Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств "Legum servi esse debemus, at liberi esse possimus" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон для декартового произведения множеств относительно пересечения. 1 17.44kb.
Множества. Пересечение множеств. Объединение множеств 1 60.85kb.
Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств 1 65.34kb.
Основные понятия теории множеств 1 92.49kb.
Вопросы к экзамену Основные понятия теории множеств. Примеры 1 22.46kb.
Логическая операция Обозначения 1 83.3kb.
Закон что собой представляет. Законы диалектики раскрывают механизм... 1 96.15kb.
Билет №7 Операции над множествами: объединение множеств, разность... 1 31.46kb.
Лекция Учение о Боге Лекция Учение об Иисусе Христе 15 2083.65kb.
Программа курса «Дискретная математика» 1 28.67kb.
«основы теории множеств» 2 476.13kb.
В. А. Кутырев Величи(на)е и коварство феноменологической идеи Гуссерля 1 197.98kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств "Legum servi esse - страница №1/10


www.koob.ru

Владимир ШМАКОВ
СИСТЕМА ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЗАКОН СИНАРХИИ


И УЧЕНИЕ О ДВОЙСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ МОНАД И МНОЖЕСТВ
"Legum servi esse debemus, at liberi esse possimus". Cicero

Над реставрацией текста работали:


И. Старых
М. Добровольский
Корректура
A. Морозов
B. Давыдов
Компьютерные работы И. Петушков
Владимир Шмаков. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств
К.: «София», Ltd., 1994.— 320 с.
«Закон синархии» — вполне законченное произведение Владимира Шмакова, как и «Основы пневматологии».
«Вполне понять разумом закон синархии — значит не только усвоить все целостное содержание начала разума, но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик закона созерцания. Достижение этого идеала может быть конечной целью всей эзотерической школы...
Если бы этот идеал раскрывался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого реального жизненного значения...
Стремясь к истине, человек предвосхищает основные ее веяния уже с самых первых к ней устремлений».

ISBN 5—7101—0011—0


Реставрация текста.
«София», Киев, 1994 Макет. И. Петушков, 1994 «София», Киев, 1994

ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ


1. Закон синархии, его раскрытие в органическом

строении космоса. Понятие об иерархии................... ~ 14


Важность закона синархии. Синархия есть данность безусловная. Мир как органическое целое. Иерархия. Ложность мысли о равенстве людей как следствие закона синархии. Неравенство есть основной закон мира. Его онтологические причины и феноменальные следствия. «Закон пирамиды». Идея непрерывности и ее следствия. П. Флоренский. Иерархизм и прерывность.
2. Простейшая количественная иерархия. Часть и целое.

Инфра-мир и супра-мир................................................... 25


Закон автономии видов энергии как простейшее явление синархии. Соотношение частей целого между собой, антиномия их связанности и независимости. Основная антиномия учения о части и целом. Относительность понятий «часть» и «целое». Иерархия живых существ. Два ее видимых предела. Всякая иерархия должна продолжаться в бесконечность. Инфра-мир и супра-мир. Работа Фурнье Дальба. Бесконечность иерархии миров. Бесконечность пространства и времени и ее гносеологическое значение. Необходимость качественного, а не только количественного анализа. Основная нелепость материализма.
3. Понятие о качественной иерархии............................... 32
Недостаточность геометрической интерпретации идеи иерархии. Эволюция в трех царствах природы как возрастание синархичности. Биогенетический закон Геккеля. Синархия духа.
4. Потенциальная иерархия идеального мира

раскрывается в космосе. Принцип индивидуальности


и принцип группы. Н. В. Бугаев................................... 34
Интеллигибельный мир как потенциальная синархия. Проявленный мир имеет целью своего бытия реализацию синархии. Принцип индивидуальности и принцип группы. Два вида явлений. Синархия монад. Монадология Н. В. Бугаева. Эзотерическое учение о двух иерархиях: монад и множеств .

— 6 —
5. Монадология Канта и Лейбница, их различие и


сходство; их ошибочность............................................. 41
Два понимания «монады». Кант. Порфирий и Лейбниц. • Основные недостатки монадологии Лейбница, ее родственность с кантовской. Корень ошибочности всех исторических монадологии — незнание учения о множествах.
в. Первоверховная антиномия:
единство—множественность и ее раскрытие в

двойственной иерархии монад и множеств.

Эзотерическое определение монады. Три идеальных

мира: абсолютный, актуальный и потенциальный... 44


Основные идеи теории бинера или антиномии. Антиномия: единство—множественность. Мир идеальный и мир феноменальный. Потенциальная иерархия. Монады суть и часть, и целое. Два идеальных мира: потенциальный и актуальный. Основной кватернер мирового бытия. Монады принадлежат идеальному миру и в нем же эволюционируют.
7. Космогонический метод. Потенциальный идеальный

мир и Хаос. Отражение полюсов антиномии:

единство—множественность друг в друге................... 48
Космогонический метод. Космогоническое рождение иерархий. «Закон аналогии» Гермеса Трисмегиста. Два Лика Абсолюта. Потенциальный идеальный мир и Хаос. Закон сопряженности дифференциации и интеграции. Иллюстрация соотношений ноуменального и феноменального миров в творчестве. Первичная творческая антиномия потенциального идеального мира и Хаоса. Антиномия: единство—множественность. Отражение ее полюсов друг в друге.
8. Претворение аморфного Хаоса в атомную материю.

