Задание №1. Работа с текстом (задание (сочинение) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа №1 Вариант А. Задание Прочитайте текст и письменно... 1 93.99kb.
Приложение 4 Работа по карточкам. Карточка №1. Задание 1 8.09kb.
Задания биологической олимпиады школьников 2011 г. 8 класс Задание 1 1 80.98kb.
Задания биологической олимпиады школьников 2011 г 11 класс Задание 1 1 140.08kb.
Контрольная работа №1 Задание Что изучают следующие разделы общей... 1 59.64kb.
Контрольная работа 01 Данное задание должно быть получено Вашим тьютором... 1 79.8kb.
Задание Полиалфавитные шифры 1 10.17kb.
Контрольное задание №1 1 112.38kb.
Задание I. Преобразовать следующую программу 1 62.5kb.
Контрольное задание №2 1 39.74kb.
Ключ для проверки заданий по истории (муниципальный этап) 9 класс... 1 85.35kb.
Филолог рассматривает данную проблему на примере человека, покупающего... 1 12.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Задание №1. Работа с текстом (задание (сочинение) - страница №1/1

Задание №1. Работа с текстом (задание (сочинение) можно распечатать, а можно указать номера предложений), но 1 текст сочинения на парте должен быть во вторник)
1. Прочитайте текст Д. С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.

Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за пра­вильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружаю­щей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необхо­дима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осед­лости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстанови­мы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каж­дый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.



(По Д. Лихачёву )

СОЧИНЕНИЕ



(1 )Экологияэто наука, изучающая взаимодействие общества и при­роды с целью сохранения окружающей природной среды. (2)Однако есть и другая среда, которая также нуждается в защите, бережном отно­шении человека,это культура, то есть всё, что создано творческой деятельностью людей. (З)Именно проблеме экологии культуры, то есть проблеме сохранения культурного наследия человечества, посвящен текст Д.С.Лихачёва. (4)Автор напоминает нам о том, что утраты памятников культуры невосполнимы. (5)Если природа до определён­ных пределов обладает способностью к самовосстановлению, то объ­екты культуры исчезают навсегда. (б)Лихачёва тревожит угрожаю­щее истощение «запаса» памятников культуры, поскольку с каждой такой потерей человечество лишается части своего прошлого. (7)Всё это приводит автора к мысли о необходимости создания новой серьёз­ной научной дисциплины, изучающей вопросы сохранения культуры. (8)Таким образом, Лихачёв хочет напомнить каждому из нас о том, что сохранение культурного наследияодна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. (9)Трудно не согласиться с автором. (10)Стихийные бедствия, социальные катаклизмы и просто неразум­ная деятельность человека постоянно угрожают памятникам культу­ры. (11 )Достаточно вспомнить историю дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске, практически уничтоженных оккупантами во время Великой Отечественной войны. (12)Если бы не кропотливый труд реставраторов, мы бы никогда не увидели эти чудеса усадебно-парковой архитектуры, хранящие память о целой эпохе жизни России. (13)Подтверждением моей позиции может служить публицистика ав­тора текстаД.С. Лихачёва. (14)Например, в своём путевом очерке он описывает впечатления от поездки на теплоходе по Волге. (15)Сердце автора сжимается при виде разрушенных церквей и старых усадеб, ко­торые «плачут глазницами своих пустых окон». (16) А ведь памятники старины воспитывают людей, помогают понять особое место России в истории. (1 7)Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёр­кивается очередная страница. (18)Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти?

2 ) Прочитайте текст Д.С.Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его само­оценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные матери­альные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку про­жить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внут­ренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».



(Д.Лихачёв)

СОЧИНЕНИЕ



(1 )Ради чего живёт человек? (2)Какова истинная цель жизни? (Эта­кие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Ли­хачёва. (4)Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. (5)Многие сосредоточены исключительно на преумно­жении различных материальных благ. (б)Однако симпатии автора на стороне тех, кто живёт, чтобы приносить добро окружающим. (7)Сам выбор жизненной задачи многое говорит о человеке. (8)Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела! (9)Таким об­разом, размышляя над проблемой, Лихачёв приходит к следующему вы воду: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. (10)Трудно не согласиться с автором. (11) Я тоже считаю, что ценность человека определяется его доб рыми делами. (12)Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? (13)Дома, дачи, машины, добытые нечестным путём, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту? (14)Подтверждение мысли автора можно найти в художественной литературе. (15)Например, Пьер Безухое, герой ро­мана Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала луч­ше. (16)Это ли не истинная цель, достойная настоящего человека?1(17) Таким образом, каждый из нас, кто задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется».

3 . Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связ­ный текст. Свой ответ обоснуйте.
Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.



(По Ю. Лотману )
А. Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что межнациональные войныэто позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.

Б. Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьямиэто вызов тем, кто разжигает межнацио­нальную вражду. Все народыбратья, а братоубийству нет и не мо­жет быть прощения.

В. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает чи­тателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

Г. Разные языки, разный цвет кожик несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.

Д. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, преследование евреев... Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несча­стью, время ничему не учит людей.

Е. Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «кли­ническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», — пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каж­дого из нас.



Ж. Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Мы по­стоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфлик­тах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были пред­ставители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или язы­ком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.
Задание №2.

Проанализируйте сочинения с точки зрения эксперта. Для этого используйте ПЛАН АНАЛИЗА.

Надеюсь, что ВЫ ПОЙМЁТЕ, что табличка ВАМ очень - очень нужна и для написания своего сочинения!



