Вопросы к экзамену по педагогике для студентов исторического, физического, математического - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов... 1 439.57kb.
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "Проектирование трансляторов" 1 19.99kb.
Лекции для студентов 4-го курса физического факультета ону, Специализация... 1 50.92kb.
Вопросы к экзамену Основные понятия, этапы и методы математического... 1 23kb.
Учебно-методические материалы для студентов 3 курса филологического... 1 28kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Экономика» для студентов 3 курса юридического 1 28.6kb.
Программа дисциплины ен. Ф. 01. 01 «математический анализ» (Теория... 1 211.3kb.
Вопросы к экзамену по биофизике для студентов очной и заочной форм... 1 50.28kb.
1 Этапы математического моделирования 12 Контрольные вопросы и задания 14 1 35.16kb.
Вопросы к экзамену для студентов направлений 080100. 62 «Экономика»... 1 28.89kb.
Вопросы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран... 1 51.49kb.
Гоу цо «Самбо-70» Юго-Западный Административный округ 1 268.63kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вопросы к экзамену по педагогике для студентов исторического, физического, математического - страница №1/1

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для студентов исторического, физического, математического,

геолого-географического, биологического факультетов,

факультета иностранных языков, факультета психологии,

факультета физической культуры и спорта, заочного факультета



  1. Значение воспитания в развитии человека и общества, происхождение термина педагогика и смысл выражения "педагогика как наука и искусство".

  2. Педагогические идеи философов греко-римского периода (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Квинтилиан) и мыслителей эпохи Возрождения (Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла).

  3. Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег).

  4. Педагогические труды и важнейшие идеи российских педагогов ХІХ в. (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев).

  5. Характеристика педагогических трудов белорусских просветителей (К.Туровский, Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий, А.Е.Богданович, А.Пашкевич (Тетка), Я.Колас), особенности научной и народной педагогики.

  6. Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский).

  7. Предмет научной педагогики и основные проблемы ее исследования, система педагогических дисциплин и их связь с другими науками.

  8. Характеристика современной методологии педагогики и методов педагогических исследований.

  9. Понятие цель воспитания и развитие идеи о всестороннем и гармоническом воспитании личности, понятие разностороннее развитие учащихся.

  10. Составные компоненты и пути разностороннего развития учащихся в современной системе школьного и общественного воспитания.

  11. Личность учащегося как предмет воспитания, понятия человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности школьника.

  12. Важнейшие факторы, внешние и внутренние стимулы развития и саморазвития личности в школьные годы.

  13. Воспитание как целостный педагогический процесс, его научная трактовка и направленность на овладение учащимися социальным опытом.

  14. Воспитание и бучение учащихся как самостоятельные категории и целостный педагогический процесс, их взаимосвязь и специфика.

  15. Деятельностный характер личностного развития учащихся и активизация их разнообразной деятельности как важнейшие закономерности воспитания.

  16. Постановка целей и реализация перспектив личностного роста учащихся, опора на их положительные стороны как научные закономерности воспитания.

  17. Возрастная периодизация детей и учащейся молодежи, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важнейшая закономерность процесса воспитания.

  18. Характеристика понятий общие закономерности и принципы воспитания; закономерный характер воспитания учащихся в коллективе и через коллектив.

  19. Единство воспитательных усилий школьных учителей, родителей и общественных структур как закономерность целостного педагогического процесса.

  20. Характеристика понятия дидактика, проблемы ее исследования и взаимосвязь с частными методиками.

  21. Научный вклад известных дидактов и учителей-новаторов 2-й половины. ХХ ст. в развитие теории обучения и разработку современных технологий обучения.

  22. Понятия содержание образования и образование, исторический анализ теорий содержания образования, их положительные стороны и недостатки.

  23. Разработка в педагогике научных требований к содержанию образования и тенденции его совершенствования в современной школе.

  24. Государственный образовательный стандарт и документы по определению содержания школьного обучения и его профилизация в современной школе.

  25. Сущность обучения как педагогического процесса, его важнейшие задачи и функции, понятия знание, умение, навык, способности, учебные компетенции.

  26. Внутренняя структура процесса обучения, его целевой и содержательный компоненты.

  27. Движущие силы учения школьников и мотивация их познавательной деятельности по усвоению учебного материала.

  28. Система учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материалом, их сущность и значение для управления процессом обучения.

