страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Закон туркменистана об охране природы Охрана природы, рациональное использование - страница №1/1
ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА Об охране природы Охрана природы, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, оздоровление окружающей среды в Туркменистане являются национальными государственными задачами, делом всего народа, нравственным долгом каждого гражданина Туркменистана. Государственная политика Туркменистана в области охраны природы направлена на обеспечение приоритета экологических интересов общества с учетом научно обоснованного сочетания развития хозяйственной и иной деятельности с бережным отношением к природе, ее богатствам, рациональным использованием природных ресурсов и гарантированной защитой прав человека на здоровую и благоприятную для жизни природную среду. Государство исходит из необходимости широкого и эффективного международного сотрудничества в целях сохранения природных ресурсов и установления всеобщей и полной экологической безопасности всего мирового сообщества. комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера призвано способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка, защищающего интересы охраны природы, жизни и здоровья граждан. иной деятельности, оказывающей влияние на состояние природы. Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, юридические лица, а также граждане обязаны руководствоваться принципами: сохранения устойчивости биосферы и ее экологических систем как среды обитания человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества; обеспечения реальных прав граждан на благоприятную для жизни окружающую среду; обеспечения гласности в решении природоохранных задач и тесной связи с общественными организациями и населением; международных интересов в области охраны природы; соблюдения требований природоохранительного законодательства, привлечения к ответственности за его нарушения. охране разрушения, уничтожения или иного нерационального использования подлежат земли, недра, воды, леса, растительный и животный мир во всем их видовом многообразии, атмосферный воздух, как компоненты естественных экологических систем и биосферы, а также климат, озоновый слой Земли. Статья 3. Законодательство Туркменистана по охране природы регулируются Конституцией Туркменистана, настоящим Законом, издаваемыми в соответствии с ними иными актами законодательства об охране природы, а также земельным, водным, лесным законодательствами и законодательствами о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другим специальным законодательством Туркменистана. и городских Советов народных депутатов в области регулирования отношений по охране природы Советов народных депутатов в области регулирования отношений по охране природы на своей территории подлежат: организация планирования и финансирования природоохранной деятельности; координация природоохранной деятельности органов управления и юридических лиц; организация добровольного кооперирования средств для выполнения мероприятий по охране природы; контроль за охраной природы, принятие в соответствии с их компетенцией решения о приостановлении сроком до 10 дней хозяйственной деятельности, вредно воздействующей на природу; участие в организации заповедного дела; пропаганда охраны природы, экологическое воспитание и образование; регулирование других вопросов охраны природы, входящих в их компетенцию. Статья 5. Компетенция областных Советов народных депутатов области регулирования отношений по охране природы области регулирования отношений по охране природы на своей территории подлежат: утверждение экологических программ; учет и оценка состояния природных ресурсов, экологически вредных объектов, ведение природноресурсовой кадастровой документации; материально-техническое обеспечение планов охраны природы; экспертизы: контроль за охраной природы, принятие в соответствии с их компетенцией решения о приостановлении сроком до 10 дней хозяйственной деятельности, вредно воздействующей на природу; создание и использование областных государственных и общественных фондов охраны природы; пропаганда охраны природы, экологическое воспитание и образование; регулирование других вопросов охраны природы, входящих в их компетенцию. Статья 6. Компетенция Туркменистана в области регулирования отношений по охране природы Ведению Туркменистана в области регулирования отношений по охране природы подлежат: разработка и принятие законодательных актов в области охраны природы; установление норм экологической безопасности на территории Туркменистана, определение лимитов и нормативов природопользования; природы, утверждение государственных экологических программ, а также режима особо охраняемых природных территорий; учет, оценка природных ресурсов, ведение природноресурсовых кадастров в порядке, устанавливаемом законодательством; охраны природы, независимо от подчиненности; установление порядка и предельных размеров платы за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее; разработка и утверждение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде; обеспечение приведения государственной экологической экспертизы, осуществление контроля за охраной природы; принятие решений о приостановлении, прекращении деятельности, или перепрофилировании экологически вредных объектов, независимо от формы собственности; экологического образования и воспитания граждан; осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области охраны природы; регулирование других вопросов охраны природы. II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ Статья 7. Экономический механизм обеспечения охраны природы осуществляется в виде: за загрязнение окружающей среды (включая размещение отходов) и другие