Xxxv предметные программы по общественным наукам Общая часть а - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гостиничный бизнес: есть место для каждого 1 56.67kb.
Основная часть общая характеристика программы 3 699.66kb.
К рабочей программе дисциплины «Общая физика» Место дисциплины в... 1 393.61kb.
Курс уголовного права. Том Общая часть "Учение о наказании" 17 6953.7kb.
Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования... 1 54.82kb.
Личность и группа. Общая характеристика понятия 1 141.72kb.
О проведении вступительных испытаний 1 28.4kb.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными... 1 54.99kb.
Общая часть № п/п 1 48.07kb.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы... 1 134.57kb.
Как сохранить воспоминания 1 167.05kb.
Книга рассчитана на специалистов и читателей, интересующихся вопросами... 7 2582.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Xxxv предметные программы по общественным наукам Общая часть а - страница №1/6



Глава XXXV

Предметные программы по общественным наукам

1. Общая часть

А) Вступление

В предметную группу общественных наук объединены смежные дисциплины – история, география, гражданское образование, гражданская оборона и безопасность. В системе общего образования Грузии они занимают важное место. Они способствуют воспитанию информированного, активного, ответственного гражданина, снабжают учащегося информацией о родной среде, обуславливают его формирование как патриота и гуманного человека. Наряду с этим, обучение указанным предметам приобретает решающее значение для выработки у учащегося гражданской компетенции и становления в обществе гражданской культуры. На всех трех ступенях общего образования (в начальной, базовой и средней школе) эти предметы изучаются координировано, с учетом возрастных особенностей и возможностей учащегося. Учебный процесс строится на принципе преемственности и непрерывности.


Б) Цели и задачи обучения общественным наукам

Целями обучения общественным наукам являются:



  • обеспечить учащегося знаниями основ истории, географии, права, экономики, политики и других общественных наук;

  • помочь ему в восприятии мира как целого и в определении места Грузии в текущих процессах;

  • способствовать формированию учащегося как патриота, как гражданина, наделенного чувством ответственности;

  • помочь учащемуся в формировании гуманного мировоззрения;

  • выработать у учащихся твердую волю, умение предпринимать безошибочные и безопасные действия в чрезвычайных ситуациях, с тем, чтобы они могли помочь друг другу, спасти как свою, так и чужую жизнь в различных чрезвычайных ситуациях.


Знание
Общественные науки способствуют приобретению знаний, что является необходимым для формирования подростка как свободной личности, как гражданина, имеющего чувство ответственности. Изучение различных общественных дисциплин помогает учащемуся осмыслить в мировом контексте государственные, культурные, экономические и политические интересы своей страны. Вместе с тем, учащийся должен знать, в какой природной среде он живет, какой вред может причинить среде то или иное действие человека, как ему следует сохранить и защитить природную среду. Именно путем овладения общественными дисциплинами у подростка формируется умение самостоятельно принимать и осуществлять решения в личной, семейной и общественной жизни. В современном динамичном, этнически и культурно многообразном мире особое значение для функционирования общества приобретает взаимопознание. Именно посредством изучения общественных наук происходит приобретение знаний, которые помогают учащимся в защите прав человека и уважении личности, в сохранении собственной и чужой самобытности.

Приобретая знания, учащийся в соответствии со своим возрастом, шаг за шагом должен постичь, что такое политическая система, закон, какие политические системы существуют; он должен осмыслить собственные обязанности и права перед демократическим обществом и верховностью закона; познакомиться с международными рамками защиты прав человека, с механизмами и средствами защиты прав человека в Грузии и т.д.

Учащийся должен осознавать себя как член собственной семьи, общества, школьной общины или класса, соседской общины, референтной группы (будь то этническое или религиозное меньшинство или титульная нация и т.д.), как член грузинского общества; он должен быть знаком с культурой своей страны, общества и референтной общины; с культурой других обществ, проживающих в Грузии или за рубежом; он должен понимать, что значит этика заботы, почему она ценностная и т.д.

Учащийся шаг за шагом, ступенчато должен ознакомиться с основными аспектами экономического положения своей страны: с рынком товара, услуг, труда и потребления, с минимальной зарплатой, покупательной способностью и т.д.; по мере возможности, он должен быть информирован о правах и обязанностях потребителя, о значении и принципах ответственного и этического потребления; о значении гласности и т.д.

Учащийся шаг за шагом, поэтапно должен приобрести знания о таких сферах, как неуклонное развитие, охрана окружающей среды, здоровый образ жизни, оценка опасных для жизни и здоровья ситуаций, действия в чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание доврачебной неотложной помощи пострадавшим. Он должен осознать связь своей страны, региона с процессами, протекающими в Европе и мире, осмыслить взаимосвязь всех этих процессов, должен осознать политические, экономические, экологические и социальные проблемы, стоящие перед миром, как единым обществом.

Под данным процессом подразумевается то, что у учащегося, параллельно с овладением информацией, развиваются специфические и общие умения и навыки, формируются ценности.

Конкретная тематика/вопросы/концепции развернуты в содержании программы каждого класса и предмета. Приобретение указанного знания предусматривает как предметную специфику и непрерывность, так и возрастные возможности учащихся.
Умения и навыки

В процессе изучения важных историко-географических событий родной страны и мира у учащегося должны развиться следующие умения:



  • ориентация в пространстве;

  • поиск и организация информации;

  • коммуникация;

  • умение учиться;

  • исследование;

  • творческие умения;

  • историческая интерпретация фактов и явлений;

  • использование и создание наглядностей;

  • установление распространения географических явлений, процессов и закономерностей;

  • сотрудничество;

  • выработка, критика и защита гражданской позиции;

  • толерантность;

  • осмысление личной и общественной проблемы и установление связей между различными вопросами;

  • решение личной и общественной проблемы;

  • моделирование общественных ситуаций и процессов;

  • оценка ситуаций, опасных для жизни и здоровья;

  • действие в чрезвычайных ситуациях.



Отношение

У учащегося должны сформироваться позиции, основанные на определенных ценностях:



  • уважение к жизни человека, к его достоинству и правам;

  • Сочувствие и забота;

  • любовь к родине;

  • принципиальность и гражданская смелость;

  • добросовестность и трудолюбие;

  • равноправие;

  • толерантность;

  • профессионализм;

  • справедливость и уважение к закону;

  • следование безопасному, здоровому образу жизни;

  • неприкосновенность жизни человека и забота о его здоровье;

  • уважение к государству и к его героям.


