Уроки 8- 15. А. Пушкин «Дубровский» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Уроки 8- 15. А. Пушкин «Дубровский» - страница №2/2


У. Основное событие двенадцатой главы - свидание Дубровского и Маши. Что происходило в душе Маши к этому моменту?

Д. (читают). «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась с невольною досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза. Он, с своей стороны, не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокаивал ее гордость и боязливые сомнения. Она с большей и большей доверчивостью предавалась увлекательной привычке. Она скучала без Дефоржа, в его присутствии занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была еще влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце».

У. В конце первого тома рассказчик нам уже сообщил, «что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь». А тут мы видим, что в душе Маши боролись сложные чувства. Почему она «с невольною досадою» поняла, что неравнодушна к французу?

Катя. Но ведь он все-таки гувернер. А слуга, по ее понятиям аристократки, не казался ей мужчиной.

Оля. Из-за гордости и боязливых сомнений.

У. И тем не менее «она с большей и большей доверчивостью предавалась увлекательной привычке». И рассказчик нас предупреждает, что хотя она «не была еще влюблена», но могла влюбиться «при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы». И эти препятствия ее явно ждут.

А пока - она ждет признания. И какие чувства она при этом испытывает?



Д. (читают). «Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась, но она чувствовала, что ей было неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку. Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы, с веселыми шутками или с безмолвным участием».

У. Видите, как трудно Маше: ее аристократические предрассудки никуда не исчезли, несмотря на все достоинства француза.

И, наконец, когда Маша встретилась с французом, он признался ей в том, кто он на самом деле. И подтвердил наши читательские догадки о том, почему он не грабил Троекурова, хотя «первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним». Почему же?



Д. (читают). «...В ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказывался от мщения, как от безумства».

У. Помните, Дубровский постеснялся осведомиться у кучера о Маше, он берег светлые воспоминания детства о ней. Чтобы в его сердце вспыхнуло чувство, ему необходимо было увидеть взрослую Машу.

Глава XIII

У. И в то время, когда Маша «не была еще влюблена» появляется Верейский, богатый сосед Троекурова, который, «привыкнув к рассеянности», «не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову». Как его характеризует рассказчик? Прочитайте.

Д. (читают). «Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, что наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».

У. Какой же можно сделать из этого вывод?

Д. Хоть он и стар, но приятен, любезен.

У. И главное, ему чужды развлечения, принятые в доме Троекурова: «...Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами».

У. Нравится ли Верейский рассказчику?

Аня. Не очень: «он казался гораздо старее» из-за излишеств всякого рода.

Саша. Уж очень нежен: нос на псарне платком закрывает.

Андрей. Рассказчик называет его «старым волокитой».

У. А как вначале отнеслась к нему Маша?

Д. «Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека».

У. Перед ней впервые был светский человек, любезный, приятный. Но тут зашел разговор о Дубровском, которого Верейский называет славным разбойником и «наш Ринальдо». Как это понять?

Д. ...

У. Ринальдо - герой популярного в то время романа немецкого писателя Христиана Вульпиуса (1762-1827) «Ринальдо-Ринальдини, атаман разбойников». Верейский, как не раз уже было в тексте, ссылается на образ героя романа, но называет Дубровского не «романическим», а «романтическим» героем. В чем тут разница?

Д. ...

У. Если «романический герой» - это герой книжный, встречающийся в романах, то «романтический герой» - это еще более книжный герой, герой особенных «романтических романов», в которых авторы выводили особенно идеальных героев, презирающих обычную жизнь, обладающих исключительными характерами и действующих в необычных обстоятельствах. И как относится князь к «нашему Ринальдо», к «романтическому герою»?

Д. «Наш Ринальдо» звучит с насмешкой, хотя и не очень сильной. Ведь он «славный разбойник», и князю «было бы любопытно познакомиться покороче» с ним.

У. Да, отношение князя к Дубровскому неоднозначно.

Но вот Маша появилась в гостях у Верейского, который сделал все, чтобы ей понравиться: показал свой парк, дом, картины и даже устроил фейерверк. И что же Маша?



Д. «Марья Кириловна слушала его с удовольствием», ведь никто из ее знакомых не говорил об этом, а князь к тому же говорил «с чувством и воображением».

Маня. Князь сумел возбудить в ней «девическое любопытство».

Оля. «Марья Кириловна веселилась как дитя».

У. Старый, умный, опытный светский человек сумел понравиться Маше. Да, с ним было интересно...

Глава XIV

У. В четырнадцатой главе Маша узнает, что князь ее сватает. И что же?

Настя. «Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо».

Митя. «Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу».

У. Отчего же так огорчена Маша? Ведь Верейский ей очень понравился, она слушала его с удовольствием, веселилась как дитя?

Д. (читают). «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным... брак пугал ее, как плаха, как могила... «Нет, нет, - повторила он в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

У. Почему же так «вдруг» изменилось отношение Маши к князю?

Д. Она вообразила себя женою старика.

