Задание. Подготовьте выступление о социальном статусе личности, используя п. 3 «Социализация личности» §20 и дополнительный материал - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема 10: Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и 1 103.25kb.
И нормативных изданий. Правовая социализация общества и задачи Центров... 1 138.39kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 114.79kb.
Тема Часть II. Социализация: процесс становления личности 1 373.92kb.
Тематическая выставка ''Психология личности'' 1 67.89kb.
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия "Выбор профессии" 1 54.04kb.
Программа курса «социализация личности. Особенности процесса социализации... 1 27.18kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология личности» 1 26.55kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология личности» 1 27.25kb.
2 понятие о личности. Общие проблемы 6 33 4624.93kb.
Психологии личности 3 493.54kb.
Циклограмма образовательной деятельности в ходе осуществления режимных... 1 38.48kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Задание. Подготовьте выступление о социальном статусе личности, используя п. 3 «Социализация - страница №1/1

Материалы для группы 3.

  • Задание. Подготовьте выступление о социальном статусе личности, используя п.3 «Социализация личности» §20 и дополнительный материал.

Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Социализация личности.

Социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности и становятся личностями.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в свои собственные ценности и ориентации.

Социализация – усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет. Это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества. Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.



Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.

Вторичный институт социализации – руководители и официальные представители государства и его органов, СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

Функции агентов и институтов социализации:

  • Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.

  • Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Приемы социализации (элементы контроля):

  • Поощрение,

  • Наказание.

Стадии социализации:

  1. Первичная социализация – от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает.

  2. Стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.

  3. Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество».

  4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

  5. Послетрудовая стадия – возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Задание

  • В какой половине жизни – первой или второй – человек усваивает больше социальных ролей?

  • Какова роль семьи в социализации личности?

  • Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

Приложение 1



Развитие и социализация личности в семье. Реан А. А.

(А. А. Реан – доктор психологических наук, профессор С.-Петербургского университета).

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения.

В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей.

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, то относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

http://www.narcom.ru

Приложение 2



Социальная норма.

(В. Н. Кудрявцев – современный российский правовед, академик Российской академии наук).

Социальными нормами принято называть установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей. Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти – сознательно.< ... >

Социальная норма... «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: информационном аспекте норма предоставляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы.

Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп... Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определен и порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано.

Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. – М., 1992. – С. 48.



Вопросы и задания

1. Объясните, какие социальные нормы создаются отчасти стихийно, а какие отчасти сознательно.

2. Переведите на язык науки образное выражение: «Норма цементирует отношения в обществе». Как вы это понимаете?

3. Какие новые для вас аспекты социальной нормы охарактеризованы в тексте фрагмента? В чем суть каждого из этих аспектов?

4. Как вы понимаете термин «социальный институт»? Приведите примеры. Покажите связь социальной нормы и социального института. Какую роль играет социальная норма в функционировании социального института?

Приложение 2



Как разрушается личность.

Психолог Б. Беттельгейм, будучи узником фашистских концлагерей Дахау и Бухенвальд, оставил описание десоциализации и ресоциализации людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

«Большинство новых заключенных пытались противостоять влиянию страшных лагерных условий и действовать в соответствии с нормами и опытом предыдущей жизни, но это оказывалось невозможным. Отсутствие элементарных средств для поддержания жизни, постоянные унижения, страх лишали большинство воли, интереса к собственной жизни. В процессе десоциализации они переставали следовать даже элементарным нормам личной гигиены, превращались в “ходячие трупы” и вскоре умирали. Те же, кому удавалось продержаться в лагере более года, практически забывали свою прежнюю жизнь и начинали подражать поведению лагерной охраны. Начинался процесс ресоциализации – усвоения норм и ценностей тех, кого еще сравнительно недавно они ненавидели. Старые узники испытывали огромное удовольствие, если во время ежедневных построений им удавалась хорошо выполнить команду “смирно”».

Приложение 3



Мудрые мысли: О социализации и воспитании.

  • Ныне...мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречащих друг другу источников: от наших отцов, от наших учителей и от того, что называют светом. И уроки последнего разрушают идеи двух первых.

Ш. Монтескьё

  • Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

  • Два человеческих изобретения самые сложные: искусство управлять и искусство воспитывать.

И. Кант

  • Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

В. Гюго

  • Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

  • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

О. Уайльд

  • Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.

Пифагор

  • Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.

А. Моруа