Эмпирическая достоверность этого факта и его

необъяснимость. Разрешение проблемы атомной

материи и энтропии в связи с учением об иерархии

инфра- и супра-миров. Метафизическое учение о

потенциальной и актуальной множественностях...... 52


Претворение потенциальной множественности Хаоса в актуальную. Рождение первичных кристаллов — прототипов атомов. Научная достоверность этого факта и невозможность его физико-механического объяснения. Возможность .разрешения проблемы с более широкой точки зрения. Создание материи инфра-миром. Разрешение проблемы о возрастании энтропии. Беспредельная цепь вселенных. Иерархическая координата и четырехмерное иерархическое пространство. Иерархия миров стремится лишь к потенциальной бесконечности. Органическая целостность иерархии миров. Частный аспект закона синархии. Значение терминов: «потенциальное единство» и «потенциальная множественность». Смысл и последствия взаимного

отражения полюсов антиномии: единство—множественность. Первичный вневременный этап космического творчества.


9. Хаос и космос. Достоверность красоты и гармонии.

Антиномичность иерархии монад и иерархии

множеств. Идея неатомной первичной материи

вводится в эзотерическое учение лишь как

гносеологический прием................................................ 61
Эволюция есть организация. Чем космос отличается от Хаоса. Разные виды эмпирической достоверности. Достоверность красоты и гармонии. Природа мировой эволюции. Антиномичность иерархии монад и иерархии множеств. Начало мировой эволюции. Идея платоновской неатомной первичной материи имеет лишь гносеологическую ценность и оправдание.
10. Синархия физического мира........................................ 67
11. Царство кристаллов....................................................... 69
Кристалл как простейший организм, его сознание. Мир кристаллов. Его природа и смысл бытия. Сознание кристалла и его соотношение с человеческим.
12. Царетво растений.......................................................... 74
Царство растений и его отличие от царства кристаллов. Мир растений отделен от мира кристаллов скачком синархии. Личность растений. Сознание растений, в нем раскрывается актуально одна только категория чувства. Природа личности растений пассивна. Символическое тождество растений и ангелов. Символика Каббалы. Соотношение символов «камня» и «растения».
13. Царство животных......................................................... 84
Царство животных и его отличие от царства растений. Сознание животных актуально обладает всеми тремя категориями: чувства, разума, воли. Эти категории раскрываются как потенции духа, но именно внешние условия жизни вызывают необходимость их раскрытия. Эти условия суть: необходимость поиска пищи и борьба за существование. Эволюция самостоятельности и инициативы. Разум и воля сознания животных.
14. Синархия царств природы............................................ 90
Достоверность и ценность классификации органического целого природы на отдельные ее царства. Антиномия двух видов эволюции и вытекающая из нее антиномия двух закономерностей. Последовательная иерархия царств природы.
15. Место человека в иерархии космоса........................... 94
Есть ли человек только высшее животное. Человек как общекосмическая идея. Идея человека есть ось мира. Адам-Кадмон.

— 8 —
16. Синархия царств идеального мира»................................. 97


Эволюция идеального мира. Претворение его потенциальной иерархии в актуальную. Антиномическая сопряженность царств природы. Триединство принципов царств природы. Триединство принципов царств идеального мира. Царство тверди или принципов. Закон синархии и Арканы Таро. Каббала и ее символика букв. Три категории принципа и примат воли. Микрокосмичность принципов. Царство монад или индивидуальных единств. Антиномичность принципа и монады. Микрокосмичность монад. Три категории монады и примат воли. Антиномичность иерархии принципов и иерархии монад. Соотношение между царствами Отца и Сына. Царство ангелов или идей. Символическая интерпретация трех царств идеального мира. Природа идей и место их царства в организме идеального мира. Идеи как аналоги растений. Иерархия идей, ее рождение из иерархии принципов и раскрытие в иерархии монад. Пассивность собственной природы идей. Три категории идей или ангелов. Особенности иерархии категории воли. Падение Люцифера. Основные тезисы традиции. Метафизическая природа зла. Метафизический смысл падения Люцифера. Антиномия: Михаил — Люцифер. Природа демонов, они образуют лишь тень синархии. Реальность и иллюзия. Эгрегор. Эгрегор сатаны. Козел как эмблема дьявола, ее древность. Вневремен-ность трех царств идеального мира. В своей уединенности идеальный мир оставался бы потенциальным. Трансцендентное нуждается в имманентном. Необходимость их органического сопряжения. Оно осуществляется иерархией монад. Эволюция материи и инволюция духа. Исключительность места Человека в иерархии космоса. Соотношение между царством идей и царством монад. Космическое призвание человека.
17. Основная антиномия существа человека,

сопряженность в нем двух различных иерархий,

трагедия как основной закон жизни................................ 123
Двухприродность человеческого существа. Выражения этой доктрины на пути истории. Свобода и безграничность возможностей человека. Их причиной является антиномическая природа существа человека. Предел эволюции человека. Три основные членения организма человека. Тело человека, его природа. Сознание человека,его основная антиномия. Двойственность человека: он есть и животное и истинный человек. Животная сторона человека, как имманентный полюс его естества. Будучи одновременно причас-тен к имманентному и трансцендентному, Человек должен жить по двум иерархиям. Кватернер видов духовного самоубийства. Тра-гедия человека.
18. Ноуменальная иерархия монад...................................... 134
Основные доктрины эзотерической монадологии. Раскрытие потенциальной монады. Иерархия монад. Трудность формулирования в разуме ее идей. Феноменальная и органическая закономерности. Природа монады, ее бытие и

— 9 —
индивидуальность. Единство бытия, множественность рождается лишь в сознании. Индивидуальность, ее природа. Качества феноменальной формы. Ноуменальная группа. Неравенство монад. Индивидуальность и субъективность. Двойственное проявление субъективности. Ноуменальное может проявляться лишь в равновесии феноменального. Индивидуальность, как энтелехия субъективности. Проявления индивидуальности. Идея «органического членения». Идея соотносительности. Иерархический порядок монад как следствие возрастания индивидуальности. Антиномия: Бог есть Личность — Бог Безличен. Эзотерическая монадология. Ноуменальный организм, звено иерархии и ноуменальная группа. Синархическая сопряженность звеньев иерархии. Соотношение между принципом синархии и идеей иерархии. Сопряженность эволюции монад одной группы.