У. Да. Рассказчик не раз уже подчеркивал, что князь стар: он и казался к тому же гораздо старше своих пятидесяти лет, и позволял себе всякие излишества. А Маша - девочка по сравнению с ним. И хотя такие браки и не запрещались, тем не менее считались «неравными»: одно дело - интересный собеседник, и совсем другое - муж.
Задание на дом. Прочитать главы XV-XVII.
Урок 14

Том второй. Главы XV-XVII


Ради Бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите – я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава XV

1. Придумать название главы. (Напримео, «Второе свидание».)

2. «Вы предлагаете мне свое покровительство, - отвечала Маша, - но не сердитесь: оно…» (пугает меня».)

3. На что она надеется? («Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием».)

4. «Не надейтесь по-пустому: в этих слезах увидит он только обыкновенную боязливость и отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж не по страсти, а из...» («...благоразумного расчета».)

5. «...Бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами...». Почему? (...)


Глава XVI

1. Придумать название главы. (Например, «Ссора Маши с отцом».)

2. Как отнесся Верейский к письму Маши? («Нимало не был тронут откровенностью своей невесты».)

3. Как отнесся Троекуров к письму Маши? («Взбесился».)

4. «Это что значит, - сказал грозно Кирила Петрович, - до сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда все решено, ты вздумала...» («...капризничать и отрекаться».)

5. Какая участь казалась Маше раем «в сравнении со жребием, ей уготованным»? («Участь супруги разбойника».)


Глава XVII

1. Придумать название главы. (Например, «История с кольцом».)

2. Что ожесточило молодую затворницу? («Приказание не выпускать ее из ее комнаты...»)

3. Зачем Саша пришел к сестре? («Не надобно ли вам чего-нибудь».)

4. Почему Саша «смутился, спутался» ? (Он понял, что выдал Машу.)

5. Как вел себя на допросе «скверный мальчишка»? («Молчал, приняв на себя вид настоящего дурачка».)


Глава XV

У. Пятнадцатая глава посвящена свиданию Дубровского с Машей. Так почему же Маша отказывается от предложения Дубровского избавить ее «от ненавистного человека»?

Тата. «Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса».

У. Как это характеризует Машу?

Д. Она добрая. Не хочет крови.

У. А как раскрывается характер Дубровского в этой сцене? Вы уже знаете его как смелого, не робкого человека. А каков он с Машей?

Лена. «Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего».

Аня. Она сказала, что станет его женой - он волновался, радовался.

Юля. Он относится к Маше как к божеству: «воля ваша для меня священна».

Настя. «Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях».

Юля. Он робкий, ему кажется, что он недостоин ее: «Тут Дубровский закрыл лицо руками, он, казалось, задыхался».

Оля. «Он тихо привлек ее к своему сердцу»... Маша к нему привязана.

У. Она доверяет ему.

Аня. Он ее оберегает.

У. Вы уже давно знаете, что составляет внутренний мир человека. Что же?

Д. (наперебой). Ум. Воля. Отношение. Чувства…

У. А что вы можете сказать об уме Дубровского на основании его советов Маше?

Оля. Он предусмотрителен: «Не надейтесь по-пустому: в этих слезах увидит он только обыкновенную боязливость и отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж не по страсти, а из благоразумного расчета».

Аня. У него характер начинает изменяться: то он вспыльчивый, нерасчетливый, а тут он наперед видит.

Зара. Он сказал Маше, чтобы она «с всеми силами души» умоляла отца не выдавать ее замуж за хилого и развратного старика.

Оля. Он надеется все-таки.

У. Надеется, что Маше удастся уговорить отца. Какой же вывод можно сделать о характере Дубровского? Аня хорошо сказала, что вначале он вспыльчивый, неуравновешенный, а теперь изменяется - он проявляет трезвый ум, дает практические советы. А его робость, застенчивость проявлялись по отношению к Маше и раньше. Помните, в ее присутствии он и раньше смущался, трепетал, говорил с ней «нежным и трогательным голосом».

Глава XVI

У. В шестнадцатой главе главное событие – отказ Маши выходить замуж за Верейского, приведшее к ссоре с отцом. Это событие позволяет Пушкину раскрыть реакции героев на предполагаемое событие, на их отношение друг к другу.

«Маша день ото дня отлагала решительное объявление», но «наконец решилась действовать и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия». И что же, удалось ей это?



Д. Нет. Верейский «нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю».

У. И как это его характеризует?

Д. (друг за другом). Он ее выдал. Ведь она же ему письмо по секрету написала. Он холодный человек, его не волнуют чувства Маши.

У. А что он сказал Маше?

Д. (читают). «...Сказал ей, что письмо очень его опечалило, но что он надеется со временем заслужить ее привязанность, что мысль ее лишиться слишком для него тяжела и что он не в силах согласиться на свой смертный приговор».

У. Он действительно так думал?

Д. Да нет же. Ведь он выдал Машу отцу, а это он говорит нарочно.

