Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов «Умники и умницы» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса. «Умники и... 1 43.97kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку 10 класс Проведен учителем... 1 26.9kb.
Внеклассное мероприятие по английскому языку игра-конкурс «Brain... 1 25.21kb.
Урок по теме «Отечественная война 1812 г в форме игры «Умники и умницы». 1 36.64kb.
Цели: Углубить понимание идейно-художественного богатства романа 1 73.93kb.
Внеклассное мероприятие по английскому языку "The Beatles. Music... 1 34.54kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Посиделки... 1 32.11kb.
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное А. С. Грибоедову... 1 42.88kb.
Программа для старшеклассников «как это было» 1 112.02kb.
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на знакомство... 1 115.74kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов 1 63.01kb.
Внеклассное мероприятие по экологии на тему: "Путешествие в Птицеград" 1 48.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов «Умники и умницы» - страница №1/1

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов

«Умники и умницы»

Цель:

1.Прививать детям любовь к родному языку

2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

3.Совершенствовать основные психические процессы, креативность мышления.



Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, ордена умников.

Пояснения: Игра проходит в два этапа, участвуют по 3 ребенка из каждого пятого класса в два потока. При отсутствии или неправильном ответе право ответа переходит к зрителям, отвечает тот, кто первым поднимает руку.

Участники выходят на дорожки( на красной два этапа, но ни разу нельзя ошибаться, на желтой три этапа, но ошибку можно допустить лишь один раз, на зеленой дорожке 4 этапа, но при этом можно допустить две ошибки).



Ход мероприятия:

1 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

Карточка


  1. Уча…ствовать

  2. Сверс…ник

  3. Во…зал

  4. Шос…е

  5. Инт…рьер

  6. Параш…т

  7. Тер…аса

  8. Ар…мат

  9. Бат…рея

  10. Магн…тофон

1 вопрос:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( Имя прилагательное)

2 вопрос:

Вспомните точное название картины художника Васнецова о трех богатырях.

(Богатыри)

3 вопрос:

Как пишется слово кое-кто?

(Через дефис)

Участники на основании выполненных заданий выбирают получают места и право выбирать дорожки.

Задания для красной дорожки

1.Почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи»?

( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)

2. Какая грамматическая ошибка допущена учеником в высказывании?

Учитель: Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.

(Неверное употребление местоимения «его» создает в предложении двусмысленность. Нужно заменить местоимение существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)

Задания для желтой дорожки

1.Сколько падежей в русском языке?

( Шесть падежей)

2.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

(Птичий базар – место массового сбора птиц на берегу, пустая болтовня (перен.)

Птичий рынок – место, где продают птиц и другую живность)

3.Грамотный человек должен знать названия букв своего алфавита. Поэтому вспомните, названия каких букв составляют целую эпоху?

(ЭР-А)


Задания для зеленой дорожки

1.Вспомните последнее слово в пословице: Того, кто любит труд, дела не …

(Затрут или перетрут)

2.Сколько звуков в слове «ВЬЮГА»?

( Пять звуков)

3. О чем ведется разговор:

- Это черная?

-Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая.

( О смородине)

4. Какие две формы речи существуют в языке?

( Устная и письменная формы речи)

2 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

Карточка


  1. Чу…ствовать

  2. Ровес…ник

  3. Э…замен

  4. Комис…ия

  5. Веет…ран

  6. Брош…ра

  7. ак…вариум

  8. Трен…р

  9. Сан…торий

  10. Ф…нтастика

1 вопрос

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить одну букву другой, тогда вы получить новое слово:

С К в полях меня найдете.

С Г романсы запоете.

С В косички заплетете

( Колос, Голос, Волос)

2 вопрос

Имеют ли наречия окончания?

( Не имеют)

3 вопрос


Назовите подлежащее в предложении:

Сегодня с утра подморозило.

( Нет подлежащего)

Задания для красной дорожки

1.Почему по-разному можно понять предложение?

Из дома бабушки смех доносился.

