Вопрос Воспитание в первобытном обществе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Вопрос Воспитание в первобытном обществе - страница №1/3

Вопрос 1. Воспитание в первобытном обществе

На самой ранней ступени развития общества, в период пер­вобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было кол­лективным, не существовало социального неравенства и клас­сов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки при­обретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздни­ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты­вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на­родное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са­мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про­верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос­лого члена родового общества.
Вопрос 2. Основные понятия древнегреческой педагогики: на материале учений

Платона и Аристотеля

Педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала видное место в учениях античных мыс­лителей: Платона, Демокрита, Аристотеля и др.

Педагогические идеи Платона. Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон ро­дился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию вос­питания он изложил в трактатах «Государство» и «Законы». Эти взгляды составляют органическую часть социальных воз­зрений Платона и подчинены общим задачам укрепления ра­бовладельческого аристократического государства и формирова­ния рабовладельца. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Пла­тону, состоит в том, что она «будит душу пользоваться мыш­лением для истины». Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окраши­вают детские представления о добродетели и благе. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произ­ведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать ма­леньким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, а играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспи­тания детей с самого младшего возраста и предложил определен­ную систему се организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, счи­тать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изу­чают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфсбии получают специальную военно-физическую под­готовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремес­ленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разум­ная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвле­ченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной дея­тельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интел­лектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев фи­лософией, становятся правителями государства. Как видим, Платон заботился, прежде всего, о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством. Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал во­просы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Педагогическая теория Аристотеля. Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учи­телем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Соответственно трем сторонам души, каждая из которых тре­бует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны вос­питания — физическое, нравственное и умственное, составляющие одно целое. Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важ­ным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираясь на принятое в народе деление времени соответственно лунному календарю -«по седьмицам», он разделил время воспитании, определив его в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была пер­вая в истории педагогической мысли возрастная периодизации. Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошколь­ном возрасте. «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок»,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу приридосообразности, Аристотель да: общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких -питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подхо­дящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщи­нам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная: «Не следует... думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей госу­дарства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом» '. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, мате­матику» астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравствен­ного. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а, наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными.

Вопрос 3. Основные формы средневекового воспитания

Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным, чем предшествовавший ему рабовладельческий (ведь основная производительная сила — крестьянин имел хозяй­ство и потому проявлял некоторую заинтересованность в труде в отличие от раба), однако в основе феодального строя также ле­жала частная собственность феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной полити­ческой силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средне­векового западноевропейского общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс. Используя учение о прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность фео­далам, учила, что жизнь на земле — подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные па земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием и эксплуатацией.

Католическое духовенство крайне враждебно относилось к ан­тичной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем воспи­тания «в страхе божьем».

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии и нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение, Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на меха­ническое запоминание, часто даже без понимания того, что заучи­вается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников под­вергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащим­ся повышенное образование. Содержание его составляло богосло­вие и так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифме­тика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основ­ном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и об­разование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруже­носцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских мо­настырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преи­мущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с фео­дальным гнетом, выступали и против католической церкви. В го­родах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных город­ским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.



Вопрос 4. Материнская школа Я.А. Коменского и проблемы дошкольного воспитания

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу своей «Великой ди­дактики» и специальное сочинение под названием «Материн­ская школа». Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастаю­щего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физи­ческого, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особен­ности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуаль­ными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопро­сам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать де­тям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Под­черкивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомен­довал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики., политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью. Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить». Он выделил умения, которые должен последовательно, год за годом, при­грести ребенок.

Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало раз­витию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляет­ся уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать о луке».

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко под­нимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного вос­питания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организован­ную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные. Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Вопрос 7. Педагогика эпохи Просвещения. Джон Локк. Мысли о воспитании

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого челове­ка, а джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать качествами бур­жуазного дельца и отличаться «утонченностью в обращении».

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,— это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно вос­питанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашне­го воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе зна­ний и умений».

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья»,— говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания .детей. Правильное физическое воспитание способ­ствует л выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом»,— писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он,— это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препят­ствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка Но в трактовке Локка «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...» . Выработка характера, развитие во­ли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспи­тания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлет­ворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспита­телю над ребенком дадут «страх и уважение», а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут не рас­суждения, а пример, среда, окружение ребенка.

Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности»; надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы», писал Дж. Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть вниматель­ным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем "обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоя­тельным суждениям.

Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено крепить могу­щество буржуазной Англии.

