В помощь абитуриенту, сдающему экзамен по истории России - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В помощь абитуриенту, сдающему экзамен по истории России - страница №1/1



Медников Николай Иванович,

Учитель истории школы №128 ЦАО

Телефон для консультаций 251 96 00

В помощь абитуриенту, сдающему экзамен по истории России.

Вам предстоит сдавать вступительный экзамен по истории России. Это один из самых сложных экзаменов при поступление в Вуз. Вы - люди начитанные, усидчивые, обладающие опытом сдачи экзаменов за курс средней (полной) школы. Для успешной сдачи экзамена вам необходима фундаментальная подготовка по предмету. Необходимо чётко и ясно представлять, какой материал и в каком порядке Вы собираетесь излагать на экзамене.

При подготовке к экзамену по истории России недостаточно выучить материал, изложенный в учебной литературе, и пересказать его.

Вы должны раскрыть весь багаж знаний, умений и навыков, приобретенный за время обучения в школе. Сдавая экзамен по истории России, нужно постараться проявить себя, выделиться на общем фоне абитуриентов и получить высокую оценку своих знаний. Что для этого необходимо знать и уметь?


I Необходимо знать фактический материал; знать в общих чертах историографию ключевых вопросов Российской истории; необходимо знать и понимать периодизацию истории России и принципы её построения; понимать причинно-следственные связи, историческое и всемирно-историческое значение изучаемых событий.

II Необходимо знать историческую географию, читать содержание исторической карты, уметь разбираться в условных обозначениях различных схем (например: схема Бородинского сражения).

III Необходимо уметь составлять план ответа на поставленный вопрос, уметь выбирать форму ответа, иметь навыки составления тезисов и конспекта ответа, делать обобщения и выводы.

IV Необходимо владеть монологической речью и уметь вести диалог, дискуссию; уметь вести повествование, подчиняясь логике ответа, не отвлекаясь на второстепенные вопросы; выражать личное отношение к излагаемому материалу, давать оценку действиям и поступкам исторических деятелей.

Прежде всего, следует ознакомиться с программными требованиями или возможными экзаменационными вопросами по истории России. При изучении списка вопросов обратите внимание на тот факт, что часть их включают события, происходящие в период с IX по XIX века. Другие вопросы затрагивают исторические проблемы развития России в XX веке. Таким образом, затрагиваются различные стороны жизни нашей страны за длительный период: экономика, социальная сфера, внутренняя политика, развитие науки и культуры, международные отношения.

Анализируя вопросы, мы можем условно разделить их на несколько групп.


  1. Вопросы по истории социально-экономического развития России, например:

« Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в первой половине XIX века».

  1. Вопросы по истории общественно-политического развития России, например:

« Общественное движение в России в начале XX века.

Революция 1905 - 1907 годов”.

  1. Вопросы по истории культуры России, например:

« Культура России в начале XX века».
Наибольшее количество вопросов затрагивают общественно-политическое устройство и развитие Российского государства. Вам необходимо воспользоваться периодизацией истории России, которая учитывала бы эту особенность. Одним из несложных вариантов периодизации может быть следующий:

I период. Киевская Русь. IX – XII века.

II период. Политическая раздробленность Руси.

XII – XV века.

III период. Российское государство в XVI – XVII веках.

IV период. Российская империя в XVIII веке.

V период. Российская империя в XIX веке.
VI период. Россия в XX веке.
Имейте в виду, что данная периодизация истории Российского государства следует из специфики построения возможных экзаменационных вопросов и преследует только одну цель: оказание помощи при подготовке к вступительному экзамену в Вуз.

Хотелось бы предложить более подробный вариант периодизации истории России XX века.

I период. Российская империя и ее крах. 1900 – 1917гг.

II период. Советское государство. 1917 – 1991гг.

1.Октябрьский переворот и создание Советского государства. 1917 –1924г

2. Эпоха сталинизма. 1924 – 1953гг.

3. Десталинизация и «эпоха застоя». 1953 – 1991 гг.

III период. Новейшая историяРоссии.1991 – 2001гг.

Возможны и другие варианты периодизации, так сказать для индивидуального пользования на период подготовки к экзамену.

