Выбор темы, выполнение и оформление контрольной работы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 1 41.01kb.
Рекомендации по написанию контрольной работы 1 89.16kb.
Методические рекомендации по организации выполнения и защиты контрольных... 1 51.64kb.
Методические рекомендации для студентов всех форм обучения 2010 Выбор... 1 149.07kb.
Методические указания по решению типовых задач, а также задания на... 3 1082.21kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы 3 Варианты... 1 238.26kb.
Общие требования для сдачи («допуска») экзамена 1 58.4kb.
Одной из основных форм самостоятельной работы студентов, обучающихся... 1 26.81kb.
Практикум и методические указания к выполнению контрольной работы... 1 190.31kb.
Методическое пособие для студентов иифо специальности «Юриспруденция»... 1 100.5kb.
Методические указания по их выполнению. Волгоград 2012 Студенты,... 1 344.36kb.
Диплома Басок Владислав Русланович 7 мбоу сош №55 4 1082.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Выбор темы, выполнение и оформление контрольной работы - страница №1/3

ВЫБОР ТЕМЫ, ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составной частью учебного плана по курсу «История, культура РБ» на заочном отделении является написание контрольных работ. Ниже приводятся требования по их выполнению, которые должны неукоснительно соблюдаться студентами.

Выбор темы

Тема контрольной работы определяется каждым студентом в индивидуальном порядке по последней цифре его учебного шифра по следующей схеме:




Последняя цифра учебного шифра студента

Номер темы контрольной работы

0

10, 20 или 30

1

1, 11 или 21

2

2, 12 или 22

3

3, 13 или 23

4

4, 14 или 24

5

5, 15 или 25

6

6, 16 или 26

7

7, 17 или 27

8

8, 18 или 28

9

9, 19 или 29


Подготовка и выполнение контрольной работы

При выполнении контрольной работы студент должен в письменной форме раскрыть одну из указанных в перечне тем. Для этого, в первую очередь, следует составить представление о теме по основной учебной литературе, приведенной на последней странице данного методического руководства. Далее, ознакомившись со списком имеющихся по теме монографий и журнальных публикаций, нужно наметить 2-3 из них для использования в процессе написания работы.

Если представится возможность, при выполнении контрольной работы целесообразно использовать также материалы, содержащиеся в Интернете. На последней странице методического руководства приведены списки интернетовских сайтов, на которых размещена информация по различным темам.

Контрольная работа должна включать в себя:

1) план;

2) введение;

3) основную часть;

4) заключение;

5) список использованной литературы.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, намечены проблемы, сформулированы цели работы.

В основной части должна быть раскрыта тема контрольной работы с обязательным оформлением в 2-3 случаях (при приведении цитат, цифровых данных, малоизвестных фактов) сносок на использованную литературу (без учета сносок на Интернет). Изложение материала необходимо вести в соответствии с рекомендованным планом.

В заключении подводится итог проделанной работы и формулируются собственные выводы автора.

В конце контрольной работы приводится список использованной лите­ратуры. При этом обязательно нужно указать место и год издания той или иной публикации. В списке необходимо привести лишь те издания, которые прочитаны и использованы в работе. В том случае, если были привлечены материалы из Интернета, следует указать сайты, из которых извлекалась информация.

Требования к оформлению контрольных работ

1) объем работы составляет 20-24 страницы ученической тетради;

2) страницы работы нумеруются;

3) оставляются поля для замечаний рецензента;

4) обложка тетради оформляется по общепринятому образцу;

5) на первой странице указываются тема и план;

6) в конце контрольной работы приводится список использованных книг (не менее 2-х наименований без учета учебной литературы и материалов из Интернета), ставятся подпись и дата исполнения работы;

7) при оформлении сносок внизу страницы под чертой указываются фамилия и инициалы автора, название источника, место и го­д издания, номера использованных страниц. При этом сноски нумеруются. Например:

1. Блэнк С. Борьба за Советскую Башкирию в 1917-1923 гг. // Ватандаш. - 2000.- № 4. - С. 38.

2. Кулбахтин Н.М. Горнозаводская промышленность в Башкортостане в XYIII веке. - Уфа, 2000. - С. 25.

8) при оформлении сносок на Интернет, следует указать сайт, из которого использовалась информация. Например:

1. www.vatandash /ufanet.ru

Выполненная контрольная работа отсылается или передается в УГНТУ для рецензирования. Если работа "зачтена условно", то студент должен дополнительно изучить указанную рецензентом литературу и представить преподавателю дополнения к контрольной работе перед экзаменом.

Если контрольная работа "не зачтена", студент должен написать новую с учетом замечаний рецензента и, приложив к ней первый вариант с рецензией, выслать ее или передать в УГНТУ для повторной проверки.

По всем вопросам, возникающим в процессе выполнения контрольной работы, можно и нужно обращаться к преподавателю в дни установленных в

УГНТУ консультаций.



ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1

Башкортостан в эпоху древности и раннего средневековья

План работы

1. Хозяйство и культура древнейшего населения Южного Урала (от палеолита до энеолита).

2. Хозяйство и культура населения Южного Урала в эпоху бронзы и раннего железа.

3. Археологические культуры раннего Средневековья на территории Башкортостана.



Список литературы

1. Агеев Б.Б. Пьяноборский союз племен // Материалы по хозяйству и общественному строю племен Южного Урала. - Уфа, 1984.

2. Вопросы этнической истории Южного Урала / Под ред. Кузеева Р.Г., Бикбулатова Н.В. - Уфа, 1982.