19. Феноменальная иерархия множеств.............................. 151
Основные доктрины учения о множественности. Различие между ноуменальной и феноменальной группами. Определение группы Кантором. Два вида групп: чистые и нечистые. Эволюция монады и- эволюция множества, их антиномическая противоположность. Два направления эволюции множеств. Их различие только кажущееся и по существу они тождественны. Это есть лишь гносеологическая антиномия. Все монады вневременно сопряжены между собой, для иерархии множеств всеобщая сопряженность есть лишь энтелехия всей ее эволюции. Неравенство множеств. Их личность. Она проявляется в явлениях сродства. С развитием личности увеличивается ее влияние на дальнейший ход эволюции. С эволюцией множества возрастает субъективность его личности. Идеи «органического членения» и «соотносительности» по отношению ко множест­вам. Иерархический порядок множеств, как следствие возрастания личности и субъективности. Антиномия: Великая матерь есть Личность — Она Безлична. Эзотерическое учение о множествах. Феноменальный организм, звено иерархии и феноменальная группа. Антиномичность природы ноуменального и феноменального звеньев, — в их отношении к трансцендентному, в их отношении к имманентному. Сопряженность эволюции множеств одной группы. Антиномичность сопряжения частей в ноуменальном и феноменальном.
ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
20. Сопряженность ноуменальной иерархии монад и

феноменальной иерархии множеств в жизни космоса.

Трагедия мировой жизни и ее два вида........................... 166
Сопряженность идей личности и множества. Их антиномичность. Онтология идеи личности. Расчленение антитезиса антиномии первого вида в антиномию второго вида. Задача о трех телах. Рождение личности и ее эволюция. Двойственная причина дисгармонии феноменального мира. Тождество двух аспектов этой причины. Примат идеи непос-

— 10 —
редсгвенного сопряжения части с целым. Феноменальная организация должна следовать от части к целому последовательно в каждом звене иерархии. Исходная онтологическая причина -феноменальной дисгармонии. Эмпирическая сопряженность двух аспектов общей причины дисгармонии. Необходимость дисгармонии для возможности осуществления эволюции. Дисгармония может быть преодолена лишь через высшую интуицию. Идея дисгармонии как основной предмет феноменального мира. Антиномия общих тенденций ноуменального и феноменального. Две системы противоположностей. Трагичность мировой жизни. Основной вид мировой трагедии. Две антиномичных, но одинаково ложных попытки ее игнорирования. Эзотеризм приемлет одновременно оба полюса этой антиномии. Схема основных этапов эволюции сознания. Рост высшей интуиции и нарастание трагичности. Механизм претворения одностороннего сознания в антиномическое. Трагичность первого вида одинаково предстоит перед человеком и государством. Трагедия человека. Трагедия общества. Церковь и государство. Попытки устранения этой антиномии. Одностороннее утверждение Церкви. Одностороннее утверждение государства. Одинаковая тщетность этих попыток. Общие пути к творческому преодолению трагичности: Две противоположных цели в жизни общества и необходимость соблюдения равновесия между стремлениями к ним. Путь страдания. Второй вид мировой трагедии. Антиномичность феноменальной природы. Этот вид трагедии проистекает из первого и по существу ему тождествен. Соотношение между феноменальным организмом и окружающей средой. Основная антиномия первого вида. Из нее вытекает вторичная антиномия второго вида. Анархизм. В одностороннем утверждении они одинаково ложны. Два вида внутренней дисгармонии феноменальной природы. Механизм претворения одностороннего сознания в антиномическое. Преодоление трагедии второго вида более сложно и трудно, чем преодоление первого. Обоснование альтруизма; его необходимость. Как сознание отдельного организма воспринимает идею целого его группы. Антиномия методов: синтетического и аналитического. Дополнительные осложнения общей задачи. Все внешнее познается только опытом. Всякий опыт есть столкновение. Три случая столкновения сознания с организмами его группы. I. Объект слабее субъекта по степени иерархии. II. Объект и субъект принадлежат одинаковой ступени иерархии. III. Объект познания принадлежит высшему иерархическому порядку, чем субъект, а) Объект есть реальный организм, б) Столкновение сознания с организмами отдаленных групп. Общая трагичность жизни.


21. Иерархия человеческого сознания в его статике и
динамике.......................................................................... 210
Статические иерархии сознании. Их целостность и непрерывность. Иерархичность начала разума. Ошибочное игнорирование качественного различия элементов мышления. Ошибочность последовательного метода умозаключений. Сопряженность этих ошибок. Их следствие: ошибочное признание разума простым началом. Качественная иерархия элементов мышления, Пример: качественное

—11 —
различие общего представления от честных. Закон иерархии есть основание всякой науки. Классификация. Закон иерархии есть основа всего научного мышления. Анализ и синтез. Механизм мышления в действительности всегда иерархичен. Наше сознание настроено по закону иерархии во всех трех его категориях.


