Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 163.06kb.
Вопросы для экзамена кандидатского минимума по общенаучной дисциплине... 1 91.11kb.
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по истории философии 1 38.83kb.
Лекции для экзамена кандидатского минимума по философии, входит несколько... 1 14.59kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 170.79kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 70.82kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 94.85kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 205.65kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 65.75kb.
Темы рефератов для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии... 1 50.12kb.
Вопросы для сдачи экзамена по курсу "введение в политологию" 1 36.16kb.
Курс лекций под названием «How To Do Things With Words» «Как совершать... 1 154.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума - страница №1/1


    1. Философские проблемы филологических наук.

Содержание раздела.




№/№

Тема

1.

Философия языка и языкознания.

2.

Развитие философии языка

3.

Язык и культура

4.

Философские проблемы литературоведения

5.

Современная философия языка и литературы.

6.

Философские проблемы диалога и коммуникации.

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума.




  1. Понятие языка. Язык как деятельность и феномен культуры.

  2. Статус языка в онтологии человеческого существования.

  3. Возможности и мера представленности бытия в языке.

  4. Проблема референции в логическом анализе языка ( Фреге, Рассел и др.).

  5. Теории коммуникации и дискурса. Прагматика (Серль, Остин и др.).

  6. Язык и мышление. Проблема невербальных форм мышления.

  7. Развитие философии языка в классической древности.

  8. Проблема искусственных языков.

  9. Философия языка В.фон Гумбольта и А.А.Потебни.

  10. Лингвистический поворот в философии.

  11. Язык как знаковая система. Семиотический анализ языка.

  12. Естественные и искусственные языки, их соотношение и функции.

  13. Язык науки.

  14. Основания герменевтического анализа.

  15. Гипотеза лингвистической относительности.

  16. Структуралистские теории языка.

  17. История и современное состояние семиотики.

  18. Русская философия имени (П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев).

  19. Философия и литература: точки взаимодействия.

  20. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина.

  21. Философия текста.

  22. Философские проблемы перевода и интерпретации.

  23. Философские проблемы русской классической литературы.

  24. Философия жизни и экзистенциализм в литературе.

  25. Философия диалога.

  26. Деконструктивистская парадигма в философии и литературоведении.

  27. Проблема «смерти автора».

  28. Отражение философских проблем современности в литературе.

  29. Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв.

  30. Советское языкознание в 40-60 гг. XX века: философский анализ.

  31. Этические проблемы литературного творчества.

Литература




  1. Абрамов Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением // Вопросы философии, 2001, №6

  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998г.

  3. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания (под ред. С.Ф.Гончаренко). М., 2003г.

  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.

  5. Волошинов В.Н. ( М.М.Бахтин). Марксизм и философия языка. Изд 3-е. М., 1993г.

  6. Гумбольдт фон В. Избр. Труды по языкознанию М., 1984г.

  7. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике.

  8. Ильенков Э.В. Соображение по вопросу об отношении мышления и языка (речи) //Вопросы философии. 1977, №6

  9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996г.

  10. Колшанский Г.В. О вербальности мышления // Известия АН СССР. Серия литература и язык. 1977, №6.

  11. Новое в зарубежной лингвистике. М., 1961-1989. Вып.9.

  12. Остин ДЖ. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып 17, М., 1986.

  13. Потебня А.А. Слово и миф М., 1989.

  14. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики М.,1998.

  15. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.

  16. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988.

  17. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка // Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

  18. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1989.

  19. Хомский. Язык и мышление М., 1972.

х х х


Барт Р. Смерть автора. Литература и значение // Избр. Работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Философские работы – Ч.1 М., 1994.

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

Лосев А.Ф. Философия имени // Из ранних произведений. М., 1997.

Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

Фуко М. Что такое автор ? Порядок дискурса // Воля к знанию. М., 1997.

Философия: учебник в двух частях. Изд. 2-е ( под общей редакцией А.В.Мялкина) м., МГЛУ, 2005.

Хайдеггер. Путь к языку. Слово // Время и бытие. М., 1993.

Гречко В.А. Теория языкознания.


  1. Требования к подготовке и написанию реферата.

Тема реферата выбирается аспирантом или соискателем в процессе обсуждения с преподавателем выпускающей кафедры. По направленности, а равно и по содержанию, реферативная работа должна соответствовать той области истории научного знания, по которой будет специализироваться автор, а возможно и писать диссертацию. В качестве темы может быть рассмотрена ретроспектива важной научной проблемы, возникшая в истории становления научной отрасли, либо творческий путь крупного ученого или научной школы для определенной научной дисциплины ( отрасли). Также в качестве темы могут рассматриваться этапы становления науки, смена педагогических схем ее развития и др. Например, для аспиранта или соискателя, специализирующегося по экономике, тема реферата по философии для сдачи кандидатского минимума может быть определена так : «Концепции собственности в истории экономических учений».

