Внимание! Этот материал был опубликован в издании «Аксиома» (журнал о строительстве, дизане и пр.), поэтому не используйте этот мате - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Внимание! Этот материал был опубликован в издании «Аксиома» (журнал о строительстве - страница №1/1

Внимание! Этот материал был опубликован в издании «Аксиома» (журнал о строительстве, дизане и пр.), поэтому не используйте этот материал или его части без согласования с правообладателем.
Город золотой…

Ялта с ошеломляющей скоростью теряет свой исторический облик
Ялта является, пожалуй, одним из самых уникальных курортов не только на территории Украины, но и во всем бывшем Советском Союзе. У этого города очень богатая история - причем именно курортная история. Природа создала в этих краях необыкновенные климатические условия. Чаша, которую образуют Крымские горы, охраняет город от ветров и непогоды. Яркое субтропическое солнце нагревает ласковое море. Величественные хвойные леса дарят воздуху целебность и потрясающую легкость.

В разные времена эти места выбирали для летнего отдыха цари и дворяне, творческий бомонд и научная элита, партийные функционеры и «малиновые пиджаки». Каждая эпоха оставила на лице города свои неповторимые следы. Но сегодня, похоже, Ялта переживает какую-то «пластическую операцию». Курорт меняется ошеломляющими темпами: растут небоскребы гостиниц, строятся торговые центры, возводятся современные клубы и рестораны. Ялту просто не узнать. С одной стороны, в этом есть положительные моменты. Ведь обшарпанные хрущевки и типовые «панельки» мало соответствуют статусу одного из самых дорогих морских курортов Европы. Но, с другой стороны, Ялта может потерять свой неповторимый исторический облик, ведь зачастую в угоду новому имиджу города, в погоне за быстрой наживой, а иногда и из-за жадности чиновников страдают те памятники архитектуры, которые и отличают Ялту от множества других курортов.


Соседи графа Воронцова

Пожалуй, не найдется ни единого человека, который бы, отдыхая в Крыму, не посетил Воронцовский дворец в Алупке. Это один из самых популярных памятников дворцовой архитектуры в Украине. История его достаточно интересна. Концепция дворца несколько раз менялась на этапе проектирования. Последний вариант (который и сохранился до наших дней) обязан своим рождением английскому архитектору Эдуарду Блору, которому принадлежат также проекты Вестминстерского аббатства, части фасада Букингемского дворца, многочисленных частных построек - как на территории Англии, так и в ее бывшей колонии Австралии. Однако искусствоведы считают самым удачным проектом архитектора именно Воронцовский дворец (его строительство началось в 1829 г., а завершилось в 1846 г.). Уникальность этого комплекса в том, что он совершенно не соответствует канонам дворцовой архитектуры того времени. Во-первых, он вобрал в себя громадное количество ранее не совместимых стилей: здесь есть признаки феодальных крепостей (двор хозяйственных корпусов и проезд к центральному корпусу), стиля Тюдор (северный фасад главного корпуса), готического стиля (оформление дымовых труб), восточных мотивов (южный вход) и др. Во-вторых, архитектор отошел от традиционной геометрии группировки корпусов. Дворец не симметричен, он вытянут в направлении с запада на восток, как бы повторяя движение гор в этой местности. Благодаря такому подходу создается впечатление, будто комплекс создан самой природой.

Именно «вопрос» окружающего пейзажа является сегодня самым болезненным и для сотрудников дворца-музея, и для многих ценителей прекрасного. Дело в том, что до сих пор в Украине не могут законодательно закрепить границы памятников садово-паркового искусства. На практике это приводит к тому, что при негласной поддержке местных властей данные объекты сотку за соткой захватывают различные нувориши, желающие получить уникальный вид из окна для своих крымских «дач». Воронцовский парк атакуют как сверху (со стороны гор), так и снизу (со стороны пляжа). Самое страшное в этом процессе то, что большинство и дворцовых, и парковых зон были спроектированы таким образом, чтобы с различных террас открывался свой, неповторимый вид на море или горы. Такая гармония с природой делала Воронцовский дворец наиболее уникальным памятником архитектуры и садово-паркового искусства. Сегодня эта «уникальность» под большим вопросом.
Отдыхать по-царски