22. Иерархия человеческих сообществ и их органическое

устройство; социальные и духовные организмы............. 220


Априорная необходимость органического строения человеческих сообществ. Основные членения их иерархии.
I. Государственное общество как организм..................... 222
Общая идея организма. Тождество идей организма и жизни. Место человеческого сознания в иерархии организмов. Единство и множественность в организме человека. Физиология.. Психология. Семья и личность как элементы человеческого общества. Идеи Канта. Общее единство человеческих обществ. Соотношение в общественном организме полюсов антиномии: единство—множественность. Отрицательные последствия приписывания идее организма второстепенных признаков. Признак непрерывности. Признак определенности формы. Общая идея организма одинаково проявляется на всех ступенях иерархии. Иерархический порядок организма определяется порядком его единства. Закон Геккеля и применение его Лилиенфельдом к организму человека и организму общества. Целостное сознание общества и сознание человека живут в планах различного иерархического порядка. Будучи антиномичны, эти два сознания в то же время всегда органически сопряжены. Заключение: организм общества и организм государства тождественны по сущности и аналогичны по качествованиям. Система индуктивных доказательств этой доктрины у Лилиенфельда и Вормса. Работа Вормса. Анатомия обществ. Физиология обществ. Сознание и личность обществ. Размножение обществ. Работа Лилиенфельда. 'ТЛесто человеческого общества в космосе. Общая идея организма и общества. Пять основных признаков организма. Основная аналогия общества и организма в трех аспектах жизни. Истинный прогресс есть углубление антиномий и сопряжения их полюсов в органической жизни. Нелепость представления о безграничной свободе. Антиномическая сопряженность идей свободы и собственности. Размножение, смерть и болезни обществ. Нервная система организма общества как механизм, осуществляющий его целостность. Проявления общественного сознания в нарастании потенциальных напряжений и в их разряжении. Органы человека суть продукты окружающей среды; его психические силы суть продукты жизни в организме общества. Религия. Субъективные особенности личностей обществ. Эволюция всякого организма есть возрастание свободы. Проблема сознания и личности обществ
II. Учение об эгрегоре и его видах............................. 260
Взаимоотношения частей группы. Понятие об эгрегоре: он есть актуальное сознание группы. Два основных вида эг-регоров: реальные и мнимые. Эгрегор создается кол-

— 12 —
лективной работой актуальных сознаний индивидов группы. С ходом эволюции эгрегор становится независимым деятелем. Виды реальных эгрегоров. Физиологический эгрегор. Эгрегор не есть идея или система идей. Его природа ноуменально-феноменальна. Эгрегор и Карма. Эгрегор есть динамическая система. Онтологическое происхождение эг-регора. Силовые поля идей и эгрегора; их антиномичность. Эволюция эгрегора. Закон возрастания свободы. Преодоление эгрегориальной необходимости через высшую интуицию. Общее определение и содержание физиологического эгрегора. В иерархии видов культуры первой раскрывается материальная ступень. Экономическая культура как продолжение и раскрытие потенций тела. Иерархическое место физиологического эгрегора. Рождение экономической организации. Экономический эгрегор. Его аналогия с физиологическим. Их различие. Виды экономических эгрегоров. Природа экономического эгрегора. Проявления в нем культа. Политический эгрегор. Его природа. Значение сознательной воли. Политическая эволюция, проявление культа. Эгрегоры сознания. Деление по трем категориям. Эгрегоры чувства. Их виды. Эгрегоры разума. Школа. Эгрегоры воли. Организация обществ. Ее эволюция. Общество трансценден-тно индивиду. Проявление трансцендентного сознания обществ. Трансцендентная закономерность и случайность событий. Роль эгрегоров. Воплощение эгрегориальных тяготений в отдельных личностях. Пророк и гений. Борьба эгрегоров


III. Иерархии духовных организмов и их сознания------- 294
Аналогия органического строения общества и человека. Природа иерархического соподчинения монад. Тип возрастания фиксируется у монад лишь на конечное время. Иерархия монад вечно органически перерождается. Устойчивость множеств при постоянной смене\ичного состава входящих- элементов. Это осуществляется через фиксацию пределов вероятности. Истинное соотношение между монадами индивида и общества. Кинетические выражение закона синархии. Сопряжение монад по типам индивидуальности в духовные группы. Потенциальное сознание высших монад человеческих обществ
КОММЕНТАРИИ................................................................... 301

«Философия есть наука принципов и первопричин» (Аристотель)


Книга первая
ЗАКОН СИНАРХИИ И УЧЕНИЕ
О ДВОЙСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ
МОНАД И МНОЖЕСТВ
ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ

§1. Закон синархии, era раскрытие в органическом строении космоса. Понятие об иерархии.


В основе эзотерического миросозерцания лежит закон синархии . Его бесконечно глубокое содержание чрезвычайно трудно выразить в системе слов и понятий, ибо оно по своей природе лежит выше области действия познавательных и изобразительных способностей интеллекта. Вполне понять разумом закон синархии — значит не только усвоить все целостное содержание начала разума, но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик мироздания. Достижение этого идеала может быть лишь конечной целью всей эзотерической школы, к которой она должна неуклонно стремиться во всех своих начинаниях. Если бы этот идеал раскрывался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого реального жизненного значения и являлся бы лишь отвлеченной эмблемой. Но всякий реально существующий идеал, в противоположность вымышленным девизам, оказывает свои воздействия на всем пути приближения к нему'.
Стремясь к истине, человек предвосхищает основные ее веяния уже с самых первых к ней устремлений. Так и в данном случае, хотя мы и бесконечно далеки от целостного восприятия законов синархии, но все же можем твердо ус-

— 15 —
тановить, что к его истинному содержанию можно приближаться лишь через углубление и органическое воссоединение ряда определенных идей. Всякий принцип таит в себе бесконечное содержание, ибо он объемлет в своих тональностях все космическое многообразие в некотором индивидуальном единстве, но в то же время может быть выражен в конечной совокупности слов. Такое выражение нисколько не претендует быть адекватным с действительным содержанием принципа, ибо оно является лишь символом, но именно в этой символичности вся цель его и оправдание.


