Внеклассное мероприятие по химии в рамках предметной недели естественных наук - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний по химии Нижний Новгород 2011 I. 1 120.62kb.
Внеклассное мероприятие, проводимого в рамках недели языков и культуры... 1 42.81kb.
Внеклассное мероприятие для 5-х 6-х классов в рамках «Недели русского... 1 134.07kb.
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение... 1 51kb.
Конкурсах и викторинах. (конспект мероприятия по английскому языку... 1 37.36kb.
Программа по химии предмет и задачи химии. Место химии среди естественных... 1 109.03kb.
План мероприятий недели труда Открытие недели труда. Выставка изделий... 1 36.61kb.
Внеклассное мероприятие по химии «Эта удивительная химия» 1 102.24kb.
«надо химию учить!» Выступление агитбригады для учащихся 1-4-х классов... 1 31.48kb.
Конкурс на проведение российско-китайских семинаров в 2009 году 1 37.33kb.
Внеклассное мероприятие, посвященное М. В. Ломоносову 1 106.89kb.
Реферат уксусная кислота 1 67.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Внеклассное мероприятие по химии в рамках предметной недели естественных наук - страница №1/1

Внеклассное мероприятие по химии в рамках предметной недели естественных наук

Колесо истории ( от начала времен до наших дней )

Цель: создание педагогических условий для творческой самореализации учащихся в активной предметной деятельности.
Задачи:
1) расширение кругозора учащихся;

2) активизация творческой деятельности школьников;

3) формирование познавательного интереса к предмету химии;

4) развитие социально значимых компетенций учащихся (сотрудничество, толерантность, коммуникативность, умение рассуждать логически и формулировать свои мысли вслух, совместными усилиями находить верное решение).



Ход мероприятия
Ведущий:

Сегодня мы собрались с Вами на интеллектуальный химический вечер, чести приглашения на который удостоились лучшие из лучших учеников 8-11 классов школ нашего города.



Ведущий.
Добрый день, друзья! Добрый день!

Мы желаем, приветствуя вас,

Чтобы эти хорошие встречи

Не случайными были для вас.

Разрешите представить жюри

Итак, мы начинаем.

Ну что ж, друзья, не унывайте,

Всё впереди у вас пока.

Дерзайте, думайте, старайтесь,

Чтоб победить наверняка.
Началом игры всегда было представление команд.

Давайте познакомимся!


В1 Мы рады приветствовать всех поклонников химической науки. Год от года Вас становится все больше. И скоро наш зал станет слишком мал для того, чтобы разместить всех достойных.
В2
Вам, химикам, одних уроков мало –

Все хочется исследовать “на вкус”.

Участники , присутствующие в зале

Пусть будет плодотворен Ваш союз:

Пускай минуют всех Вас неудачи,

Играючи решатся все задачи,

На все загадки сыщется ответ,

Исчезнет тьма незнанья – вспыхнет свет!


В 1 Сегодня мы предлагаем вам путешествие во времени, поговорить о том, как возникла и развивалась химия – из глубины веков до наших дней.
Хронология развития химии как науки. (слайды)
В 1

Химия – одна из самых жизненно важных наук. Знания о веществах накапливались людьми с самых древних времен на основании их практической деятельности.

Первые достоверные сведения о зачатках химии у древних культурных народов ученые получили при изучении немых свидетелей истории этих народов : развалин зданий, предметов домашнего обихода, письменных заметок, изображения военных походов, религиозных церемоний, картин войны, труда, быта и т.п.
( демонстрация слайдов)
Таких народов, которые оставили после себя памятники культуры глубокой древности, немного. В первую очередь сюда относятся народы Древнего Востока и народы, населявшие берега Средиземного моря: египтяне, финикийцы, евреи, персы, вавилоняне, а затем арабы, греки и римляне.

На далеком востоке развивались химические знания у японцев и китайцев, оказавших заметное влияние на культурную жизнь народов Древнего Востока и юга Европы.