У. Князь - человек умный. Он знает, как нужно действовать и что говорить Маше. О какой черте характера это свидетельствует?

Д. Хитрый. Двуличный.

У. А как отнесся к письму Маши ее отец?

Д. «Взбесился». Он «грозно» разговаривал с Машей.

У. А когда «бедная Маша» («бедная» - прямая оценка Р) стала умолять отца «жалобным голосом»?

Д. «Кирила Петрович был тронут, но скрыл свое смущение».

У. А когда Маша стала ему угрожать?

Д. Он рассердился: «Угрозы! мне угрозы, дерзкая девчонка!»

У. И в результате всего этого «участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Глава XVII

У. История с кольцом, рассказанная в семнадцатой главе, в основном раскрывает черты второстепенных героев - мальчиков. С точки зрения нашей главной задачи - выявления характеров главных героев - это не самое важное, но очень интересно проследить, как раскрываются черты мальчиков в их сравнении.

Итак, Маша оказалась под арестом, а Саша пришел к сестре спросить, «не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас все сделаю». Из слов Саши ясно, что он готов нарушить запрет отца ради сестры. О какой черте характера это говорит?



Д. (наперебой). Он добрый. Отзывчивый. Готов не слушаться отца, чтобы помочь сестре.

У. И он добросовестно выполнил поручение Маши, когда вдруг оборванный мальчишка «запустил руку в дупло». Как понял его действия Саша?

Д. Он не знал, что кольцо должно быть вынуто из дупла, и решил, что мальчишка его просто крадет.

У. То есть он по-прежнему, в меру своего понимания пытается помочь Маше и даже вступает в драку. Это как его характеризует?

Катя. Он храбрый. Ведь «мальчишка был, по-видимому, двумя годами старше Саши и гораздо его сильнее».

Д. Он смелый и боль терпит: «Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил...»

У. А рыжий мальчишка каков?

Д. Он на равных с Сашей. Тоже храбрый.

У. Но на крик Саши прибегает садовник, и оба мальчика отправляются на суд к Троекурову. Как они себя ведут и как это их характеризует? Вот Саша сначала рассказывает отцу о кольце, а потом – «смутился, спутался».

Юля. Простодушный.

Оля. Не очень сообразительный.

Сережа. Он понял, что проговорился, и ему стыдно.

Настя. Совесть мучает.

У. Он сообразил, что предал сестру, но было поздно. Как называется такая черта: несдержанность, болтливость, наивность?

Д. И то, и другое, и третье. Сначала не сообразил, а потом ему стало стыдно... Совесть у него есть.

У. А как себя ведет Саша дальше?

Аня. Он окончательно выдает сестру, так как боится розог.

Д. Трусоват.

У. А теперь посмотрим, как ведет себя «скверный мальчик», кстати, рассказчик действительно считает его «скверным»?

Д. Нет. Он просто повторяет слова Саши. С точки зрения Саши, этот мальчишка действительно скверный.

У. И как же он себя ведет?

Настя. Он храбрый, не боится сказать, что он - дворовый человек Дубровского, не признает своим господином Троекурова.

Д. И говорит, что малину крал.

У. Хотя, по мнению Троекурова, малина на дубах не растет. Реплика о малине о какой черте характера говорит?

Д. О хитрости.

У. И о находчивости. А дальше как он себя ведет?

Д. (друг за другом). Дурачком прикидывается. И все время молчит. Он храбрый, даже порки не боится.

У. Рассказчик подчеркивает разницу в поведении героев. Симпатичен ему "скверный мальчишка"?

Д. Конечно.

У. А осуждает ли он Сашу?

Д. Не очень. Он же маленький еще. Он хотел как лучше.

У. Да. Пушкин прекрасно понимает внутренний мир детей, их мальчишеские черты (помните, как они спорят о том, кто и почему победил), понимает чувства маленького Саши, понимает, что избалованный, изнеженный барчук и крепостной мальчик выросли в разных условиях и по-разному развиваются их характеры. Так что «скверный мальчишка» взрослее не только по годам, но и по образу жизни, недаром Троекуров говорит: «...слуга в барина, каков поп, таков и приход», как вы понимаете эти слова?

Д. ...

Задание на дом. Прочитать главы XVIII и XIX.

Выполнить задание 52 в тетради №2.


Задание 52

Напишите, какими душевными качествами обладали Владимир Дубровский и князь Верейский.




Внутренний мир

Дубровский

Верейский

Ум





воля







чувства








настроения












Уроки 15


Том второй. Главы XVIII и XIX.
но Дубровский, подошед к офицеру, приставил ему пистолет ко груди и выстрелил…
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава XVIII

1. Придумать название главы. (Например, «Венчание».)

2. Какое главное чувство испытывала Маша во время венчания? (Ожидание.)

3. Как повел себя князь при виде Дубровского? («Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника».)

4. Почему Маша отказалась «быть свободною»? («Я дала клятву».)

5. Почему Дубровский ее не слышал? («Боль раны и сильные волнения души лишили его силы».)