(Из дома / бабушки смех доносился, то есть бабушкин смех.

Из дома бабушки/ смех доносился, то есть смеялись в бабушкином доме)

2.Найдите загаданный звук:

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

( Это звук «Р»)

Задания для желтой дорожки

1.Сколько в русском языке служебных частей речи?

(Четыре части)

2.Что объединяет следующие слова: Тбилиси, Дели, Токио, кофе?

( Все эти существительные мужского рода)

3.Отгадайте загадку:

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Задания для зеленой дорожки



1.Вспомните пословицу, по которой создан следующий газетный заголовок:

Каков факт, таков и акт.

(Каковы сани, таковы и сами)

2.Сколько звуков в слове ХЛОПЬЯ?

( Шесть звуков)

3.Пословицы есть только в русском языке или эти выражения интернациональные? Докажите.

( Это интернациональные выражения, при переводе чаще всего подбирается эквивалент пословицы в другом языке)

4. О каком языковом явлении идет речь?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

( Слова с разными значениями - это омонимы)

Подведение итогов игры, награждение победителей.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

«Мой родной язык – русский!»

КЛАССЫ: 10 классы.

ПРЕДМЕТ: русский язык.

ЦЕЛЬ: акцентировать внимание старшеклассников на необходимости говорить и писать грамотно.

ЗАДАЧИ: образовательная: повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

ВИД МЕРОПРИЯТИЯ: викторина.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах, декламирование, творческое задание с презентацией.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доски, карточки с заданиями,

библиотечная выставка справочников и словарей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

УЧАСТНИКИ: две команды-соперницы, ведущие (обучающиеся 10 классов)), жюри (учителя – предметники, ученики11 класса, представители администрации), болельщики (классы команд-соперниц, 9 и 11 классы), зрители, гости.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:


  1. Организационно-психологический этап.

  1. подготовка психологического настроя;

  2. обеспечение порядка;

Музыка: Чайковский «Панорама» (звучит до чтения стихотворений о русском языке)

  1. Этап постановки темы, цели и задач мероприятия:

Задачи:

  1. организовать и целенаправить деятельность учащихся;

  2. показать значимость мероприятия и участия в нем, важность темы;

  3. объяснить учащимся условия конкурса.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева.

Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы.

Стихотворения о русском языке (рассказывают приглашенные гости- ученики других классов):

И.А. Бунин

«Слово»


Сергей Скачко

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

Нету нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.



С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.



Слово учителя:

Все эти замечательные слова о нашем родном языке. На русском языке говорят наши родители, соседи, друзья и прохожие на улице.

Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства детей и подростков русский язык – это школьная дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «отлично».

Но ведь русский язык - это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать, на русском языке нам объясняют физику и математику, на русском мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви.

Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся.

Поэтому сегодня мы проведем соревнования между старшеклассниками и посмотрим, хорошо ли они знают свой родной язык, такой знакомый и близкий.

Оценивать работу команд будет компетентное жюри, в составе которого учителя русского языка и литературы и представители администрации.


  1. Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация эмблемы».

Задачи:

  1. продемонстрировать творческие способности;

  2. аргументировать выбранное название;

  3. провести презентацию эмблемы.

Учитель: Сегодня соревнуются команды кадетского и гуманитарного классов. Домашнее задание команд – придумать название команде, аргументировать его. Начнем соревнование с проверки домашнего задания.

Команда

Команда гуманитарного

класса


Команда кадетского

класса


Название

«ЛУК»

«КОК»

Аргументация

Во-первых, лук – меткое, опасное и в то же время романтическое оружие. Это оружие Робин Гуда и Амура, русских стрельцов и американских индейцев.

Во-вторых, лук – красивое, терпкое и очень полезное растение.

В-третьих, «ЛУК» расшифровывается как «Лучшие Ученики Класса».


Наше название расшифровывается как «Команда кадетов».

Также его можно расшифровать как «креативный отряд класса».

А еще «команда отличников-кадетов».