Работая над экзаменационными вопросами надо заранее выбрать или составить самому периодизацию истории России и подготовить характеристику отдельных периодов. Ориентируясь в рамках избранной периодизации истории России, Вы сможете выйти на нужный исторический период, определить его хронологические рамки и дать общую оценку всей эпохи, что в значительной степени облегчит и улучшит ваш ответ на поставленный вопрос.

Наступит день сдачи экзамена по истории России. Вы уверенно войдёте в аудиторию, возьмете билет, сядете за стол и начнете готовиться к ответу. Позвольте предложить алгоритм действий, который поможет выдержать этот сложный экзамен.
I. Внимательно прочитайте вопрос и свяжите события, о которых нужно рассказать, с конкретно-исторической эпохой.

II. Составьте план ответа:

1.Вступление

2.Ответ на поставленный вопрос. Здесь можно использовать три варианта ответа:

а) в хронологическом порядке;

б) от общего к частному;

в) использование модулей.

3. Заключение.

III. Изложите свой ответ на бумаге в виде тезисов или, если достаточно времени, в виде конспекта, в соответствии с планом.

IV. Мысленно произнесите свой ответ, внесите поправки, дополнения, используя исторический атлас, если это возможно.

- Следует помнить, что очень часто в самом вопросе содержится полезная информация, ключ к ответу. Учитесь расшифровывать вопрос. Например, Вам достался билет, где:


1-ый вопрос: Петр I и его преобразования в первой четверти XVIII века.

2-ой вопрос: Советская страна в годы нэпа. Образование СССР.

Разберем первый вопрос. Условно его можно разделить на три части. Запишем их в следующем порядке:



Петр 1… - здесь напрашивается рассказ о личности Петра I и его эпохе, порождением которой он был.

и его преобразования - здесь необходимо говорить о реформах Петра I в экономической, социально-политической и культурной жизни России;

в первой четверти XVIII века. –Здесь даны хронологические рамки исторических событий, о которые пойдет речь.

1700 г. – поражение русской армии под Нарвой и начало многих реформ, в том числе военных.

1725 г. – смерть Петра I и свёртывание процесса реформирования России.

Разобрав вопрос таким образом, Вы получаете один из возможных планов ответа. Запишем его в виде тезисов.

I Введение. Краткая характеристика петровской эпохи. Рассказ о личности царя Петра Алексеевича.

II Собственно ответ на вопрос. Рассказ о реформах Петра I и их значении в экономической, социально-политической и культурной областях. Здесь следует выбрать один из трех вариантов ответа или применить комплексный подход:

1.Рассказать о событиях, начиная с 1700г. и закончив смертью Петра I в 1725г.

2.Дать обзор всего периода реформ эпохи Петра I и подробно рассказать о некоторых реформах, наиболее важных с вашей точки зрения.

3.Использовать модуль «Реформы».

III Заключение. Дать оценку исторической значимости личности Петра I и его реформ; оценку событий рассматриваемого периода с разных точек зрения, высказать свое мнение о Петре I и его реформах.

Рассмотрим второй вопрос этого билета: Советская страна в годы нэпа. Образование СССР. Разделим вопрос на три части.

Советская страна… - напрашивается рассказ о Советской власти, о Советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т.д.

в годы нэпа. – Новая экономическая политика. Но была и политика «военного коммунизма» во время Гражданской войны 1918-1920гг. Сравнивая эти два направления экономической политики Советского правительства в аграрном, промышленном и финансовом секторе экономики РСФСР, мы получим полный и всеобъемлющий ответ.



Образование СССР - Раскрываем эту аббревиатуру.

Союз… - следует рассказ о новой государственной структуре, в противовес федеративному объединению республик.

Советских… - следует рассказ о советской власти.

..Социалистических… - здесь содержится информация о политических и экономических целях нового государства.

Республик. – следует рассказ о том, какие республики вошли в состав СССР.

Сам вопрос определяет для нас на хронологические рамки рассматриваемых событий.

Конец гражданской войны, начало нэпа, образование СССР – это события начала 20-х годов ХХ века:

1920 год - конец гражданской войны.

1921 год - введение новой экономической политики.

1922 год - образование СССР.

После изучения и анализа вопросов выбранного билета приступаем к работе над составлением плана ответа.



