«Воздух пушкинской поры…» урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок внеклассного чтения «Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс... 1 52.58kb.
Урока по повести и. С. Шмелёва «лето господне»: Слайды «Урок внеклассного... 1 63.5kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе «Своеобразие японской поэзии 1 65.99kb.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока... 1 67.26kb.
Урока: Перепечина Ольга Леонидовна Тема урока: Обобщающий урок по... 1 149.7kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах" 1 76.61kb.
Урок внеклассного чтения в 6-ом классе Знания на уроке 1 171.09kb.
Секция №1 Актовый зал Руководители 1 312.01kb.
Урок внеклассного чтения в 5 классе «Недаром помнит вся Россия» 1 87.49kb.
Урок внеклассного чтения в 4 классе «Народные русские легенды А. 1 88.03kb.
Урок 2 Андрей Платонов «Неизвестный цветок» 1 57.57kb.
Golub Alexei Голуб Алексей Belarus телефон: +375 (33) 66 275 06 +375... 1 23.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Воздух пушкинской поры…» урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина - страница №1/1

Тема: «Воздух пушкинской поры…» (урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Метель»

Класс: 7

Цели: 1)более глубокое обобщение и дальнейшая систематизация знаний учащихся по творчеству Пушкина в целом и повести «Метель» в частности;

2) создание путем разных видов искусства (литература и музыка)нестандартных учебных ситуаций с целью обеспечения творческого применения учащимися изученного материала;

3) подготовка к написанию сочинения.

Оборудование: компьютеры, диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»

Ход урока:

1 Слово учителя:

-Осень 1830 года Пушкин провёл в селе Болдино Нижегородской губернии (иллюстрации на диске). Отправился он в деревню с целью поправить свои денежные дела в связи с предстоящей женитьбой на Н.Н. Гончаровой (портрет). Уезжая 31 августа в Болдино, «без уверенности в своей судьбе» Пушкин пишет П.П.Плетнёву: «Осень подходит, Это любимое моё время… Еду в деревню, бог весть, буду ли там,

Иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь…» Осенью поэт всегда имел прилив творческих сил. А сейчас приходилось ему хлопотать о житейских нуждах. Да и свадьба была под вопросом, так как он поссорился с будущей тёщей. Пушкин из-за эпидемии холеры оказался запертым в Болдино на 3 месяца. Здесь он пишет стихотворение «БЕСЫ»- самый точный снимок душевного состояния поэта в эти дни: потерянность, тоска, беспомощность, безысходное одиночество, безнадёжность.



2 Слушание стихотворения «Бесы» (диск)

( бес вселяется, мучает человека, может запутать его)

--А есть ли власть над тёмной силой?

--Вьюга слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

-- В конце октября вновь возникает «метельный сюжет» в повести «Метель».



3 Чтение эпиграфа В.А.Жуковского-ответ на вопрос

…Вот в сторонке Божий храм

Виден одинокой…

(сила- светлый Божий храм)



4 Беседа

-Какой церковный обряд совершается в храме в повести? (венчание-все относятся серьёзно-это заповедь (фонограмма «Венчание»))

--Кому же она хранила верность? (обряду)

--Религия в жизни человека 19 века имела огромное значение, поэтому герои очень серьёзно относились к венчанию. Переступить черту это не просто невозможно, а преступно. Ведь венчающиеся дают обед верности. Брак соединяет на века. В народе говорят «браки совершаются на небесах». Человек не волен его расторгнуть. « Что бог сочетал, того человек не понимает Владимир, М.Г и Бурмин, якобы случайно оказавшиеся перед аналоем обстоятельства свели их в смутное для каждого времени Марья Гавриловна была «романтически влюблена»… во Владимира

--Но почему их дороги расходятся ? Были ли они влюблены?(рассказчик посмеивается, заставляя усомнится в их любви.

--Война 1812 года не показана трагически. Хотя Владимир погиб и Бурмин ранен. Автор вспоминает не войну, а победу.

Слушание марша, диск.

Из 1812года появляется Бурмин над чем иронизирует автор ?

--Какие отношения сложились? Такие же книжные, неестественные?

Слушание романса.( он иллюстрирует их отношение говорит о возникновении любви)

--Ирония, шутливая интонация почти никогда не покидает автора повести. Скажите какие строчки повести даны в иной эмоциональной окраски лишены авторской иронии?

--В восприятии кого из героев дается описание метели? В какой из них окрашен трагически.(просмотр фрагмента кинофильма )

--Авторскую иронию мы чувствуем и в описании отношений Марьи Гавриловны и Бурмина. Но что здесь смешного? Над чувствами ли героев подсмеивается автор?

--Какой из известных фрагментов «музыкальных иллюстраций…», по вашему мнению, мог бы проиллюстрировать картину метели в повести и душевных переживаний героев? («Тройка»)

Слушание музыкальной композиции «Тройка» рассматривание иллюстрации к метели(диск).

--Перечитаем, как мастерски Пушкин описывает «Метель»

--Почему называется «Метель» , а не встреча

--Судьба по-разному относится к героям. Безжалостна к власти и благосклонна к Марmt Гавриловне и Бурмину.



Просмотр фрагмента из к\ф «Метель» (Владимир на пути в церковь)

Вы обратили внимание на музыку, которая сопровождала этот фрагмент?

Была использована мелодия «Тройки», но в трансформированном варианте: звучала жестоко, зловеще чувствовалось отчаяние Владимира. Но является ли это подтверждением, что один из образов «Тройки»-это образ самой судьбы?

Вывод :


Итак, образ метели в повести -это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкина и Свиридова - это сама судьба. Жизнь Владимира закончилась трагически. Марью Гавриловну и Бурмина судьба сводит вновь.

Какая свиридовская музыка, на ваш взгляд , помогла бы проиллюстрировать эти отношения?(«Романс») «романс» из «музыкальных иллюстраций… Свиридова.



5 Заключительное слово учителя.

Итак венчание по любви, а не по обстоятельствам Бурмин и Мария Гавриловна расстаются на долго. Метель –судьба разбросала их. Однажды они почувствовали, что любят друг друга. Между этими событиями- венчанием и любовью - прошло, пролетело смутное время. Но метель улеглась, обстоятельства прояснились, и оказалось, что оба не нарушили обета, данного в божьем храме. Оба остались верны долгу, который не был для них простым словом. Он-то и свёл их в конце концов в настоящей любви.

--О чём повесть «Метель»?(Прежде всего о любви.

--Только ли о любви? (обратите внимание учащихся на эпиграф к уроку: о человеческой судьбе, о благости Божьего промысла, о способность слушать глас судьбы, о верности, о нравственном долге)



Домашнее задание.

О чём меня заставила задуматься повесть А.С.Пушкина «Метель».