Взаимодействие педагогов с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Занятие для педагогов доу : Ÿ Сопровождение детей с овз, опп. 1 95.18kb.
Основные направления совместной деятельности библиотеки, педагогов... 1 14.22kb.
Дистанционные технологии для обучения детей с ограниченными возможностями... 1 98.22kb.
Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными... 2 742.02kb.
Книга для родителей М.: Педагогика 1989 Бочкарева О. И. Взаимодействие... 1 73.98kb.
Естествоинформатика 1 186.03kb.
Организация режима пребывания детей. Подготовительная группа 1 43.14kb.
«1025-летие Крещения Руси: история, судьбы, перспективы» 1 78.64kb.
Методические рекомендации к обследованию детей с ограниченными возможностями... 1 308.39kb.
Организация и содержание психолого-педагогической помощи в преодолении... 1 80.99kb.
Методические разработки Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного... 1 300.9kb.
Примерный Порядок взаимодействия по вопросам обеспечения трудовой... 1 120kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Взаимодействие педагогов с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей - страница №1/1

Взаимодействие педагогов с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей
Современная семья является одним из действующих в обществе институтов формирования личности, а общая эффективность воздействий определяется степенью сотрудничества и целенаправленностью ее взаимодействия с другими социальными институтами. Успешное решение задач становления личности возможно только при объединенных усилиях в частности образовательного учреждения и семьи.

Сегодня школа и семья развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, отрицательно влияющие на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть, особенно подростков, отдаляется от родителей, увеличивается количество бездомных детей.

В таких условиях работа школы с родителями учащихся приобретает особую значимость, а ее организация требует от школы больших усилий.

В истории педагогики семейному воспитанию уделялось немалое внимание. Еще древние мыслители отмечали воспитательное значение семьи. Древнегреческий философ Демокрит (460-370 до н. э.) в трактате «Благомыслие отца - лучшее наставление детям» подчеркивал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, причем среда воспитания, пример взрослых играют главную роль.

Большое внимание семейному воспитанию детей уделял в своих трудах Аристотель (384-322 до н.э.). Являясь ревностным сторонником семейного воспитания, философ утверждал, что ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его родителям непосредственно с пеленок.

М. Ф. Квинтилиан (42-118), древнеримский оратор и педагог, обозначил возрастные границы необходимого воспитания и обучения ребенка в семье. От рождения до трех лет должен проходить период воспитания, а с трех до семи-восьми лет оно дополняется семейным обучением. Квинтилиан исходил из того, что в это время в основу обучения должны лечь детские впечатления, как самые яркие и глубокие. По его мнению, только родители могут максимально развить природные способности детей.

Теория послушания и приоритет семейного начала лежали в основе воспитания в древнем Китае. Подобно императору в государстве, отец в семье обладает безграничной властью над детьми. В то же время ей должны обязательно сопутствовать любовь между отцом и сыном, а также справедливость в их отношениях [95, 117] .

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Я.А. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда «материнских школ», где воспитание и обучение детей шло по его методу.

Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери [103].

Большой вклад в разработку идеи семейного воспитания внес английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704).

Воспитание в концепции Локка предполагает подготовку ребенка к реальной жизни данного времени через привлечение его к общественно полезному труду, приобщение к созданию материальных благ. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Смысл локковской концепции семейной педагогики прост; создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым. Авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции имеют огромное значение. В качестве образца в первую очередь выступает отец, глава семьи, чей пример, как правило, является образцом для подражания сыновей. Научные основы и основные направления концепции семейной педагогики Локка включают общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и способность быть благодарным, толерантные отношения между людьми, имеющими несовпадающие политические, религиозные взгляды и убеждения.

Семейное воспитание в трактовке Локка имеет своим началом прежде всего любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего; в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь или расположение «сюсюканием», задариванием, слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности, бескорыстной любви к родителям. В современных условиях актуальны призывы Локка по воспитанию разумной практичности, делового расчета, честной предприимчивости.

Педагогика семейного воспитания Локка основана на признании семьи фундаментом среды формирования личности с необходимыми условиями для старта и поддержания физического и умственного роста человека в настоящем и будущем, составной частью государства в длительном и беспрерывном социальном процессе мирного и спокойного труда [154].

Идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо о семье, о браке и о семейном воспитании детей, аспекты которого ранее не рассматривались в педагогике с позиции тематического подхода. Семья, по мнению Ж.-Ж. Руссо, создается по законам природы, то есть естественным путем, и вмешиваться в данный процесс никто не должен. Он отделял общественное и семейное воспитание, однако находил много общего между ними в задачах, целях и в итоге самого процесса воспитания. [61, 182].

Идеи Ж.Ж. Руссо поддерживал известный педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827). И.Г. Песталоцци также отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами воспитания должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. Любая крестьянка, самая простая женщина, согласно учению И.Г. Песталоцци, способна на это.

Принципиальная новизна педагогических воззрений И.Г. Песталоцци проявилась в развитии принципа природосообразности в воспитании ребенка. Все его силы должны развиваться естественным путем. Все начинается с любви ребенка к матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей и, наконец, на все человечество. Развивая эту идею, И.Г. Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии «Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», а также в книгах «Как Гертруда учит своих детей» и «Азбука наблюдения» [171, 173].

Большое значение семьи в воспитании ребенка отмечали в своих работах отечественные философы, ученые и педагоги. Немаловажную роль при этом играли идеи православия, христианской этики, морали. Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников.

Традиции здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью ребенка издавна присущи российской этнокультуре. Вплоть до конца XVIII века они основываются на жизненном опыте, который насчитывает более двух тысяч лет.

Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы восстановить картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники – церковную литературу, записки иностранцев, фольклор и т.д.

Ограниченность числа источников приводит иногда к ди­аметрально противоположным оценкам состояния воспита­ния и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славяне были невежественны, до чрезмерной идеа­лизации постановки у них воспитания и обучения.

Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археоло­гии помогают восстановить карти­ну характерного для VI - IX вв. родоплеменного общества у восточных славян.

Так, в сочине­ниях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чув­ство общности и справедливости, устойчивая вера в суще­ствование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий от­мечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, можно предста­вить себе лишь в самых общих чертах, и только в контексте ос­мысления жизни людей того времени в целом. В практике вос­питания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различ­ные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды ини­циации. Однако развитие внутриобщинных экономических про­цессов постепенно привело к выделению семьи как самостоя­тельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных со­циальных слоев - земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих сло­ев, как и у других формировавшихся народов, начало приобре­тать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества - к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.

Воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно суще­ственно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали назы­вать словом «матерый», т.е. воспитанный матерью. В обиход­ной речи появились слова, обозначавшие различные возраст­ные группы: «дитя», т.е. ребенок, который вскармливается гру­дью; «молодой» - до 3 - 6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» - до 7 - 12 лет, начавший обучаться; «отрок» - подро­сток 12 - 15 лет, проходивший специальное ученичество пе­ред посвящением во взрослые члены общины или рода. Большое значение в этот период придавалось военному обучению [96].

Во второй половине первого тысячелетия н.э. завершилось расселение славян и их разделение на три группы: восточную, западную и южную. За длительное время славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей проходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду.

Особое значение имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического воспитания были закаливание, подвижные игры и физический труд.

Исторические предания и легенды воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание.

Особое место на Руси занимали праздники. Составной частью праздников были игры, представляющие сокровищницу народной культуры и педагогики.

Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами.

Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые начала в русское воспитание. Религиозный дух господствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников.

К средине XI века в Киеве появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди, среди них – Владимир Мономах, Великий Князь Киевский, выдающийся государственный деятель и писатель древней Руси.

Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах (1053-1125) в одном из первых отечественных литературных педагогических памятников - «Поучении детям» пишет о воспитании достойного человека, хорошего христианина. Главную роль в воспитании он отводил семье, примеру родителей, ссылаясь на своего отца Всеволода, выдвигая его в качестве образца для подражания. Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. В течение многих следующих столетий подобные установки сохраняли свое значение, лишь незначительно изменяясь вместе с развитием общественных отношений. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.) [169].

Книга «Домострой» - анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Наиболее известна в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру.

