страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Утверждена на заседании учителей истории и культуры родного края городского м/о 14. - страница №1/1
Авторская программа по культуре родного края Сверчковой С.Г. Автор: Сверчкова С.Г. 2005 г. Новочебоксарск Вариант программы рассчитанный на 5-9 классы (1 час в неделю). Весь материал разделен на блоки:
Каждый блок состоит из подтем, которые можно менять местами, сокращать, увеличивать, либо убирать совсем. 5 класс (первый год обучения, 33 часа). Культура родного края как учебный предмет. Его роль в школьном образовании и воспитании подрастающего поколения. Что такое культура, родной край. Земля, на которой мы живем. Наш дом, улица, город. Наши родители, предки, наша родословная. Край родной – Чувашия. Край ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. Родной край в легендах, преданиях, художественном и музыкальном творчестве народа. Чувашия – суверенная страна. Становление государственности. Государственное устройство Чувашии. Государственная и национальная символика и атрибутика (Гимн, Герб, Флаг). Государственные языки – чувашский и русский. Языковая, образовательная, культурная политика в Чувашской республике. Население. Этнические группы чувашей. Столица Республики – город Чебоксары. Город, в котором ты живешь. Города республики. Крупнейшие промышленные предприятия, памятники, учебные заведения, театры, музеи города. Улицы. Историко-культурные памятники и центры Республики. Выдающиеся земляки. 6 класс (2-ой год обучения, 33 часа). Культура родного края. Что читать, смотреть по учебной программе. Темы и виды работы для самостоятельного выполнения учащимися. Культура народов Чувашии с древнейших времен, ее структура и особенности. Музыкальное искусство: музыка в жизни древних чувашей, музыкальные инструменты. Песни и танцы. Музыкальный фольклор. Становление профессионального искусства. Современное музыкальное искусство. Виды и жанры музыкального творчества. Симфония, опера, балет. Музыкальный театр. Филармония. Творчество национальных композиторов. Художественная литература в Чувашии, этапы ее развития, виды, жанры, тематика. Творческие организации чувашских писателей. Творчество выдающихся чувашских писателей и поэтов. Писатели и поэты современности. Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство в жизни древних чувашей. Архитектура и строительное дело. Декоративно-прикладное искусство, его виды, материалы выполнения. Театральное искусство в Чувашии. Древние обрядово-тетрализованные традиции и обряды. Становление чувашского национального театра. Современные театры и их мастера. Физкультура и спорт. 7 класс (3-ий год обучения, 33 часа). Традиционная духовная культура в Чувашии. Наблюдения за природой. Миропонимание, религиозные верования. Общественные и семейно-родственные отношения. Общинная система и связанные с ними традиции и обряды. Система родства. Этнопедагогика. Народные знания и просвещение в Чувашском крае. Древняя письменность. Единицы измерения. Единицы счета. Предсказания погоды. Чувашский календарь. Медицина. Знахарство. Устное народное творчество. Сказки, легенды, предания. Пословицы, поговорки, загадки. Отражение в них векового опыта и уклада жизни крестьян. Просвещение в дооктябрьский период. Новокрещенские школы. Казанский университет и другие учебные заведения Поволжья. Симбирская Чувашская школа. И.Я. Яковлев, его Духовное завещание народу. Письменность, печать, формирование профессиональной литературы и искусства. Жизнь, народное образование и культурное строительство в Чувашии после Октября. Учреждения науки, центры просвещения и школы искусств. Учебные заведения. Закон об образовании и культуре в РФ и ЧР. Пути миграции предков Чувашского этноса из Центральной Азии через Среднюю Азию в прикаспийские – азовские степи. Великая Болгария. Волжская Булгария. Чуваши в золотой орде и в Казанском Ханстве. Хозяйство. Строительство. Формирование Чувашской народности и этнических групп. Вхождение чувашского края в состав Русского государства. Возникновение народов. Принятие христианства. Дореволюционный период истории Чувашского народа «XVI-XIX века». Участие Чувашей в освободительной борьбе народов России (Чуваши в отрядах Разина, Пугачева). «Акрамовская война 1842 год». Зарождение пролетариата. Хозяйственная жизнь, торговля XVI-XIX века. 9 класс (5-ый год обучения, 33 часа). Материальная культура. Отрасли с/х производства. Промыслы, ремесла. Поселения. Жилища. Обряды. Посуда и утварь. Пища. Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Вышивка. Головные уборы. Украшения. Верхняя одежда и обувь. Обрядовая одежда. Традиционная духовная культура Чувашии. Мифология. Миросоздание и миро устройство. Религиозные верования. Боги. Духи. Числовая символика в мифологии. Киреметь. Календарные праздники и обряды зимнего, весеннего, летнего и осеннего циклов. Общественные и семейно-родственные отношения у чувашей. Ниме. Рождение ребенка. Проводы в армию. Свадьба. Похороны. Философские аспекты истории и культуры Чувашского народа. Менталитет. Сохранность и место Чувашской культура в современной Мировой культуре. Повторение. |
|