«Викторина по истории математики» учитель математики моу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроках математики в 7-м классе моу сош №53 учитель математики Волосатова... 1 31.9kb.
Интегрированный урок математики и географии Учитель географии: Макарова Е. 1 84.71kb.
Математический вечер «прием у царицы математики» 1 117.15kb.
Викторина по математике. Математика (2 класс) Учебник: Страницы:... 1 76.71kb.
История математики 1 27.1kb.
Викторина для 10-х классов к "Неделе математики" «Математика царица... 1 124.42kb.
Программа спецкурса: Что такое философия математики? 1 39.84kb.
Учитель математики моу сош №3 с уиоп н. И. Фокина 1 69.54kb.
Реферат по специальности 05020152 преподавание математики в основной... 1 164.01kb.
Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений... 1 246.81kb.
Программа дисциплины дпп ф. 09 «числовые системы» Специальность 032100... 1 121.4kb.
Наименование памятника 16 5260.57kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Викторина по истории математики» учитель математики моу - страница №1/1

«Викторина по истории математики»

учитель математики

МОУ «СОШ № 54»

Емельянова С.С.

Пояснительная записка

Математические викторины - это особый вид игры, которая ставит своей целью выявить у обучающихся с наибольшим общим математическим развитием, их начитанность и умение быстро ориентироваться в решении несложных математических вопросов. Такие викторины можно проводить на кружковых занятиях, помещать в математические газеты, но чаще всего они проводятся на математических вечерах. Обучающиеся получают вопросы, ответив письменно на первый вопрос, получают второй,…. Если вопрос содержит пример или задачу, то решение их, как правило, производится устно. Ответы оцениваются очками. В зависимости от степени трудности вопросов решение их может быть оценено одним, двумя,… очками. Вопросы  должны быть выражены  в краткой, ясной форме. Не надо давать примеров, которые требуют больших преобразований. В математической викторине могут быть теоретические вопросы, из истории математики, сведения о великих математиках и приемы устного счета. Обучающиеся, получившие наибольшее количество очков, премируются. Игра в викторину – полезная, нужная игра.


Цели:

  1. Развитие у учащихся интереса к предмету.

  2. Накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе геометрии, алгебры.




Методы: иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый
Оборудование: ПК, проектор, презентация, бланки ответов, дипломы, сертификаты
Форма проведения викторины: демонстрация слайдов из презентации.

Литература:


  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2003.

  2. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971.

  3. Внеклассная работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  4. Внеклассная работа по математике в средней школе. Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Сухорукова. Балашово, 1994.

  5. Фрадков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.

  6. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. М.: Просвещение, 1994.

Подготовительная работа


Информация по истории математики (открытия, интересные факты, ученые-математики и др.), готовят сами учащиеся в виде презентаций, докладов, сообщений и выступают на уроках в течение недели в рамках, например «Недели математики».

Участвуют в викторине все желающие! Возраст – 7-8 классы.

Ход мероприятия

Ведущий: сегодня мы участвуем в викторине по истории математики. Многие сами готовили сообщения, презентации о ученых, открытиях, интересных фактах.

Как вы это услышали, запомнили мы сейчас проверим.

У каждого имеется бланк ответов на 18 вопросов.

Сначала мы смотрим и слушаем вопрос. Потом каждый письменно, коротко отвечает на него. После того как все ответили и на стол жюри сдали все бланки, мы посмотрим и послушаем еще раз вопросы с правильными ответами.

Кто отвечает на большее количество вопросов правильно, получает Диплом и 1-е место, чуть меньше – Диплом и 2-е место. Остальные – сертификаты участников викторины.

Вопросы (на слайдах презентации):

1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов»?

Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в то время, когда пришел римский солдат. По преданию, Архимед был увлечен решением геометрической задачи, чертеж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.

2. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто её автор?

«Начала» Евклида, написанные в 6 веке до н.э.

3. На каком здании были начертаны слова: « Да не войдет сюда не искусившийся в геометрии!»

По преданию, эти слова были написаны у входа в Академию Платона (429-348 гг. до н.э.), чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего его развитию. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в 6 веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа.

4. Что, по преданию, завещал высечь на своем надгробном камне Архимед?

Архимед завещал высечь чертеж к теореме о свойствах шара и цилиндра. Он установил, что объем шара равен удвоенному объему конуса с радиусом основания, равным радиусу шара, и высотой, равной диаметру шара или 2/3 объема цилиндра с таким же радиусом основания и такою же высотой. Эти три тела с данным соотношением называют «телами Архимеда». Римский военачальник Марцелл исполнил желание ученого, воздвигнув в его честь гробницу, на которой был изображен шар, вписанный в цилиндр.

5. Кто автор слов «В геометрии нет особых путей для царей!»? В связи с чем они были произнесены?

Автор этих слов – Евклид. Он произнес их Птолемею, спросившему у Евклида однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала».

6. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она впервые была изложена?

Н.И. Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета 11(23) февраля 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах геометрии.

7. Кто является основоположником аналитической геометрии, являющейся соединением алгебры с геометрией?

Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик.

8. Кто является создателем современной аксиоматики геометрии Евклида?

Д. Гильберт (1862-1943), немецкий математик.

9. Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координата»?

Лейбниц ввел понятия «абсцисса» в 1665 г., «ордината» - в 1684 г., «координата» - 1692 г.

10. Кто является автором самого первого учебника геометрии? Он же является однофамильцем известного греческого медика.

Гиппократ.

11. Этот ученый больше известен своими открытиями в алгебре, тем не менее, на своем надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг. О каком ученом идет речь?

О Карле Фридрихе Гауссе – немецком математике.

12. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем сторонам.

Герон.


13. По учебникам этого российского математика учились, возможно, ваши бабушки и дедушки, а уж прабабушки и прадедушки точно. В 2002 г. Исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как фамилия этого ученого?

Киселев Андрей Петрович.

14. Кто ввел термины «анализ» и «синтез»?

Платон – древнегреческий философ.

15. Именем,  какого математика названа теорема, которая помогает решить прямоугольные треугольники?
а) Декарт;   б) Эвклид;  в) Виет;  г) Пифагор.

Пифагор.


16. Кто впервые приблизительно вычислил диаметр Земли?
а) Виет;   б) Пифагор;  в) Эратосфен;  г) Эвклид.

Эратосфен.

17. В какой стране напечатана первая математическая книга?
а) Германия;   б) Россия;  в) Египет;  г) Франция;

В России.

18. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.?
а) Фалес;   б) Ньютон;  в) Пифагор;  г) Абель.

Пифагор.


Пока жюри подводит итоги, послушаем песню (или музыкальный номер).
Объявление итогов. Награждение.

Приложение



Бланк ответов

Фамилия, имя участника ___________________________________



п\п

Ответ

Количество баллов

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15







16







17







18










Итого




Место