Эмблема

Команды проводят презентацию самостоятельно созданных эмблем.




Оценка жюри.

Учитель: Команды готовы, жюри работает, зрители в напряженном ожидании. Соревнования начались. Конкурсы будут проводить ведущие –представители обоих классов.

IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Задачи:


  1. воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;

  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;

  3. опора на жизненный опыт учащихся.

Диалог ведущих:

Ведущий: Как ты думаешь, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

Ведущая: Конечно. Ведь это наш родной язык. Мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Ведущий: Что мы с ним знакомы, я согласен. Но хоро шо ли мы его знаем?

Ведущая: То есть ты хочешь спросить: много ли грам матических ошибок встречается в тетрадях наших однокласс ников? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помнишь, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, ска зав так:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Ведущий: Великий поэт всегда ценил хорошую шут ку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий грамотей.

Ведущая: Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас ок ружает множество речевых ошибок, которые чаще всего зву чат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают назначение глаго лов «надевать» и «одевать». Может быть, различие между ними трудно запомнить? Надевать-одевать, какая разница?

Ведущий: А вот давай проведем блиц-викторину. Я стану перечислять действия, а ты подумай, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готова?

Ведущая: Да.

Ведущий: Итак, я проснулся рано утром и стал соби раться в школу. Сначала стал рубашку...

Ведущая: Надевать. А может - одевать?

Ведущий: В данном случае - надевать. Потом стал кур тку...

Ведущая: Наверное, тоже надевать, да?

Ведущий: Верно. А потом стал младшего брата...

Ведущая: Это ясно - одевать.

Ведущий: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Ты поняла?

Ведущая: Да. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек со общает про себя - я надел то-то.

Ведущий: Да. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.

Ведущая: Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов.

Ведущий: Теперь пришло время, чтобы наши друзья тоже проверили себя: хоро шо ли они владеют русским языком.


  1. Второй конкурс. Тема: «Словарный запас».

Задачи:

  1. проверить словарный запас участников команд;

  2. тренировать память и внимание;

  3. повторение разделов: «Лексика», «Морфология».

Ведущая: И вот - новое задание. Проверим словарный запас наших игроков. Кто подберет больше слов определенной части речи на тему «Русский язык»? На выполнение дается минута! Участвует по два человека из команды. Итак, я засекаю время. Начали!

Музыка: Делиб «Сильвия» (звучит, пока команды выполняют задание).

Команды выполняют задание.

«ЛУК»

«КОК»

Подобрать существительные на тему «Русский язык»

Подобрать глаголы на тему

«Русский язык»



Существительное

Читать

Глагол

Говорить

Прилагательное

Склонять

Причастие

Спрягать

Деепричастие

Писать

Числительное

Сочинять

Местоимение

Декламировать

Наречие

Учить

Точка

Рассказывать

Запятая

Исправлять

Словарь

Переписывать

Книга

Излагать

Ведущий: Представители команд, прочитайте свои слова.

Ведущая: Мы просим жюри подсчитать правильные ответы и объявить результаты

Жюри объявляет результаты.


  1. Третий конкурс. Конкурс капитанов. Тема: «Антонимы».

Задачи:

  1. повторение темы «Лексика»;

  2. тренировка памяти, внимания, быстроты реакции;

  3. применение собственной стратегии.

Ведущий: Конкурс капитанов команд. Все мы знаем, что такое антонимы. Это слова с противоположным значением. Задание простое: капитан победившей в предыдущем конкурсе команды называет слово, к которому его противник должен подобрать антоним. Если задание выполняется, то право хода переходит к ответившему, если – нет, то капитан должен ответить сам.

Ведущая: Например, я говорю своему коллеге слово «добрый»,а он мне должен ответить…

Ведущий: Злой. Я дал правильный ответ, значит, теперь я называю слово. Умный.

Ведущая: Глупый… Надеюсь, капитаны поняли задание. Не старайтесь придумать слово, к которому трудно или невозможно подобрать антоним, ведь, если соперник не ответит, давать ответ придется вам самим. У кого будет больше правильных ответов? Посмотрим! На задание дается минута!