Природа символа глубоко антиномична. С одной стороны, он образован из элементов феноменального мира, а с другой, он причастен к ноуменальному. Символ есть брешь в оковах тварности, через которую тварь получает возможность соприкасаться с вечным и необусловленным. Символ как бы дает точку опоры идеальному в области относительного и тем раскрывает относительную свободу видеть идеальное и к нему тяготеть. Эзотерическая традиция может дать человеку, как выражение закона синархии, только ряд символов интеллигибельного порядка, но этим она раскрывает путь к такому глубокому внедрению сознания в этот корень космического бытия, на какое только оно способно.
Закон синархии есть данность,— но данность не субъективная, а безусловная и общемировая, хотя и служит пер-воверховным принципом всего бытия нашего сознания,— и в то же время он является императивом, привходящим в сознание извне.
Закон синархии есть не только основной закон мира, но и самая его сущность, смысл и оправдание, он есть одновременно и цель и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии есть также и конечная цель всей эволюции человека на пути разума, и его собственное содержание. Как все великое и истинное, закон синархии весьма прост, но именно благодаря этому все величие и бесконечность его содержания могут быть хоть сколько-нибудь восприняты лишь путем долгого эволютивного подхода. Последовательно изучая одни его аспекты за другими, человек может постепенно асимптотически приближаться к этому океану идей и воспринимать в своем сознании все яснее и ярче его целостный отблеск.
—16 —
Европейская философия знает формулу: «Мир есть органическое целое», — это и есть простейшее выражение закона синархии. Однако оно крайне ограничивает и обедняет его содержание, ибо стремится утвердить лишь ту частную идею, что видимое многообразие вселенной есть раскрытие некоторого Высшего Единства, синтетически объединяющего все бесчисленные единичные виды и формы проявления. В одностороннем утверждении эта идея претворяется в провозглашение формулы: «Deus sive Nature», то есть в понимание космоса как системы субстанции и ее
атрибутов пантеизма Спинозы, Органическое мировозз-
о рение устраняет эту сектантскую односторонность, вводя
идею Абсолюта, Который по сущности своего бытия надмирен, но раскрывается в мире как субстанция .
Собственная его Природа определяется антиномией Нирвана—Проявление, то есть утверждается, что Абсолют одновременно имманентен и трансцендентен миру .
Раскрытие Абсолюта происходит сначала в идеальном мире, а затем Его ноумены, в свою очередь, раскрываются в единичных явлениях феноменального мира как субстанция второго разряда.
Не подлежит сомнению, что все эти идеи возникли в европейской философии в связи с быстро растущим в наши дни интересом к еще недавно, казалось, окончательно позабытой религиозно-мистической литературе и Востоку вообще. Только в самое последнее время эти доктрины начали получать формулировку, отвечающую требованиям европейской философской мысли и благодаря этому стали занимать уже важное в ней место. Однако нельзя отрицать, что на европейской почве эти идеи еще далеко не достигли целостности, слитности и гармонической сопряженности, то есть еще далеко не вылились в законченную систему. Если истинное эзотерическое учение есть нечто стройное и законченное, как кристалл, то современная европейская мысль успела усвоить только отдельные и весьма разрозненные его звенья. Сложная система идей, выражающая гармоническое строение космоса в эзотеризме, объединяется в первовер-ховном законе его бытия — в законе синархии.
Наиболее легким для восприятия его выражением будет следующее: закон синархии есть закон иерархического
строения космоса. Мировое многообразие не есть простая
— 17 —
периферия абсолюта (Брахмана), раскрывающегося в субстанции (Браме, Божестве Творящем — по эзотерической терминологии ,— а стройный организм, где отдельные формы расположены по закону бесконечно углубляющегося синтеза. В этом определении неразрывно объединены две основные доктрины эзотеризма:
1)мир есть организм, то есть нечто единое и целое, и
2) мир есть организм, а потому отдельные части его расположены по закону возрастания типов, то есть по закону иерархии.
Глубокое понимание этих идей и неразрывную сопряженность мы встречаем уже у Плотина . Подобно тому, как наши члены суть части нашего тела, мы сами являемся частями вселенной. Вещи созданы одни для других. Все полно сигналов, и мудрый может выводить одну вещь из другой... Все соподчинено во вселенной (ovvra^ic, /лю) . Все вещи взаимно зависят друг от друга. Все согласуется в единой цели (avftjivoia /них) , и не только в каждом существе, в котором части совершенно объединены вместе, но и в более высокой степени — во вселенной.
Необходим единый принцип, чтобы сделать единым
это множественное существо, чтобы сделать из него
- 9 та
единый и всемирный организм . Как в человеческом теле каждый орган имеет свою собственную функцию, точно так же и во вселенной каждое из существ имеет особое назначение. Благодаря этому они не только образуют части вселенной, но и сами по себе являются вселенными, обладающими самобытным значением10.
Следовательно, все вещи проистекают из единого принципа, выполняют каждая свое назначение и находятся во взаимных воздействиях. Будучи отделены от вселенной, они оказывают и испытывают воздействия одна от другой. Каждая из них повторена и противопоставлена другой. Но их движение не является произвольным, не есть следствие случайностей. Они образуют ряд, где благодаря естественным связям каждая есть следствие предществующего и причина последующего1'.
Эта же самая система идей выражена более кратко
1 2
Шеллингом , где одновременно с целостностью и единством космоса он также резко подчеркивает

— 18 —
иерархичность его строения. — «Природа есть не только в целом частное единство идеального и реального, она представляет собой такое единство идеального и реального, она представляет собой такое единство в частной форме каждой из своих ступеней, она есть ряд таких частных единств, подчиненных единству целого».


