страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Возможности применения символдраматических мотивов в психодраме - страница №1/1
Возможности применения символдраматических мотивов в психодраме. Гринько А.А. Symboldramatic images in psychodrama: the experience of application. In the article the author describes her therapeutic experience of unification of the symboldrama ( traditionally considered to be an analytical technique ) with psychodramatic model. Various aspects theoretical as well as practical of this union am being performed in the article На современном этапе развития психотерапии в России многие специалисты отмечают всё большее интегрирование различных психотерапевтических подходов. В своей работе «Интегративные модели в современной психотерапии» П.П. Горностай подчёркивает возрастание процессов интеграции в последние годы и выделяет основные принципы и основания интеграционных процессов в психотерапии (подробнее см. Горностай, 2004). По мнению А. Марера (Mahrer, 1989) интегративная психотерапевтическая теория имеет право на существование, если она в состоянии определить: а) характер "материала", получаемый от клиента для терапевтической работы и способ его получения; б) способ слушания и наблюдения; в) специфический язык клиента и психотерапии; г) цели психотерапии; д) общие стратегии психотерапии; е) условия, осуществление и последствия психотерапевтического воздействия; ж) принципы психотерапевтического воздействия. П.П. Горностай (2004, с83-86) выделяет несколько основных моделей интеграции в психотерапии которые являются наиболее распространёнными и эффективно работающими. Одной из таких моделей выделяется следующая: один метод берется за основу, используется полностью, обогащаясь элементами из других областей; он ассимилирует теоретические конструкты, практические техники, методические принципы и т. п. На особенности и возможности такой модели синтеза я и хотела обратить внимание. Данная работа посвящена обзору возможностей, которые появляются в синтезе силволдрамы и психодрамы, а именно, о возможностях применения мотивов символдрамы на начальных этапах психодраматической сессии. В данной работе, речь идет о синтезе методов психотерапии, где психодраматический метод выступает, как основной, а символдраматический как дополняющий. Символдрама в данном случае, предлагает уникальный способ актуализации проблемных тем, диагностируя зоны прерывания спонтанного действия и развития. Психодрама, в свою очередь – способ пересмотрения и переделывания событий собственной жизни, поиск эффективных путей для решения психологических проблем. Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод сновидений наяву) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как (психоанализ при помощи образов). Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов (картины) на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер (Лёйнер,1996, с. 22) предлагает следующие: 1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; 2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; 3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению; 4) обследование дома; 5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.); 6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса; 7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься; 8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива: 1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью 2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить; 3) представление себя примерно на 10 лет старше. Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: - дерево; - три дерева; - цветок. На сегодняшний день символдраматические образы широко используются в лечебном процессе. Символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. Лёйтц Г. описывает понятия кататимной психодрамы или психодаматической символдрамы, которую Морено, практиковал уже в 40-е годы в форе гипнодрамы. В психодраматической символдраме кататимные образы не только переживаются на интроспективном уровне, но и изображается экстрапсихически. (Лёйтц, 1994, с.237-241). В современной литературе описаны случаи работы с изначально заданными символами – работа символдраматической реальностью. Работа с образами в психодраме, называется работа с символической реальностью. Есть насколько способов выделения образа. Первый способ предполагает выделение образа в самом начале психодраматической сессии (во время первого круга), когда один из членов группы, говоря о своем актуальном состоянии, высказывается метафорой. Второй способ – ведущий предлагает готовый сюжет, связанный с мифами или сказками. Предлагает разыграть то событие, которое, на взгляд ведущего группы, лучше всего отражает групповую тему. Третий способ - это работа с заданным образом, ведущий предлагает любой образ, связанный с темой группы. Именно этот способ работы в символической реальности я рассматриваю в данной работе. Введение основных символдраматических образов таким способом, в каком-то смысле “чужих” для группы, несет в себе элемент неожиданности. Фактически такая техника является тестом на спонтанность. Морено определял спонтанность как «адекватную реакцию на новые условия или новую реакцию на старые условия», и определяет спонтанность одним из основных «китов» психодрамы (Лёйтц, 1994, с. 113). Для нас важно, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он энергией спонтанности. В отличие от других «энергий», бытовавших в психологии 20-30-х годов прошлого века («либидо» у Фрейда, «оргонная энергия» у Райха и проч.) спонтанность не может накапливаться, она существует только «здесь-и-теперь». В поведенческом акте (к которому и относится приведенное выше определение) спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности – причина возникновения невроза (нет «новой реакции на старую ситуацию», реакции стереотипны). В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной («неадекватная реакция на новую ситуацию»). Конструктивность реакции определяется креативностью, то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено). Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в «культурный консерв», примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Культурные консервы, как понятно из названия, служат развитию культуры. Хотя Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность. Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консервы сохраняет его во времени. Морено пишет, что для тренинга спонтанности лучше всего задавать роли, отличные от тех, которые человеку приходится часто использовать. Таким образом, предложенный в данной работе способ, позволяет поставить человека в новые неожиданные для него условия и пережить их (Морено, 2001). Введение символдраматического мотива и предполагается как изначальный символ – образ, который является отправной точкой психодрамы. Согласно Морено, сессия классической психодрамы состоит из трёх стадий (Лёйтц, 1994, 179-194): 1) разогрев, во время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формируется групповая сплоченность и групповая психодинамика; участники сосредотачиваются на своих личных проблемах; 2) само драматическое действие, когда Пациент осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи ему, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к Пациенту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (Пациент становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет другие участник группы) и др.; 3) шеринг (shearing), заключающая часть психодрамы, в процессе которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части. В своей психотерапевтической работе я использую элементы символдрамы на стадии разогрева. В начале психодраматической сессии члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "размораживания" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе. Каждая психодраматическая сессия начинается с разогрева, это упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. В классической психодраме Морено принято выделять несколько важных конкретных целей, которые ставит ведущий перед разогревом (Холм, 2000 с. 27).