  29. Понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения, характеристика принципов научности, наглядности, систематичности и последовательности обучения.

  30. Характеристика принципов доступности и активности обучения, связи теории и практики, традиционные и современные принципы обучения.

  31. Понятие о методах, приемах и технологиях обучения, традиционные и инновационные методы и технологии обучения.

  32. Методы устного изложения знаний учителем, их сущность и особенности практического применения.

  33. Методы иллюстрации и демонстрации, приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения знаний учителем.

  34. Дидактическая сущность и методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового учебного материала, развитию их творческих способностей.

  35. Образовательно-воспитательная роль, основные виды и методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

  36. Уровни и критерии, достоинства и недостатки 10-балльной системы оценки знаний, практических и творческих компетенций учащихся.

  37. Понятие об организационных формах обучения, их историческом развитии и современной классификации.

  38. Формы обучения в современной школе, урок как основная форма обучения, классификация уроков.

  39. Структура смешанного (комбинированного) урока, методические основы организационного момента и повторительно-обучающей работы по пройденному материалу на уроке.

  40. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по осмыслению и запоминанию нового материала на уроке и пути ее совершенствования в процессе блочно-модульного изложение учебного материала.

  41. Развитие и воспитание учащихся в процессе урочных занятий, организация индивидуальной работы учащихся на уроках.

  42. Особенности проведения уроков изложения нового материала, проверки и оценки учебных компетенций учащихся, повторения и систематизации учебного материала.

  43. Экскурсия как одна из форм обучения, ее значение, методика подготовки и проведения; сущность программированного обучения.

  44. Внеклассные формы обучения учащихся и пути их совершенствования в современной школе; информационные технологии обучения.

  45. Педагогическая значимость и методические основы домашней учебной работы школьников.

  46. Сущность и структура личностных качеств, важнейшие направления и особенности воспитательной работы по их формированию с учетом общих закономерностей педагогического процесса.

  47. Понятие о методах и средствах воспитания, их классификация и особенности применения.

  48. Специфика предмета и методики воспитания как средства личностного развития учащихся и определение его содержания в Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.

  49. Убеждение и положительный пример как методы воспитания, их сущность и психолого-педагогические механизмы воздействия на учащихся.

  50. Метод упражнений (приучения), его психолого-педагогическая основа и практическое применение в процессе воспитательной работы.

  51. Одобрение и осуждение как методы воспитания, их сущность и психолого-педагогическая основа, меры поощрения и наказания в современной школе.

  52. Методы требования, контроля и переключения в системе школьного воспитания, их сущность, психолого-педагогическая основа и практическое использование.

  53. Развитие в педагогике теории и методики коллективного воспитания, понятие о воспитательном коллективе учащихся, основные стадии его формирования и структура.

  54. Важнейшие средства и методы сплочения ученического коллектива, организация его самоуправления и особенности педагогического руководства воспитательным коллективом.

  55. Значение и методика нравственного развития школьников, критерии нравственного развития личности.

  56. Значение и сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их структура и методика формирования, воспитание гражданской позиции личности.

  57. Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.

  58. Содержание и методика организации правового воспитания учащихся.

  59. Методика формирования экологической культуры учащихся в системе учебной и внеклассной воспитательной работы.

  60. Значение и сущность сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся и методические основы их формирования.

  61. Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся, его задачи и пути организации.

  62. Сущность и методика воспитания физической культуры и здорового образа жизни учащихся.

  63. Значение научного мировоззрения в личностном развитии учащихся, его функции и виды, идеологическое воспитание школьников.

  64. Сущность мировоззрения, его структура и педагогические условия формирования.

  65. Самовоспитание как важнейший фактор развития личности, его сущность и психолого-педагогические стимулы.

  66. Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.

  67. Содержание и методы воспитательной работы в современной семье, формы повышения педагогической культуры родителей.

  68. Система профессиональных и личностных качеств учителя, основные виды его деятельности и ступени профессионального роста.

  69. Понятие о системе образования, пути и тенденции ее совершенствования в соответствии с. Законом «Об образовании в Республике Беларусь».

  70. Современные научные концепции и технологии воспитания, культурулогический подход к организации воспитания в современной школе.

Составил: доктор педагогических наук, доцент Ф.В. Кадол

Утверждены на заседании кафедры педагогики



22 апреля 2009 года, протокол № 11.