Похожие работы
|
Вопросы к экзамену по педагогике для студентов исторического, физического, математического - страница №1/1
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ
для студентов исторического, физического, математического,
геолого-географического, биологического факультетов,
факультета иностранных языков, факультета психологии,
факультета физической культуры и спорта, заочного факультета
-
Значение воспитания в развитии человека и общества, происхождение термина педагогика и смысл выражения "педагогика как наука и искусство".
-
Педагогические идеи философов греко-римского периода (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Квинтилиан) и мыслителей эпохи Возрождения (Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла).
-
Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег).
-
Педагогические труды и важнейшие идеи российских педагогов ХІХ в. (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев).
-
Характеристика педагогических трудов белорусских просветителей (К.Туровский, Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий, А.Е.Богданович, А.Пашкевич (Тетка), Я.Колас), особенности научной и народной педагогики.
-
Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский).
-
Предмет научной педагогики и основные проблемы ее исследования, система педагогических дисциплин и их связь с другими науками.
-
Характеристика современной методологии педагогики и методов педагогических исследований.
-
Понятие цель воспитания и развитие идеи о всестороннем и гармоническом воспитании личности, понятие разностороннее развитие учащихся.
-
Составные компоненты и пути разностороннего развития учащихся в современной системе школьного и общественного воспитания.
-
Личность учащегося как предмет воспитания, понятия человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности школьника.
-
Важнейшие факторы, внешние и внутренние стимулы развития и саморазвития личности в школьные годы.
-
Воспитание как целостный педагогический процесс, его научная трактовка и направленность на овладение учащимися социальным опытом.
-
Воспитание и бучение учащихся как самостоятельные категории и целостный педагогический процесс, их взаимосвязь и специфика.
-
Деятельностный характер личностного развития учащихся и активизация их разнообразной деятельности как важнейшие закономерности воспитания.
-
Постановка целей и реализация перспектив личностного роста учащихся, опора на их положительные стороны как научные закономерности воспитания.
-
Возрастная периодизация детей и учащейся молодежи, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важнейшая закономерность процесса воспитания.
-
Характеристика понятий общие закономерности и принципы воспитания; закономерный характер воспитания учащихся в коллективе и через коллектив.
-
Единство воспитательных усилий школьных учителей, родителей и общественных структур как закономерность целостного педагогического процесса.
-
Характеристика понятия дидактика, проблемы ее исследования и взаимосвязь с частными методиками.
-
Научный вклад известных дидактов и учителей-новаторов 2-й половины. ХХ ст. в развитие теории обучения и разработку современных технологий обучения.
-
Понятия содержание образования и образование, исторический анализ теорий содержания образования, их положительные стороны и недостатки.
-
Разработка в педагогике научных требований к содержанию образования и тенденции его совершенствования в современной школе.
-
Государственный образовательный стандарт и документы по определению содержания школьного обучения и его профилизация в современной школе.
-
Сущность обучения как педагогического процесса, его важнейшие задачи и функции, понятия знание, умение, навык, способности, учебные компетенции.
-
Внутренняя структура процесса обучения, его целевой и содержательный компоненты.
-
Движущие силы учения школьников и мотивация их познавательной деятельности по усвоению учебного материала.
-
Система учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материалом, их сущность и значение для управления процессом обучения.
-
Понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения, характеристика принципов научности, наглядности, систематичности и последовательности обучения.
-
Характеристика принципов доступности и активности обучения, связи теории и практики, традиционные и современные принципы обучения.
-
Понятие о методах, приемах и технологиях обучения, традиционные и инновационные методы и технологии обучения.
-
Методы устного изложения знаний учителем, их сущность и особенности практического применения.
-
Методы иллюстрации и демонстрации, приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения знаний учителем.
-
Дидактическая сущность и методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового учебного материала, развитию их творческих способностей.
-
Образовательно-воспитательная роль, основные виды и методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
-
Уровни и критерии, достоинства и недостатки 10-балльной системы оценки знаний, практических и творческих компетенций учащихся.
-
Понятие об организационных формах обучения, их историческом развитии и современной классификации.
-
Формы обучения в современной школе, урок как основная форма обучения, классификация уроков.
-
Структура смешанного (комбинированного) урока, методические основы организационного момента и повторительно-обучающей работы по пройденному материалу на уроке.
-
Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по осмыслению и запоминанию нового материала на уроке и пути ее совершенствования в процессе блочно-модульного изложение учебного материала.
-
Развитие и воспитание учащихся в процессе урочных занятий, организация индивидуальной работы учащихся на уроках.
-
Особенности проведения уроков изложения нового материала, проверки и оценки учебных компетенций учащихся, повторения и систематизации учебного материала.
-
Экскурсия как одна из форм обучения, ее значение, методика подготовки и проведения; сущность программированного обучения.
-
Внеклассные формы обучения учащихся и пути их совершенствования в современной школе; информационные технологии обучения.
-
Педагогическая значимость и методические основы домашней учебной работы школьников.
-
Сущность и структура личностных качеств, важнейшие направления и особенности воспитательной работы по их формированию с учетом общих закономерностей педагогического процесса.
-
Понятие о методах и средствах воспитания, их классификация и особенности применения.
-
Специфика предмета и методики воспитания как средства личностного развития учащихся и определение его содержания в Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.
-
Убеждение и положительный пример как методы воспитания, их сущность и психолого-педагогические механизмы воздействия на учащихся.
-
Метод упражнений (приучения), его психолого-педагогическая основа и практическое применение в процессе воспитательной работы.
-
Одобрение и осуждение как методы воспитания, их сущность и психолого-педагогическая основа, меры поощрения и наказания в современной школе.
-
Методы требования, контроля и переключения в системе школьного воспитания, их сущность, психолого-педагогическая основа и практическое использование.
-
Развитие в педагогике теории и методики коллективного воспитания, понятие о воспитательном коллективе учащихся, основные стадии его формирования и структура.
-
Важнейшие средства и методы сплочения ученического коллектива, организация его самоуправления и особенности педагогического руководства воспитательным коллективом.
-
Значение и методика нравственного развития школьников, критерии нравственного развития личности.
-
Значение и сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их структура и методика формирования, воспитание гражданской позиции личности.
-
Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.
-
Содержание и методика организации правового воспитания учащихся.
-
Методика формирования экологической культуры учащихся в системе учебной и внеклассной воспитательной работы.
-
Значение и сущность сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся и методические основы их формирования.
-
Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся, его задачи и пути организации.
-
Сущность и методика воспитания физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
-
Значение научного мировоззрения в личностном развитии учащихся, его функции и виды, идеологическое воспитание школьников.
-
Сущность мировоззрения, его структура и педагогические условия формирования.
-
Самовоспитание как важнейший фактор развития личности, его сущность и психолого-педагогические стимулы.
-
Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.
-
Содержание и методы воспитательной работы в современной семье, формы повышения педагогической культуры родителей.
-
Система профессиональных и личностных качеств учителя, основные виды его деятельности и ступени профессионального роста.
-
Понятие о системе образования, пути и тенденции ее совершенствования в соответствии с. Законом «Об образовании в Республике Беларусь».
-
Современные научные концепции и технологии воспитания, культурулогический подход к организации воспитания в современной школе.
Составил: доктор педагогических наук, доцент Ф.В. Кадол
Утверждены на заседании кафедры педагогики
22 апреля 2009 года, протокол № 11.
|