- Вступление -
Первая, вступительная часть ответа очень важна. Это ваша визитная карточка, презентация вашего отличного выступления. Во вступительной части ответа Вы должны показать масштабность своего исторического мышления, широту своих знаний, понимание причинно - следственных связей в историческом процессе. Вы говорите о сложности и проблемности конкретных исторических событий, показываете их неоднозначность, затрагиваете историографию вопроса, показываете связь с предшествующими и последующими событиями.
- Собственно ответ на поставленный вопрос –
Закончив вступление, Вы переходите к самой сложной и объёмной части вашего ответа. Возможно использование одного из трёх указанных нами вариантов или применения комплексного подхода к ним.

Отвечая на поставленный вопрос, Вы показываете все знания, умения и

навыки, приобретенные на уроках истории и в школе в целом. Обязательно знание фактического материала и умение его рационально использовать.
- Заключение -
В заключительной части ответа, Вы обобщаете все ранее сказанное, подводите итоги, обозначаете результат, показываете историческое значение событий и явлений, их влияние на ход Российской истории и мирового исторического процесса в целом. Можно выразить свое личное отношение к данному событию или присоединиться к какому-то авторитетному мнению по конкретному вопросу.

Качество вашего ответа будет значительно лучше, если в процессе подготовки к экзамену Вы используете модули или их фрагменты. В вопросах, содержащих огромное количество информации, модули подчас становятся незаменимой

формой ответа и значительно облегчают сдачу экзамена, позволяя систематизировать фактический материал. Вот некоторые из возможных вариантов модулей.


  1. Вопросы по истории социально-экономическим развития России можно разбирать следующим образом:

    1. Аграрное (сельскохозяйственное) производство.

      1. Земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство….

      2. Агротехнические приемы и пр.

      3. Орудия труда и их развитие.

    2. Ремесленное (промышленное) производство.

      1. Ремесленное производство

на заказ

на рынок


      1. Мануфактурное производство:

государственные (казенные) мануфактуры.

частные мануфактуры



      1. Фабричное производство:

тяжелая промышленность

легкая и пищевая промышленность

инфраструктура.


    1. Торговое и денежное (банковское) дело.

      1. Обмен натуральный, денежный.

      2. Товарно-денежные отношения.

      3. Общероссийский рынок.

      4. Внешняя торговля.

      5. Банковское дело (финансы).

При рассмотрении экономической составляющей вопроса следует уделять внимание формам собственности, производительным силам и производственным отношениям общества и т.д.

2.При ответе на некоторые вопросы по истории общественно-политического развития России удобно использовать следующие модули:

2.1. Народные восстания:



  1. Причины (Предпосылки).

  2. Повод.

  3. Цели.

  4. Социальный состав.

  5. Характер.

  6. Ход событий, этапы.

7. Результат

8.Историческое значение.


2.2.Революции.

  1. Наличие революционной ситуации (Предпосылки).

  2. Повод.

  3. Цели.

  4. Движущие силы.

  5. Характер.

  6. Этапы, ход событий.

  7. Итоги.

  8. Историческое значение.

  9. Всемирно-историческое значение.

2.3. Войны.



  1. Причины (Предпосылки).

  2. Повод.

  3. Участники, военно-политические союзы (блоки).

  4. Цели.

  5. Характер.

  6. Этапы, сражения.

  7. Результат, итоги.

  8. Историческое значение.

  9. Всемирно-историческое значение.

2.4 Реформы.

1 Предпосылки.

2 Типы.

3 Цели.


4 Характер.

5 Методы.

6. Этапы.

7. Результаты, итоги

8. Историческое значение.

3 Вопросы по истории культуры России можно раскрывать в следующем порядке:

1 Духовная жизнь общества (религия, философия, идеология).

2 Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и пр.).

3 Образование (начальное, среднее, высшее).

4 Наука и техника (открытия, изобретения).

5 Литература (религиозная, светская; поэзия, проза).

6 Народное творчество (музыка, танцы, песни, устное творчество).

7 Быт (обычаи, традиции, обряды).

При желании составляющие можно менять местами, увеличивать или сокращать их число, изменять наименования.

