Возможности применения символдраматических мотивов в психодраме - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предварительное определение 4 494.61kb.
О возможности применения многомерной матричной алгебры к численному... 1 58.55kb.
Иерархическая модель классификации мотивов: абрахам маслоу 1 63.7kb.
Информационные технологии в переводческой деятельности: преимущества... 1 122.22kb.
И передачи знаний 1 31.21kb.
Алтайского края Активизация мыслительной деятельности учащихся 2 503.4kb.
І. M. Вебер и его «Протестантская этика и дух капитализма» 1 67.88kb.
С. С. Колесникова, к т. н 1 112.4kb.
Реферат «Возможности применения ит при исследовании языковой интерференции» 1 231.26kb.
Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных... 1 64.67kb.
48 Олпорт Г. Трансформация мотивов 49 1 378.11kb.
Объявляется набор участников в психотерапевтическую группу по работе... 1 27.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Возможности применения символдраматических мотивов в психодраме - страница №1/1

Возможности применения символдраматических мотивов в психодраме.

Гринько А.А.



Symboldramatic images in psychodrama: the experience of application.

In the article the author describes her therapeutic experience of unification of the symboldrama ( traditionally considered to be an analytical technique ) with psychodramatic model. Various aspects theoretical as well as practical of this union am being performed in the article

На современном этапе развития психотерапии в России многие специалисты отмечают всё большее интегрирование различных психотерапевтических подходов. В своей работе «Интегративные модели в современной психотерапии» П.П. Горностай подчёркивает возрастание процессов интеграции в последние годы и выделяет основные принципы и основания интеграционных процессов в психотерапии (подробнее см. Горностай, 2004).

По мнению А. Марера (Mahrer, 1989) интегративная психотерапевтическая теория имеет право на существование, если она в состоянии определить: а) характер "материала", получаемый от клиента для терапевтической работы и способ его получения; б) способ слушания и наблюдения; в) специфический язык клиента и психотерапии; г) цели психотерапии; д) общие стратегии психотерапии; е) условия, осуществление и последствия психотерапевтического воздействия; ж) принципы психотерапевтического воздействия.

П.П. Горностай (2004, с83-86) выделяет несколько основных моделей интеграции в психотерапии которые являются наиболее распространёнными и эффективно работающими. Одной из таких моделей выделяется следующая: один метод берется за основу, используется полностью, обогащаясь элементами из других областей; он ассимилирует теоретические конструкты, практические техники, методические принципы и т. п.

На особенности и возможности такой модели синтеза я и хотела обратить внимание.

Данная работа посвящена обзору возможностей, которые появляются в синтезе силволдрамы и психодрамы, а именно, о возможностях применения мотивов символдрамы на начальных этапах психодраматической сессии.

В данной работе, речь идет о синтезе методов психотерапии, где психодраматический метод выступает, как основной, а символдраматический как дополняющий. Символдрама в данном случае, предлагает уникальный способ актуализации проблемных тем, диагностируя зоны прерывания спонтанного действия и развития. Психодрама, в свою очередь – способ пересмотрения и переделывания событий собственной жизни, поиск эффективных путей для решения психологических проблем.

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная


психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод сновидений наяву) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием
личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать
кататимно-имагинативную психотерапию как (психоанализ при помощи образов).

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов (картины) на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер (Лёйнер,1996, с. 22) предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир,


учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе
животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты


леса;

7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок


отправляется покататься;

8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно


также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью
получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их
коррекцию;

2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать


или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:

- дерево;

- три дерева;

- цветок.

На сегодняшний день символдраматические образы широко используются в лечебном процессе. Символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Лёйтц Г. описывает понятия кататимной психодрамы или психодаматической символдрамы, которую Морено, практиковал уже в 40-е годы в форе гипнодрамы. В психодраматической символдраме кататимные образы не только переживаются на интроспективном уровне, но и изображается экстрапсихически. (Лёйтц, 1994, с.237-241).

В современной литературе описаны случаи работы с изначально заданными символами – работа символдраматической реальностью. Работа с образами в психодраме, называется работа с символической реальностью. Есть насколько способов выделения образа. Первый способ предполагает выделение образа в самом начале психодраматической сессии (во время первого круга), когда один из членов группы, говоря о своем актуальном состоянии, высказывается метафорой. Второй способ – ведущий предлагает готовый сюжет, связанный с мифами или сказками. Предлагает разыграть то событие, которое, на взгляд ведущего группы, лучше всего отражает групповую тему. Третий способ - это работа с заданным образом, ведущий предлагает любой образ, связанный с темой группы. Именно этот способ работы в символической реальности я рассматриваю в данной работе. Введение основных символдраматических образов таким способом, в каком-то смысле “чужих” для группы, несет в себе элемент неожиданности. Фактически такая техника является тестом на спонтанность.

Морено определял спонтанность как «адекватную реакцию на новые условия или новую реакцию на старые условия», и определяет спонтанность одним из основных «китов» психодрамы (Лёйтц, 1994, с. 113). Для нас важно, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он энергией спонтанности.