виды вредного воздействия на нее; налоговых, кредитных и других льгот, предоставляемых юридическим лицам, а также гражданам при внедрении безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и производств, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранный и природовосстановительный эффект; ведения специального налогообложения предприятий, учреждений, организаций за применение экологически опасных технологий и осуществление другой опасной для природной среды деятельности; купли-продажи лицензий (разрешений) на право выброса (сброса) загрязняющих окружающую природную среду веществ или на осуществление иной экологически отрицательной деятельности с учетом экологической емкости территории и требований охраны природы; по восстановлению нарушенной ими природной среды или ее отдельных частот; компенсаций за ущерб, причиненный в результате порчи или уничтожения природных объектов; иных работников премий, выдаваемых им по результатам основной производственное деятельности, в случаях невыполнения планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативно-технических и других требований законодательства в области охраны природы; юридических лиц, а также граждан, добившихся наиболее высоких результатов в охране природы. Советов народных депутатов в пределах их компетенции могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования деятельности по охране природы. деятельности по охране природы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Туркменистана, а также решениями местных Советов народных депутатов в пределах их компетенции. является обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общества на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбор наиболее эффективных средств для рационального природопользования, предотвращения и Ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности ва природную среду, сохранение и увеличение природноресурсного потенциала Туркменистана и его отдельных регионов. Текущее и долгосрочное планирование охраны природы осуществляется в составе государственных планов экономического и социального развития Туркменистана с учетом государственных и иных программ, генеральных схем развития и размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства. Территориальное планирование охраны окружающей природной среды осуществляется соответствующими Советами народных депутатов с участием государственных и общественных органов по охране природы. осуществляется министерствами, ведомствами и другими хозяйственными органами с учетом показателей территориального планирования по согласованию с органами Государственного комитета Туркменистана по охране природы. Статья 9. Финансирование мероприятий по охране природы производится за счет: предприятий, учреждений, организаций, добровольных взносов населения, а также других источников; фондов охраны природы; местных и государственного бюджетов; кредитов банков. Финансирование мероприятий по охране природы в местных и государственном бюджетах выделяется отдельной строкой. охраны природы Для финансирования мероприятий по охране природы, воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде, ликвидации экологических последствий аварии и катастроф и компенсации причинённого ущерба, а также для непредвиденных расходов на эти цели создаются областные и государственный фонды охраны природы. Порядок образования и использования указанных фондов определяется законодательством Туркменистана. счет добровольных взносов населения, юридических лиц и других источников. Порядок создания и использования указанных фондов определяется положением, утвержденным соответствующей общественной организацией. III. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ метрологическому обеспечению охраны природы В целях охраны природы устанавливается единая система требований к нормативно-техническому и метрологическому обеспечению природоохранной деятельности, регулирующих воздействие производственной иной деятельности на природу. обеспечения включает нормативы предельно допустимых концетраций и выбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающей природной среде, применения вредных физических воздействий на нее и уровней радиационной безопасности. Указанная система включает требования государственные, местный отраслевые, а также требования, устанавливаемые предприятиями. в области охраны природы должны соответствовать международным конвенциям. и соглашениям, в которых участвует Туркменистан, стандартам, новейшим мировым достижениям науки и техники в этой области. требования а области охраны природы осуществляется в устанавливаемом законодательством порядке. метрологических требований охраны природы При невыполнении нормативно-технических и метрологических требований охраны природы, выбросе, сбросе загрязняющих веществ или: порядке, установленном законодательством, ограничены, приостановлены или запрещены вплоть до прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, их обособленного подразделения, установки, оборудования по решениям государственных органов по охране природы, органов санитарного надзора, надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору и иных специально .