Воин Света Выпуск 124 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Воин Света Выпуск 124 - страница №1/1

Воин Света
Выпуск 124


В этом выпуске
- О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ



О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
Каждый день на нас буквально обрушиваются истории о неслыханной жестокости, и мы недоумеваем: как это человек оказывается способен на столь бесчеловечное поведение? Примеров множество: от Рио-де-Жанейро, где мой друг журналист Тим Лопес подвергся зверским пыткам, а потом был убит, – до иракской тюрьмы Абу-Грэйб, где американские военнослужащие – те самые парни и девушки, которые в своих маленьких провинциальных городках всегда вели образцово – превратились в сущих чудовищ.

В 1971 году ученые Стэнфордского университета (США) провели эксперимент: создали в подвалах факультета психологии некое подобие тюрьмы, отобрали – практически наугад – 12 студентов, призванных исполнять роль надзирателей, и 12 «заключенных». Те и другие происходили из одной социальной среды, принадлежали к среднему классу, получили одинаковое образование и придерживались одних и тех же моральных ценностей. На двухнедельный срок «тюремщики» получили полную и безраздельную власть над «арестантами».

Однако уже к концу первой недели эксперимент пришлось прервать – в считанные дни первые проявили по отношению ко вторым полнейший аморализм, оказавшись настоящими садистами, склонными к никогда прежде не виданной жестокости. Даже сейчас, по прошествии тридцати с лишним лет бывшие студенты из обеих групп нуждаются в психологической реабилитации и поддержке.

Организатор «стэнфордского эксперимента» Филипп Зимбардо в интервью газете «Геральд Трибюн» сказал:

- Я не удивился, увидав фотографии, сделанные в тюрьме Абу-Грэйб. Нет, речь идет не о кучке гнилых яблок, помещенных в корзину со свежими плодами, а как раз наоборот: вполне цивилизованные люди, внезапно получив в свои руки абсолютную власть, теряют всякое представление о рамках и границах и позволяют вырваться наружу самым низменно-первобытным инстинктам.

Другое, не менее интересное исследование проводил в Йэльском университете Стенли Милгрэм. Группа студентов была отобрана для изучения «техники наказания». По одну сторону стеклянной перегородки находился пульт электрошокера, по другую – студент, который должен был давать правильные ответы на разнообразные вопросы. При каждой ошибке он получал удар током, причем вольтаж постоянно возрастал, хотя «допрашивающий» знал, что разряд через какое-то время может оказаться смертельным для его товарища.

Участники эксперимента не знали, что на самом деле электрошокер - это муляж, а роль «подследственного» исполняет актер. Ко всеобщему удивлению, 65 процентов «следователей» доводили дело до «гибели» допрашиваемого.

Так что в ситуации, когда мы полностью и безраздельно подчиняем себе другого человека, никто из нас не поручится, что не перейдет границ. Но лишь тот, кто обладает опытом такого рода (а я, к сожалению, в юности переживал ситуации, которые позволяют причислить меня к этой группе), знает, что на определенном этапе мы теряем самоконтроль и утрачиваем здравый смысл.

Но если такова природа человека, что же нам остается делать? Старинная история – а, может быть, это легенда – родившаяся в Пиренеях, рассказывает, как некий монах по имени Савиний, собиравший пожертвования на постройку часовни, оказался у логова одного из самых кровожадных в этом крае разбойников. Было уже поздно, и он попросил у них приюта на ночь.

Разбойник, удивленный отвагой монаха, решил подвергнуть его испытанию и спросил:

- Ты, как видно, решил спровоцировать меня. Хочешь, чтобы я тебя ограбил и убил – и тогда ты станешь мучеником. Если бы тут появилась самая красивая проститутка, разве смог бы ты подумать, что она – не хороша собой и не соблазнительна.

- Нет, не смог бы. Но я смог бы обуздать себя.

- А если бы сюда пришел монах с золотом, собранным на постройку часовни, смог бы ты смотреть на эти монеты как на обыкновенные камешки?

- Нет. Но я сумел бы обуздать себя.

У Савиния и у разбойника были одни и те же инстинкты: добро и зло боролись за них, как борются они за каждую душу, обитающую на этом свете. И когда душегуб увидел, что праведник равен и подобен ему, он понял также, что и он равен ему. И он оставил свое злодейское ремесло.

В душе каждого из нас уживаются добро и зло. Все дело – в умении властвовать собой.



Дело только в этом. И ни в чем ином.