Презентация- доклад эксперта по «химии древних времен»

Наиболее выдающимися химиками древнего мира являлись отдельные представители египетского народа, преимущественно из класса жрецов.

По мнению известного историка химии , французского ученого М.Бертло, Название «химия» происходит от слова «Хеми» или «Хума» , которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем. Отсюда «химия» - «черное , как земля, египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами и металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры.

Химия считалась «божественной» наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.



( сопровождается демонстрацией слайдов )

Древняя ремесленная химия – греческая, арабская, китайская, египетская – имела представление и опыт работы во многих отраслях.


Вопросы группы древних ремесленников:

(помощники в зале с микрофонами)


1 В каких отраслях деятельности человека наиболее развита была древняя ремесленная химия? ( Краски и техника крашения, керамика, стеклоделие, металлургия)

2 Назовите природные и химические красители, которые применялись в древности.

(в древности использовались минеральные краски для наскальной и стенной живописи.

Для окраски тканей и для косметических целей применялись краски растительного и животного происхождения. Часто использовали охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды меди и железа.

Краски растительного и животного происхождения выделяли из алканны, вайды, куркумы, марены, софлоры, моллюсков.

Древнеегипетская лазурь, описанная Витрувием(1 век н.э.), состояла из песка, прокаленного в глиняном горшочке в смеси с содой и медными опилками)

Краской, выделенной из вайды, была окрашена туника фараона Тутанхамона ( XII век до н.э.)

3. На чем рисовали древние художники?

( дерево, камень, ткани, глиняные сосуды.)

4. Какого цвета пурпур? Из чего изготовлялась эта краска?

(Пурпур- знаменитая краска древности, известная в Месопотамии во II тысячелетии до н.э. Источником краски служил напоминающий мидию двустворчатый моллюск рода мурекс, обитавший на отмелях острова Кипр и у финикийского побережья. Образующее краску вещество находилось в маленькой железе в виде мешочка, из которого выдавливали студенистую бесцветную массу с чесночным запахом. При нанесении на ткань и высушивании на свету вещество начинало менять окраску , последовательно становясь зеленым, красным и , наконец, пурпурно- красным.)
«Древние ремесленники» вручают знаки отличия ( например, повязки на головы)

В 1


Вы уже знакомы с понятиями «атом», «молекула», «структура», «свойства» и многие из вас без труда дадут определения этим понятиям. Эти удивительно простые с одной стороны, понятия, с другой- являются плодом очень глубоких философских размышлений о сути первоначала вещества.

Эти идеи зародились более 2500 лет тому назад и развивались вплоть до XVII века, имея сторонников и рьяных противников; лишь к XVIII веку представления о веществе стали химически научными, и только в XIX столетии возник синтез учения о химических элементах с атомно- молекулярной теорией.

(на экране таблица с24)
На сцене группа «древних философов» ( 5 человек в хитонах)

Гераклит Эфесский :

В мире все изменчиво, нет ничего постоянного, все течет, все изменяется : день сменяется ночью, летний жар- зимним холодом, здоровье- болезнью…

«На того, кто входит в ту же самую реку, каждый раз текут новые воды… В одну и ту же реку невозможно войти дважды»

Мир изменчив и в то же время вечен.



Эмпедокл из Агригента ( 490- 430 гг. до н.э.)

Мир образован четырьмя элементарными стихиями : Вода, Огонь, Земля, Воздух и двумя силами – Любовь и Вражда.

Нет абсолютного возникновения и уничтожения, а есть только смешение и разделение частей элементарных стихий.

Демокрит (460- 370 гг. до н.э.)

Изменения в природе происходят неравномерно, периоды плавного непрерывного нарастания какого- либо количественного нарастания переходят в резкое качественное изменение ( например, вода закипает и превращается в пар)


Из ничего не происходит ничего. Ничто существующее не может быть разрушено.

Атомы вечны и неизменны; многообразие окружающей нас природы вызвано различным движением и различными сочетаниями атомов.