В) Обучение общественным дисциплинам на разных ступенях

Начальная ступень

Самостоятельное обучение общественным дисциплинам на начальной ступени школы начинается с V класса. Ученики в течение двух лет изучают курс «Наша Грузия». Учебная нагрузка, рекомендуемая для данного предмета, ежегодно составляет 3 часа в неделю.

Двухгодичный учебный курс «Наша Грузия» помогает ученику узнать свою страну с разных сторон и углубить любовь к ней.

В этом возрасте учащиеся должны понять, что наряду с другими членами общества, они являются гражданами Грузии. Им необходимо осознать, что граждан Грузии объединяет общая среда, прошлое, настоящее и будущее, и что сегодняшняя Грузия как государство, основывается на их единстве.

В рамках курса с V класса ребенок начинает изучать вопросы истории, овладевать основами и основными методами географии – применять графические средства изображения различной историко-географической информации (карту, глобус, таблицу, диаграмму, график, фотоснимок, схематический рисунок и пр.), знакомиться с основными принципами, характерными для гражданского общества.

В центре учебного курса находится человек, мир, существующий непосредственно вокруг него. На данном этапе начальной ступени учащийся знакомится с собственной страной, ее краями, местами, с которыми связаны происшедшие в прошлом интересные события, имена тех или иных людей и культурные памятники. Это пробудит у учащихся интерес к прошлому и облегчит подросткам целостное восприятие и осмысление новой, особой информации. В координации с возрастными особенностями начинается уяснение различных необходимых понятий, что на последующей ступени в сознании учащегося четко сформируется в целостное понятие Родины. Все вышеуказанное будет изучаться с применением краеведческого принципа.

При изучении истории и географии родины с использованием краеведческого принципа дети уяснят, что одной из основных особенностей Грузии является ее природное, этническое, религиозное и культурное многообразие.

В V-VI классах учащиеся ознакомятся с важнейшими вопросами истории Грузии. С помощью учителя дети должны суметь связать прошлое и современную жизнь Грузии в социальном, экономическом, политическом и культурном срезе. Обеспечение информацией должно происходить с указанием различных источников, что даст учащимся возможность постичь и осмыслить материал в соответствии с их возрастом. В результате ученики обнаружат, что прошлое можно увидеть и понять в различной перспективе.

Учащийся должен знать среду, где он живет, должен быть знаком с достопримечательностями страны, с ее многообразной культурой, природными условиями, естественными ресурсами и распространенными здесь отраслями экономики.

В процессе знакомства учащихся с тем, как влияло прошлое на настоящее, какое влияние оказывали условия окружающей среды на решения людей, как они жили раньше и как принимали решения, как трудились и воевали, знакомства с их бытовыми особенностями и т.д. у подростков развивается ощущение времени. Постепенно они смогут уместить в хронологические рамки те или иные исторические и географические события.

Они ясно увидят многообразие опыта людей. Учащиеся смогут осмыслить то, что они знали или узнали о себе как о личностях, гражданах и членах общества.

Учащиеся должны осмыслить, что значит народ и государство, как они создаются во времени и пространстве, как они представлены в непосредственной среде подростков, в их повседневной жизни. Ученики должны изучить приведенные ниже основные термины и понятия:



1. история – предмет и цель, источники, интерпретация, непрерывность и изменение;

2. география – карта, территория, границы, административное деление, край, регион, природная среда, рельеф, гидрография, климат, флора, фауна, природные ресурсы, население, поселения, отрасли экономики, связь между природой и человеком, охрана окружающей среды;

3. время1 – хронология, прошлое, настоящее, будущее, календарь, единицы времени, раньше/позже, историческая эпоха/период;

4. пространство – природная среда, место, территория, природный и антропогенный ландшафт – типы и функции поселений;

5. экономика – сельское и городское хозяйство, торговля, денежные отношения и коммуникации: дороги, транспорт (сухопутный, речной, морской, воздушный), мобильный, почта, электронная почта;

6. наука – образование, открытие, изобретение, профессия, наблюдение, исследование, обоснование, развитие научной мысли;

7. культура – архитектура, письменность, одежда, еда, гигиена, традиция, обычаи, обряды, фольклор, наука;

8. религия – ритуал, миф, богослужение, вера;

9. народ – личность, семья, предки, общество/слои и его члены, нормы поведения, правила, население (рождаемость/смертность, естественный прирост, большинство/меньшинство, половозрастная структура);

10. государство – гражданин, управление и его формы, политика, закон, безопасность, конфликт и сотрудничество, порядок, право, символика.
Для достижения результатов, предусмотренных стандартом предмета «Наша Грузия» учитель общественной дисциплины должен владеть разнообразными подходами обучения, с тем, чтобы при изучении предмета учащиеся смогли эффективно усвоить важные понятия, развить умения и навыки и быть более подготовленными к базовой ступени.


Основные подходы

Обучение понятиям

Обучение общественным дисциплинам на базовой и средней ступени возможно лишь в условиях соответствующей подготовки учащегося. Изучение и осмысление сложных социальных, культурных и политических событий невозможно без знания учениками основных базовых понятий.

Понятия, важные для общественных наук, должны осмысленно и разносторонне отрабатываться в течение всего курса. Это будет с успехом достигнуто при увязывании данных понятий с реальной жизнью, с личным опытом и окружающей средой. Их всесторонняя отработка будет осуществляться посредством ознакомления учащихся с различными примерами из прошлого Грузии, с последующим их осмыслением и установлением взаимосвязи между ними. В результате углубленного изучения учащиеся смогут увязать изученный материал с различным контекстом.

На данном этапе начальной ступени дети учатся проводить простое географическое исследование. Соответственно, при планировании заданий должны предусматриваться следующие ориентиры:



работа с источниками и/или наглядными пособиями – использование различных средств поиска/усвоения/передачи информации.

Для проведения урока учитель должен использовать разнообразные источники и наглядные пособия. Ими могут быть содержащиеся в учебнике различные источники, материалы, подготовленные учителем по теме или созданные и собранные учеником, документальный и художественный фильм; семейные фотоальбомы, документы, переписка, старые вещи (напр. рабочее орудие, или старый телефонный аппарат). Работа с источниками и наглядными пособиями ведется как в классной комнате, так и за ее пределами, например, в музеях, в школьном дворе.