Глава XIX

1. Придумать название главы. («Конец разбойничьей жизни».)

2. На чьей стороне рассказчик в сцене боя? (...)

3. Почему Дубровский решил переменить образ жизни? (Он понимал, что правительство покончит с разбойниками.)

4. Почему Дубровский назвал разбойников «мошенниками»? (Он не верил, что они захотят оставить свое ремесло.)

5. Куда девался Дубровский? (Скрылся за границу.)


Глава XVIII

У. В восемнадцатой главе главным событием становится встреча Дубровского с Машей и князем после венчания. Как повел себя князь при виде разбойников?

Д. «Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника».

И еще: «Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет».



У. Как это его характеризует?

Д. Он храбрый.

У. Но почему же Маша не согласилась быть свободною?

Д. «Я согласилась, я дала клятву, князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты...»

У. О каких чертах характера это говорит?

Д. Она честная - не нарушит клятву.

У. Клятву Богу.

Оля. Она держит слово: «Я не обманывала».

Тата. У нее твердый характер: «...возразила она с твердостию».

У. Итак, до какого момента сюжета вы дошли?

Д. До развязки.

У. Да. Так заканчивается роман Маши и Дубровского.

Глава XIX

У. А как называется то, что идет после развязки?

Д. Последействие.

У. Да. С точки зрения сюжетной линии «Маша – Дубровский» развязка уже произошла, но завязавшаяся «разбойничья жизнь» еще не кончилась. Так что для одной сюжетной линии - это последействие, а для другой сюжетной линии ...

Д. …развязка.

У. Пушкин решил нам сообщить еще и о том, чем закончилась разбойничья жизнь. И начинает он, казалось бы, с бытовой сцены: люди заняты обычными делами; все заняты кто чем, хотя почему-то «странное молчание царствовало в сей толпе». И вот караульщик «запел во все горло меланхолическую старую песню: «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне молодцу думу думати».

Что значит «меланхолическую»?



Д. Грустную.

У. Слово «меланхолия» происходит от греческих слов, буквально означающих «черная желчь» - уныние, тоска, грустное настроение. А можно ли в унынии запеть во все горло меланхолическую песню?

Д. Странно как-то. Грустную песню во все горло не поют.

У. Может быть, караульщик и не умел выразить свою тоску, но ведь и все вокруг странно молчали. Почему?

Д. ...

У. Может быть, песня нам бы и подсказала, но здесь всего две строки, из которых не ясно, какую же думу думает лирический герой этой песни - молодец. Как это характерно для народного творчества, существует ряд вариантов этой песни. Можно предположить, что Пушкин имел в виду тот вариант, который он полностью приводит в другом своем произведении под названием «Капитанская дочка», над которой он начал работать в 1833 году, еще не закончив работы над Дубровским:
Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне доброму молодцу думу думати.

Что заутра мне доброму молодцу в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя.

Еще станет государь-царь меня спрашивать:

Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?

Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всеё правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ темная ночь,

А второй мой товарищ булатный нож,

А как третий-то товарищ, то мой добрый конь,

А четвертый мой товарищ, то тугой лук,

Что рассыльщики мои, то калены стрелы.

Что возговорит надежа православный царь:

Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Середи поля хоромами высокими,

Что двумя ли столбами с перекладиной.


Так о чем же эта песня? Почему рассказчик называет ее «меланхолическою»?

Д. О разбойнике, которого ждет виселица. Он это предчувствует.

У. А как относится народ к разбойникам в фольклоре вообще и в этой песне в частности?

Д. Обычно с симпатией. И здесь так же.

У. Все народы всегда относились к разбойникам с симпатией, если те выступали против власть имущих. Такими благородными разбойниками в народных произведениях становились и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Робин Гуд. Народ идеализировал их, видел в них борцов за волю, за свободу, за освобождение от ненавистных угнетателей. А разбойников-душегубов народ осуждал.

Герои народной драмы «Лодка», которую вы когда-то читали, - тоже разбойники, и симпатии народа на их стороне. Понятен и близок народу и приказ атамана, которым заканчивается пьеса: «Эй, молодцы, жги, пали Богатого помещика!»

А с точки зрения рассказчика Пушкина, разбойники - благородные люди? Они только грабят? Не убивают?

Д. Грабят только богатых, но Архип же ходил с топором, хотел убить чиновников, а потом все равно закрыл дверь, чтобы они сгорели.

Д. Но он кошку спас!

У. А когда Верейского вытащили из кареты?

Д. «Над ним засверкали ножи».

У. Ясно, что разбойники не остановятся перед убийством, и это вряд ли может нравиться рассказчику. Но отношение рассказчика к разбойникам сложное: он видит в них людей, способных на благородные поступки, на верность, дружбу, защиту.