3. Горбунов В.С. Абашевская культура Южного Приуралья. - Уфа, 1986.

4. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? - СПб., 1994.

5. Иванов В.А. Путями степных кочевий. - Уфа, 1984.

6. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

7. Кузеев Р.Г., Гарипов Т.М. Об истории этнокультурных контактов индоевропейских народов в Урало-Поволжье // Вопросы этнической истории Южного Урала. - Уфа, 1982.

8. Мажитов Н.А. Тайны древнего Урала. - Уфа, 1973.

9. Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. - М., 1981.

10. Матюшин Г.Н. Мезолит Южного Урала. - М., 1976.

11. Матюшин Г.Н. О характере экономики неолита и энеолита Южного Урала // Материалы по хозяйству, общественному строю племен Южного Урала. - Уфа, 1981.

12. Матюшин Г.Н. Энеолит Южного Урала. - М., 1982.

13. Морозов Ю.А. Поселения срубной культуры Приуралья // Вопросы древней и средневековой истории Южного Урала. - Уфа, 1987.

14. Обыденнов М.Ф. Поздний бронзовый век Южного Урала. - Уфа, 1986.

15. Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. - М. 1984.

16. Овсянников В.В. Раскопки городища Уфа II в 1990 году // Башкирский край. - Уфа, 1992. - Вып. 2.
Методические рекомендации

При ответе на первый ответ проследите процесс совершенствования техники изготовления орудий труда и развития материальной и духовной культуры в период палеолита на примере археологических памятников Южного Урала. В этой связи охарактеризуйте самое древнее поселение человека на Урале – стоянку Мысовая, а также культурный и природный памятник мирового значения - Каповую пещеру (Шульган-Таш). Далее укажите на наиболее важные новации в общественном строе и хозяйстве, произошедшие в мезолите на Южном Урале. Говоря о неолите, выделите его специфические черты в этом регионе. Завершая ответ на этот вопрос, покажите изменения в хозяйстве и общественной жизни населения Южного Урала в эпоху энеолита.

В рамках второго вопроса рекомендуем в общих чертах описать важнейшие изменения в социально-экономической и культурной жизни племен Южного Урала в связи с распространением бронзовых, а затем железных орудий. Рассмотрите крупнейшие археологические культуры этой эпохи, в ареал распространения которых входила территория Башкортостан, особо выделив при этом уникальный памятник древнейшей цивилизации Южного Урала – Аркаим.

Рассматривая археологические культуры раннего средневековья на территории Башкортостана, отметьте особенности каждой из них, отличающие их от остальных. В тех случаях, когда представится возможность, попытайтесь выявить преемственную связь между теми или иными культурами, подчеркнув при этом их специфические черты и указав на причины появления последних. Приведите существующие точки зрения исследователей на этническую принадлежность той или иной культуры.


Контрольные вопросы и задания

1. Какие качественные изменения произошли в хозяйственной и общественной жизни населения Южного Урала в эпоху бронзы по сравнению с предыдущим периодом?

2. Каковы основные направления дискуссий в отношении Аркаима?

3. Какие два основных хозяйственно-культурных типа окончательно сложились в эпоху раннего железа у населения Южного Урала лесной ландшафтной зоны с одной стороны, и степной зоны - с другой?

4. К какой археологической культуре относятся первые в лесной зоне Приуралья укрепленные городища и в чем особенность их расположения?

5. Какие данные свидетельствуют об этнической принадлежности кушнаренковско – караякуповской культуры древним венграм? Кто из исследователей является сторонником данной теории?


Тема 2

Происхождение башкирского народа

План работы

1. Исторические сведения о древних башкирах.

2. Теории происхождения башкир.

3. Этногенез башкирского народа: основные этапы. Этноним «башкорт».


Список литературы

1. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа, 2001.

2. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? - СПб., 1994.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974.

4. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1978.

5. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

6. Кузеев Р.Г. Кыпчакско-золотоордынский компонент в составе тюркских народов лесостепной Евразии // Этнологические исследования в Башкортостане - Уфа, 1994.

7. Мажитов Н.А. Южный Урал в VII – XIV вв. М., 1977.

8. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Любое издание.

9. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. - Уфа, 1972.

10. Янгузин Р.З. Этнография башкир. История изучения. – Уфа, 2002.
Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос охарактеризуйте исторические источники, являющимися первыми письменными сведениями о древних башкирах. К ним, главным образом, относятся произведения восточных (арабских) средневековых авторов. Среди них особое внимание уделите "Запискам" Ахмеда ибн-Фадлана, отметив, кем являлся Ибн-Фадлан, маршрут посольства и его цели. Приведите в контрольной работе сведения о расположении “страны башкир”, их территориально-политической принадлежности, степени военно-политического влияния, языческих верованиях, содержащиеся в «Записках».

Рассматривая второй вопрос, укажите теории происхождения башкирского народа, сложившиеся во второй половине XIX – начале ХХ вв. (тюркскую и угорскую). Раскрыв основное содержание этих теорий, необходимо изложить точку зрения С. И. Руденко по этой проблеме. Завершением ответа на данный вопрос будет рассмотрение и анализ теорий происхождения башкирского народа, сложившихся во второй половине ХХ в. (автохтонной и миграционной).

Ответ на третий вопрос целесообразно построить на работах автора миграционной теории происхождения башкирского народа – Р.Г. Кузеева. Проследите основные этапы этногенеза (т.е. происхождения и формирования) башкирского народа. Также в рамках данного вопроса обратитесь к проблеме происхождения этнонима (т.е. о названии этноса, народа) «башкорт». В этой связи приведите основные точки зрения на толкование и смысл указанного термина.


