Вилфрид вебер важные шаги к помогающему диалогу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приглашение к диалогу: мнения наших зарубежных коллег 1 316.08kb.
Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» Секция математики... 1 194.16kb.
В португальской декларации содержится призыв в адрес политических... 1 57.03kb.
Вопросы для поступающих в аспирантуру по курсу: «История и философия... 1 54.93kb.
І. M. Вебер и его «Протестантская этика и дух капитализма» 1 67.88kb.
Два рода счастья системно-феноменологическая психотерапия берта хеллингера 11 4595.72kb.
М. Вебер об основных этапах развития института политических партий 1 293.53kb.
Программ а VI конференции студентов, аспирантов и молодых ученых... 1 30.14kb.
I жизнь, деятельность 1 188.11kb.
Гунтхард Вебер кризисы любви 11 4252.18kb.
Планы семинарских занятий по Истории современной западной философии... 1 276.19kb.
Контрольная работа №1 Основные этапы развития взглядов на предмет... 1 358.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вилфрид вебер важные шаги к помогающему диалогу - страница №1/6

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЕЛЕФОННОЙ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕЛЕФОННОЙ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


ВИЛФРИД ВЕБЕР

ВАЖНЫЕ ШАГИ К ПОМОГАЮЩЕМУ ДИАЛОГУ

Программа тренинга, основанная на практическом опыте


ВЕБЕР В. ВАЖНЫЕ ШАГИ К ПОМОГАЮЩЕМУ ДИАЛОГУ Программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С.М. Адамовой. Под общей редакцией В.Е. Кагана и Е.С. Креславского. - СПб.: РАТЭПП, 1998. — 41 с.

Weber Wilfried. Important Steps Towards the Helping Dialogue. A training program based on and aimed at practical experience. — IFOTES, 1994, 42 p.

Общая редакция: В.Е. Каган и Е.С. Креславский

Перевод с английского С. М. Адамова

ISBN 5-920241-335

Книга издана при финансовой поддержке HEKS (Организация Помощи Евангелических Церквей Швейцарии).

© Weber Wilfried, 1994

© IFOTES, 1994

© РАТЭПП, перевод, оформление, 1998

Напечатано в типографии „Ортдрук", Белосток (Польша)


СОДЕРЖАНИЕ

Вводные замечания 4

Глава 1

Введение 8

Глава 2

Систематическое слушание 13

Глава 3

Принятие и позитивное отношение 22

Глава 4

Эмпатия и вербализация (отражение с эмпатией) 32

Глава 5

Подлинность и личностная конгруэнтность 51

Глава 6

Защита и защитные механизмы* 61

Глава 7

Работа с телом как шаг к помогающему диалогу 71

Приложение

Примечания и литература к каждой главе 78

С книгой Вилфрида Вебера “Важные шаги к помогающему диалогу” я впервые познакомился в 1994 году на конгрессе IFOTES (Международной федерации телефонной экстренной помощи) в Иерусалиме. Она была издана в переводе с немецкого на английский язык по решению Секретариата IFOTES как руководство для тренеров волонтеров телефонной помощи. В том же году моя коллега и друг, в настоящее время проживающая в США, Светлана Адамова перевела ее на русский язык. Несколько лет мы искали средства, чтобы издать ее в России. К сожалению безуспешно. Через три года на очередном конгрессе IFOTES в Линдау (Германия) к делегации РАТЭПП подошла женщина, которая представилась ученицей доктора Вебера и передала нам его пожелание об издании его программы в России. Мы были очень обрадованы этим. Несколько месяцев спустя пришло письмо от самого доктора Вебера в котором он сообщал о возможности финансирования книги при поддержке швейцарского агентства межрелигиозной помощи HEKS. Сотрудник этого агентства Анита Гериг приложила много сил, чтобы издание со­стоялось. Она же нашла издательство в Польше “Orthdruk”, которое напечатало русский перевод. Всем этим замечательным людям, способствовавшим появлению этого руководства в России — доктору Вилфриду Веберу, переводчику на русский Светлане Адамовой, научному редактору Виктору Кагану, Аните Гериг, сотрудникам издательства “Orthdruk” — хочу выразить искреннюю признательность и благодарность. Эта история согревает меня и придает ощущение сопричастности к движению телефонной помощи во всем мире. Люди из разных стран, объединенные желанием поддерживать другого человека, попавшего в трудную ситуацию, также беззаветно помогают друг другу. Уверен, что эта небольшая книга будет полезна тренерам и супервизорам служб телефонной экстренной помощи России и конечном итоге ее издание послужит нашим клиентам.



