития перспективных технологий, обеспечивая переход от исследований и разработок к внедрению новых технологий в производство. Нанотехнологические центры должны стать в ближайшие годы точками роста инновационной экономики.

В ННГУ развивается инфраструктура поддержки трансфера знаний, включающая систему взаимодействия с внешними предприятиями, организациями и научными учреждениями. В университете работает Инновационно-технологический центр. Исследования ведутся совместно с крупнейшими научными центрами РАН, российскими и зарубежными научно-инновационными центрами и предприятиями высоких технологий («Газпром», Росатом», «Intel», «Microsoft», «National Instruments», «Мера», «Teleca» и др.).

В 2010 году ННГУ с программой «Развитие комплексной инновационной инфраструктуры ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета) для эффективного трансфера результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики» стал победителем открытого конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Конкурс был организован Министерством образования и науки РФ в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями.

В 2011 году ННГУ вошел в Федеральную целевую программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Цель проекта - Создание на базе национального исследовательского университета (ННГУ) Зоны Роста медицинского приборостроения и высоких биомедицинских технологий, как одного из российских центров компетенции, обладающего долей рынка и конкурентоспособного в секторах соответствующих направлениям научно-инновационного развития Зоны Роста.

Наличие Зоны Роста в ННГУ соответствует государственной инновационной политике РФ, провозглашенной руководством страны в качестве стратегического инструмента в обеспечении экономической безопасности и достижения высокой динамики роста экономики государства, а также свидетельствует о готовности властей всех уровней к оказанию всесторонней поддержки процессов интеграции интеллектуального потенциала ВУЗов и объединения усилий учебных, научных и производственных организаций, аналогичных Зоне роста, таких как региональные научно-инновационные кластеры.



ННГУ для решения научно-образовательных задач взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, культурными и общественными учреждениями и организациями, с промышленными предприятиями, другими ВУЗами, различными центрами и т.д., что подтверждает наличие всех условий и субъектов для создания регионального научно-инновационного кластера. ННГУ им. Н.И. Лобачевского при этом в целом играет роль интегратора знаний в регионе. Деятельность регионального научно-инновационного кластера - это конверсия нового знания в экономические, социальные, экологические блага.

Проведенный анализ по взаимодействию исполнительных и законодательных органов власти, ВУЗов, бизнес-структур и предприятий, научных центров и зон роста при создании регионального научно-инновационного кластера показал, что его реализация направлена на решение актуальной задачи создания в РФ сети специализированных инновационных кластеров для комплексного решения задачи модернизации экономики страны.

В ходе исследования были получены следующие новые научные результаты:

- доказана необходимость согласования формальных институтов, в контексте легитимизации норм взаимодействия власти, ВУЗов, бизнес-структур и предприятий как основополагающего условия эффективной системы их взаимодействия;

- определен механизм взаимодействия кластерных структур, представляющий собой совокупность принципов и методов, а также экономических и правовых форм и технологий, организационных структур, в рамках которых строятся отношения между политической, образовательной и хозяйственной властью в регионе;

- выявлены факторы, препятствующие становлению эффективного механизма взаимодействия власти, ВУЗов, предприятий и бизнеса с целью привлечения инвестиций в регион и обоснованы пути их преодоления, лежащие, прежде всего, в русле качественного реформирования природы властных отношений в обществе;

- обоснованны направления реформирования государственной поддержки ВУЗов, предприятий и бизнеса.



Деятельность региональных кластеров позволит осуществлять скоординированность принятия, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию кластеров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Именно стабильное повышение качества жизни населения страны должно быть индикатором успешности реализации государственной региональной политики.