КОМАНДА «ЛУК»

КОМАНДА «КОК»

Тише

Громче

Грусть

Веселье

Болезнь

Выздоровление

Недостаток

Излишество

Рабский

Свободный

Прекрасно

Ужасно

По истечении одной минуты идет подсчет ответов, жюри объявляет результаты конкурса и промежуточный итог игры.

  1. Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия».

Задачи:

1. повторение раздела «Орфоэпия. Культура речи»;

2. тренировка памяти, внимания;

3. сотрудничество в группе.

Ведущая: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Можешь привести пример?

Ведущий: Я все могу. ИнженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.

Ведущая: Классный примерчик. Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант. ИнжЕнеры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли тОрты. А теперь проверим знания наших одноклассников! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?!

Ведущий: От каждой команды по два игрока! Нужно расставить ударения в словах. Не зря говорят: «Одна голова - хорошо, а две - лучше!» Команды болеют, но не подсказывают.

Задание:

На карточках игроков пишутся следующие слова:

Алфавит. квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, ка ламбур (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (yдapeние на первом слоге), арахис, феномен (ударение на втором слоге), баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).

Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками и зрителями.



  1. Игра со зрителями. Тема: «Лексическое значение слова».

Задачи:

  1. повторение раздела «Лексика»;

  2. привлечение к соревнованию зрителей;

  3. предоставление возможности болельщикам помочь своей команде.

Ведущий: Приветствуем болельщиков и просто зрителей! Хотите помочь своей команде? Тогда мы идем к вам!

Ведущая: Пока игроки мучаются с расстановкой ударений, мы проведем конкурс со зрителями. Вы считаете себя современными людьми? Значит, вы должны знать, что обозначают вошедшие недавно в наш лексикон слова. Их мы часто слышим по телевидению и радио, и сами употребляем. Но что же они обозначают? Мой помощник будет называть слова, кто знает значение слова, поднимайте руку. Если ответите правильно, то сможете отдать свой балл команде, за которую болеете!

Ведущий: Моя помощница, которая думает, что я ее помощник, все самое трудное оставляет всегда мне. Но я справлюсь.

Слова, лексическое значение которых нужно объяснить:



Адекватный – соответствующий, совпадающий.

Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие

Аномалия – отклонение от нормы, закономерности

Банальный – лишенный оригинальности, избитый

Бартер – обмен товарами или услугами

Бомонд – высший свет, элита, привилегированные круги общества

Визажист- косметолог, художник – гример

Дайджест – периодическое издание, перепечатывающее материалы других изданий

Деградация – постепенное ухудшение, упадок

Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны

Дисплей- экран, монитор

Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара

Драйвер – управляющая программа

Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.

Инаугурация- торжественное вступление в должность главы государства

Лаконичный – краткий

Мажорный – радостный, бодрый

Менеджер – профессиональный управляющий

Менталитет- мировоззренческие представления, характерные для личности или народа

Мультимедиа- технология, объединяющая данные, звук, анимацию, графики

Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса

Офис – представительская контора фирмы

Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы

Прайс-лист –список цен на товары, услуги какой-либо фирмы

Презентация- торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы

Принтер – устройство для печати информации из компьютера

Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо

Спонсор- лицо или организация, финансирующее что-либо или кого-либо (как правило с целью саморекламы)

Тинэйджер – подросток 13 до 17 лет

Триллер – книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха

Фанатизм- страстная увлеченность, преданность чему-либо.

Харизма- чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих

Эксклюзивный – предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде

Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя и воздействовать на них

Элита- привилегированная верхушка общества

За правильный ответ дается фишка – 1 балл, в конце игры их можно добавить к общему счету любой команды по желанию болельщика.

(Игра со зрителями рассчитана на то время, которое понадобится игрокам, чтобы выполнить свое задание, поэтому не все слова конкурса могут быть использованы).