Вышеописанные основные информационные источники должны быть подобраны так, чтобы у учащихся постепенно развились навыки базового чтения (понимание главного содержания, выделение узловых вопросов в целях нахождения параллелей и выводов). Детям следует уяснить, что «чтение» применимо как к тексту, так и к фотоснимку или к предмету. Все это подразумевает под собой поиск информации.

На следующем этапе учащийся работает над сравнением/классификацией собранной информации, напр.:



  • с помощью таблицы или карточки группирует результаты данных печати, компьютера или других современных электронных коммуникационных средств;

  • посредством карты в соответствии с краями Грузии группирует в таблице города;

  • сравнивает друг с другом различные формы государственного управления и выбирает, на его взгляд, наиболее приемлемую;

  • называет условия, необходимые для функционирования различных поселений; рассуждает об их значении;

  • в этом возрасте происходит формирование навыков визуального выражения информации (график, таблица, рисунок). Использование в качестве учебного ресурса наглядностей, созданных с участием учащихся, повышает их мотивацию.


Симуляция

Для полноценного понимания перечисленных базовых понятий для учащихся будет весьма интересным и плодотворным использование ситуационной техники, или же техники симуляции процесса.



  • С помощью учителя вместе с одноклассниками учащийся ставит спектакль о выдающемся государственном деятеле; рассуждает об исторических фактах, переданных в спектакле (напр.: «Маленький Кахи»).

  • Участвует в симуляционных играх по нерациональному использованию конкретного ресурса (напр.: торговля срубленными в лесу новогодними елками или самшитом).

  • Подобные активности помогут детям в деконструкции проблемы /понятия и в последующем ее осмысленном, целостном восприятии. Одной из форм симуляции являются также ролевые игры. Во время ролевых игр учащиеся разыграют различные ситуации, в которых опишут событие, процесс или понятия с позиции различных заинтересованных сторон или личностей.

Рассуждение/осмысление – упражнения и активности, запланированные на данном этапе, должны основываться на уже, в определенной мере, освоенной информации, напр.:

  • учащийся может перечислить и охарактеризовать государственные мероприятия, проведенные участвующими в управлении историческими людьми. Определяет их результаты;

  • на шкале времени отмечает четыре (или пять) наиболее значимых, по его мнению, грузинских политических деятелей, начиная с древних времен и заканчивая современностью, и характеризует их;

  • называет войны (оборонительные, захватнические), характеризует их результаты;

  • рассуждает о решающих битвах, о деятельности выдающихся царей и других исторических лиц.


Сочувствие и понимание

Наряду с симуляционной реконструкцией прошлого, при описании ежедневного быта и обычаев весьма занимательно и плодотворно использование таких упражнений, которые помогут учащимся не только осмыслить, но и глубоко постичь мотивацию, желания, мечты живущих в прошлом людей, увидеть их глазами окружающий мир, вникнуть в жизнь людей других эпох.


Соответствующая организация учащихся является необходимым элементом многостороннего развития социальных и коммуникационных умений и навыков.

В ходе организации класса, например, при групповой работе, учитель общественных дисциплин должен дать учащимся возможность сообща решить намеченные задачи, подобрать для каждого различные роли: любому ученику должна даваться возможность в разное время быть презентатором или лидером. Если ученик является хорошим презентатором, это не означает, что он всегда должен представлять проведенную в группе работу.


Формирование ценностей

Человек и общество – для достижения результатов направления важно их рассмотрение с опорой на личный опыт учащегося, с привлечением примеров из семьи или родного края. Учитель должен направить учебный процесс так, чтобы суметь развить у учащихся уважение к достоинству, свободе и равноправию людей. С опорой на эти ценности он должен способствовать формированию этического и ответственного поведения учащихся. Ценности закладываются путем обучения правам и обязанностям человека, гражданина, что должно основываться на культурном наследии, традициях нашей страны. Путем формирования гражданских ценностей учитель должен развить у учащихся чувство любви к родине. Он должен использовать источники, которые заставят учащихся задуматься над актуальными вопросами и развить у них позитивное отношение к проблемам.

Внеклассная работа ориентирована на развитие навыков поиска информации с использованием различных средств.

Исходя из специфики предмета, с данной возрастной группой необходимо запланировать внеклассную работу. Это легко осуществимо, так как непосредственно касается социальной и естественной среды учащихся (семьи, района, улицы, школы, общины). Вне школы учащимся должно быть поручено наблюдение (напр. за движением транспорта, архитектурой), они должны находить нужную информацию в виде интервью, собирать локальные истории о генеалогии фамилии, об улице, деревне, городе и т.д. Подобные активности сделают изучение предмета более увлекательным, и пути получения знаний станут более эффективными.

Подобная работа может осуществляться не только устно, но и письменно.
Базовая ступень

На базовой ступени обучение истории, географии и гражданского права должно показать учащемуся многообразие человеческого опыта, значение достижений страны на фоне общего прогресса человечества. Учащемуся должна передаваться информация о природном, политическом, социальном, экономическом, культурном, религиозном и этническом многообразии Грузии и других стран. С опорой на эту информацию он должен уметь анализировать важнейшие исторические и географические события и процессы прошлого и современности, видеть сходство и различие в развитии тех или иных эпох и обществ.


История

На данной ступени у учащегося формируется навык исторического мышления: по мере возможностей он должен суметь объяснить причины исторических событий и проанализировать их результаты; увидеть исторические процессы (политические, социальные, экономические, культурные, религиозные) под различным углом, установить причины существования той или иной интерпретации исторического события или личности, сравнить и оценить различные толкования, найти исторические источники2, сравнить и проанализировать исторический материал (исторические письменные источники, археологический или этнографический материал, художественные произведения, созданные на исторические темы, фотографии и т.д.); написать историческую тему3; участвовать в дебатах на исторические темы.