Евгений Креславский, Президент РАТЭПП

Вводные замечания Альфреда Ваннессе (Генеральный секретарь IFOTES) и Никлауса Дж. Цемпа (Директор "Dargebotene Hand" ("Рука помощи"). Цюрих)


Одной из самых важных задач IFOTES (Международной федерации телефонной экстренной помощи) является проведение тренингов для сотрудников федераций и ассоциаций, членов IFOTES. Поскольку особое значение придается развитию навыков дружелюбия у отвечающих на телефонные звонки, создается серия брошюр для поддержки этих усилий.

Работа доктора Вилфрида Вебера "Важные шаги к помогающему диалогу" представляет собой еще один значительный шаг в этом направлении. Это не просто теоретическая разработка, а скорее практическое пособие, обобщающее многие годы плодотворного слушания и проведения тренингов. Манера слушания ответов на звонки, предложенная в данной работе, отвечает фундаментальным требованиям TES. Кроме наличия основательного охвата практических аспектов здесь также сформулированы соображения о том, как вести разговор по телефону так, чтобы это было наиболее полезно для звонящих.

IFOTES чрезвычайно благодарна доктору Веберу за его вклад и весьма рекомендует всем своим членам ознакомиться с данной публикацией и использовать ее так полно, как это будет возможно.

Alfred Vannesse (General Secretary of IFOTES)
Когда те, кто занимается помощью, помогают Друг другу, их работа заслуживает доверия. Потому есть множество причин, почему я так рад просьбе сказать несколько предваряющих слов к данной “Программе тренинга, основанной на практическом опыте” Вилфрида Вебера, которую он назвал “Важные шаги к помогающему диалогу”. Это резюме его хорошо известной книги “Шаги к помогающему диалогу”, которая много лет была одним из наиболее важных инструментов в тренинге волонтеров TES в германоязычных странах.

Данная “Программа тренинга” подготовлена благодаря инициативе Мартина Боллигера (бывшего вице-президента IFOTES), а также швейцарской федерации “Die Dargebotene Hand” — телефон 143", любезно согласившейся стать спонсором перевода и издания. IFOTES в свою очередь займется распространением среди тех постов TES, которые наиболее заинтересованы в получении этих материалов. Автор щедро отказался от вознаграждения и поставил условие, чтобы резюме его книги было издано как можно более экономично. Я счастлив, что таким образом мы можем поддержать наших коллег из родственных постов телефонного консультирования в восточно-европейских странах в их тренинговой деятельности.

У меня также есть множество личных причин радоваться осуществлению этого проекта. И одна из них — мое личное восхищение стремлением Вилфрида Вебера дать телефонным консультантам самый широкий тренинг; благодаря данному проекту его работа получит более широкое распространение и признание. В самом начале своей деятельности он понял, что телефонное консультирование — независимо оттого, выполняется оно профессионалами или непрофессионалами — это особая область предоставления помощи. Телефонная связь предлагает особые возможности, но и накладывает ограничения. Этот специальный вид консультирования, с одной стороны, опирается на общепринятые психологические знания, но, с другой стороны, подчиняется своим собственным законам. В телефонном консультировании особенно высокую ценность приобретает обучение поведению, которое благоприятствует установлению взаимоотношений. Этот особый вид психосоциальной помощи требует специального обучения и дальнейшего совершенствования. “Шаги к помогающему диалогу” Вилфрида Вебера — это не только теоретические соображения, но и плод его многолетнего опыта телефонного консультирования, тренингов и постоянной практики обучения в области экстренной телефонной помощи. Мне посчастливилось почерпнуть из этого опыта во время проводимого им тренинга для усовершенствования консультантов. Кроме того, в течение многих лет моей работы в качестве тренера в “Dargebotene Hand” в Цюрихе эта книга была одним из моих основных и наиболее важных пособий.

Наконец, я рад за своих коллег в Восточной Европе. Более десяти лет назад на конгрессе IFOTES впервые я вошел в контакт с ними и, благодаря встречам с друзьями, получил представление об их преданности своему делу в тогдашних обстоятельствах и об их самоотверженной работе сегодня. Начиная с первой встречи, это был постоянный обмен опытом, который чрезвычайно обогатил меня. Надеюсь, что “Важные шаги к помогающему диалогу” приоткроют пути к продолжению очень важных и полезных международных контактов.