Все эти модули позволят выстроить весь фактический материал в определенной логической последовательности и избежать пустословия и ошибок. Используя модули можно более рационально распорядиться фактическим материалом и показать логику исторического процесса, динамику развития какого-либо исторического события или явления. Качество ответа станет значительно лучше, если Вы уже приобрели навыки создания и использования подобных модулей, продумали возможности их применения, степень универсальности и приспособили к особенностям своего мышления и речи.

После разработки плана и выбора формы ответа можно приступать к написанию тезисов. Допустим, что одним из вопросов будет: «Революция1905-1907г». Работая по составленному плану, Вы записываете тезисы вступительной части вашего ответа и переходите к основной его части. Возможны три варианта построения ответа:

I вариант. Повествование в хронологическом порядке.

1.Причины революции 1905-1907гг. «Кровавое воскресенье». Начало революции 1905-1907гг. Первомайские события 1905г.

2.События лета 1905г. Крестьянские восстания. Восстания в армии и на флоте.

3.Осенние события 1905г. Октябрьская стачка 1905г. Царский Манифест от 17 октября 1905г. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

4.События 1906-1907гг. Волнения в армии и на флоте. Наступление контрреволюции. Спад революционного движения. Третьеиюньский государственный переворот.

5.Конец революции. Характер, итоги и значение революции 1905-1907гг.


II вариант. Рассматриваете революцию 1905-1907гг. в целом, заостряя внимание на отдельных событиях.

1.Причины, цели, характер, основные события, итоги, значение революции 1905-1907гг.

2.«Кровавое воскресенье». Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

3.Революционные события на местах. Иваново – Вознесенск. Создание красной гвардии, первые Советы рабочих уполномоченных. Восстание на броненосце «Князь Потемкин – Таврический»


III Вариант. Использование модуля «Революция».

  1. Причины. «Низы» не желают жить по старому

«верхи» не могут управлять по старому

  1. Повод. «Кровавое воскресенье»

  2. Цели. Свержение самодержавия, установление буржуазной республики решение аграрного вопроса.

  3. Движущие силы. Пролетариат, крестьянство, буржуазия, интеллигенция.

  4. Характер. Революции 1905 – 1907гг. – буржуазно-демократическая, незавершенная.

  5. Этапы а). Нарастание революционного движения до декабря 1905г.

Кульминация революции – декабрьское вооруженное восстание в Москве в 1905г. Наивысшее достижение революции – Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка»

  • б) Спад революционного движения 1906 – 1907гг.

  1. Итоги. Смягчение политического режима, уступки рабочему классу и крестьянству, изменение духовной жизни общества. Начало реформ П. А. Столыпина.

8.Историческое значение. Первая русская революция.

Всемирно - историческое значение: Революция 1905 – 1907 гг. в России дала новый толчок развитию антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии, Африки и Латинской Америке

Произошли антиколониальные, антифеодальные революции и восстания в Китае, Турции, Иране, Корее, Вьетнаме.

Подготовив ответ по одному из вариантов, приступаете к составлению тезисов заключительного слова.

Вслед за этим мысленно произнесите свой ответ, внесите некоторые поправки, дополнения или изменения в тезисы или конспект. Не забудьте поработать с исторической картой или атласом.

Ответ готов и записан. Вы начинаете ответ с первого вопроса вашего билета. В противном случае можно внушить членам экзаменационной комиссии подозрение в том, что не готовы отвечать на первый вопрос, а это может вызвать нежелательные последствия.

Вы начали ответ. Чего не следует делать?



  1. Не начинайте ответ со второго вопроса.

  2. Не читайте записи с листа.

  3. Не говорите о том, чего не знаете или не понимаете.

  4. Не спорьте с экзаменатором, если нет абсолютной уверенности в своей правоте.

  5. Не говорите о своих проблемах.

Помните, что Ваш ответ – это выступление перед публикой, монолог актера. Постарайтесь увлечь себя и других излагаемой проблемой, ее



интерпретацией; будьте эмоциональны. Постарайтесь отвечать так, чтобы в течение экзамена у членов экзаменационной комиссии не возникло желание задавать Вам уточняющие вопросы. Весь ответ на экзамене представляет собой мини-систему, заранее подготовленную, выверенную, состоящую из взаимосвязанных элементов. Овладение этой системой, её использование при подготовке и ответе на экзамене поможет Вам в достижении успеха.