Критерий

План

К1. Формулировка проблем

исходного

текста


1) Понята ли тема и проблематика исходного текста?

2) Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?

3) Нет ли фактических ошибок при формулировании проблемы?

4) Удачна ли формулировка?

5) Понятна ли формулировка для читателя?


К2. Комментарий к

сформулирован-

ной проблеме

исходного

текста


1) Есть ли в сочинении комментарий к проблеме?

2) Достаточен ли объём комментария?

3) Высказана ли в комментарии оценка проблемы с позиций «старая — новая», «актуальная — неактуальная», «глобальная — широкая — узкая»,

«интересующая широкую общественность — интересующая узкий круг

профессионалов», «философская — социально-политическая — экономическая — экологическая и др.»?

4) Показана ли причина интереса автора к проблеме и ход его мыслей?

5) В какой форме представлен комментарий: цитирование, разъяснение, анализ

проблемы и др.

6) Не представляет ли собой комментарий простой пересказ исходного текста или

объёмную цитату из него?

7) Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста?

8) Логично ли построен комментарий? Нет ли лишней информации или пропуска важного?



КЗ. Отражение

позиции автора

исходного

текста


1) Сформулирована ли позиция автора?

2) Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора?

3) Удачна ли формулировка?


К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по

проблеме


1) Выразил ли экзаменуемый согласие или несогласие с автором?

2) Выразил ли собственное мнение по проблеме, которую сформулировал в

начале сочинения?

3) Удачна ли формулировка?

4) Аргументировал ли собственное мнение?

5) Сколько привёл аргументов?

6) Убедительны ли аргументы?

7) Учтена ли экзаменуемым сила доводов?

8) На чём основана аргументация (личный опыт, литература, другие виды

искусства, знание истории и др.)?

9) Приведены ли иллюстрации к аргументам?

10) Удачна ли последовательность аргументов?

11) Сделан ли вывод из аргументации?


К5. Смысловая

цельность, рече-

вая связность и

последователь-

ность изложе-

ния


1) Можно ли назвать сочинение цельным по смыслу? Просматривается ли в работе

коммуникативный замысел?

2) Не нарушена ли последовательность изложения?

3) Есть ли у сочинения вступление и концовка? Как они оформлены?

4) Связаны ли вступление и концовка с основной частью сочинения?

5) Каково соотношение между частями текста сочинения?

6) Нет ли лишней информации, не относящейся к теме и проблеме исходного текста?

7) Нет ли пропусков важного?

8) Использованы ли специальные средства, создающие связность высказыва-

ния? Какие?

9) Нет ли в сочинении логических ошибок?

10) Правильно ли выделены абзацы?

11) Каков объём текста?


Кб. Точность

и выразитель-

ность речи


1) Можно ли назвать речь автора точной? Выразительной?

2) Насколько разнообразно использование лексики, грамматических форм слов,

синтаксических конструкций?

3) Какие средства выразительности использует экзаменуемый?

4) Нет ли в сочинении иностилевых элементов?

5) Использовал ли автор средства украшения речи? Какие?



К7. Соблюдение

орфографических норм



1) Нет ли в сочинении орфографических ошибок?

2) Если есть, то как их можно исправить?

3) Нет ли некорректных сокращений, переносов, описок?


К8. Соблюдение

пунктуационных норм



1) Нет ли в сочинении пунктуационных ошибок?

2) Если есть, то как их можно исправить?



К9. Соблюдение

языковых норм



1) Нет ли в сочинении грамматических ошибок?

2) Если есть, то как их можно исправить?



К10. Соблюдение

речевых норм



1) Нет ли в сочинении речевых ошибок?

2) Если есть, то как их можно исправить?



К11. Соблюде-

ние этических

норм


1) Соблюдаются ли в сочинении этические нормы?

2) Нет ли проявлений речевой агрессии?

3) Проявляет ли экзаменуемый уважение к тем, о ком он пишет, и к адресату текста?


Задание №3. Вставить пропущенные безударные гласные, распределив слова по трём колонкам:



проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

1) без…ружный, тв..рец, р..скошный, г..ловной, исп..кла, расст..яние, из..гнулась, пл..нил, непок..рённый, п..тьсот, бл..жайший, пр..пускной, п...ссимизм, прост...рается, г..товность, п..следний, б..лерина, с...поги, м..ханик, обн..ружитъ, т..вары, нач..наешь, ок..ймляет, ос..зание, усм..ряет, подн..мается, прик..сался, пол…жение, бл..снуть, словосоч..тание, приск..кал, бл..годарный, нач..нающий , р..внодушие, сд..ржался, пл..вцы, оз..рилась, раств..рилась, обр..мление, см..тение, просв..щённый, пон..ли, нем..нуемо, с...реневый, су..тливый, отр..слевой, об..яние, к..нал, просв..рлил, св..рель, ф..лософ , угн..татели, т..ски, вел..чина, пров..нился, заж..гателъно, в ..сок, ц..клон, ул..тучился, сп..раль, в..рсистый, др..гоценный, р..вняется, прик...сновение, взр.слеющий, оп..здание, гр..модный, п..лъто, преод..ление, вообр..жение, пл..вучий, сг..рели, др..безжание, обр..тает, изв..щение, пост..пенно, экстр..малъный, соз..дание, см..ркается, м..нувшее, подж..дает,



ог..бает, об..тают, изв..ваются.