И если уж вспомнили народную драму «Лодка», то давайте вспомним отрывок из неоконченной поэмы Пушкина «Братья разбойники», который вы читали в связи с этой драмой. Для рассказчика в этой поэме разбойник - это прежде всего злодей, «кто не прощает, не щадит, / Кого убийство веселит», кто совесть отогнал прочь, кого ждет «Божий гнев», хотя ему и жалко братьев-разбойников, ведь они росли сиротами, в бедности и горе.

Так почему же все-таки царствовало «странное молчание»? Понятно ли вам теперь?

Д. Да. Разбойники понимали, что их ждет. Долго так продолжаться не могло.

У. Ну а если уж говорить о благородстве, то кто среди разбойников был единственно благородным. Почему?

Д. Дубровский. Ведь он «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет».

У. Более того, он утверждал, что так как «сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

Вот такой благородный разбойник, особенный. Действительно, разбойниками обычно становились крестьяне и очень редко дворяне. Правда, в основе романа лежит исторический факт, о котором узнал Пушкин: небогатый дворянин Островский, судившийся с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними дворовыми, стал грабить сперва подьячих, а затем и других. Возможно ли встать на путь разбоя и остаться «благородным»?



Д. ...

У. Далее Пушкин нам показывает бой разбойников с царскими войсками. Из кого состояли войска?

Д. Из солдат.

У. А солдаты - это бывшие крепостные крестьяне. И разбойники - такие же крестьяне - их убивают. А Дубровский?

Д. Он руководит боем, убивает офицера.

У. И Дубровский обагрил свои руки кровью, и он, который когда-то не хотел обидеть товарища-офицера, убивает офицера. Зачем же дает эту сцену Пушкин?

Д. ...

У. Вероятно, чтобы показать, чем все может кончиться. И здесь очень важно понимать и отношение Дубровского к своим «товарищам-разбойникам». О чем мечтали крестьяне? О свободе? Об отмене крепостного права?

Д. Нет. О добром барине.

У. А Дубровский мечтал об освобождении крестьян?

Д. Нет. Он мечтал о мести.

У. А затем мечтал о Маше, и когда его мечты разбиваются, он исчезает, оставляя разбойников, называя их «мошенниками». Дубровскому чужды интересы крестьян, он с их помощью пытается решить свои личные задачи.

Можно было бы и поглубже погрузиться в замысел Пушкина, но не все сразу. Может быть, когда вы подрастете, вы еще раз перечитаете этот роман и откроете для себя что-то новое.



Итог обсуждения

А пока остановимся на достигнутом уровне понимания и окинем взглядом все основные события романа. Те названия глав, которые вы придумали (может быть, и не совсем удачно), помогут «удержать» всю структуру романа, его основные сюжетные линии (открывает запись на доске).


Том первый

Глава I. Ссора друзей.

Глава II. Суд.

Глава III. Приезд Владимира Дубровского.

Глава IV. Визит Кирила Петровича.

Глава V. Похороны.

Глава VI. Пожар,

Глава VII. Разбойники.

Глава VIII. Маша. Подвиг Дефоржа.

Том второй

Глава IX. Обед. Разговоры о разбойниках.

Глава X. Я – Дубровский.

Глава XI. Встреча Дубровского и Дефоржа.

Глава XII. Свидание.

Глава XIII. Верейский.

Глава XIV. Сватовство.

Глава XV. Второе свидание.

Глава XVI. Ссора Маши с отцом.

Глава XVII. История с кольцом.

Глава XVIII. Венчание.

Глава XIX. Конец разбойничей жизни..


1. Каждая глава - отдельный законченный эпизод с маленьким сюжетом.

2. Главные герои, вокруг которых разворачивается основная сюжетная линия, появляются в главе III (Дубровский) и в главе VII (Маша).

3. Пушкин нарушает хронологию событий (хронологически глава XI должна была бы быть перед главой VIII, а она попадает даже во второй том; роль такой перестановки глав).

4. С точки зрения основной сюжетной линии «Маша – Дубровский», весь первый том романа - большое преддействие, заканчивающееся завязкой. Введение второго тома позволяет не просто выделить отдельные эпизоды, но и отделить развитие основного действия от всего того, что ему предшествовало.



Задание на дом.

У. Теперь, я думаю, вы готовы написать сочинение по роману «Дубровский» на одну из трех тем: «Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Троекурова»; «Развитие характера Владимира Дубровского»; «Отношение рассказчика к Марии Кириловне».

Выберите наиболее интересную для себя тему. Еще раз пролистайте роман, сделайте закладки в тех местах, которые будут использоваться как наиболее яркие «доказательства». Обязательно продумайте план сочинения. Легче всего идти вслед за развитием сюжета, но возможны и любые другие ходы. Главное, чтобы тема была раскрыта и ваши соображения были доказаны текстом.


Примечание. Желательно провести классное сочинение в течение 2 уроков (как и было в нашем случае.) Сочинение может быть и домашним (если не хватает учебных часов на изучение программы в полном объеме).
Урок 16. О романе А.Пушкина «Дубровский»

Обсуждение сочинений
Пушкин вставил Машу в повесть не только, чтобы показать ее любовь, но и чтобы через нее показать характер других героев и ее собственный характер.