География

К концу базовой ступени учащийся должен владеть общими географическими понятиями; должен быть знаком с пространственными аспектами природных, социально-экономических и политических процессов, протекающих на региональном и глобальном уровнях; с принципами выделения территорий; с территориальным распределением населения, производственных и непроизводственных отраслей. Он также должен уметь сравнивать географические характеристики Грузии и других стран (природные условия, ресурсы, переселения, отрасли экономики, социальную сферу, экологическую ситуацию, региональные единицы), и на основе этого устанавливать между ними сходство, различие и взаимосвязь; должен уметь сопоставить и проанализировать информацию, полученную из карт и других географических средств; составлять простые тематические карты; написать тему по географии; участвовать в дебатах, связанных с географическими проблемами. Изучение вышеуказанного должно помочь учащемуся в формировании экологической культуры.


Гражданское образование

Основанное на гуманистических принципах гражданское образование должно помочь учащемуся в осмыслении своих прав и обязанностей перед обществом и государством и в применении теоретического знания о правах человека, развитии управления и экономики в повседневной жизни. В ходе изучения предмета у него должны развиться важные гражданские умения и навыки: формирование и защита собственной позиции; критическая оценка собственного поступка; уважение к людям с иным мнением, иной национальности, веры и культуры; участие в общественно-полезной деятельности и уважение закона.

Гражданское образование должно помочь учащемуся в развитии идентичности, в самоопределении. В результате подросток должен уметь воспринимать и осмысливать себя и других как членов различных контекстов, как личностей; он должен осмыслить свободу как право и, вместе с тем, как ответственность; должен суметь осмыслить общество как взаимосвязанное комплексное единство субъектов с различными интересами, ценностями, потребностями. Главное, что с помощью гражданского образования учащийся должен суметь определить свой будущий учебно-образовательный и трудовой путь.

С помощью гражданского образования учащийся осмыслит необходимость охраны окружающей среды и ее связь с устойчивым развитием общества; поймет, насколько устойчивое развитие важно для спасения современного мира. Учащийся должен научиться активно участвовать в создании такой среды, в которой доброжелательность, уважение к человеческому достоинству, взаимопомощь, участие являются жизненной нормой.

В процессе изучения гражданского права учащийся должен: осознать Грузию как государство; воспринять себя как ее гражданина; изучить формы и способы участия в общественной, политической, экономической, культурной жизни; осмыслить значение демократии, Конституции, национального и международного законодательства как правовой базы государства; осмыслить связь между своими и чужими правами и обязанностями, и сделать конкретные шаги для защиты своих и чужих прав; осмыслить значение прав человека / ребенка и предпринять конкретные действия по их защите; осознать важность защиты прав специфических групп людей и сделать конкретные шаги для их защиты.
Средняя ступень
Обучение истории, географии и гражданскому образованию на третьей, средней ступени общего образования основывается на знаниях, полученных учащимся в школе на базовой ступени, и дает подростку возможность глубже изучить обязательные и выбранные им предметы, овладеть общей спецификой научного исследования.

История

Знание истории Грузии и истории Мира является предпосылкой формирования учащегося как патриота и политически просвещенного гражданина. Обучение истории должно показать учащемуся, что история – это непрерывный процесс, что важнейшие для современного общества политические, социальные и моральные проблемы в значительной мере обусловлены изменениями, происходившими в течение веков и тысячелетий. Обучение истории, кроме того, должно развить у учащегося способности решения проблемы.

Решение указанной задачи требует того, чтобы у учащегося было историческое мышление: он должен уметь воспринимать историческую эпоху (увидеть ее глазами человека, жившего в тот период; оценивать события прошлого не только с позиции сегодняшнего дня, но и с учетом ценностей и взглядов той эпохи)4; устанавливать и анализировать сложные причинно-следственные связи между историческими событиями; сравнить и проанализировать различные оценки причин и следствий исторических событий5; обосновать собственные соображения о закономерностях6; провести самостоятельное историческое исследование (определение и планирование цели исторического исследования; поиск письменных, визуальных, литературных источников; анализ исторического документа; сравнение различных взглядов историков; написание исторической темы на основе проведенного исследования).
География

На данной ступени учащийся изучает основные характеристики стран мира, происходящие в них процессы и события; рассматривает и анализирует проблемы охраны природы и общие проблемы непрерывного развития, альтернативные подходы к данному вопросу, возможные пути их решения, географические особенности глобальных проблем; осознает, сколь важный вклад может внести каждый, вооруженный знанием и опытом человек и любое общество в оздоровление окружающей среды, в сохранение ее устойчивости.

По окончании средней ступени учащийся должен уметь на основании наблюдения над происходящими вокруг явлениями определить основные требования и проблемы населения, исследовать проблемы и высказать предположение о возможных путях их решения. Он должен суметь запланировать и провести географическое исследование, а затем представить его результаты, как в письменном виде, так и устно; создать визуальный материал (карту и другие географические средства) в процессе исследования.
Гражданское образование

На данной ступени гражданское образование даст учащемуся возможность овладеть основами политических, юридических и экономических дисциплин; поможет ему в осознании социальной, моральной, гражданской ответственности и развитии компетенций, необходимых для участия в общественной жизни.

Обязательные и выборные предметы гражданского образования помогут учащемуся в познании таких новых аспектов личностного развития, идентичности, как: анализ своих и чужих личностных особенностей; анализ своих и чужих достоинств и недостатков; определение своего места и значения в обществе; планирование своего будущего; принятие самостоятельных решений с учетом интересов своего «я» и множества «мы»; осуществление конкретных шагов для выбора и получения профессии, как важнейшей ступени достижения идентичности; конкурентноспобность, независимость, принятие решений, свобода выбора как ценность и забота о ее развитии.

Гражданское образование поможет учащемуся: увидеть свою роль в процессе неуклонного развития современного мира и сделать соответствующие шаги; выработать экономическое мышление и осмыслить его роль в контексте непрерывного развития; иметь интеркультурное образование и отношения; осмыслить важность общественной безопасности и свою роль в ней; постичь значение общественной деятельности и осуществлять ее; осмыслить важность здорового образа жизни на индивидуальном и общественном уровнях, осуществить соответствующие шаги по его соблюдению; определить профессионализм как ценность, значение которого заключаетсяв непрерывном развитии; развить культуру сотрудничества; овладеть знанием основ конфликтов экономических, политических, социальных интересов и механизмов их разрешения.