Никлаус Дж. Цемп, Директор “Dargebotene Hand”, Цюрих

Замечания к английскому изданию


Программа тренинга “Важные шаги к помогающему диалогу” является сокращенной версией моей книги “Шаги к помогающему диалогу”, опубликованной издательством Ernst Reinhardt Verlag, Munich/Basel, P.O. Box 380280, D— 80615 Munich (9-е издание, 1991).

Издатели дали свое согласие на использование частей из оригинальной книги для данной программы тренинга. Нам бы хотелось поблагодарить издательство за это “социальное спонсорство”. Тренинговая программа “Важные шаги к помогающему диалогу” была специально задумана для IFOTES и распространяется исключительно IFOTES среди своих членов. Ее нельзя получить через книжную торговлю или по другим коммерческим каналам. Приобрести ее могут только члены IFOTES из их центрального офиса. В германоязычных странах распространяется только оригинальная книга “Шаги к помогающему диалогу”.

Кроме английского издания запланированы переводы на французский и испанский языки.
Copyright 1993: Dr Wilfried Weber, D 70619 Stuttgart/Germany

ГЛАВА I

ВВЕДЕНИЕ

Из истории тренинговой программы “Важные шаги к помогающему диалогу”


Присутствуя на различных конгрессах IFOTES (Международной федерации телефонной экстренной помощи), я познакомился со множеством волонтеров и моих коллег из других стран. Директору и тренеру “Telefonseelsorge” в Штутгарте (Германия), мне особенно интересно все, что относится к тренингу и повышению квалификации. Я осознал, что в Штутгарте, и в немецкоговорящих странах вообще, мы располагаем тренинговым материалом, которым должны поделиться с другими странами. Очевидно, что такие материалы отсутствуют во многих европейских странах.

Поэтому я предложил написать для IFOTES сокращенную версию моей книги “Шаги к помогающему диалогу”, 10-е издание которой опубликовано в 1993 году (Ernst Reinhardt Verlag Munich/Basel) и которой пользуются многие телефонные службы в Германии, Австрии и Швейцарии для тренинга и повышения квалификации. IFOTES приняла мое предложение, и я взял на себя задачу подготовить данную сокращенную версию, озаглавленную “Важные шаги к помогающему диалогу” и переведенную по крайней мере на четыре языка (английский, французский, итальянский и испанский), и помочь ее распространению во всех странах — членах IFOTES


О содержании


Названия различных глав указывают на наиболее важные шаги к помогающему диалогу. Книга начинается с главы “Систематическое слушание”. Эта глава служит предупреждением против поверхностного слушания, которое зависит от личности человека и от случая. В ней содержится систематическое описание того, что необходимо для полного и глубокого слушания.

Три следующие главы касаются трех фундаментальных оснований помогающего диалога: Принятия и позитивного отношения, эмпатии и вербализации, подлинности и личностной конгруэнтности. Все это составляет основу поведения, которое обеспечивает любой помогающий, целительный диалог. Такое понимание от Карла Роджерса (США) получило дальнейшее развитие в Германии в работах Рейнхарда и Анн Мари Тауш, а также “Общества недирективного консультирования”, самой большой психиатрической службы в Германии. Среди основных задач этой службы — тренинг людей в центрированном на клиента недирективном консультировании, а также в ориентированном на клиента диалоге.

Простой образ может прояснить то, что абсолютно необходимо для помогающего диалога: так же как стулу необходимы четыре ножки, имеется четыре разновидности поведения, взяв начало, для помогающего диалога нужны: слушание, принятие, эмпатия и подлинность. Если одна или более разновидностей поведения урезаны или отсутствуют, это то же самое, что у стула какие-то ножки были бы короче других либо вовсе отсутствовали. Кто бы ни желал вести помогающий диалог, он не захотел бы сидеть на подобном стуле.

Названные главы включают важные сведения из опыта психоаналитического телесного тренинга. Эти темы вновь обсуждаются в двух заключительных главах, где речь идет о “защитных и охранных механизмах”, а также о “работе с телом как пути к помогающему диалогу”.

На кого рассчитан тренинг?

