страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Военно-исторический журнал». 2009.№9. С. 18-22. Сша иран уроки истории или история - страница №1/1
«Военно-исторический журнал».-2009.-№9.-С.18-22. США - Иран уроки истории или история без уроков? Американо-иранская конфронтация сопровождается недвусмысленными угрозами Вашингтона применить силу в качестве главного аргумента в споре с единственной страной, всё ещё позволяющей себе иметь собственное мнение в районе Персидского залива, который заокеанские политики хотели бы видеть тихим «американским озером». Опыта применения силы здесь американцам не занимать. Однако череда «иракских кризисов» несколько отодвинула на второй план примеры использования ими вооружённых сил против Ирана, страны, первой в зоне залива познакомившейся с «большой дубинкой» Вашингтона при попытке освобождения американских заложников в Тегеране 24—25 апреля 1980 года. В гораздо больших масштабах американцы использовали свои военно-морские силы (ВМС) против Ирана во время Ирано-иракской войны 1980—1988гг., участия в которой США формально не принимали. О второй половине 80-х годов XX века поводом для развёртывания и боевого применения группировки ВМС США в зоне Персидского залива послужила эскалация вооружённой борьбы на море между Ираном и Ираком, жертвой которой стало международное судоходство. События, связанные с борьбой на морских коммуникациях в ходе Ирано-иракской войны, в зарубежной и отечественной историографии получили название «танкерной войны». В 1986 году Кувейт обратился к США и СССР с просьбой обеспечить защиту судов «Кувейт ойл танкере компании» от иранских нападений. Это обращение в Вашингтоне первоначально было встречено прохладно. Танкеры, которые предлагалось зарегистрировать под американским флагом и поставить под защиту ВМС США, обеспечивали не более 30 проц. экспорта кувейтской нефти. Всё это позволило говорить, что истинные цели Кувейта заключались в первую очередь в том, чтобы более глубоко вовлечь Вашингтон и Москву в деятельность по прекращению войны между Ираном и Ираком. Советско-кувейтские переговоры в Москве в декабре 1986 года, подписание 1 апреля следующего года соглашения между странами и начало сопровождения кораблями ВМФ СССР советских судов и танкеров в кувейтские порты поставили Вашингтон перед выбором, либо согласиться с манёвром Кувейта, направленным на вовлечение США в события в Персидском заливе, либо пойти на риск предоставления Советскому Союзу свободы действий в районе, где раньше доминирующую роль играли страны Запада1. Второй вариант развития событий из-за продолжавшегося в те годы противостояния двух систем был неприемлем для Вашингтона. В связи с этим уже 23 марта 1987 года администрация США официально признала необходимость расширения мероприятий по защите судоходства в Персидском заливе. На следующий день министр обороны США К. Уайнбергер сообщил о решении обеспечить защиту кувейтских танкеров, признав, однако, что такой шаг сопряжён с риском2. Угрозу, по мнению американцев, представляли не только «враждебные намерения и действия Ирана», но и террористические акции со стороны экстремистски настроенных исламских или проиранских сил, а также случайные инциденты, подобные ракетному удару 17 мая 1987 года иракского самолёта по фрегату ВМС США «Старк», приведшему к гибели 37 и ранению 21 члена экипажа3. Разработанный план проводки кувейтских танкеров под американским флагом предусматривал: увеличение группировки кораблей ВМС США в Персидском заливе (109-е оперативное соединение) на три единицы; направление дополнительно в зону Ормузского пролива оперативной ракетной группы (ОРГ) во главе с линейным кораблём; использование возможностей авианосной многоцелевой группы (70-е оперативное соединение), маневрировавшей в северо-западной части Аравийского моря, для воздушного прикрытия конвоев на выходе из Персидского залива; предоставление права американским кораблям применять силу в случае нападения или проявления враждебных намерений со стороны иранских и иных кораблей и самолётов. Районами формирования и расформирования конвоев были определены международные воды восточнее кувейтского порта Мина-эль-Ахмади в Персидском заливе и восточнее порта Хаур-эль-Факан (ОАЭ) в Оманском заливе. Проводка кувейтских танкеров началась в ночь на 22 июля 1987 года. Руководство операцией осуществлял командующий