На средней ступени назначение гражданского образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать Грузию как многообразную страну; осознать себя гражданином Грузии; осуществить конкретные действия по соблюдению/выполнению предписанных гражданских прав, обязанностей и ответственностей; осмыслить важность защиты своих и чужих прав для гражданского общества и сделать все для ее осуществления.
Г) Организация обучения предметам
Начальная ступень
В I, II, III и IV классах элементы истории Грузии, географии и гражданского образования входят в другие учебные предметы (грузинский язык и литературу, природоведение, эстетическое и трудовое воспитание, математику). В V- VI классах история Грузии, география и гражданское образование изучаются интегрировано в предмете «Наша Грузия».

В I-IV классах вопросы гражданской обороны и безопасности включены в учебные программы природоведения и физического образования /спорта (в дальнейшем спорта); хотя в IV классе в течение одного семестра в сумме 12 часов специально выделено на предмет «Безопасность движения» (рекомендован для второго семестра учебного года); в V –VI классах указанные вопросы включены в учебные программы природоведения, общественных дисциплин и спорта.



Базовая ступень
С VII класса обучение истории и географии начинается в качестве самостоятельных предметов. В VII- VIII классах обучение гражданскому образованию ведется интегрировано с историей.

В IХ классе все три предмета – история, география и гражданское образование изучаются по отдельности.

В VII – IХ классах тематика, входящая в состав предмета гражданского образования и безопасности, включена в учебные программы биологии, физики, химии, географии, истории, гражданского образования и спорта.

В VIII классе в семестре специально выделено в общей сложности 12 часов на предмет «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (рекомендуется во втором семестре учебного года).


Средняя ступень
На данной ступени (X-XII) во всех трех классах история остается обязательным предметом.

В X-XI классах обязательна география, а в X-XII классах учащиеся вправе сами выбрать дополнительные выборные предметы, напр. географическое исследование.

Предметная группа истории, географии и общественных дисциплин в Х классе предлагает учащимся обязательный курс гражданского образования, а в X-XII классах – выборные предметы, напр.: государство, гражданство, основы предпринимательства, практическое право и др.

В Х классе изучение определенных вопросов гражданской обороны и безопасности интегрировано в учебных программах гражданского образования, биологии и спорта. В XI классе тематика, содержащаяся в предмете, интегрирована в учебных программах физики и химии. В XII классе дополнительно изучается отдельный предмет «Гражданская оборона и безопасность». Ему должно отводиться 14 часов (в первом семестре учебного года).


Указанные в стандарте индексы
Результаты стандарта имеют индекс. Индекс содержит информацию о предмете, классе и номере результата, напр.:

Общ. дисц. V-VI. 7. – общественная дисциплина – предмет

V-VI. – классы

7. - номер результата

Сокращения предметов общественных дисциплин в индексах:



Ист. – история

Гео. – география

Гражд. – гражданское образование

Безоп. – гражданское образование и безопасность
Д) Описание направлений обучения предметам
В национальном учебном плане определены результаты учебного процесса в конце каждого класса или ступени и индикаторы их достижения учащимися. Результаты сгруппированы по направлениям. Каждое направление отражает основное назначение обучения предмету и основывается на одной или нескольких сферах компетенции. Направления стандартов истории Х и географии ХII классов определены в соответствии с исследовательскими и коммуникационными умениями и навыками.
Направления обучения в соответствии с предметами и классами


Направления

Наша Грузия

История

География

Гражданское образование

Гражданская оборона и безопасность

Время и пространство

5-6

7, 8, 9,10

7-11

7-8




Среда и экономика

5-6

7, 8, 11, 12

7-11

7-8




Государственное управление и политика

5-6

7-9, 11-12




7-8




Культура и религия

5-6

7-9, 11-12




7-8




Человек и общество

5-6

7-9, 11,12




7-8




Среда и социальные системы







7- 11







Личностное развитие










9-10




Устойчивое развитие










9-10




Самоуправление и управление










9-10




Историческая интерпретация и исследование




10










Коммуникация




10

12







Географическое исследование







12







Обеспечение личной безопасности













4, 8, 12

Основы безопасного поведения в чрезвычайных обстоятельствах













4, 8, 12

Неотложная доврачебная помощь













12



Время и пространство
Результаты, объединенные в направлении общественных наук «Время и пространство», в первую очередь обучают учащегося навыку ориентации во времени и пространстве.

Данное направление является сквозным в географии. Оно объединяет в себе такие важные для географии темы и навыки, какими являются чтение карты, анализ, интерпретация и создание наглядностей; а также определение географического положения территорий; знания о географической среде, геологическом времени, распространении географических явлений, процессов и закономерностей.

В случае с историей учащийся овладевает такими фундаментальными понятиями, как: временные единицы, отношения раньше/позже, прошлое, настоящее, будущее, хронология (в т.ч. геохронологическое летоисчисление), летоисчисление, периодизация, век, тысячелетие, календарь, исторические эпохи/периоды, эпоха и регион.
Среда и экономика

Целью направления «Среда и экономика» является показать учащемуся значение природной среды и экономики для общества. Данное направление объединяет результаты, направленные на осознание и изучение природной среды, природных ресурсов, населения, отраслей экономики. Учащемуся дается возможность осознать взаимосвязь и взаимозависимость географических факторов. В том же направлении представлены результаты, направленные на формирование сознания, нацеленного на охрану окружающей среды.

Представленные здесь результаты дают учащемуся возможность воспринять взаимодействие экономики и природных факторов, осознать изменчивость этой связи во времени и пространстве, их закономерности.
Государственное управление и политика

Целью данного направления является дать учащемуся возможность осознать сущность государства и его функции, воспринять значение политических процессов и общие закономерности, помочь учащемуся в обобщении исторических фактов.


Культура и религия

Целью данного направления является показать учащемуся многообразие культурного наследия, созданного человеком, и помочь в его классификации, способствовать ему в различении исторических эпох и краев на основе достижений характерного для них этнографического быта и культуры, помочь учащемуся в определении сущности религии и ее значения, сформировать у него представление о многообразии существующих в мире религиозных систем.




Человек и общество

Целью данного направления является показать учащемуся, что главным творцом истории является человек, имеющий свои права и определенные обязанности перед обществом. Общество состоит из различных социальных слоев. Учащийся должен знать, каким было правовое положение представителей различных социальных слоев в различные исторические эпохи, в какой степени они участвовали в общественной жизни.