Юридический аспект диссертационного исследования, связанный с анализом государственно-правового регулирования отношений интеллектуальной собственности, можно совместить с написанием реферата по теме : «Концептуальная история проблемы охраны интеллектуальной собственности в России». Но в любом случае важна собственная фантазия, собственный полет мысли.

Структура реферата состоит из введения, где отмечается актуальность избранной темы, обосновывается предмет исследования, ставятся цели и задачи по подготовке реферативного текста. В основной части ( состоящей из глав, параграфов) раскрывается содержание проблемы. В заключении формулируются выводы. Список литературы включает основные источники, используемые автором при подготовке и написании данной работы, число которых может варьироваться в зависимости от темы, имеющейся в библиотеках литературы и других факторов.

Общий объем текста не должен превышать 30 страниц компьютерной печати. Стандартным является шрифт Times New Roman. Все страницы, кроме титульного листа, нумеруются. Источники даются в алфавитном порядке.

Примерное оформление титульного

листа реферата
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный лингвистический университет

Кафедра Культурологи

Реферат


по истории и философии науки
Научное знание и процесс цивилизации

Выполнила: аспирант кафедры

второго иностранного языка

Иванова Дарья Петровна


Проверил:

Контактный телефон

Москва

2007


Филологические науки.

Тематика рефератов.




  1. Лингво-философский аспект развития теории метафоры в 19-20вв.

  2. История становления лексикологии, семасиологии и ономасиологии как лингвистических дисциплин в 19-20вв.

  3. Части речи как лексикологическая и грамматическая проблема.

  4. Квалификативный и квантитативный анализ материала.

  5. Построение смысла в контексте.

  6. Социо-культурные проблемы интерпретации текста.

  7. Герменевтический подход к интерпретации текста.

  8. Текст как ткань мировой культуры.

  9. Философия познания: диалог в теории М.М.Бахтина.

  10. Категория симметрии в поэтическом творчестве.

  11. Пространственно-временные параметры художественного текста.

  12. Зигмунд Фрейд и художественная литература.

  13. Аналогия и аномалия в языке.

  14. Когнитивные основы теории номинации (на материале одного из языков).

  15. Соотношение универсального и индивидуального в лексической номинации.

  16. Движущие силы и механизмы языкового развития.

  17. Области пересечения гуманитарных наук (лингвистика, социология, психология).

  18. Взаимосвязи языков на разных исторических этапах.

  19. Архаические картины мира по данным этимологии.

  20. Литературные аналоги культурных концептов в различных языках

  21. Теория искусства в связи с теорией языка.

  22. «Образ народа» в глазах другого народа.

  23. Этнические стереотипы языкового поведения.

  24. Соотношение языка и культуры как лингвофилософская проблема ( на примере романских языков).

  25. Лингвофилософский аспект теории смысла и значения ( на материале французского языка).

  26. Развитие теории частей речи в романистике (лингвофилософский подход).

  27. Теория референции в лингвофилософском аспекте ( на материале французского языка).

  28. Лингвистическая гипотеза как форма научного знания (философско-методологическое обновление).

  29. Язык и картина мира в романистике.

  30. Логико-грамматический анализ категории качества и количества.

  31. Логико-грамматический анализ категории времени и пространства.

  32. Лингво-философский аспект референции и предикации.

  33. Лингво-философский аспект смысла и значения.

  34. Логико-философский аспект когнитивизма.

  35. Основные категории и понятия логического анализа языка.

  36. Референция имени к объекту как логико-философская проблема (Б.Рассел, П.Стросон, Дж.Серль, Дж.Остин).

  37. Концепция жизненного мира в современной феноменологии и герменевтика ( Е.гуссерль, Г.Функе и др.).

  38. Лингвистическая философия и теория речевых актов (ТРА) ( - Дж. Остин, Дж.Серль, Л.Витгенштейн).

  39. Философские основы фонологических теорий Бодуэна де Куртэне, Н.С.Трубецкого, Фердинанда де Соссюра, глюссематиков, Н.Хомского.

  40. Исторические условия формирования и развития орфоэпической нормы литературного произношения и стереотипы массового сознания. Произношение и личность.

  41. Фонетика и ритмика от Аристотеля до современности. Использование фонетических средств воздействия в СМИ и политическом дискурсе.

  42. Язык и знание о мире.

  43. Язык и мышление.

  44. Язык и картина мира.

  45. Естественный язык и искусственный интеллект.