Атомы находятся в непрерывном движении, и это движение- причина изменчивости мира. Двигаясь беспорядочно, атомы приближаются друг к другу, образуя скопления. В одном случае такое скопление может быть водой, в другом – камнем, в третьем – растением. … Вечность атомов и их движения обеспечивает повторное возникновение исчезнувших скоплений атомов, поэтому окружающий нас мир вечен.
Аристотель (484 – 322 гг. до н.э.)

На первое место я ставлю телесную сущность, на второе- противоположности ( тепло- холод), на третье- стихии- вода, огонь, земля, воздух.

Элементы- это нечто такое, изменения которого то посредством соединения, то посредством разделения, то посредством какого- либо другого перехода имеют результатом возникновение и уничтожение.
Тит Лукреций Кар ( I в. до н.э.)
Бессмертная поэма «О природе вещей»

(демонстрация слайдов)


Ветер, во- первых, неистово волны бичует,

Рушит громады судов и небесные тучи разносит.

…Стало быть, ветры – частицы, незримые нами,

Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться

С водами мощных рек , обладающих видимым телом.

… Далее, запахи мы обоняем различного рода,

Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.

… И наконец, на морском берегу, разбивающим волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает.

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Как и не видно того, как от зноя она исчезает.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего взора.
Группа «древних философов» тоже подготовила свои вопросы
1. Кем впервые введено слово «атом»? Какими свойствами , по мнению этого ученого обладают атомы?

(Слово «атом» введено учителем и соратником Демокрита – Левкиппом. Атомы вечны и неизменны, находятся в непрерывном движении, это движение_ причина изменчивости мира)

2.Приведите примеры постоянной изменчивости в природе.

3.Какие явления, с точки зрения современных представлений, описал Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей»

( явление диффузии броуновское движение : пылинки в солнечном свете – хаотичное движение молекул и их столкновение)

4. Назовите имена древних философов.



«Древние философы вручают медали Гераклита Эфесского.
Презентация- доклад эксперта по «средним векам»
В Европу знания египтян попадали через Византию, а затем через Испанию после завоевания ее арабами в 711 году.. Арабы и переделали название «химия» в «алхимия» . Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов и в результате в европейских языках появились термины «алхимия» и «алхимик».

Во время крестовых походов христианская Европа узнала, что арабы- обладатели книжных сокровищ, переведенных ими трудов греческих ученых, например, Аристотеля, и сочинений своих ученых, например, Авиценны. Начались попытки перевода этих трудов на латинский язык.

В1

Алхимия возникала и развивалась потому, что с ней связывались определенные классовые интересы. «Сильные мира сего» - короли , герцоги, богатые дворяне, купцы– активно поддерживали идеи алхимии и их носителей, так как связывали с ними надежды на быстрое обогащение, а богатство – это сила и власть.



Основные идеи алхимиков:

- они верили в первичную материю, которая находится везде и всюду, но загрязнена различными примесями. Удаляя примеси, можно получить «квитэссенцию» - «философский камень», который превращает неблагородные металлы в благородные ( свинец- в серебро, ртуть – в золото и т.п.), исцеляет все болезни, возвращает молодость старикам и продолжает жизнь за ее пределами.

- они признавали четыре элемента ( четыре стихии ) древних греков ( демонстрация слайда элементы Аристотеля), полагая, что путем соединения этих элементов качеств можно получить все вещи в мире.

- алхимики были убеждены, что солнце, звезды, планеты влияют на все процессы, происходящие на земле, в частности, что металлы зарождаются и развиваются в земных недрах под влиянием небесных светил, подобно органическим веществам. Эта мистическая вера привела их к убеждению, что на земле существует всего семь металлов:

золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть.

Кстати, когда была открыта сурьма, ее долго не могли признать металлом, т.к. не было для нее соответствующей планеты.


Назовем самые известные имена:
китайский философ Вей По- Ианг ( II век до н.э.) в своей «Книге перемен» описывает превращение простых металлов в золото и получение пилюлей бессмертия.