Книга написана живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок стала этапным событием на этом пути, и ее влияние на все стороны быта оставалось ощутимым вплоть до XVIII-XIX вв.

На ее страницах представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе».

Всего в книге 64 поучения. Вот два из них.

…15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе Божий. А пошлет Бог, у кого дети, сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих: снабдити их и воспитати в добре наказании; и учити страху Божию и вежеству и всякому благочинию; и, по времени и детем смотря и по возрасту, учити рукоделию; матери дщери, а отцу сыно­ве, кто чего достоин, каков кому просуг (дарование) Бог даст; любити их, и беречи, и страхом спасати. Уча и наказуя, и рассуждая, раны возлагати: наказуй дети во юности, покоит тя на старость твою; и хранити, и блюсти о чистоте телесной, и от всякого греха, отцем чад своих, яко же зеницу ока и яко своя душа. Аще что дети согрешают отцовым и матерним небреже­нием, им о тех гресех ответ дати в день страшного суда. А дети, аще небрегомы будут, в ненаказании отцов и матерей, аще что согрешат или что зло сотворят, и отцем и матерем, с детьми, от Бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от судей продажа и соромота. Аще у богобоязливых родителей, и у разумных и благорассуд-ных, чада воспитани в стасе Божий, и в добре наказании, и в благорассудном учении, всякому разуму и вежеству, и промыслу, и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани, а от священаго чина благословены, а от добрых людей хвалими; а егда будут в совершене возрасте, добрые люди, с радостию и с благодарением, женят сыновей своих по своей версте, по суду Божию; а дщери за их дети замуж выдают. И аще от таковых, которое чадо Бог возьмет, в покаянии и с причастием; то от родителю бесскверная жертва к Богу приносится, и в вечные кровы вселяются; а имеют дерзновение у Бога милости просити, и оставление грехов и о родителях своих.

…17. Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти. Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных; да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит; да не свою волю приимши, и в неразумии сотворит­ся знаем твоим в посмех, и посрамят тя пред множеством народа; аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши, и посреди собора похвалишися; при концы не постонеши на ню.

Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвесели-шися. Казни сына своего измлада, и порадуешися о нем в мужестве: и посреди злых похвалишися, и зависть приимут враги твои. Воспитай дети­ще с прещением (в строгости) и обрящеши о нем покой и благословение.

Не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя; и после же яко оскомины твориши душе твоей. И не дажь ему власти во юности, но сокруши ему ребра, донележе растет, а, ожесточав, не повинет ти ся; и будет ти досажение, и болезнь души, и тщетна домови, погибель имению, и укоризна от сусед, посмех пред враги, пред властию платеж и досада зла. [7, 73].

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских».

С. Полоцкий написал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания [118].

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева(1749-1802), Н.И.Новикова(1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе

В «Прибавлениях» к «Московским ведомостям» Н.И. Новиков напечатал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», Эта работа является крупным вкладом в развитие педагогической теории. Она посвящена проблемам физического, нравственного, умственного воспитания.

«Дети наши должны, образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами. При сем опыт и человеческая натура напоминают нам, что здоровье и крепкое сложение тела весьма споспешествуют нашему удовольствию, и что в молодости лежит основания как здоровья и крепости, так и слабости и болезней тела. И так, оказывается теперь первая главная часть воспитания, т.е. попечение о теле, или должность родителей стараться о том, чтобы дети их имели здоровье и крепкое сложение тела. Сию часть воспитания называют ученые физическим воспитанием; а первая есть она потому, что образование тела и тогда нужно, когда иное образование не имеет еще место» [94].

Цель воспитания, по мнению А.Н. Радищева, давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества». Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности [118].

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского(1811-1848), А.И. Герцена(1812-1870), Н.И. Пирогова(1810-1881), Н.А. Добролюбова(1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

В трудах выдающихся отечественных мыслителей XIX в. отчетливо была проведена мысль об особом значении для всей последующей жизни человека первоначального семейного воспитания.

В.Г. Белинский (1811-1847) много внимания уделял вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.

Он выступал против обезличивания детей и насилия над ними, отстаивал необходимость бережного и уважительного отношения к их личности. «Родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно, - писал великий критик. - Им ничего не стоит приучить их с малолетства к выполнению долга - к постоянному систематическому труду» [106].