Из сочинений.
У. Итак, сегодня вам предстоит разобраться в ваших сочинениях по роману А.С.Пушкина «Дубровский». В какой журнал вы писали эти работы? Кем вы сегодня будете на уроке?

Д. Мы писали в журнал «Читательские мнения». Мы будем критиками критиков.

У. Надо сказать, что во всех ваших сочинениях есть недостатки; даже в тех, которые вошли в журнал. Есть много ошибок, свидетельствующих о невнимательном отношении к тексту. Например, один из авторов считает, что Дубровский, решив выйти в отставку, потерял свою честь и достоинство. Но на самом деле Дубровский теряет не честь или «работу» (как пишет Настя), а бросает «намерения и мечты».

Некоторые поняли эпизод поездки Троекурова к больному Дубровскому так: «Троекуров совсем без стыда, когда Дубровский заболел из-за него, он осмелился поехать в Кистеневку»; «Троекуров увидел, что Андрей Гаврилович стал хуже себя чувствовать и стал над ним издеваться».

А у Пушкина так: «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала... Он решил помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние».

Еще один автор пишет: «Дубровский хочет отомстить Троекурову и притворяется в роли француза-учителя». Так ли это? Разве Владимир появляется у Троекурова из-за мести?

Вот еще одно мнение: «Троекуров не был завистлив потому, что был богат, а Дубровский был завистлив потому, что был беден». А у Пушкина про старого Дубровского сказано так: «Он был горячий охотник... он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Зависть - не постоянная черта его характера, а мимолетное настроение, появившееся в определенной ситуации.

А теперь давайте вспомним темы сочинений.



Д. «Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Троекурова»; «Развитие характера Владимира Дубровского»; «Отношение рассказчика к Марии Кириловне».

У. На тему «Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Троекурова» написано очень мало сочинений. Почему? Это самая трудная тема или самая неинтересная?

Д. ...

У. Остальные критики выбрали две другие темы, причем больше удачных работ написано на тему «Развитие характера Владимира Дубровского». Как вы думаете, почему?

Д. ...

У. А в теме «Отношение рассказчика к Марии Кириловне» об отношении к каким качествам Маши надо было писать? К ее красоте? Или еще что-то более важное в ней есть для рассказчика?

Д. Ее характер.

У. Да. Роман Пушкина относится к эпосу, а в эпосе нам важен прежде всего характер человека, его мысли и чувства, раскрывающиеся через его поступки.

Получается, что все три темы - про характер. Только раскрывать характеры надо было по-разному: сравнить два характера, показать развитие характера Владимира, показать отношение рассказчика к характеру Маши.

Вот и попробуем разобраться, почему трудно было писать сочинение «Отношение рассказчика к Марии Кириловне».

Послушайте сочинение Тани и оцените его письменно, а потом вместе обсудим.


Рассказчик, когда знакомит нас с Марьей Кириловной, подчеркивает, что она воспитывалась одна. «Она не имела подруг и выросла в уединении». В этой фразе рассказчик относится к Марье Кириловне с сочувствием. «Отец любил ее до безумия, но обходился с ней со свойственным ему своенравием». Тут опять рассказчик ей сочувствует.

Когда француз приезжает и Маша переводит ему грубые выражения отца, она краснеет, но она не считает Дефоржа мужчиной, поэтому рассказчик относится не с таким к ней сочувствием, как раньше: «Маша, воспитанная в аристократических предрассудках...»

Когда Дефорж убивает медведя, то Маша изумлена: «... Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь». Рассказчик относится к ней с сочувствием, с вниманием.

Дефорж назначает свидание, Маша думает, как принять признание Дефоржа: «...с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы». Мне кажется, что тут маленькая насмешка.

Но когда Дефорж говорит, что он Дубровский, тут уже насмешки нет, рассказчик говорит, что Маша «бедная», здесь уже какая-то жалость, сочувствие: «бедная красавица...»

Появляется Верейский. Когда они приехали к нему, «Марья Кириловна веселилась как дитя». Рассказчик сочувствует ее радости.

Когда князь стал сватать ее, «он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным». Рассказчик относится к ней с жалостью.

Дубровский опять назначает свидание. «Тут Дубровский закрыл лицо руками, он, казалось, задыхался - Маша плакала...»


У. Раскрыл ли критик тему сочинения?

Д. ...

У. Сочинение не закончено. Как вы думаете, почему критику не хватило времени? Сколько времени понадобилось бы, чтобы закончить сочинение?

Д. Много. Она идет по тексту, берет все эпизоды подряд.

У. Таня сама сказала перед сочинением, что у нее нет плана, и он ей не нужен, она его напишет потом. При таком методе работы - строго по тексту - план действительно не нужен: как появляется фраза про Машу - критик ее тут же объясняет.

Такой ход целесообразен при анализе маленького по объему лирического стихотворения. Анализ же эпоса всегда требует выбора наиболее важных моментов. А этот выбор и выражается в составлении плана.