  46. Научная гипотеза как мыслительный и речевой акт.

  47. Языковая концептуализация мира.

  48. Язык и познание.

  49. Языковое самосознание и культура этноса.

  50. Вербально-образное представление знаний с учетом новых информационных технологий.

  51. Язык и языковая личность: концепция вторичной языковой личности.

  52. Язык, семиотика, символика.

  53. Когнитивная лингвистика и проблема семантики.

  54. Языковая картина мира и лексический строй языка (к вопросу о формировании вторичной языковой личности).

  55. Античные центра риторической, философско- лингвистической и грамматической обработке языка в греко-латинском языкознании. Отражение этих направлений в последующих эпохах.

  56. Философия языка и грамматические построения Средневековья. Их отражение в последующие эпохи.

  57. Универсально-логическое течение в языкознании в XVII- XVIII вв. Грамматика Пор-Рояль, преломление ее идей в последующие эпохи.

  58. Формирование сравнительно-исторического языкознания ( вторая половина XIX-начала XX в). Задачи и методика исследования.

  59. Философско-лингвистическая и культурно-историческая концепция языка В.фон Гумбольта. Ее отражение в последующие эпохи.

  60. Естественно-историческая ( натуралистическая) концепция А.Шлейхера: сильные и слабые стороны.

  61. Психологическое направление в языкознании (Г.Штейнталь, В.Вундт). Отражение их идей в последующие эпохи.

  62. Лингвистическая концепция А.Тойнби ( философия языка, теория словесности, историко-грамматические идеи). Отражение этих идей в последующий период.

  63. Младограмматическое течение в языкознании конца XIX- начала ХХ в. Сильные и слабые стороны младограмматизма.

  64. Московская лингвистическая школа. Основные особенности представителей школы как последователей и критиков младограмматизма.

  65. Критика младограмматизма. Школа «слов и вещей» (Г.Шухард). Эстетические направление в языкознании (К.Фосслер). Отражение представленных идей в предшествующих и последующих направлениях в языкознании.

  66. Казанская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды И.А.Бодуэна де Куртене и их отражение в последующий период развития языкознания.

  67. Лингвистическая концепции Ф.де Соссюра. Ее влияние на последующие направления в лингвистике ХХв.

  68. Пражская школа структурно-функционального исследования языка. Направления исследования. Связь с предшествующими и последующими направлениями языкознания.

  69. Копенгагенская школа структурной лингвистики. Основные идеи и метод исследования.

  70. Американский структурализм. Отличительные особенности. Идеи и методы исследования.

  71. Американская этнолингвистика. Гипотеза Сепира-Уорфа. Связь с современными им и последующими направлениями языкознания.

  72. Советское языкознание в 20-х– 30-х годах ХХв.

  73. Женевская школа в языкознании (А.Сеше, Ш.Балли, С.Карцевский). Общее и различное в их исследованиях. Связь с предшествующими и последующими концепциями).

  74. Неогумбольдтианское течение в языкознании (Л.Вайсгербер). Общее и различное с идеями В.Гумбольдта. Влияние на последующие исследования в области языкознания.

  75. Лондонская школа в языкознании. Связь с предшествующими и современными ей лингвистическими исследованиями. Влияние на последующий этап в развитии языкознания.

  76. Советское языкознание в 40-60 гг. ХХ в.

  77. «Исповедь» А.Августина – философия, этика и эстетика средневекового христианства.

  78. «Речь о достоинстве человека» Д.Пико дела Мирендолы – этап формирования гуманистической мысли эпохи Возрождения.

  79. От теологии к антропологии: «Диатриба о свободе воли» Э.Роттердамского.

  80. «Рассуждение о методе» Р.Декарта – философская основа западноевропейского классицизма.

  81. Общеевропейский «Спор о древних и новых» – переход от нормативного традиционализма к литературе Нового времени.

  82. Обоснование просветительской теории «правильно понятого интереса» в трактатах Дж.Локка ( «Опыт о человеческом разумении») и К.А. Гельвеция («Об уме»).

  83. Образ романтического Абсолюта в «Философии искусства» Ф.В.Шеллинга.

  84. «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра и эстетика модернизма.

  85. «Философия жизни» Ф.Ницше и «имморализм».

  86. Экзистенциализм М.Хайдеггера и проблема человека в литературе и искусстве ХХв.

  87. Деконструктивизм Ж.Дерриды – ключевое понятие постструктурализма и постмодернизма.


Примечание: 1. Тематика рефератов примерная. Возможны уточнения, корректировки, а при необходимости изменения с согласия выпускающей кафедры. 2. Материалы по конкретным областям знаний согласованы с ведущими специалистами кафедры.