Семейное воспитание - дело величайшей важности» - считал А.И. Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания». Одним из важнейших условий воспитания детей А.И. Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в любовь к людям, к родине [181].

Хирург и педагог Н.И. Пирогов (1810-1881) считал, что именно семейное воспитание руководит индивидуальным развитием ребенка. Пирогов указывал на необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, - подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: «Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности, - вот ее труд». В семенном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н.И. Пирогов увидел значение семьи в общественном плане и считал, что «в руках матерей лежит будущность человечества».

При этом Н.И. Пирогов, как и многие его современники, выделял способность матери глубоко постигнуть характер своего ребенка, опереться в его развитии на его природные качества [175].

Сторонником семейного воспитания был и гениальный русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910). Его литературное наследие, отдельные работы, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которую не будет преувеличением назвать и теорией развития личности. Поскольку воспитание детей Л.Н. Толстой считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей, он уделил особое внимание внутрисемейным отношениям взрослых, определил специфические требования к полноценности их контактов с детьми. Главное условие семейного воспитания Л.Н. Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми [54].

Во второй половине XIX - начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского(1824-1870), Н.В. Шелгунова(1824-1891), П.Ф. Лесгафта(1837-1909), П.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других.

Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику.

Концептуально образующие идеи обусловили основные методологические установки в подходе П.Ф. Каптерева к решению проблем семейного воспитания: двуединая, культурно-антропологическая природа процесса формирования личности, семья как институт первоначальной социализации личности, автономность семейного воспитания в системе форм воспитательной деятельности, воспитание свободной личности как члена гражданского общества. Представление о соответствии естественного развития личности общечеловеческому воспитательному идеалу, которое вытекает из идеи антропологического обоснования педагогики, является сердцевиной педагогической концепции П. Ф. Каптерева.

Определение цели, содержания и методов семейного воспитания осуществлялось П. Ф. Каптеревым, исходя из следующих принципов: соответствие воспитания в семье природе ребенка, единство педагогических требований внутри семьи, психолого-педагогическая подготовка родителей, единство требований семьи, щколы и общественности, уважение к личности ребенка в сочетании с психолого -педагогической обоснованностью требовательности, воспитание «в товариществе», педагогическое стимулирование саморазвития ребенка в семье, учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

Рассматривая семью как институт первоначальной социализации личности, П. Ф. Каптерев определял целью воспитания в семье целостное и гармоничное развитие личности. В соответствии с этим содержание семейного воспитания предполагает развитие у ребенка физических сил, сенсорных и умственных способностей, нравственных и волевых чувств, религиозных и эстетических чувств, общественных и гражданских убеждений. Учитывая двойственную, биосоциальную природу ребенка, П. Ф. Каптерев научно обосновал применение следующих методов, способов и приемов воспитания: беседа, убеждение, пример взрослых, подражание, поощрение, наказание, детские игры. Разработанная П.Ф. Каптеревым программа «дидактики семьи» способствовала развитию методики первоначального обучения детей в семье [89].

Для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К.Д. Ушинского (1824-1870).

Основой воспитания, по мнению К.Д. Ушинского является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание».

Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.

Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.

Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии.

Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей [97].

Известный ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт (1837-1909) в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» сформулировал научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Особенно важное значение для развития личности ребенка П.Ф Лесгафт придавал периоду от рождения до семи-восьми лет. Главную задачу родителей в этот период он видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонично развиваться [71, 133].

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

После революционных событий в России 1917 года семья, как воспитательный институт, пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. [31, 102, 187.]

В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917 года), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения. Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с общественным.

В этом отношении исключение составляют работы Н.К. Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Н.К. Крупская неизменно подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и страстно возражала против утверждений об отмирании семьи при социализме. Бытовые и детские учреждения призваны помогать новой семье, налаживать быт и правильное воспитание детей. Они укрепляют, а не заменяют семью. Семья – первичная ячейка общества. Своими внутренними только ей присущими взаимоотношениями и влияниями семья оказывает глубокое воздействие на формирование подрастающего поколения.

В семье, по мнению Надежды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, организованный быт.

