Вадим Леванов роман с онегиным - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Английский роман 2-ой половины 19 века 1 37.41kb.
Учредитель и издатель зао «Роман-газета» 8 2657.61kb.
Исторический роман во Франции 1 75.58kb.
Пушкин а с. «поклонник славы и свободы» 1 47.74kb.
за роман «Мой лейтенант» Даниил Гранин стал лауреатом «Большой книги» 1 24.58kb.
Лекции : Йога Влюблённости. Вадим Запорожцев. Часть 4-я 1 367.42kb.
Джеймс Н. Фрей. Как написать гениальный роман 6 1691.76kb.
Андрей Битов. "Пушкинский дом как постмодернистский роман". 1 62.08kb.
Роман трумена капоте «другие голоса, другие комнаты» в контексте... 1 29.29kb.
24 – 27 сентября 1 44.36kb.
Вадим Руднев Морфология реальности 1 290.39kb.
«Некоторые приемы вокально-хоровой работы на начальном этапе» 1 97.8kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Вадим Леванов роман с онегиным - страница №1/6




Вадим Леванов



РОМАН с онегиным




игра в четырех актах на темы А. С. Пушкина и П. И. Чайковского

Необходимое предуведомление
Думается, не будет спорным утверждение, что русская литература, того периода, который принято называть “Золотым веком”, представляет собою нескончаемый роман, произошедший между оной литературой и “Евгением Онегиным”. Тому тьма примеров, приводить которые излишне за их явною очевидностью.

Но, как сие не странно, кроме текста либретто к опере Петра Ильича Чайковского, увы, не существует никакого другого литературного источника, годного для представления этого великого произведения на театре. Оперное же либретто по известным причинам для драматического театра не годится.

Дабы устранить это обидное для драматического театра недоразумение и, увидеть “Евгения Онегина” на сцене театра драматического, а не одного только оперного – и предпринята эта, может быть, дерзкая попытка “изложить” великолепные пушкинские строфы “презренной” прозой.

Об удачах и недостатках сего опыта судить не нам. Надобно сказать только, что означенное драматическое произведение, названное “Роман с Онегиным” не есть просто инсценизация романа “Евгений Онегин” (потому что подобная “инсценизация”, думается, попросту невозможна), но, скорее – игра на темы Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского. Игре же позволительны некоторые “вольности”.

Необходимо сказать еще, что поскольку “Евгений Онегин” суть квинтэссенция русского романа ХIХ века, и из него именно, как известно, произрастает могучее древо русского романа, в этом тексте отыщутся фрагменты, мозаичные вкрапления из произведений других классиков русской литературы, чьи произведения каким-то, порой весьма причудливым образом, соотносятся с романом А. С. пушкина.

Идея создания драматического произведения на темы романа “Евгений Онегин” и одноименной оперы, принадлежит Виктору Алексеевичу Курочкину – главному режиссеру театра драмы имени А. Н. Толстого города Сызрани, чьим талантом и была вдохновлена эта работа.



Действующие лица в порядке появления:

Татьяна Ларина, старшая дочь г-жи Лариной. В четвертом акте жена князя Гремина (сопрано)

m-r TRIQUET, француз, гувернер в семействе Харликовых (тенор)

г-н ФЛЯНОВ, помещик, сосед Лариных, Онегина, Ленского (бас)

г-н ПЕТУШКОВ, сесед Ленского, Лариных (фальцет)

Евгений ОНЕГИН, помещик, 26 лет (баритон)

m-r Guillot, француз, камердинер Евгения Онегина (тенор)

ВЛАДИМИР Ленский, помещик, 18 лет (тенор)

ФИЛИППЬЕВНА, няня (меццо-сопрано)

князь Гремин, государственный муж и муж Татьяны (бас)

РОТНЫЙ, гусар, гость на именинах Татьяны (бас)

ЗАРЕЦКИЙ, помещик, секундант Ленского, в прошлом дуэлист, бонмотист, жуир, бонвиван и т. д. (бас)

г-н К**, светский молодой человек, всеобщий петербургский знакомец (тенор)

г-н ПУШКИН, сочинитель и камер-юнкер (тенор)

г-жа Ларина, помещица (меццо-сопрано)

г-н ПУСТЯКОВ, помещик, сосед Лариных

ОЛЬГА, младшая дочь г-жи Лариной, сестра Татьяны (контральто)

Дворецкий в поместье Лариных (бас)

г-н Буянов, помещик, чей-то сосед, гость на именинах Татьяны (бас)

г-н Харликов, помещик, гость на именинах Татьяны (фальцет)

г-жа Харликова, его жена (сопрано)

г-н ЧАЙКОВСКИЙ, композитор

У**, кавалергард (баритон)

г-н ПРОЛАСОВ, помещик, старый приятель покойного мужа г-жи Лариной (тенор)

СУФЛЕР

Персонажи ИНТНРМЕДИЙ: Спиритисты, Девочка, Петрушевский



РЯЖЕНЫЕ: Пугачев, Лжедмитрий, Годунов, Графиня, Скупой рыцарь, Дон Гуан, Статуя Командора, Сальери, Ибрагим Ганибал

Ме-манс:

Актеры и Зрители в театре,

Медведь из сна Татьяны,

Помещики, помещицы, барышни, офицеры, другие гости на именинах Татьяны,

Государь Император, Царица, Маски на маскераде у князя Гремина

Слуги, крестьяне
Действие происходит в России в первой трети XIX века.