Среда и социальные системы

В направлении «Среда и социальные системы» объединены результаты исследования общества, направленного на изучение населения, переселения, политической и социальной географии. Результаты данного направления дают учащимся понимание взаимосвязи между средой и обществом.


Историческая интерпретация и исследование

Цель данного направления - выработать у учащегося навык исторического исследования, обеспечить его информацией о разнообразии исторических источников и методов исследования, научить его писать историческую тему, в которой он сможет изложить собственные соображения, и аргументировано защитить их.


Коммуникация

Целью данного направления является научить учащегося анализировать карты и другие географические средства и создавать их аналоги, помочь приобрести навыки индивидуальной и групповой работы (распределение работы, групповое обсуждение и пр.) для проведения географического исследования; в случае наличия проблемы, возникающей в ходе индивидуальной работы, обратиться к ровесникам, заинтересованным тем же вопросом; дать возможность сотрудничать в процессе исследования с лицами и организациями, от которых можно получить желаемую информацию, научить подготавливать презентацию для различных аудиторий.


Личностное развитие

На индивидуальном уровне личностное развитие является процессом саморазвития и развития других людей. Оно включает цели, планы и действия, направленные на выполнение следующих задач:



  • развитие самоанализа,

  • развитие самообучения,

  • поиск, нахождение и обновление идентичности,

  • развитие возможностей или способностей,

  • определение и развитие потенциала,

  • развитие человеческого капитала,

  • улучшение качества жизни,

  • определение и выполнение плана личностного развития.


Устойчивое развитие

Чаще всего устойчивое развитие определяют как «развитие, которое удовлетворяет требованиям настоящего таким образом, что не лишает представителей будущих поколений возможности удовлетворить эти требования»7.

Это процесс, при котором использование естественных ресурсов, инвестиции, научно-техническое развитие, развитие личности и институциональные изменения взаимосвязаны, что укрепляет настоящий и будущий потенциал, необходимый для удовлетворения потребностей и устремлений человека. В определенном смысле, речь идет об обеспечении качества жизни людей.
Самоуправление и управление

Самоуправление и управление связаны с теми решениями (на уровнях индивида, семьи, общины, страны), которые определяют ожидания, передачу власти или контроль над деятельностью. Они включают в себя специфическую часть процессов управления индивидуальной, групповой или общественной деятельностью и лидерства.


Географическое исследование

Главная цель данного направления – осознание подростком значения географии и географического знания для разных сфер человеческой деятельности, знакомство с традиционными (описательным, сравнительно-географическим, картографическим) и новыми (математическим, дистанционным, геоинформационным) методами географического исследования; изучение вопросов географического прогноза и моделирования; умение добыть теоретический материал и источники, связанные с соответствующей проблемой и собрать информацию в полевых условиях, систематизировать, проанализировать материал и разработать структуру географической темы.


Изучение и обучение гражданскому образованию и безопасности ведется в трех основных направлениях:

  • обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

  • основы безопасного поведения в чрезвычайных обстоятельствах;

  • неотложная доврачебная помощь.

Угроза жизни и здоровью человека может быть различной по своему происхождению/причинам, распространению, воздействующим факторам, результатам и соответствующим мерам безопасности. При этом наряду с ростом ребенка меняются типы как связанных с ним рисков, так и возможностей соблюдения мер безопасности.

Образовательный процесс, ориентированный на учащегося и на результаты обучения, должен, естественно, предусматривать как особенности рисков и их ликвидации, так и возрастные особенности детей.

Важно, что образовательная программа гражданской обороны и безопасности предусматривает разнообразие возможностей для учащихся, имеющих различные мотивации и потенциал.
Е) Оценка по общественным дисциплинам
Компоненты оценки по общественным дисциплинам:

1.классная работа,

2.домашнее задание,

3.итоговое задание.
1.Классная работа

Оцениваются следующие знания8 и навыки:


  • осмысление проблемы,

  • коммуникация,

  • учеба,

  • сотрудничество,

  • активное участие в общественной жизни,

  • творческие способности,

  • историческое понимание времени,

  • ответственность за окружающую среду и забота о ней,

  • историческое исследование,

  • географическое исследование,

  • ориентирование в пространстве,

  • восприятие исторической эпохи,

  • использование и создание наглядностей.


Навыки оцениваются посредством следующих активностей:

  • вопросами, задаваемыми по теме,

  • ответами на поставленные вопросы,

  • рассуждениями и анализом, связанными с обсуждаемой темой,

  • выражением собственного отношения к рассматриваемым событиям и процессам,

  • предложением пути решения поставленной проблемы,

  • вкладом, внесенным в групповую работу,

  • частотой участия в дискуссиях,

  • разъяснениями и использованием введенных понятий и терминов,

  • обоснованием собственного мнения при обсуждении событий и процессов,

  • использованием и созданием наглядностей,

  • презентацией,

  • соблюдением лимита времени,

  • соображениями, высказанными в ходе дискуссии, и аргументацией.



2. Домашнее задание

Оцениваются следующее знание и навыки:



  • осмысление проблемы,

  • нахождение и систематизация информации,

  • установление связей и отношений,

  • коммуникация,

  • учеба,

  • сотрудничество,

  • решение проблемы,

  • творческие способности,

  • понимание исторического времени,

  • ответственность за окружающую среду и забота о ней,

  • историко-географическое исследование,

  • ориентация в пространстве,

  • восприятие исторической эпохи,

  • использование и создание наглядностей,

  • критическое мышление.


Навыки оцениваются посредством следующих активностей:

  • определением и применением понятий и терминов,

  • аргументацией соображений при обсуждении событий и процессов,

  • ответом на поставленный вопрос,

  • рассуждением о рассматриваемом вопросе и его анализом,

  • нахождением пути решения поставленной проблемы,

  • использованием и созданием наглядностей,

  • презентацией,

  • соображениями и аргументами, высказанными при дискуссии,

  • созданием письменных работ.


3.Итоговая оценка9

Оцениваются следующие навыки:

  • выявление знаний, умений и навыков в критических условиях (тест, контрольная и др.),

  • осмысление проблемы,

  • поиск и систематизация информации,

  • установление связей и отношений,

  • коммуникация,

  • историко-географическое исследование,

  • решение проблемы,

  • творческие способности,

  • ориентация в пространстве,

  • восприятие исторической эпохи,

  • использование и создание наглядностей,

  • ответственность за окружающую среду и забота о ней,

  • критическое мышление.