Контрольные вопросы и задания

1. Кем являлся Ибн-Фадлан? Каковы были цели посольства, в котором он участвовал?

2. Какие сведения об этнической принадлежности башкир можно почерпнуть из «Записок…» Ибн-Фадлана? Какие формы языческих верований башкир отмечал Ибн-Фадлан?

3. Какие теории происхождения башкирского народа сложились во второй половине XIX – начале ХХ вв.?

4. Какие объяснения этнонима «башкорт» сложились в научной литературе?

Тема 3

Древние башкиры: общественный строй, хозяйство, культура

План работы

1. Общественный строй башкир в IX-XII веках.

2. Хозяйство и материальная культура башкир в средневековый период

3. Народный эпос и языческие верования башкир.


Список литературы

1. Аминев З.Г. Зороастризм и доисламское мировоззрение

башкир // Культура народов Башкортостана: История и современность. - Уфа, 2003.

2. Башкирское народное творчество.- Уфа, 1987. – Т. 1, 2.



3. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. - Уфа, 2002.

4. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа, 2001.



5. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? - СПб., 1994.

6. Киньябузова А., Хазиев В. Космос и хаос в башкирской

мифологии // Ватандаш. – 2003. - № 9.

7. Котов В. Древность эпоса «Урал-батыр» // Ватандаш. – 1998. - № 8.

8. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

9. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. - М., 1974.

10. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1978.

11. Кучумов И.В. Гора в традиционном мировоззрении

башкир // Этнологические исследования в Башкортостане: Сб. статей. - Уфа, 1994.

12. Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. - М., 1981.

13. Сахаутдинова М.Н. Башкирский народный орнамент. - Уфа, 1984.

14. Шарипов Р.Г. Менталитет древних тюрков: философско-мировоззренческий очерк. - Уфа, 2001.

15. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. - Уфа, 1995.

16. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. - М., 1984.



Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос акцентируйте внимание на социальной структуре башкирского общества и его родоплеменной организации. Укажите, как назывались у башкир племя, род, родовое подразделение и выявите специфику формирования некоторых родоплеменных образований. Покажите социальную дифференциацию народа на знать и рядовых общинников, а также отметьте наличие рабства и выясните источники его формирования. Касаясь вопроса о существовании государственности у древних башкир, проанализируйте существующие теории по этой дискуссионной проблеме.

Рассматривая хозяйство и материальную культуру башкир в эпоху средневековья, охарактеризуйте традиционные промыслы, типы жилищ, орнамент, костюм, декоративно-прикладное искусство, предметы утвари, народную кухню. Выделите собственно кочевнические черты в хозяйстве и материальной культуре башкир этого периода, отметив заимствования у субстратного населения Приуралья. Определите степень вовлеченности хозяйства башкир в товарообмен в пределах Северной Евразии. Расскажите о распространении земледелия у башкир.

В рамках ответа на заключительный вопрос рассмотрите формы языческих верований башкир. Перечислите пережитки домусульманской эпохи в традиционных обрядах и обычаях башкирского народа. Расскажите о таких праздниках, как сабантуй, каргатуй, раскрыв их символическое значение. Говоря о башкирском эпосе, укажите время создания и дайте общую характеристику содержания таких эпических памятников, как «Урал-батыр», «Акбузат», «Алдар и Зухра», «Алпамыша», «Заятуляк и Хыухылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу».



Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте социальную структуру башкирского общества в IX-XII веках.

2. Каким образом и почему на протяжении средневековья изменялись функции и значения в башкирском обществе таких институтов как йыйын и курултай?

3. Каково происхождение бортничества у башкир, как оно развивалось и сохраняется ли в наше время?

4. Какие философские, морально-нравственные, экологические, эстетические идеи, содержащиеся в эпосе «Урал-батыр» вы бы выделили?

5. Кем являлся ибн-Фадлан и о каких формах языческих верований древних башкир он сообщал?



Тема 4

Башкортостан в эпоху Золотой Орды

План работы

1. Завоевание башкирских земель татаро-монголами. Политическое и социально-экономическое положение башкир под властью золотордынских ханов.

2. Этнические процессы на территории Башкортостана и Урало-Поволжья в эпоху Золотой Орды.

3. Утверждение ислама в Золотой Орде и культура Башкортостана в XIII-XV веках.


Список литературы

1. Башкирское народное творчество.- Уфа, 1987. - Т. 1, 2.

2. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа, 2001.

3. Гарустович Г.Н. Об этнической принадлежности раннемусульманских памятников Западной и Центральной Башкирии // Проблемы древних угров на Южном Урале. - Уфа, 1988.

4. Егоров В.Л. Историческая география Золотой орды в XIII-XIV вв. - М. 1985.

5. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? - СПб., 1994.

6. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.). - М., 1988.

7. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

8. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974.

9. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1978.

10. Кузеев Р.Г. Кипчакско-золотоордынский компонент в составе тюркских народов лесостепной Евразии // Этнологические исследования в Башкортостане: Сб. статей. - Уфа, 1994.

11. Мажитов Н.А. Тайны древнего Урала. - Уфа, 1973.

12. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - Казань, 2000.

13. Федоров - Давыдов Г. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973.

14. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999.


Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос проследите этапы завоевания башкирских земель вплоть до падения Булгарского государства. Перечислите налоги и повинности, установленные для башкир властями Золотой Орды и определите степень их тяжести. Далее покажите характер зависимости башкирских земель от Золотой Орды и принципы политики этого государства в отношении башкир. Отметьте изменения в общественном строе башкир, произошедшие в этот период. Охарактеризуйте новую категорию феодальной знати, появившуюся у башкир в данное время (тарханы). Определите социально-экономические и политические последствия монгольского завоевания и ордынского господства для башкирского общества.

Освещая этнические процессы в регионе, проследите возникновение термина «татаро-монголы» и ответить на вопрос о том, имеют ли они отношение к происхождению современного татарского народа. В этом контексте необходимо отметить кыпчакский этнокультурный облик Золотой Орды, выявив по данным археологии, письменных источников (Эль-Омари) быструю ассимиляцию монгольских завоевателей в кыпчакской среде. Важно указать, что именно в эту эпоху на кыпчакской основе произошла нивелировка языков предков современных башкирских и татарских народов. Здесь можно затронуть начало и развитие процесса проникновения кыпчаков на Южный Урал, а также рассмотреть этнокультурные последствия разгрома монголами Булгарского государства. Рекомендуется обратить внимание на расширение территории расселения башкир к северу и востоку, в том числе в лесные и горно-лесные районы по причине давления кыпчаков. Нужно отразить изменения произошедшие в хозяйстве, культуре и этническом облике башкир, связанные с ассимиляцией финно-угорского населения в центре и на севере Башкортостана. Основными источниками здесь могут служить данные археологии и свидетельство венгерского монаха Юлиана, предпринявшего путешествие с целью поиска прародины своих предков, относящееся к 1236 г. Необходимо акцентировать внимание на сложении исторического Башкортостана – наибольшей территории расселения башкирского народа, определив ее границы.

Упомянув о начале проникновения мусульманства к башкирам, отметьте когда и при каком правителе ислам стал государственной религией Золотой Орды. Каковы были причины, последствия и значение широкого распространения ислама в Орде и на территории Башкортостана в экономическом, политическом, социальном и культурном аспектах? Укажите на усиление экономических и культурных связей Южного Урала со Средней Азией, отмечая в то же время значительность булгарского наследия в культуре Золотой Орды. Необходимо рассмотреть дастан Кул Гали «Кисса-и Юсуф», являющийся общим достоянием башкирского и татарского народов. Определите жанр произведения, его философское и нравственное содержание, его язык. Уделите внимание эпитафиям, представляющим собой яркое свидетельство утверждения ислама в Приуралье. Проследите процесс распространения ислама по данным археологии и этнографии, отметив явление мусульманско-языческого синкретизма в культуре и мировоззрении широких слоев башкирского населения. Какой частью общества ислам принимался наиболее активно, и каковы тому причины? Особое внимание обратите на находящиеся на территории Башкортостана раннемусульманские памятники–мавзолеи кэшэнэ. Выясните, кому посвящены кэшэнэ; обозначьте их историко-культурное значение. Исходя из различий в архитектурных стилях кэшэнэ, находящихся в различных районах, сделайте вывод о двух основных регионах, откуда проникал ислам и мусульманская культура на территорию Башкортостана.


Контрольные вопросы и задания

1. Какие налоги и повинности несли башкиры в пользу властей Золотой Орды?

2. В какой форме установилась зависимость башкир от Золотой Орды и какие свидетельства достаточной степени самостоятельности и самоуправления башкир вы знаете?

3. Какие изменения произошли в социальной структуре башкирского общества в XIII-XV веках?

4. Какую роль сыграли кыпчаки в этнических процессах на территории Башкортостана и Волго-Уральского региона в эпоху Золотой Орды?

5. Каковы были особенности распространения и утверждения ислама на территории Башкортостана в эпоху Золотой Орды?



Тема 5

Присоединение Башкортостана к Русскому государству

План работы

1. Присоединение к Русскому государству башкир, находившихся под властью Казанского ханства и Ногайской Орды.

2. Присоединение к Русскому государству башкир, находившихся под властью Сибирского Ханства.

3. Точки зрения исследований на характер присоединения башкир и других народов Волго-Уральского региона к России.


Список литературы

1. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа, 2001.

2. Доннелли А.С. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Страницы истории империализма. - Уфа, 1995.

3. История и культура Башкортостана // Хрестоматия / Под ред. Ф.Г.Хисамитдиновой. – М., 1997.

4. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

5. Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. - М., 1999.

6. Кузеев Р.Г. О характере присоединения народов Волго-Уральского региона к Русскому государству и некоторые вопросы их средневековой истории // Этнологические исследования в Башкортостане: Сб. статей. - Уфа, 1994.

7. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - Казань, 2000.

8. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. - Уфа, 1982.

9. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - Казань, 1990.