Ведущий: Болельщики окажут неоценимую помощь своим командам. А мы вернемся к ударениям.

Игроки команд читают свои варианты ответов (ударения в словах).

Жюри объявляет результат конкурса и общий итог встречи.



  1. Пятый конкурс. Тема: «Скороговорки».

Задачи:

  1. тренировка правильной артикуляции, внимания;

  2. проверка правильности произношения слов;

Ведущая: Теперь просим выйти по три игрока из каждой команды. Им предстоит выполнить очень трудное, но очень веселое задание! Первое. Попробуйте про изнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова».

Игроки по очереди произносят эту фразу.

Ведущий: Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. Вот здесь на карточках написаны скороговорки. Тяните, кому какой листок достанется. Вам предоставляется 30 секунд для того, чтобы вы прочитали скороговорки про себя. Пожалуйста, читайте. (Засекает время и ждет 30 секунд.)

Ведущая: Задание такое: надо быстро произнести вслух свою скороговорку 2 раза и постараться сделать это без ошибок. Кто первый?

Идет чтение скороговорок.

Предлагаются следующие скороговорки:

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, ла-
вировали, да не вылавировали.

2. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыго-


воришь.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.

6. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ведущий: Уважаемое жюри, можете ли вы подвести итоги конкурса и назвать общий итог встречи?

Жюри объявляет результаты.


  1. Шестой конкурс. Тема: « Крылатые фразы».

Задачи:

  1. вспомнить самые известные крылатые фразы;

  2. тренировать память, внимание;

  3. проверить эрудицию.

Ведущая: Быстро говорить мы умеем. А вот быстро продолжить крылатую фразу сможем? Ведь крылатые фразы мы используем в нашей речи, мы хорошо их знаем. А вдруг и автора узнаем? Ведь все предложенные крылатые выражения пришли в язык из известных произведений русских писателей – классиков. Участвует по 4 человека из команды.

Ведущий: Если участник продолжил фразу правильно - 1 балл, если верно назвал автора- еще 1 балл.

Игрокам раздаются неполные фразы на карточках, эти же фразы - на экране.

Предлагаются следующие крылатые фразы:



  1. Счастливые часов …(не наблюдают) –А.С. Грибоедов

  2. Любви все возрасты…(покорны) –А.С. Пушкин

  3. А вот слона – то я …(и не приметил) – И.А. Крылов

  4. В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) –А.П. Чехов

  5. И дым Отечества…(нам сладок и приятен) – А.С. Грибоедов

  6. Чем меньше женщину мы любим,...(тем легче нравимся мы ей) – А.С. Пушкин

  7. Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) – И.А. Крылов

  8. Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) – Л.Н. Толстой

Ведущий: Уважаемое жюри, можете ли вы подвести итоги конкурса и назвать общий итог встречи?

Жюри говорит о результатах конкурса.



  1. Седьмой конкурс. Тема: «Омонимы».

Задачи:

  1. повторение раздела «Лексика»;

  2. тренировка внимания и памяти;

  3. проверка эрудиции, словарного запаса участников.

Ведущая: Среди людей очень часто встречаются однофамильцы. В нашем классе тоже есть. Это Егорова Катя и Егорова Настя. Они не сестры, они однофамильцы. Среди слов тоже такие встречаются. Кисть художника и кисть винограда, хвост птицы и хвост кометы. Как называются такие слова?

Ведущий: Паронимы.

Ведущая: Нет.

Ведущий: Синонимы.

Ведущая: Нет.

Ведущий: Остались только омонимы.

Ведущая: Конечно, омонимы. Мы это с пятого класса знаем. Надеюсь, что наши игроки справятся со следующим заданием.

Ведущий: Мы будем задавать вопросы участникам конкурса. Каждой команде по очере ди. А если у команды нет ответа, пусть его даст команда-сопер ница. Итак, давай с тобой проведем репетицию, чтобы игроки разобрались с заданием. Какие кор ни не нужны растению? Соображай! Вспоминай омонимы, объясняй значение.

