Возможности режиссерской игры в оптимизации межличностных отношений детей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 Основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии 1 297.35kb.
Методическое пособие по курсу "Диагностика межличностных отношений"... 2 549.57kb.
«Межличностные отношения» 1 104.49kb.
Метод диагностики межличностных отношений (дмо) д п. н. Л. Н. 1 130.11kb.
Самообразования «Развитие межличностных отношений в классном коллективе» 1 118.27kb.
Гамаюнова Наталия Вячеславовна, заместитель директора по воспитательной... 1 79.86kb.
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи обонятельного восприятия... 3 469.73kb.
Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного... 2 841.2kb.
«Психология межличностных отношений в коллективе» 1 78.95kb.
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция 4 1961.54kb.
Исследование межличностных отношений в классе с помощью социометрической... 1 143.82kb.
Обеспечение позитивных межличностных отношений в школьном классе 1 57.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Возможности режиссерской игры в оптимизации межличностных отношений детей - страница №1/1

Возможности режиссерской игры в оптимизации межличностных отношений детей

Минакова Л.К., Василс Т.Е.


Межличностные отношения детей – это целостная система со своей внутренней структурой и динамикой развития. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях детей, могут выступать в качестве серьёзной угрозы для их личностного развития.

Весь предшествующий путь полноценного психического развития ребёнка ведёт в старшем дошкольном возрасте к формированию линии внеситуативности. Дети начинают видеть и чувствовать внутреннюю сущность другого, появляются более глубокие межличностные отношения. Интенсивно развивается внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение. Происходит становление произвольной регуляции поведения, которая основывается на развитии эмоциональной децентрации, эмоционального предвосхищения и эмоционального воображения.

Основной деятельностью, обеспечивающей условия для полноценного развития внеситуативности, является детская игра, особую значимость приобретает именно режиссёрская игра, которая открывает игровую деятельность и в старшем дошкольном возрасте венчает ее развитие. Воображение и режиссёрская игра имеют определенное сходство, которое проявляется в умении видеть целое раньше его частей, в особой внутренней позиции ребенка. Для режиссёрской игры характерно отсутствие партнёров, выполнение ребёнком организующей, руководящей функции, посредством режиссёрской игры ребёнок учится выходу за пределы ситуации, проявляется активное творческое воображение. Она делает поведение ребёнка внеситуативным и, тем самым, более свободным, ребёнок начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры.

Именно в этом мы видим взаимосвязь межличностных отношений, воображения и режиссёрской игры, так как всех их роднит между собой способность выходить за пределы ситуации, внеситуативность. Несформированность умения видеть целое раньше частей, предвидеть результат раньше начала действий может вести к конфликтному поведению детей, к проблемам в межличностных отношениях. Таким образом, можно предположить, что межличностные отношения детей зависят от развития их воображения, которое позволяет эмоционально предвосхищать собственное поведение, а режиссёрская игра способствует развитию творческого («эмоционального» и «познавательного») воображения, выполняющего антиципирующую и регулирующую функции.

Данное исследование посвящено выявлению возможностей режиссёрской игры в оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. С этой целью изучался характер межличностных отношений детей, их статусное положение в группе детского сада, определялся уровень развития творческого воображения детей, была разработана и апробирована программа, направленная на развитие творческого воображения посредством режиссёрской игры. Исследование проводилось в течение двух лет, в нем участвовали 44 ребенка старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе исследования проводились наблюдение за взаимоотношениями детей в ходе самостоятельной сюжетно-ролевой игры, социометрическая игра «Секрет» (Т. А. Репина), изучение оригинальности решения задач на воображение (О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова), «Куклы» (О. М. Дьяченко на материале режиссёрской игры Е. М. Гаспаровой).

На основе проведённых наблюдений за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей определены уровни конфликтности в межличностных отношениях. Дети с высоким или средним уровнем конфликтности имеют неблагоприятное статусное положение в группе, отрицательные выборы, значимой характеристикой в межличностных отношениях является отрицательное разрешение конфликта. Из этих детей были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) численностью по 7 человек каждая.

Дети ЭГ и КГ проявили преимущественно низкий уровень развития творческого воображения (I и II тип), обнаружили неумение «вставать на другую позицию», низкую оригинальность образов воображения, неумение строить игру с точки зрения режиссёра, шаблонность игр и минимальное проявление творчества.

С детьми ЭГ проводилась коррекционно-развивающая работа, основанная на обучении режиссёрской игре. При составлении программы использовались исследования Е.Е. Кравцовой, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой, Е.В. Калягиной, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского.

Коррекционно-развивающая программа была направлена на решение следующих задач: формировать у ребёнка позицию режиссёра с помощью образа-роли; развивать умение осмысливать различные ситуации, требующие взаимодействия с детьми; учить игровым действиям в режиссёрской игре; развивать способность выходить ситуации; развивать оригинальность образов воображения и умения планировать выстраиваемые образы.



Сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента, показал, что значительно снизился уровень конфликтности в межличностных отношениях детей, 5 детей из 7 заняли более благоприятное статусное положение, коэффициент оригинальности воображения повысился на 27,2% ( в КГ на 4,3%. Средний показатель качества решения задач на воображение в ЭГ переместился со второго типа на третий тип, появились работы, относящиеся к пятому типу, причём в ЭГ их в три раза больше, чем в КГ. Уровень продуктивного воображения повысился до среднего и высокого, в играх присутствует оригинальность и последовательность построения сюжета.

Таким образом, данные контрольного этапа указывают на снижение уровня конфликтности и улучшение межличностных отношений детей в группе, на повышение уровня воображения.