Приведенные тексты Плотина и Шеллинга с изумительной глубиной объемлют грандиозное содержание. Насыщенность этих словесных символов, их «духовная плотность» так велика, что для правильного'усвоения таящегося в них необходимо пояснить их более подробным изложением. Идея целостности мира (коацос,) может быть воспринята без особых усилий, ибо она имеет многочисленные и яркие выражения в мировой литературе. Но идея иерархического строения космоса неизмеримо более трудна. Более того, по отношению к человеку, где иерархизм проявляется с наибольшей силой и отчетливостью, существует ложное мнение, прямо противоположное закону синархии — это есть «tabula rasa» Локка или, в другой формулировке, лжепринцип «равенства», «одинаковости» всех людей.
Уже задолго до «великой» французской революции муд-
1 ^ рый Сковорода изрек: «Что глупее, как равное равенство,
которое глупцы в мир ввесть всуе покушаются?», — но и поныне «идея» равенства продолжает заливать кровью мир. В действительности в мире нет и быть не может двух одинаковых форм или видов бытия, то есть повторения, ибо это было бы признаком конечности мира, а, следовательно, и ограниченности Производящей Силы Творца . Наоборот, бесконечное многообразие, бесконечная роскошь вселенной как в великом, так и в малом — вот истинное Евангелие Божественного Всемогущества.
Идея равенства, мысль об одинаковости достоинства явлений природы или человеческих существ есть в сущности аскетическое отвержение мира, обеднение его содержания, отрицание всякой самобытной ценности в его бытии буддизм в его наихудшем виде. Идея равенства могла иметь и всегда будет иметь успех у тех народов, у которых мистицизм, не уравновешиваясь разумом и волей, принимает определенную нирваническую окраску. По этой причине она всегда будет иметь наибольшее распространение у тех классов, где меньше всего знаний и индивидуальной воли. Наоборот, чем

— 18 —
выше развит человек, тем яснее он сознает, что неравенство есть первооснова мировой жизни.


Каковы же исходные, онтологические причины неравенства единичных проявлений бытия и в чем оно объективно сказывается?
Эзотеризм отвечает, что такой онтологической причиной является закон синархии, ибо он утверждает принцип индивидуальности и возможность различного положения индивидуального бытия в системе иерархий. Причиной же материальной является система двух элементов: проявленная индивидуальность, определяемая тональностями, объективным образом раскрывающими индивидуальную самобытность ноуменального прототипа данного проявления, и достигнутая ступень синархии, соответствующая месту на лестнице совершенствования, которая, начинаясь от простейшей формы, затем постепенно приводит к целостному раскрытию системы потенций ноумена. Феноменальная жизнь рождается из проявления ноумена идеального мира, то есть перехода его сознания из нирванического состояния в синархическое. Механизм этого процесса состоит в том, что вся динамическая активность сосредоточивается в некотором фокусе на периферии синархической системы потенции ноумена — в «проявленном сознании» и, по мере эволютивного сознания и утверждения последним потенций, эта активность вновь воссоединяется с ноуменальным первообразом, но уже проникнутая синархическим сознанием.
Чем больше путь, уже совершенный кинетическим сознанием, тем более его содержание. Всякое сознание есть центрирование, объединение отдельных входящих в него элементов. При отсутствии этого центрирования совокупность элементов представляет собой только хаос, а потому и не может быть названа «сознанием». Здесь мы подходим также к так называемому в эзотеризме «закону пирамиды» — чем больше число элементов, то есть чем обширнее основание пирамиды, тем выше ее вершина, то есть тем выше синтетичность объединяющего начала.
Учение эзотеризма об иерархическом строении космоса находится в непосредственной связи с так называемой идеей прерывности. Развитие науки до конца XIX века характеризуется разносторонним; утверждением и распространением обратной идеи непрерывности. Зародившись в

— 20 —
глубокой древности, идея непрерывности получила точное выражение лишь с открытием дифференциального исчисления. По первоначально созданным понятиям дифференцирования и интегрирования (до Римана) они могли быть прилагаемы к одним только непрерывным функциям. Благодаря этому, математика стала естественно обходить все те проблемы, где эта непрерывность нарушалась, считая все эти случаи лишь парадоксами, досадными курьезами. Из математики идея непрерывности постепенно перешла и в другие отрасли знания и таким образом сделалась одним из важнейших постулатов всего научного мировоззрения.


Понятие «непрерывность» и «закономерность» стали почти синонимами, и всякая попытка сомнения в нена-рушимости непрерывности стала рассматриваться как нелепый бунт против вечных и неизменных законов природы. Эта тенденция наиболее леденящим образом повлияла на круг идей психологических и социальных. Всякая возможность самобытного проявления индивидуальности, духа и свободной воли совершенно отрицалась, возможности развития и элемент неожиданности будущего заменялись строгой предопределенностью, благодаря рабской подчиненности прошлому, вся поэзия жизни безжалостно умерщвлялась, ибо кроме механического нагромождения последовательных дифференциально малых феноменов человек ничего другого не хотел и не мог видеть, ценность личных дарований и роль гениев в истории культуры сводилась почти на нет, ибо в их творчестве отрицались главнейшие элементы — независимость, новизна, интуитивность и непосредственность откровения. Миросозерцание, фанатически поклоняющееся идолу непрерывности, несовместимо ни с религией, ни с признанием самобытности духа и души человека. Это, воистину, есть апофеоз пошлости!
«Вполне естественно,— говорит Флоренский15,— было ждать, что сама виновница такого соблазна — математика — с течением времени захочет исправить ту односторонность миросозерцания, которую она, хотя и непреднамеренно, вызвала в умах целых поколений. Если математика подчеркнула идею непрерывности, и конкретизация этой идеи вызвала однобокость миросозерцания, а вместе с тем ряд мучительных диссонансов и даже глубоко фальшивых нот, то можно было ждать, что критика такой идеи уничтожит односторон-

— 21 —
ность, если она не законна, и санкционирует ее, если она необходима.


