Задание для групп - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Задание для групп - страница №1/1

Приложение 2.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП.

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Прочитайте текст.

3. Ответьте на вопросы.

4. Заполните соответствующую графу в таблице-конспекте.

1 ГРУППА.

Пирамиды


Гробница строилась в виде дома, стены которого наклонены внутрь, а сверху завершаются совершенно плоской крышей. Такие дома- усыпальницы (гробницы) строили в 4-3 тыс. до н.э. Ученые назвали их мастаба («скамья»). (См. иллюстр.)

Мастаба состояла из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, фигурки слуг, обслуживающих своих хозяев в загробной жизни, - ушебти.

Такие гробницы возводили на протяжении эпохи Раннего царства.

В период Древнего царства усиливается деспотическая власть царя, стоящего во главе огромного государственного аппарата со строго установленной, разветвленной и сложной чиновничьей иерархией. Фараон возвеличивается над своими подданными. Его почитали как живого бога, «благого бога».

Усыпальница фараона должна была отличаться от гробниц его подданных, она должна производить впечатление подавляющей мощи. Для этого стали увеличивать надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникла ступенчатая пирамида. Она была построена фараоном III династии Джосером в Саккаре (см. иллюстр.).

Гробница фараона Джосера в Саккаре имела высоту 60м и состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущих. Получалась своеобразная «лестница в небо». Под основанием в скалистом грунте высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещались погребальная камера с мумией фараона.

Особенно грандиозны пирамиды фараонов IVдинастии Древнего царства –Хеопса, Хефрена и Микерина (см. иллюстр.)

Пирамиды в Гизе русские путешественники назвали «рукотворные горы». Пирамиды имеют правильную форму. Самая высокая – пирамида Хеопса. В древности ее высота достигала 147 метров, сторона квадрата основания 233 метра, а площадь основания 54000 кв.метров. Внутри пирамиды имеется несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Часами можно бродить по этим коридорам, но ни на шаг не приблизиться к погребальному склепу, в котором стоял огромный саркофаг из красного гранита с мумией внутри. Вход в пирамиду, расположенный на 14-метровой высоте был заделан и закрыт облицовкой.

Пирамиды в Гизе в античном мире считались одним из чудес света.

Материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис».



ВОПРОСЫ

1. Почему египтяне строили пирамиды?

2. Постройте схему эволюции строительства пирамид в Египте.

3. Обратите внимание на конструкцию и размер пирамид.



  • Почему гробницы фараона имели форму пирамиды?

  • Зачем создавать могильник огромных размеров?

4. Какая идея, на ваш взгляд, воплотилась в пирамиде в художественно-образной форме?

ИЛЛЮСТРАЦИИ





ГРУППА 2


СКУЛЬПТУРА

Египтяне одними из первых среди народов поняли Земли, что у людей, помимо тела есть еще и душа. Двойником человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию, а душой его с рождения была Ба. После смерти человека Ба и Ка отделяются от тела, но, найдя новое обиталище- гробницу с мумией умершего,- возвращают его к жизни в загробном мире.

Но для этого необходимо было сохранить телесную оболочку. Поэтому в Древнем Египте возникло искусство мумификации. Но бальзамирование не всегда достигало цели- мумия могла испортиться и, душа лишалась приюта, а умерший лишался «вечной» жизни. Египетский мастер, решил изготовить нетленного «двойника» из материала, наименее подвергавшегося тлению,- из камня .

У него получилась статуя. Каменные «двойники» должны соответствовать физическому облику человека, обладать сходством с ним, воспроизводить его индивидуальные черты. Пока имелась статуя, жизнь скопированной натуры продолжалась в ее изображении. Ка мог странствовать в потустороннем мире, но ему нужна была конкретная форма, чтобы продолжить жизнь, когда он вернется из своих скитаний.

С течением времени древнеегипетские художники разработали систему правил, согласно которой выполнялись все статуи умерших. Эта система правил называется каноном. Эти правила считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений.

Притягательными в скульптурном образе человека были глаза,- египтяне считали их зеркалом души. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок. Маленький кусочек эбенового дерева, подложенный под хрусталь, имитировавший зрачок, чудесным образом оживлял взгляд застывшего изваяния.

Скульптурные портреты (статуи) помещали в усыпальницу. Они устанавливались в особых нишах или специальных помещениях позади молелен.
Материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис», 1998.

ВОПРОСЫ


1. Почему древние египтяне изготавливали скульптуры?

2. Рассмотрите статуи двойники царевича Рахотепа и его жены Нофрет и сформулируйте основные правила канона, опираясь на критерии:

- положение корпуса;

- полное или фрагментарное изображение фигуры;

- наличие или отсутствие раскраски;

- передача движения или покоя;

- направление взгляда.

Рассмотрите триаду Микерина и статую писца Каи. Какие добавления к правилам канона можно сделать?

3. Почему египетские скульптуры «оживляли» взгляд?

ИЛЛЮСТРАЦИИ



ГРУППА 3


Рельефы и росписи.

Египтяне одними из первых среди народов поняли Земли, что у людей, помимо тела есть еще и душа. Двойником человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию, а душой его с рождения была Ба. После смерти человека Ба и Ка отделяются от тела, но, найдя новое обиталище- гробницу с мумией умершего,- возвращают его к жизни в загробном мире.

Важную роль в убранстве гробниц играли рельефы и росписи. Египтяне верили, чтобы душа могла вселиться в тело или его аналог надо изображать то, что считается наиболее привлекательным и выразительным. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались в жизни земной. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения.

Живописные сюжеты, включавшие несколько сцен, принято было располагать в той последовательности, в которой происходили события. Если героем рельефа являлся фараон, художник подчеркивал его высокое общественное положение укрупнением фигуры. Поэтому персонажи одной композиции разномасштабны.

Древнеегипетские художники разработали систему правил, согласно которой выполнялись все изображения людей на плоскости. Эта система правил называется каноном. Эти правила считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений.
Материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис», 1998.
ВОПРОСЫ
1. Почему древние египтяне украшали гробницы росписями и рельефами?

2. Что изображали древнеегипетские художники в росписях и рельефах?

3. Почему на некоторых изображениях фигуры разномасштабны?

4. Сформулируйте основные правила канона изображения человека, опираясь на критерии:

- положение головы и ног;

- положение плеч, рук, груди ;

- положение глаз.

5. Для чего художник совмещал фас и профиль?



6. Почему стоящая в полный рост фигура изображалась с выставленной вперед левой ногой?

ИЛЛЮСТРАЦИИ