Давайте сравним два плана (открывает доску).
План Оли

1. Воспитание Маши.

2. Любовь Маши к Дефоржу.

3. Встреча, где Маша узнает, что Дефорж - Дубровский.

4. Отношение Маши и рассказчика к Верейскому.

5. Свадьба. Конфликт с Дефоржем.


План Артема

1. Маша воспитывалась по книгам.

2. Маша была застенчива, когда переводила Дефоржу реплики Кирилы Петровича.

3. Маша была пылкая мечтательница.

4. Маша была любопытна.
У. Итак, Оля и Артем делают выбор. Но что выбирает каждый?

Д. Оля выбирает основные эпизоды, Артем - черты характера Маши.

У. Если писать по этим планам, то обязательно будет раскрыто отношение рассказчика к Маше?

Д. Нет. Не обязательно. По Олиному плану можно просто пересказать судьбу Маши. А по плану Артема может получиться сочинение о характере, как и в теме про Дубровского.

У. Чего же не хватает в пунктах планов обоих критиков?

Д. Не сказано об отношении рассказчика.

У. Вот Артем и зачеркнул свой план и написал другой:


  1. Как рассказчик относится к Маше?

  2. Как он это показывает?

Как вы думаете, почему Артем это сделал?



Д. Потому что он хотел связать план с темой.

У. А по второму плану Артема легко написать на эту тему?

Д. Трудно. Во втором плане нет выбора материала.

У. И может получиться то же, что и у Тани. Как же сделать так, чтобы и отбор материала был, и тему не потерять? Можно помочь Артему сделать из двух его планов один, но удачный?

Д. предлагают соединить оба плана по пунктам, например:


  1. Оценка рассказчиком воспитания Маши.

  2. Отношение Р к застенчивости Маши (эпизод «перевода»)... и т.д.


У. Итак, Артем выбирал основные черты характера Маши, а Оля - основные моменты сюжета. Можно в Олин план внести добавления так, чтобы раскрыть тему?

Д. Можно.

Дети предлагают варианты плана.



У. Основные трудности связаны с тем, что вы не умеете составлять план, без чего нельзя написать хорошее сочинение даже при самом лучшем знании текста. И весь ваш труд (закладывание страниц и др.) пропадает даром. Но есть и другие трудности, связанные с тем, что вы не умеете вычитывать отношение рассказчика.

Вам легко, когда в тексте есть прямая оценка рассказчика. Например, написано: «бедная красавица», и всем сразу ясно, что рассказчик сочувствует своей героине. Правда, и эта оценка коварна: за словом «бедная» может прятаться и насмешка. Но у Пушкина здесь действительно сочувствие.

Ну, а если автор не дает прямой оценки, как тут быть? Вот, например, что пишет Наташа: «Рассказчик относится к Маше жестоко, когда они готовят свадьбу с Верейским. Потому что нельзя так делать, если человек не хочет. Маша правильно сделала, что не хотела выходить замуж за Верейского».

Если на героя по сюжету падают жизненные невзгоды, значит ли это, что писатель к нему плохо относится?



Д. ...

У. Если следовать Наташиной логике, то надо сделать вывод, что рассказчик хорошо относится только к Троекурову. Ведь всем остальным героям он придумал тяжелые испытания, а отца Дубровского и вовсе лишил жизни.

И еще Наташа пишет, что «рассказчик заставляет Машу плакать». А всегда ли вообще рассказчик сочувствует слезам героев?



Д. ...

У. Вспомните «Муму» Тургенева. Там барыня часто плачет. А жалеет ли ее рассказчик Тургенева?

Д. ...

У. Итак, трудности могут возникать и от неумения вычитать авторское отношение, которое как правило спрятано за позицией рассказчика. Разберем наиболее трудные для вас места текста. Эпизод после свадьбы: «Поздно, я дала клятву», - говорит Маша. Но как к этому поступку Маши относится рассказчик? Вот три мнения из ваших сочинений:
Оля не уверена, «то ли согласен Р с Машей, то ли так же, как Владимир, ошеломлен»;

Андрей пишет, что «Маша обидчивая: «я дала клятву»;

Дина полагает, что Маша не может согласиться на предложение Владимира, «потому что она пойдет против Бога».
Кто из критиков ближе к пониманию позиции рассказчика?

Д. ...

У. Вспомните эпизод первой встречи главных героев: «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною».
Дима пишет: «Р согласен с ней, ведь это простой учитель».

А Таня считает, что «здесь Р относится не с таким к ней сочувствием, как раньше – «воспитанная в аристократических предрассудках».


С кем вы согласны?

Д. ...

«Развитие характера Владимира Дубровского».

У. И, наконец, самой простой была для вас тема об изменениях в характере Дубровского. Были и интересные планы, например, план Ани.
1. Черты характера В.Дубровского до его превращения в разбойника: беззаботность, непредусмотрительность, несдержанность, доверчивость, наивность, вспыльчивость, решительность, благородство, смелость.