В свое время группу, на которую был направлен данный тренинг, составляли мужчины и женщины — либо волонтеры, либо постоянные сотрудники, работающие в области телефонного консультирования (телефонная экстренная помощь). Но, чтобы стимулировать обучение, учебный материал был написан таким образом, что его можно использовать не только на телефоне, но также и в других диалогах, например, с родственниками, друзьями и коллегами. Зачастую работающие в телефонной экстренной помощи волонтеры по профессии являются либо социальными работниками, либо учителями, священнослужителями, медсестрами, врачами и т.п. Учебный материал предлагает множество полезных наблюдений для этих профессиональных групп и, таким образом, не ограничен помогающим диалогом только по телефону.


Об используемом языке


Я пользуюсь словами “терапевт”, “клиент”, а также “партнер по диалогу” или “партнер”, потому что они являются знакомыми и установившимися терминами. Слово “терапевт”, безусловно, не является прерогативой психотерапевтов. Оно происходит от греческого слова со значением “тот, кто исцеляет, кто служит”. Как правило, помогающий диалог является и служением, и исцелением, и потому терапевтичен: поэтому все, кто ведут помогающий диалог, могут характеризовать себя как терапевты.

Я всегда говорю и о мужчинах, и о женщинах — терапевтах, о мужчинах и женщинах — клиентах и т. п.; это способ подчеркнуть равное положение мужчин и женщин*. Тем не менее, в тексте, я, как правило, использую слова “терапевт” и “клиент” мужском роде, иначе, если постоянно использовать обе, и мужскую, и женскую, это доглядит неуклюже, а если употреблять постоянно только женскую форму, то с моей стороны это будет однобоко.

Так что я использую мужской род до тех пор, пока я или кто-то другой не найдет лучшего решения*.

Я почти всегда пишу от первого лица в единственном числе: “я имею в виду...”, “как терапевт я веду себя таким-то образом...”. Этим я хочу показать, что предлагаю свои личные знания и опыт, а также что общие формулировки типа “некто”, или “это похоже на то” весьма сомнительны, кто бы — я или кто-то другой — ими не пользовался. Когда я пишу от первого лица, мне хочется стимулировать изучающих данный материал подходить к моим объяснениям с критической стороны, говорить о себе “я”, не прячась за обобщениями.


О форме и структуре глав


Я стремился использовать легко понятные формулировки и четкие структуры, чтобы, несмотря на сложность содержания, облегчить чтение и изучение. Большинство глав разделено на пять основных частей: установка к изучению, объяснение, критические размышления, практические советы и практические упражнения. Таким образом, предлагая краткую установку к изучению, мне удалось избежать пространных объяснений. Затем приводятся причины данной установки и критическая оценка. Самой важной частью являются практические советы, в которых теория прилагается к практике. Практические упражнения являются репетицией практического применения материала тренинга и поощряют самоосознание.

Об использовании программы тренинга.


Главы удобны для индивидуального изучения (кроме нескольких практических упражнений). Однако обучение будет легче и веселее в тренинговой группе (6—12 человек). Такая группа не обязательно должна иметь профессионального руководителя, но присутствие тренера облегчает дело. Группа может состоять из людей разного типа. В любом случае должна быть сильная мотивация и четко поставленные цели обучения. Для тщательной проработки материала в группе требуется от 50 до 80 часов, — хотя собственно поведение и реакции в диалогах могут быть улучшены за более краткое время. Группа может встречаться либо еженедельно по 2-3 часа, либо раз в месяц на целый день. Чтобы обучение не становилось слишком рассудочным, следует ввести в групповую работу физические упражнения. По крайней мере, в начале встречи (или перед началом чтения главы) необходимо выполнить какое-то одно физическое упражнение (см. главу “Работа с телом как шаг к помогающему диалогу”).

Об авторе


Я изучал психологию и теологию и получил подготовку в клиент-центрированном недирективном консультировании, брачном и семейном консультировании, а также в терапии сфокусированным движением. Я работаю как тренер и директор “Telefonseelsorge” в Штутгарте с 1970 года, а с 1975 — также в Обществе научного недирективного консультирования. Надеюсь и желаю, чтобы эта тренинговая программа “Важные шаги к помогающему диалогу” помогла реализовать и улучшила бы диалоги по телефону, так же как и вообще любой помогающий диалог.
следующая страница >>