Надежда Константиновна призывала педагогов и родителей учиться совместно растить новых людей для нового общества. По ее мнению, перестройка семейного воспитания на новых началах имеет своей основой разумную заботу о ребенке, уважение к его личности, широкие общественные интересы членов семьи, воспитание не окриками, а убеждениями и личным примером.

Большое значение имеет физическое воспитание ребенка в семье: привитие санитарно-гигиенических навыков, соблюдение гигиенических требований к жилищу, к правильному питанию и организации отдыха детей. Вредны излишества, избалованность ребенка, несоблюдение режима дня, неорганизованность в быту.

Семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения [111].

В 20-е гг. XX столетия П.П. Блонский (1884- 1941) писал, что вся суть и важность этой проблемы состоит не в механическом сочетании деятельности родителей и общества в формировании личности ребенка, а в их тесном союзе и взаимодействии. Автор подчеркивал, что социальная среда, окружающая ребенка и, в первую очередь, семья оказывает большое влияние на воспитание ребенка, поэтому для результативности этого процесса необходимы совместные усилия общества и психологически здоровой семьи. Главными задачами в решении этой проблемы он считал: необходимость воспитания родителей, оздоровление родителей в педагогическом отношении и организацию правильного семейного воспитания [34].

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору [141, 142, 143].

Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе включает, по мнению В. А Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное влияние повседневного быта, семейных отношений на детей.

Анализируя опыт семейного воспитания детей в условиях советской действительности, педагог показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания».

По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, семья должна являться основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит - формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения [198, 225].

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей. Именно В.А. Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей. В основе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.



Таким образом, рассмотренные исследования говорят о важности и необходимости семейного воспитания. Его значение для воспитания ребенка переоценить невозможно. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус. Основные условия развития личности - «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды [123].

XX век ознаменовался большими достижениями в области человековедческих наук. Современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Необходимо просвещение в области педагогики, психологии, физиологии, генетики, коррекционной педагогики.

Совсем недавно основные функции направленного влияния на семейное воспитание выполняла общеобразовательная школа. Ей активно помогали в этом общество «Знание» с его материальными ресурсами и организационными возможностями и «Педагогическое общество» с его квалифицированными кадрами. Их первичные организации, функционирующие в образовательных учреждениях, оказывали существенную помощь родителям по вопросам воспитания детей в семье. Педагогическое про­свещение населения велось во всех трудовых коллективах. На протяжении десятилетий существования советской школы провозглашался лозунг о том, что «в условиях социалистического общества интересы родителей, как воспитателей своих детей, полностью совпадают с интересами госу­дарства». На этом основании родителям предлагалось обязательное соуча­стие в воспитательной работе школы, подчиненной приоритетам общест­венных ценностей. Изменились времена, изменились условия. Новые реа­лии отражают складывающиеся нормы взаимодействий детей и родителей. Современная семья - это совершенно иная семейная дидактическая систе­ма, требующая от родителей специальной подготовленности в сфере пси­хологии, педагогики, гигиены и т.д. [50].

Проблема воспитания, как в се­мье, так и в школе с утратой прежних социальных ценностей и ориентиров явно обострилась. Современная ситуация в сфере воспитания молодежи требует создания новой, более эффективной системы психолого - педагогической подготовки родителей, построения новых отношений меж­ду институтом семьи и образовательными учреждениями. Действительно, современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок посещает дошкольное учреждение, школу, занимается в кружках, студиях, секциях. Все они воздействуют на развитие ребенка, целенаправленно дополняя, корректируя воспитатель­ную деятельность семьи с позиций интересов общества и государства, предъявляя определенные требования и к самой семье, к ее воздействиям на ребенка. И требования эти сегодня довольно высоки. К примеру, многие семьи, вкладывая в воспитание своего ребенка все свои усилия и способ­ности, все же оказываются не в состоянии подготовить его к требованиям современной образовательной системы и социума.

Современная семья является одним из действующих в обществе институтов формирования личности, а общая эффективность воздействий определяется степенью сотрудничества и целенаправленностью ее взаимодействия с другими социальными институтами. Успешное решение задач социального становления личности возможно только при объединенном усилии.