Между третьим и четвертым актами проходит два года.




ИНТРОДУКЦИЯ

m-r TRIQUET. Pétri de vanité il avat encore plus de cette espece d'orgueil qui faut avouere avec la même indifférence les bonnes comme les mauvaises actions, suite d'un sentiment de supériorité, peut-être imaginaire.

СУФЛЕР. Проникнутый тщеславием, он обладал, сверх того, еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может, мнимого.

г-н ФЛЯНОВ (хихикает). Tout le mode sut qu'il mettait du blanc!

СУФЛЕР. Все знали, что он употребляет белила! (хихикает.)

г-н ПЕТУШКОВ. Et moi, qui'n en croyais, je commencai de le croire.

СУФЛЕР. И я, совершенно в это не веривший, затем стал склоняться к тому же мнению.

m-r TRIQUET. Je jugeai qu'un homme qui passe deux heures tous les matins à brosser ses ongles, peut bien passer queques instants…

СУФЛЕР. Я решил, что тот, кто тратит два часа каждое утро на уход за ногтями, может потратить несколько минут…

г-н ФЛЯНОВ. Tout le mode! (хихикает.)

СУФЛЕР. Все знали!

m-r TRIQUET. homme sans moour et sans religion.

СУФЛЕР. Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого.

Акт первый

***

Спальня Онегина. Утро. Онегин садится в постели.

ОНЕГИН (зовет). Guillot!


Нет ответа.
ОНЕГИН. Guillo-оt!
Тишина.

ОНЕГИН. Monsieur Guillot! Reveilles vous! Дьявол!

СУФЛЕР. Господин Guillot! Проснитесь!



Вбегает заспанный Guillot.
GUILLOT. Uoi, monsieur!

СУФЛЕР. Да, господин!

ОНЕГИН. Одеваться! Халат, белье, туфли!
Татьяна идет со свечой.

ОНЕГИН (не замечает Таню). Быстро!


GUILLOT (проводив взглядом Татьяну). Uoi, monsieur!

СУФЛЕР. Да, господин!

ОНЕГИН. Вели, чтоб подали санки! И умываться!

GUILLOT. Uoi. (Выходит, возвращается.)


Входит Няня, приносит воды, присаживается в уголку и засыпает. Онегин совершает туалет. Guillot льет воду.
ОНЕГИН. Который час теперь?

GUILLOT. Седьмой. (Помогает Онегину одеваться.)

ОНЕГИН. Пора!.. Да! Guillot, я хотел бы просить вас оказать мне любезность…

GUILLOT. С удовольствием готов служить, monsieur!


Уходят.

***


Возвращается Татьяна.
Татьяна. Няня?

НЯНЯ. А? Что, Таня?


ТАНЯ. Отчего так душно? (Помолчав.) Мне не спится. Отвори окно!
Няня открывает окно.
ТАНЯ. Иди сюда, сядь ко мне!
Няня подходит, садится.
ТАНЯ. Мне так скучно! Поговори со мной.

НЯНЯ. Что тебе сказать, деточка? Сказку? Как маленькой…

ТАНЯ. Я люблю твои сказки слушать, няня…

НЯНЯ. Да я уж все перезабывать стала… Тёмно… Что знала, то забыла… А много я знала небылиц всяких. И про злых духов и про девиц… Да, пришла худая череда… Зашибло…

ТАНЯ. Вспомни что-нибудь!