Типы итоговых работ:

  • контрольная работа,

  • тестирование,

  • вопросы-ответы,

  • тема/эссе,

  • презентация,

  • проект,

  • реферат,

  • исследование,

  • дискуссия/дебаты,

  • конференция.


Требования, которым должны удовлетворять итоговые задания:

  • каждый тип задания должен сопровождаться своей рубрикой общей оценки;

  • общая рубрика должна быть уточнена с учетом условия конкретного задания и пройденного материала;

  • 10 баллов должны распределяться на входящие в рубрику критерии;

  • должны быть указаны те результаты стандарта, оценке которых служит итоговое задание.


Образцы рубрики оценки
Рубрика оценки презентации
В этом случае учащимся по каждому критерию выставляется ноль или один балл, и для выведения конечного балла используется их сумма. Максимальная сумма составляет 10 баллов.





Фамилия ученика
























Интересное вступление (идентификация проблемы)

1




























Умение представить исследование/работу

1




























Творческие способности

1




























Предложение путей решения проблемы

0




























Изложение темы ясно (логическая цепь)

0




























Беседа (связность, тембр)

1




























Использование наглядностей

0




























Контакт с аудиторией

1




























Умение владеть информацией (адекватный вопрос-ответ)

1




























Соблюдение лимита времени

0




























Сумма

6





























Обобщенная рубрика оценки проекта

Делением максимальной итоговой оценки на три будет сделан переход накопленных баллов на десятибалльную оценку








Элементарный

1 балл

Приемлемый

2 балла

Мастерский

3 балла

1. Цель

Плохо очерчена, туманна.

Фокусирование внимания на одной цели.

Хорошо очерченные, легко воспринимаемые цели.

2. Организация

Слабая организация, нет логической цепи между идеями, вследствие чего читателю/слушателю трудно уследить за ходом мысли.

Осмыслена последовательность, есть показатели организованности, переходы от идеи к идее просты или непонятны.

Хорошо организованный формат, логический переход от одной мысли к другой, организация повышает эффективность проекта.

3. Корректность содержания

Часто встречается несоответствующая, ошибочная информация.

В основном корректно, есть некоторые несоответствия или ошибочная информация.

В целом корректно, факты точны и четки.

4. Языковая связность

В языковом отношении бессвязно, с частыми ошибками.

Представлено правильным языком, с небольшими ошибками.

В языковом отношении правильно, соблюдены знаки пунктуации.

5. Исследование

Исследование запланировано неэффективно, использованные источники недостоверны, анализ поверхностен.

Исследование запланировано, но потенциал группы использован не в полной мере, применено ограниченное количество источников, анализ приемлем.

Исследование запланировано, использовано несколько источников, анализ углублен.

6. Наглядность\ наглядное пособие

Частое несоответствие наглядностей с содержанием, или они не созданы группой.

Связь наглядностей с содержанием очевидна, но однообразна.

Разнообразны, соответствуют содержанию, выполнены аккуратно.

7. Креативность

Небольшая трата творческой энергии со стороны группы.

Иногда видны оригинальные идеи группы, что помогает лучше представить проект.

Видны оригинальность группы, новизна и своеобразное видение, что делает проект интересным.

8. Связь с предметами

Не видна компетенция группы по предметам, встречается неточная интерпретация фактов.

Соображения связаны со знаниями, полученными из одного или двух предметов.

Главные соображения увязываются со знаниями, полученными из различных предметов, что указывает на компетентность группы по различным направлениям.

9. Выводы

Не сформулированы выводы.

Выводы сформулированы адекватно исследованию, но не четко.

В выводах есть новизна (оригинальность), чувствуется логическая связь с исследованием, выводы сформулированы четко.

10. Презентация

Сущность проекта представлена неэффектно, затрудняется сформулировать мысль и отвечать на вопросы, наглядности использованы не целесообразно.

Неясно формулирует сущность проекта, использует наглядности, отвечает на большинство вопросов.

Ясно сформулированная сущность проекта, четкая речь, рассчитанная на аудиторию, основные идеи развернуты, используются наглядности, даны ответы на все вопросы.



Рубрика оценки реферата
В этом случае 3-ий и 5-ый критерии оцениваются 0-2 баллами, а все остальные – 0 или 1 баллом. Максимальная сумма – 10 баллов.




Имя, фамилия ученика




1.













1.Цель/тезис основная идея, высказанная в результате исследования

1













2. Организация реферата

1













3. Корректность содержания, фактическая надежность

2













4. Языковая правильность

0













5. Исследование

2













6. Иллюстрации/наглядности10

1













7. Подкрепление предложенного соображения аргументами и примерами

1













8. Выводы

1













Сумма

9














Рубрика оценки дискуссии

Конкретному ученику в графе напротив каждого критерия ставится соответствующий балл, суммируются баллы, полученные по всем критериям, и делятся на шесть (выводится их среднее арифметическое).






III уровень (8-10 баллов)

II уровень (5-7 баллов)

I уровень (1-4 балла)

Слушание

Всегда слушает и следит за оратором

Часто слушает и смотрит на оратора

Редко слушает и смотрит на оратора

Беседа

Отчетливо беседует и смотрит на слушателя

В основном речь понятна, смотрит на слушателей

Речь неясная, слушатель затрудняется ее понять

Невербальная коммуникация

Может эффективно воспринять и использовать формы невербальной коммуникации (глаза, жесты, выражение лица, голос)

Часто устанавливает невербальный контакт

Редко использует невербальные формы коммуникации


Участие

Проявляет интерес к теме дискуссии, делая нужные комментарии и высказывая мысли

В основном проявляет интерес. Комментарии и мысли не всегда соответствуют теме

Понижен интерес. Не выражает или не может связать свои соображения с темой дискуссии

Кооперация

Сотрудничает с одноклассниками,дает другим возможность высказаться и соблюдает правила дискуссии

В основном сотрудничает с одноклассниками, иногда включается в чужую беседу, в основном соблюдает правила дискуссии

Редко сотрудничает и соблюдает правила дискуссии

Аргументирование соображения

Соображение оригинально и аргументировано фактами, понятиями, есть логическая связь с вопросом

Для подкрепления соображения использованы спорные факты и понятия

Соображение лишено логической связи с вопросом и не подкреплено фактами


Конкретный пример итогового задания по истории:

Напишите тему: «Первый крестовый поход».