10. Хусаинов Г.Б. Шежере как историко-литературный памятник // Башкирские шежере (Филологические исследования и публикации). - Уфа, 1985.
Методические рекомендации

Рекомендуется начать с этнокультурной характеристики Казанского ханства, отметив какие народы проживали на его территории и какая часть башкир находилась в составе ханства (или была вассально зависимой от него). Что представляло собой Казанское ханство в социально-политическом и экономическом отношениях? Рассматривая положение башкир, подчинявшихся Казани, можно использовать эпическое сказание «Ек Мерген» и шежере. Говоря о башкирах, находившихся под властью Ногайской Орды, следует привести ее социально-политическую и хозяйственную характеристику. Необходимо отметить, какая часть башкирских земель оказалась в зависимости от ногайских ханов, и где располагалась их ставка для управления башкирами. Сведения о взаимоотношениях башкир и ногайцев можно найти в том числе, в эпическом сказании «Мерген и Маян» и в шежере. Попытайтесь сравнить характер и перспективы зависимости башкир от вышеназванных государственных образований. Рассмотрение самого процесса присоединения башкир следует начать с экономических, политических и идеологических причин противостояния Русского государства и Казанского ханства. Основываясь на источниках («История о царстве Казанском» и др.), расскажите об обороне Казани, отметив представители каких народов защищали город. Важно обратить внимание на сообщения башкирских шежере об этом событии. Выделите причины падения Казанского ханства, последствия и значение данного события для народов Волго-Уральского региона. Дайте характеристику действиям русских войск в Прикамье и Приуралье, отметив сопротивление им со стороны народов завоеванного Казанского ханства. Нужно отметить, что первыми были присоединены к Русскому государству западные башкиры, подчинявшиеся ранее Казани. Назовите родоплеменные объединения западных башкир и приведите отрывки из шежере, рассказывающие о процессе присоединения. Исходя из всего вышесказанного сформулируйте свое мнение о характере присоединения западных башкир к Русскому государству. Затем рассмотрите присоединение южной и центральной частей Башкортостана, находившихся под властью Ногайской Орды. Следует привести подробные цитаты из шежере племен мин, юрматы, усерган и др., ясно свидетельствующие о добровольности признания ими власти русского царя. Четко укажите последовательность присоединения башкирских племен и объединений племен, сделав вывод о том, за какой период времени была присоединена к России вся приуральская часть Башкортостана.

Необходимо указать, на какие башкирские территории и племена распространялась власть Сибирского ханства, обозначив его этнополитические и хозяйственно-экономические особенности. Обратите внимание на правление хана Ибака-Ибрагима. Характеризуя положение башкир, зависимых от Сибирского ханства, используйте шежере и героическое сказание «Сукан-батыр». Далее следует рассмотреть покорение Россией Сибирского ханства, определив этапы данного процесса. Важно отметить постоянное участие многих групп северо-восточных и зауральских башкир в военных походах на стороне Кучума, а затем – его преемников. Осветите некоторые наиболее показательные факты и явления, характеризующие политику царских властей в отношении башкир данного региона. Акцентируйте внимание на отсутствии источников, свидетельствующих о волеизъявлении этой части башкир присоединиться к Русскому государству. Сформулируйте причины того, что среди зауральских и северовосточных башкир преобладали две политические тенденции: 1. Сохранение верности наследникам Кучума и стремление восстановить государственность Сибирского ханства; 2. Стремление к самостоятельности, независимости как от России, так и от Сибирского ханства.

Приведите сведения о присоединении данной части башкир к России лишь к 20-м годам XVII века и указания источников о сохранении независимости отдельных племен до 60-х годов XVII века.

В рамках вопроса о характере присоединения башкир к России необходимо рассмотреть условия их присоединения, выделив: 1. Гарантии правительства Ивана IV башкирам в экономической, политической и религиозно-культурной сферах; 2. Принятые башкирами обязательства по отношению к Русскому государству.

Источниками здесь служат башкирские шежере и документы царского правительства (жалованные грамоты). Выразите точку зрения о том, намеренно ли было царское правительство в полном объеме выполнять условия договоров с представителями башкирской знати, обратив внимание на общие тенденции развития социально-экономических отношений, политического строя и идеологического сферы Российского государства того времени. Подумайте, воспринимались ли башкирские послы и весь народ царскими властями как равноправная сторона договорного процесса и не являлись ли взаимовыгодные условия присоединения приуральских башкир дипломатическим маневром и популистской акцией? Поскольку основные вопросы темы рассматриваются в значительной степени с опорой на башкирские шежере необходимо дать им характеристику и кратко проанализировать их ценность как исторического источника. Рассматривая точки зрения исследователей на характер присоединения башкир и других народов Волго-Уральского региона к России можно указать, что считали В.О.Ключевский, С.М.Соловьев и др. отечественные историки дореволюционного периода. Каковы точки зрения исследователей разного времени на фактор колонизации в российской истории. Может ли колонизация не ущемлять интересы народов, на территорию которых она направлена, и не нарушать их экономических, политических, культурно-религиозных прав? Укажите, какие идеи выдвинули по рассматриваемой проблеме присоединения Н.В.Устюгов и Ш.И.Типеев. Во многом продолжением их исследованием стали работы А.- С.Доннелли (присоединение как длительный процесс завоевания башкир, завершившийся в 1740 году) и Р.Г.Кузеева (башкиры воспринимали присоединение как свободный вассалитет). Проанализируйте концепцию А.Н.Усманова о добровольном присоединении башкир к России. Важно сделать аргументированный вывод о том, какая точка зрения является для вас наиболее приемлемой и представляется достоверной. Подводя итог, раскройте тезис о неоднозначности характера присоединения башкир к России и дифференцированности этого процесса. Сравните характер присоединения башкир с присоединением к России татар, удмуртов, марийцев и других народов региона, выделив общее и особенное. Укажите основные цели и методы национальной, экономической, культурно-религиозной политики царской России в Волго-Уральском регионе.


Контрольные вопросы и задания

1.Как различались формы основного налога – ясака, который платили башкиры, находившиеся под властью Казанского ханства, Сибирского ханства, Ногайской Орды? О чем свидетельствуют такие различия?

2. Как повлияло падение Казани на процесс присоединения башкир к России?

3. Каковы были условия присоединения башкир к России и выполняла ли их российская власть?