2. Черты характера В.Дубровского, уже наученного горьким опытом: честность, смелость, решительность, сдержанность, благородство; несдержанность (деньги Спицына), пылкое сердце.


У. У автора одного из самых удачных сочинений - сюжетный план, как у Оли, но внутри событий критик нашел и проявления характера Дубровского.

Послушайте сочинение Алеши (1) и Дины (2)на эту тему. Оба они вошли в наш журнал.


(1)

Дубровский-младший воспитывался в Кадетском корпусе в Петербурге и был выпущен корнетом в гвардию: отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты... не заботился о будущем, предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости. Владимир мало общался со своим отцом и почти ничего не знал о его делах и здоровье. Он был потрясен письмом няни Егоровны, из которого узнал о состоянии отца. Он сразу же решает ехать в Кистеневку и готов пожертвовать своими мечтами ради отца. До сих пор он был благородным скорее по происхождению, теперь же он становится им в действительности.

Смерть отца резко изменила жизнь Владимира. Особенно важно столкновение его с несправедливостью. Когда его имение было отнято богатым и своенравным Троекуровым. В тот вечер, когда в его дом вошли приказные, он понял, что потерял все: родителей, положение в обществе, достаток, беззаботное будущее. Наглость чиновников, презрительное их отношение к Владимиру пробудило в нем решимость как-то бороться в этой несправедливостью. В своей решимости он был не одинок, его поддерживали крестьяне Кистеневки. Пожар был их общим протестом. Так началась новая жизнь Дубровского – «благородного разбойника».

С отрядом Кистеневских крестьян Дубровский нападал на богатых помещиков, грабя жуликов, чиновников, щадил крестьян и бедных людей. Он мстил не только за свою искалеченную жизнь, но и наказывал негодяев за их зло, которое они причинили другим людям.

Но все-таки жизнь разбойников была чужда ему. Даже любовь к Маше была еще и средством отвлечься от этой жизни. Эта любовь и удерживала Владимира от мести своему главному врагу – Троекурову. Ради этой любви он оставался в России. Когда же он потерял и эту последнюю искорку счастья, он расстался со своим отрядом и скрылся за границу.
(2)

Владимир Дубровский служил в Петербурге. Он любил своего отца и мать. В.Дубровский был честолюбив, расточителен, мечтал жениться на богатой невесте. Когда он играл в карты, то проигрывал, не задумываясь об отце. Дубровский честно выполнял свою службу. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти...», «И предвидя себе рано или поздно богатую невесту».

Но когда Дубровский получает письмо от няни, где написано, что отец при смерти, Дубровский бросает службу, свои намерения и мечты и едет к отцу.

Когда отец умирает, Дубровский разорен, потому что Троекуров у него все отнял. Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался Троекурову. Дубровский становится разбойником, но когда он грабил богатых, он отдавал деньги бедным. Люди любили В.Дубровского и шли за ним, а он умел руководить людьми. Когда вдова послала своему сыну деньги, а Пафнутьевич взял эти деньги, Дубровский их отдал сыну. Митя любил Дубровского, не боялся никаких розог и готов для Дубровского сделать все.

Наконец Дубровский хочет отомстить Троекурову и притворяется в роли француза-учителя. Дубровский умный, талантливый, он давал Маше уроки по музыке и по французскому языку. Дубровский был смелый, хладнокровный. Ведь не каждый может убить медведя.

Дубровский сразу, когда увидел Машу, влюбился в нее. «Маша не заметила впечатления, произведенного ею на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса». А Маша влюбилась в Дубровского, когда она увидела, что Дубровский не такой, как все. Он не преклоняется перед Троекуровым, не позволит издеваться над собой.

И когда он ее полюбил, Дубровский не хотел больше мстить Троекурову. И когда Маша вышла за Верейского и не могла пойти за Дубровского, потому что она пойдет против Бога.

Когда начался бой, то Дубровский понял, что он потерял все. Он не мог остаться с разбойниками, потому что им понравилось грабить, а Дубровский был честный, и ему было противно грабить. И он уезжает за границу.


У. Какое из этих сочинений вам больше понравилось и почему?

Д. ...

У. А какие в этих сочинениях недостатки?

Д. ...

Учитель в процессе обсуждения обращает внимание детей не только на содержание (раскрыта ли тема, правильно ли понят текст романа), но и на форму (композицию сочинения, связь его частей, язык).


Задание на дом. Сделать инсценировку одного из эпизодов романа по выбору:

  1. Свидание.

  2. Кольцо.


Урок 17. Инсценировка фрагментов романа «Дубровский»

Обсуждение инсценировок
Обсуждения результатов выполнения домашнего задания происходит с точки зрения успешности перевода эпоса в драму. (См. УМК 5 класса - Инсценировка сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).

После обсуждения желательно лучшие детские инсценировки разыграть по ролям. Это повысило бы в глазах детей значение проделанной работы (об этом их можно предупредить заранее).






<< предыдущая страница