страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Взрослым на заметку о темпераменте ребенка - страница №1/1
6-7 лет Взрослым на заметкуО ТЕМПЕРАМЕНТЕ РЕБЕНКА(Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2000 г. психолог О. ЛЕОНТЬЕВА) Согласны ли вы с русской поговоркой “Яблоко от яблони недалеко падает”? Та же народная мудрость гласит: “С кем поведешься — от того и наберешься”. Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то, и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется. Психологи утверждают, что к 6—7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка. Нет сомнений в том, что вы — родитель, знаете своего ребенка лучше, чем все психологи вместе взятые. Однако осмелимся поделиться с вами некоторой информацией.Если ваш ребенок сангвиникСангвиником называют человека активного, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой о смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи. Сангвиник всегда общителен, с удовольствием знакомится с новыми людьми, с радостью может заниматься несколькими делами, иногда очень разными. Ему присущи гибкость ума, энергичные выразительные движения, быстрый темп речи. Проблемы в школе возможны (но это вовсе не обязательно!) из-за непоседливости. Интересы и увлечения непостоянные и неустойчивые. Успехи в учебе во многом зависят от заинтересованности в предмете и эмоционального отношения к учителю. Значительно повысить работоспособность поможет частая смена деятельности. Для успешного обучения ребенку необходима разрядка своей неуемной энергии, например, физические упражнения. Мальчику полезно будет посещение спортивных секций; скорее всего, он предпочтет командные игры (футбол, хоккей). Девочки могут с удовольствием заниматься танцами, гимнастикой, сангвиники от природы одарены пластичностью и выразительностью движений. Учителям и родителям нужно учитывать, что из-за некоторых физиологических особенностей такие дети с трудом воспринимают тихий голос. Если ваш ребенок флегматикФлегматиком называют человека активного, спокойного и невозмутимого. Флегматик способен на глубокие чувства, но его эмоции редко заметны окружающим. Такой ребенок не отличается общительностью, но привязанности его прочны и долговременны. Материал учит основательно и запоминает надолго. Флегматик отличается спокойной, медлительной речью. Проблемы в школе могут возникнуть (но по вовсе не обязательно!) в связи с трудностью социальной адаптации: флегматик плохо сходится с людьми. Родителям и педагогам нужно учитывать, что такой ребенок медленно переносит свои навыки. Ему очень трудно переключатся с одного предмета на другой. Но главное, не ругайте флегматика. Если ваш ребенок холерик Холериком называют человека энергичного, способного заниматься делом с особой страстностью. Говорит он громко, резко, часто с восклицаниями, легко приходит и состояние возбуждения. Его интересы достаточно постоянны. Он не теряется при возникающих трудностях, с упорством их преодолевает. Учебный материал запоминает быстро, помнит долго. Проблемы у ребенка могут возникнуть (если вообще возникнут!) из-за вспыльчивости. В досаде и раздражении он быстро выходит из себя. Работает увлеченно, но неаккуратно, возможны неприятности из-за почерка. Испытывает трудности в переключении внимания. Если ваш ребенок меланхолик Меланхоликом называют человека впечатлительного, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на происходящее, со сдержанными движениями и приглушенной речью. Его настроение может меняться из-за очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. У него низкая работоспособность, поэтому быстро наступает утомление. Проблемы в школе могут быть связаны с обидчивостью, ранимостью. Любое самое мягкое замечание учителя вызывает у ребенка смущение. Свои способности и знания он оценивает низко, хотя в действительности они могут быть значительно выше среднего. Это ведет к неуверенности ответа, даже если материал выучен очень хорошо. Если при выполнении какого-нибудь задания встречаются трудности, ребенок может теряться и не доводить работу до конца. В ситуации и экзамена показывает более низкие результаты, чем на обычных занятиях. Родителям и педагогам можно посоветовать поощрять любую активность меланхолика, разработать четкий и удобный для него ритм работы. Свести к минимуму о замечания, тем более иронию. О проступках и ошибках лучше говорить наедине. Не бойтесь перехвалить меланхолика! Вместо заключения Исходные свойства темперамента могут со временем стать и достоинствами, и недостатками. Энергия холерика облегчит ценное для учебы качество, но отсутствие настойчивости может принести к тому, что дела не будут доводиться до конца. Медлительность флегматика компенсируется целеустремленностью и высокой работоспособностью. Высокая чувствительность и впечатлительность меланхолика станут преимуществом на занятиях по музыке и литературе. Но не следует приписывать темпераменту то, что является результатом неправильного воспитания. К примеру, неуверенным и замкнутым можно сделать любого сангвиника (советуем поверить на слово). Знание темперамента своего ребенка — условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы со всей ответственностью сказать: “Теперь я точно понимаю свое чадо правильно!” Кроме того, необходимо учитывать, что “чистые” типы темперамента встречаются очень редко, и обычно доминируют черты одного типа. Черты темперамента не могут то, что называется характером. Никакие природные предпосылки не сформируют в ребенке того, что они с легкостью и радостью примет от вас. |
|