Принцип воображения является одним из ведущих в организации разогрева в моей работе. В России одним из наиболее популярных методов использующий активное воображения, это Лёйнеровский метод кататимное переживания образа или символдрама позволяет использовать активное воображение, особенно это эффективно в работе с так называемыми «не продвинутыми» клиентами, т.е., с участниками, которым тяжело отслеживать и называть свои чувства, тяжело выразить свое актуальное состояние. В современной психотерапии большое внимание уделяется работе с воображением, т.к. в нем содержится огромный потенциал. Сам разогрев по своим психологическим механизмам основан на воображении, использовании креативности личности. Воображение является универсальным способом работы с символической реальностью. Обычно у человека не возникает сложностей с использованием собственного воображения. Всё вышесказанное и подтолкнуло меня к выводу Лёйнеровских мотивов на Мореновскую сцену. В настоящее время я успешно использую символдраматические мотивы в психодраматических сессиях. В разогреве после общего круга я даю мотив, соответствующий групповой теме. Рассмотрим пример психотерапевтической практики, когда во время проведения психодраматической сессии используется символдраматический образ «дерево». После небольшой релаксации членов группы я предлагаю им представить дерево, «любое дерево, которое вы когда-либо видели или которое вам нарисует ваше воображение». В образе предлагается посмотреть, где оно находится, что вокруг него, какое оно: какой ствол, ветви, листва, корни, и т.д. После того, как образ представлен, предлагается выйти на психодраматичнскую сцену и стать этим деревом. Участники группы выходят по одному и представляются в роли своего дерева. На объективном уровне образ дерева символизирует родителей или других значимых лиц. Дерево может, как подавлять своими размерами, так и предоставлять защиту и укрытие. На субъективном уровне дерево может отражать актуальное состояние человека или то состояние, которое хотелось бы иметь. Рассмотрим в качестве примера, анализ случая участницы моей мастерской на Морено Фестивали 2006г., Кати. Таким образом, представленный образ, актуализируя состояния Кати, ее внутри личностный конфликт, позволили ей осознать суть проблемы, лежащий в основе конфликта и найти возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Еще одной формой психодраматической работы, в которой я использую символдраматические мотивы, является работа при помощи виньеток. Эта форма работы также создает массу возможностей для реализации принципа воображения. В данном случае образ, задаваемый психотерапевтом, генерирует субъективные образы участников группы и актуализирует их состояния. Пример на уже описанном выше мотиве «Дерево». Участники группы в расслабленном состоянии представляют дерево. Затем, один из участников сессии, выходит на психодраматическую сцену и представляется в роли этого дерева. Я спрашиваю, чего бы тебе, дерево, хотелось? Протагонист проговаривает то, что ему хочется, когда он это дерево. Остальные участники группы пытаются удовлетворить потребности озвученные протагонистом. Кто подстригает, кто поливает, и т.д. тем самым, при помощи других участников группы протагонист получает ресурсное состояние и поддержку со стороны группы. Когда в роли дерева побывают все желающие участники группы, традиционный круг на котором участники группы рассказывают, почему, по их мнению, они представили именно это дерево и как это связано с их жизнью. Особенно эффективна это на начальном этапе работы психодраматической группы. Это связано с тем, что преодолевается сопротивление, когда участники группы не достаточно хорошо знают друг друга, и им тяжело сразу озвучить свои проблемы. “Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску и он скажет вам правду”. (Оскар Уайльд) Ценность использования образов символдрамы, на мой взгляд в том, что в работах Лёйнера очень подробно описаны интерпретационные схемы, которые стоят за создаваемыми клиентами образами. Он выделил диагностические критерии, как самого дерева, так и потребностей. В качестве примера можно взять, например следующие. Потребность в свете - потребность в поддержке и одобрение. Потребность в тени – потребность в более теплых эмоциональных отношениях. Потребность оградить дерево оградой – потребность в защите, может быть тревоги и страхи. Ограждения колпаком – пережитая в детстве травма. Потребность пересадить – ощущение ограниченности, недостатка свободы, и т.д. (Лёйнер, 1996). Эти данные помогают в дальнейшем вести психодраматические процессы, строить психотерапевтические гипотезы, экологично для группы вести терапевтические процессы. Таким образом, психодрама добродушно принимает и сочетается с многими психотерапевтическими методами и символдрама не исключение. В содержании Лёйнеровских мотивов можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов, а с помощью психодрамы оживить их и пережить. Найти компромиссное образование между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами, которые отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, начало которых кроится в раннем детстве. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что интегративные процессы в современной психотерапии являются прогрессивным движением по пути построения универсальных психотерапевтических теорий, методологий и практик. Они помогают дополнять и взаимно обогащать различные психотерапевтические подходы. Интеграция вносит вклад в развитие универсальных языков для взаимопонимания различных теоретических школ, что облегчает не только обмен методами, но и выход за пределы узкой и односторонней картины психологической проблематики, характерной для многих подходов. Как показывает практика, интеграция оказывается очень эффективной и многообещающей как в теоретической, так и в практической перспективе. С другой стороны, следует понимать, что интеграционное движение сейчас только начинается, и еще предстоит решить множество проблем, которые проявятся в процессе его реализации. Литература. 1. Горностай П.П. Интегративные модели в современной психотерапии // Наука i освiта. 2004. № 8-9. с. 83-86.
|
|