Этот столь необходимый переворот был произведен в восьмидесятых годах XIX века Георгом Кантором. Он доказал, что непрерывность е с т ь не только частный случай прерывности». По словам Флоренского многочисленные исследования пространства с этой стороны вполне выяснили, что даже в последней крепости непрерывного, даже в непрерывном по преимуществу пространстве, на почве которого и была создана Зеноном и Парминидом идея непрерывного, даже в геометрических образованиях находит себе место прерывность. Пространственные образы, вообще говоря, прерывны и только весьма специальные условия привносят в них тот комплекс признаков, за которыми мы имеем право называть эти области не­прерывными». «Если вообще,. — говорит Дедекин,— пространство имеет реальное бытие, то ему нет надобности быть непрерывным. Бесчисленные его свойства оставались бы теми же, если бы оно было разрывным».
Еще более ярко говорит об этом Кантор: «Гипотеза непрерывности пространства есть, следовательно, не более, как предположение, само по себе произвольное, о полном однозначном и взаимном соответствии между чисто арифметическим понтикумом трех измерений (х, у, z) и пространством, которое служит основанием мира явлений. Мы легко можем сделать мыслью абстракцию от изолированных точек в пространстве, даже когда они густы в каждом протяжении, и примкнуть к понятию прерывного пространства А трех измерений, при условиях, описанных выше (в теореме). Что же касается до представляющегося тогда вопроса, именно, решить — можно ли вообразить непрерывное движение в таких прерывных пространствах, то нужно, по предыдущему, ответить на него утвердительным и абсолютным образом... Итак, мы приходим к замечательному выводу, что никак нельзя заключать непосредственно из одного факта непрерывного движения к общенепрерывности пространства трех измерений (или двух), к такой непрерывности, какой мы ее представляем себе, чтобы объяснить явление движения».
Нетрудно заметить, какое величайшее значение имеют новейшие математические идеи для всего нашего миросозер-

— 22 —
цания.


Идея прерывности узаконивает скачок, перепад, мгновенное, переключение в функциональном развитии. Строго последовательный неумолимо логический процесс не только может нормально восприниматься прерывистым, но и во­обще прерывность внешней манифестации есть общее свойство проявления, и только в частных случаях оно может объектироваться в непрерывном процессе.
Отсюда же непосредственно вытекает доказательство и обратной теоремы: — Если человек наблюдает скачок в процессе, то из одного этого факта он еще не имеет никакого права заключить о незакономерности его.
Натолкнувшись на такое обстоятельство, он должен прежде всего стараться уяснить: принадлежат ли обобщаемые им факты действительно к одному и тому же ряду, или он ошибочно принял в один квантум разнородные элементы. Если такой ошибки нет, то наш разум оказывается принужденным признать то, что с точки зрения прошлого науки должно быть охарактеризовано не иначе, как классическое чудо.
У о. Павла Флоренского имеется обширный и вполне законченный труд о целом ряде прерывистых функций, дающих необычайно интересные кривые. К величайшему

сожалению, это произведение до сих пор остается ненапечатанным. Некоторые из этих кривых изумительно точно выражают самые сложные и интересные явления человеческого сознания. Приведем несколько примеров.


1). Непрерывная прямая вдруг неожиданно распадается на ряд точек, расходящихся пучком, а затем вновь

собирающихся в одну непрерывную прямую. Все это выражается только одним уравнением, то есть одним законом. Невольно восстает аналогия с явлением временного распада сознания.

2). Непрерывная кривая, начиная с некоторой точки, неожиданно раздваивается на две самостоятельных кривых. Это может выражать распад личности, как патологический, так и часто совершаемый в нормальной жизни, когда человек начинает объединять в своей целостной личности две отдельных. С другой стороны, эта диаграмма, показывая, что одной и той же абсциссе соответствуют две ординаты, может несколько помочь уяснить природу сознания, включающего в себя антиномичность, а потому имеющего по одному и тому же вопросу одновременно два различных решения.
3). Одно уравнение, единый закон выражает систему последовательных наклонных отрезков прямых, причем низшая точка каждого последующего отрезка лежит внизу на одной вертикали с высшей точкой предыдущего. По-видимому, это есть почти идеальная геометрическая интерпретация закона Кармы. В каждом отдельном воплощении
— 24 —
человек проходит все фазы от младенчества до старости, затем непрерывность нарушается и процесс начинается снова. Разумеется, такая диаграмма слишком примитивно выражает
такой необыкновенно сложный закон, как Карма, но все же
17 она вполне правильно иллюстрирует его основную идею
Точная математика здесь сумела уловить строгую непрерывную последовательность истинной природы процесса под внешней иллюзией раздробленности и прер ы-в и с т о с т и.
В дальнейшем изложении — при кратком обзоре философии Бергсона — мы видим, что математическое учение о прерывистости находится в полной гармонии с собственной природой разума, который в принципе не может иначе воспринять данности опыта, как в прерывистых функциях. Теперь же мы воспользуемся этим понятием для нашей, ближайшей цели. Мы уже сказали, что отдельные формы бытия различаются друг от друга по двум направлениям: по индивидуальности и по степени синтетичности. Иначе говоря, кроме понятия о количестве и взаимоотношениях элементов может существовать еще идея о некоторой умозрительной координате, положение на которой элемента определяет его «качество», синархичес-кое достоинство. Так, например, идея всякого общего закона лежит выше на лестнице синархии, чем его конкретное сепаратное следствие. Общая идея прерывности должна быть для общности выражения проблемы одинаково приложима как к последовательности в цепи однородных по степени синтетичности явлений, так и к последовательности по только что поясненной умозрительной координате. Иначе говоря, цепь синархической причинности лишь в частном случае может быть непрерывной, а вообще распадается на ряд отдельных звеньев. Если теперь мы условно назначим некоторые величины: а, Ь, с и т. д,, то мы получим ряд следующих друг за другом поясов. Такая геометрическая шкала и выразит наглядным образом иерархичности мира: закон, ими управляющий, и есть закон синархии. Для того, чтобы идея иерархического строения космоса стала бы совершенно ясной, мы поясним ее проявление как на пути духовного развития человека, так и в области физической природы.

