Викторина «М. В. Ломоносов великий сын русского народа, один из основоположников атомно-молекулярного учения» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Основные положения атомно- молекулярного учения 1 120.98kb.
Строение атома 1 115.84kb.
«Великий сын русского народа» 1 43.41kb.
Лабораторная работа 7 «Наблюдение капиллярного поднятия жидкости» 1 6.31kb.
Законы стехиометрии. Закон сохранения массы веществ. Законы стехиометрии. 1 34kb.
Как ученые Бога открывали Ученые о Боге, или во что верил Ломоносов 1 68.54kb.
М. В. Ломоносов-великий сын россии 1 106.86kb.
Великий человек из народа – Михаил Ломоносов (1711-1765) 1 27.14kb.
Михаил васильевич ломоносов 1 35.12kb.
Вольта (Volta) Алессандро 1 27.99kb.
Реферат по теме "Иван Великий" Морозовой Анастасии Владимировны Детство... 2 372.2kb.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 1 36.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Викторина «М. В. Ломоносов великий сын русского народа, один из основоположников - страница №1/1

Викторина
«М.В. Ломоносов - великий сын русского народа, один из основоположников атомно-молекулярного учения».
Условия викторины. 2-3 команды учащихся по 6-8 человек. Учитель задает вопрос и дает три варианта ответа. Отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку. Правильный ответ – 1 балл. В случае неверного ответа вопрос получает вторая команда. В конце викторины подсчитывается количество баллов.
Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова.

  2. Подчеркнуть значение его работ в становлении атомно-молекулярного учения, развитии химии, физики, астрономии, возрождении мозаичного искусства в России.

  3. Закрепить и систематизировать полученные ранее на уроках природоведения, физики, химии знания о веществах, явлениях.

  4. Развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал.

  5. Развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки.

  6. Развивать любовь к химии и научным исследованиям.

7.Создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.
Оформление.
На школьной доске портрет М.В. Ломоносова. Показ презентация с высказываниями М.В. Ломоносова и заданиями викторины.
I тур

1. Когда и где родился М.В. Ломоносов?

А) 1710г,г. Архангельск;

Б)1712г., г. Холмогоры Архангельской губернии

В) 1711г. деревня Денисовка Архангельской губернии

2. Кем были родители М.В.Ломоносова?

А) крестьяне-поморы;

Б) купцы;

В) дворяне.

3. Как называлось судно, на котором Ломоносов в детстве вместе с отцом занимался рыбным промыслом?

А) «Удача»

Б) «Чайка»

В) «Двина»

4. Кто научил юного Ломоносова грамоте?

А) сельский дьячок;

Б) отец;


В) дядя.

5. Что называл М.В. Ломоносов «Вратами своей учености»?

А) азбука;

Б) «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого;

В) занятия с отцом.
6. Отец хотел, чтобы Михаил продолжил его дело и стал:

А) промышленным человеком;

Б) купцом;

В) рыбаком.

7. Вместе с отцом Михаил участвовал в дальних по тем временам плаваниях на промысел тюленя, моржа, нерпы. Куда они отправлялись?

А) Новая Земля и Шпицберген;

Б) Белое море;

В) Северный Ледовитый океан.

8.Куда отправился пешком для получения образования юный Ломоносов в 1730г.?

А) Киев;


Б) Санкт - Петербург;

В) Москва.

9. За кого выдал себя М.В. Ломоносов при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию?

А) за сына дворянина;

Б) за сына купца;

В) за сына морского офицера.

10. В каком году М.В. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию?

А) 1731г.;

Б) 1732г.;

В)1733г.


11. Какое жалование получал М.В. Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии?

А) 5 рублей в день;

Б) 1 рубль в день;

В) 3 копейки в день.

12. Куда был отправлен в 1735г. М.В. Ломоносов в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии для продолжения образования?

А) Лондон;

Б) Петербург;

В) Париж.

II тур

1. Что такое молекулы?



2. Что такое атомы?

3. Что такое сложные вещества?

4. Что такое простые вещества?

5. Что такое смеси?

6. Что такое соединения?

7. Что такое химический элемент?

8. Что такое относительная атомная масса?

9. Сформулируйте закон постоянства состава.

10. Что такое химическая формула?

11. Что такое относительная молекулярная масса вещества?

12. Что показывает относительная молекулярная масса?

13. Что такое валентность химического элемента?

14. Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

15. Назвать типы химических реакций.

16. Что является единицей количества вещества. Дать определение.

17. Что такое физическое явление. Привести пример.

18. Что такое химическое явление?

III тур


  1. Какой ученый ввел понятие о валентности (Эдуард Франкленд,1852г.)

  2. Какой ученый явился основателем ятрохимии (что объясняет эта отрасль

медицины)? ( Т. Парацельс, причины болезней и пути их лечения в связи с химическими процессами)

  1. Какой ученый открыл закон постоянства состава химических соединений? (Жозеф Луи Пруст с 1799-1806г.г.)

  2. Каковы заслуги Йенса Якова Берцелиуса перед химией? (ввел современное обозначение химических элементов, определил атомные массы 45 химических элементов).

  3. Какой вклад в развитие химии внес Джон Дальтон? ( составил первую таблицу относительных атомных масс ряда элементов, внем вклад в развитие атомно-молекулярного учения)

  4. Какое определение элементов дал английский ученый Роберт Бойль в 1661г. в книге «Химик-скептик» (элементы-первоначальные простые тела)

  5. Способы получения какого вещества тайно разрабатывали жрецы в храмах города Александрии с III поVI в.)

  6. В каком веке арабы завоевали Египет? (в VII в.)

В конце викторины проводятся занимательные опыты.



Взрыв гремучего газа.

В дне жестяной банки прокалывают шилом отверстие диаметром не более 1мм. Отверстие закрывают тонким концом отточенной спички. Жестяную банку ставят вверх дном на столе, подводят под ее нижний край газоотводную трубку аппарата Кипа и заполняют ее водородом, чтобы вытеснить весь воздух. Затем перекрывают кран, отводят в сторону газоотводную трубку и вынимают спичку из отверстия банки. Горящей лучинкой поджигают выходящий из банки водород, который сначала спокойно горит, но когда в банку вместо водорода поступит воздух и образуется смесь в соотношении 1:2 (гремучий газ), произойдет взрыв.



Вопросы:

  1. Какие реактивы находятся в аппарате Киппа (в аппарате Киппа находятся раствор соляной кислоты и гранулированный цинк.)

  2. Почему водород горел сначала спокойно, а потом произошел взрыв? (Горел сначала чистый водород, а затем воздух с водородом составил взрывчатую смесь (гремучий газ), и произошел взрыв.)


Разложение основного карбоната меди.

Поместить порошок основного карбоната меди (II) в пробирку и закрыть ее пробкой с газоотводной трубкой. Проверить герметичность прибора. Опустить конец газоотводной трубки в стакан с водой на 2 см, а пробирку зажимаем в руке, если выделяются пузырьки воздуха, то прибор собран герметично. Если не выделяются нужно проверить герметичность прибора.



Закрепить пробирку в штативе, чтобы донышко было выше отверстия. Конец газоотводной трубки опустить в стакан с известковой водой. Нагреть пробирку спиртовкой. Цвет порошка из зеленого становится черным, на стенках оседают капельки воды, известковая вода мутнеет.

Вопросы.

  1. Какое вещество черного цвета образовалось в результате реакции?(оксид меди (II))

  2. Какой газ выделился при опыте? (углекислый газ)

3. Почему при нагревании основного карбоната меди (II) пробирку надо держать в наклонном положении? (углекислый газ тяжелее воздуха)