Ведущая: Группа «Корни», наверняка, не нужна растениям.

Ведущий: Не хитри! Не знаешь омонимов, так сдавайся.

Ведущая: Корни… корни…корни слов не нужны растению!!!

Ведущий: Это ты случайно догадалась! А еще какие корни не нужны растениям?

Ведущая: Не знаю.

Ведущий: Математические! Эх, ты…

Ведущая: Ладно, ладно. Давай лучше зададим вопросы нашим командам. Приглашаем по шесть человек из команды.

Задают вопросы каждому игроку из команд, эти же вопросы на экране.



  1. В какую бочку не налить воды?

(Бочка - фигура высшего пилотажа)

2. Каким патроном не зарядишь ружье?

(Патроном для электрической лампочки)

3. В какой клетке не держат птиц и зверей?

(В грудной)

4. В каких лесах не водится дичь?

(В строительных)

5. Из какого крана не берут воду?

(Из подъемного)

6. Каким поясом нельзя подпоясаться?

(Земным)

7. Какой вид литературного произведения обознача ется мужским

именем?

(Роман)


8. Из какого сосуда не напьешься?

(Из кровеносного)

9. Какую мышь не съест кошка?

(компьютерную)

10. От каких вирусов не спасет маска и лекарства?

(Сбои компьютерных программ)

11. Каким ключом не откроешь дверь?

(Музыкальным, родником)

12. Какие ручки не пишут?

(дверные)

Ведущий: Просим жюри объявить результаты конкурса и общий счет.

Жюри объявляет результат.



  1. Восьмой конкурс. Тема: «Анаграмма».

Задачи:

  1. выяснить значение слова «анаграмма»;

  2. тренировать внимание, мыслительную деятельность;

  3. проверить находчивость, эрудицию участников.

Ведущая: Еще одно задание - анаграмма. Я раздам карточки с заданием, а ты пока объясни ребятам, что такое анаграмма.

Ведущий: Анаграмма - это……… что-то запутанное и…… непонятное.

Ведущая: Не знаешь – так и скажи.

Ведущий: Нельзя объять необъятное.

Ведущая: Слушай и запоминай! Из одного слова путем перестановки букв должно получить ся второе, например: камыш - мышка. Понятно?

Ведущий: Да. Я очень понятливый.

Ведущая: Найди анаграмму к слову трос.

Ведущий: Рост.

(Ведущая пишет анаграммы на доске)

Ведущая: Правильно.

Ведущий: Сорт.

Ведущая: Молодец.

Ведущий: Торс.

Ведущая: Умница.

Ведущий: Это сложное задание, оно под силу не каждому.

Ведущая: Наши команды справятся. Пусть выполняют задание всей командой. Прочитайте стихотворения–загадки, найдите отгадки, догадайтесь, какая анаграмма скрыта в этом слове. Мы даем по одной минуте командам на раздумье и решение анаграмм.

По истечении минуты команды читают свои анаграммы и дают на них ответы.

Музыка: Вивальди «Весна»(звучит, пока игроки выполняют задание).

Задания:

1. С одним порядком букв его

Увидеть можно в поле.

Большое спелое зерно

К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте

Летит он хищной птицей,

И с ним в проворстве, быстроте

Едва ли кто сравнится.

(Колос - сокол)



  1. Со мною каша лучше станет,

Оближет пальчики едок.

Но буквы поменяй местами,

Я превращусь в древесный сок.

(Масло – смола)

Ведущая: Теперь я прошу жюри оценить конкурс анаграмм и огласить общий итог встречи.

Жюри подводит итоги.



  1. Девятый конкурс. Домашнее задание. Тема: «Классики о русском языке».

Задачи:

  1. тренировка памяти, внимания;

  2. оценивание качества чтения наизусть;

  3. проверка качества подготовкидомашнего задания команд.

Ведущий: У наших команд было еще одно домашнее задание. Они должны были подготовить высказывания о русском языке. Давайте послушаем команды.

Ведущая: Читать надо наизусть, выразительно, обязательно называть автора. За каждый ответ – 1 балл.