А) Сформулируйте основную идею, тезис исследования.

Б) Соблюдайте структуру реферата (вступление, основная часть, заключение) и приложите к теме список использованной литературы.

В) Нужный фактический материал обработайте так, чтобы иметь возможность рассуждать по следующим вопросам:



  • почему и как развивалась экспансия европейцев на Ближний Восток?

  • Каковы были ее причины?

  • Какие последствия имел этот поход?

Г) В ходе рассуждения рассмотрите различные позиции, сопоставьте их, сформулируйте собственную позицию и обоснуйте ее.

Д) Для полноценной работы над рефератом: ознакомьтесь и обработайте первичные и вторичные источники, существующие по данному вопросу.



Рубрика оценки реферата



  1. Цель/тезис

Формулирование основной идеи.

0-1


0 баллов

Цель исследования не определена / цель определена неверно.



_

1 балл
Во вступлении в отношении к выбранной теме четко представлены вопросы, на которые в реферате даны ответы.

2.Организация реферата (структура реферата – вступление, основная часть, выводы) и использованный ресурс, на базе которого создан реферат

0-1

0 баллов – не четки ресурсы, на основе которых был выполнен реферат, работа не имеет структуры, у реферата нет адекватной библиографии

_

1 балл - хорошо видно, на какой базе ученик выполнил реферат; предложенная библиография укомплектована научными работами

3.Корректность содержания, фактологическая надежность

0-2

0 баллов – найденный материал скуден, не заметно знание первичных источников, не обработаны и вторичные источники.

1 балл - найденный материал содержит первичные и вторичные источники, хотя представленные источники обработаны поверхностно, т.е. ученик лишь частично осмыслил материал.

2 баллазнаком с первичными и вторичными источниками, привлеченные факты надежны, т.к. правомерным становится прочтение источника ; первичные и вторичные источники обработаны должным образом, ученик проявляет критическое отношение к источнику.

  1. Языковая правильность

0-1

0 баллов – язык нескладен, мысли изложены непоследовательно

_

1 балл – язык ясен и понятен, рассуждение последовательно.

  1. Исследование (разработка собственного предположения на основе сравнения и сопоставления источников)

0-2

0 баллов

У ученика нет позиции в отношении темы, его реферат не оставляет впечатления оригинальной работы; ученик не выявляет навыка анализа источников, отмечается плагиатство





1 балл - Ученик выявляет навык анализа источников, хотя он затрудняется различать в источниках факты и предположения, соответсвенно высказанные им некоторые предположения беспочвенны.

2 баллаУченик убедительно различает факт и предположение, должным образом обрабатывает первичные и вторичные источники, на основе их анализа высказывает соответствующие предположения, на основе последовательно изложенного материала ему удается ответить на интересующие его вопросы.




  1. Иллюстрации/

наглядности11

0-1

_

_

_

  1. Подкрепление предложенного соображения аргументами и примерами

0-2

0 баллов - нет собственной позиции

1балл – старается предложить собственное видение данного вопроса, хотя затрудняется защитить собственную позицию.

2 балла – проявляет хорошее знание предмета. С помощью разработанного материала хорошо формулирует свою позицию, подкрепляя ее аргументами. Рассуждает смело, считается с авторитетами, но не доверяет им слепо.

  1. Выводы

0-1

0 баллов – выводы, данные в реферате, не аргументированы и ошибочны.




1 балл – подытоживает результаты исследования, ему хорошо удается довести их до читателя.



Суммарный балл











Соответствие стандарту – пример соответствует 4-му, 5-му, 6-му, 7-му результатам направления Историческая интерпретация и исследование стандарта истории Х класса и 8-му результату направления Коммуникация; а также 5-му результату направления Государственное управление и политика стандарта истории XI класса.

Конкретный пример итогового задания по географии:
Представьте тему – «Комплексная характеристика Германии»,
А) Рассмотрите следующие вопросы: 1) физико –географическое положение Германии; 2) природные ресурсы; 3) население (половозрастная структура, миграция, экономически активное население); 4) экономическое положение (хозяйственные отрасли, транспорт); 5) политическое положение (политическая структура).

Б) Подумайте и сделайте выводы (место страны на политической карте мира и перспективы ее будущего развития ).


Критерии оценки


Рассматривает первые пять вопросов

0-

1-2


0 баллов – поверхностно рассматривает лишь один или два вопроса

1 балл – рассматривает более половины данных в задании вопросов

2 балла – рассматривает все пять

вопросов


Соблюдает последовательность содержания

0-1

0 баллов – непоследовательно переходит от одного вопроса к другому

-------------------------------------

1 балл – последовательно

рассматривает вопросы



Проявляет способность анализа и критического мышления

0-2

0 баллов –

Акцентирует внимание лишь на фактах, не проявляет способности критического мышления.



1 балл

Анализирует один-два вопроса и выявляет собственное отношение к ним



2 балла

Ученик анализирует данные

в материале вопросы, выражает

собственную позицию

в отношении к ним.


Использует наглядности

0-1

0 баллов –наглядностей нет или они очень скудны

---------------------------------------

1 балл – к докладу прилагаются

разнообразные наглядности



Беседует четко и правильно

0-1

0 баллов – беседует неясно, трудно вынести мысль




1 балл – беседует ясно, речь

правильная



Отвечает на задаваемые вопросы, проявляет знание изученных вопросов

0-1

0 баллов – вообще не может отвечать на задаваемые аудиторией вопросы




1 балл – адекватно отвечает

на вопросы, проявляет знание

и способность анализа


Соблюдает лимит времени

0-1

0 баллов – не соблюдает лимита времени




1 балл – лимит времени соблюден

Делает вывод /выводы

0-1-2

0 баллов

не может сделать вывод/выводы



1 балл

Делает определенные выводы, но не может их аргументировать.



2 балла – делает интересные выводы,

разъясняет их на основе

социально-экономического контекста

и анализа важных факторов.

Рассуждение интересно

и убедительно.





Соответствие стандарту – итоговое задание соответствует 2-му результату стандарта по географии XI класса.
Гео. XI.2. Учащийся может анализировать глобальные проблемы социально-

экономического характера.

следующая страница >>