Что касается места в этом процессе общеобразовательной школы, то, несмотря на то, что былые позиции ею в силу многочисленных причин утрачены в связи с неспособностью, реализовать возложенную на нее функцию социализации ребенка, она остается важным, но не единственным со­циальным институтом, координирующим реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Однако взаимодействие педагогов с семьей на современном этапе развития об­щества затруднено, что обусловлено рядом веских причин. Семья претер­певает сегодня существенные изменения. Социально-экономические ре­формы ухудшили положение семьи, детей, молодёжи. Многие родители самоустранились от воспитания детей. Напряжение возрастает, оттого что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отноше­ний, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспита­нию. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная пере­дача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. К тому же с исчезновением былых идеологических надстроек обществом во многом утрачен и опыт направленного психолого-педагогического просвещения родителей, при всех своих недостатках все же позво­лявший выстраивать взаимодействия семьи и образовательного учрежде­ния в некоторую систему. К сожалению, для части родителей довольно обширная специальная литература недоступна по экономическим причи­нам, а другая часть просто не приучена искать ответ на вечные вопросы воспитания в литературе.

В необходимости и значимости взаимодействия педагогов с семьями учащихся сегодня никто не сомневается. Однако за границами теоретического согласия начинается практический разнобой форм, методов и содер­жания взаимодействий двух воспитательных систем - общественной и се­мейной. Амплитуда состояний здесь издавна колеблется от единства позиций и согласованности действий семьи и образовательного учреждения до их противостояния; от взаимопонимания - до взаимных обвинений в нерадивости и несостоятельности. И дело тут не только и не столько в добросовестности одних или недопонимании чего-то другими, сколько в резко изменившихся за последние годы дидактических функциях и возможно­стях семьи и образовательного учреждения, остающихся практически вне внимания педагогической науки.

Образовательные учреждения сегодня склонны считать, что семья должна больше заниматься воспитанием детей и вместе с тем признают, что сами не справляются с этой задачей в силу многих причин. Часть ро­дителей отвергает вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выражает недоверие к педагогам вследствие негативного влияния обучения на здоровье ребёнка, неудовлетворённости качеством его образования. По результатам педагогических исследований, две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого- педагогических знаний, сложность в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. У семьи формируется комплекс родительской неполноценности, что особенно проявляется в неполных семьях. Анализ взаимодействия образовательного учреждения и семьи подтверждает также, что педагоги испытывают трудности в обще­нии с отцами и матерями, в поддержке с ними связей, в организации дифференцированной работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (особенно в неблагополучных семьях). В помощи со стороны нуждается и семья - 46,3% взрослых. Они понимают трудности своих де­тей, но не могут оказать им помощь [72].

Наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Не умеют родители учитывать возрастные изме­нения в психике детей, обращаются с ними по модели предыдущего возрастного этапа, стараются подчинить их своей воле. Для многих характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспи­тательная неуверенность, то есть нарушение семейных взаимоотношений родителей и детей. Хорошо, если в образовательном учреждении есть социальный педагог (психолог) семейного типа (к сожалению, их пока еди­ницы). Для того чтобы взаимодействие с семьей было результативным, необходим активный поиск новых форм, методов и содержания совместной деятельности педагогов и родителей, разработки ее психолого-педагогического сопровождения.

На региональных уровнях широко распространены ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания от­цов и т.д. Как показывает анализ соответствующей информации, в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьёй:

1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специали­стов.

2. Традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

3. Просветительская: использование средств массовой информации для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.

4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей. [93].

Рассмотрим ниже исследования, посвященные взаимодействию семьи и образовательного учреждения.

Взаимодействие педагогов с семьей по социализации школьников рассматриваются в работах В.Н. Белоноговой, 2000, В.В. Леденева, 2003, Е.А. Чередовой, 2004, В.А. Грищук, 2005, Е.Г. Замолоцких, 2005, Н.Н. Дружининой, 2006, Т.Н. Касимовой, 2006, А.В. Кузнецова, О.И. Дониной, О.В.Криловой, 2006, В.Н. Ефименко, 2007, Н.Ю. Наркевич, 2007, И.А. Дядюновой, 2008, Н.И. Давыдовой, 2010 и др.