арабский врач Джабир- ибн-Хайян, известный под именем Гебера

таджикский ученый Абу-Али-Ибн-Сина известный под именем Авиценна

доминиканский монах Альберт Великий- оставил после себя огромный труд- полную энциклопедию средневековых знаний о природе.

Роджер Бэкон.
В1

Средние века внесли свою долю в развитие материального и духовного прогресса народов – были созданы великие поэтические произведения, великолепные громады готических соборов, архитектурные ансамбли, труды передовых философов- мыслителей того времени.

В 2

За долгие годы работы алхимики накопили большой фактический материал, получили , изучили и описали много новых веществ, разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются и сегодня. Поэтому , рассматривая деятельность алхимиков, следует исходить из того, что нового они внесли в сокровищницу знания по сравнению со своими предшественниками.



.
Сценка «В лаборатории алхимика»

Лаборатория алхимика заставлена приборами. Алхимик измельчает в ступке вещество (можно взять мел), ученик ему помогает

Ведущие заходят к алхимику

А. Радуйся, сын мой, сочетание светил на небе весьма благоприятно для нашей работы! Разжигай очаг и поторопись с остальными приготовлениями.

Ученик алхимика. У меня все готово, учитель. Но к вам пришли. Гости хотят поговорить с вами.

А.Что привело вас в эту скромную обитель науки? Чем могу быть вам полезен?

В. Нас привели разговоры о ваших научных подвигах, о великий доктор алхимии. Мы хотели бы познакомиться с вами и вашими достижениями.

А. Людская молва преувеличивает мою славу, девушка! Я лишь скромный служитель действительно великой науки. Не будем , однако, терять время, что вас интересует?


В. Скажите, уважаемый, что это за палочка у вас в руках?

А. О, это замечательная палочка. С ее помощью я могу превратить воду в вино и сотворить много других чудес.

В. Воду в вино превращать? Так я вам и поверил!

А. Осмеливаешься не верить мне, доктору алхимии, которого знает весь мир! ( ученику) Дай мне стакан воды!

( В стакан налита щелочь, палочка смочена в фенолфталеине. После размешивания раствор становится малиновым.)

Ну, теперь веришь?

В.( рассматривает жидкость ) Странно…

А. Ты, я вижу, не прочь попробовать его на вкус? Сейчас мы приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.

(Берет стакан со щелочью и приливает из другого стакана раствор хлорида кальция)

В. Смотрите, получилось молоко!

А. Этот напиток подходит для вас больше, чем вино. Правда, получилось его маловато. Ученику (передает стакан с «вином» ) Преврати это вино в молоко и будет вам по стакану.

У. приливает соляную кислоту, раствор обесцвечивается.

В. Ну вот, получилась вода, а обещали молоко! Тоже мне, алхимик!

А. Ты усомнился в моих способностях? Это произошло потому, что я не прикоснулся волшебной палочкой!

В.Мы слышали, что своей волшебной палочкой вы управляете стихиями : водой, землей, воздухом, огнем. Неужели это правда?

А. читает гимн огню.




Огонь очистительный,

Огонь роковой,

Красивый, властительный,

Блестящий, живой!
Ты меняешься вечно,

Ты повсюду - другой.

Ты красный и дымный

В клокотанье костра.

Ты как страшный цветок с лепестками из пламени,

Ты как вставшие дыбом блестящие волосы.

Ты трепещешь, как жёлтое пламя свечи

С его голубым основаньем…

Ты как искра встаёшь

Из глухой темноты,
Бесшумный в мерцанье церковной свечи,

Многошумный в пожаре,

Глухой для мольбы, многоликий,

Многоцветный при гибели зданий,

Проворный, весёлый и страстный,

Так победно-прекрасный,

Что, когда он сжигает моё,

Не могу я не видеть его красоты,-

О красивый Огонь, я тебе посвятил все мечты!
Взмахом волшебной палочки «зажигает» огонь в очаге.