Команды читают высказывания о русском языке наизусть.

«ЛУК»

«КОК»

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». К.Г. Паустовский

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.И. Куприн

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Г. Паустовский

«Человек, равнодушный к своему языку –дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». К.Г.Паустовский

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий


И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

И. Бунин


Ты тверд и гибок, нежен и силен,

Ты –соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лен,

Загадка тьмы и откровенье света.

М. Дудин


«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем». А.И. Герцен

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Бальмонт


Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносимы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

А. Сумароков


Ведущий: Сейчас жюри объявит результат последнего конкурса и общий счет игры.

Ведущая: А теперь болельщики могут добавить командам свои честно заработанные баллы. Возможно, ситуация изменится.

Жюри снова подводит счет голосов и объявляет итоги.

Награждение победителей.

Слово учителя:

Чтобы в знаниях по русскому языку не было пробелов, чтобы на любой вопрос вы знали ответ, обращайтесь почаще к книгам, к справочной литературе.

Наша библиотека подготовила выставку справочной литературы по русскому языку. Здесь богатый выбор книг, справочников, словарей.

Музыка: Паганини «Кампанелла рондо» (в качестве фона)

Читает приглашенный гость (из другого класса).

С.Я. Маршак

«Словарь»

Упорней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Команды выходят и выстраиваются в центре зала.

Учитель: Мы с вами убедились, что мы знаем наш язык и любим его. Так какой он, наш язык?

Все участники команд говорят по очереди по одному слову: сильный, нежный, яркий, разноцветный, великий, могучий, добрый, сложный, легкий, прекрасный, могущественный, красивый, точный, неповторимый, эмоциональный, самый лучший.

Учитель: Так давайте уважать, ценить, любить, беречь наш язык – великий русский язык!

Дорожите Родным, милым словом!

Многоликим –Большим языком!

Нашей жизни Он – первооснова,

Всем народам планеты –знаком!

Берегите его от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток – от наречий ручьистых-

Не затмил родника родников!

В нем черпайте живящую силу:

Русских говоров, песен, стихов… -

Все, что дорого сердцу, чтоб слилось

В языке- как основе основ!

(Денис Коротаев)


Сценарий КВН по русскому языку в 5–6-х классах по теме "Выучи русский язык"

Кабинет празднично украшен, воздушные шары создают настроение приподнятости. На доске вывешен девиз мероприятия «Выучи русский язык!» Также на стенах могут висеть высказывания о русском языке.



Цель мероприятия: пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову.

Если ты хочешь судьбу переспорить,


Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт

Как будто целый мир тебе знаком,


Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
И. Гришашвили

- Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 5-х и6-х классов. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык». Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.

- Пожелаем им удачи! Просим команды представиться. Жюри объявит оценки за конкурс. Максимальная оценка 5 баллов.

Разминка

- Угадайте, о каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (!)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (?)

1задание

У: Сегодня мы совершим путешествие по стране русского языка.Сейчас вам предстоит узнать, при помощи какого вида транспорта мы будем передвигаться. Для этого вам необходимо выполнить графическое задание, отвечая на вопросы, вы будете графически соединять точки, вам станет ясно, на чём вы будете путешествовать. (Дети получают ватман, где расставлены точки. Задание будет посвящено орфограмме «Ъ и Ь в словах»). После выполнения задания, станет ясно, что ребята будут путешествовать на корабле.



2 задание

Сейчас мы узнаем название наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля, например, «Бесстрашный», «Непобедимый».)



3 задание

Теперь в путь! Испытания будут непростыми.»Чей корабль первым отойдёт от причала?» Необходимо выполнить задания прежде, чем двигаться дальше. Задания командам. Составьте предложения.

1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветероквзять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.

4 задание

Конкурс капитанов. Отвечает один капитан, другой выходит за дверь. Гонка за лидером. Устный блицопрос:

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).