ВМС США на Ближнем и Среднем Востоке вице-адмирал Г. Бернсен с борта штабного корабля «Ла Саль». В состав 109-го оперативного соединения, на которое возлагались задачи непосредственного охранения конвоев, поддержания благоприятного оперативного режима и обеспечения безопасности на маршруте их переходов, входили 8 боевых кораблей: 3 крейсера («Фокс», «Уорден», «Ривз»), эскадренный миноносец «Кидд» и 4 фрегата («Кроммелин», «Флэтли», «Клакринг», «Джаррет»). Авианосную многоцелевую группу (многоцелевой авианосец «Констеллейшн» с 6 кораблями охранения) выдвинули из Аравийского моря в восточную часть Оманского залива4. ПЕРСИДСКИЙ залив был разделён на 3 зоны: северную, центральную и восточную. В каждую зону из состава 109-го оперативного соединения выделялся ракетный корабль для контроля за воздушной и надводной обстановкой и, в случае необходимости, уничтожения или вытеснения кораблей ВМС Ирана и иранских быстроходных катеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), базировавшихся на островах и морских объектах нефтедобычи. Проводку танкеров организовали способом «сквозного конвоирования» из одной зоны в другую5. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности конвоев при пересечении ими Ормузского пролива, на северном побережье которого расположена главная военно-морская база ВМС Ирана Бендер-Аббас. Ещё на начальном этапе планирования операции было признано необходимым усиливать охранение конвоев на этом участке маршрута кораблями ОРГ, направление которых в зону залива было одобрено комитетом начальников штабов ВС США в мае 1987 года. С начала сентября того же года ОРГ в составе линейного корабля «Миссури», двух крейсеров, двух эсминцев, фрегата и транспорта приступила к выполнению задачи прикрытия конвоев в Ормузском проливе. Развёртывание столь мощной группировки в дополнение к кораблям 109-го оперативного соединения, осуществлявшим проводку и непосредственное охранение танкеров с кувейтской нефтью, было вызвано не столько вероятностью использования против конвоев иранских кораблей и самолётов, сколько угрозой применения противокорабельных ракет «Силкуорм», пусковые установки которых Иран разместил на островах и вдоль северного побережья Ормузского пролива6. Именно этот так называемый ракетный кризис в американо-иранских отношениях в значительной степени обусловил избыточный характер военно-морского присутствия США в зоне Персидского залива в тот период. Предназначение указанной мощной группировки выходило за рамки организации непосредственной защиты конвоев. Её главная задача заключалась в оказании постоянного давления на Иран путём демонстрации американской военной силы и в случае его попыток перекрыть международное судоходство через Ормузский пролив — в организации деблокирования последнего и нанесении ударов по пусковым установкам противокорабельных ракет, элементам военной инфраструктуры и важным экономическим объектам Ирана7 . Уже на начальном этапе проведения операции по сопровождению кувейтских танкеров выяснилось, что командование группировки ВМС США недооценило возможности Ирана по созданию минных заграждений в наиболее важных узлах морских коммуникаций и в районах формирования-расформирования конвоев. Во время проводки первого охраняемого конвоя на мине подорвался супертанкер «Бриджтон». В этой ситуации администрация США усилила нажим на своих европейских союзников с целью заставить их подключиться к обеспечению безопасности судоходства в зоне Персидского залива и направить в этот район минно-тральные корабли второго послевоенного поколения, которыми ВМС США в тот период не располагали. В результате в северо-западной части Индийского океана были развёрнуты группировки ВМС США и НАТО, беспрецедентные по числу кораблей и стран, направивших их. Объективно деятельность кораблей ВМС США и их союзников в зоне Персидского залива была направлена против Ирана, ослабляя его позиции в противоборстве с Ираком в целом и на морских коммуникациях — в частности. Ирак, обвиняя Вашингтон в нагнетании обстановки вокруг «ракетного кризиса» и критикуя его стремление установить свою гегемонию в регионе, тем не менее был серьёзно заинтересован в бесперебойном вывозе нефти арабскими государствами, не только предоставлявшими ему кредиты на военные нужды, но и экспортировавшими нефть в счёт иракской квоты в Организацию стран — экспортёров нефти (ОПЕК). По существу, корабли западных стран взяли на себя задачу, выполнения которой ВМС и ВВС Ирака так и не смогли добиться в ходе Ирано-иракской войны, то есть обеспечивали защиту использовавшихся Ираком и поддерживавшими его в войне арабскими странами морских коммуникаций в Персидском заливе8. Таким образом, военное противостояние в регионе в те годы, кроме ирано-иракского вооружённого конфликта, развивалось в основном по линии обострения американо-иранских противоречий с очевидной угрозой их перерастания в военное столкновение. Иранское руководство не рассматривало европейские страны и группировки их ВМС в заливе в качестве противостоявшей ему и единой с ВМС США силы, выделяя более конструктивный и гибкий подход стран Западноевропейского союза к проблемам Персидского залива и их стремление действовать с большей самостоятельностью и независимо от жёсткой линии, проводившейся Вашингтоном. Показательно, что группировки ВМС европейских стран, а также ВМФ СССР в течение всего периода присутствия в зоне Персидского залива не вступали в вооружённые столкновения с иранскими силами9. Иной характер приобрели действия ВМС США. Начало проводки американскими кораблями кувейтских танкеров, что, по мнению руководства Ирана, укрепляло позиции Ирака в войне, привело к развёртыванию борьбы на коммуникациях в Персидском заливе, в которой группировка ВМС США и противостоявшие ей иранские силы выступили с прямо противоположными целями — защиты морских перевозок, с одной стороны, и их нарушения или срыва—с другой10. Ряд боевых столкновений между американскими и иранскими силами и стали проявлениями этой борьбы. Необходимо выделить собственно боевые столкновения, возникновение которых носило в основном случайный характер, и заранее подготовленные для достижения определённых военных или политических целей военные акции ВМС США по уничтожению элементов инфраструктуры ВМС и ВМС КСИР Ирана, проведённые в октябре 1987 и в апреле 1988 года. Боевые столкновения происходили, как правило, в периоды активизации деятельности американских кораблей и вертолётов по ведению разведки на маршруте движения и в ближней зоне охранения конвоев. Так, 8 октября 1987 года в 15 милях юго-западнее иранского о. Фарси американские вертолёты атаковали и потопили 3 катера типа «Богаммер» ВМС КСИР Ирана11. 21 октября катера ВМС Ирана, производившие досмотр греческого судна «Джимилта» в Ормузском проливе, открыли огонь по американским вертолётам, сделавшим попытку помешать досмотру. В тот же день американский вертолёт отогнал иранские катера, угрожавшие, по мнению пилота, судну под американским флагом. В восточной части Персидского залива 24 декабря 1987 года иранские катера открыли огонь по вертолёту американского фрегата «Элрод»; 14 февраля 1988 года вертолёты, вторгшиеся в ходе ведения разведки в ближней зоне охранения конвоя в воздушное пространство над иранским островом Абу-Муса и нефтеплатформами месторождения «Салман» и «Носрат», были обстреляны и отогнаны иранскими средствами ПВО; 6 марта по двум американским вертолётам был открыт огонь из носимого зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с одной из иранских нефтеплатформ. Причиной боевых столкновений стали и силовые действия ВМС США, предпринятые в ответ на минные постановки Ирана в Персидском и Оманском заливах. 21 сентября 1987 года вертолёт американского фрегата «Джаррет», совершая патрульный полёт в тёмное время суток в районе севернее о. Бахрейн, обнаружил транспорт «Иран-Аджр» ВМС Ирана, производивший минные постановки, и атаковал его. Четыре члена команды были убиты, два — тяжело ранены, на судне возник пожар, заставивший команду покинуть его. 26 иранских моряков подняли со спасательных средств на борт штабного корабля «Ла Саль» ВМС США. На иранском военном транспорте, впоследствии затопленном американцами, обнаружили 10 невыставленных мин12. Заранее спланированный характер носила военная акция США 19 октября 1987 года. Отряд боевых кораблей 109-го оперативного соединения в составе эскадренных миноносцев «Кидд», «Лефтвич», «Хоел» и «Янг» под прикрытием самолётов палубной авиации атаковал и разрушил 2 иранские платформы нефтедобычи в непосредственной близости от маршрута движения конвоев в центральной части Персидского залива. Эти платформы использовались для передового базирования плавсредств малого водоизмещения ВМС КСИР