уполномоченных органов либо по их представлению местными Советами народных депутатов при одновременном прекращении финансирования запрещенных работ впредь до устранения нарушений. ЭКСПЕРТИЗА Статья 13. Задачи государственной экологической экспертизы Задачами государственной экологической экспертизы являются: определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровья населения; оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной ч иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства; предусматриваемых проектом мер по охране природы. Государственная экологическая экспертиза проводится государственными органами по охране природы на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием в необходимых случаях государственных и общественных организаций. экологической экспертизы могут приглашаться эксперты других государств и международных организаций. экспертизы Государственной экологической экспертизе подлежат: проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства; по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей, среды; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность; материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, и иная документация и техника; продукция; экологическая ситуация в Туркменистане и регионах; действующие предприятия и другие объекты, оказывающие отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды. экспертизы Заключение государственной экологической экспертизы должно быть рассмотрено органом, принимающим хозяйственное решение. экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Туркменистана. ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 16. Экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений и других объектов При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении предприятий, сооружений и других объектов, вводе их в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации должны выполняться требования экологической безопасности, предусматриваться мероприятия по охране природы. содержать материалы по оценке воздействия на окружающую среду, которая проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии и необходимые меры охраны природы. Оценка производится с учетом экологической емкости территории, состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, перспективы социально-экономического развития региона, мощности и видов воздействия объекта на окружающую природную среду, требований природоохранительного законодательства Туркменистана. осуществляется в порядке, определяемом законодательством Туркменистана. обеспечивающих выполнение в полном объеме всех экологических требований, а также без завершения запроектированных работ по охране природы. Нарушение экологических требований влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 12 настоящего Закона. радиоактивными и химическими веществами Юридические лица и граждане обязаны соблюдать экологические требования при производстве, хранении, транспортировке, применении, обезвреживании и захоронении радиоактивных и химических веществ, соблюдать установленные нормативы их использования, принимать меры к предупреждению и ликвидации вредных последствий их применения для окружающей природной среды, а также немедленно информировать органы обеспечения радиационной и химической безопасности при превышении нормативов. Запрещается ввоз в Туркменистан в целях хранения и захоронения радиоактивных и химических отходов из-за его пределов. радиоактивными и химическими веществами, создающими угрозу загрязнения окружающей природной среды, влечет за собой запрещение производства, хранения, транспортировки, применения, обезвреживания и захоронения этих веществ по решению государственного органа по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, органа по охране природы или иного специально уполномоченного органа. Статья 18. Охрана природы от вредного биологического воздействия Юридические лица, оказывающие или могущие оказать биологическое воздействие на природу, обязаны обеспечить экологически безопасное производство (создание), хранение (содержание), акклиматизацию и реакклиматизацию, транспортировку, использование и захоронение биологических видов микроорганизмов, животных, растений и веществ, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного биологического воздействия на природу и здоровье человека, сохранение природного генофонда и экологических систем. Статья 19. Охрана природы от влияния шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий лица, граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению вредного производственного шума, вибрации, вредного воздействия электромагнитных полей и других вредных физических воздействий на природу и людей в населенных пунктах, в загородных зонах отдыха населения, на местах массового скопления и размножения диких животных. допустимых уровней воздействия на здоровье человека и природу производственного и транспортного шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий. производственными, бытовыми и другими отходами Юридические лица, граждане обязаны принимать эффективные меры по сокращению образования, обезвреживанию, переработке, использованию, складированию или захоронению отходов производства и потребления. определяются решениями местных Советов народных депутатов, согласованными с государственными органами по охране природы, санитарного надзора, геологии, надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору и другими заинтересованными государственными органами. Запрещается сброс отходов и неочищенных сточных вод в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты, на территории жилых массивов, лесов и сельскохозяйственных угодий. установках, захоронение и складирование отходов на полигонах производятся с разрешения государственных органов по охране природы, выдаваемого по согласованию с органами санитарного надзора и другими заинтересованными государственными органами. Запрещается захоронение вредных отходов, в том числе радиоактивных отходов с высоким уровнем радиации, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в регионах с высокой плотностью населения, в водных объектах, в том числе во внутренних морских и территориальных водах, в курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность ухудшения состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Разрешения на захоронение радиоактивных отходов выдаются специально уполномоченными органами в порядке, устанавливаемом Правительством Туркменистана. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой ограничение, приостановление, либо прекращение деятельности предприятий и иных объектов, связанной с образованием отходов; по решениям государственных органов по охране природы, санитарного надзора, надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, либо местных Советов народных депутатов в пределах их компетенции. ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ Статья 21. Природные территории и объекты, подлежащие особой охране К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся государственные заповедники, национальные, историко-природные и мемориальные парки, заказники, памятники природы (геологические), ботанические и зоологические сады, дендрарии, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Туркменистана. Законодательством Туркменистана, решениями местных Советов народных депутатов могут предусматриваться и иные категории особо охраняемых природных территорий и объектов. Объявление территории государственным заповедником, установление и изменение его границ, порядок образования других особо охраняемых территорий, а также ведения Красной книги Туркменистана определяется Правительством Туркменистана. рекреационные зоны, прибрежные полосы и водоохранные зоны (полосы) водных объектов, заповедные рыбохозяйственные зоны, запретные полосы лесов и другие зоны в порядке, определяемом законодательством Туркменистана. Статья 22. Охрана климата и озонового слоя Земли Охрана климата и озонового слоя Земли от экологически опасных изменений обеспечивается: организацией части мировой сети глобального наблюдения, учета и контроля за изменением состояния климата и озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя Земли; производства и использования в народном хозяйстве и быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; указанных требований. VII. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ экологического бедствия объявляются участки территории, водного и воздушного пространства, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы либо имевшей место аварии, или катастрофы происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. территории, .водного и воздушного пространства, где в результате хозяйственной или иной деятельности, либо разрушительного влияния стихийных сил природы, либо имевшей место аварии или катастрофы, произошли устойчивые и необратимые изменения природной среды связанные с нарушением природного равновесия, разрушением естественных экологических систем, деградацией почв, растительного и животного мира. или экологического бедствия и установление их режима определяются законодательными актами Туркменистана. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия производится за счет средств предприятий, учреждений, по вине которых произошла авария или катастрофа, а также за счет целевых средств местного и государственного бюджета, фондов охраны природы. VIII. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ Статья 24. Задачи государственного контроля в области охраны природы Задачи государственного контроля в области охраны природы состоят в обеспечении соблюдения всеми юридическими лицами, а также гражданами требований природоохранительного законодательства Туркменистана. области охраны природы Государственный контроль в области охраны природы осуществляется местными Советами народных депутатов и уполномоченными на то государственными органами. Специально уполномоченным надведомственным органом по охране природы является Государственный комитет Туркменистана по охране природы, координирующий деятельность по организации рационального природопользования, охраны природы, воспроизводства и охраны природных ресурсов, осуществляющий единую научно-техническую политику в этой области. Деятельность государственных органов по охране природы регламентируется положениями, утвержденными в установленном законодательством порядке. государственных комитетов и ведомств осуществляется ведомственный контроль в области охраны природы за деятельностью подчиненных им предприятий и организаций. Порядок организации и деятельности ведомственной экологической службы регулируется положениями, утвержденными по согласованию с органами Госкомприроды Туркменистана, министерствами, государственными комитетами и ведомствами на основе настоящего Закона. Производственный контроль в области охраны природы осуществляется экологическими службами предприятий, объединений, организаций и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдения нормативов качества окружающей среды. Порядок организации и деятельности производственной экологической службы регулируется положениями, утвержденными по согласованию с органами Госкомприроды Туркменистана, предприятиями, объединениями и организациями на основе настоящего Закона. осуществляется общественными организациями, трудовыми коллективами, населением. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о трудовых коллективах и общественных организациях, уставами (положениями) общественных организаций. собой систему наблюдения за состоянием природы и отдельных ее объектов, осуществляемого для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Правительством Туркменистана. ЖИЗНИ, ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ окружающую среду Каждый гражданин Туркменистана имеет право на проживание в благоприятной для его здоровья и здоровья его будущих поколений окружающей среде. размещении производительных сил, территориально-производственных комплексов, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других отраслей народного хозяйства, предприятий, сооружений и других объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду; порядком возмещения ущерба, причиненного гражданам нарушениями их прав в области охраны природы, другими гарантиями, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами Туркменистана об охране природы. Осуществление гражданами прав на благоприятную окружающую среду должно сочетаться с выполнением ими обязанностей по охране природы, соблюдением природоохранительного законодательства Туркменистана. природы на экологическое образование и воспитание; принимать участие в охране природы, своим личным трудом приумножать и беречь природные богатства; объединяться в общественные организации по охране природы; законодательных и иных актов, выносимых на всенародное обсуждение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны природы; информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; которых направлено на оздоровление окружающей среды и проведение общественной экологической экспертизы; вносить предложения об отмене решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности юридических лиц, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; гражданам о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу в результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Граждане Туркменистана обязаны беречь природу, охранять ее богатства и соблюдать требования природоохранительного законодательства Туркменистана. Статья 29. Формы участия граждан Туркменистана в охране природы Граждане Туркменистана принимают участие в охране природы путем личного участия (по желанию граждан) в мероприятиях по предупреждению и устранению нарушений законодательства об охране природы, добровольного отчисления своих трудовых сбережений в фонды охраны окружающей природной среды, участие в работе по охране природы, осуществляемой трудовыми коллективами и общественными организациями, а также оказания им содействия в деятельности по охране природы. Статья 30. Правомочия общественных природоохранных организаций Общественные природоохранные организации, иные общественные организации и объединения, осуществляющие функции по охране природы, имеют право: природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы, способствовать повышению экологической культуры населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности; за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работу по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению окружающей среды, создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными органами по охране природы проверках выполнения юридическими лицами природоохранных планов и мероприятий н требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами, создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение природоохранных мероприятий; экологической экспертизы решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении (перепрофилировании) их деятельности н принимать участие в работе экспертных групп; достоверной информации о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, об основных направлениях, государственных планах, программах и мероприятиях по охране природы и получать интересующую информацию; возмещении ущерба природе, здоровью н имуществу граждан и общественных организаций, причиненного нарушениями природоохранительного законодательства, в том числе к государственным органам по охране природы. организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством. организаций в области охраны природы Туркменистан гарантирует гражданам и общественным организациям. осуществляющим охрану природы, реализацию предоставленных им прав в области охраны природы в соответствии с действующим законодательством. по охране природы н другие специально уполномоченные органы обязаны оказывать всемерное содействие гражданам и общественным природоохранным организациям в реализации их прав и обязанностей в области охраны природы, принимать необходимые меры по рассмотрению предложений в организации природоохранной деятельности, а также обеспечивать гласность, доступность сведений об экологическом состоянии окружающей среды, о всех видах загрязнения, результатах проводимых экологических экспертиз, оперативно информировать население об экологически опасных авариях и ситуациях. общественными организациями их прав и обязанностей, вытекающих из настоящего Закона, умышленно искажающие или скрывающие информацию о состоянии окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Туркменистана. ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Статья 32. Образование и воспитание в области охраны природы профессиональной подготовки специалистов в республике обеспечивается всеобщее, непрерывное и доступное образование и воспитание в области охраны природы, охватывающее дошкольное, школьное образование и воспитание, профессиональную подготовку специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, повышение их квалификации. Во всех средних специальных и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, предусматривается обязательное преподавание основ знания и курсов по охране природы. учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую природную среду, обязаны иметь необходимые знания по охране природы. государственные органы и общественные организации, средства массовой информации распространяют знания об охране природы и ведут пропаганду природоохранительного законодательства. Статья 33. Научные исследования в области охраны природы проводятся исследования, направленные на: процессов и современных технических средств, обеспечивающих экологическую безопасность промышленные, транспортных, сельскохозяйственных и иных предприятий, сооружений и объектов при их эксплуатации; обеспечение экономически эффективного, рационального, ресурсосберегающего природопользования; создание средств непрерывного контроля состояния природной среды, управления производством, безаварийной безопасной эксплуатации оборудования; снижения последствий вредных воздействий на природную среду; зарубежными странами с целью ознакомления с передовым опытом в деле охраны природы. ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ природоохранительного законодательства Лица, виновные: в нарушении стандартов, норм и иных нормативно-технических требований по охране природы; экологической экспертизы; в отказе от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды и другие, виды вредного воздействия на нее; в даче заведомо ложного заключения государственной экологической экспертизы и заведомо ложной оценки воздействия объекта на окружавшую природную среду; превышении установленной экологической емкости территории, при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукций; биологическом, физическим и иных вредных воздействиях на нее; среды и воспроизводству природных ресурсов; в невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной природы; в нарушении требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении отходов производства в потребления; радиоактивными и химическими веществами; в воспрепятствовании посещению объектов должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей природной среды; в отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и использовании ее объектов, а также об источниках загрязнения, в несообщении о произведенных сверхнормативных выбросах загрязняющих веществ и других аварийных вредных воздействиях на окружающую среду - несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Туркменистана. установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране природы. настоящей статье, не исключает ответственности за нарушения земельного, водного, лесного законодательства, законодательств о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другого специального законодательства. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения ущерба, причиненного ими в результате действий, нарушающих законодательство об охране природы. Статья 35. Ограничение, приостановление, прекращение и перепрофилирование деятельности, оказывающее вредное влияние на окружающую среду иных объектов может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин прекращена или перепрофилирована в случаях: - вредного влияния на здоровье и условия проживания людей, на природные ресурсы, особо охраняемые природные территории и окружающую природную среду: окружающую природную среду аварий или происшествия таковой; - нарушение требований нормативно-технического и метрологического обеспечения охраны природы; - нарушение экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в действие в эксплуатацию предприятий, организаций, сооружений и иных объектов; - нарушение экологических требований обращения с радиоактивными, химическими, и биологическими веществами и микроорганизмами; окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления. или перепрофилирования деятельности предприятий, организаций, сооружений и иных объектов принимаются Советами народных депутатов, государственными органами по охране природы в соответствии с их компетенцией с одновременным прекращением финансирования виновных юридических и физических лиц. причиненного нарушением природоохранительного законодательства Юридические лица и граждане, причинившие ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, иных вредных воздействий на нее и других нарушений природохранительного законодательства, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 37. Порядок возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранительного законодательства, производится добровольно либо по решению суда или хозяйственного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков. гражданам неблагоприятным воздействием окружающей среды неблагоприятного воздействия окружающей, среды, вызванного деятельностью юридических лиц или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов по охране природы или общественных организаций. Возмещение гражданам ущерба, причиненного в результате крупных аварий, и катастроф с экологическими последствиями, производится в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 39. Материальная ответственность работников, виновных в причинении ущерба вследствие нарушения природоохранительного законодательства причинении ущерба окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана. экологически вредной деятельности Юридические лица вправе обратиться в суд или в хозяйственный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, юридическим лицам. экологически вредной деятельности исполняется в соответствии с законодательством Туркменистана и является основанием для прекращения финансирования указанной деятельности. охраны природы Споры по вопросам охраны природы разрешаются местными Советами народных депутатов, судом или хозяйственным судом в порядке, устанавливаемом законодательством. Имущественные споры, связанные с нарушением законодательства об охране природы, разрешаются судом или хозяйственным судом в соответствии с их компетенцией. Споры, связанные с охраной природы, между государственными, общественными и иными организациями Туркменистана и государственными и общественными организациями другого государства, рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных государств. ОХРАНЫ ПРИРОДЫ Статья 42. Международные договоры в области охраны природы установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Туркменистана об охране природы, то применяются правила международного договора, за .исключением случаев, когда в Туркменистане действуют более строгие требования . (Ведомости Верховного Совета Туркменистана, 1991г., № 16, ст. 174) |
|