Взаимодействие семьи и школы как условие формирования положительного отношения подростков к учению эффективности воспитания и обучения представлены в исследованиях К.Е. Андреевой, 2000, И.В. Крупиной, 2001, Е.А. Чередовой, 2004, Л.А. Часовской, Н.В. Чеклиной, 2006, Е.С. Муляр, 2009 и др.

Проблемы взаимодействия семьи и школы по сохранению и укреплению здоровья, реабилитации, формирования здорового образа жизни детей рассматриваются в диссертационных исследованиях О.В. Шиняевой, 2002, , О.А. Перегудовой, 2005, В.Ф.Капитонова, 2005, И.В. Журавлевой, 2005, А.В. Шукаевой, 2006, Е.Г. Вержбицкой, 2006, Е.А. Татауровой, 2006, Р.Д. Гаджиева, 2007, Т.Е. Сергиенко, 2007, Е.А. Кудриной, 2008, С.А. Косовой, 2008 и др.)

Формирование готовности учителя к взаимодействию с семьей исследовали в своих работах А.А. Терсакова, 2003, Е.В. Баранова, 2004, Т.Е. Быковская, 2005, О.С. Бычкова, 2006, Ф.А. Тугуз, 2007, Е.А. Акмаева, 2008 и др.

Проблема сохранения здоровья школьников в процессе их обучения является актуальной и пути решения ее намечены в трудах специалистов медицинского, биологического и гигиенического направления, оздоровительной, профилактической работы в школе (С.Г. Сериков, Н.П. Абаскалова, В.Ф. Базарный, С.М. Громбах, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, В.Д. Сонькин, М.М. Безруких, Н.К. Смирнов, Ю.В. Науменко, Э.М. Казин , Н.Э. Касаткина, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Федоров и др.).

Проведя анализ научно – методической литературы мы обнаружили недостаточную разработанность научно-методического обеспечения процесса подготовки учителя к работе с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Основы здоровья ребенка закладываются в семье, в связи, с чем большое значение приобретает активное и целенаправленное взаимодействие с семьей по сохранению и укреплению здоровья. Однако современная семья достаточно сложная и целостная система, которая не всегда принимает вмешательство со стороны образовательных учреждений, признавая вместе с тем свою несостоятельность как воспитательного института.

Причиной такого несоответствия является то, что:

- во-первых, отношения в семье могут формировать лишь ее члены, вследствие чего доля вмешательства во внутреннюю жизнь семьи строго ограничена;

- во-вторых, педагоги обладают недостаточным уровнем психолого-педагогических, медицинских, гигиенических знаний и мотивацией к здоровьесбрегающей работе с семьей, проявляют неумение помогать семье формировать систему здоровьесбережения, что заставляет родителей полагаться на собственные возможности.

Учитель же являясь референтным лицом для школьника и его родителей, может оказывать существенную помощь семье в данном направлении [226].

Образование родителей происходит на протяжении всей жизни чело­века. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько со­ставляющих:

- латентную, скрытую, когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрос­лым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запе­чатлелись в его памяти;

- традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с пере­дачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществ­ляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционны­ми способами (для городской культуры - часто через книги и средства массовой коммуникации);

- ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых зна­ний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, с врачами, воспитателями, психологами и педагогами;

- рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомерных процес­сов жизненной реальности, последствий, предпринятых родителями дейст­вий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений.

Вопросы содержания образования родителей не могут рассматри­ваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка.

При отборе содержания психолого-педагогического про­свещения родителей необходимо учитывать, с одной стороны, такие ха­рактеристики семьи, как тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расши­ренная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессио­нальную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, со­стоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаи­моотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания..

С другой стороны, не менее важно при отборе содержания образования ро­дителей учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его фи­зическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в разви­тии ребенка, характер и причины девиантного поведения. Таким образом, образовательный заказ разных семей будет иметь свою специфику. С уче­том этой специфики и должна выстраиваться система психолого- педагогического просвещения родителей [115].

Нами предлагается следующие направления формирования педагогической культуры родителей в контексте сохранения и укрепления здоровья детей.