Ирана13. Кроме того, на них разместили радиолокационные станции (РЛС), 25-мм зенитные установки и 50-мм орудия, из которых, как отмечалось, в середине октября были обстреляны американские вертолёты, что и стало, по официальной версии, одной из причин нападения. Другой формальной причиной стало поражение иранской ракетой «Силкуорм» шедшего под американским флагом танкера «Си Айл Сити», в результате чего были ранены 18 членов экипажа и капитан-американец14. Персоналу нефтеплатформ предоставили 20 минут, для того чтобы покинуть объекты на иранских буксирных судах, находившихся поблизости, после чего американские эсминцы выпустили по платформам около 1000 снарядов различных калибров, а затем высадили группу специального назначения, взорвавшую уцелевшее вооружение и оборудование15. Администрация США в тот же день информировала Совет Безопасности ООН об уничтожении иранских нефтеплатформ. При этом представитель США в ООН В. Уолтере заявил, что Соединённые Штаты использовали «международное право защиты своих кораблей от иранских нападений» отметив, что дислоцировавшиеся отогнал иранские катера, угрожавшие, по мнению пилота, судну под американским флагом. В восточной части Персидского залива 24 декабря 1987 года иранские катера открыли огонь по вертолёту американского фрегата «Элрод»; 14 февраля 1988 года вертолёты, вторгшиеся в ходе ведения разведки в ближней зоне охранения конвоя в воздушное пространство над иранским островом Абу-Муса и нефтеплатформами месторождения «Салман» и «Носрат», были обстреляны и отогнаны иранскими средствами ПВО; 6 марта по двум американским вертолётам был открыт огонь из носимого зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с одной из иранских нефтеплатформ. Причиной боевых столкновений стали и силовые действия ВМС США, предпринятые в ответ на минные постановки Ирана в Персидском и Оманском заливах. 21 сентября 1987 года вертолёт американского фрегата «Джаррет», совершая патрульный полёт в тёмное время суток в районе севернее о. Бахрейн, обнаружил транспорт «Иран-Аджр» ВМС Ирана, производивший минные постановки, и атаковал его. Четыре члена команды были убиты, два — тяжело ранены, на судне возник пожар, заставивший команду покинуть его. 26 иранских моряков подняли со спасательных средств на борт штабного корабля «Ла Саль» ВМС США. На иранском военном транспорте, впоследствии затопленном американцами, обнаружили 10 невыставленных мин16. Заранее спланированный характер носила военная акция США 19 октября 1987 года. Отряд боевых кораблей 109-го оперативного соединения в составе эскадренных миноносцев «Кидд», «Лефтвич», «Хоел» и «Янг» под прикрытием самолётов палубной авиации атаковал и разрушил 2 иранские платформы нефтедобычи в непосредственной близости от маршрута движения конвоев в центральной части Персидского залива. Эти платформы использовались для передового базирования плавсредств малого водоизмещения ВМС КСИР Ирана17. Кроме того, на них разместили радиолокационные станции (РЛС), 25-мм зенитные установки и 50-мм орудия, из которых, как отмечалось, в середине октября были обстреляны американские вертолёты, что и стало, по официальной версии, одной из причин нападения. Другой формальной причиной стало поражение иранской ракетой «Силкуорм» шедшего под американским флагом танкера «Си Айл Сити», в результате чего были ранены 18 членов экипажа и капитан-американец18. Персоналу нефтеплатформ предоставили 20 минут, для того чтобы покинуть объекты на иранских буксирных судах, находившихся поблизости, после чего американские эсминцы выпустили по платформам около 1000 снарядов различных калибров, а затем высадили группу специального назначения, взорвавшую уцелевшее вооружение и оборудование19. Администрация США в тот же день информировала Совет Безопасности ООН об уничтожении иранских нефтеплатформ. При этом представитель США в ООН В. Уолтере заявил, что Соединённые Штаты использовали «международное право защиты своих кораблей от иранских нападений» отметив, что дислоцировавшиеся на платформах подразделения совершали нападения как на американские суда, так и на суда других стран. В заявлении МИД Ирана действия американских кораблей квалифицировались как акт прямой агрессии и нарушения суверенитета страны20. СЛЕДУЮЩУЮ военную акцию США провели 18 апреля 1988 года. Непосредственным поводом для нанесения удара по иранским морским объектам