Массандровский дворец (летняя резиденция Романовых) менее популярен у гостей Крыма. Причин несколько. Во-первых, дворец по внутреннему убранству гораздо скромнее - его перепрофилировали много раз (царская усадьба, институт виноделия, правительственная дача и даже санаторий для больных туберкулезом). Каждое «новое» назначение дворца приводило к тому, что все предметы мебели и утвари из «предыдущей» жизни комплекса просто вывозились из Массандры. В итоге, к моменту открытия в комплексе музея (1992 г.) от первоначального убранства во дворце практически ничего не осталось - пришлось свозить предметы из дружественных музеев, имеющих отношение к царской семье, со всего мира. Во-вторых, инфраструктура комплекса имеет существенные недоработки. В частности, практически полностью отсутствует дорога. Чтобы попасть во дворец (который, кстати, находится в предгорье), необходимо бросить автомобиль на стоянке и идти пешком вверх значительную часть пути. Много лет работники музея твердили об этом глобальном препятствии властям, но реакции не было.

А два года назад средства на дорогу нашлись. Причем и на дорогу, и на реконструкцию дворцовых помещений, и на развитие близлежащего парка. Массандрой заинтересовался Президент Украины Виктор Ющенко. Но не как дворцом-музеем, а как собственной летней резиденцией. Когда премьер Крыма Анатолий Матвиенко в 2005 г. сообщил о возможности такого перепрофилирования Массандровского дворца, на полуострове поднялся настоящий бунт, который поддержали не только историки и искусствоведы, но и обычные жители Крыма. Тему достаточно быстро «замяли». Дороги нет до сих пор, капитальная реконструкция зданию пока не светит, а парк так и остался в прежнем состоянии. Однако в кулуарах разговоры о возможном создании во дворце президентской резиденции не утихают.
Стыдно даже перед собачкой…

«Товарищем» Массандровского дворца по несчастью можно считать и домик Чехова в Ялте (более известный, как «Белая дача»). Именно здесь великий писатель создал пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», рассказы «Дама с собачкой», «Невеста» и др. Своим появлением «Белая дача» обязана, как это ни печально, болезни Антона Павловича. В 1898 г. врачи настоятельно порекомендовали писателю поселиться в Ялте. Сначала Чехов некоторое время жил в разных пансионатах, однако через некоторое время решил купить небольшой участок на окраине города (да-да, тогда это была окраина, деревня Аутка). Для сооружения дома Чехов пригласил архитектора Льва Шаповалова. «Белая дача» получилась настолько оригинальной, что зодчему заказали строительство еще нескольких объектов. В результате Шаповалов провел в Крыму несколько лет, создав в районе Большой Ялты более 50 сооружений: дачи, больницы, санатории, дома отдыха, банки, школы и т.д.

В «Белой даче» Антон Чехов прожил 5 лет (1899-1904 гг.). К нему в гости частенько наведывались М.Горький, В.Короленко, А.Куприн, И.Левитан, Ф.Шаляпин, С.Рахманинов - вся творческая элита того времени. После смерти писателя его сестра, Мария Павловна, постаралась сохранить все так, как было в годы пребывания Чехова в Ялте. В 1921 г. военно-революционный комитет принял решение создать в доме музей писателя, назначив его директором Марию Павловну. Первые проблемы начались в 1927 г., когда мощное землетрясение поделило дом фактически на две части. Последний капитальный ремонт здания проходил в 1974-1980 гг. Тогда же геофизики установили, что дом сооружен на так называемом «языке оползня», поэтому в любой момент может быть разрушен, если не осуществить противооползневые мероприятия. При СССР подобные работы с горем пополам проводились. Однако в независимой Украине финансирование прекратилось. В результате здание готово «уйти под землю» при любой возможности: будь-то незначительное землетрясение, обильные осадки, строительство зданий в непосредственной близости и др.
Положительный пример