Выше уже отмечалось резко отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джен­тльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для комиссии по делам промыш­ленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопро­сов, разрабатывала «метод привлечения бедных королевства к труду».

Локк составил проект закона о бедных, в котором указы­вал, что следует применять жесткие меры против нищих и бро­дяг, получающих пособие от приходов, заставлять «лентяев рабо­тать». Он предложил целую систему наказаний, которым считал возможным не подвергать только детей до 14 лет: их надо устраи­вать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом приходе следу­ет организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращают­ся за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Локка, будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет сильным воспитательным сред­ством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут работать на масте­ров и фабрикантов.

Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.



Вопрос 8. Основная проблематика педагогики Ж.-Ж. Руссо

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его взглядами, с его учением о естественном праве. Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные естественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в форми­ровании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это тре­бование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произве­дении «Эмиль...», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных призна­ков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период — от рождения до 2-лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период — от. 2 до 12 лет — Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

Третий период —от 12 до 15- лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг впе­ред по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности раз­вития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства.

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний, б соответствии с этим он предлагал корен­ным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитан­ника в положение исследователя, который открывает научные истины.

Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли. Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодаль­ную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сослов­ные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания.

Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодаль­ного гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

Вопрос 9. Педагогика И.Г. Песталоцци

Демократ по своим взглядам, Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей». Он считал, что общая цель воспитания — проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического раз­вития у каждого ребенка всех его природных сил и способно­стей. В народной школе Песталоцци отводил большое место под­готовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели — формированию человека.

Воспитание, считал Песталоцци, должно носить природосообразный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. При этом он не идеализировал, как Руссо, детскую природу, а полагал, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. «Глаз,— говорил Песталоцци,— хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработан­ной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания Песталоцци считал необходимым осуще­ствлять в тесной связи и взаимодействии.

В основе теории элементарного образования лежит требова­ние начинать воспитание ребенка с простейших элементов, по­степенно и последовательно подходить ко все более сложному.

Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ре­бенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общий, подъем его физических сил. Пе­сталоцци справедливо указывал, что физическое воспитание спо­собствует формированию человеческой личности, развитию его нравственных чувств и волевых качеств.

В основе физического воспитания детей, считал Песталоцци, лежит их естественное стремление к движениям, которые осу­ществляются посредством движения суставов. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных проявлениях физических сил ребенка. Начала физического воспитания, по Песталоцци, закладываются еще в семье, когда мать, помогая ма­лышу вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем са­мым «естественную домашнюю гимнастику». Выработке у ребенка умения самостоятельно производить все движения суставов способствует также его участие в простейших видах домашнего труда.

Для полноценного физического развития ребенка, считал Пес­талоцци, необходимы подвижные игры. Он справедливо требо­вал, чтобы учение и игра взаимно дополняли друг друга и учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях. На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систе­му школьной «элементарной гимнастики».

Песталоцци мечтал о создании особой азбуки умений, в которой физические упражнения, как-то: нести, бросать, толкать, бороться, махать и т. д., будут включены в простейшие виды трудовой деятельности. Он надеялся, что ребенок, овла­девший подобной азбукой, разовьется физически, станет ловким и одновременно приобретет некоторые трудовые умения, которые он в дальнейшем с успехом использует в жизни. Таким обра­зом, Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудо­вым, которому придавал большое значение не только в деле физического, но и нравственного развития ребенка. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует разви­тию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных- нравственных качеств.

Песталоцци решительно возражал против узкой профессио­нальной подготовки детей трудящихся, обычно сводившейся к выработке у них односторонних умений и навыков. Он говорил об особом «образовании для индустрии», которое давало бы будущим рабочим необходимые знания, развивало бы их спо­собности, прививало навыки, необходимые для производственной деятельности, способствовало воспитанию у них высоких моральных качеств. Песталоцци предлагал на базе «элементарной гимнастики» -проводить особую «индустриальную гимнастику».

Вопрос 10. Ф. Фребель как теоретик и практик дошкольного воспитания

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой фило­софии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. Он полагал, что педагогике Песта­лоцци недоставало философского обоснования и пришел к ре­шению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоцци и по­строить свою систему на прочном философском фундаменте.

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и рели­гиозным. Инстинкт деятельности, или активности,— проявление в ребенке единого творческого божественного .начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутрен­нюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал пред­ставление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке божественного начала.

Фребель. считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но .самораскрытие невозможно без внешних воз­ действий, почему необходимы разнообразные средства, вызываю­щие развитие, внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятель­ность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знако­мить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться как растениям в саду. .