в восточной части Персидского залива стал подрыв на мине 14 апреля американского фрегата «СБ. Роберте» у побережья Катара21. Решение об осуществлении военной акции принял непосредственно президент Р. Рейган, после того как появились «убедительные доказательства минирования Ираном вод Персидского залива»22. Для нанесения удара по нефтеплатформам в восточной части Персидского залива привлекли 6 кораблей 109-го оперативного соединения. Не менее 3 американских кораблей были развёрнуты в Ормузском проливе. При поддержке самолётов палубной авиации с атомного многоцелевого авианосца «Энтерпрайз» они блокировали главную военно-морскую базу Бендер-Аббас, препятствуя выходу из неё иранских кораблей23. События 18 апреля 1988 года согласно информации, распространённой министерством обороны США24, разворачивались в следующей последовательности (время по Гринвичу). В 05.01 командование группы кораблей ВМС США призвало к эвакуации иранцев, находившихся на одной из платформ морского района нефтедобычи «Салман» и платформе морского района нефтедобычи «Носрат». В 06.17 американские корабли начали обстрел платформы месторождения «Салман», а в 06.32 крейсер «Уэйнрайт» открыл огонь по платформе месторождения «Носрат». В 07.39 подразделения морской пехоты США высадились на платформу «Салман» и заминировали её. Заряд был подорван в 11.15. Противодействие кораблям ВМС США оказали 3 катера ВМС КСИР Ирана, обстрелявшие в 09.05 вертолёт фрегата «Симпсон» в районе месторождения «Носрат». В 10.01 иранский ракетный катер «Джоушан», совершавший переход в Бендер-Аббас из северной части Персидского залива, изменив курс, приблизился к крейсеру «Уэйнрайт» на дистанцию 10 миль. Не отвечая на сигнал с американского корабля изменить курс, катер произвёл по нему пуск противокорабельной ракеты «Гарпун», которая, однако, в цель не попала. Крейсер «Уэйнрайт» и фрегат «Симпсон» открыли по иранскому катеру огонь и нанесли повреждения, в результате которых он в 11.10 затонул. Незадолго до этого, в 10.52, крейсер «Уэйнрайт» двумя ракетами отразил атаку двух иранских самолётов Ф-4 «Фантом». По ним были выпущены две ракеты «Стандарт 2Е», один из самолётов успел осуществить пуск противокорабельной ракеты (ПКР) по крейсеру. Американский корабль, используя радиоэлектронное противодействие, сумел уклониться от неё. В Ормузском проливе блокировавшие базу Бендер-Аббас ВМС Ирана американские корабли в 12.59 неоднократно передавали предупреждения иранскому фрегату «Саханд», следовавшему курсом на юго-восток в районе о. Ларек, требуя возвратиться в Бендер-Аббас. Однако в 13.21 иранский фрегат открыл огонь по кораблям ВМС США. В 13.34 по нему была выпущена ракета «Гарпун» и проведена атака самолётами палубной авиации, а в 13.43 американский эсминец «Джозеф Страус» осуществил второй пуск ракеты «Гарпун» по кораблю ВМС Ирана. Вышедший вслед за фрегатом «Саханд» из главной военно-морской базы ВМС Ирана однотипный фрегат «Саблан» в 15.17 провёл залп из противокорабельного ракетного комплекса «Си Киллер» по американским эскадренным миноносцам «Джозеф Страус», «О'Брайен» и фрегату «Джек Уильяме» и атаковал зенитными ракетами «Си Кэт» самолёт с авианосца «Энтерпрайз», но уже в 15.18 иранский фрегат был поражён американской авиационной ракетой. На этом вооружённое столкновение между США и Ираном 18 апреля 1988 года закончилось. Американские корабли уничтожили 2 платформы нефтедобычи, потопили иранский ракетный катер «Джоушан», вывели из строя фрегаты «Саханд» и «Саблан» и 3 катера ВМС КСИР Ирана. Потери ВМС Ирана в корабельном составе, людях, вооружении и оборудовании, уничтоженном на нефтеплатформах, в течение неполного дня были беспрецедентными, даже в сравнении с начальным периодом Ирано-иракской войны, когда иранские ВМС подвергались массированным ударам иракской авиации в северной части Персидского залива. ВМС США потеряли в этот день 1 вертолёт «Кобра» с экипажем из двух человек с крейсера «Уэйнрайт». Проведённая военная акция показала абсолютное превосходство группировки ВМС США над иранскими силами. В ходе пресс-конференции, организованной через несколько дней на борту фрегата «Джек Уильяме», американские офицеры, ответственные за проведение операции, выразили удовлетворение её результатами, справедливо заметив, однако, что силовые действия ВМС США не оздоровили ситуацию в регионе. Командир 22-й эскадры эскадренных