4. Сопоставьте хронологические рамки присоединения приуральской части Башкортостана и башкир северо-востока и Зауралья. Как различался характер присоединения различных групп башкирского народа?

5. Назовите сторонников теории «свободного вассалитета» и раскройте ее суть. Как различалось понимание характера присоединения со стороны российских правящих кругов и башкирского общества?



Тема 6

Колонизация края и переселенческое движение

План работы

1. Колонизация и освоение: общее и особенное (термины). Колонизация края в разные периоды времени.

2. Башкирское волостное землевладение.

3. Переселенческое движение и формирование многонационального населения Башкортостана.


Список литературы

1. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII – первой половине XVIII вв. - Свердловск, 1991.

2. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях. Сб. док. и материалов. / Сост. Гумеров Ф.Х. - Уфа, 1999.

3. История Уфы. - Уфа, 1976.

4. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII - XVIII вв. - М., 1988.

5. Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI – XX вв. - Уфа, 1990.

6. Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая пол. XVIII – первая пол. XIX вв. - М., 1984.

7. Янгузин Р.З. Земледелие и земельные отношения у башкир в первой половине XVIII в. - Уфа, 1996.

8. Янгузин Р.З. Социальная структура башкирского общества в

XVIII – XIX вв. - Уфа, 1987.


Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо сначала дать определение термину «колонизация». Нужно обратить внимание на противоположные его трактовки («освоение» и «завоевание»). Следует обоснованно и аргументировано подчеркнуть, какая из указанных трактовок данного термина наиболее верно отражает процесс интеграции башкирских земель в состав Российского государства. Затем необходимо раскрыть основные мероприятия колонизации (освоения) Башкирского края в разное время. Это формирование административно-управленческих структур края в XVI – XVII вв., Оренбургская экспедиция и Комиссия башкирских дел в XVIII в.

Ответ на вопрос о башкирском волостном землевладении следует начать с анализа условий добровольного присоединения башкирских племен к Российскому государству. Это, в данном случае, жалованные грамоты на землю (которая находилась в коллективной собственности). Необходимо подчеркнуть, что эти документы подтверждали вотчинное право башкир на владение землей. Впоследствии это право позволило башкирам сдавать свои земли в аренду пришлому населению на условиях так называемого припуска.

Отвечая на вопрос о формировании многонационального населения Башкортостана, следует выделить разнообразные категории переселенцев – припущенников на башкирские земли (тептяри, бобыли и т.п.). Нужно отметить, что именно припуск (как форма аренды) способствовал стихийному и санкционированному заселению Башкирского Приуралья. Опираясь на рекомендованную литературу, следует также перечислить народности, заселявшие данный регион, выделить этапы и ареалы заселения припущенниками и санкционированными переселенцами Башкирского Приуралья.


Контрольные вопросы и задания

1. Укажите основные цели организации Оренбургской экспедиции.

2.

3.


4.

5.


Тема 7

Башкирские восстания XYII -XYIII вв.

План работы

1. Основные причины и характер башкирских восстаний.

2. Движущие силы и ход восстаний.

3. Причины поражений и историческое значение восстаний.


Список литературы

1. Акманов И.Г. Башкирские восстания XYII – первой трети XYIII вв. - Уфа, 1978.

2. Акманов И.Г. Башкирские восстания в XYIII веке. - Уфа, 1987.

3. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XYII -

первой половине XYIII вв. - Свердловск, 1991.

4. Акманов И.Г. Башкирские восстания XYII – нач. XYIII вв. - Уфа, 1993.

5. Акманов И.Г. Башкирские восстания XYII – XYIII вв. - Свердловск, 1991.

6. Акманов И.Г. Башкирские восстания XYII – XYIII вв. // Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа, 1996.

7. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-

политической мысли. - Уфа, 2001.

8. Доннели А.С. Завоевание Башкирии Россией. 1552-1740 гг. (пер. с англ.). - Уфа, 1995.

9. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. - Уфа, 1997.

10. Хусаинов С.М. Батырша Алиев о правах мусульманских народов России (середина XYIII в.) // Права, свободы человека и политическая борьба: Материалы научно-практической конференции. - Уфа, 2000.
Методические рекомендации

Прежде чем коснуться причин, побудивших башкир поднять оружие против царских властей, необходимо в устной форме вспомнить условия присоединения Башкирии к Русскому государству. Затем в обобщенном изложении перечислите причины, касающиеся всех восстаний XYII-XYIII вв. Что касается характера восстаний, следует знать какие мнения на этот счет существуют в исторической науке и какая точка зрения на сегодняшний день получила признание специалистов.

При изложении второго пункта работы целесообразно рассматривать каждое восстание самостоятельно (1662-1664 гг., 1681-1684 гг., 1704-1711 гг., 1735-1740 гг., 1755-1756 гг.). Обязательно перечислите те социальные группы башкирского населения, которые явились инициаторами, предводителями, движущими силами восстаний. Необходимо также знать какие народы выступили как вспомогательная сила. Освещая ход восстаний укажите имена основных предводителей и те обстоятельства, которые послужили поводом к определенному восстанию. Задайтесь вопросом: следует ли восстание 1735-1740 гг. разделять на несколько восстаний, как это делает ряд историков, или нет. Мотивируйте свой ответ. Принципиально важными являются следующие вопросы. Почему восстания 30-50-х гг. XYIII в. носили более ожесточенный характер, чем предыдущие? Какие новые цели преследовали восставшие 30-50-х гг. XYIII в.?