В отличие от других «энергий», бытовавших в психологии 20-30-х годов прошлого века («либидо» у Фрейда, «оргонная энергия» у Райха и проч.) спонтанность не может накапливаться, она существует только «здесь-и-теперь».

В поведенческом акте (к которому и относится приведенное выше определение) спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности – причина возникновения невроза (нет «новой реакции на старую ситуацию», реакции стереотипны).

В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной («неадекватная реакция на новую ситуацию»). Конструктивность реакции определяется креативностью, то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено).

Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в «культурный консерв», примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Культурные консервы, как понятно из названия, служат развитию культуры. Хотя Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консервы сохраняет его во времени. Морено пишет, что для тренинга спонтанности лучше всего задавать роли, отличные от тех, которые человеку приходится часто использовать. Таким образом, предложенный в данной работе способ, позволяет поставить человека в новые неожиданные для него условия и пережить их (Морено, 2001).

Введение символдраматического мотива и предполагается как изначальный символ – образ, который является отправной точкой психодрамы.

Согласно Морено, сессия классической психодрамы состоит из трёх стадий (Лёйтц, 1994, 179-194):

1) разогрев, во время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формируется групповая сплоченность и групповая психодинамика; участники сосредотачиваются на своих личных проблемах;

2) само драматическое действие, когда Пациент осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи ему, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к Пациенту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (Пациент становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет другие участник группы) и др.;

3) шеринг (shearing), заключающая часть психодрамы, в процессе которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части.

В своей психотерапевтической работе я использую элементы символдрамы на стадии разогрева. В начале психодраматической сессии члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "размораживания" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе. Каждая психодраматическая сессия начинается с разогрева, это упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы.

В классической психодраме Морено принято выделять несколько важных конкретных целей, которые ставит ведущий перед разогревом (Холм, 2000 с. 27).



  1. Разогрев способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора). Он верил в то, что эти психические процессы создают все возможности для поиска человеком собственных путей преодоления (или разрешения) внутренних и внешних жизненных затруднений.

  2. Облегчает общения между участниками, увеличивая ощущения доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

  3. Помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, над которыми они хотели бы поработать на текущей психодаматической сессии. Можно надеяться, что после разогрева, центрированного на протагонисте (отвечающего потребности в личностной работе), по крайне мере, один участник группы (или более) выступит вперед, чтобы получить возможность разыграть свою драму.

Принцип воображения является одним из ведущих в организации разогрева в моей работе. В России одним из наиболее популярных методов использующий активное воображения, это Лёйнеровский метод кататимное переживания образа или символдрама позволяет использовать активное воображение, особенно это эффективно в работе с так называемыми «не продвинутыми» клиентами, т.е., с участниками, которым тяжело отслеживать и называть свои чувства, тяжело выразить свое актуальное состояние.

В современной психотерапии большое внимание уделяется работе с воображением, т.к. в нем содержится огромный потенциал. Сам разогрев по своим психологическим механизмам основан на воображении, использовании креативности личности. Воображение является универсальным способом работы с символической реальностью. Обычно у человека не возникает сложностей с использованием собственного воображения. Всё вышесказанное и подтолкнуло меня к выводу Лёйнеровских мотивов на Мореновскую сцену. В настоящее время я успешно использую символдраматические мотивы в психодраматических сессиях. В разогреве после общего круга я даю мотив, соответствующий групповой теме.

Рассмотрим пример психотерапевтической практики, когда во время проведения психодраматической сессии используется символдраматический образ «дерево».

После небольшой релаксации членов группы я предлагаю им представить дерево, «любое дерево, которое вы когда-либо видели или которое вам нарисует ваше воображение». В образе предлагается посмотреть, где оно находится, что вокруг него, какое оно: какой ствол, ветви, листва, корни, и т.д. После того, как образ представлен, предлагается выйти на психодраматичнскую сцену и стать этим деревом. Участники группы выходят по одному и представляются в роли своего дерева. На объективном уровне образ дерева символизирует родителей или других значимых лиц. Дерево может, как подавлять своими размерами, так и предоставлять защиту и укрытие. На субъективном уровне дерево может отражать актуальное состояние человека или то состояние, которое хотелось бы иметь.

Рассмотрим в качестве примера, анализ случая участницы моей мастерской на Морено Фестивали 2006г., Кати.