миноносцев кэптен Эдвард Мани констатировал, что вопрос с иранскими нападениями на торговые суда не урегулирован. Действительно, поставленные перед ВМС США задачи добиться прекращения минирования вод залива и обеспечить свободу торгового судоходства, а другими словами, путём проведения военной акции вынудить иранское руководство отказаться от ведения «танкерной войны» и, возможно, заставить его проявить сговорчивость в вопросах политического урегулирования ирано-иракского конфликта выполнить не удалось. Руководство Ирана, которое как ранее, так и в этой ситуации не предприняло решительных шагов к переводу ирано-американских противоречий в область их решения военным путём, ограничилось резкими заявлениями по дипломатическим каналам и призывами к собственному народу сплотиться для отпора «американской агрессии», продолжив использование ВМС и ВВС для нарушения судоходства в Персидском заливе. Лишь через 4 месяца, в августе 1988 года Иран принял резолюцию Совета Безопасности ООН № 598 и встал на путь политического урегулирования спорных вопросов с Ираком. В СЕНТЯБРЕ 1988 года, после закрепления тенденции к стабилизации обстановки Соединённые Штаты объявили о прекращении сопровождения кувейтских танкеров своими кораблями. Администрация США заявила по этому поводу, что это решение не затрагивает обязательств страны по обеспечению безопасности судоходства в северо-западной части Индийского океана. Сокращение числа боевых кораблей ВМС США в зоне Персидского залива после завершения Ирано-иракской войны не означало прекращения американского военного присутствия в регионе. Позицию США по этому вопросу в июле 1988 года (ещё до стабилизации обстановки в Персидском заливе) изложил министр обороны Ф. Карлуччи, который заявил, что «мы всегда будем сохранять присутствие в Персидском заливе. Мы были там на протяжении 40 лет и не намерены уходить». Участие американских ВМС в «танкерной войне», несмотря на отдельные просчёты военного и политического характера, убедительно показало возможности США по развёртыванию и использованию для решения различных задач мощной корабельной группировки в таком удалённом от США районе, как зона Персидского залива. Результатом привлечения к обеспечению безопасности судоходства в Персидском заливе союзников США по НАТО стало освоение этими странами, в том числе ранее не осуществлявшими военного присутствия в районе «к востоку от Суэца», северо-западной зоны Индийского океана. Опыт, приобретённый в ходе организации взаимодействия между группировками ВМС США, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов по вопросам обеспечения безопасности судоходства во время «танкерной войны», был использован во время ирако-кувейтского кризиса 1990—1991 гг., облегчив процесс формирования многонациональных военно-морских сил для ведения боевых действий и организации морской блокады Ирака в рамках введённых против него санкций ООН. Капитан 1 ранга М.М. СЛИНКИН 1The Washington Post. 1987. June 6. 2The New York Times. 1987. March 24. 3The Washington Post. 1987. June 6; См. также: Георгиев A. Инцидент с фрегатом УРО «Старк» ВМС США // Зарубежное военное обозрение. 1987. № 9. С. 56—58. 4Князев А.Г. Персидский залив: истоки напряжённости. М.: Знание, 1988. С. 48. 5Морской сборник. 1988. № 3. С. 9. 6The New York Times. 1987. June 7; Jane's Defence Weekly. 1987. March 28. P. 531. 7The New York Times. 1987. July 27. 8Слинкин MM. Ирано-иракская война 1980—1988 гг. Борьба на море. Симферополь, 2001. С. 154. 9Там же. С. 154, 155. 10Там же. С. 144. 11Известия. 1987. 10 октября. 12The New York Times. 1987. September 24. 13Childs N. The Gulf War. Vera Deach (Florida): Rourke Enterprises, Inc., 1989. P. 63. 14Известия. 1987. 21 октября; Известия. 1988. 20 апреля. 15Морской сборник. 1988. № 3. С. 81. 16Эттелаат. 1987. 22 октября. 17Известия. 1988. 20 апреля. 18Правда. 1988. 19 апреля. 19Слинкин ММ. Указ. соч. С. 147. 20Приводится по корреспонденции агентства Франс Пресс из Вашингтона. 1988. 19 апреля. 21Кожухаров А. Противовоздушный бой корабельного соединения (По опыту локальных войн) // Морской сборник. 1999. №9. С. 70. 22Известия. 1988. 22 апреля. 23Корреспонденция агентства Франс Пресс с борта фрегата «Джек Уильяме» ВМС США. 1988. 21 апреля. 24Цит. по: Романов В.А. Против гонки вооружений и конфронтации на морях. М.: Междунар. отношения, 1989. С. 99, 100. |
|