НЯНЯ. Ну, слушай, коли хочешь… А так было: три дни купецкая дочь Наташа пропадала, на третью ночь, вбегает она на двор без памяти, отец и мать – к ней, спрашивают, а она чуть жива, родители потужили, да отступились, тайны не дознались. Наташа в скором времени как была стала: весела, румяна, пошла обратно за воротами сидеть с подружками. И раз сидела она так, да вдруг – лихая тройка скачет, молодец – правит. Наташа его увидала, помертвела, да бегом домой кричит: “Он! Он! Узнала! Спасите!” Отец говорит: ежели кто тебя обидел, укажи только след! А та опять плакать и молчит. А наутро, стало быть, сваха к ним на двор. И, как водится, – у вас товар, у нас – купец, да богатый, да пригожий, нахваливает, значит, жениха. И шелка, и жемчуга, и перстни золотые, и платья парчовые – все, мол, невесте подарит. Не век девицей вековать, пора гнездо вить, детушек покоить. “Ступай, коли так, под венец”, – отец Наташе говорит. А Наташа, бедная – рыдать, потом, вдруг, хохочет. Ей воды, поить, опомнилась, и говорит: послушная я батюшкиной воле, зовите жениха. Ну, устроилась свадьба, пир горой, все гости пьяны… А жених и спрашивает: что это невеста моя не пьет, не ест, все тужит? Невеста ему в ответ: сон недобрый меня крушит. Что за сон? Снилось мне, говорит, зашла в дремучий лес, заплуталась, страшно, темно, вдруг – избушка. Я вошла, свеча горит, кругом злато, серебро, камча, ковры – сильно богато. Ей сказывают: чем же этот сон худой? Знать – к богатству! А она дальше рассказывает: вдруг слышу конский топ, и всходят двенадцать молодцев, а с ними красавица-девица, взошли, лба не перекрестили, и давай – гулять, песни шум, звон. Ей опять: да чем сон худ? К – веселью! А она дальше: идет похмелье веселое, одна девица горюет. Тут, значит, старший брат взял ножик, точит, да присвистывает, да глядит на девицу, да вдруг за косу ее хвать – и загубил злодей! Тут жених говорит: это небылица! Не тужи, невестушка, не лих твой сон. А она ему: а вот с чьей руки колечко это? Кольцо покатилось со звоном, жених бледный, дрожит, гости оторопели все, потом закричали: держи, вязать злодея! И схватили…


Таня давно спит. Няня тушит свечу.
сон татьяны

Татьяна спит.

Идет снег. Светит луна. печальная мгла окружает Татьяну, танцующую со свечой. Танец ее таков: будто идет она по снеговой поляне, через сугробы. Перед ней мосток – в две жердочки – через ручей, который, как ни странно, не скован льдом. Она останавливается в нерешительности. Снег осыпает ее.

(Музыка из “Лебединого Озера” П. И. Чайковского.)

Татьяна спит.
***

Занавес открывается. на сцене – первый ряд партера зрительного зала, полный dendy во фраках с лорнетами и прелестных дам в глубоко декольтированных вечерних туалетах.

Все они встают, аплодируют. Выкрики:

– Браво, Семенова!

– Бис!

– Браво!


– Просим!

В партере появляется Онегин. Он раскланивается, ему отвечают. Онегин подходит к г-ну К**.
К** (Онегину). Откуда ты?

ОНЕГИН. От Семеновой.

К**. Как ты счастлив! Не правда ли сегодня она charmante!

СУФЛЕР. Прелесть.

ОНЕГИН. Пожалуй.

К**. Adorable, divin, délicieux!

СУФЛЕР. Восхитительно, божественно, чудесно!

ОНЕГИН. Да, она – revissante.

СУФЛЕР. Обворожительна.

К**. Такие глаза! Такая ножка!.. Одним словом – талант! Талант необыкновенный!.. Я смотрю и у тебя – эта штука! (Указывает на лорнет в руках Онегина.) Как быстро распространяется просвещение! Не успели изобретательные англичане выдумать этот двойной лорнет, как у нас все тут же явились с ними на пальцах! Я, признаюсь, считаю, что это изобретенье весьма полезно, а особливо в театре, гораздо удобнее обыкновенных зрительских трубок! Ты не находишь?


Подходит еще один молодой человек.
К** (молодому человеку). А! И ты здесь?! Как тебе Семенова? Ah! quel pied, mon cher, qeel regard! Une deesse!!

СУФЛЕР. Какая ножка, любезный друг, какой взгляд. Богиня.

К**. А? (Онегину.) a propos!

СУФЛЕР. «Propos». Кстати. Латынь.

К**. Вы не знакомы? Позволь тебе представить: Пушкин! Славный мой приятель! И, кстати, сочинитель! Да, печатает в альманаках забавные вирши, коих сам я прочесть не имел времени, но все, все кругом хвалят и очень! (Пушкину.) А тебе позволь отрекомендовать – Онегин! L'homme à l'sprit profond…

СУФЛЕР. Человек глубокого ума.

К** …философ, эконом, он, знаешь ли, штудирует Адама Смита! но педант, педант! (Онегину.) Что, ты не возражаешь? То-то, брат! Я прав!
Представленные друг другу раскланиваются.
ОНЕГИН. Очень рад.

ПУШКИН. Очень рад.

К**. Неужели вы не встречались?! Это, даже странно! Ведь у нас все друг друга знают, все состоят в родстве…

ПУШКИН (перебивает). Или того хуже! Да, иногда даже не знаешь, куда деваться от знакомых рож. Потому вдвойне приятнее встретить лицо совсем незнакомое.

К**. А не шепнешь ли ты нам на ушко какую-нибудь новую свою эпиграммку?

ПУШКИН. Изволь, есть давняя, но ее ты еще не слыхивал?

К**. Про кого?

ПУШКИН. Про Орлова. (Онегину.) Вы не против?

ОНЕГИН. Нисколько.

следующая страница >>