Касаясь третьего пункта работы, помимо причин поражения башкир необходимо знать к каким методам прибегло правительство для подавления восстаний. Приведите цифровые показатели гибели башкир. Освещая историческое значение восстаний, следует ответить на ряд вопросов. Как изменилось отношение правительства к башкирскому населению после подавления восстания? Каким образом восстания повлияли на формирование башкирского этноса? Насколько восстания отразились в народной памяти и произведениях культуры? Сформулируйте свое понимание тезиса, выдвинутого современными историками, что башкирские восстания XYII-XYIII вв. являются феноменом в истории народов Евразии.


Контрольные вопросы и задания

1. Выразите свое отношение к оценке современными историками характера башкирских восстаний как национально-освободительного.

2. Были ли у восставших башкир идеи создания своего национального государства?

3. Кто являлся идейным вдохновителем восстания 1755-1756 гг.?

4. Какова роль калмыков, каракалпаков, казахов в башкирских восстаниях XYII-XYIII вв.?

5. Какие события произошли в 1736 г. в башкирском ауле Сеянтус?



Тема 8

Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии.

Салават Юлаев

План работы

1. Начало крестьянской войны. Боевые действия на I этапе народного движения (17 сентября 1773 – март 1774 гг.).

2. Действия главных сил Е.И.Пугачева в Башкортостане в апреле – июне 1774 г.

3. Повстанческая борьба в Башкортостане после ухода Пугачева в Поволжье (середина июля 1774-1775 гг.). Салават Юлаев –национальный герой башкирского народа.


Список литературы

1. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа, 2001.

2. Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. - Уфа, 1982.

3. Гвоздикова И.М. Год борьбы за свободу слова и права. // Ядкар. - 1995. - № 2.

4. Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. - Уфа, 1999.

5. Идельбаев М.Х. Сын Юлая Салават. Историко-документальное

эссе // Ватандаш. - 2003. - № 1, 3, 5.

6. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. - Уфа, 1997.

7. Кулбахтин Н.М. Участие башкирского народа в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Учебное пособие. - Уфа, 1984.

8. Рожденный из пламени и света (Материалы к изучению жизни и творчества С.Юлаева). - Уфа, 2003.

9. Сайфуллин А.Х. Новый документ о Салавате Юлаеве // Башкирский край. - Уфа, 1994. - Вып. 5.

10. Сидоров В.В. О башкире – певце и бесстрашном бойце. - Уфа, 1986.

11. Таймасов С.У. Новые сведения о пугачевском полковнике Каранае

Муратове // Башкирский край и его народы: Тезисы республиканской конференции. - Уфа, 1991.

12. Таймасов С.У.Пугачевские военноначальники // Ватандаш - 1998. –

№ 9, 10, 11.

13. Таймасов С.У. Восстание 1773-1774 гг. в Башкортостане. - Уфа, 2000.
Методические рекомендации

При ответе на первый пункт прежде всего рассмотрите предпосылки и причины участия в войне различных народов, социальных категорий населения края. Почему стало возможным их совместное выступление? Определите движущие силы войны. Кто выступил застрельщиком? Можно ли говорить о войне? Мотивируйте свой ответ. Каким образом Е.И.Пугачеву удалось привлечь на свою сторону башкир? Отметьте при этом роль Кинзи Арсланова. Обозначьте главные боевые действия первого этапа войны.

Освещая следующий пункт, укажите, что именно на втором этапе войны (апрель – июнь 1774 г.) основные события происходили на территории Башкирии. Вновь перечислите главные сражения. Насколько они были успешны для восставших?

Третий этап войны (середина июля 1774-1775 гг.) характеризуется перенесением центра движения в Среднее и Южное Поволжье. Тем не менее напишите какие силы и под чьим руководством остались в Башкирии. Что они предприняли? Обратите внимание, что именно на третьем этапе войны особенно ярко раскрылся полководческий и организаторский талант Салавата Юлаева. Осветите действия правительства по подавлению восставших. Касаясь вопроса о Салавате Юлаеве не стоит прибегать к повторению боевых действий, проведенных под его руководством. Целесообразнее рассказать о судьбе С.Юлаева и его соратников после пленения. Обратите внимание на интересные данные, содержащиеся в работах И.М.Гвоздиковой. Для полноценного воссоздания образа Салавата Юлаева не стоит забывать о том, что он был и поэтом, сэсэном – импровизатором.


Контрольные вопросы и задания

1. Назовите наиболее значимые имена сподвижников Е.И. Пугачева из башкир?

2. На каком этапе Крестьянской войны основные действия развернулись на территории Башкирии?

3. Куда был сослан Салават Юлаев для отбывания каторги?

4. Каковы главные отличительные особенности Крестьянской войны 1773-1775 гг. от башкирских восстаний XYII-XYIII веков?

5. В чем заключается историческое значение крестьянской войны 1773-1775 гг.?

6. Как сохранился образ Салавата Юлаева в фольклоре и письменной литературе?

Тема 9

Горнозаводское освоение башкирского края

План работы

1. Горнозаводское освоение края в XYIII веке.

2. Горнозаводская промышленность в 19 веке.

3. Состояние горнозаводского дела в начале 20 века.


Список литературы

1. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории южноуральских горных заводов XYIII-XIX веков: Историко-краеведческие очерки. - Уфа, 1995. -

Ч. 1.

2. Кулбахтин Н.М. Формирование горнозаводской промышленности Башкирии в XYIII веке. - Уфа, 1989.