§2. Простейшая количественная иерархия. Часть и целое. Инфра-мир и супра-мир.


Различные виды энергии, как то: звук, тепло, свет, несмотря на все разнообразие своих внешних качеств и проявлений, в действительности является вполне тождественными по своей внутренней природе. Количество колебаний в единицу времени и длина волны являются независимыми переменными, создающими миры звука, тепла, света и др.
Видимая вселенная есть проявление видимой энергии, и

вся многообразность форм бытия рождается из основного

закона автономии — различные виды единой

мировой энергии, отличающиеся между собой

достаточно большими скачками в числе коле­

баний и длине волн, при одновременной дея­

тельности остаются Друг от друга

независимыми, проявляются как бы в парал­

лельных плоскостях, нигде не соприкаса­

ющихся между собой. Как бы прослаивая друг друга,

различные виды энергии одновременно проявляются в одних

и тех же телах, но каждый из этих видов живет по своим

собственным законам и имеет дело лишь с теми свойствами

тел, которые ему соответствуют. Этот закон совместного

бытия и независимой деятельности различных видов

энергии, закон автономии, является частным следствием все-

— 26 —
объемлющего закона иерархического строения космоса — закона синархии.
Мы рассмотрели простейший случай проявления закона автономии, когда отдельные виды общего начала обладают независимостью деятельности в своих областях. Но и здесь нетрудно уяснить, что этот закон провозглашает автономию общего порядка: части связанных единством целого — части обладают полной самостоятельностью.
Это не есть противоречие, т. е. ошибка в умозаключении, а вполне гармоническая концепция. Связанность и независимость частей потому не могут исключать друг друга, что они зиждятся в различных планах, относятся к различным точкам зрения. Связанность частей в целом проистекает из их внутреннего сродства в более высокой идее или форме бытия, а их независимость осуществляется в самостоятельности периферических проявлений.
Отсюда непосредственно и вытекает антиномия чрезвычайной важности: всякая часть, живя самостоятельной жизнью части, в то же время живет и общей жизнью целого. К этой доктрине можно привести довольно большое количество примеров и иллюстраций. В особенности же интересны своей наглядностью новейшие достижения физиологии и гистологии. Так, каждый орган тела, оказывается, настолько самостоятелен (даже сердце), что может пережить иногда на довольно значитель­ное время смерть существа , а в частности может быть пере-
9
несен в другое тело . Относительно второстепенных тканей это давно было известно, по новейшим же исследованиям это распространяется и на самые важные органы. Если, таким образом, автономность отдельных органов необходимо признать вполне доказанной, то и одновременная с этим их связанность не менее очевидна.
С другой стороны, самые понятия «часть» и «целое» исключительно зависят от точки зрения или, вернее, масштаба зрителя. Действительно, отдельная клеточка человеческого организма обладает самостоятельностью, рождается, развивается и умирает, является крохотным индивидуальным существом, но в то же время она есть лишь ничтожно малая часть тела. Но эта же самая клеточка является целым по отношению к составляющим ее молекулам, количество которых измеряется многими сотнями миллионов .

— 27 —
За молекулой идет атом, который представляет собой крохотную солнечную систему, ибо он образуется частицей положительного электричества, вокруг которой обращаются несколько сот частиц отрицательного электричества — элек­тронов .


Здесь мы, по-видимому, встречаем границу. Идя от человека в противоположном направлении, мы видим, что он прежде всего является частью своего племени, по отношению к которому он является лишь простой клеточкой. Племя, в свою очередь, есть составная часть, клеточка народа, за народом идет раса и, наконец, человечество, то есть все население земного шара. По словам Густава Лебона , — «можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующих живое существо. Эти миллиарды клеточек имеют очень непродолжительное существование, между тем, как продолжительность существования, образованного их соединением существа относительно очень долгая, клеточки, следовательно, одновременно имеют жизнь личную и жизнь коллективную, жизнь существа, для которого они служат веществом». Я не буду доказывать здесь, что каждый народ или раса являются живым существом, имеющим свои особенности, привычки, страсти, заблуждения, миссию, идеалы и судьбу, ибо литература об этом слишком обширна, да и сама эта мысль не может вызвать сомнения у вдумчивого человека. В дальнейшем изложении мы еще вернемся к этому вопросу. Идея человечества, по-видимому, оказывает второй верхний предел нашей иерархии, которая, таким образом оказывается справедливой только в определенных границах. Но так ли это?
Всякая идея по природе своей бесконечна, и именно эта бесконечность составляет ее основной признак, отличающий ее от конкретной мысли. Мысль есть нечто вполне конечное, относительное, феноменальное, а идея есть вестник бесконечного и абсолютного мира ноуменов. Самое рождение понятия «предел» есть признание разумом своего банкротства на весах абсолютного. Иерархия есть не только идея, но и идея первоверховного достоинства, и из нее проистекают целые гроздья идей более частного порядка. Поэтому иерархия даже в наиболее грубом, материальном ее приложении, когда она утверждает возрастание синархичности лишь по размерам и сложности, необходимо должна продол-

— 28 —
жаться в бесконечность.


И действительно, строение атома невольно вызывает мысль о полной аналогичности его с Солнечной системой, с другой стороны, созерцание звездного неба пробуждает идею, что все эти мириады солнц — только атомы бесконечного... Эта мысль не нова и общеизвестна, но должного внимания к ней не обращалось очень долго Размеры пространства и находящихся в нем тел не являются совершенно произвольными, а находятся в зависимости от скоростей. Все известные нам в мире скорости колеблются в определенных границах, а потому в них видели некоторый определенный масштаб пространства, существующий вполне объективно. С этой точки зрения размеры молекул существенно ничем не отличались от нуля, а диаметр Млечного Пути вполне удовлетворял обыденную потребность в бесконечном.
следующая страница >>