Танец огня.

Во время танца - демонстрация опытов «Самовоспламенение древесных стружек» (фарфоровая чашка с растертым в мелкий порошок перманганатом калия и несколькими каплями конц. серной кислоты. Сверху насыпать древесные стружки. Капнуть этиловым спиртом – с помощью ваты)

Алхимик управляет жестами.

Показать извержение вулкана ( бихромат калия, спички)

Или «самовозгарание жертвенника



(Самовоспламеняющаяся жидкость).
Оборудование: глицерин, перманганат калия.
Перманганат калия поместите на асбестовую сетку, а затем из пипетки на него нанесите глицерин. Через некоторое время глицерин воспламенится.
14KMnO4+3C3H5(OH)3=14MnO2+9CO2+5H2O+14KOH
А. Вы и теперь сомневаетесь в моих способностях?

В. Нет, нет! Но все-таки, хотелось бы увидеть , как вы превращаете в золото неблагородные металлы…

А. Это совершенно невозможно, об этой тайне я могу рассказать только своему ученику, да и то лишь перед самой смертью. Я могу вам на прощанье подарить ваши портреты.

(На плотном листе бумаги заранее рисуют контуры фигуры человека: Часть – раствором роданида аммония, часть- раствором желтой кровяной соли. Для проявления рисунка используют тампон, смоченный раствором хлорида железа (III)

Второй портрет рисуют раствором ф/ф в спирте, проявляют , распыляя из пульверизатора слабый раствор щелочи.)

Вопросы алхимика:

1.Как получить из воды вино?

2.Из воды – молоко?

3.Как получить из вина опять воду?

4.Как вы объясните мгновенную фотографию?

(Помощники в зале вручают медали алхимика учащимся, правильно ответившим на вопросы.)

В2

Начиная с 1200 года европейские ученые , познакомившись с наследием алхимиков прошлого, могли попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.


Презентация- доклад

В первой половине XVI века произошла коренная перестройка алхимии.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств»,- писал Парацельс.

Ряд новых методов лечения на основе использования минеральных соединений, предложенных Парацельсом, имели успех. Многие врачи примкнули к его школе и заинтересовались химией . Тем самым химия получила мощный толчок дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.

Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своем обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных наблюдений и исследований. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении более 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применяются и в настоящее время.

Против системы Аристотеля, долгое время тормозившее развитие науки, выступил в 1661 г. Роберт Бойль. Однако Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась сильнее и сильнее. Новая общая теория химии, развитая около 1700 г. Шталем, возникла на основе опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения – флогистонная теория.


Именно в эпоху флогистонной теории было открыто большинство газов, подробному изучению подверглись различные металлы и другие вещества. Флогистон не был найден, тем не менее, эта теория просуществовала почти сто лет.

В1

Химия как точная наука зародилась примерно в середине XVIII – начале XIX века. В то время жили и работали великие ученые: М.В.Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шееле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Йозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемфри Дэви, Майкл Фарадей и другие. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали все основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно- молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По – разному сложились судьбы ученых, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.



В2

Химия все больше ассимилировала достижения всех разделов физики и все шире использовала математические методы. В XIX веке становится ясной зависимость развития химии от уровня смежных дисциплин, особенно физико- математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Станислао Канницаро, Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Д.И.Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Анри Муассана, Эмиля Фишера и других.

В1

Предлагаем принять участие в викторине «Своя игра»
Современная химия очень многолика. ( слайды)

Ежегодно в странах мира выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаропрочные материалы для космических кораблей и ракет.

Продукты химии используют в быту : изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем – агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или создателем ЭВМ ,- вам придется использовать знания по химии.

Наше путешествие во времени подходит к концу Но , конечно, очень хочется заглянуть в будущее.Как вы думаете, какой будет химия в третьем тысячелетии? Какие задачи будут стоять перед ней?

Выступления учащихся школ.

Жюри подводят итоги, вручают награды победителям.



Чаепитие для учащихся.