3. Кулбахтин Н.М. Горнозаводская промышленность в Башкортостане в XYIII веке. - Уфа, 2000.

4. Мударисов Р.З. Российское законодательство XYIII – первая половина XIX веков о праве на труд, занятие предпринимательской деятельностью в области промышленности и его рекомендация на Южном Урале. // Права, свободы человека и политическая борьба. Материалы второй республиканской научно-практической конференции по проблеме политических партий и движений, 8 декабря 1999 г. - Уфа, 2000.

5. Мударисов Р.З. Становление золотодобывающей промышленности в Башкирии в первой половине XIX века // Вестник Академии наук РБ. - 2003.- Том 8. - № 1.

6. Муталов М.Г. Правды и вымыслы о камнях уральских. - Уфа, 1992.

7. Нольде Б.Э. Промышленное освоение Урала // Ватандаш. – 2003. –

№ 8.


8. Павленко Н.И. История металлургии в России XYIII века. - М., 1962.

9. Черкасова А.С. Мастеровые и работные люди Урала в XYIII в. - М., 1985.


Методические рекомендации

Отвечая на первый пункт, укажите какие обстоятельства послужили толчком к горнозаводскому освоению края. Какую поддержку оказывало правительство основателям в этом отношении? Назовите указы, доказывающие этот факт. Кроме того укажите что помимо правительственной поддержки послужило основой процветания горных заводов в XYIII веке. Напишите о положительных и негативных последствиях развития горного дела для башкирского края. Перечисляя заводы, имейте ввиду кому принадлежал завод – казне или частному лицу. Кроме того учитывайте вид завода. К середине XYIII в. имелись железоделательные, медеплавильные, комбинированные (железоделательно-медеплавильные) заводы. Во второй половине XYIII в. появились и чугуноплавильные заводы. Какие из перечисленных видов развивались более быстрыми темпами? Обязательно ответьте на вопросы: чей труд использовался, какие новые социальные группы трудящихся появились в связи широким заводским строительством?

Относительно XIX века напишите о новых тенденциях в горнозавадской промышленности. Почему замедлилось строительство новых заводов и ряд предприятий был вынужден закрыться? Какие изменения произошли в отрасли в связи с отменой крепостного права? Отметьте становление во второй половине XIX века золотодобывающей промышленности.

Касаясь XX века важно подчеркнуть, что именно к этому времени горные заводы составляли основу промышленности края. Имело место акционирование, образование горнозаводских округов? Приведите цифровые данные о масштабах развития отрасли.


Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите выдающиеся династии горнозаводчиков XYIII-XIX веков.

2. Кто выступил инициатором открытия горного училища в Санкт-Петербурге (вторая половина XYIII в.)?

3. Какими привилегиями пользовались основатели горных заводов?

4. Кому принадлежал первый горный завод на территории Башкирии?

5. Что такое горнозаводской округ?




Тема 10

Кантонная система управления в Башкирии (1798-1865 гг.)

План работы

1. Введение кантонной системы управления.

2. Кантонное управление.

А) Права и обязанности кантонных начальников и юртовых старшин;

Б) Реформа 1855 г.;

В) Линейная служба башкир, мишарей и русских казаков;

Г) Трудовые, земские и другие повинности.

3. Отмена кантонного управления.


Список литературы

1. Асфандияров А.З. Введение кантонной системы управления в Башкирии // Из истории Башкирии. - Уфа, 1968.

2. Бауманн Р. Подвластные народы на военной службе в имперской России на примере башкир. - М., 1987.

3. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа, 2001.

4. Войнов В.М. История Войска Оренбургского. - Оренбург, 1992.

5. Гвоздикова И.М. Уфимские казаки // Башкирский край. - Уфа, 1993. - Вып. 4.

6. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептарях и бобылях. Сб. документов /Сост. Гумеров Ф.Х. - Уфа, 1999.

7. Искандаров Р. Земельные правоотношения в Башкортостане в период кантонной системы управления (1798-1865 гг.) // Ватандаш. - 2003. - № 2.


Методические рекомендации

При рассмотрении первого пункта необходимо ответить на следующие вопросы. Какие цели преследовало правительство при введении кантонного управления? Каким образом изменился статус башкир и мишарей? Как отреагировали народы на реформу 1798 года? Раскройте принципы формирования кантонов, их численность.

Освещая второй пункт целесообразно воспользоваться предложенным планом. Следует обратить внимание на то, что в течение своего существования кантонная система несколько раз подвергалась изменениям. Объясните причины подобных шагов царских властей.

Обращаясь к третьему пункту раскройте понимание внутриполитического и внешнеполитического факторов, повлиявших на отмену кантонного управления. Какой из этих факторов был преобладающим? Подумайте над вопросом: почему кантонная система не была отменена сразу и процесс ее ликвидации занял достаточно долгое время. Приведите мнения ученых о влиянии кантонной системы на развитие башкирской нации. Обратите внимание на точку зрения Д.Ж.Валеева. Подводя итоги, постарайтесь ответить на вопрос: являлась ли кантонная система управления в Башкирии феноменом в истории народов Российской империи? Объясните свой ответ.


Контрольные вопросы и задания

1. По какому принципу были образованы кантоны?

2. Укажите количество башкирских, мишарских, оренбургских и уральских казачьих кантонов по состоянию на 1798 год.

3. За чей счет осуществлялась военная служба башкир?

4. Какие изменения в кантонном управлении произошли в связи с реформой 1855 года?

5. В каких военных действиях России участвовали башкирские воины в годы существования кантонной системы?



следующая страница >>