Гораздо больше повезло другому творению Льва Шаповалова - доходному дому «Вилла Елена». Она была построена в 1912 г. и стала одним из самых современных и технически совершенных доходных домов в Российской империи. «Виллу Елена» сооружал не сам Шаповалов, а архитектор Тихомиров, но по проекту Льва Николаевича. В проспекте, который рекламировал четырехэтажную виллу, говорилось, что это самый большой меблированный дом с «подъемными машинами и последними усовершенствованиями». Под «подъемными машинами» подразумевался лифт - первый в Ялте и на территории Крыма вообще. Среди других новинок, отличавших доходный дом от других, - электричество, телефон, водопровод и ванные комнаты. «Вилла Елена» быстро стала популярна среди светских особ того времени. Однако советская эпоха внесла свои коррективы. С 1918 г. здание совмещало функции штаба красногвардейских отрядов и базы военно-революционного комитета. С 1923 по 1928 гг. здесь был санаторий «Вилла Елена», затем - лечебное учреждение им. Свердлова. В 1928 г. «Вилла Елена» превратилась в Курортную поликлинику им. Семашко и оставалась ею до недавнего времени. Война, советская эпоха и разруха в независимой Украине нанесли зданию непоправимый урон. Во-первых, практически полностью был разрушен верхний этаж. Во-вторых, фасад здания из-за многих лет эксплуатации потерял свой изначальный вид. В-третьих, ничего не сохранилось из внутреннего убранства помещений.

Но с приходом нового инвестора (компании «Интур») у «Виллы Елена» открылось второй дыхание. Новый владелец решил не только полностью реконструировать «Виллу Елену», но и вернуть ей статус наиболее комфортного и современного доходного дома на крымском побережье. В декабре прошлого года особняк снова открыл свои двери. Внешний вид здания был полностью воссоздан согласно чертежам архитекторов прошлого века, а также немногочисленным фотоснимкам, сохранившимся с довоенных времен. Специалисты компании «Интур» постарались максимально восстановить изначальную планировку апартаментов, придав им современное звучание и оснастив комплекс последними технологическими новинками. Новые собственники комплекса даже позаботились о том, чтобы сохранить в рабочем состоянии ту знаменитую «подъемную машину», которая была диковинкой для постояльцев начала прошлого века.
Театр открыт

Одним из самых громких событий в жизни Ялты уже в этом году стало открытие после длительной реконструкции Театра им. Чехова. Здание театра было построено в 1896 г. На его открытии присутствовал сам Антон Павлович. В начале ХХ в. здание сгорело, но было восстановлено. В 1944 г. немецкие войска снова подожгли театр - в этот раз восстановить его удалось только после освобождения Ялты. Тогда же театру было присвоено имя А.П.Чехова. В советское время он работал, но не имел постоянной труппы. В наши же дни стал постепенно разрушаться.



В 2005 г. несколько российских меценатов при поддержке широкого круга общественных организаций и деятелей культуры выразили готовность финансировать реконструкцию театра. Работы, на которые было потрачено порядка 10 млн. евро, велись более трех лет. Генеральным координатором проекта выступила компания «Эрбэк», специализирующаяся на реставрации театральных комплексов. В реконструкции принимали участие пятеро архитекторов, профессоры истории и архитектуры, сотрудники музея Чехова… В марте 2008 г. театр вновь открыл свои двери для зрителей. В ходе реконструкции были полностью восстановлены исторические детали театра - от фасада до внутреннего убранства. Планируется, что театр будет работать с приезжими труппами, но на регулярной основе. В перспективе также проведение «Чеховских сезонов в Ялте», которые могли бы собрать поклонников великого писателя не только из Украины и СНГ, но и из стран дальнего зарубежья.
Что в итоге

Как видите, у архитектурных памятников Ялты может быть совершенно разное будущее. Последние два объекта нашли инвесторов и фактически начали свою новую жизнь. А вот ялтинские дворцы и домик Чехова, к сожалению, могут навсегда исчезнуть с лица земли либо потерять те уникальные особенности, за которые мы их любим и ценим. И зачастую причина этого кроется в банальном нежелании чиновников что-либо предпринимать - нежелании выделять деньги, нежелании остановить стройку коттеджей вокруг, нежелании воспротивится президентам-постояльцам и т.д. А ведь будет очень обидно, если здания, простоявшие столетиями, не выдержат наступления нового века…