4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее),



5 задание

Пришло сообщение, попробуйте расшифровать её. Соберите пословицу

(Раздаются карточки с перемешанными слогами по ря док вре мя бе ре жет).

Задание для болельщиков

Соберите пословицу. Раздаются карточки с перемешанными слогами: у стра ха гла за ве ли ки



6 задание

А теперь за три минуты составить запись в судовой журнал.Кто больше соберёт слов, используя буквенный состав слова благородство.



7 задание

Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним следующее задание. Вопросы для команды №1.

1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее).

2. Назовите вопросы для дательного падежа. («Кому?»,«чему?»)

3. Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где?»,«когда?», «куда?». (Наречие).

4. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительные).

5. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов предложения? (нераспространенные).

6. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (Морфология).

7. Изменяются ли имена существительные по родам? (Нет).

8. Книга для обучения. (Учебник).

9. Тот, кто учится в средней школе. (Ученик).

10. Отступ вправо в начале строки. (Абзац).

11. Промежуток времени в сто лет. (Век).

12. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека).



Вопросы для команды №2

1. Назовите член предложения, который отвечает на вопрос «что делает предмет?», «каков предмет?», «каков он?». (Сказуемое).

2. Назовите вопросы для родительного падежа. («Кого?», «чего?»)

3. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?»,«чей?», «который?». (Прилагательное).

4. Как называется предложение, которое содержит просьбу, совет, приказ. (Побудительное).

5. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены предложения. (Распространённые).

6. Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (Синтаксис).

7. Изменяются ли имена существительные по числам? (Да).

8. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим).

9. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель).

10. Как называется искусственный водоём, сооружённый для плавания? (бассейн).

11. Как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (Телефон).

12. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь).

Каждый правильный ответ по 1 баллу.



8 задание

Справа по борту какой-то предмет. Это закупоренная бутылка.Выловим и откроем её. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.

Шваа домакан натойдсо быдепо.
(Ваша команда достойна победы).

Болельщики могут принести очки для своей команды, если ответят на шуточные вопросы:



Для болельщиков 1 команды:

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог,стол, стой).

2. Что мы говорим в начале урока? (Звук «у»)

3. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).



Для болельщиков 2 команды:

1. В каком слове сорок гласных ? (Сорока).

2. Как превратить высокое растение, которое растёт по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нём слоги: кА-мыш – мыш-ка.)

3.


Во мне два «к».
Не забывайте, таким, как я,
Всегда бывайте:
Я точный, чистый
И опрятный, иным же словом … (Аккуратный).

9 задание

Внимание!!! Телеграмма. Телеграмм выглядит так: «Делегация выезжает утром встречайте». Телеграмма вызвала недоумение, почему? Как можно понять её?

(Ответ: телеграмма состоит из двух предложений, которые не разделены точкой).

Для болельщиков

В этих словах рассыпались буквы. Переставьте их и прочтите слова.

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок,,цурика, воца. (Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица,овца).

10 задание

«Одним словом». Команды отвечают по очереди.

1. Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества(активист).

2. Человек, начинающий какое-нибудь важное дело. (Зачинатель,инициатор).

3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник).

4. Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник).

5. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик,спутник).

6. Писатель, создающий произведения для театра (драматург).

7. Участник восстания. (Повстанец).

8. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела. (формалист, бюрократ.)

9. Человек, живущий за чужой счёт, за счёт чужого труда. (тунеядец).

10. Тот, кто завидует другим. (Завистник).



Что это?

1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки, все ли присутствуют. (Перекличка).

2. Первые буквы имени и отчества. (Инициалы).

3. Территория, на которой запрещена охота. (Заповедник).

4. Памятник в виде служащегося кверху гранёного столба (Обелиск.)

5. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком .(Жест).

6. Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания. (Мимика).

7. Жидкое лекарство для приёма внутрь. (Микстура).

8. Сквозное отверстие, образованное от удара.( Пробоина).

9. То, что примешано, добавлено к чему-либо. (Примесь).



10. Временное прекращение военных действий. (Перемирие).