Случай 1. Катя вышла на психодраматическую сцену: «Я дуб молодой и очень сильный у меня большая крона, сильные корни и толстый ствол. Вокруг меня такие же дубы, но старше и мудрей. Я чувствую себя защищенной, мне здесь безопасно. Около меня река. Она спокойная и тихая. На другой стороне реки тоже деревья, но другие, ивы». Когда я спросила ее, чего ей хочется. Она сказала, что ей хочется на другую сторону, но испытывает тревогу, т.к. там другие деревья. Все же она принимает решение отправиться на другую сторону. На другой стороне она почувствовала, что другие деревья ее приняли, но они другие и ей от этого немного неуютно. Я спросила у нее: “Кто рядом с тобой?” Она ответила, что это семья ее молодого человека и он находится рядом с ней. Я поставила туда еще одно дерево, иву (любой участник группы). Она сказала, что так лучше. Я поставила на ее место вспомогательное «Я» и вывела ее в «зеркало», одна из основных техник психодрамы. Посмотрев на это, она сказала, что дубовая семья – это ее семья, а семья ив – это семья ее молодого человека. Она рассказала, что она давно встречается с парнем, он предлагает ей выйти за него замуж, но папа Кати очень сильно противопоставляет их семью семье молодого человека. Катя сказала, что она действительно воспринимает себя по отношению к ним дубом в их отношении себя дубом, а молодого человека и его семью, деревьями отличным от не ё- ивами. Она хотела бы освободиться от влияния отца и спокойно уйти в другую семью. Дальше была психодрама.

Таким образом, представленный образ, актуализируя состояния Кати, ее внутри личностный конфликт, позволили ей осознать суть проблемы, лежащий в основе конфликта и найти возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

Еще одной формой психодраматической работы, в которой я использую символдраматические мотивы, является работа при помощи виньеток. Эта форма работы также создает массу возможностей для реализации принципа воображения. В данном случае образ, задаваемый психотерапевтом, генерирует субъективные образы участников группы и актуализирует их состояния. Пример на уже описанном выше мотиве «Дерево».

Участники группы в расслабленном состоянии представляют дерево. Затем, один из участников сессии, выходит на психодраматическую сцену и представляется в роли этого дерева. Я спрашиваю, чего бы тебе, дерево, хотелось? Протагонист проговаривает то, что ему хочется, когда он это дерево. Остальные участники группы пытаются удовлетворить потребности озвученные протагонистом. Кто подстригает, кто поливает, и т.д. тем самым, при помощи других участников группы протагонист получает ресурсное состояние и поддержку со стороны группы. Когда в роли дерева побывают все желающие участники группы, традиционный круг на котором участники группы рассказывают, почему, по их мнению, они представили именно это дерево и как это связано с их жизнью. Особенно эффективна это на начальном этапе работы психодраматической группы. Это связано с тем, что преодолевается сопротивление, когда участники группы не достаточно хорошо знают друг друга, и им тяжело сразу озвучить свои проблемы. “Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску и он скажет вам правду”. (Оскар Уайльд)

Ценность использования образов символдрамы, на мой взгляд в том, что в работах Лёйнера очень подробно описаны интерпретационные схемы, которые стоят за создаваемыми клиентами образами. Он выделил диагностические критерии, как самого дерева, так и потребностей. В качестве примера можно взять, например следующие.

Потребность в свете - потребность в поддержке и одобрение.

Потребность в тени – потребность в более теплых эмоциональных отношениях.

Потребность оградить дерево оградой – потребность в защите, может быть тревоги и страхи. Ограждения колпаком – пережитая в детстве травма.

Потребность пересадить – ощущение ограниченности, недостатка свободы, и т.д. (Лёйнер, 1996).

Эти данные помогают в дальнейшем вести психодраматические процессы, строить психотерапевтические гипотезы, экологично для группы вести терапевтические процессы.

Таким образом, психодрама добродушно принимает и сочетается с многими психотерапевтическими методами и символдрама не исключение. В содержании Лёйнеровских мотивов можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов, а с помощью психодрамы оживить их и пережить. Найти компромиссное образование между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами, которые отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, начало которых кроится в раннем детстве.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что интегративные процессы в современной психотерапии являются прогрессивным движением по пути построения универсальных психотерапевтических теорий, методологий и практик. Они помогают дополнять и взаимно обогащать различные психотерапевтические подходы. Интеграция вносит вклад в развитие универсальных языков для взаимопонимания различных теоретических школ, что облегчает не только обмен методами, но и выход за пределы узкой и односторонней картины психологической проблематики, характерной для многих подходов. Как показывает практика, интеграция оказывается очень эффективной и многообещающей как в теоретической, так и в практической перспективе. С другой стороны, следует понимать, что интеграционное движение сейчас только начинается, и еще предстоит решить множество проблем, которые проявятся в процессе его реализации.



 

Литература.


1. Горностай П.П. Интегративные модели в современной психотерапии // Наука i освiта. 2004. № 8-9. с. 83-86.

  1. Mahrer A. R. The Integration of Psychotherapies. - New York: Human Sciences Press, 1989.

  2. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидения наяву; Семинар: Пер. с нем.-М.: Эйдос, 1996.

  3. Лёйтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: Пер с нем. - М.: Изд. гр. "Прогресс", "Универс", 1994.

  4. Морено Я. Психодрама – М.:Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

  5. Обухов Я. Л. Символдрама введение в основную ступень. Р-на-Д: ООО «Мини Тайп», 2005.

  6. Психодрама: вдохновение и техника. М.: «Класс» 2000.