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие -детей, которое начинается с их физического развития.- Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка„он рекомен­довал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходя­щее питание, удобную одежду. Огромное значение для физиче­ского развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, -ритмические движения, конструирова­ние, сельскохозяйственные несложные работы на участке, про­гулки.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Рас­крывая ее .сущность, он доказывал, что игра для "ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изо­бражая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. •

Фребель широко использовал игру как одно из средств нрав­ственного воспитания, полагая, что в коллективных и индиви­дуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения^ тренирует свою волю. Игру, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков. Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится по­полам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина, равна одной четвертой этой стороны). Пятый дар — кубик, разделенный -на. двад­цать семь маленьких, кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, разделенный и то же на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представле­ния о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Много страниц в сочинениях Фребеля посвящено развитию речи детей, песенкам, играм; им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия, для этого им были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, и др.Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообра­зие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладыва­ние из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек, и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологи­ческих позиций, находят применение в современных детских садах.

Детские сады, преследуемые при жизни Фребеля, к концу, - XIX в. заняли ведущее положение в системе дошкольного вос­питания во многих странах.

Распространение идей Фребеля после его смерти связано с деятельностью ряда его учеников и последователей, некото­рые из них были организаторами первых народных детских садов для детей пролетариата. В 1866 г. в России начал издаваться журнал «Детский сад», в котором освещалась методика Фребеля и вместе с тем давалась критика идеалистических основ его системы. В Германской Демократической Республике теория Фребеля проанализирована с марксистских позиций. Отвергая идеалисти­ческие основы этой теории, немецкие педагоги показали исто­рические заслуги своего соотечественника в развитии дошкольной педагогики: труды Фребеля способствовали выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.


Вопрос 11. Воспитание в Древней Руси (до принятия Христианства)

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость; вы­носливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существо­вал обычаи вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков, большую роль в моральном воспитании детей .играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизнен­ными явлениями давали им представления о семейных и об­щественных отношений. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

В IX в. на территории Восточной Европы, возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X века князьями официальная государственная религия,— христианство—способствовала этому.

Вопрос 12. Принятие Христианства и развитие древнерусского образования

Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, право славная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые яко­бы должны были искоренять в детях злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бед­ных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним мировоззрением, отражающим отношения, сложивши­еся в бесклассовом, родовом обществе И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами, исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян, лишь отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. В XI в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинни­ков, бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монасты­рях и на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. 6 былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать «дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла, посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить — петье Василию в наук пошло».

Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества куль­турных ценностей. Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгород­ской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли «мастерами грамоты». Обычно это были дьячки или «мирские» люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно «мастера грамоты» по дого­воренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом со­здавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного твор­чества.

В отличив от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происхо­дило на церковнославянском языке, более близком к разговор­ной речи учащихся.

Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства способствовало усилению роста товарно-денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и просвещения. В- XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том .числе и учебные; открывались школы.

Вопрос 13. Древнерусская педагогика

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость; вы­носливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существо­вал обычаи вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков, большую роль в моральном воспитании детей .играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизнен­ными явлениями давали им представления о семейных и об­щественных отношений. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

В IX в. на территории Восточной Европы, возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X века князьями официальная государственная религия,— христианство—способствовала этому.

Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, право славная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые яко­бы должны были искоренять в детях злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бед­ных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним мировоззрением, отражающим отношения, сложивши­еся в бесклассовом, родовом обществе И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами, исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян, лишь отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. В XI в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинни­ков, бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монасты­рях и на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. 6 былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать «дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла, посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить — петье Василию в наук пошло».

Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества куль­турных ценностей. Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгород­ской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли «мастерами грамоты». Обычно это были дьячки или «мирские» люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно «мастера грамоты» по дого­воренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом со­здавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного твор­чества.

В отличив от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происхо­дило на церковнославянском языке, более близком к разговор­ной речи учащихся.

Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства способствовало усилению роста товарно-денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и просвещения. В- XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том .числе и учебные; открывались школы.

Вопрос 14. Поучения Владимира Мономаха и древнерусское педагогическое сознание

Замечательным литературно-педагогическим памятником на­чала XII в. является «Поучение Владимира Мономаха детям». Умный государственных деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми; преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет. Важнейшей задачей боепитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нрав­ственных качеств, якобы соответствующих требованиям христиан­ской морали.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о. земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагать­ся ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в - проповедях священников.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, сле­дить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в «Поучении Владимира Мономаха детям» все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем «Поучение...» является замечательным памятником, свидетель­ствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.


следующая страница >>