страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Заключение 4 Литература 5 - страница №1/1
Содержание 2 Введение 3 Заключение 4 Литература 5 ВведениеНа протяжении веков лучшие умы человечества занимали вопросы: почему люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение. Что есть разрушительное в человеке, каковы истоки произрастания зла в человеке как индивиде, в социуме, в истории, в жизни всего человеческого рода. Именно агрессивное поведение в свете последних мировых тенденций развития всевозможных вооруженных конфликтов и роста насилия относиться к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось цивилизованное человечество[6]. Развитие, рост, потенциальность человека, признание его изначальной позитивности и ресурсности до середины ХХ века редко звучали в психологии. И вот к началу 50-х годов двадцатого возникает новое, так называемое, гуманистическое направление в психологии, которое расцветает уже в 60-70 г. Его возникновение и развитие связано с такими именами, как Э. Фромм, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом и другие. Они считали, что человек живет не только днем сегодняшним, он создает будущее. Для него важны такие вещи, как цель, смысл, жизненные ценности. Ему важно осознавать, в чем смысл его действий, его жизни. А. Маслоу, полемизируя с Фрейдом, критически замечал: «Почему мы все время пытаемся анализировать «низшее», иррациональное в человеке? Почему бы нам не анализировать высшие, лучшие проявления? Почему бы нам не стремиться понять его надличностные аспекты? Если человеку не мешать, он будет развиваться в позитивном направлении. А деструкция – это проявление надлома, который произошел вследствие его неразрешенных конфликтов со средой[3]. Таким образом, вопрос о сути внутреннего конфликта человека является актуальным в современной философии и психологии. ЗаключениеВсякая философская антропология начинается с вопроса "Что такое человек?". Многие мыслители пытались осветить эту тему, перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства. Одни считали, что человеческая природа, скажем, обусловлена фактом грехопадения, другие усматривали ее в разумности человека, третьи в его социальности. Подход Фромма принципиально иной. Он отказывается от конкретного определения человеческой природы, которое сводилось бы к обозначению человеческих задатков. В концепции американского исследователя "человеческая природа" выступает как философское понятие, некая абстракция. Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. По мнению Фромма, поведение человека нельзя объяснить на основе раскрытия одних только биологических механизмов, извечно присущих людям. Он отвергает также и противоположную точку зрения, согласно которой основные мотивы поведения индивидов надо искать в социокультурных факторах. Как полагает ученый, надо избегать изолированного анализа только психического или только социального. Главные страсти и желания человека, отмечает Фромм, возникают из его всеобщего существования, то есть из уникальной ситуации, в которой вообще оказался человек. По своим физиологическим функциям люди принадлежат миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от животного мира. И эта его "раздвоенность" составляет суть психологически окрашенного экзистенциального противоречия, каковыми является инстинкт к самосохранению и разрушению, так в Дхаммападе говорится (XIV, 187): «Даже божественные удовольствия не погасят страстей. Удовлетворение лежит лишь в разрушении желания». Литература
|
|