1. Роль семьи в социальном становлении ребенка.

Основные задачи: сформировать представления о роли семьи в социальном становление личности ребенка, о социальных проблемах современной семьи, о роли матери и отца в воспитании детей; о причинах нарушения воспитательной функции в семье, помощь родителям в осознании ответственности за вос­питание детей; повышение уровня ответственности родителей за воспита­ние законопослушных граждан РФ; повышение уровня образованности ро­дителей по правовым вопросам, о роли физической культуры и спорта в социализации личности.



2. Закономерности возрастного развития школьников.

Основные задачи: сформировать представления о периодизации и гетерохронности развития ребенка, о сенситивных периодах в развития, о влиянии наследственности и окружающей среды на развитие организма, об акселерации эпохальной и индивидуальной, о биологическом и паспортном возрасте.



3. Профилактика антисоциального поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ

Основ­ные задачи: дать характеристику наиболее распространенных наркотиче­ских веществ; показать разрушительное влияние токсических веществ на функции, органы детского и подросткового организма; научить увидеть первые признаки приема наркотиков разных групп, алкоголя, ток­сических веществ у подростков; дать информацию о возможных профи­лактических и лечебных мероприятиях; сформировать представления по взаимодействию родителей и детей по формированию у последних конструктивных навыков взаимодействия (умений безопасно и эффективно общаться, умению противостоять давлению, побуждающему к приему ПАВ), способствовать выработке у подростков защитных личных качеств).



4. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные задачи: формирование знаний о здоровье, его физическом, психологическом и социальном компонентах; о факторах влияющих на здоровье (факторы окружающей среды, личностные факторы); о составляющих здорового образа жизни (профилактика и нейтрализация стресса, рациональное питание, профилактика вредных привычек, двигательная активность, рациональный режим труда и отдыха, активное просвещение по вопросам охраны и укрепления здоровья); о формировании положительной мотивации детей к ведению здорового образа жизни; об организации семейного досуга.



5. Воспитание детей, имеющих ослабленное здоровье.

Основные задачи: формирование у родителей знаний о профилактике заболеваемости детей (заболевания опорно – двигательного аппарата, нервно – психических заболеваний, нарушений зрения, органов пищеварения), о лечебно – оздоровительных мероприятиях в семейных условиях (витаминопрофилактика, фитотерапия, аромотерапия).



6. Развитие познавательных процессов детей и подростков.

Основные задачи: Дать представление о психо – физиологических основах познавательной деятельности ребенка, об особенностях познавательных процессов (восприятие, память, мышление, внимание) на разных этапах развития ребенка, об основах адаптации к учебным нагрузкам и особенностях адаптации на разных этапах развития.



7. Формирование в семье культуры общения, как составной части социального благополучия.

Основные задачи: сформировать представления о разумных способах взаимоотношений ребенка с социумом, родными близкими людьми; об умении оберегать, поддерживать контакты и налаживать взаимоотношения.

Результатом реализации вышеназванных направлений взаимодействия семьи, педагога, школы должно стать формирование педагогической культуры родителей, под которой мы понимаем такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успеш­ным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве со школой.

В структуре педагогической культуры ро­дителей мы выделяем следующие структурные компоненты:

- ценностно – мотивационный, который отражает иерархию ценностных ориентации родителей, систему гуманистических установок по отношению к воспитательному процессу, ответственность за воспитательный процесс, за здоровье ребенка и собственное здоровье;

- когнитивный компонент, представляющий со­бой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье;

- операционный компонент, включающий в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диаг­ностировать способности, интересы и склонности ребенка;

- эмоционально – рефлексивный компонент, выражающийся в умении родителей создавать благоприят­ный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, в терпимости к иному мнению, умении выразить свое психо­физическое состояние и свои мысли, умении предупреждать и решать кон­фликты, в умении владеть собою в сложных ситуациях, умении понять со­стояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умении видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способ­ности родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию, в способности родителей анализировать собственные действия и со­стояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затрудне­ний, возникающих в ходе семейного воспитания, в способности посмотреть на себя глазами своего ребенка.



Мы рекомендуем следующие формы взаимодействия семьи и школы в контексте здоровьесбережения: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.